Конспект урока осанка сбо 5 класс

Обновлено: 04.07.2024

- Ребята, сегодня мы начинаем изучать новый раздел: "Культура поведения".

- Как вы понимаете: культура поведения?

- Правильно вести себя везде.

В 5 классе мы будем с вами учиться, как правильно обращаться к старшим, и к сверстникам, как правильно вести себя за столом. Сегодняшняя тема нашего урока "Осанка". Что же это за слово?

Обратимся к Толковому словарю.

Осанка - манера держать себя.

Привычное положение тела.

Мы с вами говорили о том, что есть полезные привычки, а есть вредные. Хорошие это те, которые не вредят здоровью, а плохие - вредят.

- Какие хорошие привычки вы знаете?

Хорошая осанка - манера держать себя правильно. Об этом мы будем сегодня говорить на уроке. Что мы должны узнать на уроке?

- значение осанки при ходьбе, в положении сидя и стоя;

- формы исправления осанки.

- Чему будем учиться?

- следить за своей осанкой.

Девиз нашего урока немного с юмором:

Криво ходишь, косо сядешь.

- А почему так говориться?

- Это какая привычка?

III. Объяснение нового материала.

Неправильная осанка делает спину кривой, некрасивой. Такой человек ходит, наклоняясь вперёд, смотрит в землю, скован в движении, у него одно плечо выше другого. Всё это придаёт робкий и униженный вид.

Если в детстве приучиться держаться прямо, тогда и более в старшем возрасте не будут мучить боли в пояснице и спине. Учёные провели наблюдение, оказалось, что если человек низкого роста, но держится прямо, он кажется выше. А вот высокий, но сутулый - ниже.

У некоторых ребят возникает нарушение осанки, это связано с тем, что сидят (иллюстрации) - низко наклоняясь над столом, или наклон в одну сторону, или сидят на ноге.

Стоят (иллюстрации) опираясь на одну ногу.

Медицинский осмотр в нашей школе, показал, что у некоторых ребят есть сколиоз.

Сколиоз - искривление позвоночника.

(Показ видеофильма "Осанка")

Чаще своего развитие сутулости и другие нарушения осанки следствие неправильной позы, которую вы принимаете во время занятий за столом при чтении и письме.

  1. Небольшой наклон тела вперёд, расстояние от края стола - 3-4 см.
  2. Лёгкий наклон головы, при котором расстояние от глаз до поверхности стола - 30 см (от кисти до локтя)
  3. Плечи развёрнуты параллельно краю стола, поясница упирается на спину стула. Обе руки на столе, ноги стоят под прямым углом.

- Покажите, как правильно нужно сидеть, чтобы формировалась правильная осанка.

Посмотрите, как сидит Алёша, как Ваня? Когда сидим красиво, тогда и думается легко и в тетрадях будет порядок.

IV. Физминутка.

Тра-та-та, тра-та-та (руки на поясе)
Отварились ворота.
А из этих ворот (повороты)
Вышел маленький народ (присели, руки в бок)
Один дядя вот такой (очки)
Другой дядя вот такой (держит штангу)
А четвёртый вот такой (сгорбился)
Одна тётя вот такая (на носочках)
А другая вот такая (широкая)
Третья тётя вот такая (прыжки)
А четвёртая такая (руки на пояс, повороты)

По походке можно узнать о человеке, даже чем он занимается, его профессию.

Задание: Узнайте по походке профессию военного, учителя танцев, старичка.

К сожалению таких старичков можно увидеть среди детей и подростков. Походка должна быть лёгкой. Обязательно ритмичной. Каждый шаг должен быть уверенный. Тело выпрямлено, голова поднята, руки легко и естественно помогают ходьбе. Движение плеч и бёдер почти незаметны.

А как быть, если нужно нести тяжёлую сумку или портфель?

- часть пути нести в одной руке, а другую часть пути в другой.

Лучше отказаться от портфеля, а купить себе ранец или рюкзачок.

А знаете, почему раньше у девушек и юношей была царственная осанка? О ней заботились с детства. Едва ребёнок подрастал: девочкам заплетали косички и прикрепляли к спинке платья, а также девочки носили корсет.

А юноши носили фраки с высокими твёрдыми воротничками, попробуй-ка, наклони голову.

В наше время разработаны способы, с помощью которых формируется правильная осанка: физические упражнения, корсеты, операционный путь.

V. Практическая работа.

Надеюсь, мы с вами ограничимся лишь физическими упражнениями.

1 ряд выполняет следующее упражнение: Встать вплотную к стене, все 5 точек должны соприкасаться стены, посчитать до 10 и отойти вперёд на один шаг, затем вновь вернуться к стене.

2 ряд положить подушку на голову и пойти по кабинету не уронив подушку.

Если будете держаться прямо, то выполните эти упражнения правильно.

VI. Игра "Исправь осанку".

Вы будете передавать подушку над головой позади стоящему. Когда подушка будет у последнего, он говорит: "Кругом, исправь осанку". И вновь передаёт подушку, пока она не окажется у первого команда, которая быстрее всех закончила передачу подушки и имеющая лучшую осанку побеждает.

VII. Работа в тетрадях.

Запишите себе в тетрадь, что такое осанка и способы выработки правильной осанки.

VIII. Итог урока.

  • Я иду, я иду, спину прямо не держу
  • Я согнулся, я сутулюсь - как мне легче, так хожу.
  • Я на стул, я на стул, сел как будто бы заснул.
  • Навалился я на спинку и отлично отдохнул.
  • Вот ведро, вот ведро? Не беда, что тяжело?
  • Всё в одной руке таскаю, развиваюсь хорошо.
  • Что мы узнали на уроке?
  • Зачем нужно следить за своей осанкой?
  • Что нужно делать, чтобы осанка была хорошей?

Правильная осанка, не только красивая, но и создаёт хорошее условие для работы внутренних органов: сердца, желудка, печени. Кроме того, она свидетельствует о дисциплинированности, культуре поведения человека. Красивая осанка - результат упражнений и терпеливо выработанной привычки следить за собой.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок по предмету СБО был проведён в 5 "А" классе. Его цель формирование представления о правильной осанке человека, о способах её самоконтроля и коррекции. Сопровождается презентацией на интерактивной доске.

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Составила и провела:

Учитель СБО Мышкина Полина Германовна

Казань 2017

Цель: формирование представления о правильной осанке человека, о способах её самоконтроля и коррекции

Коррекционно-развивающие: формировать навыки самоконтроля путем выполнения физических упражнений, корректировать и развивать связную устную речь, учить применять правила при выполнении упражнений

Воспитательные: воспитывать бережное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих, эстетический вкус, пропагандировать здоровый образ жизни

Тип урока: комбинированный

Оборудование: ноутбук с презентацией, памятки для вклеивания в тетрадь, карточки со словами у учителя на доске, карточки – задания для учащихся, конверты

Организационный момент. Слайд 1

Звенит звонок, и мы бежим,

Мы все на СБО спешим,

Хотим побольше мы узнать,

Пора урок наш начинать

II. Выявление (актуализация) знаний учащихся о понятии правильной и неправильной осанки

1.Беседа. Что же такое осанка? Слайд 3 Осанка (словарное слово) под запись – привычное положение тела в покое и при движении. Осанка может быть правильной и неправильной. Правильной осанкой называют привычную позу непринужденно стоящего человека, обладающего способностью без лишних активных напряжений держать прямо корпус и голову. У человека с правильной осанкой легкая походка, плечи слегка опущены и отведены назад, грудь вперед, живот подтянут. Слайд 4 Человек, не умеющий правильно держать свое тело, стоит и ходит на полусогнутых ногах, ссутулившись, опустив голову и плечи, выпятив живот.

IV. Основная часть

1. А как же проверить, правильная ли у нас осанка? А сделать это очень просто! Слайд 5 Нужно выполнить следующее упражнение – встать спиной к стене в привычной позе. Если почувствуешь, что затылок, лопатки, ягодицы и пятки касаются стены, то осанка правильная. В других случаях – осанка нарушена. Вызываются несколько учащихся для выполнения упражнения.

2.Слайд 6 Нарушение осанки приводит к различным видам искривления позвоночника. Сколиоз (на доске словарное слово) – искривление позвоночного столба вбок. Одно плечо выше другого. Под запись

3. Ребята, как же мы можем помочь себе приобрести и сохранить правильную осанку?

Слайд 7 Например, в прошлом конструировали специальные корсеты, в которых брюшная полость стягивалась при помощи шнуровки так сильно, что сидеть или стоять можно было только прямо, иначе трудно дышать. Попытка расслабиться могла привести к сдавливанию внутренних органов и обмороку. Слайд 8 В учебных учреждениях, несмотря на утомление, требовали держать прямо голову. Чтобы улучшить осанку дома каждый день в течение десяти-пятнадцати минут носили на голове мешочек с песком в полкилограмма и обучали пользованию столовыми приборами с двумя книгами, зажатыми под мышками. В наше время помощником в поддержании правильной осанки служат так называемые ортопедические корсеты. Демонстрация корсета.

А теперь давайте вместе попробуем сформулировать правила поддержания правильной осанки, и в этом нам помогут следующие картинки.

1. Правильно сидеть за столом, партой, на стуле, не горбиться Слайд 9

2. При переносе тяжестей нужно равномерно нагружать руки Слайд 10

3. Спать на жесткой ровной постели, на невысокой подушке Слайд 11

4. А чтобы сформулировать следующее правило нам нужно разгадать загадку:

И сияет, и блестит,

Никому оно не льстит,

А любому правду скажет —

Все, как есть, ему покажет.

Правильно это зеркало. Как оно может нам помочь сохранить правильную осанку? Каждый день нужно смотреть на себя в зеркало, которое подскажет, какая у вас осанка. Слайд 12

4. Помимо того, что мы перечислили, важную роль для красивой осанки играют плавание и физические упражнения для укрепления мышц туловища. Слайд 13 Ещё эффективнее и сложнее выполнять их с книгой на голове, которая при правильной осанке не упадёт на пол. Физминутка. Выполнение упражнений с учащимися. Затем вклеивание памятки в тетрадь.

5. А вам бы хотелось всегда иметь красивую и здоровую осанку? Существует целых 8 причин, чтобы её иметь. Слайд 14-21 Рассказ учителя

V. Домашнее задание на всю жизнь: Следить за своей осанкой и выполнять упражнения для красивой осанки.

VI. Заключительная часть. Рефлексия.(слайд 7)

Понравился ли вам сегодняшний урок?

Он был познавательным для вас?

О чём мы сегодня говорили?

Далее учащимся дается индивидуальная карточка, в которой нужно подчеркнуть фразы, характеризующие работу ученика на уроке по двум направлениям.

Рассказать учащимся о значении осанки в жизни человека , Научить учеников заботиться о правильном положении тела, Показать возможные упражнения для исправления осанки в школе и дома.

Рисунки с правильной и неправильной осанкой ; памятки родителям. Картинки: балерина, фигуристка, спортсмен, фотомодель т.д.

1. Беседа по теме.

- Как вы думаете, приятно смотреть на стройного человека ?

Конечно, приятно. Стройные люди радуют глаз. Но дело не только в красоте, у стройного человека правильно формируется скелет. При правильной осанке легче работать сердцу и другим важным органам.

2. Осанка – стройная спина.

- Что дает человеку правильная осанка ?

- Как вы думаете, может ребенок сам сформировать правильную осанку или, наоборот, деформировать ее?

- Какие профессии человека невозможны без красивой осанки ?

- Почему искривляется позвоночник у детей?

- Поэтому лучше всего научиться следить за своей осанкой и предупреждать все отклонения.

Осанка – это превратившаяся в строгую привычку манера держать свое тело. Правильная осанка придает человеку красивый внешний вид и создает лучшие условия для развития и деятельности всего организма. Формирование правильной осанки – сложный и длительный процесс. Чтобы достичь положительных результатов, необходимо заботиться о правильном положении тела учащихся с детского возраста, сидя, стоя, при ходьбе, шире использовать физические упражнения, обязательно включать специальные упражнения на осанку в содержании уроков физической культуры, в гимнастику до занятий, физкультминутки, зарядку, давать учащимся соответствующие задания на дом.

Правила для поддержания правильной осанки .

- Что нужно делать, чтобы осанка была хорошей?

Выполнять упражнения по укреплению мышц туловища.

Правильно сидеть за столом, партой, на стуле, не горбиться.

При переносе тяжестей нужно равномерно нагружать руки.

Если вы будете носить ранец или портфель в одной руке, одно плечо станет ниже другого.

Спать на жесткой постели с невысокой подушкой.

Сидеть с максимально выпрямленной спиной. Важно избегать неудобных поз. Через каждые 15 минут сидения за столом надо менять позу, двигать руками и ногами, потягиваться, а через каждые 30 минут обязательно встать, походить или полежать.

Стоять и выполнять различную работу следует также с максимально выпрямленной спиной. При этом важно найти для головы, туловища, рук и ног достаточную опору. После длительного стояния надо обязательно полежать (разгрузить позвоночник).

Каждый день смотреть на себя в зеркало, которое подскажет, какая у вас осанка .

3. Нарушение осанки .

У некоторых детей возникает нарушение осанки . Это называется сколиоз (рисунок). Это значит, что деформирован позвоночник. Начинается он, как правило, в 8 – 10 лет. Лечится долго, иногда даже в больнице.

Позволяет держать осанку позвоночник – основной стержень тела. Он проходит посредине спины. Это гибкий ствол, составленный из 33 костей – позвонков (можно показать рисунок).

Ученые провели наблюдения. Оказалось, что, если человек низкого роста, но держится прямо, он кажется выше. А вот высокий, но сутулый - ниже.

Ходите по комнате, положив на голову тетрадь или небольшую книгу. В тот момент, когда ваша осанка окажется неправильной, тетрадь упадет.

Учащимся предлагается сесть на скамейки. На голове ученики держат стаканчики из–под йогурта, рядом с каждым учеником на скамейке лежит блокнот для рисования и карандаш или несколько карандашей. Они должны взять в руки блокноты и карандаши и нарисовать любой рисунок. Пока учащиеся рисуют, звучит музыка.

5. Информационный блок.

Предложить ребятам памятку, которую они должны будут обязательно показать своим родителям.

Неправильная осанка может не только нанести непоправимый вред здоровью , но и испортить человеку жизнь.

Особенно портит осанку неправильная поза за столом или во время игры.

Сидеть нужно так, чтобы иметь опору для ног, спины и рук при симметричном положении головы, плечевого пояса, туловища, рук и ног.

Сидеть нужно так, чтобы спина касалась спинки стула вплотную, расстояние между грудью и столом должно быть 1,5 – 2 см.

Расстояние от глаз до стола должно быть 30 см.

Книгу надо держать в наклонном положении, а тетрадь надо класть под углом в 30 градусов.

Нельзя читать лежа на боку, носить в одной и той же руке тяжести.

Осанку нарушает езда на велосипеде.

Для исправления осанки детям нужно ежедневно заниматься, наблюдая за собой в зеркало.

Учащиеся выступают в роли судей. Они получают цветные карточки, с помощью которых оценивают урок .

Черная карточка – плохо.

Зеленая карточка – хорошо.

Оранжевая карточка – отлично.

- Я предлагаю всем встать и выполнить упражнение, которое необходимо для выработки правильной осанки .

Далеко не каждый имеет красивую, правильную осанку . У некоторых детей возникает нарушение осанки . Неправильная осанка делает спину кривой, некрасивой. Искривляется позвоночник, в результате чего затрудняется работа многих жизненно важных органов. Кроме того, это мешает выбору определенной профессии.

Причины неправильной осанки могут быть самые различные.

- Какова главная причина нарушения осанки у детей? (ответы). – Неправильная посадка за партой.

- Посмотрите, пожалуйста, на картинку. Миша с детства научился сидеть за столом правильно. Он вырастет стройным и красивым. Петя сидит за столом кое-как, весь изогнулся. Посмотрите, что может случиться с ним в будущем, если он не исправится.

- Ребята, как нужно правильно сидеть за партой? Кто может показать? (Разбираются правила посадки за партой, столом).

- А какие ещё причины могут привести к нарушению осанки ? (Ответы детей).

Ø Если дети постоянно носят тяжелые предметы в одной руке.

Ø Неправильное положение тела во время сна.

Ø Неправильная манера стоять и ходить.

Нарушению осанки способствуют неполноценное питание, недостаток в пище белков, минеральных солей, витаминов.

III. Закрепление изученного.

- О чем мы сегодня говорили на уроке ?

- Что такое осанка ?

- Назовите причины нарушения осанки .

- Какие упражнения могут помочь выработать правильную осанку ?

Дети: читают правила , которые помогут выработать правильную осанку , а тем самым сохранить и укрепить своё здоровье (слайд).

Учитель: Симакова И.В.

Раздел: Здоровье и окружающая среда.

Цель: сформировать у учащихся представление о правильной и неправильной осанке и её влиянии на здоровье человека

  • Расширить представления и знания о правильной осанке при ходьбе , в положении сидя и стоя
  • Закрепить представления о правильной и не правильной осанке
  • Учить применять на практике упражнения по формированию правильной осанки
  • Коррекция и развитие связанной устной речи
  • Развитие непроизвольного внимания и зрительного восприятия,
  • Коррекция и развитие умения планировать свою деятельность.
  • Коррекция и развитие личностных качеств (навыков самоконтроля)
  • Воспитывать умение работать в группе

Оборудование: карточки с текстом Приложение 1 >, карточки с кроссвордом Приложение 2 >, карточки с заданием Приложение 3 >, Приложение 4 .

1. Организационный момент

Сейчас мы с вами поиграем в одну игру, которая называется “Пол, нос, потолок”.

Я показываю рукой на пол и называю “пол”, затем показываю на нос и говорю “нос”, потом поднимаю руку вверх, показываю на потолок и говорю “потолок” вы должны повторять за мной, но быть при этом внимательными и не нарушать правила. А я буду стараться вас запутать.

Ребята, о каком органе тела мы сейчас с вами говорили?

А какие органы тела вы ещё знаете?

Хорошо, молодцы! Сейчас мы с вами проверим вашу внимательность. У вас на партах лежат листочки с текстом, где вы должны вычеркнуть все буквы “а” встретившиеся вам. На это вам 3 минуты.

Осанка – это положение человека стоя или сидя. При правильной осанке человек, стоя, держит прямо тело и голову, слегка отведя плечи назад и выставив вперёд грудь, живот подтянут. Правильно сидеть нужно прямо, немного наклонив голову вперёд, опираясь поясничной частью спины о спинку стула, а ступнями ног о пол. 15 букв.

А теперь давайте поменяйтесь листочками и проверьте внимательность вашего соседа должно получиться 15 букв.

Ребята посмотрите у вас на парте лежат карточки с кроссвордом, который вы должны отгадать. Если вы отгадаете правильно, то у вас получиться ключевое слово.

2. Введение в тему. Кроссворд

Одно из самых важных в жизни человека.

Лыжные гонки, фигурное катание, плавание, волейбол всё это - …..

У девочек стройная, а у мальчиков спортивная …..

Во время утренней гимнастики мы делаем различные ……

Утренняя ……для того чтобы проснуться и набраться сил.

… .. на месте, хорошая разминка для ног.

Проверяем с помощью опоры Приложение

3. Изучение новой темы

Итак, ребята у нас получилось ключевое слово “ ОСАНКА ”.

А сейчас прочитайте мне, что такое осанка ?

Работа с текстом.

Молодцы! А как вы думаете про что мы будем с вами говорить на уроке ? Правильно про осанку . Поэтому тема нашего урока называется так: “ Осанка при ходьбе , в положении сидя и стоя”.

Осанка это наше привычное положение тела. При правильной осанке человек, стоя, держит прямо тело, голова слегка приподнята, плечи отведены назад и живот подтянут, полностью выпрямлены ноги; руки свободно опущены.

Мне нужен доброволец, для того чтобы попробовать встать, так как стоят с правильной осанкой . А чтобы тебе легче было понять, встань спиной к стене, чтобы касаться её затылком, лопатками, ягодицами, пятками и кончиками мизинцев опущенных и прижатых к телу рук.

Но нужно научиться не только правильно стоять, но и ходить. Ведь походка выдает настроение человека, его самочувствие, возраст. Для того чтобы она была красивой, идти нужно средним шагом, умеренно быстрым и легким, обязательно ритмичным. То есть шаг должен быть мелким и пружинистым. Стопу надо ставить прямо, голова слегка откинута, руки легко и естественно помогают ходьбе , движение плеч и бедер почти незаметно.

А сейчас давайте посмотрим, как нужно правильно ходить. Мне нужен один человек для того чтобы пройти правильно.

Хорошо, а скажите ребята, все правила были выполнены или есть какие-то небольшие нарушения?

4. Закрепление учебного материала

Молодцы. Но для того чтобы правильно стоять и ходить мало знать правила ещё и нужно развивать “мышечный корсет”. А это достигается путём укрепления всех мышц туловища. Для этого нужно делать гимнастику и заниматься спортом. Труднее всего принять правильную осанку утром, встав с постели. Поэтому нужно начинать свой день с утренней гимнастики, которая называется “зарядкой”, потому что прогоняет остатки сна и заряжает организм бодростью на весь день. Её нужно выполнять в хорошо проветриваемой комнате или ещё лучше – на свежем воздухе. Гимнастику можно делать не более 10-12 минут, в это время следует сделать 10-12 упражнений.

1. Потягивание. Ноги слегка расставить и на счёт “раз-два” поднять руки вверх, встав на носки, потянуться – вдох. На счет “три-четыре” опуститься на всю ступню, опустить руки – выдох.

2. Отведение рук и ноги назад. Отвести руки максимально назад, отставить ногу назад на носок и прогнуть спину – вдох. Встать прямо – выдох. Проделать то же упражнение, отставляя назад другую ногу.

3. Повороты в стороны. Исходное положение – ноги врозь, ступни параллельны. Руки к плечам, повернуть туловище влево – вдох; вернуться в исходное положение – выдох. Проделать то же самое с поворотом в другую сторону.

4. Наклоны в стороны. Исходное положение – ноги врозь, руки за головой. Наклонить туловище влево – выдох; выпрямиться в исходное положение – вдох. Проделать то же упражнение с наклоном в другую сторону. При выполнении упражнения голову держать прямо, локти отводить назад. Ноги всё время должны оставаться выпрямленными.

5. “Дровосек”. Исходное положение – стоять прямо, ноги врозь, руки подняты вверх, пальцы сцеплены. Быстро наклониться вперёд, опуская сцепленные руки между ногами, выдох; выпрямиться в исходное положение – вдох. При наклоне ноги нужно всё время держать прямыми и сильно сгибать туловище.

Работа с текстом.

Правила для поддержания правильной осанки .

- Что нужно делать, чтобы осанка была хорошей?

Выполнять упражнения по укреплению мышц туловища.

Правильно сидеть за столом, партой, на стуле, не горбиться.

При переносе тяжестей нужно равномерно нагружать руки.

Если вы будете носить ранец или портфель в одной руке, одно плечо станет ниже другого.

Спать на жесткой постели с невысокой подушкой.

Сидеть с максимально выпрямленной спиной. Важно избегать неудобных поз. Через каждые 15 минут сидения за столом надо менять позу, двигать руками и ногами, потягиваться, а через каждые 30 минут обязательно встать, походить или полежать.

Стоять и выполнять различную работу следует также с максимально выпрямленной спиной. При этом важно найти для головы, туловища, рук и ног достаточную опору. После длительного стояния надо обязательно полежать (разгрузить позвоночник).

Каждый день смотреть на себя в зеркало, которое подскажет, какая у вас осанка .

У некоторых детей возникает нарушение осанки . Это называется сколиоз (рисунок). Это значит, что деформирован позвоночник. Начинается он, как правило, в 8 – 10 лет. Лечится долго, иногда даже в больнице.

Позволяет держать осанку позвоночник – основной стержень тела. Он проходит посредине спины. Это гибкий ствол, составленный из 33 костей – позвонков (можно показать рисунок).

Ученые провели наблюдения. Оказалось, что, если человек низкого роста, но держится прямо, он кажется выше. А вот высокий, но сутулый - ниже.

Ходите по комнате, положив на голову тетрадь или небольшую книгу. В тот момент, когда ваша осанка окажется неправильной, тетрадь упадет.

А сейчас давайте проверим, что вы запомнили про осанку в положении стоя. Вам даны карточки с таблицей, в которой вы должны выбрать что полезно или вредно для здоровой осанки.

О положении тела нужно помнить не только в положении стоя и при ходьбе , но и во время приготовления уроков , сидя за столом.

Приучите себя правильно сидеть: прямо, немного наклонив голову вперёд, опираясь поясничной частью спины о спинку стула, а ступнями ног о пол. Обе руки должны лежать на столе. Не надо опираться грудью о стол. Расстояние от глаз до тетради не должно быть ближе 35 сантиметров. Это можно определить так: поставьте руку, согнутую в локте, на стол, при этом кончики пальцев касаются наружного угла глаза.

Давайте сядем все правильно. А для того чтобы вам было легче, я приготовила подсказку. Слайд 10. Молодцы!

Но для того, чтобы сформировалась правильная осанка нужно постоянно следить за собой: не горбиться, плечи распрямлять, живот втягивать, голову держать прямо. Потому что скелет человека и осанка взаимосвязаны. Если нарушается правильное развитие костей, нарушается и осанка . Скелет служит опорой тела. Скелет – надежная опора человеческого организма. В скелете различают кости позвоночника, грудной клетки, черепа, таза, верхних и нижних конечностей.

Позвоночник состоит из отдельных небольших косточек-позвонков, соединенных друг с другом мягкими хрящами. Позвоночник защищает от повреждений спинной мозг, находящийся внутри. Поэтому наша задача сохранять позвоночник гибким и прочным .

Посмотрите на рисунок, и вы сразу же увидите разницу между человеком с правильной осанкой и с нарушением осанки .

При сколиозе перекошены плечи и таз, искривлён позвоночник. Чтобы вам было понятней, посмотрите карточки Приложение 3 >.

Люди с самого рождения
Жить не могут без движения

Руки опустите вниз, выровняйте спину, голову не наклоняйте. Медленно поднимите руки вверх и сцепите их в замок над головой. Представьте, что ваше тело – как гора. Одна половинка горы говорит: “Сила во мне!” и тянется вверх. Другая говорит: “Нет, сила во мне!” и тоже тянется вверх. “Нет! – решили они. – Мы две половинки одной горы, и сила в нас обеих”. Потянулись обе вместе, сильно – сильно. Медленно опустите руки и улыбнитесь. Молодцы!

Хорошо. Молодцы. А сейчас, давайте с вами, выполним буквенное задание. У вас на партах лежат карточки с правилами положения разных частей тела при правильной осанке стоя. Сейчас вам дано будет время, в течение которого нужно будет всем вместе подумать и составить их в правильной последовательности.

Проверим, правильно ли вы выполнили задание.
Ребята, давайте повторим всё, что мы изучили сегодня на уроке .
Молодцы, всё сделали.

7. Домашнее задание

Мы сегодня выполнили с вами 5 упражнений для укрепления мышц спины, поэтому домашнее задание будет подобрать ещё 5 упражнений для комплекса зарядки по укреплению осанки .

А сейчас каждый подумайте и выберите себе ту мордочку, которая подходит к вашему настроению.
Почему вы выбрали именно так? Что вы с этого урока возьмёте для себя?

Детям предлагается выбрать из трёх вариантов: радость, равнодушие и печаль.

Спасибо за внимание.

Ответь на вопрос. Расставь стрелки.

Ø Спать в мягкой постели (вредно).

Ø Носить ранец за спиной (полезно).

Ø Сидеть за партой согнувшись (вредно).

Ø Заниматься гимнастикой, спортом (полезно).

Ø Время от времени смотреть на себя в зеркало (полезно).

Ответь на вопрос. Расставь стрелки.

Ø Спать в мягкой постели (вредно).

Ø Носить ранец за спиной (полезно).

Ø Сидеть за партой согнувшись (вредно).

Ø Заниматься гимнастикой, спортом (полезно).

Ø Время от времени смотреть на себя в зеркало (полезно).

Одно из самых важных в жизни человека.

Лыжные гонки, фигурное катание, плавание, волейбол всё это - …..

У девочек стройная, а у мальчиков спортивная …..

Во время утренней гимнастики мы делаем различные ……

Утренняя ……для того чтобы проснуться и набраться сил.

… .. на месте, хорошая разминка для ног.

Одно из самых важных в жизни человека.

Лыжные гонки, фигурное катание, плавание, волейбол всё это - …..

У девочек стройная, а у мальчиков спортивная …..

Во время утренней гимнастики мы делаем различные ……

Утренняя ……для того чтобы проснуться и набраться сил.

… .. на месте, хорошая разминка для ног.

Задание: вычеркните все буквы “а” встретившиеся вам.

Осанка – это положение человека стоя или сидя. При правильной осанке человек, стоя, держит прямо тело и голову, слегка отведя плечи назад и выставив вперёд грудь, живот подтянут. Правильно сидеть нужно прямо, немного наклонив голову вперёд, опираясь поясничной частью спины о спинку стула, а ступнями ног о пол.

Задание: вычеркните все буквы “а” встретившиеся вам.

Осанка – это положение человека стоя или сидя. При правильной осанке человек, стоя, держит прямо тело и голову, слегка отведя плечи назад и выставив вперёд грудь, живот подтянут. Правильно сидеть нужно прямо, немного наклонив голову вперёд, опираясь поясничной частью спины о спинку стула, а ступнями ног о пол.

Способствовать коррекции и развитию навыков самоконтроля, координации движений, зрительно-слухового восприятия, памяти, переключению внимания путём выполнения работ разного характера.

Способствовать воспитанию интереса к учёбе, бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих.

Тип урока комбинированный.

I.Организационный момент. Приветствие. Проверка готовности: настроение, школьные принадлежности. Улыбнитесь друг другу.

Сядет тот, кто покажет …голову, плечи, живот, грудь, поясницу, лопатки (по методике Е.Д.Худенко).

II. Актуализация опорных знаний.

Вводное слово учителя: в 19 веке девочек привязывали к спинке стула за косички, так родители боролись за их красивую осанку. Как вы думаете, что такое осанка? (выслушивает мнения учащихся)

“Осанка выражает состояние души”, – Карл Густав Маннергейм, генерал-лейтенант русской армии.(плакат на доске)

Беседа. Что же такое осанка? Осанка (словарное слово) – привычное положение тела в покое и при движении. Человек имеет только одну привычную ему осанку(слайд 2). Обращаю внимание на плакат: осанка при ходьбе, сидении, стоянии, при работе на компьютере и при переносе тяжестей. Запись определения осанки в рабочих тетрадях.

Какая же осанка может считаться правильной?

(Слайд 3-поочерёдное чтение и показ)При правильной осанке:

Голова и туловище держатся прямо.

Голова слегка приподнята.

Плечи несколько отведены назад.

Грудная клетка развернута.

Плечи находятся на одном уровне.

Нарушение осанки приводит к различным видам искривления позвоночника.

Сколиоз – искривление позвоночного столба вбок. Одно плечо выше другого.

На доске словарное слово.

IV. Физминутка. Упражнения для красивой осанки (с книгой, со шляпой,)

Как хочется иметь красивую, правильную осанку. Для этого есть несколько действенных советов .

Возьмите шляпу с полями или кепку. Надвиньте козырек или поля шляпы на глаза и ходите так. Увидите, что вам придется невольно поднимать голову и взгляд, отсюда гордая посадка головы, а значит и красивая осанка.

Шарф на шею. Как только вы забудете о правильной осанке, шарф начнет мешать и заставить вас выше поднять голову, а, значит, и распрямить плечи.

Что особенно понравилось?

Можно ли носит тяжёлые грузы в одной руке?

Можно ли назвать человека с неправильной осанкой здоровым?

Молодцы! Оценки с полным комментарием.

VII.Домашнее задание на всю жизнь: Следить за своей осанкой, выполнять упражнения для красивой осанки.

Правильная осанка-залог здоровья и красоты.

Посмотрите также:

Наверх Бесплатные презентации по различным предметам, 2016—2019
Все права на материалы, находящиеся на сайте, принадлежат их авторам. Все презентации были собраны из открытых источников.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Задачи урока :

Рассказать учащимся о значении осанки в жизни человека ,

Научить учеников заботиться о правильном положении тела,

Показать возможные упражнения для исправления осанки в школе и дома.

Оборудование:

Рисунки с правильной и неправильной осанкой ; памятки родителям.

Картинки: балерина, фигуристка, спортсмен, фотомодель т.д.

1. Беседа по теме.

- Как вы думаете, приятно смотреть на стройного человека ?

Конечно, приятно. Стройные люди радуют глаз. Но дело не только в красоте, у стройного человека правильно формируется скелет. При правильной осанке легче работать сердцу и другим важным органам.

2. Осанка – стройная спина.

- Что дает человеку правильная осанка ?

- Как вы думаете, может ребенок сам сформировать правильную осанку или, наоборот, деформировать ее?

- Какие профессии человека невозможны без красивой осанки ?

- Почему искривляется позвоночник у детей?

- Поэтому лучше всего научиться следить за своей осанкой и предупреждать все отклонения.

Осанка – это превратившаяся в строгую привычку манера держать свое тело. Правильная осанка придает человеку красивый внешний вид и создает лучшие условия для развития и деятельности всего организма. Формирование правильной осанки – сложный и длительный процесс. Чтобы достичь положительных результатов, необходимо заботиться о правильном положении тела учащихся с детского возраста, сидя, стоя, при ходьбе, шире использовать физические упражнения, обязательно включать специальные упражнения на осанку в содержании уроков физической культуры, в гимнастику до занятий, физкультминутки, зарядку, давать учащимся соответствующие задания на дом.

Правила для поддержания правильной осанки .

- Что нужно делать, чтобы осанка была хорошей?

Выполнять упражнения по укреплению мышц туловища.

Правильно сидеть за столом, партой, на стуле, не горбиться.

При переносе тяжестей нужно равномерно нагружать руки.

Если вы будете носить ранец или портфель в одной руке, одно плечо станет ниже другого.

Спать на жесткой постели с невысокой подушкой.

Сидеть с максимально выпрямленной спиной. Важно избегать неудобных поз. Через каждые 15 минут сидения за столом надо менять позу, двигать руками и ногами, потягиваться, а через каждые 30 минут обязательно встать, походить или полежать.

Стоять и выполнять различную работу следует также с максимально выпрямленной спиной. При этом важно найти для головы, туловища, рук и ног достаточную опору. После длительного стояния надо обязательно полежать (разгрузить позвоночник).

Каждый день смотреть на себя в зеркало, которое подскажет, какая у вас осанка .

3. Нарушение осанки .

У некоторых детей возникает нарушение осанки . Это называется сколиоз (рисунок). Это значит, что деформирован позвоночник. Начинается он, как правило, в 8 – 10 лет. Лечится долго, иногда даже в больнице.

Позволяет держать осанку позвоночник – основной стержень тела. Он проходит посредине спины. Это гибкий ствол, составленный из 33 костей – позвонков (можно показать рисунок).

Ученые провели наблюдения. Оказалось, что, если человек низкого роста, но держится прямо, он кажется выше. А вот высокий, но сутулый - ниже.

Ходите по комнате, положив на голову тетрадь или небольшую книгу. В тот момент, когда ваша осанка окажется неправильной, тетрадь упадет.

4. Игровой блок.

Учащимся предлагается сесть на скамейки. На голове ученики держат стаканчики из–под йогурта, рядом с каждым учеником на скамейке лежит блокнот для рисования и карандаш или несколько карандашей. Они должны взять в руки блокноты и карандаши и нарисовать любой рисунок. Пока учащиеся рисуют, звучит музыка.

5. Информационный блок.

Предложить ребятам памятку, которую они должны будут обязательно показать своим родителям.

Неправильная осанка может не только нанести непоправимый вред здоровью , но и испортить человеку жизнь.

Особенно портит осанку неправильная поза за столом или во время игры.

Сидеть нужно так, чтобы иметь опору для ног, спины и рук при симметричном положении головы, плечевого пояса, туловища, рук и ног.

Сидеть нужно так, чтобы спина касалась спинки стула вплотную, расстояние между грудью и столом должно быть 1,5 – 2 см.

Расстояние от глаз до стола должно быть 30 см.

Книгу надо держать в наклонном положении, а тетрадь надо класть под углом в 30 градусов.

Нельзя читать лежа на боку, носить в одной и той же руке тяжести.

Осанку нарушает езда на велосипеде.

Для исправления осанки детям нужно ежедневно заниматься, наблюдая за собой в зеркало.

Учащиеся выступают в роли судей. Они получают цветные карточки, с помощью которых оценивают урок .

Черная карточка – плохо.

Зеленая карточка – хорошо.

Оранжевая карточка – отлично.

- Я предлагаю всем встать и выполнить упражнение, которое необходимо для выработки правильной осанки .

Далеко не каждый имеет красивую, правильную осанку . У некоторых детей возникает нарушение осанки . Неправильная осанка делает спину кривой, некрасивой. Искривляется позвоночник, в результате чего затрудняется работа многих жизненно важных органов. Кроме того, это мешает выбору определенной профессии.

Причины неправильной осанки могут быть самые различные.

- Какова главная причина нарушения осанки у детей? (ответы). – Неправильная посадка за партой.

- Посмотрите, пожалуйста, на картинку. Миша с детства научился сидеть за столом правильно. Он вырастет стройным и красивым. Петя сидит за столом кое-как, весь изогнулся. Посмотрите, что может случиться с ним в будущем, если он не исправится.

- Ребята, как нужно правильно сидеть за партой? Кто может показать? (Разбираются правила посадки за партой, столом).

- А какие ещё причины могут привести к нарушению осанки ? (Ответы детей).

Ø Если дети постоянно носят тяжелые предметы в одной руке.

Ø Неправильное положение тела во время сна.

Ø Неправильная манера стоять и ходить.

Нарушению осанки способствуют неполноценное питание, недостаток в пище белков, минеральных солей, витаминов.

III . Закрепление изученного.

- О чем мы сегодня говорили на уроке ?

- Что такое осанка ?

- Назовите причины нарушения осанки .

- Какие упражнения могут помочь выработать правильную осанку ?

Дети: читают правила , которые помогут выработать правильную осанку , а тем самым сохранить и укрепить своё здоровье (слайд).

Учитель: Симакова И.В.

Предмет: СБО

Раздел: Здоровье и окружающая среда.

Тема: Осанка.

Цель: сформировать у учащихся представление о правильной и неправильной осанке и её влиянии на здоровье человека

Расширить представления и знания о правильной осанке при ходьбе , в положении сидя и стоя

Закрепить представления о правильной и не правильной осанке

Учить применять на практике упражнения по формированию правильной осанки

Коррекция и развитие связанной устной речи

Развитие непроизвольного внимания и зрительного восприятия,

Коррекция и развитие умения планировать свою деятельность.

Коррекция и развитие личностных качеств (навыков самоконтроля)

Воспитывать умение работать в группе

1. Организационный момент

Сейчас мы с вами поиграем в одну игру, которая называется “Пол, нос, потолок”.

Я показываю рукой на пол и называю “пол”, затем показываю на нос и говорю “нос”, потом поднимаю руку вверх, показываю на потолок и говорю “потолок” вы должны повторять за мной, но быть при этом внимательными и не нарушать правила. А я буду стараться вас запутать.

Ребята, о каком органе тела мы сейчас с вами говорили?

А какие органы тела вы ещё знаете?

Хорошо, молодцы! Сейчас мы с вами проверим вашу внимательность. У вас на партах лежат листочки с текстом, где вы должны вычеркнуть все буквы “а” встретившиеся вам. На это вам 3 минуты.

Осанка – это положение человека стоя или сидя. При правильной осанке человек, стоя, держит прямо тело и голову, слегка отведя плечи назад и выставив вперёд грудь, живот подтянут. Правильно сидеть нужно прямо, немного наклонив голову вперёд, опираясь поясничной частью спины о спинку стула, а ступнями ног о пол. 15 букв.

А теперь давайте поменяйтесь листочками и проверьте внимательность вашего соседа должно получиться 15 букв.

Ребята посмотрите у вас на парте лежат карточки с кроссвордом, который вы должны отгадать. Если вы отгадаете правильно, то у вас получиться ключевое слово.

2. Введение в тему. Кроссворд

Одно из самых важных в жизни человека.

Лыжные гонки, фигурное катание, плавание, волейбол всё это - …..

У девочек стройная, а у мальчиков спортивная …..

Во время утренней гимнастики мы делаем различные ……

Утренняя ……для того чтобы проснуться и набраться сил.

… .. на месте, хорошая разминка для ног.

3. Изучение новой темы

Итак, ребята у нас получилось ключевое слово “ ОСАНКА ”.

А сейчас прочитайте мне, что такое осанка ?

Работа с текстом.

Молодцы! А как вы думаете про что мы будем с вами говорить на уроке ? Правильно про осанку . Поэтому тема нашего урока называется так: “ Осанка при ходьбе , в положении сидя и стоя”.

Осанка это наше привычное положение тела. При правильной осанке человек, стоя, держит прямо тело, голова слегка приподнята, плечи отведены назад и живот подтянут, полностью выпрямлены ноги; руки свободно опущены.

Мне нужен доброволец, для того чтобы попробовать встать, так как стоят с правильной осанкой . А чтобы тебе легче было понять, встань спиной к стене, чтобы касаться её затылком, лопатками, ягодицами, пятками и кончиками мизинцев опущенных и прижатых к телу рук.

Но нужно научиться не только правильно стоять, но и ходить. Ведь походка выдает настроение человека, его самочувствие, возраст. Для того чтобы она была красивой, идти нужно средним шагом, умеренно быстрым и легким, обязательно ритмичным. То есть шаг должен быть мелким и пружинистым. Стопу надо ставить прямо, голова слегка откинута, руки легко и естественно помогают ходьбе , движение плеч и бедер почти незаметно.

А сейчас давайте посмотрим, как нужно правильно ходить. Мне нужен один человек для того чтобы пройти правильно.

Хорошо, а скажите ребята, все правила были выполнены или есть какие-то небольшие нарушения?

4. Закрепление учебного материала

Молодцы. Но для того чтобы правильно стоять и ходить мало знать правила ещё и нужно развивать “мышечный корсет”. А это достигается путём укрепления всех мышц туловища. Для этого нужно делать гимнастику и заниматься спортом. Труднее всего принять правильную осанку утром, встав с постели. Поэтому нужно начинать свой день с утренней гимнастики, которая называется “зарядкой”, потому что прогоняет остатки сна и заряжает организм бодростью на весь день. Её нужно выполнять в хорошо проветриваемой комнате или ещё лучше – на свежем воздухе. Гимнастику можно делать не более 10-12 минут, в это время следует сделать 10-12 упражнений.

1. Потягивание. Ноги слегка расставить и на счёт “раз-два” поднять руки вверх, встав на носки, потянуться – вдох. На счет “три-четыре” опуститься на всю ступню, опустить руки – выдох.

2. Отведение рук и ноги назад. Отвести руки максимально назад, отставить ногу назад на носок и прогнуть спину – вдох. Встать прямо – выдох. Проделать то же упражнение, отставляя назад другую ногу.

3. Повороты в стороны. Исходное положение – ноги врозь, ступни параллельны. Руки к плечам, повернуть туловище влево – вдох; вернуться в исходное положение – выдох. Проделать то же самое с поворотом в другую сторону.

4. Наклоны в стороны. Исходное положение – ноги врозь, руки за головой. Наклонить туловище влево – выдох; выпрямиться в исходное положение – вдох. Проделать то же упражнение с наклоном в другую сторону. При выполнении упражнения голову держать прямо, локти отводить назад. Ноги всё время должны оставаться выпрямленными.

5. “Дровосек”. Исходное положение – стоять прямо, ноги врозь, руки подняты вверх, пальцы сцеплены. Быстро наклониться вперёд, опуская сцепленные руки между ногами, выдох; выпрямиться в исходное положение – вдох. При наклоне ноги нужно всё время держать прямыми и сильно сгибать туловище.

Работа с текстом.

Правила для поддержания правильной осанки .

- Что нужно делать, чтобы осанка была хорошей?

Выполнять упражнения по укреплению мышц туловища.

Правильно сидеть за столом, партой, на стуле, не горбиться.

При переносе тяжестей нужно равномерно нагружать руки.

Если вы будете носить ранец или портфель в одной руке, одно плечо станет ниже другого.

Спать на жесткой постели с невысокой подушкой.

Сидеть с максимально выпрямленной спиной. Важно избегать неудобных поз. Через каждые 15 минут сидения за столом надо менять позу, двигать руками и ногами, потягиваться, а через каждые 30 минут обязательно встать, походить или полежать.

Стоять и выполнять различную работу следует также с максимально выпрямленной спиной. При этом важно найти для головы, туловища, рук и ног достаточную опору. После длительного стояния надо обязательно полежать (разгрузить позвоночник).

Каждый день смотреть на себя в зеркало, которое подскажет, какая у вас осанка .

Нарушение осанки .

У некоторых детей возникает нарушение осанки . Это называется сколиоз (рисунок). Это значит, что деформирован позвоночник. Начинается он, как правило, в 8 – 10 лет. Лечится долго, иногда даже в больнице.

Позволяет держать осанку позвоночник – основной стержень тела. Он проходит посредине спины. Это гибкий ствол, составленный из 33 костей – позвонков (можно показать рисунок).

Ученые провели наблюдения. Оказалось, что, если человек низкого роста, но держится прямо, он кажется выше. А вот высокий, но сутулый - ниже.

Ходите по комнате, положив на голову тетрадь или небольшую книгу. В тот момент, когда ваша осанка окажется неправильной, тетрадь упадет.

А сейчас давайте проверим, что вы запомнили про осанку в положении стоя. Вам даны карточки с таблицей, в которой вы должны выбрать что полезно или вредно для здоровой осанки.

О положении тела нужно помнить не только в положении стоя и при ходьбе , но и во время приготовления уроков , сидя за столом.

Приучите себя правильно сидеть: прямо, немного наклонив голову вперёд, опираясь поясничной частью спины о спинку стула, а ступнями ног о пол. Обе руки должны лежать на столе. Не надо опираться грудью о стол. Расстояние от глаз до тетради не должно быть ближе 35 сантиметров. Это можно определить так: поставьте руку, согнутую в локте, на стол, при этом кончики пальцев касаются наружного угла глаза.

Давайте сядем все правильно. А для того чтобы вам было легче, я приготовила подсказку. Слайд 10. Молодцы!

Но для того, чтобы сформировалась правильная осанка нужно постоянно следить за собой: не горбиться, плечи распрямлять, живот втягивать, голову держать прямо. Потому что скелет человека и осанка взаимосвязаны. Если нарушается правильное развитие костей, нарушается и осанка . Скелет служит опорой тела. Скелет – надежная опора человеческого организма. В скелете различают кости позвоночника, грудной клетки, черепа, таза, верхних и нижних конечностей.

Позвоночник состоит из отдельных небольших косточек-позвонков, соединенных друг с другом мягкими хрящами. Позвоночник защищает от повреждений спинной мозг, находящийся внутри. Поэтому наша задача сохранять позвоночник гибким и прочным .

Посмотрите на рисунок, и вы сразу же увидите разницу между человеком с правильной осанкой и с нарушением осанки .

При сколиозе перекошены плечи и таз, искривлён позвоночник. Чтобы вам было понятней, посмотрите карточки Приложение 3 >.

5. Физкультминутка

Люди с самого рождения
Жить не могут без движения

Упражнение “Гора”

Руки опустите вниз, выровняйте спину, голову не наклоняйте. Медленно поднимите руки вверх и сцепите их в замок над головой. Представьте, что ваше тело – как гора. Одна половинка горы говорит: “Сила во мне!” и тянется вверх. Другая говорит: “Нет, сила во мне!” и тоже тянется вверх. “Нет! – решили они. – Мы две половинки одной горы, и сила в нас обеих”. Потянулись обе вместе, сильно – сильно. Медленно опустите руки и улыбнитесь. Молодцы!

6. Итог урока

Хорошо. Молодцы. А сейчас, давайте с вами, выполним буквенное задание. У вас на партах лежат карточки с правилами положения разных частей тела при правильной осанке стоя. Сейчас вам дано будет время, в течение которого нужно будет всем вместе подумать и составить их в правильной последовательности.

Проверим, правильно ли вы выполнили задание.
Ребята, давайте повторим всё, что мы изучили сегодня на уроке .
Молодцы, всё сделали.

7. Домашнее задание

Мы сегодня выполнили с вами 5 упражнений для укрепления мышц спины, поэтому домашнее задание будет подобрать ещё 5 упражнений для комплекса зарядки по укреплению осанки .

8. Рефлексия

А сейчас каждый подумайте и выберите себе ту мордочку, которая подходит к вашему настроению.
Почему вы выбрали именно так? Что вы с этого урока возьмёте для себя?

Детям предлагается выбрать из трёх вариантов: радость, равнодушие и печаль.

Читайте также: