Конспект по коррекционной ритмике для детей с нарушением речи

Обновлено: 03.07.2024

В процессе работы в группе для детей с ТНР мы обнаружили, что у значительного количества воспитанников (60-70 %) наблюдаются нарушения звукопроизношения и просодических компонентов речи, обусловленные недостаточностью иннервации мышц речевого аппарата, то есть, дизартрия. Особенности моторики детей со стёртой дизартрией объясняются нарушением функции двигательных нервов. У них оказывается нарушенной как статика, так и динамика артикуляционных движений, движения совершаются с нарушением плавности и переключаемости, с появлением сопутствующих движений в мимической, тонкой и общей мускулатуре. Наиболее сложным является выполнение одновременных движений – результат совместной работы органов артикуляции, голосовых и дыхательных мышц, мимической мускулатуры, мышц кистей и пальцев рук и мышц тела. Поэтому у детей с дизартрией часто страдают просодические компоненты речи: у них не формируется правильное речевое дыхание, наблюдаются нарушения голоса и интонационной выразительности речи. Нарушения темпа и ритмической организации высказывания приводит к тому, что фраза формулируется нечётко, недоговаривается, беспорядочно расставляются смысловые ударения, нарушается расстановка пауз, характерны пропуски слогов и слов, бормотание к концу фразы.

Известно, что нередко дети с тяжёлыми нарушениями речи (ОНР, дизартрия) страдают нарушениями оптико-пространственной координации и трудностями сосредоточения, произвольного восприятия и внимания. Совместно с раскоординированностью в общей моторике, это приводит к тому, что у таких детей очень трудно вырабатывается навык произвольного управления своими движениями и поведением. В связи с вышесказанным, мы считаем необходимым включать в коррекционную работу с дошкольниками логоритмические приёмы как дополнение к системе логопедических занятий.

Логопедическая ритмика – способ коррекции речи, опирающийся на сочетание речи, музыки и движения. Организующим моментом здесь является ритм. Чувство ритма в своей основе имеет моторную, активную природу и сопровождается моторными реакциями: восприятие ритма вызывает многообразие кинестетических ощущений и мышечных сокращений и расслаблений. Многие исследователи (Жак-Далькроз, Бехтерев, Гиляровский, Гринер, Власова и др.) подчёркивали общепедагогическое значение ритма, влияние его на коррекцию различных отклонений в психофизической сфере человека.

  • Развитие и коррекция неречевых процессов у детей с нарушением речи;
  • Коррекция речевых нарушений и развитие речи

Логоритмическая коррекция требует многократного повторения вырабатываемых двигательных навыков и проводится в системе. Поэтому в коррекционной работе так важна связь и преемственность в работе всех специалистов, работающих с детьми. Помимо специально организованных логоритмических занятий, совместно с логопедом планируют свою работу:

- воспитатели – утренняя гимнастика (музыкально-ритмические упражнения с предметами и без), логоритмические пятиминутки в различных режимных моментах (упражнения на согласование речи с движением, пальцевая, мимическая и артикуляционная гимнастика), подвижные игры с речевым сопровождением;

- музыкальный руководитель – игры и упражнения на развитие качеств голоса, игра на детских музыкальных инструментах, игры-инсценировки, музыкально-ритмические упражнения, слушание музыки, в том числе, активное (с двигательными заданиями);

- физкультурный руководитель – ритмические двигательные упражнения с речью, упражнения на движение с перестроением, смену движения по сигналу и т.п., подвижные игры с речевым сопровождением.

Рассмотрим содержание первого звена логоритмического воздействия.

1. Воспитание личностных качеств ребёнка: подражательности, активности, инициативности, самостоятельности, коллективизма, волевых качеств - смелости, настойчивости, выдержки.

Данные качества воспитываются путём целенаправленного подбора музыкальных и речевых упражнений, составляющих логоритмические этюды и творческие композиции, а также в процессе подвижных игр, хороводных игр, игр-драматизаций с разнообразными ролями. Важна здесь также роль личности педагога, умеющего грамотно и эмоционально заинтересовать каждого ребёнка, чтобы тот почувствовал потребность качественно выполнить предложенное задание до конца.

2. Развитие восприятия, слухового внимания и памяти.

Основным средством здесь является осознанное восприятие музыки и отдельных её характеристик: высоты, динамичности, темпа и тембра и выполнение детьми разнообразных двигательных заданий в соответствии с изменением данных характеристик.

3. Развитие оптико-пространственных представлений и навыков, зрительной ориентировки на говорящего.

Педагог определяет пространственную схему каждого движения. Во времени движения организуются с помощью ритма – музыкального или речевого. Для формирования навыка зрительного сосредоточения на предмете или объекте полезно использовать эмоциональный контакт в игре (когда задание посмотреть на игрушку или партнёра. улыбнуться является частью правил игры). Также чрезвычайно полезными являются упражнения с предметами – музыкально-ритмические или двигательно-речевые.

4. Развитие координации общих движений, тонкой произвольной моторики и мимики лица

происходит через овладение двигательными умениями и навыками. Движения совершенствуются под музыку, которая оказывает влияние на качество исполнения. Под влиянием музыки улучшается выразительность, появляется ритмичность, чёткость, плавность, слитность в исполнении движения. Эмоциональная окрашенность, вследствие восприятия ребёнком музыки, придаёт движениям энергию или мягкость, размах или сдержанность, а создание с помощью музыки и движений определённых образов способствует развитию мимики и пантомимики.

5. Воспитание чувства темпа и ритма в движении.

Ритм – это сочетание во времени сильных, акцентированных частей движения со слабыми, пассивными. Своевременное и произвольное чередование мышечного напряжения и расслабления является одним из показателей правильности выполнения движения. Правильно, ритмично выполняемые движения не вызывают утомления длительное время.

Наиболее активно моторные реакции проявляются при восприятии акцента. Поэтому в логоритмике широко применяются игры и упражнения с передачей предмета под музыку (“Укачивание куклы”, “Игра с бубном”, “Яблочко”, “Передача палочки” и т.п)

Рассмотрим содержание второго звена логоритмического воздействия.

1. Воспитание темпа и ритма дыхания.

Средствами являются двигательные упражнения – сначала без речи, затем – с речью. В качестве речевого материала выбираются несложные стихотворные тексты, подходящие по лексической теме занятия, либо вносящие в него игровой (или соревновательный) момент, либо несущие воспитательный смысл; разнообразные считалки. Применяются также игровые дыхательные упражнения под музыку.

2. Развитие артикуляционного праксиса.

Средства – игры, содержащие артикуляционные и мимические движения, выполняемые под ритмизированную речь педагога (фонограмму) либо под музыку, по показу педагога или с использованием схем движений. Также мы широко вводим артикуляционные и мимические движения в игры-драматизации и логоритмические этюды.

3. Развитие просодических компонентов речи.

Осуществляется на основе воспитанных темпа и ритма дыхания, качеств голоса, речевого слуха и артикуляционной моторики. Речь имеет общие с музыкой элементы- мелодию, темп, ритм, акцент (в речи – логическое ударение), паузацию. Совершенствуется просодика в логоритмических этюдах и играх-драматизациях.

4. Развитие фонематического восприятия.

Восприятие музыки различной тональности, громкости, темпа и ритма создаёт основу для совершенствования фонематических процессов. А воспитание ассоциаций, связанных со звуками, непосредственно улучшает различение звуков речи на слух. Произнесение под музыку стихов, насыщенных оппозиционными звуками, способствует развитию слухопроизносительной дифференциации фонем.

А самое главное и ценное в логоритмических играх – это те положительные эмоциональные реакции детей, которые появляются в ходе выполнения движений с речью и пением, а также умение управлять своим телом и поведением, которое так пригодится детям для адаптации к меняющимся условиям жизни.

Конспект логоритмического занятия для детей 3-4 лет “В гости к пальчику”

  • воспитание эмоциональной отзывчивости, желания взаимодействовать с педагогом и детьми;
  • развитие дыхания, мимической, артикуляционной, пальцевой и общей моторики;
  • совершенствование слухового внимания, чувства темпа и ритма в движении.

Оснащение: пособие на развитие дыхания “Дождик” (тучки со “струйками дождя” из фольги) на каждого ребёнка, фонограмма

Приветствие, мимическое упражнениеЗдесь живёт Хмурилка” (С.Дроздова)

- Поиграем пальчиками. Первый палец - боковой – называется “большой”. Решил большой пальчик построить себе дом. Маленький, но настоящий. Пальцевые игры под музыку “Дом”, “Ёжик” (С. и Е. Железновы)

- Давайте подойдём к домику. Музыка тихая, медленная и идти будем так же, тихонько. Зашли в домик, подошли к окну и выглянули в окошко (показ).Кого же мы увидим, кто там по дорожке идёт? Об этом нам расскажет музыка. “Кто как ходит” (имитационные движения под музыку – общеразвивающие и артикуляционные)

- Как много гостей пришло к большому пальчику! Четыре остальные братца-пальчика тоже пришли в гости к большому. Пальцевая игра “В гости к пальчику”(Аверьянова)

- Даже трусишка-язычок открыл дверь своего домика и выглянул посмотреть на новый домик. Но увидел ворону, испугался и снова спрятался (артикуляционная гимнастика под музыку).

- А вороне не нужен был язычок. Она искала червячков, которые ползли по дорожке. У червячков нет ни рук, ни ног, они ползают вот так (показ): собрались – вытянулись, собрались – вытянулись… Пальцевая игра “Червячки и ворона”, танец “Червячки” (С. и Е. Железновы)

- Наши пальчики хотели пойти погулять, но вдруг набежали тучи и пошёл дождь. Струи дождя падали на дорожку и шелестели, вот так: игра с пособием “Дождик” (развитие дыхания).

- Пальчики немного погуляли под зонтиком, потом пришли в домик, поиграли в мячик и почитали книжку. Пальцевые игры под музыку “Зонтик”, “Мячик”, “Книжка” (Железновы, “Мой Зонтик”)

- Сказка была интересная – про репку. Логоритмический этюд “Репка” (Л. Кустова). Завершение занятия.

Конспект логоритмического занятия для детей 5- 6 лет “Волшебница-весна”

  • воспитание подражательности и волевых качеств – выдержки, умения действовать в коллективе;
  • развитие дыхания, мимической, артикуляционной, пальцевой и общей моторики, оптико-пространственных навыков;
  • совершенствование слухового внимания, чувства темпа и ритма в движении.

Оснащение: палочка, сигналы-круги красного, синего, жёлтого и зелёного цветов на палочках, фонограмма

Приветствие. Разминка – пальцевая гимнастика под музыку (А.Иванов, “Пальчиковая гимнастика под музыку”)

“Встали пальчики”, “Зарядка”, “Зайчик”, “Огоньки”, “Флажок”

Сказка. – Поиграем в сказку. Мы попадём в волшебный лес.

“Здравствуй, лес!” (ПГ под музыку)

Здравствуй, лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес!

- В этом сказочном лесу решила зимушка построить себе дом. Позвала на работу мастеров.

“Дружные пальчики” (ПГ под музыку): Раз,два,три,четыре,пять, будем пальчики считать –

Крепкие, дружные, все такие нужные!

“Строим дом” (ПГ под музыку):

Дом мы строим выше, выше,
Есть окошки в нём и крыша!

- Дом готов, нужно позвать маляров, покрасить его белой краской.

“Маляры” (АГ под музыку):

Красят домик маляры для любимой детворы.
Если только я смогу, то им тоже помогу!

“Новоселье” (согласование речи с движениями):

А сегодня у зимы новоселье, мы с тобой приглашены на веселье!

Дом построен из сугроба. А какой вышины? Вот такой вышины!

Белый коврик у порога. А какой ширины? Вот такой ширины!

Посмотри-ка: потолки ледяные: высоки-превысоки, кружевные!

Мы по лестнице шагаем, выше ноги: топ, топ!

Двери комнат отворяем: справа хлоп, слева хлоп!

Ты хозяйке поклонись-ка: - Здравствуй, зима!

Логоритмический этюд “Зима в избушке” (муз. Э.Ханка, сл. С.Островой)

- Всем надоела зима! Холодно, птички не поют, солнышко не светит! Давайте Весну-красну позовём. Хороводная игра “Веснянка” (муз. народная)

- Услышала весна нашу песню и сказала: передайте мне мою волшебную палочку, с её помощью я смогу принести вам тепло и солнечный свет. Логоритмическое упражнение – передача палочки под музыку.

- Получила весна волшебную палочку, и сразу засветило солнце, запели птички, расцвели цветы. Курочка вышла пощипать зелёную травку, дети стали качаться на качелях!

Пальцевая гимнастика под музыку: “Солнце”, “Птички”, “Курочка”, “Качели”, “Цветок” (А.Иванов, “Пальчиковая гимнастика под музыку”)

Игра “Сигналы” (развитие внимания, темпа и ритма в движении – выполнение определённого движения по показу сигнала на акцент в музыке)

Вот круги – четыре цвета,
Вам игра знакома эта:
Жёлтый круг я покажу –
Вас я хлопнуть попрошу.
Зелёный круг я покажу –
Всех подпрыгнуть попрошу.
Синий – будем мы молчать,
Красный – все “Ура!” кричать.

Автор: Адиятуллина Лилия Закировна

Организация: МАДОУ №171

Населенный пункт: г. Казань

Автор: Фахретдинова Роза Василовна

Организация: МАДОУ №171

Населенный пункт: г. Казань

Описание материала: предлагаем вам конспект логоритмического занятия для детей старшей группы (5-6 лет) с общим недоразвитием речи. Данный материал будет полезен учителям – логопедам, музыкальным руководителям, воспитателям. Этот конспект направлен на развитие всех компонентов речи, слуховых функций, речевой функциональной системы, двигательной сферы, ручной и артикуляционной моторики, памяти, внимания, познавательных процессов, творческих способностей детей.

Цель: Преодоление речевого нарушения путем развития, воспитания и коррекции двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой.

Обучение детей умению реагировать на смену динамики звучания музыки, сменой направления движения, характера или амплитуды движений.

Задачи:

Коррекционно - образовательные:

Формирование у детей продолжительного эмоционального настроя на общение в процессе музыкально-игровых занятий.

Коррекционно - развивающие:

Развитие артикуляционной и пальчиковой моторики; статической и динамической координации движений. Развитие речевого дыхания, речевого слуха, тонкой, общей и артикуляционной моторики, внимания, мелодико – интонационной стороны речи, чувства ритма, музыкального слуха, слухо – двигательной координации.

Коррекционно - воспитательные:

Воспитывать доброжелательные отношения друг к другу, желание говорить красиво, правильно.

Воспитание переключаемости с одного поля деятельности на другое

Формировать навыки сотрудничества, самостоятельность, инициативность.

Методические приёмы:

Наблюдение за работой детей.

Оборудование: мяч, корзинки на каждого ребенка (бумажные цветы на листочке, грецкие орехи -2шт., су-джоку), большой обруч - солнышко, Аудиозапись со звуками насекомых.

Ход занятия.

I. Вводная часть

Дети под музыку (песня "Сказочное лето") вбегают в зал, встают в полукруг

Логопед. Я рада встрече с вами.

Посмотрите, какой сегодня прекрасный день.

День сегодня необычный,

Полный сказок и чудес,

Превращений, дивных встреч.

Да всего не перечесть.

А сначала улыбнулись,

Выше, к солнцу потянулись,

В лес идти уже пора!

Будем петь, играть,

Ручки, ножки развивать.

Ну, а прежде, чем начать,

Что мы всем должны сказать?

II.Основная часть.

Упражнение на развитие основных движений

Логопед:

В лес отправимся гулять

Будем весело шагать

Упражнение "Прогулка в лес" Звучит музыка (для разных персонажей мелодии исполняются в разных темпе и регистре).

Ровным кругом Друг за другом
Мы идем за шагом шаг.

ну-ка вместе, ну-ка дружно

сделаем вот так

Ходьба и маршировка

По сухой лесной дорожке

Топ-топ-топ – топочут ножки.

Ходит, бродит вдоль дорожек

Весь в иголках серый ёжик.

Ходьба топающим шагом

Серый волк бежит по лесу,

А за ним бежит лиса.

Поднялись у них трубою.

Два пушистеньких хвоста.

Бег с забрасыванием ног назад

С ветки на ветку рыжий зверек

Весело прыгает скок поскок

Вылез мишка из берлоги,
Разминает свои ноги.

Ходьба на внешней стопе ног

На носочках он пошел

Ходьба на носках

И на пяточках потом

Ходьба на пятках

Друг за другом встали в ряд

И пошли вперед опять

На прогулку парами

Песенку веселую дружно мы поем

ходьба парами врассыпную, остановиться

Песня Доброе лето (муз. и сл. Виктора Ударцева)

Логопед: Каждое утро в лесу начинается с зарядки

Тем временем наш Язычок проснулся, услышал веселые звуки и решил выглянуть изо рта, посмотреть, ведь он такой любопытный.

Влево-вправо, раз-два! — в щеки

Вверх-вниз, вверх-вниз! — до носа, до подбородка

Язычок, не ленись!

Язычок, покажись! — протиснуть язычок сквозь зубы

А зубы-то, а зубы кусают даже губы! – покусать нижнюю губу

Кусаются, кусаются и не унимаются! – покусать верхнюю губу

А губы то хохочут, — улыбка широкая

То сильно обижаются, — обижаемся

То весело хохочут, — улыбка

То снова обижаются! — обижаемся

Язычок – не лист капустный.

Он совсем, совсем невкусный!

Зубки, зубки, успокойтесь!

Вместе с нами улыбайтесь! – улыбка

Упражнение на развитие координации речи с движением.

Логопед. Солнце поднимается все выше и выше.

Утро настало, (руки прижатые к груди ладонями внутрь, медленно развести в стороны

Солнышко встало. Затем кулаки сжать, большими пальцами совершать круговые движения)

Яркое, лучистое, (Руки поднять вверх, пальчики разведены.)

Второй лучик спозаранку (Имитировать движения).

Разбудил трусишку зайку.

Зайка улыбнулся, (Имитировать движения.)

К солнцу потянулся,

Третий луч пробрался в дом, (Скрещенные руки над головой. Пальцы расправлены.

Ежонка разбудил потом,

А четвертый, шалунишка, (Имитация движений медведя)

Разбудил в берлоге мишку. (потянуться на носочках, руки вверх)

Логопед . А сейчас, чтоб не скучать, предлагаю поиграть!

Дети становятся в круг. Ведущий стоит в центре круга, бросает мяч ребенку, задавая вопрос, ребенок отвечает:

- Все собрались мы в кружок

- Где лиса живет? (в норе)

Ну, а белочка? (в дупле)

В старых пнях живут ежи.

А где волки? Подскажи? (в логове)

Рыбки плавают? (в воде, реке)

Птички все живут? (в гнезде)

Бегемот живет … (в болоте)

Где медведи, наконец? (в берлоге)

Кто все знает – молодец!

А серый зайка? (под кустом)

Так: что делаем потом?

Настало время нам шагать,

На лужайке отдыхать!

Логопед. Солнце нас обогрело лучом

Мы корзинки возьмем (Дети берут корзиночки и садятся на коленки, на ковер в шахматном порядке)

У лета много красоты:

Зеленый лес и птицы тоже,

И эти яркие цветы

Мы тоже летом видеть можем

Упражнение на развитие дыхания"Цветок"(звучит музыка цветов "Роза")

На полянке у реки (дети берут из корзинки цветок)

На цветочек мы подуем (дуют на цветок, не надувая щек)

И цветок от сна разбудим

Игры на мелкую моторику

Логопед. Поднялось солнце высоко! Все жители леса спешат по своим делам. Вот пробежал ежик.

Описание: упражнение выполняется сначала на правой руке, затем на левой.

Ёжик, ёжик, хитрый ёж,

  • клубочек ты похож. (дети катают Су-Джок между ладонями)

На спине иголки (массажные движения большого пальца)

очень-очень колкие (массажные движения указательного пальца)

Хоть и ростом ёжик мал, (массажные движения среднего пальца)

нам колючки показал, (массажные движения безымянного пальца)

А колючки тоже (массажные движения мизинца)

  • ежа похожи. (дети катают Су-Джок между ладонями)

На ежа мы поглядим, (сделать блюдечко ладошками)

молочка уму дадим.

Но не тронем колкие (погрозить пальчиком)

на спине иголки мы.

Массаж пальцев эластичным кольцом (пружинка). Кто живет в лесу? Описание: Дети поочередно прокатывают массажные кольца по каждому пальцу, проговаривая четверостишие
Кто в лесочке живет?
Под корягой — старый крот (на правой руке)
За горой — лисенок,
В ельнике — лосенок.
Под кустом — лисичка,
На сосне — синичка!(
Раз, два, три, четыре, пять, ( на левой руке)
Будем пальцы разминать.

Упражнение на развитие чувства ритма.

Логопед: Ребята, кто - то нам оставил орешки?

(Дети берут грецкие орехи, отстукивают ритм и пропевают:

По деревьям скок, скок,

Кто же это? Отгадай!

Это белка, так и знай!

Логопед: Солнце нас обогрело лучом,

Мы корзинки уберем

Будем с солнышком играть,

Лето красное дружно встречать!

(дети стоят вокруг солнышка, в центре солнца - взрослый, дети идут по кругу взявшись за руки) под песню А. Ермолова - Веселая песенка

Вышли лучики гулять!

Вдруг исчезли, улетели-

Мы догнать их не успели

(под музыку дети скачут, бегают, играют)

Надо лучики собрать!

(дети снова образовывают круг вокруг солнышка)

Логопед: Ребята, дождь начинается!(фонограмма "Звуки дождя")

Дождик капнул на ладошку,
На цветы и на дорожку,
Застучал по крыше он

И раздался чистый звон:

Дождик бегает по крыше (Дети встают друг за другом паровозиком).

По веселой звонкой крыше:

Бом! Бом! Бом! (Дети похлопывают ладонями по спинкам друг друга).

Дома, дома посидите,

Бом! Бом! Бом! (Постукивают пальчиками)

Никуда не выходите,

Бом! Бом! Бом! (Поколачивают кулачками).

Почитайте, поиграйте – (Растирают ребрами ладоней).

Бом! Бом! Бом! (Кладут ладони на плечи и большими пальцами растирают плечи круговыми движениями)

А уйду тогда гуляйте. Бом. Бом. Бом. ( Поглаживают ладонями).

Логопед: Дождь устал, перестал,
Стало сухо — мы опять
Будем в садике гулять.

Логопед. Вам понравилось в лесу? Давайте ребята для лесных зверей и птиц споем веселую песню-хоровод "Земелюшка - чернозем".

III. Заключительная часть

Ребята, настроение хорошее? Давайте поделимся нашим прекрасным настроением со всеми.

Данное занятие позволяет развивать у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи чувство ритма, плавную, связную речь.

ВложениеРазмер
Занятие пологопедической ритмике. 60.5 КБ

Предварительный просмотр:

Логоритмическое занятие для детей с фонетико-фонематическими нарушениями речи

Основная задача в комплексном психолого-логопедическом, педагогическом и лечебно-оздоровительном воздействии на детей с речевыми расстройствами – формирование, развитие и коррекция функциональной речевой системы с учётом особенностей личности и поведения. Занятия по логопедической ритмике оказывают большую помощь в системе коррекционного обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическими нарушениями речи. Специальные логоритмические и музыкально-двигательные занятия способствуют: - развитию и коррекции двигательной сферы; - сенсорных способностей; - устранению речевого нарушения и социальной реабилитации. Специально подобранные вокально-артикуляционные и музыкально-двигательные упражнения, игры, песни и стихи, несложные танцы, элементарное музицирование на шумовых инструментах помогают решить следующие задачи : -оздоровительные: укрепляют костно-мышечный аппарат; развивают правильную осанку, походку, грацию движений; - образовательные: способствуют усвоению теоретических знаний в метроритмике, музыкальной культуре, развивают музыкальное восприятие; - воспитательные: развивают чувство ритма, способности ощущать в музыке, движении и речи ритмическую выразительность, воспринимать музыкальные образы; умение проявлять свои художественно-творческие способности; личностные качества каждого ребёнка; - коррекционные. Всё это содействует умственному, нравственному, эстетическому и трудовому воспитанию. Основной принцип такого обучения – тесная связь слова, движения и музыки.

Цель: развивать координацию движений под музыку. Задачи Коррекционные: - оздоравливать психику: воспитывать уверенность в своих силах, выдержку, волевые черты характера; - закреплять навыки речи с движением; - совершенствовать общую и мелкую моторику; - развивать длительность, плавность речевого выдоха; - дифференцировать основные параметры движений артикуляционной моторики; - произвольно формировать определённые мимические позы. Образовательные: - развивать музыкальные способности в процессе музыкальной деятельности (пения, слушания, игры на музыкальных инструментах и т.д.); - творческую активность во всех доступных детям видах музыкальной деятельности; - произвольность внимания, концентрацию и переключаемость внимания; - закреплять знания в области метроритмики( чувства ритма, определение длинных и коротких звуков). Воспитательные: - воспитывать личностные качества, чувство коллективизма, умение соблюдать правила выполнения упражнений; - формировать правильную осанку, походку, грацию движений.

Вводная часть Дети входят в зал. Логопед По извилистой дорожке С вами мы гулять пойдём, Постарайтесь так пройти, Чтоб с дорожки не сойти.

Быстрокрылы и легки, Сказочной зимой. Что за чудо-мотыльки Кружат над тобой?

Используя новые технологии, и оценивая результативность проводимой работы, можно сделать вывод о том, что систематическое проведение логоритмических занятий – необходимая составная часть коррекционной работы с детьми с фонетико – фонематическими нарушениями речи.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Цель: преодоление и профилактика речевых нарушений путем развития, воспитания и коррекции у детей двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой.

Логоритмические задачи:

1.Воспитание чувства ритма.

2. Развитие эмоциональной сферы личности ребенка.

3. Воспитание динамической организации двигательного акта в сочетании с ритмическим музыкальным воздействием.

4. Воспитание навыков движения под музыку в сочетании с голосом.

Логопедические неречевые задачи:

1. Развитие слухового и зрительного произвольного внимания.

2. Развитие зрительных представлений.

3. Коррекция нарушений общей, пальчиковой, мимической,

4. Воспитание поведенческой активности, подражательности в играх и упражнениях, самостоятельности, произвольности.

5. Развитие зрительно-пространственных представлений.

Логопедические речевые задачи:

1. Воспитание продолжительного речевого выдоха на гласных звуках и звукоподражаниях, воспитание ритма речевого дыхания, умения контролировать свое дыхание.

3. Воспитание мягкой атаки голоса, высотного диапазона голоса, развитие просодии.

4. Воспитание навыков вопросно-ответной речи, вопросительной интонации.

5.Воспитание плавной связной речи в сочетании с музыкой.

6. Расширение и актуализация словаря, уточнение знаний о временах года.

Педагогические задачи:

1.Воспитание уважительного отношения друг к другу, умения внимательно выслушивать друг друга;

2. Обучение правилам игр, их соблюдению, воспитание навыков творческой, коллективной и ролевой игр.

3. Воспитание волевых качеств личности, самостоятельности, активности.

Оборудование: снежинки из бумаги, костюмы- шапочки зверей зайчиков, медведей, белочек и ежей.

Ход логоритмического занятия

Дети входят в зал.

Логопед: Сегодня к нам на занятие пришли гости. Поздороваемся с гостями. Дети выполняют поклоны головой.

2. Развитие слухового внимания, оптико-пространственных представлений.

Логопед: Всем направо повернуться. (Дети выполняют поворот направо).

Логопед: В локтях рученьки согнуться. ( Дети сгибают руки в локтях).

Развитие координации движения рук и ног в соответствии с музыкой.

Дети: Раз, два, три -

Поездом вдруг стали мы.

(дети проговаривают, выполняя одновременно хлопки)

Логопед: Первый будет паровозом.

Даст вагончикам сигнал.

Ребенок: Загудел паровоз: У-у-у.

И вагончики повез

Воспитание координации речи с движением.

выразительный указательный жест правой рукой)

Дети повторяют за логопедом слова и движение.

Логопед: Перед нами лес большой,

(медленно поднимает руки вверх.дети повторяют слова и движения за логопедом)

Логопед: Но еще совсем не одетый. Только ели и сосны стоят зеленые и красивые (медленно опускает руки вниз).

Дети повторяют слова и движения за логопедом.

Логопед: Кто знает, когда это бывает?

Дети: Это бывает ранней весной.

Развитие слухового внимания. Развитие общей моторики.

Логопед: А какие же ранней весной стоят деревья? Давайте мы их покажем.

Деревьями вдруг стали мы:

две елки, березы,

( Поднимают вверх руки, головы подняты так же вверх).

Логопед: Деревья качает легкий весенний ветерок.

Дети слегка качают поднятыми вверх руками, и одновременно перебирая пальцами (легкий ветер).

Логопед: Ветер усилился.

6.Развитие координации пальцев рук и речи.

Логопед: Скоро-скоро на деревьях появятся свежие зеленые листочки. Какие это листочки? Это - лист кленовый, лист дубовый, лист березовый.

Дети пропевают: - лист кленовый,

выполняя движения: пальцы развести в стороны, напряжены; пальцы согнуть в средних фалангах, большой палец прижат к остальным; пальцы выпрямить, соединить все вместе. Упражнение выполняют сначала правой рукой, затем левой и обеими руками

7. Воспитание темпа движений в соответствии с темпом музыки. Логопед: Зима злится, весне уступать не хочет. Силу свою показывает.

Но подул вдруг ветерок.

И посыпался снежок.

Мы сейчас пойдем

И снежиночки возъмем.

Дети подходят к своим стульчикам берут снежинки.

Под музыку дети двигаются в разных направлениях, меняя темп движений в соответствии с изменяющимся темпом музыки.

Садятся. Развитие грамматической функции словообразования. Логопед: Какие у нас снежинки?

Дети: Снежинки легкие, холодные, прозрачные, белые, узорчатые.

8. Воспитание продолжительного выдоха.

Логопед: возьмите в правую руку по снежинке. Вытяните вперед и подуйте на снежинку плавно и долго.

Дети дуют: на акцент в музыке делают вдох, на слабые доли - выдох. ( Повторить 5-6 раз .)

9. Развитие просодического компонента речи. Воспитание координации музыки, движения, речи. Развитие вокальных навыков.

Логопед: но весна сильнее зимы, она все снега растопит, все речки отопрет ото льда. Давайте, сдуем снежинки, пусть отдыхают до будущей зимы. Все сдувают снежинки в мешочек.

- Приди, о май, и снова,

Пусть рощи оживут.

Под шум ручья лесного

Фиалки пусть цветут.

(Дети поют куплет песни и жестами изображают колыханье веток рощи, колебанье воды в ручье, как растут фиалки. ).

10. Развитие пантомимики, воображения, умения перевоплощаться.

Логопед: Раз оказались мы с вами сегодня в лесу, то обязательно узнаем, как лесные жители встречают весну. Они сейчас нам все расскажут и все покажут.

Воспитатель помогает детям надеть костюмы.

зайчик: Пора мне зайчику линять.

зайчик: Пора мне шубку поменять

зайчик: Летом серым быть могу,

Не надо прятаться в снегу.

Логопед: Молодцы зайчики! А к нам спешат другие лесные жители. Выбегают две белочки, посматривая по сторонам.

белочка: Мы спешили, мы спешили.

На зиму грибы сушили.

белочка: Орешков сделали запас.

Запасы выручили нас. Вместе: Мы зиму пережили,

Весну встречать решили.

Логопед: Ну что ж, старайтесь, в добрый час! (белочки танцуют импровизируя )

мишка: В берлоге спал я долго.

мишка: Мне снился зимний сон.

мишка: Но солнышко пригрело.

И вмиг растаял он!

Вместе: Весна пришла, весна пришла!

Проснуться нам пришла пора!

Логопед: Замечательные медвежата! А на встречу с нами спешит еще кто-то.

еж: Я тоже спал как мишка.

еж: На ветках и траве.

В моей квартирке теплой. Вдруг стало жарко мне.

Логопед: Ну что же, все у вас толково.

К весне, пожалуй, все готово.

Вы все трудились! Молодцы!

Теперь пришла пора игры!

Воспитание переключаемости движений, тормозных установок.

Логопед: Будем с бубном мы играть.

Нужно водящего выбирать.

Раз, два, три - ты скорее выходи!

Дети стоят в кругу. Водящий ребенок в центре с бубном

1 такт - водящий стучит в бубен.

2-3 такт - бежит по кругу перед играющими, останавливается около

ребенка, протягивает ему бубен,

5 такт - ребенок, которому протянули бубен, ударяет в него 2 раза.

Во время 9-16 тактов - дети боковым галопом двигаются вправо по кругу.

Конец музыки. Дети говорят: Раз, два, три - бери. Ребенок, первым взявший бубен становится водящим.

Логопед: Веселились и играли.

Отдохнуть решили мы.

Сядем на свои места.

Слушать музыку пора. Дети садятся в кружок на ковер.

Развитие музыкального слуха. Нормализация мышечного тонуса.

. Логопед: Какую вы услышали музыку? Дети: Тихую, спокойную.

Логопед: Что нам хочется делать под такую музыку?

Дети: Отдыхать, готовиться ко сну, успокаиваться.

Логопед: Как мы спим? Дети изображают спящих. Расслабляются. Отдыхают.

Логопед: Мы проснулись, потянулись. А теперь поиграем в оркестре.

Развитие просодического компонента речи.

Дети поют, одновременно выполняя движения, соответствующие словам распевки (изображают игру на скрипке, на дудочке, на барабане).

Нежно скрипочка играй -ля-ля-ля-ля-ля

Дудка тоже подпевай - ду-ду-ду-ду-ду

Барабан сильней играй - бом-бом-бом-бом-бом.

Развитие слухового внимания, музыкального слуха.

Логопед: Поиграем сейчас под музыку в прятки?

Развитие фонематического слуха, просодической стороны речи.

Логопед: А теперь с нами хочет поиграть лесное эхо.

Дети поют. Кричу в лесу: А-у! А-у!

А мне в ответ: А-у! А-у!

Дети: Первый звук А.

Дети: Второй звук У.

Логопед: Пропоем еще раз АУ. (Дети поют).

Логопед: Вот и настала пора нам снова стать девочками и мальчиками. Дети проговаривают под музыку (три аккорда) слова одновременно выполняя хлопки:

Воспитатель помогает детям снять маски.

Организация окончания занятия, подведение итогов, уточнение лексических понятий, употреблявшихся на занятии.

Логопед: Сегодня у нас с вами было путешествие в лес. На чем мы отправлялись в путь?

Логопед: Какие деревья мы видели в лесу поздней осенью?

Дети: Деревья в лесу поздней осенью стоят голые, без листьев.

Логопед: Что сегодня принес нам порыв холодного ветра?

Дети: Ветер принес нам последние снежинки. Последний снег.

Логопед: Значит, снова зима к нам придет?

Дети: Нет, это зима с весной борется.

Логопед: Как вы думаете, кто же победит?

Дети: Победит весна.

Логопед: Каких зверей мы увидели сегодня в лесу?

Дети: Мы увидели зайцев, мишек, белочек, ежей.

Логопед: Нам сегодня понравилось как вы пели, выполняли движения под музыку, внимательно все слушали и правильно отвечали на вопросы. А каких замечательных зверей мы увидели: мишек, зайчиков, белочек, ежей. Ребята, ежи решили нас угостить. Они оставили для вас корзину с яблоками.

Снежана Лосева

1. Волкова, Г. А. Логопедическая ритмика / Г.А. Волкова. - М.: Детство-Пресс, 2010. - 352 c.
2. Анищенкова, Е.С. Логопедическая ритмика для развития речи дошкольников / Е.С. Анищенкова. - М.: ИЗДАТЕЛЬСТВО "АСТ", 2005. - 798 c.
3.. Брюсов, В. Опыты по метрике и ритмике, по евфонии и созвучиям, по строфике и формам / В. Брюсов. - М.: Книга по Требованию, 2011. - 142 c.
6. Гаспаров, М. Л. Очерк истории русского стиха. Метрика. Ритмика. Рифма. Строфика / М.Л. Гаспаров. - М.: Наука, 2016. - 320 c.
7. Гаспаров, М. Л. Современный русский стих. Метрика и ритмика / М.Л. Гаспаров. - М.: Наука, 2005. - 488 c.
8. Елисеева, Е. И. Ритмика в детском саду / Е.И. Елисеева, Ю.Н. Родионова. - М.: Перспектива, 2012. - 104 c.
9. Жигалко, Е. Музыка, Фантазия, Игра. Учебное пособие по ритмике, сольфеджио, слушанию музыки. Для детей 5-8 лет / Е. Жигалко, Е. Казанская. - М.: Композитор - Санкт-Петербург, 2014. - 124 c.
10. Жигалко, Е. Музыка, Фантазия, Игра. Учебное пособие по ритмике, сольфеджио, слушанию музыки. Для детей 5-8 лет. Часть 1 / Е. Жигалко, Е. Казанская. - М.: Композитор - Санкт-Петербург, 2015. - 534 c.
11. Костылева, Н. Ю. Покажи и расскажи. Игровые упражнения на основе фонетической ритмики / Н.Ю. Костылева. - М.: Сфера, 2014. - 530 c.
12. Листки музыкальной ритмики в России. №2(8). - М.: Ленанд, 2015. - 120 c.
13. Макарова, Н. Ш. Коррекция неречевых и речевых нарушений у детей дошкольного возраста на основе логопедической ритмики / Н.Ш. Макарова. - М.: Детство-Пресс, 2009. - 386 c.
14. Максимова, Н. Ю. Листки музыкальной ритмики в России. №1(7) / Н.Ю. Максимова. - М.: Ленанд, 2014. - 203 c.
16. Мухина, А.Я. Речедвигательная ритмика / А.Я. Мухина. - М.: ИЗДАТЕЛЬСТВО "АСТ", 2012. - 128 c.
17. Нищева, Н. В. Логопедическая ритмика в системе коррекционно-развивающей работы в детском саду. Учебно-методическое пособие (+ CD-ROM) / Н.В. Нищева. - М.: Детство-Пресс, 2014. - 275 c.
18. Одинцова, И. В. Звуки. Ритмика. Интонация (+ CD-ROM) / И.В. Одинцова. - М.: Флинта, Наука, 2008. - 368 c.
20. Портнов, Г. Г. Портнов. Ну-ка, дети, встаньте в круг. Танцы народов мира. Пособие для преподавателей ритмики и хореографии, музыкальных руководителей детских дошкольных учреждений / Г. Портнов. - М.: Композитор - Санкт-Петербург, 2008. - 308 c.
21. Пустовойтова, М.Б. Ритмика для детей 3-7 лет / М.Б. Пустовойтова. - М.: Книга по Требованию, 2008. - 184 c.
22. Русский стих. Метрика. Ритмика. Рифма. Строфика. - Москва: Машиностроение, 2008. - 336 c.
23. Федотов, О. И. Основы русского стихосложения. Теория и история русского стиха. Книга 1. Метрика и ритмика / О.И. Федотов. - М.: Флинта, 2016. - 878 c.
24. Фирилева, Ж. Е. Ритмика в школе. Третий урок физической культуры / Ж.Е. Фирилева, А.И. Рябчиков, О.В. Загрядская. - М.: Феникс, 2014. - 288 c.
25. Франио, Г. Методическое пособие по ритмике. Для 2-го класса музыкальной школы / Г. Франио. - М.: Музыка, 2005. - 152 c.
26. Холопова, В. Н. Теория музыки. Мелодика, ритмика, фактура, тематизм / В.Н. Холопова. - М.: Планета музыки, Лань, 2010. - 368 c.
27. Чибрикова-Луговская, А.Е. Ритмика / А.Е. Чибрикова-Луговская. - М.: Дрофа, 2008. - 102 c.
28. Шашкина, Г. Р. Логопедическая ритмика для дошкольников с нарушениями речи. Учебное пособие: моногр. / Г.Р. Шашкина. - М.: Академия, 2005. - 192 c.
29. Яновская, В. Ритмика. Практическое пособие / В. Яновская. - М.: Музыка, 2012. - 299 c.
30. Филатова Ю.О., Гончарова Н.Н., Прокопенко Е.В. Логоритмика: Технология развития моторного и речевого ритмов у детей с нарушениями речи: Учебно-методическое пособие / под редакцией Л.И. Беляковой. – М.: Национальный книжный центр, 2017. – 208 с. (Логопедические технологии.)

Дополнительная литература.
• Картушина М. Ю. Логоритмика для малышей: Сценарии занятий с детьми 3-4 лет. - М.: ТЦ Сфера, 2005;
• Картушина М. Ю. Логоритмические занятия в детском саду: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2004;
• Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. Развитие связн

Читайте также: