Конспект урока по русскому языку для слабослышащих детей

Обновлено: 04.07.2024

Класс: 7 класс, слабослышащие дети, имеющие диагноз: задержка психоречевого развития (программный материал 7 класса коррекционной школы для глухих и слабослышащих детей, получающих основное общее образование, условно приравнен к программе 5 класса общеобразовательной школы)

Используемая технология: развитие критического мышления через чтение и письмо (дети обучаются с использованием данной технологии с 5 класса; им знакомы понятия, действия)

Оборудование: план описания картины; лист ученика (Приложение 1), карточка для ученика, имеющего минимальный словарный запас, презентация.

Литература

1. Лазаренко Г. П. Уроки русского языка в 5 классе: поиски и находки: - М.:Дрофа, 2004.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

(На доске висит закрытая репродукция картины)

Ребята, как вы думаете, какая тема урока? (подчеркнутые фразы даются на слух за экраном)

(Дети предлагают темы)

Сегодня тема урока: "Описание картины".

Что значит описать картину?

Зачем мы будем описывать картину? (чтобы обогащать нашу речь, запоминать новые слова)

На уроке будем работать по таблице. Итак, тема урока частично известна.

  • Я знаю
  • Я хочу узнать
  • Я узнал

1.1. Стадия вызова

Что вы уже знаете по данной теме?

(У картины есть автор, название, передний план, задний план)

II. Изучение нового материала

Что хотите узнать? Напишите вопросы во втором столбике.

Работайте в парах. Обсуждайте и записывайте вопросы.

Дети пишут вопросы. Как называется картина? Кто автор картины? Что изображено на переднем плане? Что изображено на заднем плане? Какие краски использовал художник? Что хотел показать художник?

Проверка. Учитель записывает вопросы.

2.1. Стадия осмысления

Картина открывается. Дети находят ответы на некоторые вопросы. (определяют автора, название)

Сегодня мы с вами познакомимся с творчеством известного русского художника А. Пластова.

Выступление подготовленного ученика, сопровождаемое показом подготовленной им презентации (Слайды №1-7)

А.А.Пластов родился в 1893 году в деревне Прислонихе Ульяновской области, где провел большую часть своей жизни. Здесь живут герои его картин. Здесь поля, на которых работали его отец, деды и прадеды, сам художник. Вот почему он так хорошо знает жизнь русской деревни.

- О чем писал художник? Кто герои его картин? Какая репродукция вам понравилась? Почему?

2.2. Беседа по картине

Ребята, рассмотрите картину. Будем отвечать на вопросы и заполнять кластер.

Одновременно дети заполняют кластер (записывают определения, слова-помощники)

- Что прежде всего привлекло ваше внимание? (Яркая, солнечная опушка леса, здесь отдыхают девочка и женщина. Корзина и ведро с грибами, глиняный кувшин с ягодами. Красная косынка на голове у девочки и зелёная трава.)

- Рассмотрите картину более внимательно. Кого изобразил художник?

- Опишите девочку: как она сидит, что делает, как одета? (Девочка сидит на траве, вытянув босые ноги, неторопливо обрывает с ветки спелые, сочные ягоды малины и бросает их в кружку. На ней белое платье и красный платок.)

- Опишите женщину. (Женщина в синем платье, в фартуке. Она, видимо, очень устала, утомилась от долгой ходьбы по лесу, собирая грибы и ягоды, и теперь лежит в густой траве и дремлет, прикрыв лицо от солнца рукой.)

- Что вы можете сказать о собаке, изображенной на картине? (Собака тоже устала и легла отдохнуть. Она лежит около девочки, вытянула вперёд лапы и положила на них свою морду. Глаза у собаки прикрыты, уши опущены, висят как два лопуха.)

- Что изображено на заднем плане картины? Полянка очень красивая: среди сочной, изумрудной зелени травы пестреют голубые колокольчики, ромашки с чуть поникшими лепестками, желтые цветы).

- Как художник показал, что стоит солнечный тихий день? (Ослепительное солнце озаряет всю поляну окрашивает её в желтоватый цвет. Яркий солнечный свет так и играет на листьях берёз, освещая их. От этого они золотистого цвета. Цветы, трава листья на деревьях спокойны, не шелохнутся, потому что в лесу тихо, безветренно.)

- Какие цвета использовал художник в своей картине? (Яркие, сочные краски, здесь преобладают зеленый, желтый, белый, светло-коричневый, розовый, красный.)

- Цвет в картине имеет большое значение. С помощью цвета художник создает образ, передает своё отношение к изображаемому, вызывает определенное настроение. (Слайд № 8)

Желтый, красный, розовый, оранжевый цвета называют в живописи теплыми. Они напоминают тепло, огонь, помогают художнику передать радостное, светлое настроение. Синий, фиолетовый зеленый, серый – это холодные тона. Они обычно вызывают у нас чувства грусти, тоски, печали. Любой цвет в живописи может быть теплым холодным в зависимости от того, к какому цвету ближе его оттенок: к красно-оранжевому или сине-зеленому.

– Какие цвета использовал А.А.Пластов? Зачем? (Теплые – т.к. художник хотел передать хорошее и радостное настроение.)

– Какое впечатление произвела на вас картина? (Хочется долго смотреть на картину. Природа, которая изображена на ней, нам очень близка и понятна. На картине много ярко-зеленого, желтого, белого, розового цветов. Эти цвета вызывают у нас радостное настроение.)

III. Лексическая работа

3.1. Найдите пару. Подберите синонимы. Слайд № 9

Зеленый, яркий, изумрудный, ослепительный, теплый, жаркий. Что обозначает слово изумрудный? Ксюша, Маша, найдите в словаре нашего учебника. Кирилл, Полина в толковом словаре. Демид, найди в интернете.

3.2. Изумрудный. Работа со словарем (по учебнику)

Фонетическая зарядка (Встаньте. Произносите с движением рук)

Изумрудный
м_ру м_ру
изу_мруд
изумруд_ный
изумрудный
Изумрудный цвет
Изумрудная трава

3.3. Письменная работа. Слайд № 10

Вставьте слова.

(Один ученик у доски, остальные на листах ученика)

(Ниже дан вариант для детей, которые затрудняются вставлять слова. Им прописаны вопросы, подготовлены карточки)

На переднем плане картины художник (что сделал?) девочку в (в каком?) платье, (в каком?) платке и с бусами. Рядом с ней лежит __(кто?___) Девочка (что делает?) ягоды от веточек и листьев и (что делает?) их в кружку. Около девочки стоит ( какая?) корзина с грибами и кувшин с сочными ( какими?)___ ягодами.

Взаимопроверка. (Сравнение с записью на доске, выяснение, кто использовал другие слова и почему)

Физминутка

Давайте отдохнем. Встаньте. Представьте, что вы в летнем лесу. Наблюдаем за птицами (глазами нарисовать большую восьмерку, посмотреть в верхний левый угол класса и т.д.) Ловим комаров (хлопать в ладоши с поворотом туловища). Помогаем дровосеку (наклоны туловища). Глубоко дышим и маршируем на месте.

IV. Работа над составлением рассказа по плану

Будем описывать картину по плану.

1. Вступление.
1.1. Название, автор.
1.2. Первое впечатление от произведения.
2. Описание картины.
2.1. Передний план.
2.2. Задний план.
3. Заключение.
3.1. Настроение, которое создает картина.
3.2. Твое отношение.

(Сначала каждому ученику достается свой пункт плана, в конце один ученик дает полный рассказ. Остальные проговаривают за ним. При ответе дети используют кластер.)

V. Стадия рефлексии

Вернемся к нашей таблице.

Что вы узнали? Вы нашли ответы на свои вопросы? (Запишите в таблице)

Давайте составим синквейн к картине "Летом".

Лето.
Щедрое, изумрудное.
Собирает, отдыхает, трудится.
Красота родной природы.
Настроение.

Какое у вас настроение? Спросите друг у друга. Что нового вы узнали на уроке?


овладевать основными грамматическими закономерностями языка.

Задачи урока:

углублять и усовершенствовать знания учащихся об имени существительном как части речи;

знать и правильно определять морфологические признаки имён существительных: части речи, начальной формы, рода, числа, склонения, падежа, одушевлённости, неодушевлённости существительных;

формировать практические навыки в определении морфологических

признаков имён существительных;

упражнять в правописании окончаний существительных, в единственном числе и по падежам.

воспитывать познавательный интерес у учащихся на уроке русского языка;

воспитывать доброжелательное отношение друг к другу в процессе

проведения взаимопроверок, игр на уроке.

развитие слухового восприятия;

развитие речевой активности;

коррекция связной речи.

Ход урока.

1. Организационный момент.

Экр. Кто сегодня дежурный? Рапорт дежурного.

2. Фонетическая зарядка.

Конспект урока по русскому языку в школе для слабослышащих и позднооглохших детей Имя существительное

с ветки на ветку

3. Какой сейчас урок?

4. Что будем делать на уроке?

Сегодня на уроке будем повторять правила, склонять существительные.

5. Какое было домашнее задание?

Имя существительное – это _____

Имя существительное обозначает ___________ и отвечает на вопросы:____________ или ____________

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по русскому языку в школе для слабослышащих детей по теме " Глагол".

Цель: обобщить знания о глаголе как части речи.

Задачи:

1.Развивать умение выделять признаки глагола как части речи.

2.Совершенствовать орфографическую зоркость, память, мышление, внимание, кругозор учащихся.

1.Учить применять полученные знания в конкретной языковой ситуации.

2.Формировать умение употреблять глаголы в речи.

Воспитывать интерес и уважение к русскому языку.

Следить за произношением; совершенствовать грамматический строй речи; продолжить работу по развитию слухового восприятия.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Технологическая карта урока

по русскому языку

Дата: 30.01.2020г.

учитель начальных классов

Предмет : русский язык ( слабослышащие дети)

Класс : 3 класс

Дата 30.01.2020г.

Правописание слов с проверяемыми
безударными гласными в корне

Образовательная:

Способствовать развитию умений определять и писать слова с проверяемыми и непроверяемыми гласными. Отрабатывать умение подбирать проверочные слова для слов с одной и двумя проверяемыми безударными гласными в корне, развивать творческое мышление

Развивающая:

Развивать умения выдвигать предположения, сравнивать, обобщать, использовать в работе полученные знания.

Воспитательная:

Воспитывать уважение друг к другу, интерес к изучению русского языка.

Здоровьесберегающая:

Способствовать сохранению здоровья ребенка через проведение динамической паузы и создание санитарно-гигиенических условий.

Планируемые результаты

Предметные: овладевают изучаемыми нормами русского языка, основами грамотного письма; подбирают однокоренные слова и формы одного и того же слова с целью проверки написания слова.

Личностные УУД : проявляют интерес к познанию русского языка; вырабатывают элементы коммуникативного, социального и учебно-познавательного мотивов изучения русского языка.

Регулятивные УУД : овладеют способами решения учебной задачи, выбирают один из них для решения учебной задачи, учитывают правило (алгоритм) в планировании и контроле способа решения.

Познавательные УУД: анализируют изучаемые языковые объекты с выделением их существенных и несущественных признаков; составляют простейшие инструкции, определяющие последовательность действий при решении лингвистической задачи.

Коммуникативные УУД: выражают свои мысли и чувства, соблюдая нормы литературного языка; задают вопросы, необходимые для организации собственной деятельности .

Читайте также: