Конспект урока устное народное творчество 2 класс школа россии

Обновлено: 05.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

2.Предмет. Литературное чтение.

4.Учитель. Трофимова Наталья Александровна

6.Тип урока - Урок обобщения и систематизации знаний .

7.Форма урока - Урок – презентация

Задачи урока: 1.Создание образовательной среды, способствующей максимальному усвоению пройденного материала.

2. Активизация творческого потенциала учащихся. (Развитие выразительной речи, интонации; памяти, сообразительности, фантазии)

3. Способствовать развитию интереса к устному народному творчеству.

4. Воспитывать уважение к народной мудрости.

Психолого - педагогические задачи:
1. Повышение уровня учебной мотивации.
2. Развитие творческого мышления.
3. Приобретение коммуникативных навыков.

5. Воспитание эстетических чувств: доброты, внимания, чуткости друг к другу и окружающим людям, повышение уровня сплоченности в классе.

Межпредметные связи: литература, музыка, изобразительное искусство.

Организация деятельности: индивидуальная, групповая и парная работа учащихся

Оборудование:

3. Карточки для составления кластера: Колыбельные песенки, Потешки, Дразнилки, Скороговорки, Считалки, сказки докучные, Заклички, Загадки, Пословицы, Былины, Р.н.сказки, Устное народное творчество, Фольклор

Личностные результаты: Урок подготовлен для решения задач личностного развития учащихся. Реализуется стратегия сотрудничества, педагогическая помощь и поддержка учащихся. Сочетается фронтальная работа с индивидуальной работой. Поощряются индивидуальные творческие достижения детей. Общая атмосфера и образовательная среда урока способствует саморазвитию, самоопределению, самовыражению учащихся в ходе овладения знаниями, развитию их мышления, чувств и личного опыта. Обеспечивается продвижение в развитии и усвоении знаний. Урок отвечает принципам индивидуально – личностного подхода. Ученики проявляют следующие субъектные свойства: активность, ответственность, самоконтроль, самодисциплину, умение делать выбор, участвовать в диалоге, отстаивать свою позицию, давать оценку фактам, событиям, уважение к чужому мнению, стремление к взаимопониманию, согласию. Используется смысловое чтение текстов различных жанров.

Метапредметные результаты: осуществляется информационный поиск для выполнения учебных задач, учатся самостоятельно выделять и формулировать учебные цели, учатся планировать, контролировать и оценивать учебные действия, способность регулировать собственную деятельность и управлять ею. Умение понимать причины успеха, осознание правил и норм взаимодействия со взрослыми и сверстниками

Предметные результаты: формируются умения работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок), умения выделять характерные особенности разных видов жанров, способность сотрудничать и проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве, учитывая позицию партнера, способность выступать в разных ролях.

Помните, мы с вами говорили: литература – это, то, что написано буквами. Литера – это буква. Литературное произведение пишется, а фольклорное сказывается. Итак, кто же сможет объяснить, что значит “устное творчество русского народа”?

(Дети рассказывают своими словами). А теперь найдите определение устного народного творчества в учебнике и прочитайте.

Произведения устного народного творчества (фольклор) есть у каждого народа. Это его живая память, передаваемая от поколения к поколению, от дедов к внукам. В этих произведениях отразились жизнь и обычаи народа, его взгляды на мир и человека, представления о добре и зле.

II. 1.Беседа с учащимися

- Какие произведения фольклора вам знакомы?

- Когда и как проходило ваше знакомство с произведениями устного народного творчества?

- Встречались ли вы с произведениями фольклора, кроме уроков литературы, еще где-то?

2.Работа с учебником и справочником.

-Кто сможет сказать, что такое пословица? А теперь найдите и прочитайте определение пословицы в учебнике

-А для чего нам нужны скороговорки? (Мы тренируем наш язычок, чтобы чётко и правильно выговаривать все звуки.)

-Один, два, три, четыре, пять –

Кто умеет здесь считать?

Что в кружочке здесь стоят.

Как называется этот жанр народного творчества? Ответы детей.

-Как вы думаете, а для чего нужны потешки?

(Потешка – это песенка или стишок для игр с маленькими детьми. Это игры с пальчиками, ручками и ножками.)

-Ребята, а кто может сказать, что такое небылицы?

(Быль – это то, что было, правда. А небылица – это выдумка. Это то, чего не бывает, не было.)

-Что это такое? Замысловатое описание предмета или явления, составленное с целью испытать сообразительность, наблюдательность и смекалку человека.

-Что такое сказка? (Ответы детей. )

- Найдите в учебнике определение сказки и прочитайте.

Это устный рассказ о чём-то необычном, во что трудно поверить, о невероятном, фантастическом. У каждого народа есть свои сказки, которые передаются от старших к младшим. Когда мы открываем книгу с народными сказками, то не увидим в ней фамилии авторов, потому что автор народных сказок – народ.

- Ребята, а кто может сказать, что такое былина? Ответы детей.

А вот какое определение былины даёт толковый словарь Ожегова. (зачитать)

Былина – это произведение русского фольклора о подвигах героев, которые жили в далёком прошлом. Они боролись со злыми силами, с врагами русской земли.

- Каких былинных героев-богатырей вы знаете?

1. Раздадим учащимся заранее подготовленное игровое поле и карточки с текстами.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Форма урока: урок-игра

1. Образовательная:

поговорить о жанрах: “загадки”, “пословицы”, “скороговорки”, “небылицы”, “считалки”, “потешки”, “сказки”, “былины”;

2. Развивающая:

развитие умения внимательно, вдумчиво воспринимать художественный текст;

развитие грамотной устной речи;

формирование навыков выразительного чтения

3. Воспитательная:

воспитание бережного отношения к устному народному творчеству;

воспитание нравственных качеств.

I . Организационный момент.

Сегодня у нас необычный урок

О жанрах устного народного

То, что читали, повторим.

2. Определение темы целей урока .

Помните, мы с вами говорили: литература – это, то, что написано буквами. Литера – это буква. Литературное произведение пишется, а фольклорное сказывается. Итак, кто же сможет объяснить, что значит “устное творчество русского народа”?

(Дети рассказывают своими словами). А теперь найдите определение устного народного творчества в учебнике и прочитайте.

Произведения устного народного творчества (фольклор) есть у каждого народа. Это его живая память, передаваемая от поколения к поколению, от дедов к внукам. В этих произведениях отразились жизнь и обычаи народа, его взгляды на мир и человека, представления о добре и зле.

II . 1. Беседа с учащимися

- Какие произведения фольклора вам знакомы?

- Когда и как проходило ваше знакомство с произведениями устного народного творчества?

- Встречались ли вы с произведениями фольклора, кроме уроков литературы, еще где-то?

2.Работа с учебником и справочником.

-Кто сможет сказать, что такое пословица? А теперь найдите и прочитайте определение пословицы в учебнике

-А для чего нам нужны скороговорки? (Мы тренируем наш язычок, чтобы чётко и правильно выговаривать все звуки.)

-Один, два, три, четыре, пять –

Кто умеет здесь считать?

Что в кружочке здесь стоят.

Как называется этот жанр народного творчества? Ответы детей.

-Как вы думаете, а для чего нужны потешки?

(Потешка – это песенка или стишок для игр с маленькими детьми. Это игры с пальчиками, ручками и ножками.)

-Ребята, а кто может сказать, что такое небылицы?

(Быль – это то, что было, правда. А небылица – это выдумка. Это то, чего не бывает, не было.)

-Что это такое? Замысловатое описание предмета или явления, составленное с целью испытать сообразительность, наблюдательность и смекалку человека.

-Что такое сказка? (Ответы детей. )

- Найдите в учебнике определение сказки и прочитайте.

Это устный рассказ о чём-то необычном, во что трудно поверить, о невероятном, фантастическом. У каждого народа есть свои сказки, которые передаются от старших к младшим. Когда мы открываем книгу с народными сказками, то не увидим в ней фамилии авторов, потому что автор народных сказок – народ.

- Ребята, а кто может сказать, что такое былина? Ответы детей.

А вот какое определение былины даёт толковый словарь Ожегова. (зачитать)

Былина – это произведение русского фольклора о подвигах героев, которые жили в далёком прошлом. Они боролись со злыми силами, с врагами русской земли.

- Каких былинных героев-богатырей вы знаете?

1. Раздадим учащимся заранее подготовленное игровое поле и карточки с текстами.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели: в игровой форме обобщить знания детей по разделу; учить работать в группе, паре; обогащать словарный запас; развивать речь, мышление, память, творческие способности, навыки выразительного и осознанного чтения.

Планируемые результаты: обучающиеся должны уметь различать жанры устного народного творчества, уметь выразительно читать произведения, инсценировать, передавая основную эмоциональную тональность произведений УНТ.

Регулятивные: определять цель, оценивать результат, соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем.

Познавательные: извлекать информацию, перерабатывать ее (анализ, сравнение, классификация)

Коммуникативные: участвовать в диалоге, слушать и понимать других, сотрудничать.

Оборудование: слова-карточки, рисунок дерева, мультимедийный проектор, ноутбук, презентация, конверты с заданиями.

На уроке использую технологию развития критического мышления. Положен базовый дидактический цикл, состоящий из трех этапов (стадий):

I фаза ( 10 минут )

Вызов (пробуждение имеющихся знаний интереса к получению новой информации)

II фаза ( 20 минут )

Осмысление содержания (получение новой информации)

III фаза ( 10 минут )

Рефлексия (осмысление, рождение нового знания)

I фаза. ВЫЗОВ.

1.Организационный момент.

2.Актуализация знаний. Постановки целей урока.

- Девизом нашего урока будет пословица. Пословицы дошли к нам с давних времен. В пословицах народ передавал от отцов к сыновьям, от дедов к внукам свои заветные правила жизни, учил детей уму-разуму.

Кто попробует её прочитать? Буквы рассыпались.

Что означают эти слова?

Всегда ли были книги?

Как же люди общались и передавали свои знания?

- Раньше, чтобы передать очень важное послание, выбирали человека, который мог выучить это послание наизусть и, не забыв ни одного слова, передать это послание.

( задание способствует развитию памяти учащихся)

Как на тоненький ледок

Выпал беленький снежок,

Выпал беленький снежок,

Ехал Ванюшка дружок.

Дети слушают, затем повторяют, стараясь не упустить ни одного слова.

- Задолго до того, как появилась письменность и первые книги, главным источником общения и знаний было слово. Люди, общаясь друг с другом, передавали свои мысли и знания. Устное народное творчество появилось гораздо раньше, чем письменность.

Так что мы называем устным народным творчеством?

Тема урока: УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО

- Какие цели мы поставим на уроке?

обобщить знания по разделу;

учиться работать в группе и парами;

обогащать словарный запас;

развивать речь, мышление, память, творческие способности, навыки выразительного и осознанного чтения

- Исходя из целей урока, давайте спланируем результаты. Каких результатов вы хотите достичь к концу урока?

Планируемые результаты:

различать жанры УНТ;

учиться выразительно читать,

расширять словарный запас,

учиться анализировать, сравнивать, высказывать свои умозаключения

- Устное народное творчество - это удивительная страна, но ей можно дать и другое название. Какое? (ФОЛЬКЛОР)

- Представьте, что ФОЛЬКЛОР – это живое дерево с множеством листочков-жанров. Их в фольклоре очень много, от малых до больших жанров.

- Посмотрите на наше дерево.

- Как вы думаете, какое настроение у нашего дерева? (грустное, печальное…)

- Почему? (нет листиков на дереве)

- Давайте поможем дереву стать нарядным и красивым, подарим листочки – жанры.

- Вы готовы помочь дереву стать нарядным?

- Но прежде, чем мы отправимся в путешествие по удивительной стране, я хочу проверить на сколько вы хорошо готовы сегодня к уроку.

- Сегодня на уроке мы побываем на ярмарке. Что такое ярмарка? (Толковый словарь)

ИНСЦЕНИРОВКА.

Купил лошадь без хвоста,

Сел задом наперед

И поехал в огород.

Съел у бабушки арбуз.

– Это, бабушка, не я!

Это кошечка твоя!

Едет Ваня на бычке.

Балалаечка в руке,

Бычку ноженьку сломала. (потешки)

4. -Федул, чего губы надул?

-А велика ли дыра?

-Один ворот остался.

Вывешиваем листок-жанр - ПОТЕШКА.

Вдруг из-под собаки

С мальчиком в руках,

А за ним тулупчик

С бабой на плечах.

Сарафаны в бабах

На пожар спешат. (небылица)

Колыбельная песня

- Как одним словом можно назвать все, что мы услышали?

-Как вы думаете, какова тема урока?

II фаза. ОСМЫСЛЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ

5. Работа по теме урока.

- Сегодня мы работаем в парах. Каждая пара получит листок с заданием. Вы должны будите проанализировать текст с точки зрения фольклора. И мы подарим нашему дереву листочки.

- Что везёшь? - Сено. -Какое сено? Ведь это дрова!

-А коли видишь, так чего спрашиваешь? (ШУТКА)

5. «А то ещё не чудо. Не диковинка,

А были чудеса и почуднее того:

По поднебесью медведь летит

Ушками, лапками он помахивает,

Проверка . Дети зачитывают отрывок и прикрепляют листочки на дереве: БЫЛИНА, ПОГОВОРКА, ШУТКА, НЕБЫЛИЦА

- Ах, какие чудесные сказки мы с вами читали! А вы внимательно их читали? Давайте проверим, кто внимательнее всех.

Фронтальная работа с классом. Учащиеся читают отрывки из сказок и говорят название сказки.

Отрывки из сказок:

И был у царя сад великолепный; росла в том саду яблоня с золотыми яблоками. Стал кто-то царский сад посещать, золотые яблоки воровать. Царю стало жалко свой сад.

Не послушался Иванушка и напился из козьего копытца. Напился и стал козлёночком… Зовёт Алёнушка братца, а вместо Иванушки бежит за ней беленький козлёночек.

Конь бежит, земля дрожит, из ушей дым столбом валит, из ноздрей пламя пышет. Прибежал и стал перед Иванушкой как вкопанный.

Дошла очередь танцевать. Царевна подхватила Ивана-царевича и пошла; уж она плясала-плясала, вертелась-вертелась, всем на диво! Махнула правой рукой – стали леса и воды, махнула левой – стали летать разные птицы. Все изумились. Отплясала – ничего не стало.

Идёт Иван-царевич дорогой много время, не пивал, не едал, хочет есть и думает: кто бы на это время попался! Вдруг – волчонок; он хочет его убить. Выскакивает из норы волчиха и говорит:

- Не тронь моего детёныша; я тебе пригожусь.

7.(Снегурочка)

Красна девица грустна…

Ей не нравится весна,

Ей на солнце тяжко,

Слезы льет бедняжка.

8. (Маша и медведь)

А дорога – далека,

А корзинка – нелегка,

Сесть бы на пенек,

Съесть бы пирожок.

9. (Волк и семеро козлят)

Отворили дверь козлята

И … пропали все куда-то.

А.С.Пушкин о сказках.

Учитель: Послушайте, что писал А.С.Пушкин своему брату из деревни.

Учитель: А. С. Пушкин создает свои сказки на фольклорном материале. Для Пушкина устное народное творчество являлось неисчерпаемым источником в литературе.

Посмотрим, хорошо ли вы знаете русские народные сказки. О какой сказке идет речь?

Не лежалось на окошке –

Покатился по дорожке…

1. Рассказать сказку с начала и до того момента, как Колобок спрыгнул с окошка от имени бабки, т.е. если бы вы были бабкой.

2. Рассказать эпизод встречи волка с колобком от имени волка.

3. Рассказать сказку с момента встречи колобка с лисой, если бы вы были лисой

6.Работа над пословицами.

- Ой, ребята, что это я сказала? ( Пословица) На дереве -ПОСЛОВИЦА. .

7. ФИЗМИНУТКА-игра. Считалочка.

- Отдохнём, поиграем. Надо выбрать водящего. Как это сделать?(надо посчитаться)

- Какой жанр фольклора мы использовали для этого ?(СЧИТАЛОЧКУ)

– Купила бабушка себе кисоньку……….
А кисуля мяу-мяу……….

– Купила бабушка себе собачонку……….
Собачонка гав-гав……….

– Купила бабушка себе коровёнку……….
Коровёнка муки-муки……….

– Купила бабушка себе поросёнка……….
Поросёнок хрюки-хрюки……….

– Купила бабушка себе телевизор……….
Телевизор время-факты……….
Дикторша ля-ля-ля……….

-Каким жанром фольклора мы начали игру? (ИГРОВЫМ ПРИГОВОРОМ)

- Посмотрим, знаете ли вы пословицы : соедините начало и окончание пословицы.

Работа в паре.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ

Терпенье и труд а неученье-тьма.

Ученье-свет, там и счастье.

Не спеши языком, всё перетрут.

Труд кормит, торопись делом.

Где труд, а лень портит.

- Что скрывает каждая пословица? (в каждом народном изречении скрывается поучительный смысл - народная мудрость)

- Объясните смысл пословицы.

8. Загадка. Работа в группах.

Одна группа загадывает загадки – другая отгадывает.

Какой жанр УНТ перед вами? (ЗАГАДКА)

9. Закличка.

- Для того, чтобы определить название следующего жанра выберите из родственных слов имя существительное

КЛИКАТЬ, ЗАКЛИКАЛИ, ЗАКЛИЧКА, ПЕРЕКЛИКАЕТСЯ

Заклички – небольшие песенки, предназначенные для распевания группой детей.

Все явления и силы природы: солнце, радуга, гром, дождь, ветер, а также времена года: весна, лето, осень, зима – живут в закличке как одушевленные существа.

- О чем ребенок может попросить солнце? (Ребенок солнце просит о тепле и ласке, о щедром лете)

Давайте и мы попробуем прочитать закличку выразительно, соблюдая знаки препинания.

Вывешиваем листок - ЗАКЛИЧКА.

10. Скороговорка. Чтение скороговорок в учебнике.

Прием: Эстафета.

11. Рефлексия . - Молодцы, хорошо потрудились. Думаю, вы лучше стали разбираться в жанрах. Сейчас каждый оценит свои результаты. Проверим, насколько хорошо вы разбираетесь в жанрах УНТ

В оценочном листе нарисуйте лесенку 4 ступеньки.

Нарисуйте зеленый кружочек

На верхней ступеньке, если вы все поняли великолепно, и можете идти дальше.

На самой нижней - не знаю (не умею). Нужна помощь!

На второй ступеньке – не полностью поняли тему урока.

На третьей ступеньке, если знаете тему достаточно хорошо.

- Вернемся к оценочным листам. Зеленым цветом оценили вы сами себя. А сейчас вы будите в роли учителя. Возьмите красный карандаш. Нарисуйте красной кружок

на самой верхней лесенке, если вы не допустили ни одной ошибки.

Если вы допустили 1-2 ошибки – на третьей ступеньке,

3-4 минуса – на второй ступеньке,

если больше половины минусов – на первой ступеньке.

Давайте сравним вашу оценку и учителя.

Если совпала ваша оценка и учителя – поднимите карточку с изображением веселого смайлика.

Если ваша оценка и учителя не совпала – поднимите карточку с изображением грустного смайлика.

12. Домашнее задание: Придумайте свою небылицу по опорным словам: кот-огород, корзинка-перинка, кошка-мошка, летают-догоняют, сидели-пели.

Читайте также: