8 класс внеклассное чтение конспект урока

Обновлено: 02.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Обучающие:

знакомство с творчеством А.Платонова;

показать учащимся, что проблемы человеколюбия – ведущие в творчестве А.П.Платонова.

Развивающие:

развивать логическое мышление;

развивать творческие, аналитические способности учащихся;

развивать навыки монологической речи;

вовлечение учащихся в активную деятельность на уроке.

Воспитательные:

передать чувства автора, которые вложены в изображение героев рассказа;

показать нравственный смысл рассказа;

через обсуждение рассказа пробудить у учащихся чувство сострадания и любви;

воспитывать внимание, чуткость к близким людям, учить умению смотреть на себя со стороны;

создать на уроке атмосферу доверительности и сотрудничества.

Методические приёмы :

аналитическая беседа по тексту рассказа,

работа с текстом рассказа,

использование мультимедийных средств

Оборудование:

1.Портрет А. А. Платонова.

2. Эпиграф (оформление на доске).

3.Тексты рассказа, вопросы для обсуждения, дополнительная информация (в приложениях).

4. Оформление класса (красный угол избы: стол, свеча, скатерть, иконы)

Тип урока: нестандартный урок(урок мудрости)

Эпиграф к уроку:

Родительский дом, начало начал,

Ты в жизни моей надёжный причал.

Родительский дом, пускай добрый свет

Горит в твоих окнах много лет.

I . Слово учителя . Читать А. Платонова- это большая духовная работа. Каждое его произведение имеет глубокий философский смысл. Нет, это не книжная философия, а природная мудрость. Писатель требует от своего читателя работы. А работа эта заключается в постижении жизни, её мудрости и росте души. Он учит нас узнавать и понимать жизнь. Сегодня на уроке нам предоставляется возможность ещё раз соприкоснуться с творчеством писателя Андрея Платонова. Мы с вами уже знакомились с его творчеством раньше.

- Что вам особенно запомнилось из прочитанного, осталось в душе ?

II . Мотивация к восприятию рассказа.

Сегодня мы поговорим о самом дорогом, что есть у человека – о близких людях, о родном доме. Родной дом – это место, где тебя всегда поймут, тебя простят, и когда бы ты ни пришёл, тебе всегда будут рады. Это место навсегда останется в сердце каждого человека.
Сегодня мы войдём с вами в дом, где собралась вся семья, но по скорбному поводу. Войдём в него со всей добротой, на которую способны ваше сердце и ум и попробуем понять, что произошло.


Аналитическая беседа по тексту рассказа.

-Что такое рассказ? Дайте определение.

-Назовите элементы композиции рассказа. Дайте определения.(Экспозиция-телеграмма, отправленная стариком детям о смерти матери; завязка-приезд шестерых сыновей; развитие действия- панихида, ночное веселье детей; кульминация-поступок третьего сына; развязка – похороны матери.)

- Какие проблемы поднимает А.Платонов в этом рассказе? (Вечная тема взаимоотношения отцов и детей, любовь матери к детям; философская: жизнь и смерть, смена поколений; дом и семья в жизни человека).(ОГЭ)

- Назовите героев рассказа. (Отец, мать, сыновья.)

2)- Охарактеризуйте отца (внешность, образ жизни, поведение в дни похорон жены). Назовите глаголы, которые использует автор, рассказывая о старике. Запишите их в тетрадь. Слайд №3 Старик.

Ребята, перед вами на столе чистый лист бумаги. Наша жизнь не имеет черновиков. Ни один день не возвратишь , не проживёшь заново. Это невозможно. Вам предстоит на этом листе записать, что важное для себя вы поняли, читая и размышляя об отце шестерых сыновей.

- Кем стали в жизни сыновья? Зачитайте . ( Двое из них были моряками-командирами кораблей… Отец и мать вывели своих детей в жизнь, поставили на ноги. )

- Как автор показывает страдания сыновей? Какие чувства испытывают сыновья, встретившись на похоронах матери после многолетней разлуки ? (" Сыновья молча плакали редкими задержанными слезами, искажая свои лица, чтобы без звука стерпеть печаль", "все шестеро и седьмой отец находились вокруг мертвой матери и молчаливо оплакивали ее, скрывая друг от друга свое отчаяние, свое воспоминание о детстве, о погибшем счастье любви, которое беспрерывно и безвозмездно рождалось в сердце матери. ", "каждый ее сын почувствовал себя одиноко и страшно. " У гроба матери, сыновья испытывают отчаяние, одиночество и страх, неудобство и стыд (Когда появляется поп). Это было днём.

- Письменный ответ на проблемный вопрос : Какие душевные качества необходимы были братьям, приехавшим хоронить свою мать? (Они оскорбляют чувства отца. В этом проявляется их душевная чёрствость. Их сердца слепы: у взрослых состоявшихся мужчин нет такта, внимания, душевной чуткости. Они редко бывали в родительском доме и отвыкли от родителей.)

-Ребята, заполните свой лист. Какой урок вы получили, читая и обсуждая этот эпизод?

4) Слово учителя:

Создание проблемной ситуации.

Дивчину пытает казак у плетня:

«Когда ж ты, Оксана, полюбишь меня?

Я саблей добуду для крали своей

Дивчина в ответ, заплетая косу:

«Про то мне ворожка гадала в лесу.

Пророчит она: мне полюбится тот,

Кто матери сердце мне в дар принесет.

Не надо цехинов, не надо рублей,

Дай сердце мне матери старой твоей.

Я пепел его настою на хмелю,

Казак с того дня замолчал, захмурел,

Борща не хлебал, саламаты не ел.

Клинком разрубил он у матери грудь

И с ношей заветной отправился в путь:

Он сердце ее на цветном рушнике

Коханой приносит в косматой руке.

В пути у него помутилось в глазах,

Всходя на крылечко, споткнулся казак.

И матери сердце, упав на порог,

Слайд №5 -мать

- Что вы можете сказать об отношении матери к детям и детей к матерям?

Обратимся к теме урока. Какой персонаж в рассказе Платонова излучал свет? Какие ассоциации вызывает у вас это слово ? ( Свет безграничной материнской любви, свет улыбки, свет в ночи…)

- Загляните в себя и попробуйте обратиться к маме?(Продолжаем заполнять страничку)

6) Финал рассказа.

-Каким вам показался финал рассказа, пессимистичным или оптимистичным?( В финале рассказа снова возникает образ “шести могучих людей. Мы иначе смотрим на братьев. Ночное переживание изменило их, сделало сильнее, прибавило духовности. Любовь жива в них и у них есть будущее. Символ будущего- дочка третьего сына. Финал оптимистичен)

Оборудование урока. мультимедийная установка, портрет писателя, компьютер, магнитофон, тексты произведений, словари.

Ход урока

1. Мы продолжаем с вами изучать произведения, которые посвящены Великой Отечественной войне. Ребята, как вы думаете, что сегодня нас ждёт на уроке, исходя из темы урока, написанной на доске, какие цели мы будем преследовать? (Будем читать произведение, анализировать, говорить о добре, о войне, о главной героине).

5. Обратимся к тексту повести.

Аналитическая беседа по тексту.

1) Какие исторические события описывает автор повести? (События Великой Отечественной войны).

2) Найдите в повести описание немцев-карателей? (Чтение текста).

3) Найдите описание юного немецкого солдата? Чем отличаются эти описания? (Чтение текста).

4) Какие первоначальные чувства испытывала Мария, увидев раненого немца в погребе? (Чтение текста).

5) Почему Мария запомнила каждую из девяти ступенек лестницы, ведущую в погреб? (Колебалась, сомневалась в том, а правильно она поступает).

1. Добро (1 сущ.).
2. Справедливое, позитивное (2 прил.).
3. Хранит, творит, помогает (3 глаг.).
4. Добро должно победить зло (фраза из 4-х слов).
5. Свет души (синоним к сущ., см. 1).

1. Мария (1 сущ.).
2. Добрая, мудрая (2 прил.).
3. Помогает, спасает, ухаживает (3 гл.).
4. Мария побеждает желание отомстить (4 слова).
5. Матерь человеческая.

Твори добро -
Нет большей радости.
И спеши
Не ради славы или сладостей,
А по велению души.
Когда кипишь, судьбой униженный,
Ты от бессилья и стыда,
Не позволяй душе обиженной
Сиюминутного суда.
Постой.
Остынь. Поверь – действительно,
Всё встанет на свои места.
Ты сильный.
Сильные не мстительны.
Оружье сильных – доброта.

9. Ребята, благодарю всех за активную работу на уроке.

Тип урока : урок внеклассного чтения, интегрированный, в форме свободной дискуссии на морально-нравственную тематику, корректирующей эмоциональную сферу учащихся.

Цели урока : осознание безусловной ценности человеческой жизни через вовлечение учащихся в процесс анализа художественного текста.

Задачи урока:

Развивающие: развивать речевые навыки, творческое воображение, умение сравнивать, обобщать, совершенствовать устную и письменную речь школьников.

Воспитательные: создать условия для воспитания эмоциональной отзывчивости и восприимчивости, сострадания, доброты, приобщить учащихся к чтению современной детской литературы.

Методы обучения: словесные, наглядные, исследовательские.

Средства обучения: детские игрушки, альбомы, мультимедийный проектор, экран, презентация.

Формы работы: индивидуальная, парная, групповая.

Используемые приёмы работы: чтение с остановками, свободная дискуссия, написание эссе.

Осуществлялись следующие подходы:

1. Текстоориентированный (выразительное чтение текста и работа с ним)

2. Коммуникативный ( работа в группах, развитие связной речи)

3. Интегрированный (связь с изобразительным искусством)

4. Личностно-ориентированный (привитие нравственно-этических ценностей)

Методический комментарий к уроку литературы в 8 классе.

Урок предназначен для учащихся 8 класса. Тема урока актуальна, так как эмоциональные переживания в подростковом возрасте проявляются наиболее ярко. Подростков волнуют "вечные проблемы": какой я, правильно ли я поступаю, кто он - настоящий друг и советчик, нужно ли прислушиваться к мнению взрослых, как отличить истинные ценности от мнимых, всё ли в жизни только игра и т.д.

Урок формирует нравственные ценности подростков и корректирует их эмоциональную сферу.

В результате анализа текста дети приходят к выводу, что нельзя всё воспринимать игрой. Жизнь состоит из игр, но она не игра. Начиная игру, нужно помнить, что в игру вовлечён и живой, и неживой мир.

Принимая, что всё вокруг имеет сердце, человек станет бережнее относиться к окружающему его живому и неживому миру.

Посредством данного урока могут быть реализованы требования нового ФГОС, который предполагает достижение следующих результатов обучения:

- предметные результаты.

1. В познавательной сфере:

- умение анализировать литературное произведение;

- давать характеристику героям, сопоставлять героев одного произведения;

- определение в произведении элементов сюжета, особенностей композиции;

2. В ценностно-ориентационной сфере:

- понимание авторской позиции и способность ее интерпретировать, формулировать свое отношение к ней.

3. В коммуникативной сфере:

- отвечать на вопросы по прослушанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;

- аргументированно формулировать своё отношение к прочитанному;

- личностные результаты:

совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание уважительного отношения к русской литературе.

- метапредметные результаты:

умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи, формулировать вывод.

Содержание урока

Этап учебного занятия

Содержательная деятельность педагога

Содержательная деятельность учащихся

Организационный этап. Вызов

Создает учебную ситуацию, мотивирующую учащихся к учебной деятельности. Ставится цель работы.

Участвуют в учебной ситуации, осознают мотив и цель предстоящей деятельности, отвечают на вопросы учителя, выполняют предложенное задание.

Освоение нового материала. Осмысление

Организует деятельность учащихся.

Способствует активности работы.

Служит источником информации.

Предлагает различные приёмы для вдумчивого чтения и размышления о прочитанном. Обеспечивает сохранение интереса к изучаемой теме.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка предназначена для знакомства учащихся с творчеством местного поэта .

Урок внеклассного чтения по литературе для 7-8 классов

познакомить учащихся с творчеством поэта – земляка Н.Г. Кинёва

учить детей пониманию законов поэтического творчества;

формировать интерес к поэзии родного края.

Воспитательные:

воспитывать любовь к родному краю, его литературе;

способствовать воспитанию бережного отношения к слову.

Развивающие:

формировать навыки исполнительского искусства;

учить применять полученные теоретические знания для решения познавательных задач.

- портрет Н.Г.Кинёва,
- раздаточный материал,
- словари литературоведческих терминов,
- выставка книг Н.Г.Кинёва
- ноутбук, проектор.

1.Вступление.

Послушайте стихотворение Елизаветы Малышевой и подумайте, о ком сегодня пойдёт речь на уроке? Слайд 2

Николай Кинев на свете жил

И честно Родине служил,

Но он трагически погиб.

Кто знал его - душа болит.

Он очень жизнь свою любил,

Писал стихи, добро творил.

И в том была его отрада.

Память наша - вечная ему награда.

23 мая 2017 года исполнилось75 лет со дня рождения Николая Георгиевича Кинёва, уральского поэта и прозаика , чьё творчество неизвестно широкому кругу читателей, так как первая и единственная книга стихотворений автора вышла в свет сравнительно недавно – в 2007 году к 65- летию поэта. Слайд 3

Сегодня я приглашаю вас в мир поэзии Николая Кинёва, поэта Пермского края, который очень хорошо знал, что такое дружба, добро, любовь, красота.

Хочу, чтобы на уроке вы познакомились с творчеством нашего земляка, прочувствовали его поэтические произведения.

Послушайте, пожалуйста, рассказ о жизни поэта.

Николай Кинев родился 23 мая 1942 года в селе Ключи Суксунского района. Прозаик, поэт. Слайд 5
Дед-Николай Грейнет- немец, бабушка Анлиза Фрицевна Розенталь – латышка, знала четыре языка, она-то и научила внука читать и писать задолго до школы, приобщила Коленьку к богословию. Она была редкостной песенницей и молитвенницей.

В семейном архиве семьи Кинёвых хранится церковная книга, на полях которой

ровным бабушкиным почерком 5-летнему внуку написано:

- Коля, чайник за заслонкой.

Так она учила внука читать.

Мама, Лидия Николаевна Чикулина, была солисткой церковного хора суксунского храма. Слайд 6

От неё Николай перенял голос и любовь к песне. Много горя пришлось пережить этой женщине: потеряла двух детей, умерших от дифтерии, вернувшийся с войны муж однажды ушел из дома и не вернулся. Взрослый сын потом всю жизнь искал отца.

Гораздо позже Николай Кинев посвятит памяти своей мамы сборник рассказов

Детство….деревенский дом, земляничные поляны, родные просторы…

Писать начал в раннем детстве, в 14 лет у Николая Кинева появились первые литературные публикации. И впоследствии литературное творчество и журналистика заполнили всю его жизнь

После школы Николай Кинев учился на историко-филологическом факультете Пермского университета им. А.М. Горького, который окончил в 1964 году. В этом же году был принят в Союз журналистов.

Николай Кинев стал для многих начинающих кишертских поэтов духовным вдохновителем и наставником.

В 1964 году был принят в Союз журналистов, а в 1989 году Николай Кинев вошел в состав Союза писателей Российской Федерации. Слайд 9

Две грани таланта, две любви у Николая Кинёва - поэзия и проза. Стихи, повести и рассказы добротные, настоящие.

В 2006 году удостоен премии Пермского края в сфере искусства и культуры. Слайд 10-11
Известный пермский писатель и журналист Николай Кинев трагически погиб 23 июня 2011 года в Перми.

Определите тему занятия.

Какие цели задачи поставим?

На уроке мы должны прочувствовать стихотворения поэта; постараться услышать голос души автора в каждом стихотворении; пронаблюдать, как раскрывается она читателям, о чём повествует, какие следы оставляет в наших сердцах.

4.Самостоятельная работа по группам.

Каждой группе предложено своё стихотворение и к нему вопросы и задания.

Приложение1 и Приложение 2

Вопросы и задания I группе.

2.Подготовьтесь выразительно читать его вслух.

3. Какие образы в этом стихотворении вас удивили?

4.Найдите строчки, выражающие авторское отношение к родным местам

5.Выберите из указанных ниже тем ту, которая отражена в данном стихотворении

Темы творчества:

6.Какие детали деревенского пейзажа выделяет, подчёркивает автор?

7.Найдите те средства, которыми пользуется автор для создания образа села. (Эпитеты, метафоры, олицетворения, сравнения).

8.Сделайте вывод: какой он, внутренний мир лирического героя данного стихотворения.

Вопросы и задания 2 группе.

2.Подготовьтесь выразительно читать его вслух.

3.Как называет автор свой дом? (ветхая изба )

4.Найдите строки, в которых автор показывает особую значимость отчего дома в своей жизни (Уходим мы, изба за нами Следит, тревожно накренясь, И материнскими глазами Прощает нас - и любит нас.)

5.Как удалось художнику захватить нас?

6.О чём ведёт разговор с нами, читателями, душа поэта?

7.Выберите из указанных ниже тем ту, которая отражена в данном стихотворении.
Темы творчества:

8.Сделайте вывод: какой он, внутренний мир лирического героя данного стихотворения.

Вопросы и задания 3 группе.

2.Подготовьтесь выразительно читать его вслух.

3.Найдите строки, в которых выражена главная мысль стихотворения. Докажите.

4.О чём ведёт разговор с нами, читателями, душа поэта?

8.Сделайте вывод: какой он, внутренний мир лирического героя данного стихотворения.

Вопросы и задания 4 группе.

2.Подготовьтесь выразительно читать его вслух.

3.Как строит своё поэтическое произведение автор?

4.Какой приём использует автор в первой строфе?

5.Что хотел донести до нас автор?

6.Какие строки стихотворения являются главными?

8.Сделайте вывод: какой он, внутренний мир лирического героя данного стихотворения.

Стихи Н.Кинёва сами просятся на музыку. Некоторые положены на музыку несколько поэтических произведений поэта.

6.Подведение итогов

-_Какая она, картина души поэта Н.Г. Кинёва? Какие чувства скрыты в ней?

(вывод делают дети).

Закончить наше занятие хотелось бы строками из стихотворения Н.Кинёва, где ярко выражена жизненная позиция автора.

В какие горькие пути
Душа моя ни попадала,
Не силилась с пути сойти,
Не чаяла в обход пойти,
А чтоб вернуться вспять — подавно.
Мы можем только отдохнуть
Единый миг — и оглянуться,
И окунуться, как уснуть,
В прошедшее — и содрогнуться:
Какие пни и пустыри,
И пропасти! Душа ломалась,
Но на седые костыли
Любви и веры опиралась.

Читайте также: