Конспект урока чередование звуков 6 класс

Обновлено: 05.07.2024

развивающий аспект: развивать мыслительно-речевую деятельность учащихся, умения анализировать, сравнивать, продолжать работу по развитию критического, образного мышления; создавать условия для развития коммуникативных навыков;

воспитательный аспект: воспитание бережного и ответственного отношения к слову, к культуре речи; совершенствование навыков этичного межличностного общения

Тип урока : изучение нового материала, развитие речи

Оборудование : рабочие тетради, учебник для 6 класса под ред. М.Т.Баранова, карточки с заданиями

1.Организационный момент. Приветствие

2. Индивидуальный опрос по карточкам

1. Произвести синтаксический разбор предложения.

Мы бродим лесами щедрой нашей земли, землянику искали, а землянку

2. Найти в предложении однокоренные слова, разобрать их по составу.

3.Что называется корнем?

1. Произвести синтаксический разбор предложения.

Чаще всего зарницы бывают в июле, когда созревают хлеба.

2. Слово созревают разобрать по составу.

3. Что называется суффиксом?

3. Словарно-орфографическая работа

Вспомним А. Пушкина:

Там лес и дол видений полны; И тридцать витязей прекрасных

Там о заре прихлынут волны Чредой из вод выходят ясных,

На брег песчаный и пустой, И с ними дядька их морской…

Нарисуйте себе мысленно эту картину.

Теперь подумайте, что означает старинное слово чредой . Наверное, когда

вы мысленно разглядывали описанную поэтом картину, перед вами один за

другим – по очереди – появлялись из морских вод прекрасные витязи.

От этого слова чреда (или череда ) произошел глагол чередоваться . Его употребляют, когда что-то или кто-то сменяется по очереди.

Чередоваться могут и звуки, причем как согласные, так и гласные.

Запись в словарик : черед, чередование, очередь

4. Эксперимент. Наблюдение за чередованием звуков

Подчеркните в корне чередующиеся звуки.

5. Изучение нового материала

5.1Чтение §78

Вопросы: - Что называют чередованием?

- Чем определяется правописание позиционных чередований?

- Приведите примеры чередований, которые отражаются на письме

5.2 Проблемные задачи . Выборочный диктант

Выбрать слова из текста диктанта с корнем зар – зор -; обозначить в них ударения.

Я уже упоминал о зарнице . Чаще всего зарницы бывают в июле, когда

созревают хлеба. Поэтому и существует народное поверие, что зарницы

Но вот на бревенчатые стены ложатся квадраты оранжевого цвета, и бревна загораются, как янтарь. Восходит солнце.

Осенние зори иные – хмурые, медленные. Дню неохота просыпаться. Все никнет, только человек не сдается. Заря бывает не только утренняя, но и

вечерня. Мы часто путаем два понятия: заход солнца и вечернюю зарю. Вечерняя заря начинается, когда солнце уже зайдет за край земли. Тогда она овладевает меркнущим небом. Горят первые звезды, а заря еще долго догорает над далями и туманами. Северные белые ночи – это непрерывная вечерняя заря, или , пожалуй, соединение двух зорь, вечерней и утренней.

Зарница, зарницы, зарят, зарницей, заря, заревой, зорях.

Вопросы - Что такое зарница? Как вы ее представляете?

Вывод : в корне слова может происходить чередование согласных и гласных

Анализ текста

- Перескажите текст. Сколько в нем частей? В каких словах выражена главная мысль? Подберите заголовок, который помог бы её передать.

1). Самодиктант.

Задание: записать по памяти как можно больше слов с историческим корнем

- кол- (около, колея, околыш, околица, окольный, коляска, колобок, колбаса,

2). Составление гнёзд однокоренных слов. Работа в парах.

Краткое вступительное слово учителя: от большинства из этих слов в свою

говорили. Какие слова образовались от существительного колесо?

3).Запись на доске и в тетрадях:

колесить, колесник, колесница, колесный, колесовать.

VII . Чтение текста упражнения 388

Верна ли догадка маленького Лёньки о том, почему домового назвали домовым?

Объясните, что такое пустырь?

Вспомните постановку знаков препинания при диалоге.

IX . Домашнее задание: написать сочинение

1. Секреты орфографии: Кн. для учащихся 5-7 кл/ Г. Г. Граник, С. М. Бондаренко, Л. А. Концевая. -М.: Просвещение, 1991

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Урок русского язык в 6 классе

Тема. Чередование гласных и согласных звуков в корнях слов.
Буквы е, и в корнях с чередованием

Цель: ознакомить учащихся с основными чередованиями гласных и согласных звуков в корнях слов, изучить правописание слов с чередованиями е, и в корне; развивать орфографическую зоркость школьников

Ожидаемые результаты: ученики распознают слова с чередующимися гласными и согласными в корне, сопоставляют произношение и написание слова, знают правило написания е, и в корнях с чередованием и умеют его применять.

Тип урока: комбинированный.

I. Актуализация опорных знаний учащихся

Проверка домашнего задания.

II. Мотивация учебной деятельности школьников. Объявление темы и цели урока

Задание учащимся.

Сегодня на уроке вы познакомитесь с основными чередованиями гласных и согласных звуков в корнях слов. Запишите пары слов: пирогпирожок , горохгорошек .

III. Восприятие и усвоение учебного материала

1. Слово учителя.

План лекции учителя

1) Чередование гласных и согласных звуков в корнях слов.

2) Буквы е, и в корнях с чередованием.

2. Работа с текстом.

Прочитайте текст. Упр.131 и спишите его

4. Работа с учебником.

Упр. 129,132, 133,135

Физ.минуткка для глаз и двигательная

V. Домашнее задание

1) Упр.137 ( В)

1. Заключительное слово учителя.

Сегодня вы познакомились с понятием чередование звуков , много внимания уделили основным чередованиям гласных и согласных звуков в корнях слов, научились находить слова с чередующимися гласными и согласными в корне, сопоставляя произношение и написание слова.

Чередование звуков в корнях слов в русском языке

Чередующиеся звуки

Чередование гласных

покл о н — кл а няться

р о т — рта

д е нь — дня

н е су — н о сить

е — и — ноль звука

соб е ру — соб и рать — собрать

в е сло — в ё сла

Чередование согласных

бе г у — бе ж ишь

дру г — дру з ья

пе к у — пе ч ёшь

у х о — у ш и

во з ить — во ж у

но с ить — но ш у

пле т у — пле ст и

во д ить — во ж у — во жд ение

све т — све ч а — осве щ ение

ли к — ли ц о — ли ч ный

пу ск ать — пу ст ить — пу щ у

лю б ить — лю бл ю

ку п ить — ку пл ю

уто м ить — уто мл ю

ло в ить — ло вл ю

гра ф ить — гра фл ю

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 24 человека из 17 регионов
  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 605 729 материалов в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 30.11.2016 1519
  • DOCX 48.5 кбайт
  • 15 скачиваний
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Кирилл Мельяновский Олегович. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

Школы граничащих с Украиной районов Крыма досрочно уйдут на каникулы

Время чтения: 0 минут

В Белгородской области отменяют занятия в школах и детсадах на границе с Украиной

Время чтения: 0 минут

Минпросвещения России подготовит учителей для обучения детей из Донбасса

Время чтения: 1 минута

Минобрнауки и Минпросвещения запустили горячие линии по оказанию психологической помощи

Время чтения: 1 минута

Курские власти перевели на дистант школьников в районах на границе с Украиной

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Данный урок – повторительно-обобщающий, направленный на систематизацию и обобщение изученного материала, на развитие у учащихся умения сопоставлять изучаемые языковые явления, обобщать и делать выводы.

ВложениеРазмер
urok_v_6_klasse._glasnye_v_korne_s_cheredovaniem.docx 71.87 КБ

Предварительный просмотр:

Урок в 6 классе.

Выполнил: Глинка Анны Алексеевны.

Тема: Гласные в корнях с чередованием ( 6 класс)

Данный урок – повторительно-обобщающий, направленный на систематизацию и обобщение изученного материала, на развитие у учащихся умения сопоставлять изучаемые языковые явления, обобщать и делать выводы.

Цель: повторить изученное о правописании чередующихся гласных в корнях слов; закрепить умение безошибочно писать слова с изученными орфограммами.

- овладение знанием условия выбора букв А-О в корнях с чередованием гласных – раст-/ -рос-, -ращ-; лаг-/ -лож-, -кас-/-кос-, -гар/- гор-, - зар-/-зор-, Е и И в корнях -бер-/-бир- и др. ;

- овладение умением объяснять написание букв О-А в корнях с чередованием;

- овладение умением группировать изученные орфограммы – гласные с чередованием в корне по видам; применять в разных условиях;

- умение аргументировано отвечать на вопросы учителя;

- овладение приемами отбора и систематизации материала;

- способность к конструированию предложений;

- умение создавать тексты;

- умение оценивать собственную речь с точки зрения норм общения;

- овладение умением работать в группах;

Тип урока: систематизация знаний, умений и навыков.

I. Мотивационный этап

Постановка учебной проблемы: формулирование темы урока с мотивирующим приемом.

1) На слайде текст:

У человека на Земле много дел. Надо дерево посадить, коня к седлу приучить, дом построить, детей выр…стить. А ещё надо добрую песню сл…жить. И это далеко не все дела, которые следует совершить человеку. Но что бы ты ни делал: сл…гал песню или р…стил ребенка, – ко всему нужно прил…жить усилия, всему отдать свою душу. (Расул Гамзатов)

– Прочитайте высказывание Расула Гамзатова.

– Как вы понимаете его смысл ? (дети высказывают своё мнение)

– Вот и нам с вами сегодня на уроке предстоит приложить усилия чтобы, обобщить знания и применить их на практике.

2)Учитель обращает внимание детей на пропущенные в тексте орфограммы:

– На какие правила пропущены гласные в словах? (Чередующиеся гласные в корнях слов). Назовите устно пропущенные буквы.

– Давайте исправим текст. (комментированное письмо)

– В чём особенность этих слов ? На какое правило эти орфограммы ?

3) – Ребята, чем мы сегодня будем заниматься на уроке? Чему мы должны научиться? (Цель: повторить изученное о правописании чередующихся гласных в корнях слов; закрепить умение безошибочно писать слова с изученными орфограммами).

– А зачем нам это нужно? (Чтобы грамотно писать).

УУД: Познавательные: целеполагание; чтение и слушание с целью извлечения нужной информации; выводы, обобщения. Личностные: самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическое оценивание . Коммуникативные : выражение своих мыслей, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

II. Актуализация знаний и фиксация затруднений.

  1. Ромашка вопросов Блума. (Расположена на доске. Обучающие подходят к доске и выбирают вопросы, отвечают)
  1. Материал для наблюдений.(выполнение заданий в тестовой форме)

Корни с чередованием

Условия зависимости написания гласной в корнях с чередованием

Б. От последующей буквы;

В. От наличия суффикса А после корня.

После того, как дети самоопределились, на интерактивной доске появляются правильные ответы: Слайд

1-Б; 2-Б; 3-А; 4-В; 5-Б,В; 6-В.

– Зачеркните свои ошибки, напишите правильные ответы.

Затем учитель просит поднять руки тех, кто безошибочно справился с заданием; тех, кто допустил одну ошибку.

3) Следующее задание направлено на подготовку к ОГЭ (карточки с заданием лежат у каждого ученика):

Учитель предлагает алгоритм работы:

  1. Прочитайте внимательно каждое слово, выделите корень, вставьте пропущенные буквы.
  2. Определите, являются ли эти слова однокоренными, вспомните лексическое значение корней с чередованием.
  3. Найдите “четвертое лишнее”, обведите нужную букву.

1. а) к..сой; b) к..стрюля; c) к..сяк; d) к..сание.

2. a) к..скад, b) к..стер, c) к..сательная, d) к..стюм.

3. a) к..сатка, b) прик..сновение; c) к..стыль; d) к..сынка.

4. a) к..са; b) к..сатик; d) к..суля; d) к..сательство.

1. а) возг..рание, b) возг..раться, c) возг..реться, d) г..рчить.

2. а) г..ра, b) выг..рки, c) выг..рание, d) выг..реть.

3. а) г..рючее, b) г..родок, c) загар, d) г..релый.

4. а) угар, b) разгар, c) г..рчица, d) загар.

  1. а) р..стение; b) р..стоптать; c) р..сток; d) водор..сли.
  2. а) зап..реть; b) отп..рать; c) п..рат; d) отп..реть.
  3. а) ст..реть; b) выт..рать; c) т..раж; d) ст..рать.
  4. а) см..риться; b) зам..рать; c) зам..реть; d) зам..р.

IV. Подчеркните те слова, для объяснения правописания которых можно применить одно правило:

  1. Расстилался, умираю , загораю, касаюсь ;
  2. Подгореть, сгорать , замереть, угореть ;
  3. Предложение, растение, заросли , касание.

После того, как ученики сделают свой выбор, на доске появляется слайд с правильными ответами. Дети сверяют ответы, зачеркивают ошибки.

4)Самостоятельная работа с текстом.

- Ребята, что вы видите на слайде? (Текст.)

- Что такое текст? Любое ли сочетание предложений можно назвать текстом?

- Предложите работу с этим текстом. (Назвать тему, основную мысль, озаглавить.)

- Выразительное чтение текста вслух. Определение темы текста, основной мысли. Заглавие – У озера. Отдых на озере и др.

- Что ещё можно сделать с этим текстом? (Выписать слова с чередующимися гласными, разделить их по группам в зависимости от условия выбора гласной.

Только ли чередующиеся гласные вызывают у нас сомнения. Какие есть ещё орфограммы гласные? ( Проверяемые и непроверяемые безударные гласные.) - Сколько колонок у нас получится? (Три)

- Как вы назовёте первую колонку? (Проверяемые гласные.)

- Вторую? (Непроверяемые гласные.)

- Третью? (Чередующиеся гласные.)

- Что вы будете делать? (Выписывать слова с пропущенными буквами и распределять их по колонкам.) (Работа в парах. Проверка - по 1 ученику называют записанные слова. Другие дополняют.)

- А теперь проверьте себя, может быть вы что-то не выписали.)

Текст. (Текст на слайде и распечатан по одному на парту.)

Мы предпол..гали выехать рано, но зад..ржались. Вдоль дороги, кроме кустарниковой поросли, не было видно никакой другой р..стительности. В полдень мы распол..жились на отдых у оз..ра, зар..сшего к..мышом. Заг..релые р..бята плавали на пл..ту. Солнце п..кло так, что к песку нельзя было прик..снуться. В лучах солнца озеро св..ркало, как зеркало. Догорала вечерняя з..рька, когда мы в..рнулись домой.

Проверяемые безударные гласные : задержались, у озера, на плоту, пекло. Непроверяемые безударные гласные: камышом, ребята, сверкало, вернулись . Чередующиеся безударные гласные предполагали, растительности, расположились, заросшего, загорелые, прикоснуться,зорька

Познавательные: выполнение действий по алгоритму; анализ с целью выделения общих признаков; выбор критериев для классификации объектов; работа с таблицей, текстом.

Регулятивные: контроль, самокоррекция.

Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью, планирование учебного сотрудничества со сверстником.

Личностные: самоопределение, смыслообразование.

III. Обобщение понятий и правил темы и определение их роли в речи.

На интерактивной доске появляется таблица. Учитель задает вопросы классу:

– Посмотрите на таблицу, подумайте, что объединяет все эти орфограммы? Как мы должны ее озаглавить? (Правописание гласных в корне слова).

– Что мы должны записать в правом окне? (Чередующиеся гласные в корне слова).

Учитель предлагает детям открыть справочники, в которых есть такая же таблица, заполненная на половину на предыдущих уроках. Учащиеся должны самостоятельно заполнить (или дописать недостающие сведения) в рамки под номерами 1, 4-12. После этого – взаимопроверка. Дети работают в парах, партнеры – соседи по парте.

(1. Б/у гласн. в корне; 4. Чередующиеся гласные в корне слова; 5. -раст-, -рос-, -ращ-; 6. а//о; 7. -кас-, -кос-; 8. -зар-, -зор-; 9. Под ударением – о, без ударения – а. Исключения; 10. -гар-, -гор-; 11. Под ударением – а, без ударения – о. Исключ.; 12. Если после корня есть суффикс а, пиши И).

Правописание гласных в корне

После взаимопроверки готовая таблица появляется на экране.

Познавательные: анализ с целью выделения общих признаков, понимание информации, представленной в изобразительной, схематичной, модельной форме; выбор критериев для классификации объектов.

Регулятивные: выполнение действий по алгоритму, контроль, коррекция.

Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью, планирование учебного сотрудничества со сверстником.

V. Подведение итогов урока.

Учитель задает вопросы классу:

– Ребята, давайте вернемся к цели нашего урока. Как вы считаете, достигли ли мы ее?

– Чем мы занимались на уроке?

Дети отвечают. (Да, мы повторили изученное о правописании чередующихся гласных в корнях слов, закрепили на практике умение писать слова с изученными орфограммами. Это значительно повысит уровень нашей грамотности, поможет успешно написать проверочную работу на следующем уроке).

– Что нужно знать, чтобы безошибочно выбирать гласную в корнях с чередованием? (Дети отвечают, что нужно знать условия зависимости написания гласной в корнях с чередованием)

- Что было для вас самым сложным?

- Что необходимо для того, чтобы не возникало подобных сложностей? (Практика).

Познавательные: рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

Личностные: самооценка на основе успешности, адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сегодня на уроке вы познакомитесь с основными чередованиями гласных и согласных звуков в корнях слов. Просмотр видео.

Чередование звуков в корнях слов в русском языке.

Чередующиеся звуки

Чередование гласных

поклон — кланяться

день — дня

несу — носить

е — и — ноль звука

соберу — собирать — собрать

весло — вёсла

Чередование согласных

бегу — бежишь

друг — друзья

пеку — печёшь

ухо — уши

возить — вожу

носить — ношу

плету — плести

водить — вожу — вождение

свет — свеча — освещение

лик — лицо — личный

пускать — пустить — пущу

любить — люблю

купить — куплю

утомить — утомлю

ловить — ловлю

графить — графлю

III. Закрепление знаний, умений и навыков

1. Тренировочное упражнение.

Запишите под диктовку. Подчеркните чередующиеся согласные.

Ответ — отвечу, светить — свечу, лягу — ляжешь, привлеку — привлечёшь, сухой — суше, мазать — мажу, холст — холщовый, дробить — дроблю, лепить — леплю, ломать — сломленный, ставить — ставлю, расту — выращенный, пеку — печёшь, рыбак — рыбачий, творог — творожник, пух — пушистый, косить — кошу, близок — ближе, густой — гуще, ходить — хожу, рубить — рублю, сломить — сломлю, моряк — моряцкий, княгиня — князь, приведу — привести.

2. Распределительный диктант.

Запишите словосочетания, распределяя их в 2 столбика: в 1-й — с чередующейся буквой е в корне; во 2-й — с и.

Замирать от восторга, натираю до блеска, постелил на пороге, предпочитать в еде, ярко блистающий, запирать дверь, блестел на солнце, расстилалась позади, собирать гербарий, протереть блюдца, соберу в дорогу, замер на месте, запереть на ключ, вымирающий вид, заберу к себе, убирать квартиру.

IV. Итог урока

1. Заключительное слово учителя.

Сегодня вы познакомились с понятием чередование звуков, много внимания уделили основным чередованиям гласных и согласных звуков в корнях слов, научились находить слова с чередующимися гласными и согласными в корне, сопоставляя произношение и написание слова.


На этом уроке мы поговорим о чередованиях звуков. Мы поговорим о том, какими бывают чередования гласных и согласных звуков. И попытаемся представить, как чередование звуков отражается на письме.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Чередование звуков"

Сегодня мы ответим на такие вопросы:

· Что такое чередование звуков?

· Какими бывают чередования звуков?

· Что нужно знать о чередовании звуков?

Мы знаем, что звуки в словах могут чередоваться. Например, в словах домдома мы видим чередование гласных звуков [о] и [а].

А в словах грибы и гриб чередуются согласные звуки [б] и [п].

А почему эти звуки чередуются? Да просто они стоят в разных позициях!

В слове дом у звука [о] сильная позиция, он стоит под ударением. А в слове дома у того же звука – слабая позиция.

В слове грибы у звука [б] – сильная позиция. Но если звук стоит на конце слова, то он находится в слабой позиции и изменяет своё качество.

Из-за этого такие чередования и называются позиционными.

Позиционные чередования не отражаются на письме. Мы произносим звуки в этих словах по-разному. Но буквы, которыми мы изображаем звуки, не меняются.

Дом и дома пишутся черед О.

Грибы и гриб – через б.

Но некоторые чередования звуков все же отражаются на письме.

А чтобы познакомиться с такими чередованиями, мы послушаем историю о нашем знакомом – Сене Тарелкине.

Сеня сегодня доволен: его вызвали к доске. Задание лёгкое: выделить корень в трех словах: друг, друзья и дружить.

Справился Сеня с заданием быстро: раз – и корни выделены. Но учитель почему-то не торопился ставить ему хорошую отметку.

– Ты выделил корень -дру- во всех трёх словах, - сказал учитель. – Почему ты решил, что корень – именно -дру-?

– А как же ещё? – удивился Сеня. – Вы же сами нас учили: корень – это общая часть однокоренных слов. Вот у этих слов – только такая часть общая. А все остальные – отличаются.


– А чем тогда являются вот эти буквы: г, з, ж? – поинтересовался учитель.

– Наверное, это такие суффиксы, – решил Сеня. – Хотя друзья – это множественное число слова друг, а зачем суффикс для образования формы множественного числа? Странно… Но если это все – части корня, то почему этот корень так меняется?

– В одном ты прав, Сеня, - отозвался учитель, – перед нами – действительно один и тот же корень: -друг-, -друз- и –друж. Просто в этом корне звуки [г], [з’] и [ж] чередуются.


Как видишь, такое чередование отражается на письме. Поэтому, когда мы говорим о чередовании, мы записываем буквы. Но говорим все равно о чередовании звуков.

К слову, такие чередования могут встретиться тебе очень часто.

Главное – знать, что они существуют. И не бояться их при разборе слова по составу!

Учитель дал Сене ещё одно задание: выделить корень в парах слов писать – пишу и пловец – плавать.

– Теперь я обязательно справлюсь, - потёр руки Сеня. Писать – писатель, написать… Корень – -пис-. Пишу – пишущий, допишу. Корень – -пиш-. Пловец и плавать… ух ты, а здесь – чередование гласных. Но в любом случае корни - -плов- и -плав-.

Эти корни похожи по смыслу. И ничего, что одна или несколько букв в них отличаются!

Что же мы можем почерпнуть из этой поучительной истории?

В одной и той же части слова один звук может заменяться другим звуком.

Ответить – отвечу. В корне слова [т] заменяется на [ч].

Моряк – морячка. В суффиксе [к] заменяется на [ч].

При этом значение морфемы никак не меняется.

Но меняется написание морфемы, так что мы можем её не узнать при разборе слова по составу.

При этом чередоваться могут как согласные, так и гласные звуки.

Например, блеск – блестеть. Чередование согласных звуков [к] и [т].

Загореть – загар. Чередование гласных [о] и [а].

Конечно, при этом гласный звук чередуется с гласным, а согласный – с согласным.

Посмотрим на слова излагать и изложение.

Здесь чередуются сразу и гласные, и согласные.

Чередование может происходить и при изменении слов, и при образовании новых слов.

Вернёмся к уже знакомым нам словам друг – друзья – дружить.

Друзья – это форма множественного числа слова друг. То есть, слово просто изменяется.

А вот дружить – это уже другое слово. Но чередования возможны и там, и там.

Но почему чередуются такие звуки?

Мы уже установили, что чередования такого типа не зависят от позиции звука в слове.

Можно просто сказать, что это – одна из причуд русского языка.

На самом деле, объяснить такие изменения без специальных сложных терминов очень сложно. Проще поверить, что так оно и есть.

В древнерусском языке происходили когда-то сложные фонетические процессы.

Следы этих процессов мы и видим сейчас в чередованиях.

Сейчас эти процессы остались глубоко в истории, и подробно о них могут рассказать разве что учёные, которые их изучают. Но эти объяснения – очень сложные.


В современном языке бесполезно искать причины этих чередований. И поэтому такие чередования называются историческими.

С какими историческими чередованиями вы сталкиваетесь чаще всего? Сосредоточимся на чередованиях согласных.

[с] - [ш], косить – кошу

[з] - [ж], мазать – мажу

[х] - [ш], тихий – тише.

К звукам [б] [в] [п] [м] в чередовании часто присоединяется [л].

Любить – люблю, ловить – ловлю, сыпать – сыплю, земной – земля.

Во всех случаях [л] тоже входит в корень.

Чередоваться могут и три звука.

[т] – [ч] – [щ] – свет, свеча, освещение.

[ск] – [ст] – [щ] – блеск, блестит, блещет.

[д] – [ж] – [жд] – ходить, хожу, хождение.

Что же нам требуется запомнить?

В одной и той же части слова один звук может заменяться другим звуком. Такая замена называется чередованием.

Чередования, которые отражаются на письме, называют историческими. Чередоваться могут гласные и согласные звуки.

Чередование происходит при изменении слов и при образовании слов.

Читайте также: