Конспект урока устное народное творчество 2 класс школа россии
Обновлено: 05.07.2024
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
2.Предмет. Литературное чтение.
4.Учитель. Трофимова Наталья Александровна
6.Тип урока - Урок обобщения и систематизации знаний .
7.Форма урока - Урок – презентация
Задачи урока: 1.Создание образовательной среды, способствующей максимальному усвоению пройденного материала.
2. Активизация творческого потенциала учащихся. (Развитие выразительной речи, интонации; памяти, сообразительности, фантазии)
3. Способствовать развитию интереса к устному народному творчеству.
4. Воспитывать уважение к народной мудрости.
Психолого - педагогические задачи:
1. Повышение уровня учебной мотивации.
2. Развитие творческого мышления.
3. Приобретение коммуникативных навыков.
5. Воспитание эстетических чувств: доброты, внимания, чуткости друг к другу и окружающим людям, повышение уровня сплоченности в классе.
Межпредметные связи: литература, музыка, изобразительное искусство.
Организация деятельности: индивидуальная, групповая и парная работа учащихся
Оборудование:
3. Карточки для составления кластера: Колыбельные песенки, Потешки, Дразнилки, Скороговорки, Считалки, сказки докучные, Заклички, Загадки, Пословицы, Былины, Р.н.сказки, Устное народное творчество, Фольклор
Личностные результаты: Урок подготовлен для решения задач личностного развития учащихся. Реализуется стратегия сотрудничества, педагогическая помощь и поддержка учащихся. Сочетается фронтальная работа с индивидуальной работой. Поощряются индивидуальные творческие достижения детей. Общая атмосфера и образовательная среда урока способствует саморазвитию, самоопределению, самовыражению учащихся в ходе овладения знаниями, развитию их мышления, чувств и личного опыта. Обеспечивается продвижение в развитии и усвоении знаний. Урок отвечает принципам индивидуально – личностного подхода. Ученики проявляют следующие субъектные свойства: активность, ответственность, самоконтроль, самодисциплину, умение делать выбор, участвовать в диалоге, отстаивать свою позицию, давать оценку фактам, событиям, уважение к чужому мнению, стремление к взаимопониманию, согласию. Используется смысловое чтение текстов различных жанров.
Метапредметные результаты: осуществляется информационный поиск для выполнения учебных задач, учатся самостоятельно выделять и формулировать учебные цели, учатся планировать, контролировать и оценивать учебные действия, способность регулировать собственную деятельность и управлять ею. Умение понимать причины успеха, осознание правил и норм взаимодействия со взрослыми и сверстниками
Предметные результаты: формируются умения работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок), умения выделять характерные особенности разных видов жанров, способность сотрудничать и проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве, учитывая позицию партнера, способность выступать в разных ролях.
Помните, мы с вами говорили: литература – это, то, что написано буквами. Литера – это буква. Литературное произведение пишется, а фольклорное сказывается. Итак, кто же сможет объяснить, что значит “устное творчество русского народа”?
(Дети рассказывают своими словами). А теперь найдите определение устного народного творчества в учебнике и прочитайте.
Произведения устного народного творчества (фольклор) есть у каждого народа. Это его живая память, передаваемая от поколения к поколению, от дедов к внукам. В этих произведениях отразились жизнь и обычаи народа, его взгляды на мир и человека, представления о добре и зле.
II. 1.Беседа с учащимися
- Какие произведения фольклора вам знакомы?
- Когда и как проходило ваше знакомство с произведениями устного народного творчества?
- Встречались ли вы с произведениями фольклора, кроме уроков литературы, еще где-то?
2.Работа с учебником и справочником.
-Кто сможет сказать, что такое пословица? А теперь найдите и прочитайте определение пословицы в учебнике
-А для чего нам нужны скороговорки? (Мы тренируем наш язычок, чтобы чётко и правильно выговаривать все звуки.)
-Один, два, три, четыре, пять –
Кто умеет здесь считать?
Что в кружочке здесь стоят.
Как называется этот жанр народного творчества? Ответы детей.
-Как вы думаете, а для чего нужны потешки?
(Потешка – это песенка или стишок для игр с маленькими детьми. Это игры с пальчиками, ручками и ножками.)
-Ребята, а кто может сказать, что такое небылицы?
(Быль – это то, что было, правда. А небылица – это выдумка. Это то, чего не бывает, не было.)
-Что это такое? Замысловатое описание предмета или явления, составленное с целью испытать сообразительность, наблюдательность и смекалку человека.
-Что такое сказка? (Ответы детей. )
- Найдите в учебнике определение сказки и прочитайте.
Это устный рассказ о чём-то необычном, во что трудно поверить, о невероятном, фантастическом. У каждого народа есть свои сказки, которые передаются от старших к младшим. Когда мы открываем книгу с народными сказками, то не увидим в ней фамилии авторов, потому что автор народных сказок – народ.
- Ребята, а кто может сказать, что такое былина? Ответы детей.
А вот какое определение былины даёт толковый словарь Ожегова. (зачитать)
Былина – это произведение русского фольклора о подвигах героев, которые жили в далёком прошлом. Они боролись со злыми силами, с врагами русской земли.
- Каких былинных героев-богатырей вы знаете?
1. Раздадим учащимся заранее подготовленное игровое поле и карточки с текстами.
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Форма урока: урок-игра
1. Образовательная:
поговорить о жанрах: “загадки”, “пословицы”, “скороговорки”, “небылицы”, “считалки”, “потешки”, “сказки”, “былины”;
2. Развивающая:
развитие умения внимательно, вдумчиво воспринимать художественный текст;
развитие грамотной устной речи;
формирование навыков выразительного чтения
3. Воспитательная:
воспитание бережного отношения к устному народному творчеству;
воспитание нравственных качеств.
I . Организационный момент.
Сегодня у нас необычный урок
О жанрах устного народного
То, что читали, повторим.
2. Определение темы целей урока .
Помните, мы с вами говорили: литература – это, то, что написано буквами. Литера – это буква. Литературное произведение пишется, а фольклорное сказывается. Итак, кто же сможет объяснить, что значит “устное творчество русского народа”?
(Дети рассказывают своими словами). А теперь найдите определение устного народного творчества в учебнике и прочитайте.
Произведения устного народного творчества (фольклор) есть у каждого народа. Это его живая память, передаваемая от поколения к поколению, от дедов к внукам. В этих произведениях отразились жизнь и обычаи народа, его взгляды на мир и человека, представления о добре и зле.
II . 1. Беседа с учащимися
- Какие произведения фольклора вам знакомы?
- Когда и как проходило ваше знакомство с произведениями устного народного творчества?
- Встречались ли вы с произведениями фольклора, кроме уроков литературы, еще где-то?
2.Работа с учебником и справочником.
-Кто сможет сказать, что такое пословица? А теперь найдите и прочитайте определение пословицы в учебнике
-А для чего нам нужны скороговорки? (Мы тренируем наш язычок, чтобы чётко и правильно выговаривать все звуки.)
-Один, два, три, четыре, пять –
Кто умеет здесь считать?
Что в кружочке здесь стоят.
Как называется этот жанр народного творчества? Ответы детей.
-Как вы думаете, а для чего нужны потешки?
(Потешка – это песенка или стишок для игр с маленькими детьми. Это игры с пальчиками, ручками и ножками.)
-Ребята, а кто может сказать, что такое небылицы?
(Быль – это то, что было, правда. А небылица – это выдумка. Это то, чего не бывает, не было.)
-Что это такое? Замысловатое описание предмета или явления, составленное с целью испытать сообразительность, наблюдательность и смекалку человека.
-Что такое сказка? (Ответы детей. )
- Найдите в учебнике определение сказки и прочитайте.
Это устный рассказ о чём-то необычном, во что трудно поверить, о невероятном, фантастическом. У каждого народа есть свои сказки, которые передаются от старших к младшим. Когда мы открываем книгу с народными сказками, то не увидим в ней фамилии авторов, потому что автор народных сказок – народ.
- Ребята, а кто может сказать, что такое былина? Ответы детей.
А вот какое определение былины даёт толковый словарь Ожегова. (зачитать)
Былина – это произведение русского фольклора о подвигах героев, которые жили в далёком прошлом. Они боролись со злыми силами, с врагами русской земли.
- Каких былинных героев-богатырей вы знаете?
1. Раздадим учащимся заранее подготовленное игровое поле и карточки с текстами.
Цели: в игровой форме обобщить знания детей по разделу; учить работать в группе, паре; обогащать словарный запас; развивать речь, мышление, память, творческие способности, навыки выразительного и осознанного чтения.
Планируемые результаты: обучающиеся должны уметь различать жанры устного народного творчества, уметь выразительно читать произведения, инсценировать, передавая основную эмоциональную тональность произведений УНТ.
Регулятивные: определять цель, оценивать результат, соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем.
Познавательные: извлекать информацию, перерабатывать ее (анализ, сравнение, классификация)
Коммуникативные: участвовать в диалоге, слушать и понимать других, сотрудничать.
Оборудование: слова-карточки, рисунок дерева, мультимедийный проектор, ноутбук, презентация, конверты с заданиями.
На уроке использую технологию развития критического мышления. Положен базовый дидактический цикл, состоящий из трех этапов (стадий):
I фаза ( 10 минут )
Вызов (пробуждение имеющихся знаний интереса к получению новой информации)
II фаза ( 20 минут )
Осмысление содержания (получение новой информации)
III фаза ( 10 минут )
Рефлексия (осмысление, рождение нового знания)
I фаза. ВЫЗОВ.
1.Организационный момент.
2.Актуализация знаний. Постановки целей урока.
- Девизом нашего урока будет пословица. Пословицы дошли к нам с давних времен. В пословицах народ передавал от отцов к сыновьям, от дедов к внукам свои заветные правила жизни, учил детей уму-разуму.
Кто попробует её прочитать? Буквы рассыпались.
Что означают эти слова?
Всегда ли были книги?
Как же люди общались и передавали свои знания?
- Раньше, чтобы передать очень важное послание, выбирали человека, который мог выучить это послание наизусть и, не забыв ни одного слова, передать это послание.
( задание способствует развитию памяти учащихся)
Как на тоненький ледок
Выпал беленький снежок,
Выпал беленький снежок,
Ехал Ванюшка дружок.
Дети слушают, затем повторяют, стараясь не упустить ни одного слова.
- Задолго до того, как появилась письменность и первые книги, главным источником общения и знаний было слово. Люди, общаясь друг с другом, передавали свои мысли и знания. Устное народное творчество появилось гораздо раньше, чем письменность.
Так что мы называем устным народным творчеством?
Тема урока: УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО
- Какие цели мы поставим на уроке?
обобщить знания по разделу;
учиться работать в группе и парами;
обогащать словарный запас;
развивать речь, мышление, память, творческие способности, навыки выразительного и осознанного чтения
- Исходя из целей урока, давайте спланируем результаты. Каких результатов вы хотите достичь к концу урока?
Планируемые результаты:
различать жанры УНТ;
учиться выразительно читать,
расширять словарный запас,
учиться анализировать, сравнивать, высказывать свои умозаключения
- Устное народное творчество - это удивительная страна, но ей можно дать и другое название. Какое? (ФОЛЬКЛОР)
- Представьте, что ФОЛЬКЛОР – это живое дерево с множеством листочков-жанров. Их в фольклоре очень много, от малых до больших жанров.
- Посмотрите на наше дерево.
- Как вы думаете, какое настроение у нашего дерева? (грустное, печальное…)
- Почему? (нет листиков на дереве)
- Давайте поможем дереву стать нарядным и красивым, подарим листочки – жанры.
- Вы готовы помочь дереву стать нарядным?
- Но прежде, чем мы отправимся в путешествие по удивительной стране, я хочу проверить на сколько вы хорошо готовы сегодня к уроку.
- Сегодня на уроке мы побываем на ярмарке. Что такое ярмарка? (Толковый словарь)
ИНСЦЕНИРОВКА.
Купил лошадь без хвоста,
Сел задом наперед
И поехал в огород.
Съел у бабушки арбуз.
– Это, бабушка, не я!
Это кошечка твоя!
Едет Ваня на бычке.
Балалаечка в руке,
Бычку ноженьку сломала. (потешки)
4. -Федул, чего губы надул?
-А велика ли дыра?
-Один ворот остался.
Вывешиваем листок-жанр - ПОТЕШКА.
Вдруг из-под собаки
С мальчиком в руках,
А за ним тулупчик
С бабой на плечах.
Сарафаны в бабах
На пожар спешат. (небылица)
Колыбельная песня
- Как одним словом можно назвать все, что мы услышали?
-Как вы думаете, какова тема урока?
II фаза. ОСМЫСЛЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ
5. Работа по теме урока.
- Сегодня мы работаем в парах. Каждая пара получит листок с заданием. Вы должны будите проанализировать текст с точки зрения фольклора. И мы подарим нашему дереву листочки.
- Что везёшь? - Сено. -Какое сено? Ведь это дрова!
-А коли видишь, так чего спрашиваешь? (ШУТКА)
5. «А то ещё не чудо. Не диковинка,
А были чудеса и почуднее того:
По поднебесью медведь летит
Ушками, лапками он помахивает,
Проверка . Дети зачитывают отрывок и прикрепляют листочки на дереве: БЫЛИНА, ПОГОВОРКА, ШУТКА, НЕБЫЛИЦА
- Ах, какие чудесные сказки мы с вами читали! А вы внимательно их читали? Давайте проверим, кто внимательнее всех.
Фронтальная работа с классом. Учащиеся читают отрывки из сказок и говорят название сказки.
Отрывки из сказок:
И был у царя сад великолепный; росла в том саду яблоня с золотыми яблоками. Стал кто-то царский сад посещать, золотые яблоки воровать. Царю стало жалко свой сад.
Не послушался Иванушка и напился из козьего копытца. Напился и стал козлёночком… Зовёт Алёнушка братца, а вместо Иванушки бежит за ней беленький козлёночек.
Конь бежит, земля дрожит, из ушей дым столбом валит, из ноздрей пламя пышет. Прибежал и стал перед Иванушкой как вкопанный.
Дошла очередь танцевать. Царевна подхватила Ивана-царевича и пошла; уж она плясала-плясала, вертелась-вертелась, всем на диво! Махнула правой рукой – стали леса и воды, махнула левой – стали летать разные птицы. Все изумились. Отплясала – ничего не стало.
Идёт Иван-царевич дорогой много время, не пивал, не едал, хочет есть и думает: кто бы на это время попался! Вдруг – волчонок; он хочет его убить. Выскакивает из норы волчиха и говорит:
- Не тронь моего детёныша; я тебе пригожусь.
7.(Снегурочка)
Красна девица грустна…
Ей не нравится весна,
Ей на солнце тяжко,
Слезы льет бедняжка.
8. (Маша и медведь)
А дорога – далека,
А корзинка – нелегка,
Сесть бы на пенек,
Съесть бы пирожок.
9. (Волк и семеро козлят)
Отворили дверь козлята
И … пропали все куда-то.
А.С.Пушкин о сказках.
Учитель: Послушайте, что писал А.С.Пушкин своему брату из деревни.
Учитель: А. С. Пушкин создает свои сказки на фольклорном материале. Для Пушкина устное народное творчество являлось неисчерпаемым источником в литературе.
Посмотрим, хорошо ли вы знаете русские народные сказки. О какой сказке идет речь?
Не лежалось на окошке –
Покатился по дорожке…
1. Рассказать сказку с начала и до того момента, как Колобок спрыгнул с окошка от имени бабки, т.е. если бы вы были бабкой.
2. Рассказать эпизод встречи волка с колобком от имени волка.
3. Рассказать сказку с момента встречи колобка с лисой, если бы вы были лисой
6.Работа над пословицами.
- Ой, ребята, что это я сказала? ( Пословица) На дереве -ПОСЛОВИЦА. .
7. ФИЗМИНУТКА-игра. Считалочка.
- Отдохнём, поиграем. Надо выбрать водящего. Как это сделать?(надо посчитаться)
- Какой жанр фольклора мы использовали для этого ?(СЧИТАЛОЧКУ)
– Купила бабушка себе кисоньку……….
А кисуля мяу-мяу……….
– Купила бабушка себе собачонку……….
Собачонка гав-гав……….
– Купила бабушка себе коровёнку……….
Коровёнка муки-муки……….
– Купила бабушка себе поросёнка……….
Поросёнок хрюки-хрюки……….
– Купила бабушка себе телевизор……….
Телевизор время-факты……….
Дикторша ля-ля-ля……….
-Каким жанром фольклора мы начали игру? (ИГРОВЫМ ПРИГОВОРОМ)
- Посмотрим, знаете ли вы пословицы : соедините начало и окончание пословицы.
Работа в паре.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ
Терпенье и труд а неученье-тьма.
Ученье-свет, там и счастье.
Не спеши языком, всё перетрут.
Труд кормит, торопись делом.
Где труд, а лень портит.
- Что скрывает каждая пословица? (в каждом народном изречении скрывается поучительный смысл - народная мудрость)
- Объясните смысл пословицы.
8. Загадка. Работа в группах.
Одна группа загадывает загадки – другая отгадывает.
Какой жанр УНТ перед вами? (ЗАГАДКА)
9. Закличка.
- Для того, чтобы определить название следующего жанра выберите из родственных слов имя существительное
КЛИКАТЬ, ЗАКЛИКАЛИ, ЗАКЛИЧКА, ПЕРЕКЛИКАЕТСЯ
Заклички – небольшие песенки, предназначенные для распевания группой детей.
Все явления и силы природы: солнце, радуга, гром, дождь, ветер, а также времена года: весна, лето, осень, зима – живут в закличке как одушевленные существа.
- О чем ребенок может попросить солнце? (Ребенок солнце просит о тепле и ласке, о щедром лете)
Давайте и мы попробуем прочитать закличку выразительно, соблюдая знаки препинания.
Вывешиваем листок - ЗАКЛИЧКА.
10. Скороговорка. Чтение скороговорок в учебнике.
Прием: Эстафета.
11. Рефлексия . - Молодцы, хорошо потрудились. Думаю, вы лучше стали разбираться в жанрах. Сейчас каждый оценит свои результаты. Проверим, насколько хорошо вы разбираетесь в жанрах УНТ
В оценочном листе нарисуйте лесенку 4 ступеньки.
Нарисуйте зеленый кружочек
На верхней ступеньке, если вы все поняли великолепно, и можете идти дальше.
На самой нижней - не знаю (не умею). Нужна помощь!
На второй ступеньке – не полностью поняли тему урока.
На третьей ступеньке, если знаете тему достаточно хорошо.
- Вернемся к оценочным листам. Зеленым цветом оценили вы сами себя. А сейчас вы будите в роли учителя. Возьмите красный карандаш. Нарисуйте красной кружок
на самой верхней лесенке, если вы не допустили ни одной ошибки.
Если вы допустили 1-2 ошибки – на третьей ступеньке,
3-4 минуса – на второй ступеньке,
если больше половины минусов – на первой ступеньке.
Давайте сравним вашу оценку и учителя.
Если совпала ваша оценка и учителя – поднимите карточку с изображением веселого смайлика.
Если ваша оценка и учителя не совпала – поднимите карточку с изображением грустного смайлика.
12. Домашнее задание: Придумайте свою небылицу по опорным словам: кот-огород, корзинка-перинка, кошка-мошка, летают-догоняют, сидели-пели.
Читайте также:
- Падежные окончания имен существительных множественного числа4 класс конспект
- Социально экономическое развитие страны в пореформенный период конспект
- В м шукшин как зайка летал на воздушных шариках фрагмент конспект урока 3 класс
- Сухие строительные смеси конспект
- Конспект по выразительному чтению в младшей группе