Конспект урока 11 класс главные члены предложения

Обновлено: 05.07.2024

Автор: Захарченко Людмила Викторовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: Университетский казачий кадетский корпус-интернат (филиал) ФГБОУ ВО
Населённый пункт: г. Морозовск, Ростовская область
Наименование материала: Урок русского языка в 11 классе
Тема: "Главные и второстепенные члены предложения"
Раздел: полное образование

План-конспект урока русского языка в 11 классе

Цели: повторение, обобщение и систематизация знаний учащихся; подготовка к ЕГЭ.

Задачи урока:

Выработать навыки и умения правильно определять грамматическую основу,

тип сказуемого, синонимичность их, чем выражены главные и второстепенные

Развивать внимание, сосредоточенность, логическое мышление, умение

выражать свои мысли лаконично и эмоционально, орфографическую зоркость,

повышать культуру речи, обогощать словарный запас.

Воспитывать трудолюбие, дружбу, умение работать в группах, чувство

взаимопомощи, сопереживания, соперничества.

Тип урока: урок рефлексии

Организационный момент

II. Вступительное слово учителя:

обобщения и систематизации знаний, подготовка к ЕГЭ.

Проверка домашнего задания

Воспроизведение опорных знаний

- Что вы знаете о предложении? По цели высказывания? По структуре?

- Назовите главные члены предложения.

- Что такое подлежащее?

- Что такое сказуемое? Назовите способы его выражения.

IV. Работа по теме урока

Главные члены предложения

Главные члены предложения: подлежащее и сказуемое.

Подлежащим называется главный член предложения, который обозначает предмет

речи и отвечает на вопросы именительного падежа кто? или что? например: Цвели

розы. Мы любовались их нежной красотой.

Способы выражение подлежащего:

Сказуемое — это главный член предложения, который согласуется с подлежащим и

отвечает на вопросы что делает предмет? в каком состоянии находится? каков

предмет? что с ним происходит? что он такое? кто он такой? и т.п.

Например: Наступил март. Дни теплые, светлые. Жутко хорошо в такую пору.

Заяц — тварь вредная. (По Д. Мамину-Сибиряку)

Слайд 5 Виды и способы выражения сказуемого

Простое глагольное сказуемое

Сказуемое, выраженное глаголом в каком-либо наклонении, называется простым

глагольным сказуемым. В нем лексическое и грамматическое значение выражается

одним словом. Например: 1) По утрам крыши обрастали блестящей бахромой из

ледяных сосулек. 2) С Ручьевой горы сбегает много ключей и ручейков. 3) Птички-

синички будут петь о весне и счастье. (По Д. Мамину-Сибиряку) В этих

предложениях глаголы-сказуемые имеют формы изъявительного наклонения

прошедшего, настоящего и будущего сложного времени. 4) Старик вернулся бы в

свою избушку — сказуемое выражено глаголом в условном наклонении. 5) Ах,

замолчите, мне дурно сказуемое выражено глаголом в повелительном наклонении.

(По Д. Мамину-Сибиряку)

Составное глагольное сказуемое

Составным глагольным сказуемым называется сказуемое, состоящее из

вспомогательного глагола в каком-либо наклонении, и глагола в неопределенной

форме, в котором заключено его лексическое значение. Например: Мальчик стал

сбивчиво рассказывать о случившемся. Не могли бы вы помочь

нам? Вспомогательные глаголы лишь указывают начало, конец, возможность,

желательность, продолжительность действия, обозначенного глаголом в

Схема составного глагольного сказуемого такова: вспомогательный глагол (начать,

принимать, перестать, уметь, решать, собраться, стараться, стать, кончить,

мочь, желать, хотеть, продолжить) + неопределённая форма глагола: Он

старался казаться молодым. Мери перестала плакать.

Сочетания некоторых кратких прилагательных (рад, должен, намерен, обязан,

готов, способен и др.) и глагола-связки быть в форме одного из наклонений могут

выступать в роли связки составного глагольного сказуемого: Человек должен

стремиться к высшей, блестящей цели. Печорин был бы рад изменить свою

жизнь. Окружающие обязаны были понять мятежный характер героя.

Составное именное сказуемое

Составное именное сказуемое — это сказуемое, которое состоит из глагола-

связки (быть, есть) и именной части.

Необходимо отличать глагол-связку быть от глагола быть (в значении иметься,

находиться, посещать, существовать и т.д.). Например: У меня был друг. Это были

запасы нефти. Я был в США.

В настоящем времени глагол-связка быть не употребляется: День хорош. Он умница.

Глаголы казаться, делаться, остаться, стать, являться, считаться,

представляться могут быть глаголами-связками: Ребенок становится умнее день

ото дня. Гостья делалась все веселее. Андрей считался лучшим в классе.

Второстепенные члены предложения

Второстепенные члены предложения поясняют главные члены предложения или

другие второстепенные члены, например:

Солнце скрылось за горою; главные члены: солнце скрылось; второстепенный член,

поясняющий главный: скрылось (г д е?) за горою.

Лунная дорожка подрагивала на темной глади озера. Второстепенный член

предложения темной поясняет второстепенный член глади: подрагивала на глади

(к а к о й?) темной. Значения второстепенных членов распознают по вопросам.

Условные обозначения второстепенных членов предложения:

Второстепенные члены предложения делят на три группы: дополнения,

определения, обстоятельства.

Дополнением называется второстепенный член предложения, который отвечает на

вопросы косвенных падежей. Он обычно обозначает предмет, выражается

существительным и чаще всего зависит от сказуемого, реже — от существительного и

прилагательного: Я принялся разводить (ч т о?) костер. Подбежал (к ком у?) ко мне

мой Трезор. Тигр сильнее (кого?) медведя. Представитель (ч е г о?) посольства

встретил нас.

Грамматические значения дополнения

Слайд 15 Способы выражения дополнения:

Дополнения делятся на две группы: прямые и косвенные.

Прямыми дополнениями называются дополнения, которые стоят при переходных

глаголах и обозначают предмет, на который направлено действие. Они обычно

выражаются винительным падежом без предлога, например: Бедным людям

приходится забывать (ч т о?) горе за работой. Поправил он (ч т о?) лыжи. (М.

Все остальные дополнения называются косвенными: Акинтич, выпивши, любил

похвастать своей работой. У дедушки начинала болеть спина. (М. Салтыков-

Определение

Определением называется второстепенный член предложения, который отвечает на

вопросы какой? который? чей? и обозначает признак предмета: Люблю побродить

по осеннему лесу.

Грамматические значения определения

Определения могут конкретизировать предмет по:

качественному признаку (холодная зима, синее море);

действию (опадающая листва, сделанная работа);

месту (городской житель — житель города);

времени (летний отдых — отдых летом);

отношению к другому предмету (глиняная чашка — чашка из глины);

принадлежности (бабушкины очки — очки бабушки).

Определения бывают согласованные и несогласованные.

Согласованные определения стоят в том же роде, числе и падеже, что и

определяемое существительное, т.е. связываются с существительным с помощью

Несогласованные определения связываются с определяемым существительным без

согласования в роде, числе и падеже, т.е. по способу управления или примыкания.

Несогласованное определение может совмещать значение определения со значением

обстоятельства или дополнения, т. е. отвечать на вопросы разных второстепенных

членов предложения. Широкой подъезд (какой? куда?) на улицу закрыт наглухо (А.

Несогласованные определения выражают признак более конкретно, чем

согласованные: яблочный сок — сок из яблок.

Слайд 22 Таблица. Согласованные и несогласованные определения

Определения бывают одиночные (если признак определяется одним словом)

и распространённые (если при определении есть пояснительные слова),

например: доброе лицо, украденная книга; быстро придуманная версия, красные от

мороза щеки.

Приложение — это особый вид определения. Оно выражается существительным,

которое ставится в том же роде, числе и падеже, что и определяемое существительное:

утёс-великан, утёса-великана, утёсом-великаном. Приложения могут обозначать:

собственные имена предметов неодушевлённых: река Амур, город Хабаровск;

различные качества предмета: весна-красавица;

В качестве приложений могут использоваться различные имена

собственные (названия литературных, музыкальных и т.д. произведений, журналов,

газет и т.п.). Такие приложения называются несогласованными и заключаются в

При изменении определяемого слова по падежам эти приложения не

Обстоятельство

Обстоятельство — это второстепенный член предложения, обозначающий признак

действия или другого признака: Очень звонко пел в небе жаворонок. Обстоятельство

отвечает на вопросы где? куда? зачем? почему? как? Обычно обстоятельство

относится к сказуемому, реже — к другим членам предложения. Обстоятельство как

зависимое слово в словосочетании связывается с главным словом по способу

примыкания или управления. Обстоятельственные значения

могут выражаться разными частями речи, а также оборотами.

Способы выражения обстоятельств

Если обстоятельство связано с главным словом по способу управления, то оно может

иметь добавочное значение дополнения. Мы остановились перед воротами

(И. Тургенев). Кроме вопроса где? возможен и вопрос дополнения перед чем?

Разряды обстоятельств:

Обстоятельства могут выражаться наречиями, деепричастиями и деепричастными

оборотами, неопределённой формой глагола, существительными в косвенных

падежах, сравнительными оборотами, синтаксически неделимыми сочетаниями,

например: Сгоряча он не почувствовал боли. Утомившись в дороге, я крепко заснул.

Дерсу долго и терпеливо слушал меня. В тайге пахло грибами и осенью. При

сильном землетрясении часто гибнут люди. Я забежал к тебе.

Каким членом предложения является выделенное слово?

(Обстоятельством, определением, подлежащим, дополнением)

Разноцветные резиновые шарики были разбросаны ребенком.

К нему подбежала девочка в панамке.

Ласковый и нежный зверь.

Наверху было так весело.

Найти соответствия:

Предложение распространено только обстоятельствами.

Предложение распространено только определениями.

Предложение распространено только дополнениями.

Настали темные, тяжелые дни.

Вдали около леса просека перерезалась.

Не только у меня, но и у соседей гремела музыка.

Какого члена предложения нет в предложении?

Она была прекрасна в белом бальном платье с небольшими розами.

Я был уверен, что поезд мчит меня.

Слово меня в предложении является…

В каком предложении синтаксический разбор произведён правильно?

Найти предложение, в котором есть второстепенный член предложения

Укажите пример с ошибкой в синтаксическом разборе

Формирование умений и навыков

Работа с учебником.

VI. Подведение итогов урока

VII. Домашнее задание

Второстепенными называются

главные члены предложения:

Зеленая кикимора на болотах собирала ряску.

Кикимора собирала - грамматическая основа

Второстепенные члены:

определение обстоятельство дополнение

Определение – это второстепенный член предложения, который обозначает признак

лица или предмета и отвечает на вопросы какой? чей?

Зеленая (какая?) кикимора на болотах собирала ряску.

Дополнение – второстепенный член предложения с предметным значением, который

отвечает на вопросы косвенных падежей.

Зеленая кикимора на болотах собирала (что? В.п.) ряску.

Обстоятельство –

характеристики действия или признака, указывает на время, место, способ совершения

действия, его причину, цель или условие его протекания, на степень проявления

признака. Обстоятельство отвечает на разнообразные вопросы: куда? как? когда?

где? зачем? почему? с какой целью? в какой степени?

Зеленая кикимора на болотах ( где?) собирала ряску.

Каждый член предложения – и главный, и второстепенный – может быть выражен

словами разных частей речи. Поэтому очень важно уметь различать два вида

вопросов, которые можно задать к слову в предложении:

грамматический, который мы задаем к слову как к части речи, и

синтаксический, смысловой, который мы задаем к слову в конкретном предложении,

устанавливая его синтаксическую функцию.

Грамматический вопрос = часть речи

Синтаксический вопрос = член предложения

Из болота вылезла зеленоволосая (какая? прилагательное = определение) кикимора.

Из болота вылезла кикимора с зелеными волосами.

(существительное = определение какая? с чем?):

определение выражено уже не прилагательным, а существительным волосами с

прилагательным зелеными,

зелеными волосами – с

*кикимора какая? с зелеными волосами – синтаксический вопрос = определение.

Чтобы правильно определить его синтаксическую роль, к второстепенному члену,

выраженному существительным в сочетании в предлогом из болота, лучше поставить

синтаксический вопрос откуда?, а не грамматический, падежный вопрос из чего?

Из болота (откуда?) вылезла кикимора с зелеными волосами.

*из болота – из чего? – грамматический вопрос = существительное,

*вылезла откуда? из болота – синтаксический вопрос = обстоятельство.

На один и тот же синтаксический вопрос могут отвечать слова разных частей речи.

Кикимора бежала (как?) быстро. Кикимора бежала (как?) на ходулях.

Один и тот же член предложения может быть выражен разными частями речи:

Друзья кикиморы попросили (чего?) шоколаду.

Друзья кикиморы попросили ее (о чем?) сплясать.

Нередки случаи, когда к какому-то члену предложения можно задать больше одного

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

образовательная: обобщить умения распознавать подлежащее и сказуемое в предложении,

развивающая: повторить пройденный материал, расширять словарный запас учащихся, познакомить с новыми словами и их лексическим значением, развивать речь, мышление, познавательный интерес, интеллект, эмоции учащихся ,формировать навык самоконтроля;

воспитательная: воспитывать в детях любовь к родной речи, русскому языку, воспитывать учеников деятельной личностью, овладевающих продуктивной деятельностью, что формирует у детей ответственное отношение к учебному труду и поддерживает необходимую мотивацию на каждом уроке.

Тип урока: закрепление изученного материала

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация;

дидактический материал для самостоятельной и для парной работы;

учебник “Русский язык ” - 11 класс.

Организационный момент.

Психологический настрой

Ребята, чтобы нам легко работалось на уроке, давайте дадим себе установку. Повторяйте за мной:

Я буду стараться,

У меня всё получится.

- Поднимите руки, кто уверен, что справится со всеми трудностями, которые будут встречаться у нас на уроке.

- Трудность всегда преодолевается, если человек всё делает с хорошим настроением, с хорошими мыслями.

- Позволит ли ваше настроение преодолеть все трудности на нашем уроке русского языка?

- У вас на столе лежат тучка и солнышко. Посмотрите, какая из карточек отражает ваше настроение. Выберите её, покажите.

Разделимся на две группы:

1-группа Осень, 2-группа Зима

Я вас буду оценивать различными смайликами.

II. Проверка домашнего задания.

III. Словарно-орфографическая работа. Работа в парах.

- Откройте тетради, запишите число, классная работа.

- Какое слово у вас получилось? Что такое предложение?

III. Введение в тему урока.

- Какое ключевое слово у нас получилось? (предложение)

Какова тема нашего урока? (Главные члены предложения.)

- Какие мы задачи поставим перед собой?

(вспомнить всё, что мы знаем о предложении, будем находить главные члены предложения, вспомним о роли предложения, будем развивать речь. Задача нашего урока проверить, насколько умело и правильно вы умеете использовать знания о главных членах предложения.)

Работаем в группе . Перед вами лежат карточки с вопросами, вы должны ответить на эти вопросы.

Что такое предложение?

Какие бывают предложения по цели высказывания?

Назовите главные члены предложения?

Что такое подлежащее?

Какой частью речи в предложении бывает подлежащее?

Что такое сказуемое?

Какой частью речи в предложении бывает сказуемое?

какие бывают предложения по наличию второстепенных членов?

Какие предложения называются распространёнными?

Какие предложения называют нераспространёнными

- Ребята, мы с вами повторили всё, что мы знаем о предложении. А теперь давайте с вами от теории перейдём к практическим заданиям.

Работа с учебником

Послушаем музыку

- Ребята, все задания мы выполняли вместе, в группах, а сейчас покажите, как вы умеете работать самостоятельно.

- Перед вами картина. Составьте предложения по картинке.

Опорные слова про зиму: Пушистые снежинки, разноцветные искорки инея, холодный, мороз на стекле, поля, тропинка, белеет, большие сугробы, сильные морозы, сосульки на крышах домов и т. д.

Опорные слова про осень: сентябрь, октябрь, ноябрь, дождь, ветер, зеленая, красная, желтая, золотая и т.д.

Задание: объяснить постановку знаков препинания в предложениях текста, подчеркнуть грамматические основы, охарактеризовать каждое предложение, составить схемы предложений.

Вопросы по тексту:

-Определите тему, основную мысль текста.

-С помощью каких средств выразительности автор сумел передать картины осени и настроение героя?

СЛОВАРЬ: ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ, МЕТАФОРА, ЭПИТЕТ, ЗВУКОПИСЬ, ИНВЕРСИЯ.

-Объясните значение слов свалялася, тлея, скитаюсь.

В каком значении употреблены эти слова – в прямом или переносном?

-Какие слова, имеющие стилистическую окраску, встречаются в тексте? Какова их роль?

Схема на плакате:

главные члены предложения)

Подлежащее – главный член предложения, который обозначает предмет речи и отвечает на вопросы И. п. кто? что?

Сказуемое - главный член предложения, который обозначает то, что именно говорится о предмете речи, выраженном подлежащим, и отвечает на вопросы:

· что говорится о предмете речи?

· что делает предмет?

· что такое предмет?

1. Выполнение задания №1 ( на листках контроля)

Подчеркните подлежащее и сказуемое и обозначьте, чем они выражены.

1. Горе на двоих – полгоря, радость на двоих – две радости.

2. Нюанс - оттенок, тонкое различие в чём - нибудь.

3. Отрицать - значит отвергать существование, необходимость, обязательность чего - нибудь.

4. Шли два приятеля вечернею порою.

5. Присутствующие делились впечатлениями об экскурсии.

6. Никто не отвечал мне.

7. Далече грянуло ура.

8. Бывалые и старые поучали молодых.

9. По дороге зимней, скучной

Тройка борзая бежит.

10. Октябрь уж наступил.

11. Я помню чудное мгновенье.

12. Приезд отца явился полной неожиданностью.

13. Некоторые подростки в годы войны были удостоены боевых наград.

-Чем может быть выражено подлежащее?

· Любой частью речи, которая занимает место подлежащего (прилагательным, причастием, наречием, числительным, междометием)

СУБСТАНТИВАЦИЯ – явление, когда прилагательные или причастия, а также другие части речи выступают в роли подлежащего и приобретают признаки существительного.

2. Работа с классом.

-Прокомментируйте высказывания языковедов.

Согласны ли вы с мнением ученых?

Объясните постановку тире во втором предложении.

-Чем может быть выражено сказуемое?

- Пользуясь таблицей, назовите типы сказуемых. Проиллюстрируйте свои ответы примерами из задания 1.

(Далее устные развернутые ответы о способах выражения простого глагольного сказуемого, составного глагольного и составного именного сказуемых.)

3. Решите уравнения:

Составное глагольное сказуемое

- Найти в задании №1 (Листок контроля) составное именное сказуемое.

НУЛЕВАЯ СВЯЗКА – явление, когда глагол - связка быть, который не имеет яркого лексического значения в настоящем времени, отсутствует.

Например: Он был геологом.

Он геолог. (Пример – 2-е предложение)

В то время, пока класс работает с Листком контроля, выполняется задание у доски:

-В каком предложении сказуемое – составное глагольное?

1) Ты будешь решать, кого послать вперед.

2) Мальчишки решили ползти по одному, друг за дружкой.

3) Отступать от правил игры считалось недопустимым нарушением.

4) Вечерами брат учил меня рисовать.

5) Дворец казался островком печальным.

5. Подготовка к ЕГЭ.

-В конце года вам предстоит сдавать ответственный экзамен – ЕГЭ по русскому языку. Задания А5 и А8 напрямую связаны с сегодняшней темой. В задании А5 вам необходимо будет найти нарушения синтаксических норм (согласования и управления), в том числе и между главными членами предложения, а в А8 – выделить грамматическую основу.

Работа с Листком контроля (задание2).

Согласуйте подлежащее со сказуемым.

1. Все, кто видел эту картину, хвалил(и) игру актёров

2. Правление клуба, в том числе председатель, много сделали(о) для организации вечера.

3. Большинство учеников отлично справилось(лись) с заданием.

4. Все три всадника ехали (о) молча.

5. В ряду стояли(а) тысяча книг.

6. Десять бойцов бросилось(и) в атаку.

7. Три книги лежало(и) на полках.

8. Несколько женщин ходило(и) по площади.

9. Красных мухоморов ряд, как карлы сказочные спят(ит).

10. Большинство приобретают(ет) несколько специальностей.

11. Молодежь едут(ет) на новостройки.

12. Майора сопровождало(и) несколько командиров.

13. Семеро одного не ждет(ут).

Если времени мало, можно выполнить задание по вариантам.

1 вариант – 1-5 предложения,

2 вариант - 7-13 предложения.

6. Индивидуальная работа.

1) Прочитайте предложение:

Инженер с дочерью в воскресенье пошли на каток, врач с сыном тоже пошел туда.

Определите, кто старше: дочь инженера или сын врача?

Обоснуйте свой ответ. Найдите главные члены предложения.

( Ответ: Дочь инженера старше сына врача, потому что дочь входит в состав подлежащего и является равноправным членом, участником действия, а сын врача еще маленький, отец привел его на каток.)

IV. Закрепление изученного.

Самостоятельная работа (по вариантам). (5-7 минут) Выполнение заданий ЕГЭ.

1. Какие слова являются грамматической основой в одном из предложений текста?

ничего не знал (предложение 3)

он, вероятно, не знал (предложение 3)

он не знал (предложение 3)

выдвинул проект (предложение 5)

(3) Он, вероятно не знал ничего о книгах Циолковского. … (5) По существу,

американский профессор выдвинул проект сооружения вокруг Солнца сплошной

гигантской сферы радиусом около 150 миллионов километров, то есть примерно на

уровне орбиты Земли.

2. Какое сочетание слов является грамматической основой в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста?

композитор не мог различать (предложение 3)

который не мог различать (предложение 3)

потом выяснилось (предложение 6)

эти два вида слуха (предложение 6)

(3) Но вот у нас под наблюдением был один известный композитор, который после

болезни не мог различать звуки речи. … (6) И действительно, как потом выяснилось, эти два вида слуха даже формируются в разных областях головного мозга.

3. Какие слова не являются грамматической основой в одной из частей сложного предложений текста?

что приводит (предложение 3)

оно повысилось (предложение 4)

нет движения (предложение 4)

это приводит (предложение 5)

(3) Атмосферу загрязняют автомобили, самолёты, теплоцентрали, что приводит к

значительному увеличению углекислого газа на планете. (4)Такой тревожный рост

содержания СО2 сейчас констатируется не только в городах, где оно повысилось в 3-5

раз, но даже и на Южном полюсе, в центре Антарктиды, где автомобильного движения нет. (5) Углекислый газ, как стекло, пропускает солнечные лучи вниз, но задерживает отдачу тепла в атмосферу дальше за пределы Земли, а это приводит к росту средней температуры приземного слоя атмосферы.

1. Какое сочетание слов является грамматической основой во втором (2)

фрагменты должны войти

все должны войти

войти в реферат

(2) Однако не все эти фрагменты должны войти в реферат.

2. Какое сочетание слов является грамматической основой в простом или в одной из частей сложного предложения текста?

излучение было (предложение 3)

являются колебание и вращение (предложение 4)

электромагнитные волны излучают (предложение 5)

излучают тела (предложение 5)

(3) Невидимое излучение (учитывая его место в спектре)было названо инфракрасным.

(4) Источником инфракрасного излучения являются колебание и вращение молекул

вещества. (5) При этом электромагнитные волны излучают нагретые тела, молекулы которых движутся особенно интенсивно.

3. Какое сочетание слов является грамматической основой в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста?

интуиция и воображение необходимы (предложение 3)

страсть бывает слепой (предложение 4)

это может (предложение 5)

(3) Действительно, страсть к науке, интуиция и воображение необходимы подлинному

учёному. (4) Но страсть бывает слепой, а чувства нередко обманывают человека. (5)

натолкнувшегося на новые интересные факты.

V. Домашнее задание.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методические разрадотки,презентации к уроку и конспекты уроков : Методическая разработка урока 6 класс математика "Проценты. Решение текстовых задач"

Урок по теме " Проценты" составлен так, что начало урока представлено как путешествие в сказочную страну.Решение текстовых задач показывает межпредметные и метопредметные связи. Происходит.


Тема: Предлог. (Закрепление знаний)Цель урока а) учебная: систематизировать и обогатить знания учащихся о предлоге, на основе заданий-исследований предупредить возможные ошибки в употреблении предлого.

010. Методическая разработка урока к конкурсу Эффективный урок 5 класс 14 урок - карта и презентация

Методический материал к проведению открытых уроков.



Конспект урока 7 класс. Тема урока "Из Лондона в Евпаторию" . Тип урока: урок-путешествие.

Конспект урока 7 класс.Тема урока "Из Лондона в Евпаторию"Тип урока: урок-путешествие. УМК “Spotlight”. Авторы: Virginia Evans, Jenny Dooley ,Olga Podolyako, Julia.


Конструкт урока 9 класс. Урок русского языка в 9 классе. Обобщение темы «Сложноподчиненные предложения».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока. Главные члены предложения. Тире между подлежащим и сказуемым. Синтаксический разбор простого предложения.

Задачи урока:

Образовательные:

формировать навыки исследования синтаксических конструкции через их сравнительный анализ;

активизировать познавательную деятельность в процессе работы со справочной литературой;

применять полученные знания на практике.

Развивающие:

совершенствовать орфографическую и пунктуационную зоркость,

развивать познавательную самостоятельность и активность;

совершенствовать умение сравнивать и обобщать изучаемый материал;

совершенствовать навык решения тестовых задач ЕГЭ по русскому языку;

развивать речевую культуру учащихся и умение работать вдумчиво со справочной Воспитательные: воспитывать любовь к языку, интерес к предмету, умение преодолевать трудности, культуру совместной деятельности, навыки самообразования, трудолюбие, ответственность за качество своих знаний, осознанное отношение к изучаемому.

Организационный этап. Приветствие.

Целеполагание.

Прежде чем мы приступим к реализации задач урока, предлагаю вам решить лингвистическую задачу.

Слайд 2. Найдите грамматическую основу предложений и объясните пунктуацию.

Наша дружба – солнца свет. (Л.Ошанин)

Охранять природу – значит охранять родину. (М.Пришвин)

Стремиться вперед – вот цель жизни. (М.Горький)

Дважды два – четыре.

- Чем выражены главные члены? Объясните пунктуацию.

- Какие правила синтаксиса вы применили?

- Сформулируйте тему урока.

Слайд 3. Тема урока: Главные члены предложения. Тире между подлежащим и сказуемым.

Учащиеся записывают дату и тему урока в тетрадь.

- Сформулируйте цели и задачи урока.

III. Актуализация опорных знаний.

Синтаксическая разминка (работа с учебником)

Гольцова Н.Г., с.238. упр.345 (устно).

Задание: объясните постановку тире или его отсутствие в предложениях.

Вопросы классу:

Назовите условия постановки тире между подлежащим и сказуемым.

Объясните, почему во 2 предложении стоит тире, хотя подлежащее выражено личным местоимением.

Какие еще исключения из правил вы увидели в упражнении?

2.Исследование теории.

Гольцова Н.Г., с.238.§73.

3.Синтаксический разбор предложений.

Задание: запишите предложения (с доской) и сделайте полный синтаксический разбор (группа В – средние)

Его цель – сделаться героем романа. (М.Лермонтов)

Покупка Чичикова сделалась предметом разговоров. (Н.Гоголь)

Группа А – самостоятельно выполняет любое задание по выбору из приложения 1

IV. Мотивация учебной деятельности.

Найдите грамматические ошибки и определите тип ошибки

Два облака плывет.

Молодежь едут на новостройки.

Каждый из тех, кому посчастливилось повстречаться с этим удивительным человеком, познакомиться с его творениями, неизменно оказывались под властью его необыкновенного обаяния.

Все, кто присутствовали на его концертах, были в восторге.

- Объясните, как вы решали это задание. Какие правила синтаксиса вы применили?

V. Постановка проблемы.

- Возможно ли использование обоих вариантов? Обоснуйте свою точку зрения.

Отец с сыном пришел.

Отец с сыном пришли.

2.Актуализация изученного через анализ языковых единиц.

-Какие еще трудные случаи согласования подлежащего и сказуемого не были нами рассмотрены?

Слайд 8 с заданиями. Задания разбирают все учащиеся вместе с учителем и записывают правильный вариант.

Согласуйте подлежащее и сказуемое

Произошл.. два удивительных события.

За это решение проголосовал.. большинство присутствующих.

Часть жильцов переехал.. к родственникам.

Поздно ночью прогремел.. не то гром, не то взрыв.

- Назовите трудные случаи согласования подлежащего и сказуемого.

- Все ли по данной теме вам понятно?

Работа с тестами (право выбора задания за учениками) Слайд 9

6.Итог урока.

- Какие затруднения возникли во время работы на уроке?

- Какие задачи вы ставите перед собой по данной теме?

Слайд 10. Д/З. Гольцова Н.Г., с.236 - §73, упр.346. ЕГЭ 2017, задание 7, в. 1 – отредактировать предложения с грамматическими ошибами.

7.Заключительное слово учителя.

Как вы знаете, в этом учебном году задания ЕГЭ сформулированы в новом формате. А сегодняшняя тема тоже представлена по-новому и оценивается в 5 баллов. Поэтому, чтобы правильно определить тип грамматических ошибок при выполнении седьмого задания, перечитайте внимательно лекции, прорешайте тесты по этой теме. И если после такой работы у вас еще останутся вопросы, то приходите на консультацию.

А сейчас оцените свой уровень усвоения учебного материала и заполните таблицу (приложение 7):


На этом уроке мы поговорим о грамматической основе предложения. Рассмотрим, чем может выражаться подлежащее. И вспомним о разновидностях сказуемого.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Главные члены предложения"

· Поговорим о грамматической основе предложения.

· Выясним, чем выражается подлежащее.

· Узнаем о разновидностях сказуемых.

Как создать предложение? Сперва нам нужно сообщить самое важное. То есть, о ком или о чем высказывание. И что случилось с этим кем-то или чем-то.

Именно поэтому у каждого предложения есть грамматическая основа. Это подлежащее и сказуемое – фундамент предложения. Или так называемые главные члены предложения.

Сначала поговорим о подлежащем – члене предложения, который поясняет, кто или что совершает действия. Подлежащее обозначает предмет нашей речи. Мы уже назвали вопросы, на которые оно отвечает – кто? что? Эти вопросы нам знакомы – вопросы именительного падежа. Именно именительный падеж и можно назвать главной грамматической приметой подлежащего.

Что вообще может быть подлежащим? Да что угодно, ведь что угодно может быть предметом нашей речи! Но тут возникает вопрос – а какие части речи могут быть этим членом предложения?

Посмотрим на несколько предложений.

Кот сидит возле шкафа.

Я сижу возле шкафа.

Двое сидят возле шкафа.

Два медведя сидят возле шкафа.

Сразу же видно, что подлежащим может быть не только существительное или местоимение.

Хотя чаще всего подлежащее выражается именно при помощи имён.

Очень часто мы встречаем существительное-подлежащее: Олег успешно сдал экзамен.

Или местоимение-подлежащее: Никто не собирался выходить.

Но подлежащее может быть числительным: Четверо сделали шаг вперёд.

Прилагательное или причастие тоже способны становиться подлежащим: Вошедший робко огляделся.

При этом числительные и прилагательные, конечно, переходят в существительные.

Но часто подлежащим может становиться и инфинитив. Посмотрим на предложения:

Учиться – зарабатывать себе будущее.

Рисовать – это моё любимое занятие.

Кричать значит признавать свою неправоту.

Инфинитив здесь легко заменить существительным. Рисовать – рисование. И даже вопросы мы ставим именительного падежа. Кто? Что?

Именно в таких предложениях часто ставится тире, но это тема для отдельного урока.

Вообще, в значении существительного может выступить любая часть речи, так что любая часть речи может быть подлежащим.

Например, наречие: Неумолимое завтра всё же наступило.

И даже междометие: Всё ближе звучало громкое ура.

То есть, получается, что в роли существительного может выступить любое слово?

Точно! И любое слово может быть подлежащим. Если только это слово отвечает на вопросы именительного падежа.

Хотя… почему только одно слово?

Подлежащее может выражаться и при помощи сочетаний существительного с другим существительным или местоимением.

У таких сочетаний может быть значение совместности: Ольга с Васей закончили проект.

Или неопределённое значение: Что-то ужасное случилось.

Или значение начала или конца: Конец урока был близок.

У таких сочетаний может быть и другое значение. Например, количественное или избирательное.

К существительному может добавиться числительное: Двое мальчиков брели по улице.

Или слово со значением количества: Много лет прошло с тех пор.

Или это может быть сочетание с предлогом из: Каждый из нас мечтал об этом. Здесь у нас сочетание двух местоимений.

При этом обычно одно слово стоит в форме родительного падежа. И нельзя выделить как подлежащее только одно слово – например, обозначить как подлежащее только много. Сразу теряется смысл.

Подлежащим может быть и устойчивое сочетание. Например, сложное название: Большая Медведица светила ярко.

Или фразеологизм: К нам приезжает важная птица.

Что получается, если мы выделяем только одно слово как подлежащее?

Мы неправильно фокусируем внимание на предмете речи.

Конец урока близок. Если подлежащее – только первое слово, смысл размывается, и становится непонятно: мы говорим о конце чего? Света? А ведь речь всего-то о том, что нужно сосредоточиться перед финалом урока.

На голове у него была шапка кудрей.

Мы не можем выделить как подлежащее только одно слово. Ведь мы все же ведём речь не о шапке, а именно о шапке волос.

Василиса с мамой гуляют по парку.

Мы не можем выделить только одно слово и оставить ребёнка в одиночестве! В предложении речь о двух предметах.

К слову, может быть и иначе. Всё зависит от сказуемого. В этом предложении оно стоит во множественном числе и доказывает, что действие совершают два человека.

Но что если сказуемое стоит в единственном числе? Тогда подлежащее – только слово Василиса. Потому что действие совершает она. А мама просто составляет компанию.

Итак, подлежащее – главный член предложения, обозначающий предмет речи.

Подлежащее отвечает на вопросы кто? что?

Подлежащим может быть любая часть речи. Признак подлежащего – именительный падеж и его вопросы.

Но теперь, когда у нас есть подлежащее, нам нужно что-то сказать о предмете речи. Поэтому есть и сказуемое – второй главный член предложения. Оно поясняет, что делает предмет, каков этот предмет или чем является этот предмет. Сказуемое обычно согласуется с подлежащим в роде, числе или в лице.

Как же хочется побольше самых разных сказуемых! Но этот член предложения существует по определённым законам: есть три основных типа сказуемых.

Мы можем использовать в качестве сказуемого глагол. Или глагол со вспомогательным словом. Или имя, но тогда нам нужна будет связка. Но разве в этом разнообразие?

О, очень большое!

Поговорим сначала о простом глагольном сказуемом. По названию сразу ясно, что тут сказуемым является глагол. В любой форме.

Например, вот форма прошедшего времени: Наступил новый день.

Я вот будущее время: Я буду стараться.

А вот вообще условное наклонение: Олег бы справился.

В таких случаях нужно обратить внимание на сложное будущее время глагола. Здесь глагол состоит из двух слов. Но это одна форма глагола, это простое глагольное сказуемое.

Но простым глагольным сказуемым может быть и то, что равно глаголу по значению.

Например, инфинитив – все же не самая обычная форма. Моё хобби – рисовать.

Или междометные формы глагола. А кошка хвать сосиску со стола! Хвать – это не совсем глагол и не совсем междометие.

Или фразеологизм: Опять он бьёт баклуши! То есть, бездельничает. И фразеологизм, и междометную форму легко заменить одним глаголом.

Но глагол может выступать и вместе с модальной частицей.

Такой, как пусть, пускай, давай, давайте. Давай запомним это. Это просто повелительная форма глагола.

Может быть и частица было, будто, словно, точно. Он точно окаменел от ужаса.

Или это могут быть частицы чуть не, только что.

Он только что не подпрыгивал.

При этом частицы можно выбросить. А в глаголе все равно заключается всё основное значение сказуемого, и грамматическое, и смысловое.

К слову, именно в этом основной признак простого глагольного сказуемого. В одном глаголе заключается и грамматическое, и лексическое значение. А если мы вдруг захотим распределить эти значения по двум словам?

Одно слово будет выражать грамматическую форму, а одно – лексическое значение.

Но тогда наше сказуемое будет называться иначе.

Это будет составное глагольное сказуемое. В котором грамматическое значение выражается при помощи вспомогательной части. А лексическое значение – при помощи инфинитива. Например, в предложении Я хочу работать основной смысл – в инфинитиве. А глагол хочу выражает лицо и число.

И получается, что составное глагольное сказуемое составляется из вспомогательного глагола и инфинитива.

Что может обозначать вспомогательный глагол? Например, начало, конец или продолжение действия.

Однако вспомогательный глагол может обозначать необходимость, желание, способность, оценку действия.

Два последних устойчивых сочетания легко заменить одним глаголом – желал или обещал.

Итак, это составное глагольное сказуемое. А если нам не хочется, чтобы лексическое значение выражалось глаголом? Мы можем выразить его именем. Но тогда вместо вспомогательного глагола нам понадобится связка. И сказуемое будет называться уже составным именным.

Что может быть связкой в этом сказуемом? Например, глагол быть в разных формах.

Был, буду, будет, будешь и так далее. Я буду отличником.

А вот в настоящем времени связки может и не быть. Я отличник. Связка есть опускается.

Связкой может быть и похожий глагол – является, например. Он является отличником.

Тут особенное внимание нужно обратить на то, что связка может отсутствовать.

Однако связка может и вносить оттенки значения.

Это может быть глагол стать, остаться, остановиться и так далее: Я остаюсь верным клятве.

Или глагол бывать, оказаться. Они оказались мошенниками.

Или глагол зваться, слыть, казаться, называться. Он слыл умелым лекарем.

При этом одна связка не может быть самостоятельным сказуемым.

Но иногда связка может быть и полноценным глаголом. Таким, как сидеть, стоять, лежать.

Она сидела грустная.

Или идти, бродить, вернуться. Они вернулись воодушевлёнными.

Или родиться, жить, работать, умереть и так далее. Мы рождаемся свободными.

Связка может сама по себе быть сказуемым, но значение будет неполным.

Важно не то, что мы рождаемся, а что рождаемся свободными – это и есть сказуемое.

А основная часть составного именного сказуемого вообще может выражаться чем угодно.

Например, прилагательным или причастием: Девочка была красивее всех.

Или цельным сочетанием с существительным: Он высокого роста.

Или даже наречием: Они были настороже.

В основную часть сказуемого может входить и числительное, и местоимение… И вообще, что угодно. Кроме глагола.

Итак, сказуемое – это главный член предложения, обозначающий то, что происходит с предметом речи. Сказуемое отвечает на вопросы что делает? Каков?

Сказуемое часто согласуется с подлежащим в роде, числе, лице.

Есть три основных типа сказуемых.

В роли простого глагольного сказуемого выступает глагол или то, что равно ему по значению.

Составное глагольное сказуемое образуется при помощи вспомогательного глагола и инфинитива.

Читайте также: