Конспект урока авторская позиция

Обновлено: 05.07.2024

Гротеск – приём, комически или трагикомически причудливо и контрастно сочетающий реальное и фантастическое, правдоподобие и карикатуру.

Иносказание – выражение, заключающее в себе скрытый смысл.

Гипербола – стилистическая фигура явного и намеренного преувеличения.

Литота – стилистическая фигура, в котором содержится художественное преуменьшение.

Аллегория – это способ художественного изображения одного явления, предмета или существа через другое.

Хронотоп – пространственно-временная взаимосвязь в произведении.

Антиутопия – пародийное осмысление утопических идей, несущих человечеству различные схемы идеального общества.

Список литературы

Основная литература:

1. Лебедев Ю. В. Литература для 10 класса: в 2 частях. М.: Просвещение, 2016. Ч. 2. C. 201–215

Дополнительная литература:

Открытые электронные ресурсы:

Материал для самостоятельного изучения темы

Городом Глуповым правит 22 градоначальника, и Салтыков-Щедрин указывает эту цифру неслучайно: первым самодержцем на Руси был царь Иван Грозный, со времён которого до издания книги сменилось как раз 22 правителя.

Смешивая реальные детали и фантастические дополнения, писатель подчёркивает абсурд происходящего. Сочетание гиперболы, гротеска, иносказаний в каждом образе требует от читателя умения вчитываться в сатирический мир произведения. Аллегорические образы градоначальников служат в произведении лишь одной цели — пародийно представить картину русской жизни 1731–1825 годов. Автор не делает копии с исторических событий, а лишь намекает, создавая модель универсального города и его обитателей.

С одной стороны, Салтыкову-Щедрину важно показать, что происходящее — не повод для смеха. Ирония лишь обнажает острые проблемы государственного строя и общества. С другой стороны, преувеличивая глупые действия героев, писатель призывает открыть глаза на происходящее.

Осознание глуповцами происходящего тоже звучит фантастически и даже сатирически, что подчёркивает черты антиутопии.

Смешивая реальное и вымышленное, писатель создаёт не сатирическое переложение истории на литературный манер, а модель города с чертами российской действительности. Поэтому в романе хронотоп очень условен: время движется вперёд и назад, лишено конкретики, несмотря на присутствие точных дат. При этом автор сохраняет славянские корни романа, взяв за основу сюжет о призвании варяжских князей на правление.

Автор рассказывает о готовности глуховцев жить при тиранах и даже впадать в бунты при безвластии. Подобная фантасмагория вызывает у современников много вопросов, поэтому критик Суворин обвиняет Салтыкова-Щедрина в глумлении над народом, в бездушном осмеянии трагических сторон русской жизни.

Особенности произведения

М. Е. Салтыкова-Щедрин продолжает сатирическую традицию Н. В. Гоголя. Главной темой творчества писателя становится крепостное право, социальная несправедливость и смиренность русского человека. Автор не поэтизирует терпение и молчание горожан, а наоборот, осуждает за это народ, поскольку именно рабское терпение глуповцев даёт силу градоначальникам.

Автора упрекали в отсутствии реалистичности, в глумлении над властью. Но благодаря фантастике и гротеску, которые лишь гиперболизируют происходящее внутри одного города – Глупова, читатель видит образ истерзанного народа, который не желает противостоять власть, столь саркастически обрисованной литератором.

Разбор заданий тренировочного модуля

1. Выберите приёмы, использованные для изображения градоначальников. Зачеркните лишние варианты:

Нажмите, чтобы узнать подробности

Стимулировать интерес учащихся к самостоятельному поиску и овладению новыми знаниями, желание продвинуться в своем развитии.

- В результате исследовательской деятельности учащихся выявить особенности данного текста, связанного с индивидуальным стилем писателя.

  • Развивать способность к пониманию и взаимопониманию, диалогу и сотрудничеству в групповой форме обучения.

Образовательные:

-Обогатить представление учащихся о способах написания вступления к сочинению по тексту 2 части ЕГЭ

- Повторение и обобщение знаний о тексте.

- Закрепление практических умений работы с текстом.

- Формирование навыков правильной речи учащихся.

Развивающие:

- Развитие коммуникативных способностей.

-Совершенствовать умение выявлять проблему и идею в прочитанном тексте;
- Развитие интереса к исследовательской деятельности.

- Развитие интеллектуальных способностей, позволяющих учиться самостоятельно.

Воспитательные:

- Нравственное развитие личности учащихся, определение ими истинных жизненных ценностей.

- Воспитание уважительного отношения к чужому мнению, формирование умения корректно и доказательно обосновывать свою точку зрения.

- Стимулировать интерес учащихся к самостоятельному поиску и овладению новыми знаниями, желание продвинуться в своем развитии.

- В результате исследовательской деятельности учащихся выявить особенности данного текста, связанного с индивидуальным стилем писателя.

Развивать способность к пониманию и взаимопониманию, диалогу и сотрудничеству в групповой форме обучения.

С добром надо спешить,

а то оно может остаться без адресата.
А.Алексин

Ход урока:

I. Оргмомент.

Перед вами текст А.Алексина, который предложен нам для анализа. Коротко о писателе. А.Алексин писал о молодежи и для молодежи. Проблемы, над которыми рассуждает автор, животрепещущие, общественно-нравственные.

Ни одно произведение А.Алексина не оставляет равнодушным читателя. Не исключение является и наш текст.

III Основная часть.

3.1. Формулировка проблемы.

(Вступление- проблема/ комментарии к проблеме/ позиция автора/ собственное мнение/ аргумент 1/ аргумент 2/ вывод).

- Самое главное в работе над сочинением-рассуждением - определение проблемы. Это первое, что вы должны сделать, в первый раз читая текст.

- Что такое проблема? (Проблема текста – это предмет рассуждения автора).

- Какие типы проблем вы знаете?

(типы проблем: философские, социальные, политические, нравственные, экологические, эстетические.)

-Какими способами можно сформулировать проблему? (В виде вопроса или сочетанием слова проблемы с им.сущ., употребленным в Р.п.)

Чтение учителем текста А.Алексина

Прости меня, мама…

2.Какой стиль и тип речи представлены в тексте?

1.разговорный стиль, рассуждение

2.художественный стиль, описание с элементами рассуждения

3.публицистический стиль, повествование и рассуждение

(художественный стиль, повествование, что можем сделать. (33) Прости меня, мама… (По А.Алексину)

- Но проблему необходимо не только выявить, но и правильно сформулировать.

(В группах обучающиеся формулируют проблему при помощи речевых клише.

1) проблема жертвенной материнской любви;

2) проблема нашего отношения к матери. )

- Проблему вы должны будете прокомментировать и выразить отношение автора именно к этой проблеме.

3.2. Комментирование проблемы.

- Что такое комментарий?

(Это не пересказ, не цитирование, а анализ постижения авторской логики в раскрытии проблемы данного текста. Чтобы отличить комментарий от пересказа, нужно помнить следующее. Пересказывая, мы говорим о том, что делают герои, а комментируя, мы говорим о том, что делает автор )

- Назовите два типа комментария, поясните.

(Текстуальный- объяснение структуры текста, следование за автором в раскрытии проблемы. Концепционный- интерпретация пишущим проблемы исходного текста)

Комментарий первой проблемы: размышления о том, что такое любовь и жертвенность и как проявляется жертвенность материнской любви. Наши матери готовы не спать ночами, выхаживая больного ребенка, они жертвуют интересной работой ради своих детей. Наши матери делают для нас всё, что в их силах и, возможно, больше, но мы, к сожалению, не всегда можем по достоинству оценить жертвенность их поступков.

Комментарий второй проблемы : размышления о том, что осознание значения материнских поступков и ответное чувство благодарности приходят к нам слишком поздно.)

-Прокомментируйте проблему, используя речевые клише

-А какова позиция автора?

(1. Жертвенность материнского чувства естественна;

2. очень часто мы бываем невнимательны к своим матерям; мы должны просить прощение у своих матерей при их жизни, а не после их смерти.)

3.3. Собственное мнение о позиции автора.

-Выразите свое отношение к позиции автора. (Индивидуальное задание с использованием речевых клише)

3.4. Аргументация собственной позиции. (класс делится на группы)

1. Каждой группе даны высказывания знаменитых людей:

«Господь не может поспеть всюду одновременно, и поэтому он создал

«Сердце матери – это бездна, в глубине которой всегда найдется

-Как вы понимаете смысл данных высказываний? Рассуждая, приведите примеры из художественной, публицистической литературы или примеры из своей жизни или жизни окружающих.

2. Аргументируйте свою точку зрения. В этой части работы необходимо строго следовать правилам построения текста-рассуждения. Цель данного типа речи- убедить адресата, укрепить или изменить его мнение в чем-либо. Типичное рассуждение строится по схеме: тезис, аргументация, вывод.

(индивидуальное задание с использованием речевых клише).

Ребята обсуждают в группах.

1.Таким образом, где бы мы ни находились, мы всегда должны помнить о матери, почаще навещать ее и звонить . Ведь она у нас одна, и никто другой её не может заменить.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок русского языка проведен с использованием технологии " Развитие критического мышления через чтение и письмо" На уроке на основе текста сказки Козлова " Черный омут" учащиеся знакомятся с понятием " Авторская позиция" в тексте , пытаются понять и объяснить позицию автора. Повторяют структуру текста, его основные компоненты: тему, идею, проблемы, поставленные автором. Пишут творческие работы: сочинения- рассуждения, проводят параллели с другими художественными произведениями.


Першотравенская общеобразовательная средняя школа №3 г.Першотравенска Днепропетровской области

Урок русского языка в 10 классе

Тема урока: Авторская позиция и средства ее выражения в тексте

Подготовила учитель-методист русского языка и

литературы Першотравенской ОШ № 3

Шишкина Валентина Николаевна

Тема урока: Авторская позиция и средства её выражения в тексте.

Цели урока: - создание условий для личностно-ориентированной направленности обучения средствами технологии РКМЧП;

- создание условий для реализации учащимися передавать свою точку зрения посредством диалога и творческих работ;

- развитие речи учащихся;

- воспитание культуры речи, интереса к художественному творчеству.

Тип урока: анализ художественного текста

Технология : развитие критического мышления через чтение и письмо

Оборудование: - мультимедийный проектор, презентация, раздаточный материал.

Вызов (Мотивация и обобщение уже имеющихся знаний по теме, мотивация учебной деятельности)

Учитель: Предвижу ваше недоумение. Вы, наверное, подумали, что я перепутала классы и вместо первого пришла в десятый класс. Уверяю вас: это не так. И вот почему: сегодня мы, действительно, будем говорить о сказке. О сказке детского писателя С. Г. Козлова, которого вы очень хорошо знаете.

Но прежде, чем мы познакомимся со сказкой С. Г. Козлова, запишем тему урока и определим задачи урока. Как вы понимаете, мы продолжаем погружаться в таинство текста и для начала вспомним то ,что мы знаем о тексте.

- Что такое текст?

Попробуйте закончить мои предложения:

а) Если мы задаем вопрос, о чем текст, мы определяем…..(тему)

б) Если спрашиваем, какие вопросы рассматривает автор в данном тексте, мы находим ….( проблемы)

в) Если спрашиваем, над каким вопросом автор рассуждает больше всего, мы находим …( основную проблему)

г) Если задаем вопрос, зачем автор написал этот текст, мы определяем…( идею)

д) Если спрашиваем о том, как сам автор отвечает на поставленные вопросы ( проблемы), мы находим…( авторскую позицию)

е) Всегда ли авторская позиция открыта читателю, всегда ли лежит на поверхности?

Учитель: Авторская позиция очень часто скрыта от глаз читателя. И чтобы открыть её, нужно быть умным читателем, нужно понимать, что чтение- это серьёзный труд, направленный на формирование собственной души. Чтение – это труд более сложный, чем физический: через чтение формируется наше нравственное силовое поле, создать которое намного труднее, чем, например, вспахать поле или построить дом. Даже решить сложную задачу по математике проще ( как говорил Эйнштейн, это всего лишь работа ума), а вот чтобы сформировать свой нравственный потенциал, нужна работа души. Почему сейчас все чаще говорят о гуманитарной деградации? Потому, что мы перестали и разучились читать; неискушенному читателю всегда трудно определить авторскую позицию. Да и искушенному читателю без серьезных размышлений это сделать непросто. Итак, попробуем это сделать.

Сегодня предметом нашего исследования будет сказка о зайце. Пока мы не приступили к чтению сказки, скажите:

- Что вам известно о зайцах? Как думают и говорят о них люди?

- А сейчас попытайтесь представить себе, каким может быть конец сказки о зайце, т.е., какой может быть мораль сказки? Начните свой вывод так: Я думаю, что… ( Учащиеся пишут свои выводы, затем зачитывают их)

Чтение 1-ой части сказки ( Слайд № 3 )

а ) Какую роль выбирает для себя автор? Роль собеседника, роль сказочника, роль писателя- натуралиста или какую-то другую роль?

б ) Какую синтаксическую конструкцию избрал автор? Почему? (дилог, потому что он характерен для разговорной речи, автор беседует и с читателем тоже )

Вывод: С.Г. Козлов использует диалог, т.е. мы не видим здесь синтаксического разнообразия. Диалог сходен с устным повествованием. Таким образом, с самого начала мы чувствуем авторскую позицию, его личностный тон. Он как бы приглашает нас к размышлению. Что это – обычный сказочный зачин или нечто другое? К кому это приглашение - к детям или взрослым? Кого он приглашает поразмыслить над смыслом жизни?

- Как вы думаете, о чем приглашает размышлять автор?

3. Чтение 2-ой части сказки.( Слайд №4 )

- Попробуйте представить себя на месте Зайца. Что вы ощутили?

- Оправдались ли ваши прогнозы о дальнейшем содержании текста?

- Как вы думаете, для какой аудитории предназначена эта сказка? Почему вы так считаете? Запишите свои ответы.

- Попробуйте представить , что случится дальше. Опишите это.

5. Чтение 3-ей части сказки ( Слайд № 5 )

- Какой эпизод этой части сказки показался вам философским? Прочитайте эту строчку.

- Чего испугался Филин? Почему Филины так ведут себя? (боятся, ненавидят то, что непонятно им, глумятся над теми, кто умнее, духовнее, нравственнее их )

Вывод: Автор переносит нас в центр людских проблем и драм: мы видим отчаяние на грани самоубийства, опасение и страх перед сильными мира сего, боязнь непонятного, глумление над тем, что выше понимания обывателя, человека глупого и недалекого. Наконец, мы видим превращение маленького человека в личность.

- Как вы думаете, каждый ли человек становится личностью?

Однако, ребята, обратите внимание на то, что текст по-прежнему сосредоточен на диалоге, как в детской сказке. Но, согласитесь, мы , взрослые, остро чувствуем напряженность момента, ярко, и не как дети, представляем себе героев.

Давайте подведем промежуточный итог.

- Изменился ли Заяц? И как он изменился? Какой путь он прошел? ( от трусости. неуверенности, страха перед жизнью – до уверенности в себе )

- Поменяли ли вы своё мнение о том, в качестве кого выступает автор и кому предназначена эта сказка ?

7. Чтение 4-ой части сказки ( Слайд № 6 )

- Перечитайте свои записи, ответы на вопрос, каким вы представляете себе конец сказки о зайце.

Я думаю, что 4-ая часть выглядит неожиданно.

- Ребята, а сказка ли это? Как вы думаете? ( скорее- притча, философское произведение )

- Так что же скрыто в этом произведении за кажущейся простотой ? Какую свою авторскую, жизненную, философскую позицию выразил С. Г. Козлов?

Вывод: Это произведение о том, что нужно преодолевать свои слабости и никогда не отчаиваться, если тебе трудно - ведь выход есть всегда.

Это произведение о том, что не стоит пасовать перед глупостью и грубостью, не стоит пресмыкаться перед сильными мира сего – всегда нужно сохранять чувство собственного достоинства.

- Почему страшно, когда время шуршит?

9. Письменная работа.

10. Чтение сочинений.

- Как перекликаются эти два текста? Схожи ли авторские позиции?

12. Чтение 5-ой части сказки ( Слайд № 9)

13. Итак, мы узнали, С. Г. Козлов закончил свою сказку. Это всего лишь одно предложение, но какой неожиданный конец! Какой неожиданный переход от грустного философствования к яркому оптимизму.

В этой новой жизни живет другой человек, который умеет радоваться жизни.

Итак, как и в какой форме С.Г. Козлов выразил свою авторскую позицию?

Учитель: Подводя итог урока, хочу акцентировать ваше внимание на том, что текст нельзя расценивать , как нечто застывшее. Его смысл может меняться для нас в зависимости от возраста, от нашего ителлектуального развития , от нашего жизненного опыта, от исторической и социокультурной ситуации. Однако, помните, что при каждом новом прочтении мы открываем для себя что-то новое.

Развитие критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) – одна из эффективных технологий развивающего обучения. Основа технологии – трёхфазовая структура урока: вызов, осмысление, рефлексия.

На данном уроке были использованы некоторые приёмы работы с текстом в технологии РКМЧП (Развитие критического мышления через чтение и письмо)

Цель урока: Создание условий для личностно-ориентированной направленности обучения средствами технологии РКМЧП.

Создание условий для реализации учащимися потребности транслировать своё мировосприятие посредством диалога и творческих работ.

Формирование навыков работы с текстом.

Тип урока: Анализ художественного текста.

Технология: РКМЧП (Развитие критического мышления через чтение и письмо)

Учитель сообщает классу, что на уроке будет прочитана сказка о зайце, и предлагает детям, еще не приступая к чтению, подумать, что им известно о зайцах: как думают и говорят о них люди, в каких условиях они живут? Затем учащиеся пытаются предсказать, какова может быть мораль этой сказки.

Стадия вызова. Свободное письмо и обмен мнениями.

Дети, скорее всего, будут писать о слабости и трусости зайцев. Идея о связи между смелостью и способностью слышать течение времени, свидетельствующие о грустных сторонах человеческой жизни, принадлежит исключительно С. Козлову. Он предлагает читателю подумать о том, что в литературном произведении явно, а что скрыто между строк.

Стадия осмысления содержания. Направляемое чтение.

(Раздается первая Часть текста)

Учащиеся читают и обдумывают часть I.

Затем они пишут ответы на нижеследующие вопросы. Ответы сводятся в таблицу на доске.

– Какую роль выбирает для себя автор? Он повествует как настоящий сказочник, как наш собеседник или как ученый-биолог, который ценит научную точность превыше всего? Быть может, он напомнил вам еще кого-то? Какие слова и фразы из текста подтверждают ваше мнение?

(Учитель заносит ответы учащихся в сводную таблицу).

С.Козлов использует синтаксически не слишком разнообразные конструкции, которые сходны с устным повествованием. С самого начала рассказа чувствуется личностный тон, некое приглашение, которые можно трактовать как способ установления контакта между взрослым рассказчиком и ребенком или как типичный сказочный зачин. Однако дальше интонация постепенно меняется, и в неё вкладывается все более взрослый смысл и размышления о жизни.

– Попытайтесь предсказать, что случится, о чем расскажет автор дальше. Кратко запишите свой прогноз на листе бумаги или в тетради.

Раздается вторая часть текста

– Читая текст части II, попытайтесь представить себя на месте Зайца.

– Оправдались ли ваши прогнозы о дальнейшем содержании текста?

– Для какой аудитории предназначена Эта сказка? Почему вам так кажется? Запишите свои ответы в таблицу .

– Попробуйте предсказать, что случится дальше. (Имейте в виду, что вся сказка умещается на одной странице.)

– Попытайтесь обосновать свою версию продолжения. Какие слова или эпизоды в тексте дали вам основания так думать?

Эта часть посвящена в основном тому, с кем встречается и как ведёт себя Заяц.

(Раздается третья часть текста)

Ознакомьтесь со следующими вопросами:

– Какой эпизод в тексте показался вам наиболее философским? Почему? Какими средствами достигает этого автор?

Автор переносит нас буквально в центр людских проблем и драм: отчаяние на грани самоубийства, опасения “сильных мира сего”, превращение “маленького”, забитого человека в личность, философские размышления о том, что далеко не все могут стать личностью… Но текст тем не менее по-прежнему сосредоточен только на диалогах. Мы остро чувствуем напряжённость момента и ярко представляем себе героев.

– Что изменилось на протяжении трех прочитанных нами отрывков? (Самое явное изменение: маленький трусливый зайчик, решившийся на самоубийство – взрослый заяц, уверенный в себе)

Учащиеся делятся своими соображениями.

По мере того как читатель привыкает к манере автора, к его обращению с условностями, все явственней становится и изменение угла зрения: от детского – к взрослому. Учащиеся могут быть по-прежнему далеки от этого взрослого угла зрения, но, в конце концов, после чтения последней части текста, они его почувствуют.

(Раздается часть IV)

– Насколько неожиданной была для вас эта часть?

– Подтвердились ли ваши прогнозы по поводу заключенной в тексте морали? (Задание 1)

– О чем все-таки эта сказка?

– Для кого она предназначена в первую очередь: для детей или для взрослых? Объясните друг другу, почему вы так думаете.

– Действительно ли это – сказка?

– Постарайтесь вспомнить, что вы ответили, или загляните в свой ответ на вопрос 8.

Ученик другого класса написал так:

“Сначала мне показалось, что это сказка для маленьких, потому что там животные похожи на людей, но теперь я думаю, что она, для взрослых”.

– Вы с ним согласны? Почему?

– Придумайте подходящее для этой сказки название. Мы поместим все ваши предложения в таблицу (Табл. 4).

Из пятой части мы узнаем, как завершил свое произведение С.Козлов

– Часть V состоит всего лишь из одного предложения. Но прежде чем мы его прочитаем, попробуйте написать для этого рассказа краткий и мудрый конец. А потом мы сравним ваши заключения с тем, что написал С. Козлов:

А сейчас, пожалуйста, напишите о том, прав ли Чёрный Омут, говоря: “Когда время шуршит – всем страшно”?

Чтобы ознакомить класс с результатами письменной работы, можно устроить выставку под названием: “Понравился ли мне урок про Зайца, и какие мысли в связи с этой сказкой пришли мне в голову”. Учащиеся могут нарисовать героев сказки. На этот же стенд помещаются таблицы, которые заполнялись по ходу урока.

Процесс ознакомления с литературным текстом имеет, помимо прочих, “мгновенное значение”. Каждый раз, когда читается текст, с самого момента написания, его смысл может меняться. Смысл, который читатель обнаруживает в тексте, зависит не только от степени его начитанности и жизненного опыта, но и от исторической и социокультурной ситуации на момент прочтения. Текст не есть нечто омертвевшее и неподвижное, и при каждом прочтении текста смысл его создается заново.

Читайте также: