Писарев погибшие и погибающие конспект

Обновлено: 02.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Урок литературы в 10-ом классе.

Цели :- формировать коммуникатвные компетенции;

- рассмотреть интерпретацию произведения в критической литературе;

- понять, почему главная героиня выбирает подобный путь решения конфликта;

-развить умение анализировать критическую литературу;

-сформировать собственное мнение обучающихся по данному произведению;

-подготовить обучающихся к сочинению.

Список терминов: драма, трагедия, композиция, образ

Оборудование : тексты критических статей Н.А. Добролюбова, Д.И. Писарева, презента-

II . Слово учителя.

Мы с вами изучили немало интересных произведений 19 века. Но большей частью все они были прозаическими. Но русская литература богата не только поэтами и писателями. Россия подарила миру много драматургов, с одним из которых мы познакомились с вами на предыдущих уроках. Мы познакомились с жизнью и творчеством А.Н.Островского и рассмотрели драму "Гроза". Сегодня мы подводим итоги нашего обсуждения. Давайте вернемся к названию произведения.

III . Беседа с классом по вопросу названия и исторической эпохи в произведении.

Вода и небо на картине захватывают, поражают человека, будят мысль о ничтожности и быстротечности жизни . На крутом высоком берегу стоит одинокая деревянная церковь , рядом кладбище с покосившимися крестами и заброшенными могилами. Ветер качает деревья, гонит облака, затягивает зрителя в бесконечный северный простор. Мрачному величию природы противостоит только крохотный огонёк в окне церквушки.

- Как вы думаете, почему автор назвал свое произведение подобным образом?

- Нашла ли отражение историческая эпоха в названии?

(Предреформенная Россия. Обострение социальных противоречий русской жизни. Поражение николаевской России в Крымской войне. Подъём антикрепостнического движения. Изменение атмосферы русской общественной жизни в преддверии крушения крепостного права).

IV . Работа с терминами литературы.

Учитель: И вот на фоне этих событий появляется очередная пьеса А.Н.Островского с очень значимым названием "Гроза" (1859 г.) Произведение вызвало немало откликов среди критиков. Жанр пьесы, как его обозначает автор - драма. После выхода пьесы в свет взгляды критиков (разделились: Н.Добролюбов рассматривает "Грозу" как трагедию, а Д.И.Писарев как драму. Мы с вами не раз говорили, но мне бы хотелось еще раз вернуться к их определению, их пониманию. Перед вами на столах словарь, который содержит определение понятии и признаки трагедии и

(Обучающиеся поделены на 4 группы. Первая группа анализирует первое действие, 2- второе, 3 - третье, 4 - четвертое и пятое.) По истечении времени (можно минут 7, если занятие рассчитано на урок, а не на пару) каждая группа указывает на черты драмы или трагедии отведенного ей действия.

На основе высказываний обучающихся на доске выстраивается в два столбика: трагедия - драма.

В каждый столбец записываются отличительные черты.)

Вывод: Мы убеждаемся, что в произведении присутствуют черты как драмы, так и трагедии.

- А что или кто является основным критерием в определении отличительных черт трагедии и драмы?

- Таким образом, определение "Грозы" как драмы или трагедии, зависит от того, считать Катерину сильным или слабым характером.

VI . Работа с фрагментами критических статей. Среди критиков мнения относительно Катерины также разделились. Обратимся к статьям Д.И.Писарева, Н.А.Добролюбова.

При этом Добролюбов был чутким ценителем прекрасного, человеком, способным глубоко проникать в суть художественного произведения.

В) Аполлон Григорьев.

Ребята отвечают, что определяющую роль играют такие факторы, как время написания статей, политические убеждения оппонентов, взгляд на искусство и, несомненно, личность самих критиков, которая проявляется в полемически отточенном слове.

2.Обобщение.Сравнение мнения двух критиков.

Вопрос классу: В чем, на ваш, взгляд, причина столь разной трактовки образа Катерины? Следует ли учитывать время написания статей?

(Задания группам: найти высказывания, которые раскрывают нам характер Катерины. Дают оценку ее поступкам, мыслям, чувствам.

Справа две группы анализируют статью Д.И.Писарева, слева - Н.А.Добролюбова.

Составление сопоставительной таблицы. (Писарев - слабая личность, Добролюбов - сильная)

Н.А. Добролюбов

1. Характер Катерины составляет шаг вперед во всей нашей литературе

1. Добролюбов принял личность Катерины за светлое явление

2. Решительный, цельный русский характер

3. Это характер по преимуществу созидательный, любящий, идеальный

3. Что это за суровая добродетель, сдающаяся при первом удобном случае? Что за самоубийство, вызванное такими мелкими неприятностями?

4. У Катерины все делается по влечению натуры

4. Добролюбов отыскал привлекательные стороны Катерины, сложил их вместе, составил идеальный образ, увидел вследствие этого луч света в темном царстве

5. В Катерине видим мы протест против кабановских понятий о нравственности, протест, доведенный до конца

5. Воспитание и жизнь не могли дать Катерине ни твердого характера, ни развитого ума

6 . Горько такое освобождение; но что же делать, когда другого выхода нет. В том и сила ее характера.

6. Катерина разрубает затянувшиеся узлы самым глупым средством - самоубийством.

7. Нам отрадно видеть избавление Катерины.

7. Кто не умеет сделать ничего для облегчения своих и чужих страданий, тот не может быть назван светлым явлением

вас было домашним заданием образ Катерины. Совпадают ли найденные вами черты характера Катерины с тем, что вы открыли у критиков?

- Мнение критиков мы определили.

- Какое у вас сложилось мнение о Катерине? Обоснуйте свою точку зрения.

Шкала мнений. (На доске рисуется шкала: Писарев - Добролюбов - не определился). Обучающиеся должны встать в колонну напротив критерия.

Встаньте в колонны таким образом:

1 - поддерживает точку зрения Добролюбова

3 - не определился.

Если признать Катерину сильной личностью, то определение жанровой принадлежности "Грозы" зависит и от того, насколько трагичной считать развязку. Что она трагична - это понятно. Но вопрос, насколько, требует ответа. Было бы лучше Катерине остаться живой. Если Катерина - светлое явление, которое принесло пользу, осветив, пусть на короткое время, "темное царство" и дав импульс к изменению окружающей жизни, то и развязка оказывается не столь безысходной, то есть драматичной. Но ведь и сам Островский указывал на то, что "Гроза" \

Нам представляется, что каждый критик по-своему прав. Все зависит от того, под каким углом зрения рассматривается объект критики. Добролюбов увидел только бунтарскую сторону характера Катерины, а Писарев заметил лишь исключительную темноту молодой женщины.

Нам представляется, что каждый критик по-своему прав. Все зависит от того, под каким углом зрения рассматривается объект критики. Наше время в истолкование драмы А.Н.Островского вносит свои акценты.

Добролюбов Н.А. Статья "Луч света в темном царстве".

Писарев Д.И. Статья "Мотивы русской драмы"

Силинская Л.Н. "Поурочное планирование по литературе" К учебнику "В мире литературы. 10 класс" под ред. А.Г.Кутузова. - Экзамен, 2006 г.

Фадеева Т.М. Тематическое поурочное планирование по литературе к учебнику Ю.В.Лебедева. - Экзамен, 2005 г.

Егорова Н.В, Золотарева И.В. "Поурочные разработки по литературе. Универсальное издание". Москва. ВАКО, 2007 г.

pisarevkollaj-1.jpg

pisarev10.jpg

Автор портретов Писарева - Екатерина Скареднова

Представим вам десять самых ярких и провокационных его статей – а вы уж решайте сами, читать их дальше или нет (практически все статьи Писарева доступны в интернете).

realisty-bazarov2.jpg

Критик Д. И. Писарев является автором знаменитой критической статьи о "Преступлении и наказании" под названием "Борьба за жизнь" (1867 г.). В этой статье Писарев проводит глубокий анализ образа Раскольникова, его теории и т.д.

В этой статье представлена критика Д. И. Писарева о романе "Преступление и наказание" Достоевского, анализ произведения и его персонажей.

Критика Д. И. Писарева о романе "Преступление и наказание" Достоевского, анализ произведения

Теория Раскольникова — один из важных элементов романа "Преступление и наказание". Критик Д. И. Писарев видит суть и значение теории Раскольникова в следующем:

"Всю свою теорию Раскольников построил исключительно для того, чтобы оправдать в собственных глазах мысль о быстрой и легкой наживе.

В его уме родился вопрос: чем объяснить себе это желание? Силой или слабостью? Объяснить его слабостью было бы гораздо проще и вернее, но зато Раскольникову было гораздо приятнее считать себя сильным человеком и поставить себе в заслугу свои позорные размышления о путешествиях по чужим кармана.

Эту теорию никак нельзя считать причиной преступления Она была простым продуктом тех тяжелых обстоятельств, с которыми Раскольников принужден был бороться. "

"Настоящей и единственной причиной являются все-таки тяжелые обстоятельства, пришедшиеся не по силам нашему раздражительному и нетерпеливому герою, которому легче было разом броситься в пропасть, чем выдерживать в продолжение нескольких месяцев или даже лет глухую, темную и изнурительную борьбу с крупными и мелкими лишениями. Преступление сделано не потому, что Раскольников путем различных философствований убедил себя в его законности, разумности и необходимости. Напротив того, Раскольников стал философствовать в этом направлении и убедил себя только потому, что обстоятельства натолкнули его на преступление.

Теория Раскольникова сделана им на заказ. Сооружая эту теорию, Раскольников не был беспристрастным мыслителем, отыскивающим чистую истину и готовым принять эту истину, в каком бы неожиданном и даже неприятном виде она ему ни представилась. Он был кляузником, подбирающим факты, придумывающим натянутые доказательства . "

"Раскольников был расположен относиться к своей теории с крайним недоверием. Ближайшие последствия совершившегося убийства показали, до какой степени сильно и непобедимо было это недоверие.

Если бы Раскольников сколько-нибудь веровал сам в свою теорию, то он, конечно, сделал бы по крайней мере попытку просветить и обратить на путь истины таких людей, как Дуня и Разумихин, тем более что, открывшись им, убедивши их, он мог приобрести в их лице драгоценных союзников.

Но Раскольников после совершения убийства держал себя совсем не как фанатик, увлекшийся ложной идеей и дошедший в своих поступках до крайних пределов логической последовательности, а просто как мелкий, трусливый и слабонервный мошенник ежеминутно теряется от страха и на каждом шагу выдает себя встречным и поперечным своей лихорадочной суетливостью. "

Писарев считает, что Раскольников после преступления прежде всего боится уголовного наказания и осуждения со стороны близких:

". Раскольников принужден сознаться, что все это дело было сделано по-дурацки. Он даже сам не понимал, зачем он его сделал. Он видит только, что ему приходится так или иначе нести на себе все последствия этого дурацкого дела. Эти последствия оказываются очень мучительными.

Прежде всего Раскольников просто боится уголовного наказания, которое изломает всю его жизнь, выбросит его из общества честных людей и навсегда закроет ему дорогу к счастливому, респектабельному и комфортабельному существованию.

Словом, Раскольников был слишком хорошим критиком, чтобы быть хорошим актером. Превосходно понимая все мельчайшие недостатки своей игры, он требовал от себя с этой стороны такого идеального совершенства, которое, по всей вероятности, было недостижимо не только для него, но даже и для человека с воловьими нервами.

Кроме уголовного наказания, Раскольников боится еще того ужаса, негодования или отвращения, с которым посмотрят на его поступок все дорогие и близкие ему люди. Он думает, что он останется один в целом мире живых людей, когда преступление его сделается известным. Он думает, что открытие ужасной истины убьет его мать и заставит всех его друзей, начиная с его родной сестры, отшатнуться навсегда от погибшего и замаранного человека. Поэтому он не смеет никому открыться. "

". страх уголовного наказания, страх презрения со стороны близких людей, необходимость таиться и притворяться на каждом шагу в сношениях со всеми людьми без исключения и ясное предчувствие того обстоятельства, что все эти подвиги притворства окажутся рано или поздно совершенно бесполезными, - вот составные элементы тех душевных страданий, которые испытывает Раскольников. Под влиянием этих страданий в Раскольникове совершается с изумительной и ужасающей быстротой такой внутренний процесс, который можно назвать увяданием ума и характера. "

Это была критика Д. И. Писарева о романе "Преступление и наказание" Достоевского, анализ произведения, его главного героя и т.д.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели: познакомить обучающихся с содержанием критических статей Н.А. Добролюбова и Д.И. Писарева, закрепить знания по работе с критической статьёй (план, конспект); научить сопоставлять взгляды критиков, их оценку образа Катерины; аргументировано отвечать на вопросы проблемного характера.

Оборудование: тексты, тетради, презентация

Методические приёмы: беседа, ответы на проблемные вопросы, работа в группах, выступления учащихся.

I.Орг. момент

Вступительное слово учителя.

II. Актуализация знаний.
Чтобы лучше понять, какими доводами они руководствовались, давайте послушаем биографии известных критиков, подготовленные ребятами.

После 1861 г. Писарев возлагает надежды на полезную научно-практическую деятельность, на пробуждение интереса к точным, естественнонаучным знаниям. С предельно прагматических позиций он подходит к анализу некоторых художественных произведений. Писарев настаивает на том, что всеми силами надо увеличивать число мыслящих людей. Трагически погиб в июне 1868 г.

При этом Добролюбов был чутким ценителем прекрасного, человеком, способным глубоко проникать в суть художественного произведения.


III. Формирование знаний и умений

Работа по группам:

На левой и правой сторонах доски известные уже цитаты:

Заполнение таблицы продолжениями цитат (мультимедиапроектор)

Характер Катерины составляет шаг вперед…во всей нашей литературе

Добролюбов принял личность Катерины за светлое явление

Решительный, цельный русский характер

Это характер по преимуществу созидательный, любящий, идеальный

Что это за суровая добродетель, сдающаяся при первом удобном случае? Что за самоубийство, вызванное такими мелкими неприятностями?

У Катерины все делается по влечению натуры

Добролюбов отыскал…привлекательные стороны Катерины, сложил их вместе, составил идеальный образ, увидел вследствие этого луч света в темном царстве

В Катерине видим мы протест против кабановских понятий о нравственности, протест, доведенный до конца…

Горько такое освобождение; но что же делать, когда другого выхода нет. В том и сила ее характера.

Воспитание и жизнь не могли дать Катерине ни твердого характера, ни развитого ума…

Катерина разрубает затянувшиеся узлы самым глупым средством – самоубийством.

Нам отрадно видеть избавление Катерины.

Кто не умеет сделать ничего для облегчения своих и чужих страданий, тот не может быть назван светлым явлением

Учащимся предлагается высказаться по любому из утверждений по принципу СОГЛАСЕН-НЕ СОГЛАСЕН с критиком ,но перед началом выступлений группам дается 2-3 минуты для координации своих действий: кто по какому вопросу желает высказаться.

Таким образом, дискуссия начинается с комментирования чужих высказываний и переходит к формулировке и аргументации собственного мнения.

Чтобы ответить на этот вопрос, предлагается выслушать экспертов (один рассказывает о личности и взглядах Добролюбова, времени написания статьи, другой о личности и взглядах Писарева и изменении в политической обстановки за годы, разделяющие 2 статьи).

Вывод: на восприятие литературного образа влияют такие факторы, как время написания статей, политические убеждения автора статьи.

1. Взгляды Добролюбова на пьесу:

2. Взгляды Писарева — это полемика с Добролюбовым.

Оценка Катерины как героини, еще не ставшей развитой личностью.

Стихийность и противоречивость образа, действующего под влиянием чувства.

Оценка самоубийства как действия неожиданного.

IV. Итог урока и рефлексия

Самоанализ групп:
1)Было ли интересно работать над своими темами?
2)Что удалось?
3)В чем испытали трудности?
4)Что узнали нового?
5)Какие навыки в речевом общении вы приобрели?
6)Над чем можно было бы еще поработать?
7)Какие разногласия и конфликты возникли? Как их решили?
8)Все ли имели шанс принять участие в обсуждении? Если нет, пытались ли их вовлечь в дискуссию?

Читайте также: