Конспект батик 7 класс

Обновлено: 02.07.2024

Для украшения материала существует несколько способов, одним из самых популярных является батик. Под этим названием подразумевается ручная роспись по ткани с применением, так называемых, резервирующих составов. Рисунки, создаваемые своими руками, получаются не только красивыми, но и эффектными. К тому же, это отличный способ занять свое свободное время и увлечься настоящим творчеством.

Что такое батик

Термин батик – это обобщенное название различных способов ручной росписи ткани. В качестве основы данной техники используется принцип резервирования, т.е. покрывания специальным составом тех мест материала, которые должны остаться неокрашенными, чтобы в итоге получился нужный узор. Для получения четких контуров (границ) применяется специальный закрепитель под названием резерв, изготавливаемый на базе бензина, парафина, водной основы.

Техника основана на том, что резиновый клей, парафин и некоторые виды смол и лаков, которые наносятся на материю и не пропускают через себя красящее вещество. Что касается материй, для росписи которых используется техника батика, то ими являются хлопок, шелк, шерсть и синтетика. Для получения одежды с расписанной поверхностью, например, футболки, существует несколько видов батика.

История

Невзирая на то, что создание рисунков на материи было известно в разных регионах мира, родиной батика в современном понимании этой техники считается Ява. Мастера этого индонезийского острова смогли достичь небывалых высот и изыска в плане окрашивания тканей. Им удалось за короткий срок сделать из данного ремесла целое искусство. На создание одного полотна у мастеров могли уходить месяцы, и даже годы. Это связано с многоступенчатым этапом подготовки материи: вымачивание, кипячение, отбеливание, длительный процесс окрашивания с нанесением воска, окраской, сушкой.

Берберский батик

Из-за длительности процесса первоначально одежду, которая была покрыта узорами с помощью батика, носили только аристократы. Мастера острова Ява использовали хлопковые ткани, передавая секреты ремесла из поколения в поколение. Интересной особенностью является то, что узоры у разных семей могли существенно отличаться друг от друга. Выполненные узоры имели разнообразную тематику: от растительных орнаментов и геометрических узоров до мифологических сюжетов. На северном побережье острова используются более светлые оттенки, чем в центральной части.

Достоверно известно, что по рисункам на одежде можно было определить, к какой касте относится тот или иной человек. Повторять традиционные королевские орнаменты запрещалось. Каждая девушка в своем приданном обязательно должна была иметь вещи, украшенные при помощи техники батика. К примеру, красочные материи, занавеси, настенные панно, предметы гардероба. Даже сегодня у народов Явы одежда из расписанных вручную материалов пользуется большой востребованностью, часто она изготавливается в коммерческих целях.

В XVII-м веке, когда Ява стала голландской колонией, батик начинает поступать в страны Европы. В дальнейшем европейцами был изобретен электрический прибор батик-штифт, с помощью которого можно было хранить воск в расплавленном состоянии. В 1801-м году Жозе-Мари Жаккар создал автоматический станок со специальными перфокартами, благодаря которому появилась возможность производить полотна с рисунками, созданными художниками. Благодаря этому техника батика перешла на новый уровень. Самую большую популярность в Европе она приобрела лишь в конце XIX-го века.

Рисование на ткани

Техника росписи ткани делится на несколько видов в зависимости от того, какие материалы используются, и какие этапы необходимо преодолеть, чтобы получить поверхность с эффектным рисунком. Особенность того или иного вида состоит в том, что один вариант идеален для синтетических волокон, второй – для декорирования шелка и т.д. Более детально ознакомиться с их отличиями вы можете ниже:

Техника выполнения

Прежде всего, на полотно наносятся краски, чтобы на стыке разных оттенков получились четкие и ясные границы. Для этой цели используется резерв, т.е. специальный закрепитель на основе бензина, парафина и т.д. – состав варьируется в зависимости от выбранной техники, материала, красок. В основном выделяют следующие типы техник:

  • холодную;
  • горячую;
  • свободную роспись;
  • свободную роспись с применением солевого раствора.

Холодный батик

Роспись по ткани батик, как хобби, подойдет в основном терпеливым людям, т.к. этот процесс является трудоемким и длительным. Одной из популярных техник является холодная, которая появилась гораздо позже горячей, с развитием химической промышленности. Ее появление упростило работу. Роль воска в холодной технике выполняют специальные резервы, которые не нужно нагревать, вытравливать и снова наносить.

Для работы потребуется создать отдельное рабочее место. Идеальным вариантом является хорошо проветриваемое помещение, например, балкон. Связано это с тем, что пары резервирующего вещества оказывают не совсем хорошее влияние на здоровье. Если вы собираетесь использовать расписанный материал для применения в виде скатерти, шарфа и т.п., то учтите, что нужно произвести закрепление краски: запекание в духовке, запаривание на водяной бане без контакта с конденсатом/водой, утюгом. Если этого не сделать, то при первой стирке вся работа смоется. Вам понадобится:

  • простой карандаш;
  • резерв (черный), стеклянная трубочка для него;
  • каланоковые кисти, анилиновые составы;
  • кнопки, подрамник;
  • натуральный шелк (крепдешин).

Роспись по шелку

Определитесь с выбором эскиза, для него вам потребуется лист тонкой бумаги. Если вы хотите что-то эффектное, то отдайте предпочтение цветам. Нанося элементы на полотно, старайтесь рисовать их так, чтобы каждый из них имел замкнутый контур. Наносить резерв на контуры нужно без задержки, но и без спешки. Последовательность действий:

  1. Для начала постирайте материю, затем натяните предварительно высушенное полотно на подрамник, используя кнопки.
  2. Возьмите стеклянную трубочку, наполните ее резервом. Нанесите состав на контуры элементов.
  3. Для увеличения количества оттенков разбавьте одну и ту же краску разным количеством воды. Используйте баночки из-под йогурта, одноразовые стаканчики.
  4. Займитесь росписью цветов (от светлого до темного тона) и фона.
  5. Возьмите соль, присыпьте ею полотно и дайте ему подсохнуть. Стряхните соль и после того, как материя высохнет, уберите ее с подрамника.
  6. Через 24 часа прокипятите полотно (около 3 часов), постирайте в теплой мыльной воде.
  7. Обязательно прополощите творение, добавив в воду чуточку уксуса. Аккуратно отожмите изделие и прогладьте его, пока оно влажное.
  8. После окончания процедуры выдуйте резерв обратно в емкость, а стеклянную трубочку ополосните в бензине. В противном случае остатки состава затвердеют, и инструмент станет непригодным для дальнейшего применения.

Горячий

Батик на одежде смотрится красиво и эффектно. Решив приобщиться к такому хобби, обратите внимание на горячий способ. Он подходит для тех, кто не любит кропотливо закрашивать каждый кусочек полотна, просиживая за этим делом по несколько часов. Даже без больших стараний у вас может получиться полотно, из которого сошьются эксклюзивные юбки, платки и даже костюмы. Работа при такой технике ведется с расплавленным на огне воском, стеарином, парафином или их смесью, поэтому будьте осторожны. Перечень инструментов, которые могут понадобиться при декорировании полотна:

  • натуральная ткань, к примеру, хлопок, шерсть, шелк;
  • картонный трафарет;
  • красящие средства для росписи по ткани;
  • стакан для воды;
  • воск, чантинг;
  • кисточки, резиновые перчатки;
  • целлофан, газеты:
  • фен или утюг.

Для работы вам лучше надеть одежду, которую не жалко будет испортить, т.к. краска для ткани практически не отстирывается. Как вариант, наденьте непромокаемый фартук. Горячая технология батика состоит из следующих действий:

  1. Для нанесения на полотно одного из перечисленных растворов воспользуйтесь специальным инструментом – чантингом. Он похож на леечку с тоненьким кончиком. Хотя, в последнее время широкое применение приобрели кисти, с помощью которых наносят мазки и точечные капли на ткань. После этого сверху нужно нанести слой краски.
  2. Далее можете снова нанести на некоторые зоны воск и другой тип краски. Чтобы узоры стали упорядоченными, используйте штампы, которые нужно окунать в расплавленный воск. Можете использовать 2-3 тона и больше.
  3. Как только краска высохнет, избавьтесь от воска. Для этой цели положите на ткань газету и прогладьте ее – она должна впитать расплавленное вещество. Затем положите новую газету и повторите процедуру. Делать это нужно до тех пор, пока воска на полотне совсем не останется.

Картина в технике Горячий батик

Свободная роспись

Благодаря такой технике батика можно проявить все свои способности в области рисования, т.к. здесь нельзя сформировать рисунок по какому-то определенному шаблону. С помощью свободной росписи создается индивидуальное и неповторимое произведение. В основном такой тип техники практикуют с применением масляных красок со специальными растворителями или анилиновых красителей. Можете даже ставить эксперименты, добавляя где-то солевой эффект или резервирующий состав, или используя спиртосодержащие вещества, чтобы увлажнить ткань. Способы свободной росписи в батике:

  • красками, загуститель из резервирующей жидкости;
  • с помощью красок, солевого раствора;
  • печатными красками;
  • масляными красками;
  • по шелку, аппретирующий загустителями.

Свободная роспись с применением солевого раствора

Сущность этой техники заключается в том, что натянутую на рамку ткань, в зависимости от конкретного рисунка, пропитывают водным раствором соли (поваренной) и после ее высыхания производят роспись полотна. В некоторых случаях ее проводят красками из основных красителей, в которые был введен раствор соли. Такой подход помогает ограничить растекаемость краски по ткани и предоставляет возможность создавать рисунки свободными мазками. При этом можно варьировать как форму, так и степень насыщенности тем или иным цветом.

Следует добавить, что свободную роспись красками, в состав которых введен раствор поваренной соли, можно удачно сочетать с обычной росписью холодным батиком. Для этой цели некоторые фрагменты рисунка создают свободной росписью с доработкой графическим рисунком. Фоновые перекрытия в этом случае осуществляют на участках, которые ограничены резервом. Вместо соли в качестве грунта может использоваться желатин или крахмал. Решив углубиться в это ремесло и попробовать создать эффектный рисунок таким способом, подготовьте следующие инструменты, материалы:

  • анилиновые красители:
  • солевой раствор;
  • отрез шелковой ткани, который натянут на раму;
  • эскиз будущей работы;
  • кисти для работы с красками разной толщины, кисти-флейц для пропитки материала, синтетика;
  • пипетка для забора краски, вода для промывки кистей;
  • палитра;
  • мягкий карандаш 8В.

Для приготовления солевого раствора возьмите пару столовых ложек соли на стакан воды. Разводить соль нужно в горячей воде в эмалированной или стеклянной посуде, чтобы все кристаллики растворились. В зависимости от поставленной задачи нанесите предварительную роспись очень мягким карандашом на натянутом шелке. Роспись по соляному раствору состоит из трех этапов:

  1. Роспись по-сырому. Подготовьте на палитре нужные цвета перед тем, как шелк пропитается раствором из соли. Кроме того, для разбавления красок используйте только солевой раствор. Пока шелк еще сырой, широкими прикосновениями или мазками кисти нанесите краски на свои места. По очень влажной ткани краска начнет растекаться неожиданными формами.
  2. Роспись по полусухому шелку и нанесение пятен второго плана. Пока шелк влажный и на нем образуются солевые кристаллики, вы сможете добиться живописных эффектов. Краска не разбегается неконтролируемо во все стороны, но от кисточки останется след, который впоследствии немного расплывется. Особенно это идеально для имитации природных фактур.
  3. Графическая прорисовка деталей, относящихся к первому плану. Как только солевой раствор высохнет, ткань станет хрустящей, а краска едва заметно растечется по ней. Продолжите работу прорисовкой деталей путем нанесения коротких мазков или ставя разного размера пятна.

Свободная роспись по шелку

Батик для начинающих

Занимаясь росписью ткани, вы обязательно почувствуется свою причастность к высокому искусству, особенно, когда начнете получать эффектные узоры и рисунки на ткани. Со временем вы сможете выработать собственный дизайн и стиль, в котором будет выдержаны разные предметы вашего гардероба. Новичкам лучше остановиться на технике холодного батика, т.к. горячий вариант является более сложным, трудоемким. Строго придерживайтесь технологии, чтобы сделанная работа получилась необходимого качества:

  • Вначале потребуется натянуть ткань на раму так, чтобы она не провисала. Мастера батика часто натягивают мокрое полотно, т.к. после высыхания она делается более упругим.
  • Подготовьте эскиз, который рисуют карандашом на бумаге.
  • Далее эскиз переводится на материю. Для этой цели бумагу закрепляют под материей так, чтобы линии узора можно было обвести на полотне мягким карандашом.
  • Обведите контуры, используя резервирующий состав. Чтобы набрать резерв, опустите носик стеклянной трубочки в емкость с контурной жидкостью, а в другой конец вставьте спринцовку (резиновую) – с ее помощью жидкость будет всасываться в трубочку.
  • Затем проверьте контур. После полного высыхания резервирующего состава необходимо пройтись смоченной в воде кистью по всему рисунку по одну сторону от контура, а через некоторое время убедиться в том, что вода не перешла за линию резерва. Если вы обнаружите места, где контур окажется слабым, то после полного высыхания материи снова пройдитесь резервом по этим зонам.
  • На шестом шаге займитесь окрашиванием росписи. Будьте предельно аккуратны.
  • В конце снимите работу с рамы и закрепите батик при помощи проглаживания, запекания или как вариант, можете распарить (запарить) на водяной бане.

Что нужно приготовить для первых занятий

Прежде чем начать осваивать одну из техник батика, подготовьте соответствующие принадлежности. При этом помните, что успех закрепления цветов зависит и от качества используемых красок. В любом случае, стирать одежду с батиком нужно в прохладной воде с добавлением небольшого количества уксуса. Для первых занятий вам обязательно понадобятся:

Шелковая ткань

Рисунки для батика для начинающих

Относительно простым вариантов для новичков является рисунок в виде композиции из цветов. Он отлично смотрится на детской и взрослой одежде, полотнах, которыми декорируются помещения. Чтобы на материи красовался целый букет, выполните следующие действия:

  1. нарисуйте три овала разного размера;
  2. в центре каждого овала изобразите волнистую цветочную сердцевину, а внизу – стебель;
  3. нарисуйте вокруг каждой сердцевины по цветку;
  4. изобразите наверху с правой части цветков бутон;
  5. сделайте более объемные стебли, подрисуйте к каждому из них листья;
  6. нарисуйте листья и вокруг цветков;
  7. в конце аккуратно сотрите все вспомогательные окружности.

Другим не менее интересным и быстрым вариантом является букет роз. Чтобы получить такой эскиз, нарисуйте на бумаге несколько окружностей, после чего преобразуйте каждую из них в распустившийся многослойный бутон. Потренируйтесь на бумаге, чтобы в дальнейшем вы смогли нарисовать розы резервом на материи с первого раза. Рисовать букеты цветов на полотне придется без каких-либо вспомогательных линий.

Педагогические цели,тип урока,планируемые результаты(метапредметные),личностные результаты,универсальные учебные действия(метапредметные).Основное содержание темы,понятия,термины-понятие о ручной росписи тканей,поготовка тканей к росписи.Виды батика,технология холодного батика,декоративные эффекты в холодном батике.Художественные особенности свободной росписи тканей;колористическое построение композиции;инструменты и приспособления для свободной росписи;подбор тканей и красителей.Приемы выполнения свободной росписи.Свободная роспись с применением солевого раствора.Закрепление рисунка на ткани.

ВложениеРазмер
Технология 7 класс .Ручная роспись тканей.Батик. 26.94 КБ

Предварительный просмотр:

Тема : Ручная роспись тканей

способствовать получению обучающимися практического опыта познания и самообразования ,основанного на приобретенных знаниях, умениях и способах практико-ориентированной и исследовательской деятельности ;дать представление о ручной росписи ткани: способствовать овладению навыком росписи ;развивать инициативность, самостоятельность, мышление, творческое воображение; прививать интерес к предмету.

Тип урока: урок освоения новых знаний

получат представление о технике ручной росписи тканей, технологии горячего и холодного батика. овладеют навыками выполнения технологических операций с использованием ручных инструментов, навыками организации рабочего места с соблюдением требований безопасного труда и правил пользования инструментами. Научатся подбирать ткани и красители для работы. Освоят приёмы свободной росписи тканей.

Личностные результаты : проявляют самостоятельность в приобретении новых знаний, практических умений и навыков.

Универсальные учебные действия(метапредметные):

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу урока;, планировать и регулировать свою деятельность, оценивать правильность выполнения учебной задачи.

Познавательные: анализировать информацию, сравнивать свойства, решать учебную или трудовую задачу на основе заданных алгоритмов; осуществлять поиск необходимой информации из разных источников.

Коммуникативные: выражать свои мысли, использовать современные средства связи и коммуникации поиска необходимой учебной информации.

Основные элементы содержания работы :

Понятие ручной росписи тканей. Подготовка тканей к росписи. Виды батика. Технология горячего батика. Декоративные эффекты в горячем батике. Технология холодного батика. Декоративные эффекты в холодном батике. Художественные особенности свободной росписи тканей. Колористическое построение композиции. Инструменты и приспособления для свободной росписи . Подбор тканей и красителей. Приёмы выполнения свободной росписи. Свободная роспись с применением солевого раствора. Закрепление рисунка на ткани. Особенности выполнения свободной росписи. Профессия художника росписи по ткани.

Образовательные ресурсы и оборудование:

После того как вы поделитесь материалом внизу появится ссылка для скачивания.

Подписи к слайдам:
  • Ручная художественная роспись тканей — своеобразный вид оформления текстильных изделий, уходящий своими корнями в глубокую древность. Первые упоминания о получении цветных декоративных эффектов на тканях встречаются уже в “Естественной истории” Плиния. Наибольшей известностью пользуются способы разрисовки тканей с применением различных резервирующих составов. Суть этих способов заключается в том, что участки ткани, не подлежащие окрашиванию, покрываются различными смолами или пчелиным воском, последние, впитываясь в ткань, защищают ее от воздействия краски. Подготовленную таким образом ткань опускают в краску, затем удаляют резервирующий состав (резерв) и в результате получают белый рисунок на окрашенном фоне. Этот способ украшения тканей был известен на Руси, в Армении, Азербайджане; в Индонезии он существует и до сих пор.
  • Кроме такого способа нанесения рисунка на ткань, также с незапамятных времен известны печатные рисунки на тканях, получаемые при помощи резных досок, а в настоящее время сетчатых шаблонов — так называемых набоек (от слова “набивать”, когда смоченную краской резную доску накладывали на ткань, ее пристукивали деревянным молотком для лучшей пропечатки рисунка).
  • Происхождение и значение слова “батик” точно неизвестно. На Яве есть в обиходе слово “амбатик”, которое переводится как “гравировать”, “писать”, “рисовать”.
  • Батик — способ окрашивания тканей, основанный на применении резерва, специального вещества, не пропускающего краску. По классической методике после того, как на ткани сделан рисунок резервом, а свободные участки прокрашены, резерв снимается, и на его месте остается затейливый узор.
  • Путь подготовки ткани для росписи был многоступенчатым: вымачивание, отбеливание, затем кипячение. Сам процесс, состоящий из следующих одна за другой операций: покрытие горячим воском — крашение — сушка, повторяющихся для каждого цвета, отличался сложностью и длительностью, требовал мастерства и терпения. На создание одного произведения уходили долгие месяцы, а иногда и годы.
  • В Европе батик начали применять при изготовлении декоративных тканей с первой половины 19 века, причем пионерами в этом деле стали вездесущие голландцы, а методичные немцы впервые поставили производство на поток. Современный батик отличается многообразием приемов. Наряду с традиционным, “горячим” методом резервирования воском, распространен “холодный” метод, в котором в качестве резерва используется гутта, смесь каучука и бензина.
  • Изобретение в начале XX века в России резервирующего состава, не требующего нагревания, сделало нашу страну родиной холодного батика. Простота исполнения, четкий “витражный” контур делают эту технику интересной для начинающих.
  • Холодный батик основан на том, что при этом способе росписи тканей все формы рисунка, как правило, имеют замкнутую контурную обводку (резервирующим составом), что придает своеобразный характер рисунку.
  • Наибольшей известностью пользуются технологии росписи платков из натурального шелка с применением различных резервирующих составов. Суть этих способов заключается в том, что участки платка, не подлежащие окрашиванию, покрываются различными смолами или пчелиным воском и, впитываясь в ткань платка, защищают ее от краски. Подготовленный платок опускают в краску, затем удаляют резервирующий состав (резерв), и в результате получают белый рисунок на окрашенном фоне.
  • Различают три основных вида батика: холодный, горячий, и свободная роспись
  • Холодный батик. Главная особенность этого способа в том, что обязательный цветной контур придает рисунку платка четкий графический характер. При этом количество цветов, применяемых для росписи платка, практически не ограниченно.
  • В горячем батике разогретый резервирующий состав используется для нанесения контура, им же покрываются отдельные участки платка для предохранения их от растекающейся краски. Благодаря тому, что контурные линии здесь не обязательны, в рисунке платка возможны мягкие переходы тонов. Соединение различных технических приемов нанесения резервирующего состава позволяет создавать более тонкие и разнообразные орнаментальные формы, в особенности цветочные.
  • Свободная роспись платка, как правило, производится без применения резервирующих составов. Рисунок свободными мазками наносится на платок. И только окончательная отделка иногда производится при помощи холодного резерва. В этом способе присутствует больше творчества, чем в остальных. Свободная роспись имеет очень много самых разнообразных приемов.
  • Все три технологии росписи платков постоянно совершенствуются. Художники находят все новые и новые творческие приемы, поэтому описанные здесь способы являются лишь основой, на которой строится искусство батика, и уж точно не могут считаться исчерпывающими.
  • Для росписи платок накалывается на крючки рамы (пялец). Главное - качественно нанести замкнутый контур (графику) на платок. Малейший разрыв линии приводит к произвольному перетеканию красок, то есть - к браку.
  • На платок контур наносят с помощью шелкографии. До этого электронный макет графики платка тщательно прорисовывается на компьютере.
  • Через шаблон наносится резерв, платок пропитывается этим составом, а затем сохнет в течение суток Можно наносить резерв и вручную, однако это труднее, а вероятность брака увеличивается.
  • Затем, художник кистью расписывает платок, и здесь результат зависит уже только от его мастерства. Впрочем, идеально расписанный платок может оказаться в браке из-за несоблюдения технологических особенностей батика (к примеру повышения концентрации краски). Самое обидное, что это проявится только на следующем этапе - закрепления красителя.

Кстати, для росписи платков из натурального шелка используются активные красители, которые после закрепления образуют стойкое химическое соединение. Здесь очень важно строго соблюдать рецепт их приготовления.

Для придания устойчивости окраски, платок подвергается обработке перегретым водяным паром. Именно здесь результат всей творческой и технической работы становится очевидным.

После паровой обработки следует промывка платка для удаления лишней краски, а затем сушка и утюжка.

Краткое описание: Тема: Роспись ткани. Оформлениеизделия в технике холодный батик (4 часа). Цели урока: ·обучающая: - познакомить учащихся c историей развития техники батик; - научить основным приемамвыполнения холодного батика; - ознакомить с правилами ТБпри выполнении росписи тка

План-конспект урока по технологии 7 класс

Роспись ткани. Оформление изделия в технике холодный батик

Тема: Роспись ткани. Оформление изделия в технике холодный батик (4 часа).

- познакомить учащихся c историей развития техники батик;

- научить основным приемам выполнения холодного батика;

- развитие моторики и координации движений рук при работе с ручными инструментами и выполнении батика;

- прививать навыки аккуратности при выполнении батика, воспитывать самостоятельность;

- воспитание трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности;

- соблюдение трудовой и технологической дисциплины;

- развитие навыков организации рабочего места.

Тип урока: объяснение новой темы с практическим закреплением.

Методы проведения урока: рассказ учителя, беседа, демонстрация наглядных пособий, письменная работа, практическая работа.

Наглядные пособия: образцы различных приемов росписи ткани), образец оформленного изделия (футболки) в технике холодный батик.

Оборудование и материалы: готовое изделие для росписи (белая футболка, рубашка, блузка и т.д.), бумага для эскиза, простой карандаш, черный маркер, пяльцы (или деревянная рамка и кнопки), полиэтиленовый пакет, баночка для воды, кисти, краски Батик-акрил, резерв для ткани на основе водной дисперсии, фломастеры для текстиля (или черный контур по ткани), утюг, гладильная доска).

Давыдов, С.Г. Батик: Техника. Приемы. Изделия. / С.Г. Давыдов - М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2008. - 184 с.

Сокольникова, Н.М. Краткий словарь художественных терминов / Н.М. Сокольникова - Обнинск: Титул, 1996. - 80 с.

Организационная часть (3 мин)

Изложение нового материала (15 мин)

Вводный инструктаж (10 мин)

Выполнение практической работы (45 мин). Самостоятельная работа учащихся - выполнение эскиза, перенесение его на ткань, нанесение резерва.

Заключительный инструктаж (7 мин)

Организационная часть (3 мин)

Проверка домашнего задания (7мин)

Повторение изученного материала (10 мин)

Вводный инструктаж (15 мин)

Выполнение практической работы (40 мин). Самостоятельная работа учащихся (раскрашивание футболки, термическое закрепление рисунка)

Заключительный инструктаж (5 мин)

Первый урок (2 часа)

1. Организационная часть (3 мин):

1.1 Контроль посещаемости.

1.2 Проверка спецодежды и готовности к уроку.

2. Изложение нового материала (15 мин):

2.2. Исторические сведения.

Батик (фр. Batique - набивной) - многоцветная ткань, рисунок на которую наносится ручным способом.

Первоначально батик появился у народов Индонезии, где рисунок наносился с помощью воска (резерва), а затем ткань опускалась в краситель, который окрашивал только непокрытые участки. Операция повторялась несколько раз, если надо было получить разные оттенки цвета. В дальнейшем батик получил широкое распространение в Азии и Европе [2, c. 12].

2.3 Закрепление нового материала (3 мин).

Где можно применять роспись по ткани - батик? Какие окружающие нас вещи и предметы можно украсить батиком?

При росписи ткани используют прием смешения цветов. Какие цвета можно получить, поочередно смешивая друг с другом основные цвета (желтый, красный, синий).

3. Вводный инструктаж (10 мин):

Эскиз будущей росписи выполняется на формате А4 простым карандашом, затем контуры обводятся черным маркером, рисунок должен быть четким, ясным, без мелких деталей.

Далее определяется местоположение будущей росписи на изделии, это место заправляется в пяльцы или натягивается на деревянную рамку при помощи кнопок (лучше использовать кнопки в виде гвоздиков - они не повреждают ткань). Эскиз подкладывается под ткань, неострым мягким карандашом рисунок переносится на ткань. Полученные контуры обводим резервом на основе водной дисперсии (в отличие от резерва на бензиновой основе, он не имеет вредных испарений).

4. Выполнение практической работы (45 мин).

Самостоятельная работа учащихся по технологическим картам) - выполнение эскиза, перенесение его на ткань, нанесение резерва (с 1-го по 5-й пункт включительно).

четкость выполнения эскиза;

соответствие рисунка и выбранного для него места на изделии;

аккуратность перенесения рисунка на ткань;

5. Заключительный инструктаж (7 мин):

• анализ характерных ошибок и их причины;

6. Уборка рабочих мест (10 мин).

Второй урок (2 часа)

1. Организационная часть (3 мин):

1.1 Контроль посещаемости.

1.2 Проверка спецодежды и готовности к уроку.

2. Проверка домашнего задания (7мин):

Проверка наличия эскизов в цвете.

3. Повторение изученного материала (10 мин)

4. Вводный инструктаж (15 мин.)

Прежде чем перейти к раскраске рисунка краской следует подготовить рабочее место (банка с водой, кисти, краски, тряпочка) и эскиз в цвете.

Как правило, сначала закрашивают светлые элементы рисунка, а затем более темные его части. Краски можно разбавлять питьевой водой для получения более светлого тона. Краску наносят на расстоянии 0,5-0,3 см до контуров, сформированных резервирующим составом. Контуры рисунка можно подчеркнуть черным текстильным маркером или контуром по ткани.

Заключительный этап работы. После высыхания ткань снимается с пялец (или рамки). Готовое изделие для закрепления рисунка подвергают термообработке. Проглаживают электрическим утюгом с терморегулятором, при температуре, характерной для используемой ткани. Изделие проглаживают через сухую хлопчатобумажную ткань с изнаночной и с лицевой стороны. При работе с утюгом соблюдать технику безопасности. Опрос учащихся по правилам техники безопасности при работе с утюгом.

5. Выполнение практической работы

Самостоятельная работа учащихся (40 мин) (раскрашивание батика, термическое закрепление рисунка) по технологическим картам

Тип урока : Комбинированный

Цель урока : знакомство детей с искусством батика

Задачи урока :

Обучающая: ознакомление с техникой выполнения батика, знакомство с работами батистов, умение правильно и аккуратно пользоваться красками для ткани и кистями, умение правильно сочетать цвета;

Развивающая: творческое воображение, эстетический вкус, мелкую моторику рук;

Воспитательная: взаимопомощь, аккуратность, усидчивость.

Материалы для учеников: кисти беличьи, тряпочки.

План урока :

1. Организационный момент (3 минуты)

3. Формирование новых знаний (10 минут)

4. Практическая работа (20 минут)

5. Подведение итогов (7 минут)

Ход урока:

1. Организационный момент. Ребята, здравствуйте, садитесь! Сегодня для урока вы должны приготовить только беличьи кисти, ну а почему только их, вы поймете позже.

3. Формирование новых знаний. Давайте вспомним, что же такое батик (показ презентации). А что же означает это слово? Батик это — рисунок, нанесенный особым способом, специальными несмываемыми красками на ткань.

Считается, что в Европу это искусство пришло именно из Индонезии, где роспись различных предметов и ткани была неким ритуалом поклонения богам.

-А где ещё мы можем увидеть роспись ткани, кроме как на картине?

Холодный батик так же используется в одежде и интерьере.

И ещё один вид батика, с которым мы сегодня познакомимся, называется узелковый.

- Как вы думаете. Почему именно узелковый? Правильно, потому что изготавливается при помощи узелков.

Узелковый батик - это не роспись ткани, а ее крашение. Различные цветовые эффекты на ткани можно получить за счет перевязывания отдельных участков ткани узелками. Узелковое крашение применяют для получения одно- или многоцветных эффектов на материалах, предназначенных для одежды, для декоративных изделий.

Давайте посмотрим на работы, которые мы сегодня для вас приготовили. Какой это вид батика? Какие эмоции они у вас вызывают?

4. Практическая работа. Так что же нам понадобиться сегодня для работы? Заранее для вас было приготовлено два подрамника, с натянутой тканью и нанесенной на нее рисунком.

Рисунок был закреплен резервом при помощи специальной трубочки (показ инструментов). Для подсказки на доске будут висеть готовые эскизы рисунка, который вам сегодня предстоит раскрасить с помощью красок для ткани и кистей.

Ребята, давайте разделимся на две команды (делимся на команды (два стола с предварительно приготовленным местом для подрамника и красками).

Ваша задача, как можно аккуратнее и красивее раскрасить рисунок на ткани. С красками нужно работать очень аккуратно, стараться не пачкать друг друга и не пачкаться самим.

Ребята, от того как слажено и дружно вы будете работать в команде, зависит результат. Приступаем!

5. Подведение итогов. Присаживаемся на свои места.

Как же замечательно вы справились со своей задачей. Обе команды изготовили волшебный батик. Понравилось вам такая работа? Хотелось бы ещё попробовать? А теперь сладкие призы всем, потому что победила дружба.

Батик в детском саду

Батик в детском саду Батик – это обобщённое название разнообразных способов ручной росписи ткани. Батик дает уникальные и широчайшие возможности для творчества.

Мастер-класс гжельской росписи по ткани

Мастер-класс гжельской росписи по ткани Роспись по ткани предполагает огромное количество разных технологий. Я Вам предлагаю рассмотреть акриловые краски по ткани на примере гжельской.

Читайте также: