Символы ислама однкнр 7 класс конспект

Обновлено: 05.07.2024

Урок ОРКСЭ «Основы духовно-нравственной культуры народов России.

ВложениеРазмер
musulmanskie_prazdniki_.pptx 1.68 МБ
prazdniki_musulman.docx 32.9 КБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Что такое праздник?

Религиозные праздники Государственные праздники Народные праздники

Праздники мусульман Работа по учебнику с 76-77 План Название праздника Чему посвящен этот праздник? Как готовятся к празднику Как мусульмане празднуют его?

Курбан-байрам (Праздник жертвоприношения)

Мирадж Лейлят аль-кадр

Укажи соответствие 1. Началом нового года у мусульман считается А) Мирадж — день чудесного путешествия пророка Мухаммада из Мекки в Иерусалим и его вознесение на небо 2. В двенадцатый день месяца раби - аль-авваль мусульмане Б) и отмечают праздник Курбан - байрам, который связан с обрядами хаджа. 3. В священный месяц раджаб мусульмане отмечают праздник В) отмечают праздник маулид — день рождения пророка Мухаммада 4. Священный месяц рамадан — это месяц Г) поста, который завершается праздником Ураза-байрам 5. В священный месяц зуль-хиджжа мусульмане совершают хадж (паломничество в Мекку) Д) первый день месяца мухаррам

Повторение Какие праздники отмечают мусульмане? Какой самый важный праздник в исламе? Почему именно в месяц рамадан постятся мусульмане? Какие качества человека развиваются благодаря посту? Чему нас учат праздники ислама?

Предварительный просмотр:

Автор : Сафина Рузалия Наильевна ,

Урок ОРКСЭ «Основы духовно-нравственной культуры народов России.

Тип урока : введение нового знания

Тема : Праздники мусульман.

Продолжительность урока : 45 минут

  • формирование представления о праздниках мусульман.
  • понять природу и особенности праздников в исламской религиозной

культуре, их ритуалы и традиции;

  • выяснить роль и значение праздников для мусульман;
  • ознакомиться с праздничной одеждой мусульман;
  • ознакомиться с праздничными блюдами мусульман;
  • ознакомиться с принятыми в исламской культуре традициями

поздравления: (подарки), угощения.

Учащиеся узнают, какие праздники у мусульман являются любимыми, как проходят их праздники, каковы их ритуалы и традиции, с чего начинается утро праздничного дня у верующих и т. п. Учащиеся получат возможность понять природу и особенности праздников в исламской религиозной культуре, с какими религиозными обязанностями связаны праздники Курбан-байрам и Ураза-байрам, выяснить их роль и значение для мусульман; ознакомиться с праздничной одеждой мусульман, с праздничными блюдами, с традициями поздравления (подарки) и угощения.

Основные термины и понятия.

Праздники народные и религиозные, Курбан-байрам, Ураза-байрам, Сабантуй, Навруз, Маулид, Лейлят аль-кадр.

Средства наглядности . Иллюстрации учебника (с.76 — 77),

электронного приложения к учебнику, фотографии и презентации учителя

Опора на ранее изученный материал из уроков 2—15 даст возможность учащимся понять природу и особенности исламских праздников.

Учебно – методическое обеспечение:

«Основы духовно-нравственной культуры народов России.

Основы исламской культуры: 4—5 кл.: учеб. для общеобразоват. Учреждений

М.: Просвещение, 2013

Оборудование : компьютер, проектор, экран.

Авторский медиапродукт: Слайдовая презентация (среда Power Point)

Оборудование : учебник с.76-77, мультимедийный проектор, экран для проектора, компьютерная презентация.

  1. Организация класса.
  2. Проверка домашнего задания

- Расскажите об архитектуре исламского мира

- Какие предметы быта создают мусульманские мастера.

- Какие праздники вы знаете?

- Какую роль играют в жизни человека праздники?

- Что же такое праздник?

Праздники - это самые радостные, всеми любимые мероприятия, направленные на поднятие настроения, развлечение людей. Праздник нельзя назвать только лишь календарным событием, потому что он происходит только там, где его ждут и создают.

Праздники появились достаточно давно, еще в древности, и выполняли несколько основных функций — эстетическую, нравственную, развлекательную. Праздник играл роль расслабляющего катализатора, который сменяет серые будни и позволяет почувствовать свободу и раскрепощение.

Сложно определить период, когда в жизни народа не существовало праздников. Скорее всего, истоки праздника начинаются с ритуальных плясок вокруг костра. Ведь со времен существования язычества, человек никогда не упускал возможности поплясать, попеть или устроить игры. К праздникам относили и поклонение Богам, и жертвоприношение, и ритуальные танцы.

Праздники способны объединять людей в группы и наоборот — разбивать на общности в соответствии с национальностью, государством, религией и т.д. Праздник, как социальное событие, формирует определенные правила и способы поведения, создает ценности. Любой праздник имеет свои традиции и обычаи, заложенные еще в глубокой древности.

Категорий праздников существует множество: религиозные, государственные, национальные, профессиональные, семейные и др. Народным праздникам свойственна естественность, органичность, самостийность; государственные праздники отличает высокая степень протокольной регламентированности, выраженная идеологическая направленность; религиозные праздники являются отражением той или иной формы верований.

Сегодня на уроке мы с вами будем вести разговор о мусульманских праздниках.

-А почему они выделены как праздничные? (самое важное событие)

-Кто-нибудь может назвать главные праздники мусульман?

-Вот сегодня мы и узнаем о главных праздниках мусульманства.

4. Открытие новых знаний.

Работа в группах .

- Праздники это хороший повод укрепить родственные отношения, вспоминать своих близких и родных.

Сейчас вы разделитесь на 4 группы и по плану должны рассказать об одном из праздников мусульман. (Учебник с 76-77)

  1. группа - Курбан-байрам.
  2. группа - Ураза-байрам.
  3. группа - Сабантуй.
  4. группа - Навруз.

-Чему посвящен этот праздник?

- Как готовятся к празднику

- Как мусульмане празднуют его?

Рассказы о праздниках мусульманских народов России:

Курбан-байрам (Праздник жертвоприношения) - мусульманские праздник окончания хаджа, отмечаемый в 10 день двенадцатого месяца исламского лунного календаря (зуль-хидж) в память жертвоприношения пророка Ибрахима и через 70 дней после праздника Ураза байрам.
Как повествуется в Коране, к пророку Ибрахиму во сне явился Архангел Джабраил и передал ему повеление от Аллаха принести в жертву его единственного сына Исмаила. Ибрахим отправился в долину Мина к тому месту, где сейчас находится Мекка, и начал приготовления. Его сын, будучи послушным отцу и Богу, не сопротивлялся. Однако это оказалось испытанием от Аллаха. Когда жертва была почти принесена, Аллах сделал так, чтобы нож не резал. И тогда ангел Джабраил в качестве замены жертвы дал пророку Ибрахиму барана. Курбан-байрам является кульминацией хаджа в Мекку. Накануне праздника паломники восходят на гору Арафат, а в день Курбан байрама совершают символическое побитие шайтана камнями и таваф (обход вокруг Каабы).

Один из крупных праздников ислама Ураза-байрам отмечается в честь окончания поста в месяц рамадан. В соответствии с традицией ислама, именно в этот день Аллах ниспослал пророку Мухаммеду первые стихи Корана. Праздник начали отмечать в 624 году.
Накануне праздника Ураза-байрам собираются обязательные платежи (закят) мусульман в пользу общины, также малоимущим членам общины раздаётся закят уль-фитр - обычно это продукты питания, но возможна и денежная помощь. В праздник Ураза байрам мусульмане совершают в мечети коллективную молитву. После чего верующие поздравляют друг друга, дарят подарки, идут в гости или приглашают к праздничному столу. Праздник Ураза байрам продолжается три дня. В это время также принято навещать родителей, старших и больных, посещать кладбища, поминая усопших.

История этого праздника имеет не одно тысячелетие. Сегодня он отмечается не только по всей России, но и за рубежом, в тех странах, где проживают выходцы из Татарстана и Башкирии. Во время празднования участники соревнуются в пении и танцах, а также принимают участие и в многочисленных спортивных соревнованиях: конных скачках, борьбе куреш (борьба на поясах), лазании по столбу за призами, состязаниях в силе, ловкости и выносливости.

У мусульман России есть праздники, связанные с солнечным календарем,

возникшие еще в доисламский период. Самый крупный из них — Новый год

(Навруз), совпадающий с началом весны, 21 марта. Навруз торжественно и

весело отмечают татары, башкиры, жители ближнего зарубежья, испо-

ведующие ислам: казахи, азербайджанцы, узбеки, таджики, туркмены.

5. Рассказ учителя о других праздниках.

-Есть и другие мусульманские праздники:

Один из самых почитаемых мусульманских праздников — Ашура (по-197

персидски Шахсей-вахсей). Его отмечали еще во времена Пророка как

благословенный день, в который произошла первая встреча Адама и Хавы

после изгнания из рая; выход Ноя из ковчега; переход Моисеем и его

соплеменниками моря. Позже праздник Ашура утвердился у шиитов как день

скорби — в память о мученической смерти имама Хусейна, внука Пророка,

убитого в Иране 10 октября 680 года. В течение первых десяти дней

шиитская община устраивает траурные церемонии, поминальное

Торжественно отмечают мусульмане Рождение Пророка (Мавлид). Дата

рождения Мухаммада, согласно преданиям, совпадает с датой его смерти, что

накладывает отпечаток и на характер торжества. В этот праздник читаются

молитвы и проповеди в мечетях и домах верующих, мусульмане совершают

подношения духовенству, читают вслух произведения религиозного

содержания, посвященные Пророку.

Один из замечательных мусульманских праздников — Вознесение

Пророка (Мирадж). Праздник посвящен чудесному ночному путешествию

Пророка в 620 году на быстром, как молния, коне аль-Бураке из Мекки в Ие-

русалим, а оттуда к престолу Аллаха, который принял его и удостоил беседы.

Это путешествие длилось так мало времени, что, возвратившись к своему

ложу, Пророк застал его теплым, а из сосуда для омовения, случайно

опрокинутого им, даже вода не успела разлиться по полу. Согласно

преданиям, Мухаммад, чтобы убедить тех, кто внимал ему, описал верующим

панораму Иерусалима и даже перечислил караваны, встретившиеся на пути

из Иерусалима в Мекку. Он назвал также всех пророков прошлого: Мусу

(Моисея), Ибрахима (Авраама), Ису (Иисуса), с которыми встречался в

чудесную ночь Вознесения.

Исполнен глубокого смысла праздник, который называется Могущест-

венная ночь (Лейлят аль-кадр). Согласно преданию, первое кораническое198

послание было ниспослано Пророку Мухаммаду именно в эту ночь. Потому и

называется она могущественной. Мусульмане верят, что ангел Джабраил по

велению Аллаха перенес небесный подлинник Корана на ближайшее к земле

небо и уже отсюда его содержание постепенно, в течение 23 лет передавал

Пророку Мухаммаду. В Могущественную ночь Всевышний особенно

благосклонен к просьбам верующих. Мусульмане отмечают этот праздник в

мечети чтением Корана и вознесением молитв. Верующие полагают, что

именно в Могущественную ночь определяются судьбы отдельных людей и

всего мира на последующий год. Наступление праздника сопровождается

дневным постом, вечер после захода солнца проводят в молитвах и

поминании Аллаха, чтении Корана и хадис Пророка.

Составьте словарик урока, опираясь на текст учебника, запишите значения

выделенных жирным шрифтом слов. Проставьте в выделенных словах

ударение. Запомните их произношение.

  1. Укажи соответствие между частями предложения.

1. Началом нового года у мусульман

А) Мирадж — день чудесного

путешествия пророка Мухаммада из

Мекки в Иерусалим и его вознесение

2. В двенадцатый день месяца раби-

Б) и отмечают праздник Курбан-

байрам, который связан с обрядами

3. В священный месяц раджаб

мусульмане отмечают праздник

В) отмечают праздник маулид — день

рождения пророка Мухаммада

4. Священный месяц рамадан — это

Г) поста, который завершается

5. В священный месяц зуль-хиджжа

мусульмане совершают хадж

(паломничество в Мекку)

Д) первый день месяца мухаррам

Ответы: 1 — Д; 2 — В; 3 — А; 4 — Г; 5 — Б.

  1. Работа с иллюстрациями на страницах 76 — 77 учебника.

Объясните, почему к тексту урока составители учебника поместили эти

9. Обобщение урока.

- Какие праздники отмечают мусульмане?

-Какой самый важный праздник в исламе?

-Почему именно в месяц рамадан постятся мусульмане?

-Какие качества человека развиваются благодаря посту?

-Чему нас учат праздники ислама?

- Мы открыли для себя целый мир религиозных праздников ислама. Узнали, как проводятся эти праздники. Все они учат добру, терпению, памяти и уважению к делам и страданиям предков

10. Домашнее задание.

-Поговорите со старшими и расскажите, какие религиозные праздники принято отмечать в вашей семье.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Т. Д. Шапошникова К. В. Савченко Основы духовно-нравственной культуры народов России Основы светской этики Основы мировых религиозных культур Основы православной культуры Основы исламской культуры Основы иудейской культуры Основы буддийской куль

Т. Д. ШапошниковаК. В. СавченкоОсновы духовно-нравственной культурынародов России Основы светской этикиОсновы мировых религиозных культурОсновы православной культурыОсновы исламской культурыОснов.

Предлагаемый материал нацелен на формирование у учущихся представления о культурном наследии народов нашей страны, о общечеловеческих ценностях предшествующих поколений (религиозное верование, фолькле.


Урок ОРКСЭ "Основы духовно-нравственной культуры народов России.Основы православной культуры"

Методическая разработка по ОРКСЭ на тему: Итоговый урок ОРКСЭ "Основы духовно-нравственной культуры народов России.Основы православной культуры".Защита проектов "Основы православн.

Программа Основы Духовно-нравственной культуры народов России Основы православной культуры. Автор учебника Людмила Леонидовна Шевченко. 4 класс

Программа соответсвует ФГОС.


Дидактический материал. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. Святые покровители Санкт-Петербурга

Дидактический материал Основы духовно-нравственной культуры народов России.Основы религиозных культур и светской этики.Основы православной культуры .

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материалы к уроку "Культура ислама" . Ислам как мировая религия,возникновение и влияние ислама на развитие мировой культуры.

Ислам как мировая религия

Второе место в мире по числу последователей (по разным оценкам - от 1,3 до 1,8 млрд. чел.)

Мусульманские общины имеются более чем в 120 странах.

В 35 гос-вах мусульмане составляют большинство населения (гос-ва Ближнего и Среднего Востока, Северной Африки, Средней Азии, Индонезии); еще в 29 гос-вах – значительное меньшинство.

В 28 мусульманских государств ислам – государственная религия

Пророк Мухаммад и возникновение ислама

Согласно традиции, Мухаммад родился в 570 г. в Мекке.

Еще до рождения лишился отца, в 6 лет – матери. С 8 лет воспитывался дядей Абу Талибом - главой родахашим, занимавшим достаточно уважаемое место в Мекке. В юности Мухаммад вел торговые дела состоятельной вдовы Хадиджи, на которой позднее женился (в возрасте 25 лет). Позднее поддержка Хадиджи сыграла заметную роль в намерении Мухаммада проповедовать новую религию.

По-видимому, Мухаммад был знаком с религиями единобожия (иудаизмом, христианством, учением ханифитов, имевшим последователей среди арабских племен).

Около 610 г. – видение Мухаммаду ангела Джибрила, принесшего ему Откровение Аллаха. Начало проповеди ислама среди жителей Мекки и ее окрестностей.

622 г. - переселение (хиджра) Мухаммеда и его сторонников из Мекки в Ясриб (позднее переименован в Медину – “Город Пророка”) из-за преследований со стороны влиятельных мекканцев. Это событие считается началом мусульманского летоисчисления – первым годом хиджры.

В центре содержания первых проповедей Мухаммада – идея строгого единобожия (таухид):

Существует только единственный Бог — Аллах;

Аллах всемогущ и всеведущ. Он сотворил все существующее и все в мире происходит по его воле;

Аллах милостив и милосерден;

Бог и прежде посылал к разным народам своих пророков и посланников, которые несли людям Откровение. Те народы, которые не шли за пророками, Бог жестоко наказывает.

Деятельность Мухаммада в Медине:

соединил в своих руках духовную и светскую власть (отсюда – отсутствие в исламе идеи их разграничения)

правила, регламентирующие жизнь мусульманской общины - уммы;

первая мусульманская мечеть, ставшая образцом для последующих;

новые темы в проповедях: как нужно молиться и служить Богу, по каким законам должен жить мусульманин в общине и в своей семье, что можно употреблять в пищу, а что нельзя, как следует относиться к христианам и иудеям и т.д.

630 г. – победоносный подход Мухаммеда на Мекку:

освобождение святилища Кааба от языческих идолов;

утверждение статуса Каабы как святыни ислама;

установление обрядов, совершаемых мусульманами во время паломничества в Мекку (семикратный обход вокруг Каабы; стояние на горе Арафат и др.)

632 г. – смерть Мухаммеда. Ислам к этому времени был принят всеми арабскими племенами.

Поскольку Мухаммад не назначил преемника, первые халифы (халиф в переводе – “заместитель пророка”) был избран мусульманской общиной. Первых четырех халифов (Абу Бакр, Омар, Осман, Али), правивших в 7 в., мусульмане называют “праведными халифами”.

В 7-8 вв. ислам стремительно распространился за пределами Аравии – в Северной Африке, на Ближнем и Среднем Востоке, в Средней Азии, в Закавказье.

Коран – Священное Писание мусульман

Коран (в переводе с араб. - “чтение”)— священная книга мусульман и главнейший источник вероучения

В понимании мусульман Коран – несотворенное и существующее предвечно “слово Аллаха”. Коран воспринимается как прямое и непосредственное откровение Аллаха.

Текст Корана был записан после смерти Мухаммада. Халиф Осман (середина 7 в.) приказал на основе разрозненных источников составить единый вариант Корана, который стал каноническим и не подлежащим какому-либо исправлению.

В Коране говорится, что Бог читал Мухаммаду “на языке арабском, ясном”. Переводы Корана на другие языки считаются лишь его толкованиями

В Коране неоднократно звучит мысль, что у всех людей одна вера, одна истинная религия. Суть этой религии — вера в единого всемогущего Бога (Аллаха)

Мухаммад - не законодатель новой религии, а пророк, посланный Богом для того, чтобы восстановить истинную веру, напомнив людям о ней.

Коран состоит из 114 сур (частей); шииты добавляют к ним 115-ю суру.

Суры состоят из аятов (стихов)

Содержание сур, как правило, состоит из отдельных отрывков, сюжетов. Названия сур даны по наиболее запоминающейся фразе, образу, не отражая суть их содержания. Суры расположены в Коране от наиболее длинных к коротким

Сура “аль-Фатиха” (“Открывающая”), с которой начинается Коран:

Во имя Аллаха, милостивого и милосердного!
Хвала Аллаху, Господу миров, милостивому и милосердному, царю в день суда!
Тебе мы поклоняемся и просим помочь!
Веди нас по дороге прямой, по дороге тех, которых Ты облагодетельствовал, не тех, которые находятся под гневом, и не заблудших!

Суры Корана условно делятся на мекканские и мединские

Темы сур мекканского периода:

Страшный Суд, воскресение мертвых, загробная жизнь,

осуждение многобожия язычников;

тема единого Бога (таухид)

рассказы о трагической судьбе пророков, которых Бог посылал к различным народам до Мухаммада (в т.ч. библейских)

предупреждение об участи народов, отвергших своих пророков

Темы сур мединского периода:

предписания по культу и ритуалу,

установления по уголовным, военным и семейным делам,

регламентация социальной жизни мусульманской общины.

Сунна – Священное Предание мусульман

Сунна (букв. значение в переводе с арабского “обычай”, “пример”) –второй по значимости после Корана источник мусульманского вероучения. Состоит из описаний поступков Мухаммада, его высказываний, а также невысказанного одобрения или осуждения по поводу тех или иных ситуаций.

Сунна слагается из хадисов. Как правило, каждый хадис состоит из рассказа о суждениях и поступках Мухаммад и из т.н. называемой опоры

Основы вероучения ислама (“Шесть опор ислама”)

Вера в единого и единственного Бога.

Аллаху присуще совершенство, могущество, всесилие, всеведение Он тот, кто предшествовал сотворенным вещам и существовал до сотворенного.

Аллах не может быть наделен какими-либо свойствами, присущими творению. Для человека он непостижим в своей сущности, но открывает человеческому разуму смысл своих действий в мире через Откровение.

Вера в ангелов.

Ангелы — это воинство небес, вестники и посланники Бога, исполнители его воли и решений.

Джибрил, Микаил, Исрафил, Израил - особо приближенные к Богу ангелы.

Иблис (Шайтан) – дьявол (по мусульманским представлениям, ангел, низвергнутый аллахом за отказ поклониться первому человеку Адаму и поклявшийся встать на пути Аллаха)

Джинны (добрые и злые)

Вера в Писания.

В Коране перечислены пять истинных Писаний:

свитки, ниспосланные Аврааму,

Тора, ниспосланная Моисею (Мусе),

Псалмы, ниспосланные Давиду (Дауду);

Евангелие, ниспосланное Иисусу (Исе),

Коран, ниспосланный Мухаммаду.

(Однако в Коране указывается, что иудеи и христиане исказили или забыли свои Писания).

Вера в Божьих пророков и посланников.

Пророки и посланники —особые люди, которые получают от Бога Откровение, и способны знать сокровенное, скрытое от других людей. Мухаммад – последний из пророков

9 особо почитаемых (“стойких”) пророков:

Ибрахим (Авраам),

Якуб (Иаков),

Юсуф (Иосиф),

Муса (Моисей),

Дауд (Давид),

Вера в Судный День, воздаяние и наказание, рай (Джанна) и ад (Джаханнат) .

Вера в предопределенность Аллахом человеческой жизни и судьбы мира.

Религия в исламе неотделима от повседневности. Ислам – не только религиозное учение, но и свод правил, касающихся всех сторон жизни человека и его взаимоотношений с окружающими людьми. Ислам – это, по сути, образ жизни.

Пять столпов ислама”

Свидетельство веры (шахада).

Мусульманин обязан свидетельствовать о едином и единственном Боге и о пророческом призвании Мухаммада. (формула “Нет божества, кроме Аллаха, и Мухаммад — посланник Аллаха”)

Молитва (намаз).

Должна совершаться 5 раз в день, в пятницу – коллективно в мечети.

Обязательно ритуальное омовение.

Молитвой в мечети руководит имам (им может быть любой благочестивый мусульманин, умеющий читать Коран).

Женщины молятся отдельно от мужчин.

Ислам не предполагает необходимости четкой духовной иерархии (как, например, в католической или православной церкви); в нем нет представления о духовенстве как особой группе людей, на которых возложена задача посредничества между Аллахом и верующими. Наличие единого духовно-административного центра в масштабе государства также не считается обязательным

Очистительная милостыня (закят) - своего рода налог в пользу нуждающихся членов мусульманской общины (взимается раз в год).

Пост в месяц рамадан (9-й месяц мусульманского лунного календаря):

Следует избегать любой еды, питья, исполнения супружеских обязанностей в светлое время суток;

Запрещается браниться, лгать, клеветать, оскорблять, обижать кого-либо

Желательно предаваться благочестивым размышлениям

Освобождены от поста могут быть: 1) те, кто не может соблюдать его по каким-либо уважительным обстоятельствам (дальняя поездка, война, плен, болезнь); 2) престарелые люди, беременные и кормящие женщины.

Паломничество (хадж) к Каабе в Мекку. Его должен совершить хотя бы раз в жизни каждый мусульманин, который способен это сделать физически и материально.

Джихад

В исламе существует представление о двух видах джихада.

Великий (внутренний) джихад = постоянные усилия человека по самосовершенствованию в соответствии с заповедями ислама (слово “джихад” переводится как “усилие”).

Малый (внешний) джихад = вооруженная борьба с неверными. (Во времена Мухаммада и расширения Арабского халифата воспринималась борьба за распространение ислама). Согласно классическому пониманию ислама, мусульмане не должны объявлять войну первыми – она возможно только как ответ на нападение или реальную угрозу. Запрещается убивать детей, женщин. Возможен джихад со стороны мусульман-единоверцев как мера помощи мусульманскому государству (или мусульманской общине), которое не в состоянии самостоятельно отразить нависшую над ним угрозу. Объявление джихада осуществляется решением наиболее уважаемых духовных авторитетов страны.

Шариат

Третья основа мусульманской религии, возникшая на основе Корана и Сунны - шариат — мусульманский закон. Он сложился из толкования юридических установлений Корана и развития правовых предписаний сунны.

Шариат по-арабски буквально означает “прямой, правильный путь”. Подразумевается предустановленный Богом путь, которым должен идти каждый благочестивый мусульманин, чтобы обрести спасение. Отступление от него воспринимается как грех.

Исламскому закону присущ универсальный характер. Он охватывает все сферы жизни мусульманина, строго регламентируя не только религиозную догматику и культ, но и этику, социальные отношения, семейную жизнь. Любой грех, даже если он связан с нарушением только моральных норм, может быть наказан мусульманским судом.

Принцип, лежащий в основе шариата: правилом: “Не возлагает Аллах на душу ничего, кроме возможного для нее” (Коран 2:286).

Шариат дан человеку Богом, он вечен и неизменен

Ислам различает дозволенные (халал) и запрещенные (харам) действия.

Более дробное деление выделяет 5 категорий поступков мусульманина:

1) обязательные действия;

2) рекомендуемые дела, которые одобряются шариатом;

3) безразличные действия (разрешенные, но их совершение не предполагает ни одобрения, ни осуждения);

4) неодобряемые, недостойные действия;

5) запретные действия, совершение которых влечет за собой уголовную ответственность по шариату и возможную кару на том свете.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

КУЛЬТУРА ИСЛАМА

Описание презентации по отдельным слайдам:

КУЛЬТУРА ИСЛАМА

Аллах- арабское слово, означающее Бога. КОРАН - буквально — чтение), главная.

Аллах- арабское слово, означающее Бога. КОРАН - буквально — чтение), главная священная книга мусульман, собрание проповедей, обрядовых и юридических установлений, заклинаний и молитв, назидательных рассказов и притч. ШАРИАТ свод религиозных и правовых норм, содержащий нормы государственного, наследственного, уголовного и брачно-семейного права.

Столпы Ислама - это фундамент, на котором построена религия.

Столпы Ислама - это фундамент, на котором построена религия.

Во время хаджа мусульмане со всего мира встречаются, узнают друг друга, сплач.

Во время хаджа мусульмане со всего мира встречаются, узнают друг друга, сплачиваются. Мусульмане чувствуют всемирное братство и взаимную любовь между всеми членами этой великой общины.

Образование и наука Первые столетия истории ислама считаются золотым временем.

Образование и наука Первые столетия истории ислама считаются золотым временем исламской культуры. В это время открывались школы, где люди изучали исламское вероучение и основы различных наук. В 9 веке в городе Багдаде построили бумажные мастерские ( а до этого использовали папирус). Отныне книги становятся доступными для всех. Мусульмане уделяли большое внимание образованию, выполняя все предписания пророка Мухаммада. Ислам очень хорошо относится к науке, в средневековых мусульманских странах успешно развивались математика, астрономия, география, медицина и другие науки. При дворе правителей-халифов существовал Дом Мудрости – т.е. своеобразная академия наук. Здесь учёные занимались переводами на арабский язык сочинений авторов разных стран и эпох.

Великим научным достижением стало введение арабских цифр ( в действительности.

Великим научным достижением стало введение арабских цифр ( в действительности они возникли в Индии). Такие цифры значительно упростили математические подсчёты. В 9 веке мусульманский учёный Аль-Хорезми написал первую книгу по алгебре.

Мусульмане полагали, что занятия медициной не противоречат исламской вере. «.

Высшие исламские школы называются – МЕДРЕСЕ. Одно их самых известных – « Муха.

ЛИТЕРАТУРА и ИСКУССТВО Мусульмане всегда любили слушать и рассказывать сказки.

Мусульманская культура славится своими замысловатыми орнаментами и каллиграфи.

Орнамент – украшение, узор. Он представляет собой равномерное чередование лин.


Мечеть - молитвенный дом мусульман.

Мечеть - молитвенный дом мусульман.

В мечетях находились библиотеки, здесь велись научные споры, при многих мечет.

Чтобы зайти в мечеть нужно снять обувь, а женщинам покрыть голову платком. В.

Чтобы зайти в мечеть нужно снять обувь, а женщинам покрыть голову платком. В мечети нет ни скамеек, ни стульев. Все молящиеся сидят на полу ( на ковре). Мужчины и женщины молятся в разных помещениях. Ислам запрещает живописные украшения или статуи, изображающих любых живых существ ( человека, животных). Но это не означает, что мечети скучны и однообразны. Их внутреннее убранство богато: Красочные ковры, витражи, величественные мраморные колонны, орнаменты, причудливые подсвечники.


План-конспект урока по Всеобщей истории "Возникновение ислама".

Ожидаемые результаты:

После урока ученики смогут:

– показывать на карте территорию владения арабов; – будут иметь представление об особенностях жизни арабов: их занятиях и образе жизни, об их пророке и Священной книге Коран; – развивать коммуникативные навыки, навыки критического мышления и работы с исторической информацией.

Содержимое разработки

Открытый урок по Всеобщей истории (история средних веков)

Тема: Возникновение ислама.

Цель: Дать представление о возникновении, ценностях и особенностях исламской цивилизации.

Образовательные :

- Сформировать у учащихся знания о ранней истории арабов, возникновении ислама и его характерных чертах;

Развивающие:

- Продолжить формировать навыки работы с книгой, картой, таблицей, историческим источником, работой в парах и группах.

- Продолжить формирование критического мышления учащихся.

- Формулировать свою точку зрения; слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Воспитательные:

- Воспитание культуры восприятия и познания через изучение истории ислама.

- Формировать личностную мотивацию к изучению нового материала, уважение к культуре других народов.

Оборудование: проэктор, презентация, атласы, контурные карты, словари, раздаточный материал и задания.

Базовая программа: Всеобщая история. История средних веков: 7 класс.

Базовый учебник: Всеобщая история. История Средних веков. 6класс: учеб. для общеобразоват. организаций. Е.В. Агибалова, Г.М. Донской; под ред. А.А. Сванидзе. – М. 2016. -288с.

Основные понятия: бедуины, ислам, хадж, Хиджра, Коран, Мухаммед.

Основные даты:

570–632 гг. – годы жизни Мухаммеда;

622 г. – начало мусульманского летоисчисления;

630 г. – объединения арабов.

Ожидаемые результаты:

После урока ученики смогут:

– показывать на карте территорию владения арабов;
– будут иметь представление об особенностях жизни арабов: их занятиях и образе жизни, об их пророке и Священной книге Коран;
– развивать коммуникативные навыки, навыки критического мышления и работы с исторической информацией.

Организационный момент.

2. Актуализация опорных знаний: (беседа по вопросам)

- Что такое религия?

- Какие религии вам известны?

- Что значит мировая религия?

- Изучая последние темы и по истории Отечества, и по Всеобщей истории, мы сталкивались с государствами, в которых распространялась и проповедовалась какая религия? Какие это государства?

(Ответы учеников: предположительно: Рели́гия (лат. religare — связывать, соединять) — определённая система взглядов, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов. Мировая религия — религия, распространившаяся среди народов различных стран и континентов. Религии: христианство, буддизм и тд. Древняя Русь и Византийская империя.)

Мотивационно-целевой этап.

(Учитель обращается с просьбой к учащимся помочь расшифровать тему урока. Ученики пытаются сформулировать тему урока, благодаря раздаточному заданию.)

И М С Л А , Е Р И Л И Г Я, О П Р Р О К, Е А В Р,

В З О Н И Н О К В Е Н И Е, М Х У А Е М М Д.

(работа в парах).

Тема урока: Возникновение ислама.

Ислам – самая молодая из мировых религий, возникшая в Аравии на перекрестке культур и цивилизаций Востока и Запада. Арабы смогли завоевать многочисленные земельные пространства с целью распространить ислам в пределах своего вновь образованного государства. Являясь крупнейшим народом современности, арабы оставили в истории неизгладимый след. Государственное строительство и военное дело, великие завоевания и уникальная культура, научные знания и новая мировая религия. Очень многое из перечисленного сохраняет свое значение сегодня, и прежде всего ислам – самая молодая и самая динамичная мировая религия. Об этом и пойдет речь на нашем уроке.

(Учитель знакомит с задачами урока.)

1.Природа и занятия населения Аравии.

3.Мухаммед – основатель ислама.

Формулирование проблемного вопроса: Что способствовало объединению арабских племен и созданию государственности?

Изучение нового материала.

Путешествие по карте – природа Аравии и занятия населения. Слайд 1.

Давайте посмотрим на экран: на карту. Этот огромный полуостров в юго-западной Азии называется Аравийским полуостровом. Судя по окраске карты, аравийская степь кажется высохшей, совершенно безводной. Но это не так. Во многих местах подпочвенные и грунтовые воды находятся очень близко к поверхности.

Родина арабов – Аравийский полуостров.
Районы и население Аравии:
1. Неджд (центр) представлял собой безводную пустыню. Население – бедуины (кочевники-скотоводы).
2. Йемен (юг) представлял собой развитый земледельческий район. Население – земледельцы и ремесленники.
3. Хиджаз (северо-запад) представлял собой торговый район с крупными городами – Меккой и Мединой. В Мекке находится религиозная святыня арабов – Кааба.

Работа с атласом и контурной картой стр. 14 атлас, к.к. – стр. 8.: - обозначьте любым цветом на контурной карте территорию, на которой первоначально жили арабы. – подпишите основные районы и города.

Климат в Аравии сухой и жаркий. На большей территории полуострова существуют степи и пустыни, земли пригодной для земледелия, существует немного. Поэтому заниматься выращиванием фруктовых садов и финиковых пальм, виноградников, хлопчатника, сахарного тростника можно было только в оазисах. (Оазис — расположенный около источника воды островок растительности посреди пустыни ).

Изучение материала с использованием презентации:

- Кто проживал на аравийском полуострове? Слайд 2.

- Почему их называли кочевниками? Слайд 3.

- Как жили арабы? Слайд 6, 7,8.

- Почему арабы считали верблюда верным другом? Слайд 5.

Кочевые арабы – бедуины передвигались со своими стадами. Их называли бедуины, что значит “степняки”. Они передвигались со своими стадами по покрытым жесткой травой и колючим кустарником степям. Они разводили верблюдов, овец и лошадей. Верным другом был верблюд. Они питались его молоком и мясом, одевались в ткани из верблюжьей шерсти, укрывались в палатке из верблюжьего войлока от зноя. Из кожи верблюда шили обувь, сёдла. Сбрую. При переходе на новое место верблюд перевозил бедуина с семьёй и его имущество. Жили арабы родами и племенами. Ожесточённые схватки вызывали у них обычаи кровной мести: за убийство или оскорбление родича мстил весь род или даже племя. Войны длились иногда десятилетиями. Во главе племени стояли вожди, которые выбирались из богатого рода.

Для закрепления полученных знаний учащиеся выполняют следующее задание.

(Заполнение табл.) Природные условия и занятия арабов в V–VII вв.

Природные условия.

Аравийский п-ов расположен в Юго-Западной Азии;

Омывается Средиземным, Красным и Аравийским морями;

Большую часть п-ова занимает Аравийская пустыня;

Климат сухой и жаркий, дожди выпадают редко;

на юге и западе Аравии находятся оазисы.

Оседлое земледелие в оазисах;

Кочевое скотоводство (бедуины);

Торговля с Африкой и Индией (через города Мекку и Ясриб).

Физкультминутка:

По тропинке Леший шёл, (Ходьба на месте)

На полянке гриб нашёл. (Наклон)

Раз грибок, два грибок,

Вот и полный кузовок. (Приседания.)

Леший охает - устал

От того, что приседал.

Леший сладко потянулся, (Потягивания - руки вверх,

А потом вперёд нагнулся

До земли он дотянулся (Наклоны вперёд)

Повернулся влево вправо (Повороты вправо влево)

Леший выполнил разминку

И уселся на тропинку. (Дети садятся)

Мухаммед – основатель ислама.

Кроме Корана, мусульмане почитают Сунну – сборник изречений Мухаммада и рассказов о нем.

Работа учащихся с раздаточным материалом и материалом учебника по группам. (используя учебник и слайд 11, заполнить пропуски биографии пророка и ответить на вопрос, а также самостоятельно изучив материал на стр.72, закончить письменно предложения) 1) Государство не должно издавать законы, т.к. …( все законы изложены Мухаммедов, государство должно только их выполнять)

2) Правила поведения мусульман называются ( шариатом)

3) Мусульманская мораль приписывала: ( не убий, не укради, не лги, люби ближнего,

4) Мусульманам запрещалось… ( пить вино, играть в азартные игры, есть свинину,

Приложение 2.

Работа со словарем:

Бедуины- кочевые арабы.

Хадж – паломничество к святым местам.

Хиджра – год переселения Мухаммеда и начало мусульманского летоисчесления.
Коран – священная книга мусульман.
Шариат – свод мусульманских законов.

Сунна – сборник изречений Мухаммада и рассказов о нем.

Давайте вернемся к нашему вопросу: Что способствовало объединению арабских племен и созданию государственности? Слайд 12.

- Постепенно среди арабов возникает стремление объединиться. Почему?

1) прекращение вражды племён между собой

2) борьба с внешними врагами

3) упадок торговли

4) знать желала объединить племена с целью укрепления власти над бедняками.

Но основным фактором является возникновение единой религии – ислама.

5. Обобщение и систематизация знаний учащихся: заполнить кроссворд.


По вертикали.

Город – родина основателя ислама (Мекка).

Мусульманское летоисчисление (хиджра).

Религия, способствовавшая объединению арабских племен (ислам).

По горизонтали.

Основатель ислама (Мухаммед).

Имя бога в исламе (Аллах).

Рефлексия

Выставление оценок учащимся. Объяснение нового домашнего задания.

8.Домашнее задание: прочит. параграф 9, составить таблицу общие и отличительные черты христианства и ислама.

Природные условия

Омывается Ср……………….м, К……………..м и А……………………м морями;

Большую часть п-ова занимает

Климат сухой и жаркий, дожди выпадают … ………………;

на юге и западе Аравии находятся о………..сы

Оседлое земледелие в оазисах;

Торговля с Африкой и Индией (через города …. …………… и Ясриб).

Приложение 2.

Заполните пропуски в тексте и ответьте на вопрос: Что вы узнали о Мухаммеде?

Основателем религии _______был Мухаммед. После смерти родителей Мухаммеда воспитывал его дедушка. Когда не стало деда, мальчиком зани­мался его дядя Абу-Талиб. Перенесенные страдания сделали его чутким к людям и чужим невзгодам. Примерно в 20 лет Мухаммед начал само­стоятельную жизнь. По словам арабских историков, Мухаммед отличался прекрасным характером, честностью и добросовестностью, верностью данному слову. Став погонщиком верблюдов, Мухаммед побывал во многих странах, видел людей разных верований, многое познал и понял. В 25 лет он _________ на богатой мекканской вдове Хадидже и стал бога­тым и уважаемым в Мекке человеком.

Мухаммед знакомился с религиозными традициями народов, отмечал положительные и отрицательные стороны. В едином боге _________ Мухаммед увидел идеал религии.

Мухаммед молился Аллаху сначала в полном одиночестве, проводя дни и ночи в молитвах. По преданию, после трех лет неустанных молитв к Мухаммеду ночью снизошло откровение Аллаха. Он увидел ангела, который сообщил ему слова Аллаха, где говорилось о сущности бога и его отно­шении к человеку.

Впоследствии Мухаммед приступил к пропаганде соз­данной им религиозной системы. Но курайшиты не верили, что Аллах создал землю, человека, животных, требовали от него чуда. Пока Мухаммед про­славлял Аллаха в своих проповедях, горожане с этим мирились. Но когда он стал нападать на богов, которых почитали в храме Кааба, то тут курайшиты решили запретить мо­литься Мухаммеду и его сторонникам около храма. Его обли­вали грязной водой, забрасывали камнями, ругали, унижали. В _____году Мухаммед со своими близкими, не выдержав насмешек и гонений, переезжает в город _________(Медину). Год пересе­ления стал началом мусульманского ____________.

В ______году Мухаммед торжественно возвращается в Мекку. Мекка с Каабой стано­вятся святыней ислама.

Читайте также: