Конспект по коррекционной ритмике для детей с нарушением речи
Обновлено: 03.07.2024
В процессе работы в группе для детей с ТНР мы обнаружили, что у значительного количества воспитанников (60-70 %) наблюдаются нарушения звукопроизношения и просодических компонентов речи, обусловленные недостаточностью иннервации мышц речевого аппарата, то есть, дизартрия. Особенности моторики детей со стёртой дизартрией объясняются нарушением функции двигательных нервов. У них оказывается нарушенной как статика, так и динамика артикуляционных движений, движения совершаются с нарушением плавности и переключаемости, с появлением сопутствующих движений в мимической, тонкой и общей мускулатуре. Наиболее сложным является выполнение одновременных движений – результат совместной работы органов артикуляции, голосовых и дыхательных мышц, мимической мускулатуры, мышц кистей и пальцев рук и мышц тела. Поэтому у детей с дизартрией часто страдают просодические компоненты речи: у них не формируется правильное речевое дыхание, наблюдаются нарушения голоса и интонационной выразительности речи. Нарушения темпа и ритмической организации высказывания приводит к тому, что фраза формулируется нечётко, недоговаривается, беспорядочно расставляются смысловые ударения, нарушается расстановка пауз, характерны пропуски слогов и слов, бормотание к концу фразы.
Известно, что нередко дети с тяжёлыми нарушениями речи (ОНР, дизартрия) страдают нарушениями оптико-пространственной координации и трудностями сосредоточения, произвольного восприятия и внимания. Совместно с раскоординированностью в общей моторике, это приводит к тому, что у таких детей очень трудно вырабатывается навык произвольного управления своими движениями и поведением. В связи с вышесказанным, мы считаем необходимым включать в коррекционную работу с дошкольниками логоритмические приёмы как дополнение к системе логопедических занятий.
Логопедическая ритмика – способ коррекции речи, опирающийся на сочетание речи, музыки и движения. Организующим моментом здесь является ритм. Чувство ритма в своей основе имеет моторную, активную природу и сопровождается моторными реакциями: восприятие ритма вызывает многообразие кинестетических ощущений и мышечных сокращений и расслаблений. Многие исследователи (Жак-Далькроз, Бехтерев, Гиляровский, Гринер, Власова и др.) подчёркивали общепедагогическое значение ритма, влияние его на коррекцию различных отклонений в психофизической сфере человека.
- Развитие и коррекция неречевых процессов у детей с нарушением речи;
- Коррекция речевых нарушений и развитие речи
Логоритмическая коррекция требует многократного повторения вырабатываемых двигательных навыков и проводится в системе. Поэтому в коррекционной работе так важна связь и преемственность в работе всех специалистов, работающих с детьми. Помимо специально организованных логоритмических занятий, совместно с логопедом планируют свою работу:
- воспитатели – утренняя гимнастика (музыкально-ритмические упражнения с предметами и без), логоритмические пятиминутки в различных режимных моментах (упражнения на согласование речи с движением, пальцевая, мимическая и артикуляционная гимнастика), подвижные игры с речевым сопровождением;
- музыкальный руководитель – игры и упражнения на развитие качеств голоса, игра на детских музыкальных инструментах, игры-инсценировки, музыкально-ритмические упражнения, слушание музыки, в том числе, активное (с двигательными заданиями);
- физкультурный руководитель – ритмические двигательные упражнения с речью, упражнения на движение с перестроением, смену движения по сигналу и т.п., подвижные игры с речевым сопровождением.
Рассмотрим содержание первого звена логоритмического воздействия.
1. Воспитание личностных качеств ребёнка: подражательности, активности, инициативности, самостоятельности, коллективизма, волевых качеств - смелости, настойчивости, выдержки.
Данные качества воспитываются путём целенаправленного подбора музыкальных и речевых упражнений, составляющих логоритмические этюды и творческие композиции, а также в процессе подвижных игр, хороводных игр, игр-драматизаций с разнообразными ролями. Важна здесь также роль личности педагога, умеющего грамотно и эмоционально заинтересовать каждого ребёнка, чтобы тот почувствовал потребность качественно выполнить предложенное задание до конца.
2. Развитие восприятия, слухового внимания и памяти.
Основным средством здесь является осознанное восприятие музыки и отдельных её характеристик: высоты, динамичности, темпа и тембра и выполнение детьми разнообразных двигательных заданий в соответствии с изменением данных характеристик.
3. Развитие оптико-пространственных представлений и навыков, зрительной ориентировки на говорящего.
Педагог определяет пространственную схему каждого движения. Во времени движения организуются с помощью ритма – музыкального или речевого. Для формирования навыка зрительного сосредоточения на предмете или объекте полезно использовать эмоциональный контакт в игре (когда задание посмотреть на игрушку или партнёра. улыбнуться является частью правил игры). Также чрезвычайно полезными являются упражнения с предметами – музыкально-ритмические или двигательно-речевые.
4. Развитие координации общих движений, тонкой произвольной моторики и мимики лица
происходит через овладение двигательными умениями и навыками. Движения совершенствуются под музыку, которая оказывает влияние на качество исполнения. Под влиянием музыки улучшается выразительность, появляется ритмичность, чёткость, плавность, слитность в исполнении движения. Эмоциональная окрашенность, вследствие восприятия ребёнком музыки, придаёт движениям энергию или мягкость, размах или сдержанность, а создание с помощью музыки и движений определённых образов способствует развитию мимики и пантомимики.
5. Воспитание чувства темпа и ритма в движении.
Ритм – это сочетание во времени сильных, акцентированных частей движения со слабыми, пассивными. Своевременное и произвольное чередование мышечного напряжения и расслабления является одним из показателей правильности выполнения движения. Правильно, ритмично выполняемые движения не вызывают утомления длительное время.
Наиболее активно моторные реакции проявляются при восприятии акцента. Поэтому в логоритмике широко применяются игры и упражнения с передачей предмета под музыку (“Укачивание куклы”, “Игра с бубном”, “Яблочко”, “Передача палочки” и т.п)
Рассмотрим содержание второго звена логоритмического воздействия.
1. Воспитание темпа и ритма дыхания.
Средствами являются двигательные упражнения – сначала без речи, затем – с речью. В качестве речевого материала выбираются несложные стихотворные тексты, подходящие по лексической теме занятия, либо вносящие в него игровой (или соревновательный) момент, либо несущие воспитательный смысл; разнообразные считалки. Применяются также игровые дыхательные упражнения под музыку.
2. Развитие артикуляционного праксиса.
Средства – игры, содержащие артикуляционные и мимические движения, выполняемые под ритмизированную речь педагога (фонограмму) либо под музыку, по показу педагога или с использованием схем движений. Также мы широко вводим артикуляционные и мимические движения в игры-драматизации и логоритмические этюды.
3. Развитие просодических компонентов речи.
Осуществляется на основе воспитанных темпа и ритма дыхания, качеств голоса, речевого слуха и артикуляционной моторики. Речь имеет общие с музыкой элементы- мелодию, темп, ритм, акцент (в речи – логическое ударение), паузацию. Совершенствуется просодика в логоритмических этюдах и играх-драматизациях.
4. Развитие фонематического восприятия.
Восприятие музыки различной тональности, громкости, темпа и ритма создаёт основу для совершенствования фонематических процессов. А воспитание ассоциаций, связанных со звуками, непосредственно улучшает различение звуков речи на слух. Произнесение под музыку стихов, насыщенных оппозиционными звуками, способствует развитию слухопроизносительной дифференциации фонем.
А самое главное и ценное в логоритмических играх – это те положительные эмоциональные реакции детей, которые появляются в ходе выполнения движений с речью и пением, а также умение управлять своим телом и поведением, которое так пригодится детям для адаптации к меняющимся условиям жизни.
Конспект логоритмического занятия для детей 3-4 лет “В гости к пальчику”
- воспитание эмоциональной отзывчивости, желания взаимодействовать с педагогом и детьми;
- развитие дыхания, мимической, артикуляционной, пальцевой и общей моторики;
- совершенствование слухового внимания, чувства темпа и ритма в движении.
Оснащение: пособие на развитие дыхания “Дождик” (тучки со “струйками дождя” из фольги) на каждого ребёнка, фонограмма
Приветствие, мимическое упражнение “Здесь живёт Хмурилка” (С.Дроздова)
- Поиграем пальчиками. Первый палец - боковой – называется “большой”. Решил большой пальчик построить себе дом. Маленький, но настоящий. Пальцевые игры под музыку “Дом”, “Ёжик” (С. и Е. Железновы)
- Давайте подойдём к домику. Музыка тихая, медленная и идти будем так же, тихонько. Зашли в домик, подошли к окну и выглянули в окошко (показ).Кого же мы увидим, кто там по дорожке идёт? Об этом нам расскажет музыка. “Кто как ходит” (имитационные движения под музыку – общеразвивающие и артикуляционные)
- Как много гостей пришло к большому пальчику! Четыре остальные братца-пальчика тоже пришли в гости к большому. Пальцевая игра “В гости к пальчику”(Аверьянова)
- Даже трусишка-язычок открыл дверь своего домика и выглянул посмотреть на новый домик. Но увидел ворону, испугался и снова спрятался (артикуляционная гимнастика под музыку).
- А вороне не нужен был язычок. Она искала червячков, которые ползли по дорожке. У червячков нет ни рук, ни ног, они ползают вот так (показ): собрались – вытянулись, собрались – вытянулись… Пальцевая игра “Червячки и ворона”, танец “Червячки” (С. и Е. Железновы)
- Наши пальчики хотели пойти погулять, но вдруг набежали тучи и пошёл дождь. Струи дождя падали на дорожку и шелестели, вот так: игра с пособием “Дождик” (развитие дыхания).
- Пальчики немного погуляли под зонтиком, потом пришли в домик, поиграли в мячик и почитали книжку. Пальцевые игры под музыку “Зонтик”, “Мячик”, “Книжка” (Железновы, “Мой Зонтик”)
- Сказка была интересная – про репку. Логоритмический этюд “Репка” (Л. Кустова). Завершение занятия.
Конспект логоритмического занятия для детей 5- 6 лет “Волшебница-весна”
- воспитание подражательности и волевых качеств – выдержки, умения действовать в коллективе;
- развитие дыхания, мимической, артикуляционной, пальцевой и общей моторики, оптико-пространственных навыков;
- совершенствование слухового внимания, чувства темпа и ритма в движении.
Оснащение: палочка, сигналы-круги красного, синего, жёлтого и зелёного цветов на палочках, фонограмма
Приветствие. Разминка – пальцевая гимнастика под музыку (А.Иванов, “Пальчиковая гимнастика под музыку”)
“Встали пальчики”, “Зарядка”, “Зайчик”, “Огоньки”, “Флажок”
Сказка. – Поиграем в сказку. Мы попадём в волшебный лес.
“Здравствуй, лес!” (ПГ под музыку)
Здравствуй, лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
- В этом сказочном лесу решила зимушка построить себе дом. Позвала на работу мастеров.
“Дружные пальчики” (ПГ под музыку): Раз,два,три,четыре,пять, будем пальчики считать –
Крепкие, дружные, все такие нужные!
“Строим дом” (ПГ под музыку):
Дом мы строим выше, выше,
Есть окошки в нём и крыша!
- Дом готов, нужно позвать маляров, покрасить его белой краской.
“Маляры” (АГ под музыку):
Красят домик маляры для любимой детворы.
Если только я смогу, то им тоже помогу!
“Новоселье” (согласование речи с движениями):
А сегодня у зимы новоселье, мы с тобой приглашены на веселье!
Дом построен из сугроба. А какой вышины? Вот такой вышины!
Белый коврик у порога. А какой ширины? Вот такой ширины!
Посмотри-ка: потолки ледяные: высоки-превысоки, кружевные!
Мы по лестнице шагаем, выше ноги: топ, топ!
Двери комнат отворяем: справа хлоп, слева хлоп!
Ты хозяйке поклонись-ка: - Здравствуй, зима!
Логоритмический этюд “Зима в избушке” (муз. Э.Ханка, сл. С.Островой)
- Всем надоела зима! Холодно, птички не поют, солнышко не светит! Давайте Весну-красну позовём. Хороводная игра “Веснянка” (муз. народная)
- Услышала весна нашу песню и сказала: передайте мне мою волшебную палочку, с её помощью я смогу принести вам тепло и солнечный свет. Логоритмическое упражнение – передача палочки под музыку.
- Получила весна волшебную палочку, и сразу засветило солнце, запели птички, расцвели цветы. Курочка вышла пощипать зелёную травку, дети стали качаться на качелях!
Пальцевая гимнастика под музыку: “Солнце”, “Птички”, “Курочка”, “Качели”, “Цветок” (А.Иванов, “Пальчиковая гимнастика под музыку”)
Игра “Сигналы” (развитие внимания, темпа и ритма в движении – выполнение определённого движения по показу сигнала на акцент в музыке)
Вот круги – четыре цвета,
Вам игра знакома эта:
Жёлтый круг я покажу –
Вас я хлопнуть попрошу.
Зелёный круг я покажу –
Всех подпрыгнуть попрошу.
Синий – будем мы молчать,
Красный – все “Ура!” кричать.
Автор: Адиятуллина Лилия Закировна
Организация: МАДОУ №171
Населенный пункт: г. Казань
Автор: Фахретдинова Роза Василовна
Организация: МАДОУ №171
Населенный пункт: г. Казань
Описание материала: предлагаем вам конспект логоритмического занятия для детей старшей группы (5-6 лет) с общим недоразвитием речи. Данный материал будет полезен учителям – логопедам, музыкальным руководителям, воспитателям. Этот конспект направлен на развитие всех компонентов речи, слуховых функций, речевой функциональной системы, двигательной сферы, ручной и артикуляционной моторики, памяти, внимания, познавательных процессов, творческих способностей детей.
Цель: Преодоление речевого нарушения путем развития, воспитания и коррекции двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой.
Обучение детей умению реагировать на смену динамики звучания музыки, сменой направления движения, характера или амплитуды движений.
Задачи:
Коррекционно - образовательные:
Формирование у детей продолжительного эмоционального настроя на общение в процессе музыкально-игровых занятий.
Коррекционно - развивающие:
Развитие артикуляционной и пальчиковой моторики; статической и динамической координации движений. Развитие речевого дыхания, речевого слуха, тонкой, общей и артикуляционной моторики, внимания, мелодико – интонационной стороны речи, чувства ритма, музыкального слуха, слухо – двигательной координации.
Коррекционно - воспитательные:
Воспитывать доброжелательные отношения друг к другу, желание говорить красиво, правильно.
Воспитание переключаемости с одного поля деятельности на другое
Формировать навыки сотрудничества, самостоятельность, инициативность.
Методические приёмы:
Наблюдение за работой детей.
Оборудование: мяч, корзинки на каждого ребенка (бумажные цветы на листочке, грецкие орехи -2шт., су-джоку), большой обруч - солнышко, Аудиозапись со звуками насекомых.
Ход занятия.
I. Вводная часть
Дети под музыку (песня "Сказочное лето") вбегают в зал, встают в полукруг
Логопед. Я рада встрече с вами.
Посмотрите, какой сегодня прекрасный день.
День сегодня необычный,
Полный сказок и чудес,
Превращений, дивных встреч.
Да всего не перечесть.
А сначала улыбнулись,
Выше, к солнцу потянулись,
В лес идти уже пора!
Будем петь, играть,
Ручки, ножки развивать.
Ну, а прежде, чем начать,
Что мы всем должны сказать?
II.Основная часть.
Упражнение на развитие основных движений
Логопед:
В лес отправимся гулять
Будем весело шагать
Упражнение "Прогулка в лес" Звучит музыка (для разных персонажей мелодии исполняются в разных темпе и регистре).
Ровным кругом Друг за другом
Мы идем за шагом шаг.
ну-ка вместе, ну-ка дружно
сделаем вот так
Ходьба и маршировка
По сухой лесной дорожке
Топ-топ-топ – топочут ножки.
Ходит, бродит вдоль дорожек
Весь в иголках серый ёжик.
Ходьба топающим шагом
Серый волк бежит по лесу,
А за ним бежит лиса.
Поднялись у них трубою.
Два пушистеньких хвоста.
Бег с забрасыванием ног назад
С ветки на ветку рыжий зверек
Весело прыгает скок поскок
Вылез мишка из берлоги,
Разминает свои ноги.
Ходьба на внешней стопе ног
На носочках он пошел
Ходьба на носках
И на пяточках потом
Ходьба на пятках
Друг за другом встали в ряд
И пошли вперед опять
На прогулку парами
Песенку веселую дружно мы поем
ходьба парами врассыпную, остановиться
Песня Доброе лето (муз. и сл. Виктора Ударцева)
Логопед: Каждое утро в лесу начинается с зарядки
Тем временем наш Язычок проснулся, услышал веселые звуки и решил выглянуть изо рта, посмотреть, ведь он такой любопытный.
Влево-вправо, раз-два! — в щеки
Вверх-вниз, вверх-вниз! — до носа, до подбородка
Язычок, не ленись!
Язычок, покажись! — протиснуть язычок сквозь зубы
А зубы-то, а зубы кусают даже губы! – покусать нижнюю губу
Кусаются, кусаются и не унимаются! – покусать верхнюю губу
А губы то хохочут, — улыбка широкая
То сильно обижаются, — обижаемся
То весело хохочут, — улыбка
То снова обижаются! — обижаемся
Язычок – не лист капустный.
Он совсем, совсем невкусный!
Зубки, зубки, успокойтесь!
Вместе с нами улыбайтесь! – улыбка
Упражнение на развитие координации речи с движением.
Логопед. Солнце поднимается все выше и выше.
Утро настало, (руки прижатые к груди ладонями внутрь, медленно развести в стороны
Солнышко встало. Затем кулаки сжать, большими пальцами совершать круговые движения)
Яркое, лучистое, (Руки поднять вверх, пальчики разведены.)
Второй лучик спозаранку (Имитировать движения).
Разбудил трусишку зайку.
Зайка улыбнулся, (Имитировать движения.)
К солнцу потянулся,
Третий луч пробрался в дом, (Скрещенные руки над головой. Пальцы расправлены.
Ежонка разбудил потом,
А четвертый, шалунишка, (Имитация движений медведя)
Разбудил в берлоге мишку. (потянуться на носочках, руки вверх)
Логопед . А сейчас, чтоб не скучать, предлагаю поиграть!
Дети становятся в круг. Ведущий стоит в центре круга, бросает мяч ребенку, задавая вопрос, ребенок отвечает:
- Все собрались мы в кружок
- Где лиса живет? (в норе)
Ну, а белочка? (в дупле)
В старых пнях живут ежи.
А где волки? Подскажи? (в логове)
Рыбки плавают? (в воде, реке)
Птички все живут? (в гнезде)
Бегемот живет … (в болоте)
Где медведи, наконец? (в берлоге)
Кто все знает – молодец!
А серый зайка? (под кустом)
Так: что делаем потом?
Настало время нам шагать,
На лужайке отдыхать!
Логопед. Солнце нас обогрело лучом
Мы корзинки возьмем (Дети берут корзиночки и садятся на коленки, на ковер в шахматном порядке)
У лета много красоты:
Зеленый лес и птицы тоже,
И эти яркие цветы
Мы тоже летом видеть можем
Упражнение на развитие дыхания"Цветок"(звучит музыка цветов "Роза")
На полянке у реки (дети берут из корзинки цветок)
На цветочек мы подуем (дуют на цветок, не надувая щек)
И цветок от сна разбудим
Игры на мелкую моторику
Логопед. Поднялось солнце высоко! Все жители леса спешат по своим делам. Вот пробежал ежик.
Описание: упражнение выполняется сначала на правой руке, затем на левой.
Ёжик, ёжик, хитрый ёж,
- клубочек ты похож. (дети катают Су-Джок между ладонями)
На спине иголки (массажные движения большого пальца)
очень-очень колкие (массажные движения указательного пальца)
Хоть и ростом ёжик мал, (массажные движения среднего пальца)
нам колючки показал, (массажные движения безымянного пальца)
А колючки тоже (массажные движения мизинца)
- ежа похожи. (дети катают Су-Джок между ладонями)
На ежа мы поглядим, (сделать блюдечко ладошками)
молочка уму дадим.
Но не тронем колкие (погрозить пальчиком)
на спине иголки мы.
Массаж пальцев эластичным кольцом (пружинка). Кто живет в лесу? Описание: Дети поочередно прокатывают массажные кольца по каждому пальцу, проговаривая четверостишие
Кто в лесочке живет?
Под корягой — старый крот (на правой руке)
За горой — лисенок,
В ельнике — лосенок.
Под кустом — лисичка,
На сосне — синичка!(
Раз, два, три, четыре, пять, ( на левой руке)
Будем пальцы разминать.
Упражнение на развитие чувства ритма.
Логопед: Ребята, кто - то нам оставил орешки?
(Дети берут грецкие орехи, отстукивают ритм и пропевают:
По деревьям скок, скок,
Кто же это? Отгадай!
Это белка, так и знай!
Логопед: Солнце нас обогрело лучом,
Мы корзинки уберем
Будем с солнышком играть,
Лето красное дружно встречать!
(дети стоят вокруг солнышка, в центре солнца - взрослый, дети идут по кругу взявшись за руки) под песню А. Ермолова - Веселая песенка
Вышли лучики гулять!
Вдруг исчезли, улетели-
Мы догнать их не успели
(под музыку дети скачут, бегают, играют)
Надо лучики собрать!
(дети снова образовывают круг вокруг солнышка)
Логопед: Ребята, дождь начинается!(фонограмма "Звуки дождя")
Дождик капнул на ладошку,
На цветы и на дорожку,
Застучал по крыше он
И раздался чистый звон:
Дождик бегает по крыше (Дети встают друг за другом паровозиком).
По веселой звонкой крыше:
Бом! Бом! Бом! (Дети похлопывают ладонями по спинкам друг друга).
Дома, дома посидите,
Бом! Бом! Бом! (Постукивают пальчиками)
Никуда не выходите,
Бом! Бом! Бом! (Поколачивают кулачками).
Почитайте, поиграйте – (Растирают ребрами ладоней).
Бом! Бом! Бом! (Кладут ладони на плечи и большими пальцами растирают плечи круговыми движениями)
А уйду тогда гуляйте. Бом. Бом. Бом. ( Поглаживают ладонями).
Логопед: Дождь устал, перестал,
Стало сухо — мы опять
Будем в садике гулять.
Логопед. Вам понравилось в лесу? Давайте ребята для лесных зверей и птиц споем веселую песню-хоровод "Земелюшка - чернозем".
III. Заключительная часть
Ребята, настроение хорошее? Давайте поделимся нашим прекрасным настроением со всеми.
Данное занятие позволяет развивать у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи чувство ритма, плавную, связную речь.
Вложение | Размер |
---|---|
Занятие пологопедической ритмике. | 60.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Логоритмическое занятие для детей с фонетико-фонематическими нарушениями речи
Основная задача в комплексном психолого-логопедическом, педагогическом и лечебно-оздоровительном воздействии на детей с речевыми расстройствами – формирование, развитие и коррекция функциональной речевой системы с учётом особенностей личности и поведения. Занятия по логопедической ритмике оказывают большую помощь в системе коррекционного обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическими нарушениями речи. Специальные логоритмические и музыкально-двигательные занятия способствуют: - развитию и коррекции двигательной сферы; - сенсорных способностей; - устранению речевого нарушения и социальной реабилитации. Специально подобранные вокально-артикуляционные и музыкально-двигательные упражнения, игры, песни и стихи, несложные танцы, элементарное музицирование на шумовых инструментах помогают решить следующие задачи : -оздоровительные: укрепляют костно-мышечный аппарат; развивают правильную осанку, походку, грацию движений; - образовательные: способствуют усвоению теоретических знаний в метроритмике, музыкальной культуре, развивают музыкальное восприятие; - воспитательные: развивают чувство ритма, способности ощущать в музыке, движении и речи ритмическую выразительность, воспринимать музыкальные образы; умение проявлять свои художественно-творческие способности; личностные качества каждого ребёнка; - коррекционные. Всё это содействует умственному, нравственному, эстетическому и трудовому воспитанию. Основной принцип такого обучения – тесная связь слова, движения и музыки.
Цель: развивать координацию движений под музыку. Задачи Коррекционные: - оздоравливать психику: воспитывать уверенность в своих силах, выдержку, волевые черты характера; - закреплять навыки речи с движением; - совершенствовать общую и мелкую моторику; - развивать длительность, плавность речевого выдоха; - дифференцировать основные параметры движений артикуляционной моторики; - произвольно формировать определённые мимические позы. Образовательные: - развивать музыкальные способности в процессе музыкальной деятельности (пения, слушания, игры на музыкальных инструментах и т.д.); - творческую активность во всех доступных детям видах музыкальной деятельности; - произвольность внимания, концентрацию и переключаемость внимания; - закреплять знания в области метроритмики( чувства ритма, определение длинных и коротких звуков). Воспитательные: - воспитывать личностные качества, чувство коллективизма, умение соблюдать правила выполнения упражнений; - формировать правильную осанку, походку, грацию движений.
Вводная часть Дети входят в зал. Логопед По извилистой дорожке С вами мы гулять пойдём, Постарайтесь так пройти, Чтоб с дорожки не сойти.
Быстрокрылы и легки, Сказочной зимой. Что за чудо-мотыльки Кружат над тобой?
Используя новые технологии, и оценивая результативность проводимой работы, можно сделать вывод о том, что систематическое проведение логоритмических занятий – необходимая составная часть коррекционной работы с детьми с фонетико – фонематическими нарушениями речи.
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.
Цель: преодоление и профилактика речевых нарушений путем развития, воспитания и коррекции у детей двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой.
Логоритмические задачи:
1.Воспитание чувства ритма.
2. Развитие эмоциональной сферы личности ребенка.
3. Воспитание динамической организации двигательного акта в сочетании с ритмическим музыкальным воздействием.
4. Воспитание навыков движения под музыку в сочетании с голосом.
Логопедические неречевые задачи:
1. Развитие слухового и зрительного произвольного внимания.
2. Развитие зрительных представлений.
3. Коррекция нарушений общей, пальчиковой, мимической,
4. Воспитание поведенческой активности, подражательности в играх и упражнениях, самостоятельности, произвольности.
5. Развитие зрительно-пространственных представлений.
Логопедические речевые задачи:
1. Воспитание продолжительного речевого выдоха на гласных звуках и звукоподражаниях, воспитание ритма речевого дыхания, умения контролировать свое дыхание.
3. Воспитание мягкой атаки голоса, высотного диапазона голоса, развитие просодии.
4. Воспитание навыков вопросно-ответной речи, вопросительной интонации.
5.Воспитание плавной связной речи в сочетании с музыкой.
6. Расширение и актуализация словаря, уточнение знаний о временах года.
Педагогические задачи:
1.Воспитание уважительного отношения друг к другу, умения внимательно выслушивать друг друга;
2. Обучение правилам игр, их соблюдению, воспитание навыков творческой, коллективной и ролевой игр.
3. Воспитание волевых качеств личности, самостоятельности, активности.
Оборудование: снежинки из бумаги, костюмы- шапочки зверей зайчиков, медведей, белочек и ежей.
Ход логоритмического занятия
Дети входят в зал.
Логопед: Сегодня к нам на занятие пришли гости. Поздороваемся с гостями. Дети выполняют поклоны головой.
2. Развитие слухового внимания, оптико-пространственных представлений.
Логопед: Всем направо повернуться. (Дети выполняют поворот направо).
Логопед: В локтях рученьки согнуться. ( Дети сгибают руки в локтях).
Развитие координации движения рук и ног в соответствии с музыкой.
Дети: Раз, два, три -
Поездом вдруг стали мы.
(дети проговаривают, выполняя одновременно хлопки)
Логопед: Первый будет паровозом.
Даст вагончикам сигнал.
Ребенок: Загудел паровоз: У-у-у.
И вагончики повез
Воспитание координации речи с движением.
выразительный указательный жест правой рукой)
Дети повторяют за логопедом слова и движение.
Логопед: Перед нами лес большой,
(медленно поднимает руки вверх.дети повторяют слова и движения за логопедом)
Логопед: Но еще совсем не одетый. Только ели и сосны стоят зеленые и красивые (медленно опускает руки вниз).
Дети повторяют слова и движения за логопедом.
Логопед: Кто знает, когда это бывает?
Дети: Это бывает ранней весной.
Развитие слухового внимания. Развитие общей моторики.
Логопед: А какие же ранней весной стоят деревья? Давайте мы их покажем.
Деревьями вдруг стали мы:
две елки, березы,
( Поднимают вверх руки, головы подняты так же вверх).
Логопед: Деревья качает легкий весенний ветерок.
Дети слегка качают поднятыми вверх руками, и одновременно перебирая пальцами (легкий ветер).
Логопед: Ветер усилился.
6.Развитие координации пальцев рук и речи.
Логопед: Скоро-скоро на деревьях появятся свежие зеленые листочки. Какие это листочки? Это - лист кленовый, лист дубовый, лист березовый.
Дети пропевают: - лист кленовый,
выполняя движения: пальцы развести в стороны, напряжены; пальцы согнуть в средних фалангах, большой палец прижат к остальным; пальцы выпрямить, соединить все вместе. Упражнение выполняют сначала правой рукой, затем левой и обеими руками
7. Воспитание темпа движений в соответствии с темпом музыки. Логопед: Зима злится, весне уступать не хочет. Силу свою показывает.
Но подул вдруг ветерок.
И посыпался снежок.
Мы сейчас пойдем
И снежиночки возъмем.
Дети подходят к своим стульчикам берут снежинки.
Под музыку дети двигаются в разных направлениях, меняя темп движений в соответствии с изменяющимся темпом музыки.
Садятся. Развитие грамматической функции словообразования. Логопед: Какие у нас снежинки?
Дети: Снежинки легкие, холодные, прозрачные, белые, узорчатые.
8. Воспитание продолжительного выдоха.
Логопед: возьмите в правую руку по снежинке. Вытяните вперед и подуйте на снежинку плавно и долго.
Дети дуют: на акцент в музыке делают вдох, на слабые доли - выдох. ( Повторить 5-6 раз .)
9. Развитие просодического компонента речи. Воспитание координации музыки, движения, речи. Развитие вокальных навыков.
Логопед: но весна сильнее зимы, она все снега растопит, все речки отопрет ото льда. Давайте, сдуем снежинки, пусть отдыхают до будущей зимы. Все сдувают снежинки в мешочек.
- Приди, о май, и снова,
Пусть рощи оживут.
Под шум ручья лесного
Фиалки пусть цветут.
(Дети поют куплет песни и жестами изображают колыханье веток рощи, колебанье воды в ручье, как растут фиалки. ).
10. Развитие пантомимики, воображения, умения перевоплощаться.
Логопед: Раз оказались мы с вами сегодня в лесу, то обязательно узнаем, как лесные жители встречают весну. Они сейчас нам все расскажут и все покажут.
Воспитатель помогает детям надеть костюмы.
зайчик: Пора мне зайчику линять.
зайчик: Пора мне шубку поменять
зайчик: Летом серым быть могу,
Не надо прятаться в снегу.
Логопед: Молодцы зайчики! А к нам спешат другие лесные жители. Выбегают две белочки, посматривая по сторонам.
белочка: Мы спешили, мы спешили.
На зиму грибы сушили.
белочка: Орешков сделали запас.
Запасы выручили нас. Вместе: Мы зиму пережили,
Весну встречать решили.
Логопед: Ну что ж, старайтесь, в добрый час! (белочки танцуют импровизируя )
мишка: В берлоге спал я долго.
мишка: Мне снился зимний сон.
мишка: Но солнышко пригрело.
И вмиг растаял он!
Вместе: Весна пришла, весна пришла!
Проснуться нам пришла пора!
Логопед: Замечательные медвежата! А на встречу с нами спешит еще кто-то.
еж: Я тоже спал как мишка.
еж: На ветках и траве.
В моей квартирке теплой. Вдруг стало жарко мне.
Логопед: Ну что же, все у вас толково.
К весне, пожалуй, все готово.
Вы все трудились! Молодцы!
Теперь пришла пора игры!
Воспитание переключаемости движений, тормозных установок.
Логопед: Будем с бубном мы играть.
Нужно водящего выбирать.
Раз, два, три - ты скорее выходи!
Дети стоят в кругу. Водящий ребенок в центре с бубном
1 такт - водящий стучит в бубен.
2-3 такт - бежит по кругу перед играющими, останавливается около
ребенка, протягивает ему бубен,
5 такт - ребенок, которому протянули бубен, ударяет в него 2 раза.
Во время 9-16 тактов - дети боковым галопом двигаются вправо по кругу.
Конец музыки. Дети говорят: Раз, два, три - бери. Ребенок, первым взявший бубен становится водящим.
Логопед: Веселились и играли.
Отдохнуть решили мы.
Сядем на свои места.
Слушать музыку пора. Дети садятся в кружок на ковер.
Развитие музыкального слуха. Нормализация мышечного тонуса.
. Логопед: Какую вы услышали музыку? Дети: Тихую, спокойную.
Логопед: Что нам хочется делать под такую музыку?
Дети: Отдыхать, готовиться ко сну, успокаиваться.
Логопед: Как мы спим? Дети изображают спящих. Расслабляются. Отдыхают.
Логопед: Мы проснулись, потянулись. А теперь поиграем в оркестре.
Развитие просодического компонента речи.
Дети поют, одновременно выполняя движения, соответствующие словам распевки (изображают игру на скрипке, на дудочке, на барабане).
Нежно скрипочка играй -ля-ля-ля-ля-ля
Дудка тоже подпевай - ду-ду-ду-ду-ду
Барабан сильней играй - бом-бом-бом-бом-бом.
Развитие слухового внимания, музыкального слуха.
Логопед: Поиграем сейчас под музыку в прятки?
Развитие фонематического слуха, просодической стороны речи.
Логопед: А теперь с нами хочет поиграть лесное эхо.
Дети поют. Кричу в лесу: А-у! А-у!
А мне в ответ: А-у! А-у!
Дети: Первый звук А.
Дети: Второй звук У.
Логопед: Пропоем еще раз АУ. (Дети поют).
Логопед: Вот и настала пора нам снова стать девочками и мальчиками. Дети проговаривают под музыку (три аккорда) слова одновременно выполняя хлопки:
Воспитатель помогает детям снять маски.
Организация окончания занятия, подведение итогов, уточнение лексических понятий, употреблявшихся на занятии.
Логопед: Сегодня у нас с вами было путешествие в лес. На чем мы отправлялись в путь?
Логопед: Какие деревья мы видели в лесу поздней осенью?
Дети: Деревья в лесу поздней осенью стоят голые, без листьев.
Логопед: Что сегодня принес нам порыв холодного ветра?
Дети: Ветер принес нам последние снежинки. Последний снег.
Логопед: Значит, снова зима к нам придет?
Дети: Нет, это зима с весной борется.
Логопед: Как вы думаете, кто же победит?
Дети: Победит весна.
Логопед: Каких зверей мы увидели сегодня в лесу?
Дети: Мы увидели зайцев, мишек, белочек, ежей.
Логопед: Нам сегодня понравилось как вы пели, выполняли движения под музыку, внимательно все слушали и правильно отвечали на вопросы. А каких замечательных зверей мы увидели: мишек, зайчиков, белочек, ежей. Ребята, ежи решили нас угостить. Они оставили для вас корзину с яблоками.
1. Волкова, Г. А. Логопедическая ритмика / Г.А. Волкова. - М.: Детство-Пресс, 2010. - 352 c.
2. Анищенкова, Е.С. Логопедическая ритмика для развития речи дошкольников / Е.С. Анищенкова. - М.: ИЗДАТЕЛЬСТВО "АСТ", 2005. - 798 c.
3.. Брюсов, В. Опыты по метрике и ритмике, по евфонии и созвучиям, по строфике и формам / В. Брюсов. - М.: Книга по Требованию, 2011. - 142 c.
6. Гаспаров, М. Л. Очерк истории русского стиха. Метрика. Ритмика. Рифма. Строфика / М.Л. Гаспаров. - М.: Наука, 2016. - 320 c.
7. Гаспаров, М. Л. Современный русский стих. Метрика и ритмика / М.Л. Гаспаров. - М.: Наука, 2005. - 488 c.
8. Елисеева, Е. И. Ритмика в детском саду / Е.И. Елисеева, Ю.Н. Родионова. - М.: Перспектива, 2012. - 104 c.
9. Жигалко, Е. Музыка, Фантазия, Игра. Учебное пособие по ритмике, сольфеджио, слушанию музыки. Для детей 5-8 лет / Е. Жигалко, Е. Казанская. - М.: Композитор - Санкт-Петербург, 2014. - 124 c.
10. Жигалко, Е. Музыка, Фантазия, Игра. Учебное пособие по ритмике, сольфеджио, слушанию музыки. Для детей 5-8 лет. Часть 1 / Е. Жигалко, Е. Казанская. - М.: Композитор - Санкт-Петербург, 2015. - 534 c.
11. Костылева, Н. Ю. Покажи и расскажи. Игровые упражнения на основе фонетической ритмики / Н.Ю. Костылева. - М.: Сфера, 2014. - 530 c.
12. Листки музыкальной ритмики в России. №2(8). - М.: Ленанд, 2015. - 120 c.
13. Макарова, Н. Ш. Коррекция неречевых и речевых нарушений у детей дошкольного возраста на основе логопедической ритмики / Н.Ш. Макарова. - М.: Детство-Пресс, 2009. - 386 c.
14. Максимова, Н. Ю. Листки музыкальной ритмики в России. №1(7) / Н.Ю. Максимова. - М.: Ленанд, 2014. - 203 c.
16. Мухина, А.Я. Речедвигательная ритмика / А.Я. Мухина. - М.: ИЗДАТЕЛЬСТВО "АСТ", 2012. - 128 c.
17. Нищева, Н. В. Логопедическая ритмика в системе коррекционно-развивающей работы в детском саду. Учебно-методическое пособие (+ CD-ROM) / Н.В. Нищева. - М.: Детство-Пресс, 2014. - 275 c.
18. Одинцова, И. В. Звуки. Ритмика. Интонация (+ CD-ROM) / И.В. Одинцова. - М.: Флинта, Наука, 2008. - 368 c.
20. Портнов, Г. Г. Портнов. Ну-ка, дети, встаньте в круг. Танцы народов мира. Пособие для преподавателей ритмики и хореографии, музыкальных руководителей детских дошкольных учреждений / Г. Портнов. - М.: Композитор - Санкт-Петербург, 2008. - 308 c.
21. Пустовойтова, М.Б. Ритмика для детей 3-7 лет / М.Б. Пустовойтова. - М.: Книга по Требованию, 2008. - 184 c.
22. Русский стих. Метрика. Ритмика. Рифма. Строфика. - Москва: Машиностроение, 2008. - 336 c.
23. Федотов, О. И. Основы русского стихосложения. Теория и история русского стиха. Книга 1. Метрика и ритмика / О.И. Федотов. - М.: Флинта, 2016. - 878 c.
24. Фирилева, Ж. Е. Ритмика в школе. Третий урок физической культуры / Ж.Е. Фирилева, А.И. Рябчиков, О.В. Загрядская. - М.: Феникс, 2014. - 288 c.
25. Франио, Г. Методическое пособие по ритмике. Для 2-го класса музыкальной школы / Г. Франио. - М.: Музыка, 2005. - 152 c.
26. Холопова, В. Н. Теория музыки. Мелодика, ритмика, фактура, тематизм / В.Н. Холопова. - М.: Планета музыки, Лань, 2010. - 368 c.
27. Чибрикова-Луговская, А.Е. Ритмика / А.Е. Чибрикова-Луговская. - М.: Дрофа, 2008. - 102 c.
28. Шашкина, Г. Р. Логопедическая ритмика для дошкольников с нарушениями речи. Учебное пособие: моногр. / Г.Р. Шашкина. - М.: Академия, 2005. - 192 c.
29. Яновская, В. Ритмика. Практическое пособие / В. Яновская. - М.: Музыка, 2012. - 299 c.
30. Филатова Ю.О., Гончарова Н.Н., Прокопенко Е.В. Логоритмика: Технология развития моторного и речевого ритмов у детей с нарушениями речи: Учебно-методическое пособие / под редакцией Л.И. Беляковой. – М.: Национальный книжный центр, 2017. – 208 с. (Логопедические технологии.)
Дополнительная литература.
• Картушина М. Ю. Логоритмика для малышей: Сценарии занятий с детьми 3-4 лет. - М.: ТЦ Сфера, 2005;
• Картушина М. Ю. Логоритмические занятия в детском саду: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2004;
• Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. Развитие связн
Читайте также: