Пасхальный натюрморт конспект урока

Обновлено: 01.07.2024

Задачи урока :

- продолжить знакомство обучающихся с жанрами изобразительного искусства;

- закрепить навыки поэтапного рисования с образца и работе с эскизом;

- познакомить с атрибутами православного праздника Пасха;

- воспитывать духовность и прививать традиции;

- учить трудолюбию, аккуратности.

Используемые технологии: информационно-коммуникативная, проектная

для учителя: проектор, экран, ноутбук, презентация в программе PowerPoint, стихи И. А. Бунина, фотоматериал, картины художников с изображением пасхального натюрморта;

для обучающихся: альбомы, кисти, краски, простой карандаш, ластик.

Регулятивные: целеполагание, контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения, организация поэтапной работы на уроке;

Познавательные: общеучебные: самостоятельное выделение формулирование познавательной цели; логические: формулирование проблемы и этапов ее решения, усвоение логики построения рисунка;

Личностные: оценивать собственную учебную деятельность, оценивать работу друг друга, формирование представления о традициях, развитие нравственности и духовности.

Коммуникативные: рефлексия своих действий, обсуждение итогов работы.

Сценарий урока :

Этапы урока

1. Целеполагание и постановка задач урока

Деятельность учащихся: слушают, думают, анализируют, предполагают.

Цель: создать доброжелательную атмосферу, актуализировать внимание и организовать деятельность по постановке цели урока.

2. Актуализация знаний и знакомство с новым материалом

Деятельность учителя: спрашивает, какие жанры изобразительного искусства мы узнавали на прошлых уроках, просит их охарактеризовать. Знакомит учащихся с новым жанром – натюрмортом.

Деятельность учащихся: вспоминают, думают, формулируют, смотрят.

Цель: акутализировать и систематизировать знания обучающихся в области жанров изобразительного искусства, познакомить с жанром натюрморт, актуализировать межпредметные связи (русский язык – словообразование).

3. Актуализация знаний и знакомство с новым материалом

Деятельность учителя: рассказывает об истории православного праздника Пасха, о традициях, с ним связанных, знакомит учащихся с основными атрибутами: куличом, крашеными яйцами, свечами. Спрашивает у учеников, как отмечается праздник у них дома.

Деятельность учащихся: слушают, думают, формулируют, рассказывают, делятся.

5. Практическая работа

Деятельность учителя: организовывает работу учащихся, комментирует схему поэтапного рисования на слайде, сопровождает процесс, позволяет проявить творчество.

Деятельность учащихся: смотрят, готовят эскиз, рисуют, решают, как раскрасить предметы на своем натюрморте, готовят свою работу для оценивания.

6. Рефлексивно-оценочная деятельность

повтор Слайда 1.

Деятельность учащихся: Формулируют конечный результат своей работы на уроке; осуществляют самооценку и взаимопроверку

Прикреплённые файлы:

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА

Конспект занятия

Возраст обучающихся : 8 - 13 лет

Бирюля Таисия Николаевна

педагог дополнительного образования

первой квалификационной категории

Цель: активизировать интерес к традициям и обычаям празднования Пасхи на Руси и создание условий для воспитания уважительного отношения к культуре своих предков.

Задачи:

· развивать художественный вкус, внимание, творческие способности;

· развивать умение работать кистью;

· совершенствовать композиционные навыки;

· воспитывать трудолюбие, ответственность, навыки самоконтроля.

Оборудование и материалы: Мольберт, лист А3, краски (гуашь), ластик, графитный карандаш, салфетки, кисти, стаканчик, фартук, нарукавники.

Прогнозируемый результат: обучающиеся научатся строить поэтапное изображение предмета.

Методы и формы работы: рассказ, беседа, инструктаж, практическая работа.

План проведения занятия:

1.Вводная часть (организационный момент).

2. Подготовка к занятию (инструктаж по технике безопасности).

4. Практическая работа.

Ход занятия.

1. Организационный момент.

Ребята, скоро весь православный мир будет праздновать самый светлый и радостный праздник. А вы знаете, о каком празднике идет речь?
(Пасха).

Каждый год примерно в середине апреля верующие отмечают воскрешение Иисуса Христа. В этом году Пасха будет 2 мая.

Что обычно принято делать на этот праздник?

(Печь куличи, красить яйца)

Ребята скажите, а почему на пасху принято красить яйца?

Согласно преданию, первое пасхальное яйцо Святая Мария Магдалина преподнесла римскому императору Тиберию. Когда Мария пришла к Тиберию и объявила о Воскресении Христа, император сказал, что это так невозможно, как и то, что куриное яйцо будет красным, и после этих слов куриное яйцо, которое он держал, стало красно.

С тех пор и пошла традиция росписи живых яиц, т.е. снесённой птицей. Расписывали гусиные, утиные и куриные яйца.

Пасхальный кулич символизирует то, как Христос вкушал с учениками хлеб, чтобы они уверовали в его воскрешение. Выпекается пасхальный кулич из дрожжевого теста в больших цилиндрических формах. Пасхальный кулич может храниться до 40 дней. В наше время этот обычай, в основном, сохранили наши бабушки. В древности, кусочек от освященного кулича считался лечебным, сейчас же многие об этом даже не знают.

Непременными атрибутами пасхальной трапезы всегда были сдобные куличи, творожные пасхи и крашеные яйца. Обычно их готовили заранее и несли в субботу в церковь – освящать.

Сегодня мы постараемся изобразить пасхальные символы.

время сохраняет свой внешний облик, натюрмортным предметам можно придать любое положение и получить интересное сочетание форм, движений, фактур, величин и окрасок. Натюрморт учит решать основные учебные задачи, а вместе с ними и задачи творческие.
Каждый художник видит по-своему и изображает увиденное в определённой цветовой гамме.

Композиция – смысловой центр картины, соединение, сочетание различных частей в единое целое в соответствие с какой-либо идеей.

2. Инструктаж по технике безопасности.

Глазкам нужно отдохнуть. (Ребята закрывают глаза)
Нужно глубоко вздохнуть. (Глубокий вдох. Глаза все так же закрыты)
Глаза по кругу побегут. (Глаза открыты. Движение зрачком по кругу по часовой и против часовой стрелки)
Много-много раз моргнут (Частое моргание глазами)
Глазкам стало хорошо. (Легкое касание кончиками пальцев закрытых глаз)
Увидят мои глазки все! (Глаза распахнуты. На лице широкая улыбка)

4. Практическая работа

1.Предварительный анализ постановки.
2.Композиционное размещение изображения на листе бумаги.
3. Детальная прорисовка формы предметов. (Теперь, когда мы все нарисовали карандашом, начинаем раскрашивать наш натюрморт. Красим кулич, сверху украшаем яркими капельками (посыпка). Яйца можно расписать различными узорами, покрасить их в разные цвета. Выполняем работа, аккуратно, не торопимся, стараемся не заходить за карандашные линии. Смотрим на образец).

4. Передача характера формы предметов и их пропорций.
5. Выявление объёма предметов посредством тона, цвета.
Вот и закончилась наша работа. Молодцы! Посмотрите, какие замечательные натюрморты у вас получились.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель занятия: Способствовать духовно-нравственному воспитанию детей и формированию эстетического отношения к действительности, совершенствование навыков работы над декоративной композицией и навыков работы с различными материалами.

Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию

для детей подготовительной группы (7-8 лет)

Занятие длится 2 урока по 40 минут с переменой в 5 минут (всего 85 минут)

Цель: Способствовать духовно-нравственному воспитанию детей и формированию эстетического отношения к действительности, совершенствование навыков работы над декоративной композицией и навыков работы с различными материалами.

Воспитательные:

- воспитывать культуру восприятия произведений искусства;

- воспитывать любовь к культуре своего народа, его традициям, обычаям, обрядам;

- воспитывать любовь к русскому искусству и интерес к народному творчеству.

Развивающие:

- развивать художественно-творческие способности и навыки;

- развивать зрительную память;

- развивать самостоятельность в работе;

- развивать эмоционально-эстетическое и духовное восприятие художественных произведений;

Обучающие:

- расширять знания о русской культуре, русских народных праздниках и обычаях;

- совершенствовать практические умения и графические навыки в изображении и стилизации натуральных и природных форм, навыки выполнения декоративной композиции, навыки работы с различными материалами;

- развивать чувство композиции (размещение предметов в формате и их цветовое сочетание).

Вид занятия: работа по памяти и работа по воображению.

Тип занятия: комбинированное - усвоения новых знаний и комплексного применения ЗУН (урок-закрепление).

Форма занятия: Индивидуальная/групповая/парная (варианты).

Оборудование урока:

Для преподавателя:

- изображения с расписными яйцами, пасхальными куличами;

- образцы работ, выполненные детьми;

- материалы и инструменты для выполнения практической работы: цветной картон, цветная бумага, клей, ножницы, графитовый карандаш, ластик, детский пластилин.

Для учащихся:

- материалы и инструменты для выполнения практической работы: цветной картон, цветная бумага, клей, ножницы, графитовый карандаш, ластик, детский пластилин, доска для лепки, стеки для лепки, салфетки для рук.

Зрительный ряд:

Музыкальный ряд:

Структура занятия:

1. Организационный момент (5 минут)

2. Активизация внимания (5 минут)

3. Введение новых знаний (5 минут)

4. Инструктаж (5 минут)

5. Практическая работа (20 минут)

6. Перерыв между уроками (5 минут)

7. Физминутка (5 минут)

8. Продолжение практической работы (25 минут)

9. Подведение итогов занятия (5 минут)

10. Рефлексия. Завершение занятия (5 минут)

Ход занятия:

1. Организационный момент (5 минут)

Приветствие. Перекличка, проверка готовности учащихся к занятию.

2. Активизация внимания (5 минут)

Преподаватель заслушивает ответы детей.

Определение новой темы.

Преподаватель заслушивает ответы детей, отмечает правильные.

3. Введение новых знаний (10 минут)

Работа с репродукциями картин, иллюстративный рассказ с помощью ноутбука.

Демонстрация работ, выполненных детьми и изображений пасхальных натюрмортов.

Демонстрация изображений с расписными яйцами.

4. Инструктаж (5 минут)

Объяснение последовательности ведения практической работы.

1. Обдумывание темы и поиск композиционного решения, выбор формата;

2. Подбор материалов, соответствующих замыслу;

3. Выполнение линейного рисунка натюрморта карандашом;

4. Аппликация;

5. Пластилинография;

В приложении: Образцы работ, выполненных детьми. Индивидуальные (рисунок 1,2,3) и групповые (рисунок 5) работы. Процесс выполнения групповой работы (рисунок 4).

5. Практическая работа (15 минут)

Если работа индивидуальная, то выбирается формат работы А4, если парная дети сами делятся на пары - формат работы А3, если групповая, то группы формирует преподаватель – формат работы А2.

Методическое, последовательное выполнение работы (преподаватель комментирует выполняемые действия и последующие этапы). Демонстрация новых приёмов работы по ходу выполнения практического задания.

Основа для композиции – картон или плотный лист ватмана. Для выполнения крупных предметов натюрморта могут использоваться шаблоны. Крупные формы выполняются в технике аппликации (Фон, ваза, посуда, куличи, пасхи), более мелкие детали выполняются в технике пластилинографии (Веточки вербы, крашеные яйца и другие угощения, украшения и орнаменты). В ходе работы преподаватель осуществляет фронтальный и индивидуальный инструктаж. После выполнения линейного рисунка натюрморта делается перерыв.

6. Перерыв между уроками. Отгадывание загадок на заданную тему. (5 минут)

1. Красные, зеленые, Сине-голубые,

Мячики пасхальные ярко- расписные. (яйца)

2. Хлеб пасхальный, ароматный,

Пышный, сдобный и приятный.

Он глазурью весь облит

И цветами принакрыт. (кулич)

3. Праздник весенний

С вербой приходящий,

С вестью о Христе воскресшем

Над землёй парящей (Пасха)

7. Физминутка (5 минут)

8. Продолжение практической работы (25 минут)

Во время практической работы можно подробнее рассказать об истории праздника Пасхи.

9. Подведение итогов занятия (5 минут)

Просмотр и обсуждение выполненных работ. Комментарии преподавателя относительно выполненных работ (выявление общих и индивидуальных ошибок: композиционных, технических), общие рекомендации.

Дети рассматривают работы друг друга, рассказывая, какие им больше всего понравились и почему. Преподаватель даёт общий комментарий и рекомендации.

10. Рефлексия (5 минут)

Эмоциональный отклик детей о занятии, комментарии детей о наиболее запоминающихся моментах, о практическом задании, легко ли им было выполнять работу, в чём были затруднения, что понравилось и не понравилось на занятии, что нового они узнали, их отношение к культуре и традициям своего народа. Комментарий преподавателя, завершение урока.

Список используемой литературы

1. Дивногорцева С.Ю. Духовно-нравственное воспитание в теории и опыте православной педагогической культуры. М.: Изд-во ПСТГУ, 2008.

2. Дивногорцева С.Ю. Теоретическая педагогика: учеб. пособие. М.: Изд-во ПСТГУ, 2004. 5. Дроба С., свящ. Проблемы воспитания детей и молодежи в русской церковной литературе новейшего периода (1917-1990 гг.). Тверь: СФК-офис, 2007.

4. Затямина Т.А. Православный календарь дошкольника: программа духовно-нравственного развития и воспитания детей от трёх до семи лет в условиях дошкольной образовательной организации/ Т.А.Затямина._ Волгоград: Изд-во ВГАПО, 2014.-28с


По преданию, обычай крашения яиц ведет свою историю с I века по Рождестве Христовом. Одна из учениц Христа, святая Мария Магдалина, с проповедью веры пришла в Рим и, попав во дворец императора Тиберия, стала рассказывать ему о Воскресении Христовом. В те времена было принято, посещая императора, приносить ему что–либо в дар; святая Мария была бедна и принесла в дар правителю Римского государства обычное куриное яйцо. Выслушав ее, император не поверил святой и сказал: “Как может кто–то воскреснуть из мертвых? Это так же невозможно, как если бы это яйцо стало красным”. И тут же на глазах императора совершилось чудо: яйцо само по себе сменило цвет на красный, свидетельствуя этим истинность Христова Воскресения.

Содержимое разработки

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

Открытый урок живописи

Преподаватель: Толканова А.А.

Тема урока: "Пасхальный натюрморт"

Разделы: Живопись

активизировать интерес к традициям и обычаям празднования Пасхи на Руси и создание условий для воспитания уважительного отношения к культуре своих предков;

развивать художественный вкус, внимание, творческие способности;

воспитывать трудолюбие, ответственность, навыки самоконтроля;

совершенствовать композиционные навыки

развивать умение работать кистью

знакомить с жанрами живописи

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: Мольберт, лист А3, краски (гуашь), ластик, графитный карандаш, тряпки, кисти, стаканчик, фартук, нарукафники.

Прогнозируемый результат: учащиеся умеют строить поэтапное изображение предмета

Методы и формы работы: рассказ, беседа, инструктаж, практическая работа.

Этапы урока:

Вводная часть (организационный момент):
– приветствие
– проверка готовности
– тема урока
– постановка задачи

Практическая работа:
– получение практических умений и навыков
– контроль выполнения работы и соблюдение правил техники безопасности
– индивидуальная работа

Заключительная часть (итог урока):
– закрепление
– анализ и оценка выполненной работы
– уборка рабочих мест

1. Вводная часть: Организационный момент

– Приветствие.
– Проверка готовности учащихся.
– Тема урока
– постановка задачи (цели урока)

2. Изучение материала

Что такое живопись

Живопись – царица искусств. Живопись способна воплощать большое разнообразие явлений, впечатлений, эффектов. Она может изображать все: реальное и вымышленное, неодушевленные предметы и людей, современность и историю - словом, жизнь во всех ее проявлениях. Живописи доступен весь мир чувств, характеров, взаимоотношений, переживаний

Композиция – смысловой центр картины, соединение, сочетание различных частей в единое целое в соответствие с какой-либо идеей.

Как яйцо может стать красным

По преданию, обычай крашения яиц ведет свою историю с I века по Рождестве Христовом. Одна из учениц Христа, святая Мария Магдалина, с проповедью веры пришла в Рим и, попав во дворец императора Тиберия, стала рассказывать ему о Воскресении Христовом. В те времена было принято, посещая императора, приносить ему что–либо в дар; святая Мария была бедна и принесла в дар правителю Римского государства обычное куриное яйцо. Выслушав ее, император не поверил святой и сказал: “Как может кто–то воскреснуть из мертвых? Это так же невозможно, как если бы это яйцо стало красным”. И тут же на глазах императора совершилось чудо: яйцо само по себе сменило цвет на красный, свидетельствуя этим истинность Христова Воскресения.

С тех пор христиане стали на Пасху окрашивать яйца и дарить их друг другу со словами пасхального приветствия: “Христос воскресе!”

Пасхальные традиции верования

У христиан Запада главный праздник – Рождество, а у нас – Пасха. И прийти к ней надо просветленными, умиротворенными, в чистоте помыслов и дел. День празднования Пасхи установлен Первым Вселенским Собором в 325 году. Обычно празднование православной Пасхи выпадает на период с 4 апреля до 8 мая по новому стилю. В этом году – на 28 апреля.

Понятно, что верующие соблюдают Великий пост, особенно в Страстную седмицу. Самые истовые на этой неделе едят только ржаные сухари, гороховую похлебку, а пьют только воду.

Понедельник. К встрече Пасхи начинают готовиться с понедельника Страстной седмицы: чистят дом, моют окна, стирают белье, чтобы ничто грязное не омрачало Светлое Христово Воскресение.

Замочите в этот день горсть овса: на плоской тарелочке, прикрыв мокрой тряпочкой, поставьте в теплое место, можно даже на батарею. К воскресенью он прорастет, и на эту зрелую лужайку вы поместите крашеные яйца.

Вторник. В прежние времена женщины во вторник Страстной недели готовили из семян конопляное или льняное “молочко”, чтобы потом им поить больных людей.

Среда. В среду Страстной седмицы обливают талой водой домашнюю скотину, чтобы уберечь ее от дурного глаза и падежа. В городе домашних животных тоже можно с этой целью побрызгать талой водичкой.

Многие в эту ночь ставят тесто на завтрашний кулич. Не забудьте при замешивании теста читать “Отче наш”.

Четверг. В Великий четверг молодые девушки стригли раньше кончики волос, чтобы они лучше росли. В этот день подстригали первый раз младенцев.

С четверга до Светлого Воскресенья пол в домах мести не разрешалось.

В четверг утром пеките куличи, днем красьте яйца, вечером делайте пасху.

Пятница. Страстная пятница – день особого покаяния и строгого поста. Истинным христианам надо быть в храме. В страстную пятницу происходит очень важная служба.

Суббота. В субботу освещают куличи, яйца и пасхи.

Традиции дарения

Крашеные яйца не только подают к праздничному пасхальному столу, их принято дарить друг другу всю Пасхальную неделю. Яйцо издревне было символом нарождающейся жизни.

В православной Руси существовал обычай хранить яйца целый год до следующей пасхи. И со временем яйца стали делать из дерева и расписывать их орнаментами, узорами. Позже появились яйца из фарфора, серебра с драгоценными камнями.

Прежде всего, на Пасху принято дарить декоративные яйца, пасхальные веночки и игрушки. Это – цыплята, уточки и гнезда.

Подарки запаковывают в прозрачную бумагу и украшают лентами двух цветов – желтого и зеленого. Это цвета пробуждающейся жизни.

Идеальный пасхальный цветок (речь идет о живых срезанных цветах) – в крапинку. Лучше садовая лилия. Хороши также нарциссы.

А вот розы в Пасху не дарят. Они могут присутствовать исключительно в украшении церкви.

Пасхальный стол

У пасхального стола нет ограничений.

Его накрывают утром в воскресенье. Основу стола составляют мясные и изысканные рыбные блюда. Стол должен быть хорошо накрыт в течение всей Светлой седмицы.

Состоятельные люди готовили на этой неделе до 40 разных блюд – по числу дней поста. Никаких приглашений в Светлую седмицу не требуется: люди навещают друг друга, христосуются троекратным поцелуем, поздравляют с праздником, угощаются.

Когда вы “чокаетесь” пасхальным яйцом, не забывайте при этом желать друг другу всего доброго, здоровья, удачи.

Пекли плюшки из теста в виде зверюшек, зайчат, жаворонков, петушков. Изображение в печеных изделиях барашка имело и символический характер – это был символ, напоминающий о жертвенной гибели Христа.

Таким же традиционным угощением на пасхальном столе были и медовые пряники тоже в виде зверей и птиц, покрытые цветной сахарной глазурью. Пасхальный стол был обильным: запекали поросенка или окорок, подавали жареную телятину. Кроме того, на стол выставлялись различные закуски из овощей, курицы и рыбы, всевозможные студни и холодцы, жаркое с грибами, гречневая каша с бараниной, буженина, утка или гусь с медом.

Специально к пасхальному столу варились кисели, сбитни, готовились домашние настойки и вина.

Но непременными атрибутами пасхальной трапезы всегда были сдобные куличи, творожные пасхи и крашеные яйца. Обычно их готовили заранее и несли в субботу в церковь – святить.

3. Самостоятельная работа учащихся

4. Практическая работа

1.Предварительный анализ постановки.
2.Композиционное размещение изображения на листе бумаги.
3. Детальная прорисовка формы предметов.
4. Передача характера формы предметов и их пропорций.
5. Выявление объёма предметов посредством тона, цвета.
6. Подведение итогов. Надо внимательно проверить общее впечатление от изображения и натуры, проследить, чтобы отдельные предметы не были слишком выделяющимися и не выпадали из общего состояния рисунка.

5. Физминутка

Глазкам нужно отдохнуть. (Ребята закрывают глаза)
Нужно глубоко вздохнуть. (Глубокий вдох. Глаза все так же закрыты)
Глаза по кругу побегут. (Глаза открыты. Движение зрачком по кругу по часовой и против часовой стрелки)
Много-много раз моргнут (Частое моргание глазами)
Глазкам стало хорошо. (Легкое касание кончиками пальцев закрытых глаз)
Увидят мои глазки все! (Глаза распахнуты. На лице широкая улыбка)

Читайте также: