Конспект занятия аппликация из ткани в средней группе

Обновлено: 05.07.2024

Задачи:

Учить детей создавать аппликативные образы одежды: платье - способом обрезания прямоугольника по краям, брюки - способом обрывной и накладной аппликации.
Вызвать интерес к составлению элементов одежды для мальчиков и для девочек.
Развивать чувство формы и композиции.
Воспитывать коммуникативные навыки, интерес к сотворчеству.

Материал:

Иллюстрации одежды. Книги, картинки, иллюстрации об одежде для рассматривания. бумажные куклы мальчик и девочка и одежда для них, ножницы, цветная бумага, клей ПВА, салфетки, цветные карандаши.

Ход ННОД:

Вовлечение в деятельность

- Ребята, давайте посмотрим друг на друга, посмотрите во что вы одеты? Какие красивые платьишки, юбочки, штанишки на вас надеты. А у меня есть изображения девочки и мальчика на бумаге, я тоже хотела сделать им красивую одежду, но успела вырезать, сделала лишь кофточки, а на остальное у меня не хватило времени, может, вы мне поможете нарядить кукол?

Работа по теме

Какую одежду носят мальчики?
Ребята, какую одежду носят девочки?
Давайте, мы мальчикам сделаем брюки, а девочкам юбочку.

Подготовка материала для работы

- А что нам нужно для этого? (Цветная бумага, клей, кисточки для клея, ножницы). Сейчас мы с вами возьмем стульчики и займем места за столом. У каждого на столе лежат силуэты мальчика или девочки, кофточки, вырезанные из цветной бумаги, и листы цветной бумаги для изготовления юбочки или штанишек. Для юбочки листочки поменьше, а для штанишек побольше.

Показ воспитателя, непосредственное выполнение работы

Для того чтобы сделать юбочку нужно срезать края по диагонали, чтобы край сверху был уже, чем снизу (показ воспитателем).

Для того, чтобы сделать штанишки нужно также срезать края по диагонали, чтобы край сверху был уже, чем снизу, а затем сделать прорезь между штанинами, ведь ноги две.

Сейчас возьмем материал для каждого, девочки делают наряд для девочки, а мальчики для мальчика. Вначале приготовим брюки и юбочки, а потом будем все приклеивать. (Самостоятельная работа детей, индивидуальная помощь воспитателя).
Посмотрите, какие красивые наряды получились у наших мальчиков и девочек, давайте придумаем им имя, но волосы и туфли какие-то не нарядные, может, раскрасим их? (Проводится работа с цветными карандашами).

Итог ННОД

Вопросы к детям:

Какие красивые куклы у вас получились, кто их сделал такими красивыми? (Ответы детей).
Как вы это сделали?
Что сложно вам было выполнить?
Вам нравится ваша работа?

Мне тоже очень нравится то, что вы сделали, получилось очень красиво, а сейчас давайте повесим ваши работы на выставку, чтобы ваши родители тоже увидели как хорошо вы сегодня поработали.

В 1930 году в американский прокат вышел фильм "Песня мошенника" (The Rogue Song) про похищение девушки в горах Кавказа. Актеры Стэн Лорел, Лоуренс Тиббетт и Оливер Харди сыграли в этом фильме местных жуликов. Удивительно, но эти актеры очень похожи на героев .

Цель: Продолжать знакомить детей с народным декоративно-прикладным искусством.

- Закреплять полученные ранее знания, умения, сформированные на занятиях по аппликации, работа с ножницами, клеем;

- Развивать знания о геометрических фигурах, порядковому счету;

- Развивать умение создавать композицию по народному декоративно-прикладному искусству.

Коррекционно- развивающие :

- Обогащать и развивать словарный запас, умение отвечать полным ответом;

- Развивать творчество, эстетическое восприятие, воображение, зрительное восприятие, внимание;

- Развивать чувство цвета, чувства композиции.

- Воспитывать умение работать в коллективе, внимательно слушать и слышать;

- Вызвать положительные эмоции на красоту произведений декоративно-прикладного искусства.

Сюрпризный момент – кукла Маша, картонная коробка, лоскутки ткани (разных размеров, разной расцветки, разной фактуры).

Доска, картинки с образцами аппликации.

Демонстрационный материал – геометрические фигуры разного цвета и величины (квадраты, прямоугольники).

Раздаточный материал – тарелки, геометрические фигуры разного цвета, квадраты 9х9, прямоугольные полоски 6х3,кисточки клеевые, клей, салфетки, ножницы, чашечки под клей, все индивидуально для каждого ребенка.

Рассказ воспитателя о происхождении народного декоративно – прикладного искусства, на примере дымковской и филимоновской игрушки, отличие их росписи, узоров, основных цветов. Рассматривание иллюстраций. Рисование, роспись лошади на основе дымковских узоров (круги, точки, колечки).

Ход и содержание занятия.

1. Вводная часть. - Ребята, наша кукла Маша приготовила нам сюрприз, коробочку красивую, а что в коробочке лежит, мы сейчас посмотрим. Интересно? Только обещайте, что вы не будете толкаться, не огорчайте нашу Машу. (Открываем коробку, а там лежат кусочки ткани).

- Ребята, посмотрите, здесь лежат кусочки ткани, разного размера, длины, рисунка, разные на ощупь, потрогайте ткань.

- Ребята, как вы думаете, а для чего нам нужна ткань? (отв. Детей).

- Ребята, как вы думаете, люди какой профессии шьют нам одежду?

- Шьют одежду швеи. (отв. детей).

- Сегодня у нас с вами будет интересное занятие, но сначала отгадайте загадку:

Четыре угла и четыре сторонки

Похожи, точно родные сестренки

Фигура знакома для многих ребят

Ее вы узнали? Ведь это…. (квадрат) (восп).

- Квадрат (дети).

- Давайте посчитаем, сколько у квадрата углов?

Ребята, а какие геометрические фигуры вы знаете? (восп).

- Квадрат, треугольник, прямоугольник и т. д. (отв. детей).

- Правильно. (восп).

2. Основная часть. - Ребята, сегодня мы сами будем украшать нашу ткань, придумаем узор, порадуем Машу, и Маша сможет из этой ткани сшить себе новое платье.

- Ребята, я хочу предложить вам выбрать свою ткань, ткань разного цвета, на которой вы будете делать свой узор. (восп).

- Ребята, садимся за столы.

- Какой формы наша ткань? (восп).

- Квадратной. (отв. Детей)

- Правильно! (восп).

- Почему вы решили что квадратной? (восп)

- У квадрата четыре угла. (дети)

- Правильно. (восп).

- У каждого на столе в тарелке лежат полоски, разных цветов.

- Полоски, какой формы? (восп).

- Возьмите полоску, сложите ее пополам, затем разгладьте место сгиба пальчиком, возьмите ножницы и разрежьте по линии сгиба. (восп).

- Далее вторую полоску, сложите и разрежьте по линии сгиба.

- Сколько квадратов у вас получилось, посчитайте? (восп).

- Пять. (отв. Детей).

- Теперь вместе соберем рисунок, узор.

- Покажите правый верхний угол, закройте его ладошкой. Правильно. Положите в правый верхний угол квадрат.

- Покажите левый верхний угол, закройте его ладошкой. Правильно. Положите в левый верхний угол квадрат.

- Покажите правый нижний угол, закройте его ладошкой. Положите в левый нижний угол квадрат.

- Покажите левый нижний угол, закройте ладошкой. Положите квадрат.

- Покажите середину, положите квадрат.

- Посмотрите, какой узор у нас получился.

3. Физ. Минутка. Потрудились - отдохнет,

Встанем, глубоко вдохнем.

Руки в стороны, вперед,

Влево, вправо, поворот.

Наклонились, прямо встали.

Руки вниз и вверх подняли.

Руки плавно опустили,

Всем улыбки подарили.

- Продолжаем! Садимся на стульчики!

- А теперь мы будем клеить наши квадраты.

- Возьмите в правую руку кисточку, обратите внимание, что у кисточки есть деревянная ручка и железный воротничок, возьмите кисточку за железный воротничок, наберите немного клея, аккуратно намажте форму, положите кисточку на подставку, прижмите салфеткой не сдвигая. (и так остальные все квадраты).

4. Заключительная часть. - Ребята, положите все ваши лоскутки ткани на этот стол. Давайте их рассмотрим.

- Молодцы! Все постарались, какой красивый узор получился.

- Ребята, давайте вспомним, что мы с вами сегодня делали?

- Для кого мы делали с вами узор на нашей ткани?

- Для чего нам нужна ткань?

- Из каких геометрических фигур мы сделали наш рисунок на ткани?

- Сколько нам потребовалось квадратов?

Рисунок на ткани получился очень красивый, мы повесим ткань на выставку, а вечером вы покажите своим мамам и расскажите о том, чем интересным мы сегодня занимались и что нового узнали.




Давайте ее внимательно рассмотрим. Какую форму имеет салфетка?(квадратную). Какими фигурами украшена салфеточка? (Квадратиками разных цветов). Как расположены квадратики на салфеточке?(в уголках салфеточки расположены квадратики одного цвета, а центре салфеточки – квадратик другого цвета).
Сейчас я Вам подробно объясню, как из полосок нарезать квадраты.
Но перед тем как начать пользоваться ножницами , давайте вспомним правила работы с ними:
- не держать ножницы концами вверх;
- не оставлять ножницы раскрытыми;
- передавать ножницы закрытыми, кольцами вперед;
- при работе следить за пальцами левой руки.
Воспитатель: перед вами лежат полоски разных цветов.



Цвет полосок вы выбираете по желанию. В уголках салфетки должны быть расположены квадраты одного цвета.
Вы берете полоску, сгибаете ее пополам,





Тоже самое вы проделываете и с другой полоской такого же цвета. Полученные квадратики вы помещаете в уголки салфеточки.





Перед тем как вы приступите к украшению своих салфеточек, я предлагаю вам выполнить пальчиковую гимнастику.



Дидактическая игра “Чего не стало?”
Цель: Формировать представление о формах родительного падежа единственного и множественного числа.
Ход игры: Перед детьми стоит посуда: кастрюля, чашка, ложка, тарелка. Дети запоминают ее . Воспитатель накрывает посуду платочком, а когда открывает, чего-то не будет хватать. Чего не стало? (Не стало кастрюли, чашки. Нет ложки, тарелки, ножа).
Подведение итогов:
- Что мы с вами сегодня украшали?
- Какими геометрическими фигурами украшали салфеточку?
- Как они расположены?

• Совершенствовать знание круглой, квадратной и треугольной формы.

• Упражнять детей в выделении углов, сторон у квадрата и круга.

• Учить преобразовывать формы, разрезая квадрат на треугольники, круг на полукруги.

• Учить детей аккуратно пользоваться ножницами.

• Воспитывать умение соотносить свои действия с действиями взрослого.

Материалы к занятию: Готовые круги, квадраты, клей, кисточки, клееночки, салфетки, образцы работ, морковку.

Предварительная работа: Рассматривание декоративных изделий с простым узором.

Словарная работа: активизация прилагательных – аккуратная, замечательная , красивый , белый , нарядный.

Проблемный вопрос: Как помочь зайчику сделать нарядные платочки?

Воспитатель: – Ребята, сегодня я пришла в группу , а на стульчике сидел зайчик. И он мне рассказал, что его пригласили на день рождения его друзья зайчики. Он решил им подарить вот эти платочки.

– Платочки нарядные ? ( нет, не нарядные) Что же нужно сделать , чтобы они стали яркими, нарядными , праздничными? ( украсить их ).

– Слышишь зайка, платочки надо украсить разными узорами , тогда они сразу же станут нарядными и праздничными. Ребята, как же помочь зайчику сделать нарядные платочки ? ( помочь украсить).

– Проходите, пожалуйста, за столы ( дети садятся за столы) .

– Какой формы эта фигура ? ( квадратной). Как она называется ? (квадрат) А эта? (круг).

– Чем они отличаются друг от друга? (у квадрата есть углы, а у круга нет; круг катится , а квадрат нет).

– Действительно, у квадрата есть углы и у него четыре стороны, а у круга нет углов и сторона всего одна (обследование рукой).

– Ребята, посмотрите внимательно, как можно разрезать квадрат, чтобы получилось два треугольника. Надо разрезать квадрат по диагонали с угла на угол. И круг можно разрезать пополам (по диаметру) получится два полукруга.

– Кто выйдет к доске и покажет нам, как надо разрезать квадрат?

– А кто покажет, как разрезать круг? (показ детей)

– Ребята, у меня есть украшенные платочки, посмотрите какие они разные. У этого платочка в середине расположен круг , а по углам треугольники, а у этого платочка в середине квадрат , а по углам половинки кругов.

– Прежде чем мы начнем вырезывать и украшать платочки, потренируем наши пальчики. ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА.

В гости к пальчику большому

Приходили прямо к дому

Указательный и средний,

Безымянный и последний

Сам мизинчик малышок

Постучался на порог

Вместе пальчики друзья

Друг без друга жить нельзя.

– А теперь с помощью ножниц разрежем круги пополам, а квадраты с угла на угол – по диагонали . Не забудьте правильно взять ножницы и сделать несколько раз легкое движение в воздухе: раскрыть , закрыть лезвие (дети вырезывают).Попробуем!

– Украсьте свой платочек треугольниками, квадратами, кругами и половинками кругов, но не приклеивайте, а то вдруг вам захочется что-то в нем изменить.( воспитатель подходит к детям и рассматривает узоры).

– А сейчас возьмите кисточки, наберите на них немного клея и приклейте вырезанные формы к платочкам, так чтобы получился узор. Клейте аккуратно, осторожно, чтобы работы получились красивые и нарядные.( дети приклеивают ).

– Посмотрите как мы дружно поработали, какие замечательные работы у вас получились. Рассмотрим их вместе? Какая интересная работа получилась у Арины. Все наклеено очень аккуратно. Просто замечательный платочек. ( рассмотреть все работы).

– Зайчик, хотел бы вас поблагодарить за помощь в украшении платочков. Теперь он с радостью пойдет на день рождения к зайчикам. Какие платочки у вас получились? ( нарядные, красивые , замечательные).

– Что вам сегодня трудно было делать на занятии? А тебе? А тебе?

– Ребята, зайчику пора уходить , ему очень понравилось у нас в гостях и он вам дарит морковку.

Читайте также: