Песнь о гайавате конспект

Обновлено: 02.07.2024

Во вступлении автор вспоминает музыканта Навадагу, когда-то в старинные времена певшего песнь о Гайавате:

О его рожденье дивном,
О его великой жизни:
Как постился и молился,
Как трудился Гайавата,
Чтоб народ его был счастлив,
Чтоб он шёл к добру и правде.

Шли Чоктосы и Команчи,
Шли Шошоны и Омоги,
Шли Гуроны и Мэндэны,
Делавэры и Могоки,
Черноногие и Поны,
Оджибвеи и Дакоты.

Победив огромного медведя Мише-Мокву, Мэджекивис становится Властелином Западного Ветра, другие же ветра отдаёт детям: Восточный — Вебону, Южный — Шавондази, Северный — злому Кабибонокке.

Коварный Мэджекивис вскоре оставил Венону, и та умерла от горя. Гайавату вырастила и воспитала бабка. Став взрослым, Гайавата надевает волшебные мокасины, берет волшебные рукавицы, отправляется на поиски отца, горя желанием отомстить ему за гибель матери. Гайавата начинает бой с Мэджекивисом и вынуждает его отступать. После трёхдневного сражения отец просит Гайавату прекратить бой. Мэджекивис бессмертен, его нельзя одолеть. Он призывает сына вернуться к своему народу, расчистить реки, сделать землю плодоносной, умертвить чудовищ и обещает сделать его после смерти владыкой Северо-Западного ветра.

В лесной глуши Гайавата постится семь ночей и дней. Он обращается к Гитчи Манито с молитвами о благе и счастье всех племён и народов, и как бы в ответ у его вигвама появляется юноша Мондамин, с золотистыми кудрями и в зелено-жёлтых одеждах. Три дня Гайавата борется с посланником Владыки Жизни. На третий день он побеждает Мондамина, хоронит его и затем не перестаёт навещать его могилу. Над могилой один за другим вырастают зелёные стебли, это иное воплощение Мондамина — кукуруза, пища, посланная людям Гитчи Манито.

Гайавата строит пирогу из берёзовой коры, скрепляя её корнями тэмрака — лиственницы, делая раму из ветвей кедра, разукрашивает иглами ежа, окрашивает соком ягод. Затем вместе со своим другом силачом Квазиндом Гайавата поплыл по реке Таквамино и очистил её от коряг и мелей. В заливе Гитчи-Гюми Гайавата трижды забрасывает удочку, чтобы поймать Великого Осетра — Мише-Наму. Мише-Нама проглатывает пирогу вместе с Гайаватой, и тот, находясь в чреве рыбы, изо всех сил стискивает сердце огромного царя рыб, пока тот не погибает. Затем Гайавата побеждает злого волшебника Меджисогвона — Жемчужное Перо, которого охраняют страшные змеи.

Гайавата находит себе жену, прекрасную Миннегагу из племени дакотов. На свадебном пиру в честь жениха и невесты танцует красавец и насмешник По-Пок-Кивис, музыкант Чайбайабос поёт нежную песню, а старый Ягу рассказывает удивительную легенду о волшебнике Оссэо, сошедшем с Вечерней Звезды.

Страшась благородных стремлений Гайаваты, злые духи заключают против него союз и топят в водах Гитаи-Гюми его ближайшего друга музыканта Чайбайабоса. Гайавата от горя заболевает, и его исцеляют с помощью заклинаний и магических плясок.

Наступает суровая зима, и в вигваме Гайаваты появляются призраки — две женщины. Они мрачно сидят в углу вигвама, не говоря ни слова, лишь хватают лучшие куски пищи. Так проходит много дней, и вот однажды Гайавата просыпается среди ночи от их вздохов и плача. Женщины рассказывают, что они — души мёртвых и явились с островов Загробной Жизни, чтобы наставить живущих: не нужно мучить умерших бесплодной скорбью и призывами вернуться назад, не нужно класть в могилы ни мехов, ни украшений, ни глиняных чаш — только немного пищи и огня в дорогу. Четыре дня, пока душа добирается до страны Загробной Жизни, надо жечь костры, освещая ей путь. Затем призраки прощаются с Гайаватой и исчезают.

Разны были их наречья,
Но одно в них билось сердце,
И кипела неустанно
Их весёлая работа:
Топоры в лесах звенели,
Города в лугах дымились,
На реках и на озёрах
Плыли с молнией и громом
Окрылённые пироги.

Но открывшееся Гайавате будущее не всегда лучезарно: он видит и индейские племена, гибнущие в борьбе друг с другом.

Пересказала В. С. Кулагина-Ярцева. Источник: Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры. Зарубежная литература XIX века / Ред. и сост. В. И. Новиков. — М. : Олимп : ACT, 1996. — 848 с.

Что скажете о пересказе?

Что было непонятно? Нашли ошибку в тексте? Есть идеи, как лучше пересказать эту книгу? Пожалуйста, пишите. Сделаем пересказы более понятными, грамотными и интересными.

О произведении

песнь о гайавате краткое содержание

Поэма была издана в ноябре 1855 года в США и сразу была высоко оценена читателями и критиками. В течение последующих нескольких лет книга не раз переиздавалась на английском и была переведена на многие языки мира.

В России произведение перевел И. А. Бунин. Этот перевод до сих пор остается непревзойденным.

История создания

Целью Лонгфелло было попытаться обратить американскую литературу к ее истокам, научить американских читателей испытывать гордость и национальное уважение к тем, кто исконно жил на их землях.

г лонгфелло песнь о гайавате краткое содержание

Однако далее рассказчик переносит нас совершенно в другие время и место. Теперь перед читателем предстает Владыка Жизни, Гитчи Манито, верховное индейское божество. Он сотворил все народы, начертил своими руками долины и реки и слепил трубку из глины, а затем закурил ее. Когда дым, который поднимался к небу от трубки мира, увидели вожди всех племен, они собрались вокруг Владыки Жизни. Тогда Гитчи Манито стал призывать враждующие между собой племена примириться, стать братьями. Затем он предсказывает явление пророка, который укажет вождям истинный путь к спасению. Выслушав Владыку Жизни и повинуясь его речам, индейцы начали входить в воды реки, чтобы смыть с себя боевую раскраску. Затем они закуривают трубку мира и отправляются обратно к своим племенам.

лонгфелло песнь о гайавате краткое содержание

Затем рассказывается о том, как, одолев огромного медведя по имени Мише-Мокву, становится Мэджекивис Властителем Западного Ветра. Своим детям он отдает власть над другими ветрами: Шавандази – Южным, Вебону – Восточным, а злому Кабибонокке – Северным.

Поиски отца

Возмужав, Гайавата берет волшебные рукавицы, надевает волшебные мокасины и отправляется искать своего отца, чтобы отомстить за смерть матери. Вскоре герой находит Мэджекивиса и вступает с ним в бой. Три дня продолжается сражение, а потом отец просит сына прекратить бой. Мэджекивиса нельзя победить: он бессмертен. Он просит Гайавату вернуться к своему племени, начать обрабатывать земли, расчистить реки, изгнать чудовищ. За это после смерти он обещает сделать его повелителем северо-западного ветра.

генри лонгфелло песнь о гайавате краткое содержание

Уходит в лес Гайавата и в течение 7 ночей постится. Он обращается с молитвой к Гитчи Манито и просит о счастье для своего народа. В ответ на это у его вигвама возникает юноша по имени Мондамин. Гайавата вступает с ним сражение, убивает и хоронит. Герой навещает могилу убитого, и постепенно на ней прорастают зеленые стебли. Это другое воплощение юноши – кукуруза, которая и была послана людям Владыкой Жизни.

Подвиги Гайаваты

Гайавата женится на девушке из племени дакотов по имени Миннегагу. Чтобы защитить засеянные поля от порчи, герой велит своей жене ночью обойти их обнаженной. И Миннегага выполняет просьбу мужа. В это время самому Гайавате удается изловить Царя-Ворона Кагаги, который привел свою стаю клевать посевы.

Гибель друзей

песнь о гайавате краткое содержание брифли

Злые духи, страшась Гайаваты, заключают против него союз и топят друга и музыканта по имени Чайбайабаса. Узнав об этом, Гайавата заболевает, и его чудом удается вылечить.

В его отсутствие в племя приходит По-Пок-Кивис и разоряет вигвам Гайавата. Возвратившись, герой отправляется за ним в погоню. Пытаясь скрыться, По-Пок-Кивис превращается сначала в бобра, потом в казарку. Но Гайавата призывает на помощь гром и молнию и побеждает его.

Гибнет еще один друг героя, силач Квазинда.

Духи умерших

Видение о белых людях

песнь о гайавате краткое содержание анализ

В селенье приходит Ягу, который рассказывает, что в Большом Море видел огромную пирогу. В ней сидели воины с белыми лицами, подбородки которых были покрыты волосами. Сначала индейцы смеются над речами Ягу, но Гайавата говорит, что ему было точно такое же ведение. И что Гитчи Манито велел встретить чужестранцев приветом и лаской.

Развязка

Анализ

песнь о гайавате краткое содержание по главам

Лонгфелло воссоздает в своем произведении мифологические преставления об устройстве мира североамериканских индейцев. Для них окружающее пространство было населено богами, духами и героями, а силы природы воспринимались как живые.

Примечателен образ и самого Гайаваты. Среди индейцев он считался самым сильным и могущественным, он научил их многим вещам. Главная черта его характера – преданность своему народу. Лонгфелло строит свою поэму как сказочную биографию героя. Автор на основе эпоса создает гимн человеку, наделенному физической силой и высокими моральными качествами. Гайавата предстает мудрым, справедливым и храбрым воином, который заботится только о том, чтобы обеспечить своему народу счастливую и спокойную жизнь.

3. Изучение нового материала.

Генри Уодсворт Лонгфелло родился в 1807 году - 1882.

Генри Лонгфелло- выдающийся американский поэт. Он был очень популярен и у себя на Родине и в Европе. Красота и гармония его поэзии вызвали восхищение.

Популярность Лонгфелло объяснялась также тем, что героями его произведений были простые люди, в которых поэт видел носителей самых высоких человеческих качеств.

После путешествия по Европе Лонгфелло начал задумываться о судьбе американской культуры и литературы.

В центре поэмы - образ народного героя индейца Гайаваты(что означает - пророк, учитель). Гайавата - историческое лицо. Он жил в 15 веке и принадлежал к племени ононгада, в сказаниях индейцев выступает под разными именами. В поэме рассказывается о сражении, детстве и подвигах Гайавты. Его волнует благо людей: гон обучает индейцев ремёслам, письменности, врачеванию, помогает приручать зверей. Он сражается и побеждает странных чудовищ. Гайавата кладёт конец кровавым расприям между племенами, призывает жить в мире.

А теперь, давайте подробнее познакомимся с этим произведением.

4. Чтение произведения.

Начинаем читать по цепочке. Читаем по одному столбцу, выразительно, соблюдая интонацию. После чтения мы проведем беседу по произведению.

5. Беседа по вопросам.

Каким рисует автор Гайавату?

Какими качествами наделён герой? (Герой наделён такими качествами как, смелость, отважность, грамотность, способность к врачеванию, любовь к животным и природе).

Что помогает нам составить представление о характере героя?

Найдите в тексте художественные средства. (Образные выражения, сражения, метафоры, эпитеты), помогающие ярче представить образ героя.

Подумайте, с какими мифологическими персонажами можно сравнить Гайавату? Обоснуйте свой ответ.

Какие подвиги этих героев напоминают подвиги Гайаваты?

Кто помогает Гайавате в сражении? (Ему помог в сражении дятел Мэма).

Попытайтесь объяснить сходство русских фольклорных образов и сюжетов с образами и сюжетами из индейских преданий.

Какую роль играет мир природы в произведении? (Мир природы в произведении играет огромную роль, так как герой полностью сливается с окружающим миром).

Какое значение имеет образ певца (музыканта Навадаги0 в поэме. В каких поэмах вы встречались с образами певцов, ведущих повествование?

Произведения М.Рида и Ф.Купера являются очень интересными. В их повествовании рассказывается о жизни и подвигах индейцев.

Всем вам я рекомендую прочитать эти произведения и познакомиться с биографией авторов М.Рида и Ф.Купера.

3. Изучение нового материала.

Генри Уодсворт Лонгфелло родился в 1807 году - 1882.

Генри Лонгфелло- выдающийся американский поэт. Он был очень популярен и у себя на Родине и в Европе. Красота и гармония его поэзии вызвали восхищение.

Популярность Лонгфелло объяснялась также тем, что героями его произведений были простые люди, в которых поэт видел носителей самых высоких человеческих качеств.

После путешествия по Европе Лонгфелло начал задумываться о судьбе американской культуры и литературы.

В центре поэмы – образ народного героя индейца Гайаваты(что означает – пророк, учитель). Гайавата – историческое лицо. Он жил в 15 веке и принадлежал к племени ононгада, в сказаниях индейцев выступает под разными именами. В поэме рассказывается о сражении, детстве и подвигах Гайавты. Его волнует благо людей: гон обучает индейцев ремёслам, письменности, врачеванию, помогает приручать зверей. Он сражается и побеждает странных чудовищ. Гайавата кладёт конец кровавым расприям между племенами, призывает жить в мире.

А теперь, давайте подробнее познакомимся с этим произведением.

4. Чтение произведения.

Начинаем читать по цепочке. Читаем по одному столбцу, выразительно, соблюдая интонацию. После чтения мы проведем беседу по произведению.

5. Беседа по вопросам.

Каким рисует автор Гайавату?

Какими качествами наделён герой? (Герой наделён такими качествами как, смелость, отважность, грамотность, способность к врачеванию, любовь к животным и природе).

Что помогает нам составить представление о характере героя?

Найдите в тексте художественные средства. (Образные выражения, сражения, метафоры, эпитеты), помогающие ярче представить образ героя.

Подумайте, с какими мифологическими персонажами можно сравнить Гайавату? Обоснуйте свой ответ.

Какие подвиги этих героев напоминают подвиги Гайаваты?

Кто помогает Гайавате в сражении? (Ему помог в сражении дятел Мэма).

Попытайтесь объяснить сходство русских фольклорных образов и сюжетов с образами и сюжетами из индейских преданий.

Какую роль играет мир природы в произведении? (Мир природы в произведении играет огромную роль, так как герой полностью сливается с окружающим миром).

Какое значение имеет образ певца (музыканта Навадаги0 в поэме. В каких поэмах вы встречались с образами певцов, ведущих повествование?

Произведения М.Рида и Ф.Купера являются очень интересными. В их повествовании рассказывается о жизни и подвигах индейцев.

Всем вам я рекомендую прочитать эти произведения и познакомиться с биографией авторов М.Рида и Ф.Купера.

С каким произведением мы сегодня познакомились?

Кто является его автором?

На этом урок окончен.

Полезно? Поделись с другими:

Если Вы являетесь автором этой работы и хотите отредактировать, либо удалить ее с сайта - свяжитесь, пожалуйста, с нами.

Посмотрите также:

Учебно-методические пособия и материалы для учителей, 2015-2022
Все материалы взяты из открытых источников сети Интернет. Все права принадлежат авторам материалов.
По вопросам работы сайта обращайтесь на почту [email protected]

Читайте также: