Конспект урока по химии 7 класс массовая доля вещества в растворе

Обновлено: 05.07.2024

Автор: Беляева Н.Н,

Урок на тему

"Массовая доля растворенного вещества"

Цели урока:

— Закрепить знания о растворах и растворимости

— Повторить материал о растворимости веществ в воде

— Сформировать понятие о массовой доле

Задачи обучения:

Задачи развития:

  1. 1.Продолжить формирование умений выделять главное.
  2. 2.Продолжить формирование умений анализировать задачи.
  3. 3.Научить решать задачи с участием массовой доли растворенного вещества .

Задачи воспитания:

  1. 1.Воспитывать бережное отношение к оборудованию в кабинете химии.

Что должен знать ученик:

1) Массовая доля растворенного вещества

2) Растворы, их типы

3) Растворимые вещества

4) Вода – растворитель.

Что должен уметь ученик :

1) Решать задачи с использованием массовой доли.

2) Находить массу раствора , если известна масса или объем растворителя

Тип урока: комбинированный урок

Вид урока: эврестическая беседа, наглядные методы, словесный метод, работа в парах .

Наглядность:

2) Задачи на нахождение массовой доли вещества.

Хронометраж урока :

I. Оргмомент (1 мин)

II. Мотивация урока (2 мин)

III. Контроль исходного материала (7 мин)

1) Работа по карточкам (6-7 человек)

2) Фронтальная беседа.

IV. Новый материал : (27мин)

V. Домашнее задание: Задачи 1,4,5. (2 мин)

VI. Итог урока: (6 мин)

1. Рефлексия

2. Оценки

Проверочная работа

Задача №1.

Коэффициент растворимости соли - бромида калия при температуре 20 0 С 65,2 г (на 100г Н2О). Рассчитайте массу соли, приходящуюся на 250г воды в насыщенном растворе.

Задача №2.

Коэффициент растворимости соли- хлорида натрия при температуре 20 0 С равен 35,9г (на 100г Н2О).Рассчитайте массу насыщенного раствора, содержащего 115,5г растворенной соли.

План урока

Организационный момент: Преподаватель проверяет готовность класса к уроку.

Мотивация урока: Учитель знакомит с системой урока . сообщает цели урока, какие знания и умения должны быть сформированы у учащихся.

Контроль исходного материала:

I. Работа по карточкам.(фронтально беседа параллельным контролем )

2. Беседа:

1)По агрегатному состоянию все вещества делятся на газы, жидкости и твердые вещества .А по растворимости вещества в воде какие бывают?(растворимые, нерастворимые и малорастворимые)

2)Если вещества малорастворимы, то какие смеси они образуют?

3)Можно ли к неоднородным смесям отнести эмульсии и суспензии? Почему?

4) Дайте им определения. И приведите примеры.

5)А если вещества хорошо растворимы в воде, то к каким смесям можно их отнести?

6)Как можно назвать однородную смесь?

8)Какие растворы можно приготовить?

9)Дайте определения этим растворам?

10)Является ли раствор соли в стакане воды ненасыщенным? Почему?

11)Что является растворителем в таком растворе?

12)Из чего же состоит такой раствор?

3.Изучение нового материала:

a) Сегодня мы будем определять массовую долю растворенного вещества в растворе .

d) Работа у доски. Задача 2

g) Работа у доски. Задача 4

4.Д/З задачи 1,4,5.(из карточки)

5.Итог урока:

Задача 1.

В воде объемом 200 мл, растворим сахар массой 40 г. Определите массовую долю сахара в полученном растворе?

Задача 2.

Дана вода массой 500 г и соль массой в 20 г. Определите массовую долю соли в полученном растворе?

Задача 3.

Имеется вода объемом 1 л и соль массой 50 г. Определите массовую долю соли в полученном растворе?

Задача 4.

В воде объемом 3 л растворили сахар массой 300 г. Определите массовую долю сахара в полученном растворе?

Задача 5.

Вода массой 750 г и соль массой 35 г смешали в один раствор .Определите массовую долю соли в полученном растворе?

Задача 6.

Есть вода массой 300 г и соль массой 15 г в одном растворе.Определите массовую долю соли в полученном растворе?

Задача 7.

В 180 г воды растворили 20 г соли.Определите массовую долю соли в полученном растворе?

Задача 8.

В 18 г воды растворили 7 г вещества.Определите массовую долю вещества в полученном растворе?

Задача 9.

Рассчитайте массы воды и соли, необходимые для приготовления 50 г раствора с массовой долей соли в растворе 10 %?

Задача 10. Определите массу раствора , в котором содержится 87,5 г соли, массовая доля которой в растворе равна 0,25.

Цель урока: сформировать понятие о массовой доле растворённого вещества в растворе, научить применять полученные знания на практике.

  • Научиться готовить растворы с указанной массовой долей растворённого вещества, соблюдая правила ТБ.
  • Совершенствовать навыки химического экспериментирования, воспитывать аккуратность и бережное отношение к школьному имуществу;
  • Продолжить согласованное формирование практических навыков и единых требований к проведению и оформлению лабораторных и практических работ.
  • Развивать самостоятельность, творческую активность, логическое мышление, умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы.

Оборудование: весы, мерный цилиндр, химические стаканчики, вода, хлорид натрия, лекарственные препараты – 5% спиртовый раствор йода, физиологический раствор, глазные капли, 9% раствор уксусной кислоты.

Тип урока: комбинированный.

Метод проведения: беседа, объяснение, практическая работа, самостоятельная работа.

Ученик должен знать: понятия “раствор”, “массовая доля растворённого вещества”, “масса раствора”, “масса растворённого вещества”.

Ученик должен уметь: вычислять долю компонента (вещества) в смеси (растворе), работать с весами и веществами.

Эпиграф к уроку:

“Теория – это хорошая вещь, но правильный эксперимент остается навсегда”. (П.Л.Капица)

2. Ориентировочно-мотивационный этап.

Учитель: Когда человек начинает знакомиться с новым учебным предметом, темой, то всегда возникают вопросы, зачем нужно изучать именно этот предмет, чем именно интересна данная тема. Что такое химия?

Учащиеся: Это наука о веществах, их свойствах и превращениях.

Учитель: Мы изучаем химию, чтобы полученные на уроках знания могли применять на практике.

Как приготовить раствор для засолки огурцов?

Как приготовить раствор для промывания горла при ангине?

В каком соотношении брать воду и соль?

На сегодняшнем уроке мы научимся готовить эти и другие растворы.

3. Операционно-исполнительский этап.

Учитель: Растворы имеют чрезвычайно большое практическое значение. В растворах протекают химические реакции, лежащие в основе обмена веществ в живых организмах, растворы широко применяются в медицине, промышленности, в различных лабораториях. Значимость растворов диктует необходимость умения их приготавливать. В химической практике наиболее важны растворы, приготовленные на основе жидкого растворителя. Широко распространённым и применяемым неорганическим растворителем является вода. Кроме того, широко в качестве растворителя используют спирт. А то, что мы растворяем в воде будет растворённым веществом. Давайте сейчас представим, что мы с вами лаборанты. (Класс делится на группы – пары.)

1 и 4 группа - лаборанты – агрономы – делает раствор для обработки семян перед посевом.

2 и 5 группа – лаборанты – фармацевты – делает раствор для промывания нса при насморке.

3 группа – кулинары – готовят раствор для засолки огурцов.

(Инструкция для работы в приложении. (Приложение 1))

Учащиеся: Работают в парах, готовят растворы.

Учитель: Важной характеристикой раствора является концентрация или массовая доля растворённого вещества в растворе. Она выражает относительное содержание растворённого вещества в растворителе.

Массовая доля растворённого вещества – это отношение массы растворённого вещества к массе раствора. Массовую долю выражают в процентах или долях единиц:

W = [m (в-ва)/m(р-ра)] x100%, где

W – массовая доля растворённого вещества

m (в-ва) – масса растворённого вещества (г, кг)

m (р-ра) – масса раствора (г, кг)

Массу раствора можно определить по формулам:

V – объём раствора (мл, л, м 3 )

p – плотность раствора (г/мл, г/л, кг/м 3 )

А теперь давайте определим массовую долю вещества в вашем полученном растворе.

Учащиеся: Записывают все формулы в тетрадь и проводят вычисления по формуле.

1) Находят массу раствора.

2) Находят массовую долю растворённого вещества.

Учитель: проверяет правильность выполненного задания и просит открыть учебники. Рассматривают вместе с учащимися типовые задачи из учебника и сразу даём домашнее задание:

1. Читать по учебнику параграф 24.

2. Выучить, что называют массовой долей растворённого вещества.

3. У вас дома у всех имеется аптечка с лекарственными препаратами. Найдите такие лекарственные препараты, где на этикетке указано процентное содержание растворённого вещества. Составьте одну задачу и решите её.

3. Рефлексионно-оценочный этап

Учитель: На ваших столах имеются флаконы с лекарственными препаратами, уксусной кислотой. На этикетках каждого написано какого процентное содержание вещества в данном растворе и дана масса раствора. Процентное содержание показывает, что в 100 граммах воды растворено столько-то граммов вещества. Например, (показываю 5% спиртовый раствор йода) в 100 граммах спирта растворили 5 грамм йода. Вам необходимо вычислить какова масса растворённого вещества в данном растворе.

Учащиеся: Составляют условие задачи, пишут данные и решают задачи.

Учитель проверяет правильность выполненного задания.

Инструкция группе фармацевтов.

1. Для промывания носа при насморке применяют раствор хлорида натрия – 10 г соли растворяют в 100 мл воды.

2. Подготовьте весы к работе.

3. Проведите взвешивание вещества с помощью весов с разновесами.

4. Отмерьте необходимый объём воды при помощи мерного цилиндра.

5. Приготовьте заданный раствор соли.

Инструкция группе кулинаров.

1. Для засолки огурцов применяют раствор поваренной соли – 4 г на 50 г воды.

2. Подготовьте весы к работе.

3. Проведите взвешивание вещества (поваренной соли) с помощью весов с разновесами.

4. Отмерьте необходимый объём воды при помощи мерного цилиндра.

5. Приготовьте заданный раствор соли.

Инструкция группе агрономов.

1. Для выращивания рассады используют полновесные семена. Для этого их погружают в раствор поваренной соли – 2,5 г соли на 50 г раствора.

2. Подготовьте весы к работе.

3. Проведите взвешивание вещества (поваренной соли) с помощью весов с разновесами.


Дидактическая: научить обучающихся решать задачи на вычисления массовой доли вещества разными способами.
Обучающая (предметный результат): знать понятия – процент, массовая доля, концентрация, уметь решать задачи по алгоритму разными способами
Рассмотреть алгоритм решения задач на растворы, познакомить с приемами решения задач в математике и химии, расширить знания о значении этих растворов в быту, сформировать целостную картину о взаимосвязи предметов в школе.
Развивающая (метапредметный результат): продолжить развитие у обучающихся умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
Воспитывающая (личностный результат): формирование умения понимать значимость естественнонаучных и математических знаний для решения практических задач

Тип урока

Урок общеметодологической направленности

Задачи урока

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Знать понятия: процент, массовая доля вещества и концентрация вещества.
Уметь вычислять массовую долю и массу вещества в растворе по алгоритму разными способами.

Познавательные УУД:
умение находить и использовать в тексте нужную информацию, умение преобразовывать информацию, строить логичное рассуждение, анализировать и обобщать изученную информацию

Коммуникативные УУД: Обеспечение возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками, построение речевых высказываний, работа с информацией, построение вопросов.

Регулятивные УУД: учиться, совместно с учителем, определять цель деятельности на уроке; закреплять умение контролировать и корректировать свою деятельность

Мотивируют свои действия, выражают готовность в любой ситуации поступать в соответствии с общепринятыми правилами поведения, осуществляют личностную саморефлексию

Материалы к уроку

Для учителя:
учебник
оборудование для опыта (2 хим. стакана, перманганат калия, вода, стеклян. палочка),
две разные по размеру кружки с чаем
раствор Люголя
презентация

Нажмите, чтобы узнать подробности

продолжить вырабатывать навык решения расчетных задач по химии; показать возможность решения химической задачи алгебраическим способом

Развивающие: развитие способности к самостоятельному выбору метода решения задач; умение обобщать, абстрагировать и конкретизировать знания, умение анализировать, сравнивать, синтезировать, делать выводы, развивать речь и творческие способности учащихся.

Воспитательные: формирование научного мировоззрения, расширение кругозора обучающихся, возможностей применения научных знаний в быту

Тип урока: межпредметный урок актуализации знаний

Планируемые образовательные результаты:

Научится: Оперировать понятиями раствор, растворитель, концентрация, процент, массовая доля, нахождение процента от числа, нахождение числа по его части, строить логическую цепочку рассуждений, сопоставлять полученный результат с условием задачи.

Доказывать и опровергать с помощью конкретных примеров утверждения.

Углубить и развить представления о решении задач на растворы.

Исследовать новые простейшие, необычные представления о числовых закономерностях в решении задач.

Познавательные:

- Выдвижение гипотез и их обоснование;

- Умение составлять схемы и уравнения к текстовым задачам.

- Поиск и выделение необходимой информации;

Регулятивные: Коррекция; Целеполагание

Коммуникативные: Эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации

Развитие логического мышления, внимания;

-Развитие математической и химической речи;

-Развитие интереса к предметам;

- Умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности.

Решаемые учебные проблемы

Осмысленное решение химических задач на уроке математики. Поиск более простого решения задач. Применение знаний в реальной жизни.

Основные понятия, изучаемые на уроке

раствор, растворитель, концентрация, процент, массовая доля, нахождение процента от числа, нахождение числа по его части, построение логической цепочки рассуждений, сопоставление полученного результата с условием задачи.

Вид, используемых на уроке средств ИКТ

Методическое назначение средств ИКТ

Активизация познавательного процесса на уроке

Аппаратное и программное обеспечение

Мультимедийный проектор, компьютер, раздаточный материал

1. Организационный этап.

Эмоциональное погружение в тему. Учителя химии и математики приветствует гостей, обучающихся объявляют тему, цель и задачи урока.

Решается проектная задача. Бабушка внукам на завтрак приготовила чай, один попросил положить в стакан 1 чайную ложку сахара, а второй – 1 кусочек сахара-рафинада. Определите, не пробуя на вкус, в каком стакане чай слаще?

3. Актуализация знаний, умений и навыков путем решения задач


Химический тренажер


Математический тренажер

Обозначение, формулы для расчета

Выразите в виде десятичной дроби:

Массовая доля растворенного вещества

36 % от 8; 5 % от 7

m р-ра= m(в-ва) + m (растворителя)

Масса растворенного вещества

m в-ва = m р-ра ∙ W

Учитель математики: Рассчитать массу соли и воды для получения 100г соленого раствора с массовой долей соли 2%?

Цели. Уметь готовить растворы с определенной массовой долей растворенного вещества, используя следующие операции: взвешивание, отмеривание определенного объема жидкости, растворение; производить необходимые расчеты; знать расчетную формулу для определения массовой доли растворенного вещества, правила пользования химической посудой и реактивами.

Оборудование. Технические весы с разновесами, химический стакан, мерный цилиндр, ложечка для сыпучих веществ, стеклянная палочка, склянка под приготовленный раствор.
Реактивы. NaCl, дистиллированная (кипяченая) вода.

Правила техники безопасности

Осторожно обращайтесь с химическим оборудованием!
Пользуйтесь чистой и пригодной для работы посудой.


План выполнения работы.

1. Произведите расчеты.

2. Отвесьте рассчитанное количество вещества и поместите его в колбу на 200 мл.
Помните! К соли приливают воду!


Отрегулируйте арретиром весы.

Взвешиваемое вещество кладите на левую чашку весов, а разновесы на правую. (Для левшей – на правую чашку кладут вещество, а на левую – разновесы.)
Разновесы брать только пинцетом и при снятии с весов класть сразу в те гнезда футляра, из которых они были взяты.

После взвешивания чашка весов должна оставаться чистой.

По окончании работы проверьте разновесы. Весы арретировать (привести в нерабочее состояние).

Жидкости на весах не взвешивают!

3. Отмерьте мерным цилиндром рассчитанный объем жидкости и вылейте в стакан с солью или водой (1–2 мин).

4. Перемешайте стеклянной палочкой смесь до полного растворения вещества. Раствор готов!
5. Склянку с раствором сдайте учителю или лаборанту. Приведите рабочее место в порядок

4. Самостоятельное решение обучающимися задач на по вариантам и взаимопроверка

Вариант 1. К 300г 15% раствора глюкозы прибавили 250 г воды. Определить процентную концентрацию полученного раствора

Задача 2. Какую массу воды необходимо прилить к 200 г 30% раствора сахара для приготовления раствора с массовой долей 6%? (Приложение3)

5. Решение задач на процентную концентрацию нестандартными способами.

Учитель химии: Известный в народе термин марганцовка закрепился за перманганатом калия, одним из популярных антисептических веществ. Его раствор широко используется при отдельных видах отравлений, ожогах, воспалительных заболеваниях и гнойничках на коже. И это несмотря на большой ассортимент современных препаратов.

Учитель математики:

Сколько нужно взять 10% - го и 30% – го растворов уксусной кислоты, чтобы получить 200 г 16 % - го раствора марганцовки?

200∙0.16 =0, 1х + 0,3(200 – х)

Ответ: 140 г 10% -го и 60 г 30 % - го

Математические способы решения задач

Нахождение массовой доли

Нахождение всех величин

Нахождение масс исходных растворов

Нахождение массовой доли

Пусть масса первого раствора – х г. Заполним таблицу по условию задачи:

Масса раствора (г)

Масса вещества (г)

Составим и решим уравнение:

0, 1х + 0,3(200 – х) = 0, 16 *200

Ответ: 140 г 10% -го и 60 г 30 % - го.

Составим и решим систему уравнений:


х = 200 – у х = 140

0, 1(200 – у) + 0,3у = 32 у = 60

Ответ: 140 г 10% - го и 60 г 30 % -го.

10 14

16

В левой колонке схемы записаны процентные содержания марганцовки в имеющихся растворах. Посередине – процентное содержание марганцовки в полученной смеси. В правой – разности процентных содержаний имеющихся растворов и полученной смеси ( вычитаем из большего числа меньшее и записываем разность на ту диагональ, где находятся, соответственно, уменьшаемое и вычитаемое).

Исходя из схемы, делаем вывод: в 200 г смеси содержится 14 частей 10% - го раствора и 6 частей 305 – го раствора. Найдем их массы:

200: (14 +6) *14 = 140 г;

200 : (14 + 6) *6 = 60 г.

Ответ: 140 г 10% - го и 60 г 30 % - го.

I 10


16


30

6. Составление схемы соответствия и взаимосвязи процентов в математике и химии.


7. Минута релаксации.

А где еще используются понятия % и смесь?

А знаете ли вы, что…

• Для засолки грибов необходимо приготовить 12 %-ный солевой раствор.

• А желаете отведать ароматный, сочный шашлычок? Нужно приготовить маринад с содержанием уксусной кислоты 9 %.

• Витаминный, ягодный или фруктовый компот особенно хорош зимой. Для этого его необходимо заготовить заранее и сварить в 30 %-ном сахарном сиропе.

• В каждой домашней аптечке есть: раствор аммиака 10%-ный, спиртовой раствор йода 5%-ный, спиртовой раствор бриллиантового зеленого 1%-ный, спиртовой раствор борной кислоты 3%-ный.

• Вода – одно из самых важных для организма человека веществ. Организм, его ткани – кровь, мозг, жировая ткань больше чем наполовину (65 %) состоят из воды. А в некоторых растительных и животных организмах ее количество достигает 90 % (некоторые виды морских медуз).

• В 1 кг сочных овощей и фруктов (помидоров, огурцов, слив, апельсинов и т.д.) может содержаться до 800 мл воды! А это – 80 %.

8. Домашнее задание.

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

В одном сказочном городе жил Незнайка со своими друзьями коротышками. Этот город стоял на берегу ручья, по берегам которого росло много огурцов. Вот однажды после очередного сбора урожая огурцов, Незнайка решил законсервировать их на зиму.

Собрав все необходимое для маринада, Незнайка приступил к работе. Прокипятил рассол с разными пряностями, какие только смог раздобыть. Дошло дело до того чтобы добавить уксус и тут Незнайка не поскупился. Вылил целый флакон! Как начало все шипеть, брызги полетели в разные стороны. И тут как брызнет Незнайке прямо на руку! Тот как завизжит!

—Аяяя-й. Спасите. ПОМОГИТЕ!

И сбежались все на крики бедняжки. Доктор Пилюлькин не растерялся:

Хлюпая носов, сквозь слезы Незнайка сказал:

—Огурцы, огурцы я консервировал. А оно как зашипит, и рука сразу огнем загорелась.

Разобравшись, что произошло, доктор начал действовать. Промыл руку горе-повару, наложил повязку и смазал глицерином, чтоб не так сильно болело.

—Что ты такое туда добавил, Незнайка?- включился в разговор Знайка.

—Я, я кислоту уксусную, - покраснев от стыда, прохлюпал Незнайка.

—Ну, разве так можно? Кислоту та, да весь флакон в рассол! - поинтересовался Знайка.

—А как я мог знать? Я нашел ее в кладовке.

—Что значит ". нашел его в кладовке"? Уксус и уксусная кислота это не одно и то же!

—А я этого не знал, - буркнул Незнайка.

Помогите Незнайке приготовить уксус из уксусной кислоты. Какой объём воды и 80%-го раствора уксусной кислоты следует взять для того, чтобы приготовить 200 г столового уксуса (8%-ый раствор уксусной кислоты.)

9. Подведение итогов урока. Рефлексия (анализ и самоанализ).

Учитель химии: Составьте синквейн

Растворять, смешивать, решать

Растворы широко встречаются в быту.

Учитель математики: Поставьте на листочках “+”, если вы с этим утверждением согласны:1 – мне было комфортно на уроке. 2 – я получил ответ на все интересующие меня вопросы. 3 – я принимал активное участие во всех этапах урок

Учитель химии: У нас был необычный урок? В чём его необычность?

(Предполагаемые ответы детей: у нас было 2 урока: химия и математика)

Учитель математики: Подумайте, какова была необходимость такого урока?

Обсуждаются сложности, встретившиеся при решении задач. Учащиеся проводят самоанализ (успехи и неудачи).

Учитель химии: Вот и подошел к концу наш урок. Как вы увидели, какое бы не было решение математическим или химическим способом, оно должно привести вас к правильному ответу.

Учитель математики: Вы провели огромную работу по решению задач на растворы. И надеюсь, по-новому взглянули на некоторые привычные вещи, ещё раз убедились в единстве всех наук и предметов.

Учитель химии: В качестве поощрения за хороший плодотворный труд мы даем соки, содержащие глюкозу необходимую для умственной деятельности и богатые содержание витамина с так необходимого в зимний период для укрепления иммунитета.

1. Аликберова Л.Ю. Занимательная химия. Москва, “АСТ-ПРЕСС”, 1999.

Технологическая карта урока

Дата проведения ______Тема урока_______________________


Химический тренажер

Читайте также: