Информация и знания конспект

Обновлено: 02.07.2024

 Формировать и воспитывать н авыки акт ивного обще ния на у роке.

- Здравству йте, ребята! Сегод ня на у роке мы с вам и рассмот рим отличия

 Что измеряется в к илобайта х и мегабайт ах, кроме текст овой

Информация играет в жизни людей ог ромную роль . Мы полу чаем ее с

помощью орга нов чу вств из окру жающего мира. П осредством

разговорного яз ыка от д ругих людей ил и из книг. Д обывае м в процессе

Информация – эт о знания , к оторые че ловек полу чает из различн ых

источников. Н о не всякая информац ия является зна нием.

Человеческое о бщество п о мере своего развития исследовал о окру жающий

мир, накапливал о о нем информа цию. Знания об окру жающем мире и о

самом себе п озволяют человеку лучше прис пособиться к ж изни.

содержащиеся в нем сведе ния являются для человека понятными и

Информация п онятна, если она вы ражена на яз ыке, доступн ой для

К фактам относятс я знания об определенн ых явлениях (солнечные и лу нные

затмения), соб ытиях, сво йствах объект ов и зависимост ях объект ов.

К правилам отн осятся знания о п оследователь ности действий,

Получение зна ний или позна ний реальн ой действитель ности – это ее

 Чем должно обладать сообще ние, чтоб ы оно пополнил о ваше знание?

1. Босова Л.Л. И нформатика: У чебник для 6 класс а. – М.: БИНО М.

2. «Информатика. П рограммы дл я общеобразов ательных у чреждений 2 -

11 классы / С оставитель М.Н . Бородин. – М.: БИНО М. Лаборато рия

Для скачивания поделитесь материалом в соцсетях

После того как вы поделитесь материалом внизу появится ссылка для скачивания.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, парная, групповая, индивидуальная.

Средства обучения: проектор, компьютер, слайды компьютерной презентации.

Тип урока: объяснение нового материала.

Метод: эвристическая беседа с последовательным изложением материала.

I. Мотивация и цель

  • Что для современного человека является главным в сегодняшней жизни?
  • Что является главной составляющей в названии учебного предмета “Информатика”?
  • Почему XXI век называется ИНФОРМАЦИОННЫМ?
  • Что такое информация?
  • Что является информацией для человека?
  • Для чего надо уметь работать с информацией?

В результате определяется тема урока – “Информация и знания”

Переход на следующий слайд “Оглавление”, в котором на экране появляется название темы.

II. Актуализация

Переход на следующий слайд происходит по гиперссылке (щелчок на названии темы). По щелчку мыши, на экране появляется название “Информация и знание”.

  • Для чего нужны знания?
  • Насколько актуальна проблема получения знаний в наше время?

По щелчку мыши на экране появляется определение: “Информация для человека – это знания, которые он получает из различных источников”.

Сравниваем это определение с предположениями учеников.

Затем пытаемся выяснить, что же может пополнить наши знания?

Ученики высказывают свои предположения.

III. Организационно-деятельный этап

Переход на следующий слайд по щелчку мыши.
На экране последовательно в темпе, удобном для учителя, появляются (по щелчку) элементы структурной схемы:


Выясняем, что при описании фактов мы говорим: “Я знаю что …
Переход по гиперссылке при нажатии на блок “Факты”.


  • явления;
  • события;
  • свойства;
  • зависимость между объектами.

На экране по щелчку появляются эти названия.
Ученикам предлагается работа по определению, к какой категории принадлежат приведенные ими факты. (Работа в парах.)
Затем заслушиваются эти ответы и, при совместном обсуждении приходим к правильному выводу.
Переходим к следующей группе знаний, которая отвечает на вопрос “Я знаю как… ” – правилам.


  • самим дать определение, а затем сравнить его с тем, что представлено на слайде презентации;

по щелчку мыши на экране появляется определение:


  • привести примеры из различных учебных предметов (Работа с рабочими тетрадями – работа в группах.)
  • предлагается дома подумать над вопросами:
    • Как называется процесс получения знаний? (Ппознание.)
    • Как можно получать знания? (При помощи органов чувств и логического мышления.)

    IV. Контрольно-оценочный этап

    • Знание являются основой для успешной умственной деятельности.
    • Процесс познания – это отражение реальной действительности в сознании человека.
    • Существует две формы познания – чувственное и логическое, о которых мы будем говорить на следующих уроках

    V. Рефлексивно-оценочный этап

    Можно выбрать любое задание на усмотрение учащегося.

    Задания с различным уровнем сложности. Ученик может выбрать себе задание по своему уровню. Каждый уровень оценивается по 5-балльной системе. Эти задания можно выполнить дома, но на уроке должен быть один законченный и оформленный по правилам документ.

    Лучшие примеры и рассказы могут быть помещены на слайдах презентации. Для них специально созданы слайды с названиями учебных предметов.

    Нажмите, чтобы узнать подробности

    Тип урока: Урок открытия новых знаний учащимися.

    Формирование опорной системы знаний по теме Информация и знания.

    Развитие речи через обогащение словарного запаса учащихся при введении новых понятий.

    Развитие логического мышления при анализе нового материала.

    Развитие самостоятельности и творческого начала в умственной деятельности.

    Воспитание дисциплинированности, собранности, требовательности к себе.

    Формирование аккуратности и умения организовывать свое рабочее место.

    Основные понятия темы: информация, декларативные и процедурные знания, информативность, формы восприятия информации, язык.

    Формы работы учащихся: коллективная, индивидуальная

    Планируемые образовательные результаты:

    Предметные: формирование представления об основных изучаемых понятиях, о восприятии информации человеком, компьютером, о разнице между ними.

    Личностные УУД: умение выделять нравственный аспект поведения на уроке.

    Регулятивные УУД: умение планировать свою деятельность, определять цель, обнаруживать и формулировать проблему урока, работать по плану, выдвигать версии, оценивать степень успешности достижения цели.

    Познавательные УУД: анализировать и обобщать, сравнивать, устанавливать аналогии о восприятии информации различными приемниками.

    Коммуникативные УУД: умение полно и точно выражать свои мысли в соответствие с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи.

    Структура и ход урока:

    Деятельность ученика

    Организационный момент:

    Готовятся к уроку. Приветствуют учителя.

    Актуализация изученного материала:

    1. Какие профессии, на ваш взгляд, в наибольшей степени связаны с информационной сферой деятельности человека: бухгалтер, повар, водитель, программист, учитель, портной, продавец, журналист, актёр.
    2. В чём отличие пользователя и программиста?
    3. Для каких целей могут использовать компьютер люди следующих профессий: а) конструктор автомобилей; б) писатель; в) бухгалтер; г) врач; д) физик.

    4. Расскажите, для чего вы сами используете (если он у вас есть) или могли бы использовать (если у вас его нет) свой домашний компьютер?

    5. Что такое информатика? Что изучает информатика?

    6. Что такое компьютер?

    Отвечают на вопросы учителя.

    Изучение новой темы:

    - Мы с вами договоримся, для нас Информация – это знания, сведения, которые мы получаем из различных источников.

    - К этому слову человек привык уже давно. Его мы используем в словосочетаниях:

    - Ребята, приведите свои примеры таких словосочетаний.

    Все наши знания, все, что мы знаем и умеем, мы получили от родителей, учителей, друзей, окружающих нас людей, из книг, из личного опыта и сохранили в своей памяти. Учеба в школе – это получение знаний, т. е. информации.

    Давайте попробуем назвать свои конкретные знания:

    - Все наши знания можно разделить на две группы:

    Декларативные – утверждения о явлениях, свойствах, зависимостях (я знаю, что…)

    Процедурные – определяют действия для достижения цели (я знаю, как…)

    - Именно поэтому получение знаний должно идти от известного к неизвестному, от простого к сложному. На этом основывается обучение.

    - Для восприятия информации у человека есть специальные приспособления – органы чувств. Они отвечают за восприятие информации в различной форме. С помощью зрения – визуальная информация, слуха – звуковая информация, обоняния – запахи, вкус – информация о вкусовых ощущениях, осязание – информация в виде тактильных ощущений.

    Всю эту информацию по форме представления можно разделить на (записать на доске)

    Знаковую (текст, письменная и устная речь, числа, формулы, условные обозначения.

    Образную (запахи, звуки, зрительные образы, тактильные ощущения)

    - Полученную информацию человек может запомнить (сохранить в памяти) или передать другому в форме письменной или устной речи. Устная речь состоит из знаков-звуков, которые лингвисты называют фонемами, слов, фраз. Письменная речь – текст, состоящий из букв, цифр, знаков препинания, т. е. из знаков. Между письменными знаками и звуками есть прямая связь, сначала появилась устная речь, а затем – письменность.

    - Язык – это знаковый способ представления информации. Языки бывают естественными, на которых общаются люди, и формальными, это языки какой-нибудь профессии или области знаний.

    - А какие вам книжки больше всего нравятся? (Толстые, тонкие, интересные, главное С КАРТИНКАМИ)

    1. Здравствуйте. Рада вновь видеть вас на своем уроке. У всех ли хорошее настроение? Надеюсь, этот настрой вы пронесете через весь урок.
    2. Итак, приступим. Посмотрите на слайд.



    Что вы видите? (ответы учеников)
    Можно ли объединить, назвать объекты одним словом? Кто может предположить, какая тема нас ожидает на уроке? (ответы учеников)
    Тема сегодняшнего урока – Информация и знания.




    Что вы видите на слайде? (ответы учеников)
    Вы видите море и закат солнца, т.е. получаете информацию о том, что день заканчивается, и наступает ночь. Согласны? С помощью какого органа чувств вы получили эту информацию? (ответы учеников)
    Глаза – орган зрения. С помощью зрения человек получает 90% всей информации. Такая информация называется визуальной. Приведите, пожалуйста, свой пример с использованием органа зрения. (ответы учеников)
    Следующее задание. (учитель включает музыкальную композицию) Как можно связать услышанное и органы чувств человека? Кто может порассуждать на эту тему? (ответы учеников)
    Уши – орган слуха. Информация, которую человек слышит, называется аудиальной. С помощью слуха человек получает 9% информации. Сколько процентов всей информации мы видим и слышим? (ответы учеников)
    Получается, что 99%, т.е. почти вся информация человеком воспринимается именно с помощью органов зрения и слуха. И только 1% отводится на остальные три органа чувств. Разберемся и с ними. Посмотрите на слайд.



    Предположим, вы пришли со школы домой, и, еще не зайдя в дом, ощутили запах выпечки. Получили ли вы при этом информацию? (ответы учеников)
    Верно. С помощью носа – органа обоняния – вы получаете информацию о том, что мама дома и что она испекла ваш любимый пирог с яблоками. Окружающие нас запахи – очень важная информация.
    Продолжая тему кулинарии, посмотрите на следующий слайд.



    Кто-то ощутил вкус лимона? Как можно почувствовать, что лимон кислый? Какой орган чувств используется? (ответы учеников)
    Язык – орган вкуса. Представьте, что на большое блюдо выложены пироги. С чем они – вы не знаете. Ну, не разламывать же каждый, чтобы узнать, с чем запечен пирог. Можно ли на вкус определить начинку каждого из нескольких внешне одинаковых пирожков? (ответы учеников)
    Получается, что когда мы едим пирог, мы получаем информацию о том, из какого продукта приготовлена начинка. Верно? Органы вкуса несут человеку информацию о вкусе еды. Приведите, пожалуйста, свой пример. (ответы учеников)
    Теперь закройте глаза – попробуйте найти на парте пенал. А теперь дневник. Получилось? Откройте глаза. Как вы отличили их друг от друга? Какой орган чувств использовали? (ответы учеников)
    Кожа – орган осязания. С помощью осязания вы можете определить структуру предмета: гладкая или шероховатая поверхность, теплая или ледяная. Такая информация называется тактильной. Это все работает осязание.
    Оказавшись в полной темноте, вы не сможете отличить черный шарик от белого, но можно получить информацию о материале шариков, например, если один сделан из стекла, другой – из резины. Приведите, пожалуйста, свой пример с использованием органа осязания. (ответы учеников)
    Молодцы. Каждый цвет, запах, звук действуют на человека. Одни цвета и запахи раздражают, другие – успокаивают. Звуки оказывают влияние на эмоции и физическое состояние человека.
    Однако информацию может воспринимать не только человек, но и животные, и растения. Органы чувств человека и животных по-разному воспринимают окружающий мир. Кто попробует привести примеры, доказывающие, что животные и растения действительно получают информацию из окружающего мира? (ответы учеников)
    Многие животные слышат звуки и запахи, которые не способен воспринимать человек. Вы наверняка слышали или читали о способностях собак, работающих в спасательных службах. Их органы обоняния настолько чутки, что позволяют находить человека даже под снегом.
    4. Продолжаем. Посмотрите на слайд.



    Что на нем представлено? (ответы учеников)
    Задание: раскрыть смысл пословиц и поговорок. При этом не забудьте упомянуть, какой орган чувств используется. Кто первый? (ответы учеников)
    Молодцы. Справились.
    Когда мы получаем информацию, нам ее кто-то передает, т.е. процесс передачи информации – двусторонний процесс. Тот, кто получает информацию – называется приемник, тот, кто передает информацию – источник. Внимание на слайд.




    Спасибо. И я в свою очередь тоже выберу цвет – это зеленая карточка. За активность на сегодняшнем уроке хочется отметить… Им я поставила оценки…
    Спасибо за урок. Удачного дня!

    Читайте также: