Слушаем сказки моей бабушки конспект урока 1 класс

Обновлено: 05.07.2024

Цель: Развивать целостное восприятия русской народной сказки; воспитывать любовь, добро, бережное отношение к окружающему миру через сказку; развитие эмоциональной сферы.

Закрепить знания детей о любимых сказочных героях и сказочных книгах.

Развивать мыслительные процессы: память, творческое воображение, связную и выразительную речь.

Воспитывать любовь детей к художественной литературе разных жанров, вызвать интерес, любознательность.

Методы обучения: словесные, наглядные

Формы: групповая, фронтальная, коллективная

Технологии: педагогическое сотрудничество, здоровьесберегающая, игровая, ИКТ

Оборудование: мультимедийный проектор, презентация к уроку

2.Постановка темы и цели:

В мире много сказок

Грустных и смешных

Но прожить на свете

Нам нельзя без них

В сказке может все случиться

Наша сказка впереди

Сказка в двери к нам стучится

Скажем гостю - заходи.

-В ы, наверное, догадались, о чем наше сегодняшнее занятие?(ответы детей

-Все дети с раннего детства любят слушать сказки. Когда вы были совсем маленькими, вам рассказывали сказки ваши родители, дедушки и бабушки (бабушки лучше всего умеют это делать ( печь пироги и рассказывать Сказки) .

Читая сказки, мы проникаем в загадочный и чудесный мир. Ведь в сказках совершаются самые невероятные чудеса.

-Как вы думаете, чему учат сказки?

-Да, ребята, сказки учат быть добрыми, послушными, умными и трудолюбивыми.

Сегодня мы вспомним наши любимые сказки. И, возможно, кто-то из вас узнает на этом занятии новое, а кто-то после захочет прочитать новые сказки.

Наше занятие проведем в виде игры в командах, где вы будете выполнять задания, связанные со сказками, которые вы слышали с детства.

1.Итак, начало нашей игры. Давайте посмотрим, кто из вас больше и внимательнее читает бабушкины сказки, мы сейчас разобьемся на команды, которые будут соревноваться между собой.

)Дети собирают пазлы .

- Командам поочередно будут задаваться вопросы, на которые вы должны быстро давать ответ. Вопросы слушайте внимательно.

За каждый правильный ответ – 1 фишку.

2. Разминка. Можно говорить хором.

Молодцы, вы помните сказки и очень и очень быстро давали ответы.

Жил да был веселый гном ( дети поднимают руки над головой, изображая колпачок)

С круглыми ушами. ( описывают руками большие круги вокруг ушей)

Он на сахарной горе ( локти на столе, руки прямо, ладони сложить так, чтобы образовался треугольник)

Спал под воротами (пальцы изображают ворота)

Вдруг, откуда ни возьмись

Великан явился, ( руки поднимают над головой)

Слопать гору он хотел ( подносят руки ко рту)

Только подавился. ( дети смеются)

Ну, а что веселый гном?

Так и спит глубоким сном? ( дети изображают спящего гнома)

- Молодцы! В следующем конкурсе участники должны угадать название сказки (Слайд № 16)

Дополните очень быстро, можно хором название сказок, я произношу только первое слово.

5. Игра: «А это что за сказка? «(Слайды №№17-24 ) молодцы, помните название сказок

- Сейчас я предлагаю посчитать количество фишек.

Команда победителей молодцы, вы очень внимательны. Ваши родители, а особенно бабушки тоже молодцы. Заметно, что вы читаете вместе с ними сказки.

Мне понравилось играть с вами, наверно устали, позже я раздам вам всем сладкие призы, перекусим и отдохнем.

- Наше занятие подошло к концу, и сегодня мы побывали в удивительном мире сказок. А расставаться со сказками не хочется. Да и не обязательно.

- Вы можете пригласить сказку в гости домой. Для этого надо прийти в библиотеку и выбрать себе книгу.

- У нас тут небольшая выставка книг. После занятия вы можете их посмотреть, некоторые вы сказки уже прочли, но есть еще много сказок, которые вами не прочитаны .


- Дорогие ребята! Поприветствуем наших гостей. Садитесь, пожалуйста.

- Сегодня я хочу прочитать вам стихотворение, а вы внимательно слушайте и приготовьтесь отвечать на мои вопросы. Это стихотворение написала Татьяна Крупа.

Мне бабушка читала в детстве сказки.

И говорила: Горе – не беда,

И мир, вдруг, обретал цветные краски.

Такая вот волшебница бабушка моя….

Кто догадался о ком идет речь в этом стихотворении? Правильно (О БАБУШКЕ).

Расскажите, чему научили автора этого стихотворения бабушкины сказки? А для чего нужны сказки, почему их придумывали и рассказывали детям? (ответы детей)

Внимательно посмотрите на доску. Если переставить слоги местами и соединить их, какое имя получится у бабушки (бабушка МИЛЕНА). На доске слоги. Один ребенок собирает.

На доске надо повесить рисунок-портрет пожилой женщины (бабушка Милена).

А вам кто читает сказки? Что вам больше нравится, когда читает бабушка или вы сами?

А как Вы просите свою бабушку прочитать сказку или рассказать, какие ласковые

слова надо сказать бабушке… (ответы детей)

А почему бабушки любят рассказывать и читать сказки? Как Вы думаете? (ответы детей).

Правильно, сказка – окно, через которое душа ребенка смотрит в мир и познает его с самого раннего детства.

- А вы любите сказки? Какие сказки вы знаете? (русские, зарубежные, народные и авторские,)

- В каждом доме есть книги, и среди них обязательно найдутся сборники сказок. Дом без книги - день без солнца. Кто сможет объяснить смысл этих слов. Как называется такое короткое и точное выражение? (Народная мудрость-пословица).

Кто хочет посмотреть, а у нас в классной библиотечке есть книги со сказками. Принесите их и покажите ребятам. (Смотрим в классной библиотечке и находим книги со сказками. По 1 человеку с ряда).

Ребята, посмотрите-эта книга не похожа на другие. Почему? Какие будут у вас предположения? Да, правильно- она старинная и необычная.

Эту книгу составили со слов народной сказительницы. Раньше приглашали в дом женщин, бабушек, которые рассказывали удивительные сказки. Чтобы узнать, какие сказки рассказывали бабушки, бабушка Милена приглашает нас в небольшое путешествие. А вы любите путешествовать? А где вы уже были?

Чтобы нам было весело путешествовать мы с вами разделились на команды. Кто в какой команде, вы можете определить по цветам своих жетонов. А как называются команды вы сейчас узнаете, отгадав загадки-подсказки. Ребята, попробуйте их отгадать. Итак, будьте внимательны.

  1. У меня есть карандаш,
    Разноцветная гуашь,
    Акварель, палитра, кисть
    И бумаги плотный лист,
    Нарисую лес и дождик,
    Потому что я …(художник)

Книги пишет кто - . (писатель)

Хоть на сцене здесь в театре,

Мы послушны режиссеру

Потому что мы. (актеры)

- Умнички!

Итак, команды названы. Отправляемся в путешествие.

- Далеко – далеко в тридевятом царстве, тридесятом государстве, за дремучими лесами, непроходимыми болотами есть удивительная страна.

Живут там добрые и злые герои, происходят волшебные приключения, а чудеса ожидают на каждом шагу.

-Молодцы! Сегодня в сказку мы дверь приоткроем. Для этого нам нужно сказать волшебное заклинание. Повторяйте.

В ладоши хлопни раз - два - три!

Руки к солнцу протяни.

Вправо - влево наклонись

И соседу улыбнись!

- Ребята, назовите сказки на экране.

А сейчас, дети, поиграем в игру, будем отгадывать загадки и угадывать героев сказок или сказку.

Трое их живет в избушке,

Там три стула, три подушки,

Три кровати и три кружки.

Угадайте без подсказки,

Кто герои этой сказки?

(Три медведя).

На окошке стужен.

Круглый бок, румяный бок,

Покатился… (колобок)

Белых маленьких козлят.

Проник обманом серый в дом.

Коза потом его нашла,

Перехитрить его смогла.

И всех детей своих спасла… (Семеро козлят)

Яркую шапочку ей подарила.

В лесу приключилась беда,

Кто же, ребята, девочка та? (Красная шапочка)

5.В подполье, в каморке

Живет она в норке.

Кто же это? …(мышка)

А в каких сказках встречается?

Любит морковку… (заяц)

А в каких сказках встречается?

Ах, краса! А зовут ее…(лиса)

У мишки за спиной.

Он сам, того не ведая,

Ну, отгадал загадку?

Тогда скорей ответь!

Названье этой сказки.

Мышка добрая была:

В доме том, в конце концов

Стало множество жильцов!

(Теремок).

А давайте немножко отдохнем!?

Динамическая пауза. (Бабушкины ладошки).

ДАЕТСЯ ЗАДАНИЕ. Дети распределят роли и готовят чтение по ролям. На столе лежат книги и маски.

- Ребята, мы продолжаем путешествие по стране сказок. А вы обратили внимание на нашу красочную выставку? Как вы думаете, для чего нужны такие яркие обложки и иллюстрации к сказкам?

- Верно. Иллюстрации помогают нам красочней представить героев, события. Они передают

сказкам. Ребята будут работать с пазлами. (ДАЕТСЯ ЗАДАНИЕ. Дети разукрашивают и

Трудно сказочку сложить,

Но не надо нам тужить.

Дружно, смело и умело

Выполняйте свое дело!

- Можете приступать к заданию..

Петушок Ряба – ответ (Курочка Ряба)

Даша и медведь – (Маша и медведь)

Волк и семеро ягнят – (Волк и семеро козлят)

Утки-лебеди – (Гуси-лебеди)

Лисичка с кастрюлечкой – (Лисичка со скалочкой)

По рыбьему веленью – (По щучьему веленью)

Заюшкин домик – (Заюшкина избушка)

Молодцы, ребята, вы хорошо справились с заданием. Вы настоящие актеры! Аплодисменты! (фонарики)

2 команда выходит и показывает иллюстрацию, которая у них получилась. Вы хорошие художники! Аплодисменты! (фонарики)

3 команда выходит и наклеивает на доску правильные ответы, которые у них получились. Вы отлично справились! Аплодисменты! (фонарики)

Ребята, давайте вспомним - на какие 2 группы можно распределить героев сказок? (Ответы детей) Правильно, в каждой сказке мы встречаемся с разными героями. Есть добрые и злые персонажи. В литературе их называют положительными и отрицательными героями.

Какие герои положительные-приведите свои примеры, а отрицательные…примеры.

А теперь, откройте свои тетради на стр. урока 59. Кто подскажет нам страницу? (стр.43)

Выполняем первое задание. Напишите, любите ли вы сказки?

Напишите название любимой сказки. Кто в ней добрый персонаж, а кто злой?

Прочитайте пословицы о добре из словаря Владимира Ивановича Даля и отметьте те, которые вы сможете объяснить.

Итак, кто готов объяснить пословицы. (2-3 человека)

- Спасибо, ребята, вы хорошо потрудились!

- Устали? А теперь отдохнем.

Физминутка.

Все команды будут изображать сказочных героев, которые изображены на слайде (лиса, мышка, заяц, колобок)

- Дорогие ребята, скажите, а чему нас учат сказки, которые рассказывают наши бабушки? Как они обычно заканчиваются?

- Верно. В русских народных сказках обычно добро побеждает зло. А почему в Сказках побеждает добро, а не зло? (РАБОТА с ТЕТРАДЬЮ).

Но встречаются такие сказки, которые заканчиваются печально или любимые сказочные герои не могут подружиться. Какие это сказки. Кто может привести примеры.

- Молодцы, ребята! Теперь во всех наших сказках счастливый конец.

- Вот и заканчивается наше сказочное путешествие, пришло время покинуть волшебную страну,

- Скажите, ребята, вам понравилось наше занятие? А с каким настроением вы придете домой? А что запомнилось больше всего?

Я даю вам небольшое задание на дом. Скажите своей бабушке добрые слова, если она живет рядом с вами. А если бабушка живет далеко, позвоните ей. У вас на столе в тетрадочках есть вопрос.

ПОЧЕМУ ТЫ ЗВОНИШЬ СВОЕЙ БАБУШКЕ? (- потому, что сказала учительница, потому, что я ее люблю, она привезет мне подарки, она без меня скучает)

Я прошу Вас ответить на него, а потом нарисовать своё настроение.

- Верить в сказку - это счастье.И тому, кто верит,Сказка обязательно отворит все двериОтворит все двери.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА МУЗЫКИ

Организационно - деятельностный компонент:

Участники (класс): 1

Целевой компонент урока:

Цель: создание условий для продолжения знакомства с творчеством композиторов П.И.Чайковского, М.П Мусоргского и музыкальным воплощением образа Бабы Яги, как персонаже Славянской мифологии в фортепианных произведениях композиторов.

Воспитательные:

Формирование эмоционально - ценностного отношения к музыке, звучащей на уроке;

Формирование интереса к изучению творчества композиторов П.И. Чайковского и М.П.Мусоргского;

Воспитание уважения к русской музыке;

Воспитание любви к своей земле, своему народу и истории;

Образовательные:

Формирование умений оценивать эмоциональный характер музыки и определять содержание образа Бабы Яги, используя выразительные средства музыки.

Развивающие:

Развивать музыкальное мышление и познавательный интерес обучающихся;

Развивать интерес к исполнительской деятельности;

Развивать музыкальные и творческие способности учащихся;

Планируемые результаты

Личностные УУД:

выражать и отстаивать свою эстетическую позицию;

уважительно относиться к русской музыкальной культуре на основе знакомства с музыкой русских композиторов.

проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии музыки.

Метапредметные:

Познавательные УУД:

извлекать информацию из иллюстраций, текста в учебнике;

анализировать музыкальное произведение ;

сравнивать музыкальные произведения и находить общее и различное;

Регулятивные УУД:

самостоятельно выделять и формулировать тему и цель урока;

использовать речь для регуляции своего действия;

анализировать и оценивать свою деятельность;

Коммуникативные УУД:

вести диалог с учителем;

слушать мнение собеседника и взаимодействовать с ним.

строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

Тип урока: комбинированный.

Формы работы учащихся на уроке: фронтальные, групповые.

Оборудование и оформление:

Музыкальное оформление: мультимедийный проектор, компьютер, аудиозаписи.

Музыкальный материал:

Татьяна Морозова — Бабка Ёжка.

Виды музыкальной деятельности на уроке:

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА К УРОКУ:

Определение цели и задач урока;

Определение структуры урока;

Подбор методической литературы и музыкального материала;

Подготовка музыкальных произведений;

Подготовка материала для творчества;

Подготовка наглядного материала.

ПЛАН-СТРУКТУРА УРОКА:

Организация начала урока – 4 мин.

Приветствие – 1 мин.

Проверка готовности – 1 мин.

Мотивация к учебной деятельности – 2 мин.

Повторение предыдущей темы: 5 мин.

Актуализация знаний: 5 мин.

Открытие новых знаний: 21 мин.

1. Вступительное слово учителя 3 мин.

3. Музыкально – слушательская деятельность 4 мин.

4. Творчество - 3 мин.

Рефлексия: 10 мин.

Итоги урока: 2 мин.

Домашнее задание: 1 мин.

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ УРОКА

I. Организация начала урока :

1. Приветствие:

У.: - Здравствуйте, ребята. Сегодня урок музыки проведу у вас я. Зовут меня Ирина Дмитриевна.

2. Проверка готовности.

У.: Ребята, давайте подготовим ваше рабочее место к работе. Проверьте, все ли необходимое для урока лежит у вас на парте (учебник, рабочая тетрадь, карандаши, ручка). Уберите все лишнее с парты.

3. Мотивация к учебной деятельности.

У старика спросил поэт:

- Что музыка такое, дед?

В ней юность давняя слышна.

Был задан девочке вопрос,

Она ответила всерьез:

- Похожа музыка на луч,

Окно пробивший из-за туч.

А юноша ответил так:

- Без музыки нельзя никак.

Душа без музыки грустит,

В простор волшебный не летит.

А девушка, пожав плечом,

Сказала: «Музыка – наш дом,

В ней – все родное, все свое.

- Вы правы все, - сказал поэт,

Прекрасен каждый ваш ответ.

Одно хочу я повторить –

Нас учит музыка любить .

У.: - Ребята, понравилась вам стихотворение?

4. Повторение предыдущей темы:

У.: - На прошлом уроке вы познакомились с колыбельными песнями и узнали о них много нового. А почему песни называют колыбельными?

Д.: - Потому что это песни, с помощью которых убаюкивали детей .

У.: - Молодцы. Скажите, пожалуйста, а как раньше называли колыбельные песни?

У.: - Правильно. А напомните мне, что же такое колыбельная песня?

Д.: - Колыбельная песня это один из жанров фольклора.

5.Актуализация знаний:

У.: - Какие же вы молодцы, всё запомнили. А вы знали что, сказка – это тоже один из основных жанров фольклора. Герои сказок – это обычные люди и животные. Ребята, вы любите сказки?

У.: - А какие сказки вы любите?

Д.: - Разные (Теремок, Колобок, Гуси-Лебеди, Жар-Птица и др.), самое главное чтобы были с хорошим концом.

У.: - Молодцы. А в сказках всегда присутствуют только положительные герои?

Д.: - Нет, есть и отрицательные. Такие как Кикимора, Леший, Кощей бессмертный, Водяной.

У.: - Верно, молодцы. Через сказку впервые мы узнаем главные понятия: что такое "хорошо" и что такое "плохо". Сказочные герои всегда либо хорошие, либо плохие. Именно сказки рассказывают нам, что не следует открывать дверь чужим, что не нужно разговаривать с незнакомыми, наглядно демонстрируя, что может случиться, если не следовать советам взрослых. Эти понятия ярко представлены в образах сказочных героев их взаимоотношений с окружающими. Таким образом, сказка прививает добро. Ведь если злодеи в сказках всегда бывают наказаны, то единственный способ избежать наказания - не быть злодеем. Как пел мультяшный сказочный герой кот Леопольд: "Если добрый ты, то всегда легко, а когда наоборот-трудно".

Открытие новых знаний.

1. Вступительное слово учителя:

У.: - Сегодня Муза обратилась к нам за помощью. Кто – то спрятался в коробочке,

шуршит, позвякивает, а выходить не хочет. Что нам необходимо сделать для того, чтобы узнать, кто же спрятался в коробочке?

Д.: - Угадь, кто там.

У.: - Совершенно верно. Чтобы вам легче было угадывать, я включу музыку П. И. Чайковского, которая передаст характер спрятанного в коробочке персонажа. Давайте внимательно послушаем музыку композитора и попытаемся угадать – кто это?

У.: - Скажите, а какой характер музыки?

Д.: - Взволнованная, стремительная, торопливая, колючая, пугливая, отрывистая, страшная, злая, недовольная.

У.: - Как вы думаете, на каком инструменте исполняется произведение?

У.: - Правильно, а теперь скажите, узнали вы сказочного героя, который спрятался у нас в коробочке?

У.: - Скажите, пожалуйста, это персонаж добрый или злой?

У.: - Если это Баба – Яга, то какая она, как выглядит, во что она одета?

Д.: - Хитрая, обманщица, коварная, дружит с Кощеем, с разбойниками, она ужасно

одетая, с метлой, у неё костяная нога, кривой нос.

У.: - А теперь давайте посмотрим, отгадали вы или нет?

У.: - Молодцы, ребята. Вы правильно угадали, а что вам помогло в этом?

У.: - Какой из портретов мог бы проиллюстрировать музыку композитора?

Д.: - Ответы учеников.

Д.: - Быстро, агрессивно, стремительно, энергично.

2. Работа с учебником. Чтение сказки.

У.: - Ну что, понравилась сказка?

У.: - Давайте споём её Музе, может, она ей понравится.

У.: - А можно инсценировать эту сказку. Я буду автором, а вы – артистами и

зрителями (распределение ролей). Работа над интонационной выразительностью речи, пения, движений (при драматизации сказки).

У.: - Вы очень хорошо сыграли сказку. Особенно Музе понравилось,

как вы спели колыбельную песенку.

3. Музыкально – слушательская деятельность.

У.: - Какие чувства композитора выразила музыка?

Д.: - Волнение, недобрые чувства.

У.: - А какие музыкальные краски использовал Мусоргский, сочиняя эту пьесу?

Д.: - Низкие звуки, подвижный темп, резкая громкая мелодия.

3. Творчество.

У.: - Хорошо. А теперь постарайтесь раскрасить рисунок Бабы - Яги так, как вы представляете её.

Дети раскрашивают.

У.: - Ребята, давай те посмотрим какие рисунки у вас получились.

У.: - Отлично. Все молодцы, все справились с заданием.

У.: - Ребята, сейчас к нам в гости придёт Баба-Яга. Мы с ней будем играть в игру, но для начала нам надо повторить песенку – дразнилку «Баба-Яга. (Повторение песенки)

У.: - Молодцы! Теперь постараемся медленно пропеть песню, без музыки, так же чётко проговаривая все слова.

У.: - Теперь, когда вы уже вспомнили песенку - дразнилку, мы можем пригласить в гости Баба - Ягу и начать игру.

помелом. Кого она запятнает, тот замирает на месте. Баба – Яга должна на ощупь узнать игрока. Если она отгадала, то этот игрок становится водящим.

У.: - Ну что ребята, понравилась игра с Бабою-Ягой?

У.: - Давайте вместе с Бабою-Ягой споём песенку под названием Бабка Ёжка, на предыдущих уроках вы её изучали с учителем. (Пение песенки)

У.: - Молодцы, давайте скажем большое спасибо Баба - Яге, что нашла время и прилетела к нам из дремучего леса.

Д.: - Большое спасибо! До новых встреч!

III. Рефлексия.

У.: - Сейчас мы с вами разгадаем кроссворд.

По вертикали:

1. Название альбома П. Чайковского частью, которого является пьеса Баба-яга?

2. Метёлка Бабы-яги?

4. Где живёт Баба-Яга?

По горизонтали:

3. Композитор, написавший Картинки с выставки?

5. Компания темных сил, окружающих Бабу-ягу?

IV. Итог урока (выводы по уроку и выставление оценок):

У.: - Мне очень понравилось, как вы сегодня работали на уроке. Вы все большие молодцы.

V. Домашнее задание:

У: Ребята, дома повторите песенку – дразнилку и кто не успел раскрасить картинку Баба – Яги доделайте дома.

У: Ребята, спасибо, урок окончен!

Используемая литература:

План-конспект урока музыки;

Дидактический материал: чистые листы, листы в клетку для творческой работы; ватман.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Орехово-Зуевского муниципального района Московской области

План - конспект открытого занятия

по внеурочной деятельности

hello_html_4d656db4.jpg

Подготовила и провела классный руководитель 1б класса

Папченкова Лариса Александровна.

2016-2017 учебный год

- прививать интерес к сказкам и литературе в целом;

- развивать познавательную активность детей, образное мышление, речь, память;

-прививать навыки коммуникативного общения.

Ход занятия.

1. Загадки о сказочных героях

Мы из сказки - ты нас знаешь.

Если вспомнишь - отгадаешь!

А не вспомнишь — ну так что ж.

Сказку заново прочтешь!

В этой сказке - именины,

Много было там гостей.

А на этих именинах

Появился вдруг злодей.

Он хотел украсть хозяйку,

Чуть ее не погубил.

Но коварному злодею

Кто-то голову срубил.

-Через море и лесок!

По пути нашел Жар-птицу

Ну а глупого царя

Обмануть сумел не зря.

Так Иванушке помог

Умный маленький конек,

Всем известный . (Горбунок.)

Унесла его лиса

За далекие леса.

Но придет на помощь кот,

Своего дружка спасет!

Открывай, лиса, мешок

-Ты свободен, петушок!

Петя, Петя, петушок, Золотой . (гребешок.)

Знают куколка Мальвина

И веселый Буратино:

Если враг со всех сторон,

Победит в бою неравном

Верный друг - надежный, славный,

Подарит новое корыто,

И новый дом, и слуг в придачу.

Но если уж она сердита,

С ней вместе уплывет удача!

Исчезнет все, и в море зыбком

Едет печка, дым идет,

А Емеля на печи

Ест большие калачи!

Чай сам наливается

А сказка называется .

С букварем шагает в школу

Попадает вместо школы

В полотняный балаган.

Как зовется эта книжка?

Как зовется сам мальчишка?

Понедельник и Среда,

Вторник и Суббота.

Гномов этих имена,

Верю, помнит кто-то.

С этой сказкою, друзья,

Вы давно знакомы.

Сидит в корзине девочка

У мишки за спиной.

Он сам, того не ведая,

Ну, отгадал загадку?

Тогда скорей ответь!

Названье этой сказки.

Он всегда живет всех выше:

У него есть дом на крыше.

Если ляжешь быстро спать,

Ты с ним можешь поболтать.

Прилетит к тебе в твой сон

Живой веселый . (Карлсон.)

А теперь про чей-то дом

Разговор мы заведем .

В нем богатая хозяйка

Но беда пришла нежданно:

Этот дом сгорел дотла!

Укатился он из дома

По дорожке незнакомой .

Ты узнал его, дружок?

Это самый непослушный,

И румяный . (Колобок.)

Налетела злая вьюга,

Герда потеряла друга:

В царство льда умчался Кай.

Герда, Герда, выручай!

Вьюга кружит вправо, влево

Всех грязнуль отчистит быстро,

Всех нерях умоет чисто.

И мочалок командир - Знаменитый . ( Мойдодыр .)

Прямо в болото упала стрела,

А в этом болоте царевна жила.

Как звали царевну, скажи мне на ушко.

Я знаю, ты помнишь - Царевна-. (лягушка.)

Ее перо сверкает так,

Что ясно: это не пустяк!

Никто не знает, что случится

В тех сказках, где живет . (Жар-птица.)

Такое лишь в сказке волшебной случается:

Карета из тыквы большой получается!

В чудесном наряде, легка, словно перышко,

Со сказочным принцем знакомится . (Золушка.)

Лечит всех зверей подряд,

Лечит взрослых и ребят.

К вам спешит, когда болит,

Добрый доктор . (Айболит.)

А братец все выпил до донышка.

-Плачет сестрица . (Алёнушка.)

Их приглашают с другом Геной

На день рожденья непременно.

И любит каждую букашку

Забавный, добрый . (Чебурашка.)

Она, как снег, бела и светла.

Она, как снег, боится тепла.

Рады солнцу и дети, и курочка

Ему не рада только . (Снегурочка.)

В птичник повадится - жди беды,

Рыжим хвостом заметает следы.

(Лиса Патрикеевна.)

Бабушка девочку очень любила,

Шапочку красную ей подарила.

Девочка имя забыла свое.

А ну, подскажите, как звали ее?

Многим долго неизвестный,

Стал он каждому дружок,

Всем по сказке интересной

Очень быстро и недлинно

Он зовется. Чиполлино.

Носик - круглым пятачком,

Им в земле удобно рыться,

Хвостик маленький крючком,

Вместо туфелек - копытца.

Трое их, и до чего же

Братья дружные похожи!

Отгадайте без подсказки,

Кто герои этой сказки?

(Ниф-Ниф, Нуф-Нуф, Наф-Наф).

Возле леса, на опушке,

Трое их живет в избушке,

Там три стула, три подушки,

Три кровати и три кружки.

Угадайте без подсказки,

Кто герои этой сказки?

На сметане мешан,

на окошке стужен,

Круглый бок, румяный бок,

Покатился. колобок.

Он и весел, и не злобен,

Этот милый чудачок.

С ним приятель Пятачок.

Для него прогулка - праздник,

И на мед особый нюх.

Это плюшевый проказник,

Медвежонок. Винни-Пух.

В чашечке цветка.

А была та девочка

Чуть больше ноготка.

В ореховой скорлупке

Вот какая девочка,

Кто читал такую книжку,

Кто-то за кого-то

- Ой, никак не вытянуть!

- Ой, засела крепко!

Но еще помощники

Дружный общий труд.

Кто засел так крепко? Может, это. Репка.

В белой шубке, в валенках.

Девочка хорошая по лесу идет,

Но не знает девочка, что опасность ждет.

За кустами светится пара хищных глаз.

Кто-то страшный встретится девочке сейчас.

Кто расспросит девочку о ее пути?

Кто обманет девочку, чтобы в дом войти?

Кто же эта девочка?

Кто же этот зверь?

На загадку можете ответить мне теперь?

(Красная шапочка и Серый волк)

Скорей бы близился вечер

И час долгожданный настал,

Чтоб мне в золоченой карете

Поехать на сказочный бал.

Никто во дворце не узнает,

Откуда я, как я зовусь,

Но только лишь полночь настанет,

К себе на чердак я вернусь.

А теперь про чей-то дом

Разговор мы поведем.

В нем богатая хозяйка

Но беда пришла нежданно –

Этот дом сгорел дотла.

Сказки вы помните из книг любимых

И, конечно, мне ответите сейчас:

Кто охотился за юным Буратино?

Ну, конечно, злой разбойник. (Карабас).

ЭКСПРЕСС-ВОПРОС

1.Жилище Бабы Яги? (Избушка).

2. Имя мальчика, которого унесли Гуси-Лебеди? (Иванушка).

3.Второе название скатерти (Самобранка).

4.Кто из обитателей болот стал женой царевича? (Лягушка).

5.Аппарат, на котором Баба Яга совершает полеты? (Ступа).

6.Что потеряла Золушка? (Хрустальную туфельку).

Где жил Джинн тысячу лет?

а) Во дворце; в) в бутылке;

б) в лампе ; г) за границей.

Что no д ар ил Апрель Падчерице?

а) Колечко ; в) дом;

б) платье; г) карету.

Как зовут девочку с голубыми волосами?

а) Барби в) Синди;

б) Мальвина; г) Аленушка.

Назовите маленьких друзей Белоснежки?

а) Снежинки; б) тролли;

Какой щеток больше всего любил Чудовище?

г) аленький цветочек.

В кого превратилась Лягушка ночью?

а) В Василису Прекрасную;

б) в Варвару Красу;

в) в Елену Прекрасную;

Кто разрушил теремок?

а) Слон; в) носорог;

б) медведь; г) бегемот.

На каком транспорте любил ездить Емеля?

а) На санях; в) на автомобиле;

б) в карете; г) на печи.

Куда нельзя садиться медведю?

а) На скамейку; б ) на пенек;

Что стало причиной разрушения кошкиного дома?

а) Пожар; в) землетрясение;

б) ветер; г) дождь

Причина гибели Снегурочки?

а) Солнце; в) выстрел;

б) огонь; г) авария.

Что передач Удав для Мартышки?

а) Подарок; в) привет;

К кому пошел Винни-Пух на день рождения?

а)К Кролику; в) к Сове;

б)к Пятачку; г) к Ослику.

Что кот Леопольд всегда говорит мышатам?

а) Давайте жить дружно;

б) перестаньте шалить;

в) приходите в гости; г) вы мои друзья.

Когда, по мнению Винни-Пуха, лучше ходить в гости

а) По утрам; в) днем;

б) вечером; г) по праздникам.

У кого рост - 38 попугаев?

а) У дяди Степы; в) у Слоненка;

б) у жирафа; г) у Удава.

-Какому сказочному персонажу принадлежит эта одежда?

1) Женщина, закутанная в тончайший белый тюль, который, казалось, был соткан из миллионов снежных звездочек. Женщина эта, необычайно прекрасная, была вся изо льда, из ослепительного, сверкающего льда! (Снежная королева.)

2) Самый добрый и бесстрашный человек носил докторский белый халат, белую шапочку, на носу очки. (Доктор Айболит.)

3) Какой персонаж ходит в красной (или голубой) шубе с белым воротником, носит валенки и шапку, а нос и щеки у него всегда красные. (Дед Мороз.)

4) Кто был обладателем лягушачьей кожи? (Василиса Прекрас­ная.)

5) Это чудо-платье не шито, не кроено. Было старенько, было рваненько, было грязненько - не до праздника. И вот тут явилась фея, взмахнула волшебной палочкой, и появилось чудесное краси­вое бальное платье. (Золушка.)

9) Какая героиня получила имя благодаря своей шапочке? (Красная Шапочка.)

1. . - невидимка. (Шапка-невидимка.)

2. . -самобранка. (Скатерть-самобранка.)

3. . -самогуды. (Гусли-самогуды.)

4. . - самолет. (Ковер-самолет.)

5. . - кладенец. (Меч-кладенец.)

6. . - семицветик. (Цветик-семицветик.)

7. . - скороходы. (Сапоги-скороходы.)

По вертикали: Волшебная . (Волшебная палочка .)

А) Какие книжные герои могли прислать такие телеграм­мы:

— Дорогие гости, помогите! Паука-злодея зарубите. (Муха-Цокотуха.)

Б) А теперь обратимся к самим книгам. Вы видите, какие они все красочные! Мы угадывали сказки по отрывкам, главным героям, а теперь давайте попробуем по картинкам.

(Идет угадывание сказок по рисункам и иллюстрациям из книжек .)

Молодцы, ребята! Мы увидели, что вы знаете очень ого сказок, знаете их текст и можете угадать сказку даже по картинке! Читайте сказки, они помогут вам в жизни. Сказка - ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок!

Нажмите, чтобы узнать подробности

1. Расширить у учащихся понятие о жанре сказки, добиваться понимания ими идейного смысла и морали сказок.

2. Совершенствовать навыки чтения по ролям, умение пересказывать прочитанное.

3. Обогащать словарный запас учащихся.

4. Продолжить работу над развитием орфографической зоркости учащихся.

5. Развивать речь, память, образное мышление.

6. Прививать интерес к чтению.

Ход урока:

Эпиграф: сказка – ложь, да в ней намёк: добрым молодцам урок

1.Оргмомент.

Навострите дети ушки.

Попрошу я дружно вас.

Ведь не будем бить баклуши

На уроке мы сейчас.

2. Речевая разминка.

Ля-ля-ля – быстро вертится земля

Ать-ать-ать – много будем мы читать.

Ания-ания – проверяем знания.

Лю-лю-лю – сказки очень я люблю.

Гу-гу-гу – всегда другу помогу.

Зя-зя-зя – книги – лучшие друзья

Прочитайте скороговорку сначала медленно, чётко произнося слова, затем наращивая темп чтения.

Кто хочет разговаривать,
Тот должен выговаривать.
Все правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
Мы будем разговаривать.
И будем выговаривать
Так правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.

3. Актуализация знаний. Постановка цели урока.

Вот скажите мне, друзья

Что увидеть нам нельзя?

Стук калитки, шум дождя

Разве видите, друзья?

Если мы в ладоши хлопнем

Или мы ногою топнем.

Догадайся, милый друг,

Значит мы услышим… (звук)

-Какие две группы звуков мы с вами знаем? (гласные и согласные)

Воздух свободно идет через рот,

Нет препятствий разных.

Голос участвует, голос зовет,

Звук получается…. (гласный)

- А как называются звуки, которые не тянутся, не поются, произносятся с препятствием? (согласные)

- Как вы думаете, для чего мы с вами изучаем звуки? (чтобы научиться читать)

Тем, кто любит приключенья,

Я открою свой секрет:

Ничего на свете нет!

-Какие цели мы ставим перед собой на уроках чтения? (обогащать словарный запас, совершенствовать навыки чтения, учиться пересказывать, развивать свою речь, память)

- Как называется учебник, по которому мы учимся читать? (Азбука)

Больше ста лет назад для детей написал азбуку Лев Николаевич Толстой – великий русский писатель. У себя в имении он открыл школу для детей, сам учил их считать, читать, воспитывал в детях доброту и смелость.

- Сегодня мы познакомимся с произведением Льва Николаевича Толстого.

4. Работа с текстом.

Откройте азбуку на с. 89.

1. Первое чтение текста учителем.

- Слушайте внимательно. Постарайтесь запомнить содержание текста.

2. Работа над содержанием текста.

-Придумайте заголовок к этому тексту.

-К какому жанру относится это произведение: сказка, рассказ или басня? (сказка). Обоснуйте свой ответ.

- О каких произведениях пойдет речь на уроке? (о сказках)

-Назовите тему урока (Сказки)

-Как вы понимаете эпиграф к уроку?

-А кто главный герой сказки? (мышонок)

- Кого встретила мышка во дворе? (петуха и кота)
- Кто показался ей добрым зверем, а кто страшным?
- Почему старая мышь ругала маленькую мышку?

- Какова мораль этой сказки?

3. Словарная работа.

Пояснение выделенных слов.

Физкультминутка.

4. Второе чтение

- Следите по тексту. Обратите внимание, каким голосом я читаю слова мышонка и старой мыши.

5. Подготовка к чтению по ролям.

- Каким вы представляете мышонка, когда он рассказывает о петухе, а какой он, когда рассказывает о кошке?

- Почему, как вы думаете?

- Каким голосом будем читать о петухе (о страшном звере); о кошке (о добром звере)?

- Найдите и прочитайте слова автора (слова старой мыши, маленькой мыши).

6. Чтение по ролям в группах.

7. Чтение по ролям для класса.

5. Рефлексия.

- Кому из вас перед сном родители читают сказки? А кто сам читает?- что на уроке было самым интересным?

-Какое задание было трудным?

- Оцените свою работу на уроке.

-Кому понравилась сказка, поднимите красный квадратик, а кому не очень понравилась – синий.

6. Итог урока.

Чему нас учат сказки?

Со сказками все дружат.

И сказки дружат с каждым,

Как солнышка привет,

Кто любит слушать сказки,

Тому они расскажут,

О том, что может было,

А, может быть и нет.

Дополнительный материал.

Я вам предлагаю немножко поиграть. Давайте проверим, знаете ли вы сказки.

Я за свечку, свечка в печку.

Я за книжку, та – бежать

У Аленушки - сестрицы

Унесли братишку птицы.

Высоко они летят,

Я от бабушки ушел,
Я от дедушки ушел,

Лети, лети, лепесток.

Через запад на восток.

Через север, через юг.

Возвращайся, сделав круг.

Лишь коснёшься ты земли,

Бабка за дедку, дедка за репку.

Тянут-потянут – вытянуть не могут (Репка)

Я – муха-горюха, я - мышка-нарушка, а ты кто? (Теремок)

Дорогие гости, помогите, паука-злодея хзарубите.

И кормилда я вас, и поила я вас,

Не покиньте ж меня в мой последний час (Муха-Цокотуха)

Урок литературного чтения.

Тема урока: Сказки

Расширить у учащихся понятие о жанре сказки, добиваться понимания ими идейного смысла и морали сказок.

Совершенствовать навыки чтения по ролям, умение пересказывать прочитанное.

Обогащать словарный запас учащихся.

Продолжить работу над развитием орфографической зоркости учащихся.

Развивать речь, память, образное мышление.

Прививать интерес к чтению.

Эпиграф: сказка – ложь, да в ней намёк: добрым молодцам урок

Навострите дети ушки.

Попрошу я дружно вас.

Ведь не будем бить баклуши

На уроке мы сейчас.

2. Речевая разминка.

Ля-ля-ля – быстро вертится земля

Ать-ать-ать – много будем мы читать.

Ания-ания – проверяем знания.

Лю-лю-лю – сказки очень я люблю.

Гу-гу-гу – всегда другу помогу.

Зя-зя-зя – книги – лучшие друзья

Прочитайте скороговорку сначала медленно, чётко произнося слова, затем наращивая темп чтения.

Кто хочет разговаривать,
Тот должен выговаривать.
Все правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
Мы будем разговаривать.
И будем выговаривать
Так правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.

3. Актуализация знаний. Постановка цели урока.

Вот скажите мне, друзья

Что увидеть нам нельзя?

Стук калитки, шум дождя

Разве видите, друзья?

Если мы в ладоши хлопнем

Или мы ногою топнем.

Догадайся, милый друг,

Значит мы услышим… (звук)

-Какие две группы звуков мы с вами знаем? (гласные и согласные)

Воздух свободно идет через рот,

Нет препятствий разных.

Голос участвует, голос зовет,

Звук получается…. (гласный)

- А как называются звуки, которые не тянутся, не поются, произносятся с препятствием? (согласные)

- Как вы думаете, для чего мы с вами изучаем звуки? (чтобы научиться читать)

Тем, кто любит приключенья,

Я открою свой секрет:

Ничего на свете нет!

-Какие цели мы ставим перед собой на уроках чтения? (обогащать словарный запас, совершенствовать навыки чтения, учиться пересказывать, развивать свою речь, память)

- Как называется учебник, по которому мы учимся читать? (Азбука)

Больше ста лет назад для детей написал азбуку Лев Николаевич Толстой – великий русский писатель. У себя в имении он открыл школу для детей, сам учил их считать, читать, воспитывал в детях доброту и смелость.

- Сегодня мы познакомимся с произведением Льва Николаевича Толстого.

4. Работа с текстом.

Откройте азбуку на с. 89.

1. Первое чтение текста учителем.

- Слушайте внимательно. Постарайтесь запомнить содержание текста.

2. Работа над содержанием текста.

-Придумайте заголовок к этому тексту.

-К какому жанру относится это произведение: сказка, рассказ или басня? (сказка). Обоснуйте свой ответ.

- О каких произведениях пойдет речь на уроке? (о сказках)

-Назовите тему урока (Сказки)

-Как вы понимаете эпиграф к уроку?

-А кто главный герой сказки? (мышонок)

- Кого встретила мышка во дворе? (петуха и кота)
- Кто показался ей добрым зверем, а кто страшным?
- Почему старая мышь ругала маленькую мышку?

- Какова мораль этой сказки?

3. Словарная работа.

Пояснение выделенных слов.

Физкультминутка.

4. Второе чтение

- Следите по тексту. Обратите внимание, каким голосом я читаю слова мышонка и старой мыши.

5. Подготовка к чтению по ролям.

- Каким вы представляете мышонка, когда он рассказывает о петухе, а какой он, когда рассказывает о кошке?

- Почему, как вы думаете?

- Каким голосом будем читать о петухе (о страшном звере); о кошке (о добром звере)?

- Найдите и прочитайте слова автора (слова старой мыши, маленькой мыши).

6. Чтение по ролям в группах.

7. Чтение по ролям для класса.

- Кому из вас перед сном родители читают сказки? А кто сам читает?- что на уроке было самым интересным?

-Какое задание было трудным?

- Оцените свою работу на уроке.

-Кому понравилась сказка, поднимите красный квадратик, а кому не очень понравилась – синий.

Чему нас учат сказки?

Со сказками все дружат.

И сказки дружат с каждым,

Как солнышка привет,

Кто любит слушать сказки,

Тому они расскажут,

О том, что может было,

А, может быть и нет.

Дополнительный материал.

Я вам предлагаю немножко поиграть. Давайте проверим, знаете ли вы сказки.

Я за свечку, свечка в печку.

Я за книжку, та – бежать

У Аленушки - сестрицы

Унесли братишку птицы.

Высоко они летят,

Я от бабушки ушел,
Я от дедушки ушел,

Читайте также: