Конспект занятия постановка звука ль

Обновлено: 03.07.2024

Виды и причины нарушения произношения

  • особенность строения артикуляционного аппарата;
  • неразвитый фонематических слух;
  • недостаточно подвижный артикуляционный аппарат;
  • плохая речь окружающих.

Артикуляционная гимнастика

Процесс подготовки артикуляционного аппарата малыша к правильному произнесению звуков начинается с артикуляционной гимнастики. Цель гимнастики — научить малыша движениям и положениям, которые должны занимать его губы, язык и мягкое нёбо во время говорения.

  • Приоткрываем рот, быстро косаемся кончиком языка верхних резцов, а боковыми краями языка — боковых зубов верхнего ряда, а затем быстро оттягиваем язык назад.
  • Поочерёдно поднимаем язык к верхним зубам и опускаем к нижним.

Заниматься артикуляционной гимнастикой желательно ежедневно, повторяя каждое упражнение три–пять раз.

Развитие фонематического слуха

Фонематический слух — это способность ребёнка слышать и правильно воспринимать звуки родной речи. Цель этого этапа — развитие слухового внимания и воспитание у малыша умения улавливать разницу между правильным и искажённым звуком.

Постановка звука

Мягкий звук Ль обычно ставится по подражанию при условии хорошего про-изнесения твёрдого звука.

Автоматизация звука

Процесс постепенного и последовательного введение нового (поставленного) звука в слоги, слова, предложения и наконец, в самостоятельную речь ребёнка называется автоматизацией. Спешить и нарушать последовательность процесса автоматизации нельзя. Так, если малышу ещё трудно медленно произнести новый для него звук в отдельных словах, то требовать от него произносить целые предложения или даже сразу правильно использовать закрепляемый звук в повседневной речи просто бессмысленно.

  • ле — лё — ля
  • ли — лю — ля
  • ля — ли — лё
  • ли — ле — ля
  • лё — лю — ле
  • лю — ля — ли
  • ель — аль — оль
  • уль — ыль — яль
  • иль — ель — ёль
  • ыль — иль — аль
  • оль — ёль — аль
  • яль — юль — ёль
  • или — еле — ёлё
  • юлю — еле — яля
  • еле — ёлё — яля
  • яля — или — еле
  • еле — юлю — яля
  • ёлё — еле — или
  • льно — льна — льне
  • льны — льне — льня
  • льно — льне — льны
  • пли — пли — плю
  • плё — пле — пли
  • пля — плю — плё

Поля, польяна, Лёша, лебедь, лёд, Ольга, фасоль, шаль, мебель, склянка, утиль, фитель, моль, беликан, лион, лев, бульдок, пальто, почтальон, леопард, Галя.

Большой шмель, ленивая улитка, сильный ливень, аленький лепесток, полевой лютик, липкий леденец, липовый лес, лёгкое пальто, большой палец, дальний полёт, маленький мальчик.

  • Ля–ля–ля, Ля–ля–ля — на аллее тополя.
  • Ле–ле–ле, Ле–ле–ле — Павлик едет на метле.
  • Лё–лё–лё, Лё–лё–лё — постирали мы бельё.
  • Ле–ле–ле, Ле–ле–ле — много чашек на столе.
  • Ли–ли–ли, Ли–ли–ли — улетели журавли.
  • Лю–лю–лю, Лю–лю–лю — маму с папой я люблю.

Далеко, далеко колокольчик звенит. Я летел на большом самолёте. Эти тополи и липы сами мы сажали. У Лизы леденец. Апрель, апрель! За окном звенит капель. Я листаю альбом.

Пилят, колют,
Колют, пилят
Филя с Колей,
Коля с Филей.
Завалили полдвора,
Будут на зиму дрова!
(Г. Ладонщиков)

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Федорова Анна Михайловна,

Государственное казенное учреждение социального обслуживания Краснодарского края

Конспект коррекционного занятия по теме:

Федорова Анна Михайловна

Цель : постановка и автоматизация звука Ль в прямых и обратных слогах, словах, словосочетаниях, предложениях ; формирование альвеолярной позиции языка.

Образовательные:

Обучить правильному произношению звука Ль;

Автоматизировать данный звук в слогах;

Автоматизировать звук в предложениях.

Развивающие :

Развивать слуховое внимание и память, мышление;

Развивать умения согласования и управления;

Развивать мелкую и артикуляционную моторику;

Воспитательные :

Воспитывать наблюдательность к языковым явлениям, речевую активность, доброжелательные отношения;

Формировать взаимопонимание, навыки сотрудничества.

Оборудование и м атериалы :

Постановочные зонды для коррекции звукопроизношения.

Методические рекомендации:

Данным конспектом можно пользоваться на всех занятиях по постановке и автоматизации звука Ль, так как конспект содержит разнообразие заданий.

Вводная часть. Организационный момент.

Основная часть. Правильная артикуляция звука Ль, артикуляционная гимнастика, работа над звукопроизношением: постановка звука, а втоматизация звука в слогах, автоматизация звука в словах, чистоговорки, поговорки, загадки, автоматизация звука в предложениях, скороговорки, стихотворения, рассказы.

Заключительная часть. Итог.

Вводная часть: познакомить ребенка с правильной артикуляцией звука Ль.

Организационный момент: - Сегодня на занятии мы будем учиться правильно произносить звук Ль.

Основная часть

Правильная артикуляция звука Ль:

При мягком Ль задняя часть языка опущена, а лопатообразный кончик и передняя часть спинки яз0ыка касаются значительно большей своей площадью верхних зубов и альвеол.

Артикуляционная гимнастика:

Работа над звукопроизношением

Постановка звука

Забор – Окно – Мост – Парус – Наказать непослушный язык – Пароход гудит

Автоматизация звука в слогах

ля – ля – ля – ляля

лё – лё – лё – Лёня

лю – лю – лю – люди

ли - ли – ли – липа

ле – ле – ле – лев

аль – аль – аль – даль

оль – оль – оль – моль

уль – уль – уль – тюль

ыль – ыль – ыль – пыль

эль – эль – эль – мель

[а]ля, [а]лё, [а]лю, [а]ли, [а]ле

[о], т.е. оля, олё и т.п.

[у], т.е. уля, улё и т.п.

[ы], т.е. ыля, ылё и т.п.

[э], т.е. эля, элё и т.п.

[б]ля, [б]лё, [б]лю, [б]ли, [б]ле

[в], т.е вся, всё и т.п. ;

Со всеми правильно произносимыми согласными звуками алфавита:

б в г д ж з к л м н п р с т ф х ц ч ш щ

Автоматизация звука в словах

Обратный слог

1) под ударением:

а) в конце слова:

Аль/яль : даль, шаль, сталь, эмаль, деталь, медаль, педаль, фестиваль.

Оль/ёль : боль, моль, соль, ноль, фасоль.

Уль/юль : куль, руль, тюль, июль, вестибюль.

Ыль/иль : быль, пыль, ковыль, бутыль, костыль, мотыль, утиль, фитиль.

Ель : ель, мель, цель, щель, хмель, метель, панель, шинель, щавель.

б) в середине слова:

Аль/яль : альбом, дальше, пальма, мальчик, пальчик, паяльник.

Оль/ёль : Ольга, пульс, только, больно, довольно, вольный.

Уль/юль : булькать.

Ыль/иль : мыльце, мыльный, гильза, килька, сильный, будильник, шпилька.

Эль/ель : сельдь, умельцы.

2) без ударения:

а) в конце слова:

удаль, китель, табель, никель, шницель.

б) в середине слова:

Аль/яль : пальба, пальто, батальон, почтальон медальон.

Уль/юль : кульки, бульон, бульдог, тюльпан.

Ыль/иль : пыльца, павильон.

Эль/ель : дельфин.

Прямой слог:

1) под ударением:

а) в начале слова:

Ля : ляля, лямка.

Лё : лёд, лён, Лёва, Лёня, Лёша, лёгкий, лётчик.

Лю : люк, Люба, люди, лютик.

Ли : Лиза, лист, лифт, липа, ливень.

Ле : лев, лей, лес, лезь, лето, левый, лейка, лента, лебедь, леска, лесенка.

б) в середине слова:

Ля : поля, земля, гулять, поляна, солянка, гуляш, коляска.

Лё : полёт, силён, далёкий, колёса, пелёнка, селёдка, зелёный, солёный, уголёк, кошелёк, мотылёк, фитилёк, самолёт.

Лю : колю, велю, пилю, мелю, солю, колючий.

Ли : налим, долина, калина, Полина, малина, павлин, улитка.

Ле : билет, рулет, олень, налей, налево, колено, полено, жалеть, железо, телега, тюлень, бакалея.

2) без ударения:

а) в начале слова:

Ля, Лю : лягушка, любимец.

Ли : лицо, лиса, листок, лимон, лимонад, лиана.

Ле : лежать, летать, ледник, лесник, лечить, лепёшка, лебёдка, ледоход.

б) в середине слова:

Ля : Оля, Юля, Уля, Валя, Коля, Поля, Толя, Галя, воля, пуля, неделя, пилят, солят, белят, колят.

Лю : колют, мелют, целюсь, полюс, челюсть.

Ли : улица, кролик, спали, сидели, стояли, стучали, ходили, писали, читали, качели, бегали, уехали, наехали, топали, пеликан, великан.

Ле : поле, улей, колесо.

3)со стечением согласных:

Ля : для, пляж, бляха, клякса, шляпа, пляска, глянец, хлястик, глядеть, слякоть, склянка.

Лё : клёв, клён, слёт, взлёт, плёнка, шлёпать, похлёбка.

Лю : блюдо, клюв, ключ, плюс, плюш, злюсь, шлюпка, клюква, клюшка, плюшка, люблю, ловлю, слюда, наблюдать.

Ли : блин, клин, шли, ближе, глина, длина, плита, климат.

Ле : хлеб, Глеб, плен, плед, клей, след, хлев, блеск, плесень, клетка, бледный, аллея, коллектив, бюллетень, увлечение.

Чистоговорки

Ля-ля-ля — вот моя земля.

Ля-ля-ля — вокруг зеленеют поля.

Ля-ля-ля — всегда вертится Земля.

Ля-ля-ля — цвети, родная земля!

Ля-ля-ля — вокруг нас с тобой поля.

Лю-лю-лю — стены побелю.

Лю-лю-лю — с папой доску я пилю.

Лю-лю-лю — я лимоны куплю.

Ли-ли-ли — мы козу пасли.

Ли-ли-ли — мы гулять уже пошли.

Ли-ли-ли — Лиле мы венок сплели.

Ли-ли-ли — летят в небе журавли.

Ли-ли-ли — в море ходят корабли.

Ле-ле-ле — тина на весле.

Ле-ле-ле — мы живем в селе.

Ле-ле-ле — стоит ваза на столе.

Аль-аль-аль — на заводе варят сталь.

Оль-оль-оль — в огороде выросла фасоль.

Уль-уль-уль — много во дворе бабуль.

Юль-юль-юль — знойный наступил июль.

Улька-улька - вот сосулька.

Иль-иль-иль — надо затушить фитиль.

Ыль-ыль-ыль — в степи цветет ковыль.

Ыль-ыль-ыль — надо вытереть нам пыль.

Ель-ель-ель — на улице метет метель.

Ель-ель-ель — весело звенит капель.

1. Ленивому и лениться лень.

2. Лень без соли обедает.

3. Люби взять, люби и дать.

1. Гуляет в поле, да не конь. Летает по воле, да не птица. (Метель)

2. Листья падают с осин, мчится в небе длинный клин. (Журавли)

3. Он рисует на стекле пальмы, звёзды, ялики. Говорят, ему сто лет,

А шалит, как маленький. (Мороз.)

4. Маленький, удаленький сквозь землю прошёл, красную шапочку нашёл.

5. То он - блин, то он — клин, по ночам в небе один. (Месяц)

6. Я горбатый и лохматый, неуклюжий и смешной.

Если вдруг меня обидят, я плююсь тогда слюной. (Верблюд.)

7. Быстро бегает олень. Бегать оленю нисколько не. (Лень).

Автоматизация звука в предложениях

У Лены лейка. Галя и Оля бегали. Лена и Лида ходили гулять. Лева и Люба катали Лену. У Лиды болит ухо. Вот летят лебеди. Мы купили лимоны. Оля и Галя поливают лилии. Лёва и Коля сидели. Коля сильнее Толи. Лёня полез на липу. Далеко, далеко колокольчик звенит. Оля поливает лимон. Лида любит лимонад. Лёня лепит из пластилина. У Лёвы заболели родители. Маленькая Оля лежит в коляске. У Лизы болит левое колено. Валя и Галя нарисовали лебедей. Вертолёт летит над поляной. Маленькие лисята бежали за лисой. Каждый вечер я из лейки поливаю тополь клейкий. Эти тополи и липы сами мы сажали. Эти клёны и газоны сами поливали. Апрель, апрель! За окном звенит капель. Взгляни на ма-леньких совят — малютки рядышком сидят. Пушки с пристани палят, кораблю пристать велят. Лиля нарисовала белую лилию. Юля и Галя любят кататься на льду. Лёня и Юля купили леденцы. Люди заходили в лифт. Около леса синеет лён. Поля и Галя рисую пальму. Валя не гуляла, потому что была мель. Коля льёт молоко из бутылки в блюдце. Над лесом летели лебеди. У Толи пап лётчик, он сегодня в полёте. На тополе распустились молодые клейкие листочки. С улицы доносился звук капели. Лёва лепит из пластилина.

Скороговорки

1. Валенки у Валеньки невелики, маленьки.

2. Лена у Лилии поливает лилии.

3. Гуляют по полям Галя и Иван.

4. Лисятам лиса готовит леща.

5. Поля полет, Коля колет, Лида поливает, а Оля помогает.

6. Валя, Поля вышли в поле. Васильков там – сине море.

7. У Лёни и у Лены нет ни капли лени.

Лёня и Лена не любят лениться.

Лёня и Лена любят трудиться.

8. Лягушки цапли не боятся ни капли.

Зато боится цапля лягушек. Так ли?

Стихотворения

Мы теперь метатели —

Бьем по неприятелю!

Размахнись рукой — бросок!

Прямо в цель летит снежок.

Тополиный пух

Слетает с тополя метель,

Белеют клён, ольха и ель.

На липких листьях наших лип

Пушок от тополя налип

Лесной светофор

Я бегу по солнцепёку,

Лес уже неподалёку.

Вот кусты мелькнули мимо,

За спиной пчела пропела.

Сигналит мне малина

Красной ягодою спелой.

По дворам звенит капель,

По полям бегут ручьи,

По дорожкам лужи.

Скоро выйдут муравьи

После зимней стужи.

Сквозь лесной валежник,

Стали птицы песни петь,

И расцвёл подснежник.

А недавно две газели

Позвонили и запели:

— Неужели в самом деле

Все сгорели карусели?

— Ах, в уме ли вы, газели?

Не сгорели карусели,

И качели уцелели.

Вы б, газели, не галдели,

А на будущей неделе

Прискакали бы и сели

Лиса и собаки

Бежала лиса по полю. Увидели лису собаки и погнались за ней. Лиса кинулась в лес.

Собаки её догоняли, но она ушла в нору. Сидит лиса в норе и говорит:

— Ушки, ушки, что вы делали?

— Мы слушали да слушали, чтоб собаки лисоньку не скушали.

— Ножки, ножки, что вы делали?

— Мы бежали да бежали, чтоб собаки лисоньку не поймали.

— Глазки, глазки, что вы делали?

— Мы глядели да глядели, чтоб собаки лисоньку не съели.

— А ты, хвост, что делал?

— Я по пням, по кустам цеплялся. А, ты вот какой!

— Нате, собаки, ешьте мой хвост. Лиса выставила хвост. А собаки схватили и вытащили лису за хвост.

Заключительная часть

Итог: - Похвалить ребенка за усердие. Перейти к лексической теме занятия, так как звукопостановка и автоматизация являются частью занятия по изучению лексической темы.

Логопедия

Цель упражнения: научиться выдыхать воздух таким образом, чтобы он выходил из ротика по краям языка, а не по центральной его части.

Выполнение: ребёнок приоткрывает рот и прикусывает кончик языка зубами. Затем ему необходимо выдохнуть, имитируя дуновение ветерка. Если неясно, правильно ли ребёнок выполняет это упражнение, поднесите кусочек ваты к его ротику во время того, когда он дует. Это поможет определить направление воздушной струи.

План-конспект индивидуального занятия по коррекции звукопроизношения

ПОСТАНОВКА ЗВУКА Ль

Упражнения на развитие напора воздуха.

1. Округлить губы и, вдохнув, равномерно с силой, выдыхать воздух.

Упражнения для губ и языка.

УЛЫБКА –губы сильно растягиваются в стороны так, чтобы обнаружились оба ряда зубов.

ХОБОТОК – зубы сомкнуты, губы округлились и выбвинулись в перёд.

УЛЫБКА – ХОБОТОК - чередование упражнений.

ЛОПАТОЧКА – широкий язык высунуть, расслабить, положить на нижнюю губу. Следить, чтобы язык не дрожал. Держать 10-15 сек.

НАКАЖЕМ НЕПОСЛУШНЫЙ ЯЗЫЧОК – губы растянуты в улыбке, язык просовывать медленно вперёд и назад прикусывая зубами.

Второй вариант – высунуть широкий язык, приподняв к верхней губе. И постукивать верхней губой по языку, произнося Пя-пя-пя-пя-пя.

БОЛТУШКА –напряженным загнутым кончиком языка с включением голоса водить по нёбу взад-вперёд то медленно, то быстро. Зубы разомкнуть на ширину пальца. Губы открыть и не закрывать зубы. Челюсти должны быть неподвижны, работает только язык.

План-конспект индивидуального занятия по коррекции звукопроизношения

1. Артикуляционная гимнастика, дыхательно — голосовая разминка

в) дыхательное и голосовое упражнение — произнеси Ы-Ы-Ы на одном выдохе с улыбкой и прикушенным кончиком языка; выполняй то громко, то тихо, то шёпотом.

2. Отрывисто и многократно произнеси Ль-Ль_Ль.

3. Произнеси слоги (прикусывая и не прикусывая кончик языка)

4. Произнеси слоги с изменением ритмического рисунка

ле-ле — ле-ле-ле ле-ле-ле — ле-ле

ли-ли — ли-ли-ли ли-ли-ли — ли-ли

ля-ля — ля-ля-ля ля-ля-ля — ля-ля

5. Проговори слоги и слова по 2 — 3 раза

ли-ли-ли — липа ле-ле-ле — Лена

ли-ли-ли — Лида ле-ле-ле — лев

ли-ли-ли — Лиза ле-ле-ле — лента

ли-ли-ли — лист ле-ле-ле — лебедь

ля-ля-ля — лязг ле-ле-ле — леска

ля-ля-ля — лялька ле-ле-ле — летопись

6. Игра «1 — 2 — 5″ — лебедь, лист.

7. Запомни, повтори слова

ЛЕБЕДЬ — ЛИСТ — ЛЕВ — ЛИФ

(взрослый 4 раза меняет порядок слов).

План-конспект индивидуального занятия по коррекции звукопроизношения

1. Артикуляционная гимнастика, дыхательно — голосовая разминка

в) дыхательное и голосовое упражнение — произнеси Ы-Ы-Ы на одном выдохе с улыбкой и прикушенным кончиком языка; выполняй то громко, то тихо, то шёпотом.

2. Отрывисто и многократно произнеси Ль-Ль_Ль.

3. Произнеси слоги с изменением ритмического рисунка

ле-ле — ле-ле-ле ле-ле-ле — ле-ле

ли-ли — ли-ли-ли ли-ли-ли — ли-ли

ля-ля — ля-ля-ля ля-ля-ля — ля-ля

4. Проговори слоги и слова по 2 — 3 раза

ли-ли-ли — ливень ле-ле-ле — лето

ли-ли-ли — лить ле-ле-ле — лейка

ли-ли-ли — лифт ле-ле-ле — лес

ли-ли-ли — лиственница ле-ле-ле — лень

ли-ли-ли — линия ле-ле-ле — лепет

ля-ля-ля — лямка ле-ле-ле — лепка

5. Придумай 5 имён, начинающихся на мягкий звук Ль.

6. Измени предложения по образцу

У Ленты лента. — Это Ленина лента.

У Лёни лист липы. —

7. Улитка. Рассмотри и назови картинки.

План-конспект индивидуального занятия по коррекции звукопроизношения

1. Артикуляционная, пальчиковая, дыхательно — голосовая разминка.

2. Отрывисто и многократно произнеси звук Ль, Ль, Ль.

3. Проговори слоги и слова по 2 — 3 раза

ли-ли-ли — лимон ли-или-ли — листва

ли-ли-ли — лиса ли-или-ли — листопад

ли-ли-ли — лицо ли-или-ли — лимузин

ли-ли-ли — линейка ли-или-ли — лилипут

ли-ли-ли — лиана ли-или-ли — линять

4. Запомни, повтори а) слоги

(взрослый 4 раза меняет порядок слов)

5. Игра "1-2-5" - лист, линейка.

6. Заучи чистоговорку. Проговори 5 раз.

И снова полетели.

7. Спряжение в настоящем времени.

(я леплю лебедя, ты лепишь лебедя, он лепит лебедя, она лепит лебедя, мы лепим лебедя, вы лепите лебедя, они лепят лебедя).

8. Улитка. Рассмотри и назови картинки:

План-конспект индивидуального занятия по коррекции звукопроизношения

1. Артикуляционная, пальчиковая, дыхательно — голосовая разминка.

2. Отрывисто и многократно произнеси звук Ль, Ль, Ль.

3. Проговори слоги и слова по 2-3 раз.

4. Игра "1-7-10" - олень, полено, улитка.

5. Запомни, повтори слова

(взрослый 4 раза меняет порядок слов).

6. Вспомни слова из упражнения 3, вставь их в предложения на место точек.

На лесной поляне паслись.

По улице на печке едет .

Вал и Оля купили билет на .

В саду поспели ягоды . и .

На листе калины сидели две .

На льдине отдыхали .

По аллее ходит с распущенным хвостом .

7. Игра "Телеграф" - смотри упражнение 4.

План-конспект индивидуального занятия по коррекции звукопроизношения

1. Артикуляционная, пальчиковая, дыхательно — голосовая разминка.

2. Отрывисто и многократно произнеси звук Ль, Ль, Ль.

3. Произнеси слоги

ля-ля-ля ле-ле-ле ли-ли-ли

ля-ля-ля ле-ле-ле ли-ли-ли

ля-ля-ля ле-ле-ле ли-ли-ли

4. Проговори слоги и слова

лю-лю-лю-люкс лё-лё-лё- Лёва

5. Запомни, повтори.

а) лю-лю-лё лё-лё-лю

б) люди-лёд-лютик-лён (взрослый 4 раза меняет порядок слов).

6. Игра "2-3-5"-лютик, люк.

7. Спряжение в настоящем времени любить людей

(я. ты. он. она. мы. вы. они. )

8. Заучивание скороговорки

Подготовили в полёт

Полетел он нал лесами

Полетел он над полями.

План-конспект индивидуального занятия по коррекции звукопроизношения

1. Артикуляционная, пальчиковая, дыхательно — голосовая разминка.

2. Отрывисто и многократно произнеси звук Ль, Ль, Ль.

3. Произнеси слоги и слова.

4. Запомни, повтори.

(взрослый 4 раза меняет порядок слов)

5. Образуй от слов-действий слова предметы.

мечтать - мечтатель спасать -

6. Заучи чистоговорку. Проговори 5 раз.

Аль-аль-аль-он согласен на медаль,

ель-ель-ель-на полях метёт метель,

ель-ель-ель-за окном звенит капель,

юль-юль-юль-на окно повесим тюль,

оль-оль-оль-в супе вкусная фасоль,

ыль-ыль-ыль-по улице вьётся пыль.

План-конспект индивидуального занятия по коррекции звукопроизношения

1. Артикуляционная, пальчиковая, дыхательно — голосовая разминка.

2. Отрывисто и многократно произнеси звук Ль, Ль, Ль.

3. Запомни, повтори.

4. Проговори слова по 2-3 раза.

бульдог пельмени полька

дельфин сельди только

бульон тюльпан больно

пальто килька вольный

пальма альбом долька

5. Игра "У кого кто?" У белки бельчонок?

У осла? У козы? У дельфина? У льва

7. Спряжение в настоящем времени.

ЛИТЬ ВОДУ ПОД ПАЛЬМУ

(я лью воду под пальму, ты. он. она. мы. вы. они. ).

8. Игра "Один - много".

метель - соболь - фитиль-

пудель- цель- модель-

табель- туннель- медаль-

тополь- ель- капель-

9. Заучи чистоговорку. Проговори 5 раз.

Ель мы обьехали

И домой поехали.

План-конспект индивидуального занятия по коррекции звукопроизношения

1. Артикуляционная, пальчиковая, дыхательно — голосовая разминка.

2. Отрывисто и многократно произнеси звук Ль, Ль, Ль.

3. Запомни, повтори.

4. Проговори слова по 2-3 раза.

клён клей клякса

клин клетка клятва

клюв клип клеить

клюква климат клевать

ключ клёст наклейка

6. Спряжение в настоящем времени.

КЛЕИТЬ НАКЛЕЙКИ НА МЕБЕЛЬ.

ГУЛЯТЬ С БУЛЬДОГОМ В КЛЕНОВОЙ АЛЛЕЕ.

(я клею . ты. он. она. мы. вы. они..).

7. Игра "Посадим аллеи и назовём их".

аллея из пальм - пальмовая аллея

8. Игра "Чья ветка, чей лист, чьё полено? ( какая, какой,какое)".

у тополя - тополиная (ветка), тополиный (лист), тополиное (полено);

у клёна - . (ветка), . (лист), . (полено);

у липы - . (ветка), . (лист), . (полено);

у пальмы - . (ветка), . (лист), . (полено);

План-конспект индивидуального занятия по коррекции звукопроизношения

1. Артикуляционная, пальчиковая, дыхательно — голосовая разминка.

2. Отрывисто и многократно произнеси звук Ль, Ль, Ль.

3. Закончи слова.

КЛЕ (3 слова) КЛЮ (3 слова) КЛИ (3 слова)

4. Запомни, повтори.

5. Проговори слова по 2-3 раза.

след слива следить слепить

слева сливки следопыт слить

слеза слякоть следовать слиток

слёт слюна слезть слизь

Спряжение в настоящем времени.

7.НАЛИВАТЬ СЛИВКИ В ГЛИНЯНЫЙ СОСУД.

(я наливаю. ты. он. она. мы. вы. они. ).

8. Спряжение в будущем времени.

СЛЕПИТЬ СИНЮЮ СЛИВУ ИЗ ГЛИНЫ.

(я слеплю. ты слепишь. он слепит . она слепит. мы слепим. вы слепите. они слепят. ).

9. Игра "Приготовим кисель, суфле, подливу. "

из слив - сливовый (кисель), сливовая (подлива), сливовое (суфле);

из малины - . (кисель), . (подлива), . (суфле);

из калины - . (кисель), . (подлива), . (суфле);

из апельсинов - . (кисель), . (подлива), . (суфле);

из лимонов - . (кисель), . (подлива), . (суфле);

клюквы - . (кисель), . (подлива), . (суфле);

из облепихи - . (кисель), . (подлива), . (суфле);

из земляники - . (кисель), . (подлива), . (суфле);

План-конспект индивидуального занятия по коррекции звукопроизношения

Занятие № 10

1. Артикуляционная, пальчиковая, дыхательно — голосовая разминка.

2. Отрывисто и многократно произнеси звук Ль, Ль, Ль.

3. Запомни, повтори.

4. Проговори слова по 2-3 раза.

фляга хлеб хлестать шляпа

флейта хлев хлюпать шлюпка

вафли хлястик шлёпать шлем

туфля хлебный шлейф шлюз

флигель хлебница шлем

5. Игра "1-2-7-10" - МОДЕЛЬНАЯ ТУФЛЯ, ЛЕТНЯЯ САНДАЛЯ, ЛЬНЯНАЯ ШЛЯПА.

6. Спряжение в настоящем времени.

ГУЛЯТЬ В МОДЕЛЬНЫХ ТУФЛЯХ.

(я. ты. он. она. мы. вы. они. ).

7. Игра "Эхо" - образуй признаки по образцу.

бал - бальный (костюм), бальные (туфли);

лён - . (пальто), . (бельё);

лето - . (пиджак), . (пальто), . (сандалии);

модель - . (туфли), . (одежда).

8. Выучи чистоговорку. Проговори 5 раз.

Мы летали высоко,

Мы летали низко,

Мы летали далеко,

Мы летали близко.

План-конспект индивидуального занятия по коррекции звукопроизношения

Занятие № 11

1. Артикуляционная, пальчиковая, дыхательно — голосовая разминка.

2.Отрывисто и многократно произнеси звук Ль, Ль, Ль.

3. Запомни, повтори.

4. Проговри слова по 2-3 раза.

6. НАБЛЮДАТЬ ЗА КЛИНОМ ЛЕБЕДЕЙ.

(я. ты. он. она. мы. вы. они. ).

7. Игра "Один - много". лебедь-лебеди пеликан - цапля - зяблик - павлин - клёст -

8. Вставь пропущенные слова.

Клёст сидел на ветке ели. - Клёсты . на ветке ели.

Лебедь летел высоко в небе. - Лебеди . высоко в небе.

Зяблик пел свою звонкую песенку. - Зяблики . свою звонкую песенку.

План-конспект индивидуального занятия по коррекции звукопроизношения

Звук Ль относится к сонорной группе и появляется в речи ребенка ближе к 4-5 годам.

Обычно малыш овладевает его правильным произношением раньше, чем Л. Но бывает и так, что звук отсутствует или заменяется на другие, или искажается. Тогда нужна помощь логопеда, который составит коррекционную программу по постановке Ль.

Как в норме произносят Ль

Во многом артикуляция Л и Ль похожа, поэтому если в детской речи есть один из этих звуков, то с постановкой другого будет проще. Во время проговаривания мягкого варианта губы находятся в улыбке, а зубы слегка разомкнуты. Кончик языка приподнят чуть выше, чем нужно для произнесения Л и упирается в зубные альвеолы.

Вся остальная часть языка не только приподнята, но и выдвинута вперед. Это и дает смягчение звуку. Воздушная струя выходит через щель, образованную между зубами и боковыми краями языка. Голосовые связки работают, поэтому Ль − звонкий.

Варианты патологии

Искаженное произношение Ль называется ламбдацизмом. Причиной этого нарушения является неправильное положение органов артикуляции во время произношения звука. Кроме того, могут быть замены одной фонемы на другую − параламбдацизмы. Чаще всего ребенок выбирает звук с более простой артикуляцией. Также Л в речи может просто отсутствовать − малыш не искажает и не заменяет на другую фонему.

  • двугубный − в речи слышится Ю вместо Ль из-за того, что язык не поднят и ребенок произносит звук при помощи губ;
  • носовой − во время артикуляции язык задевает мягкое небо, поэтому часть воздушной струи проходит через нос, это добавляет Ль назального звучания;
  • межзубный − кончик языка проходит между зубами.
  • замена на йотированные гласные (Ё, Е, Ю, И);
  • на Вь.

Этиология нарушений

Неправильное произношение может быть признаком как дислалии (простого речевого нарушения), так и более серьезных речевых расстройств. Возникновение ламбдацизмов и параламбдацизмов обусловлено следующими причинами:

  • нарушением мышечного тонуса языка;
  • несформированностью органов артикуляции;
  • нарушением фонематического слуха;
  • неправильной речевой средой, в которой растет ребенок.

Причину логопед определяет во время диагностики, которую он проводит перед началом занятий. И уже исходя из результатов специалист выбирает комплекс подходящих коррекционных упражнений.

Логопедическая диагностика

Прежде чем начинать заниматься с дошкольником логопед проводит диагностику, чтобы определить речевое расстройство и механизмы нарушения. Он проверяет состояние моторной сферы. Особое внимание уделяет артикуляционному аппарату: его анатомическим особенностям и моторике. Ребенку предлагают выполнить статические и динамические упражнения.

Также специалист проверяет звукопроизносительную сторону речи. Диагностика включает в себя проверку:

  • произношения всех фонем;
  • темпо-ритмической составляющей;
  • слоговой структуры.

Проверять звуки логопед начинает с изолированного произношения, затем в слогах и словах. Также специалист обращает внимание на то, как малыш произносит фонемы в обычной речи. Затем логопед смотрит на сформированность фонетико-фонематических процессов. Проверка этого блока включает в себя:

  • оценку фонематического слуха (узнавание и различение звука в речевом потоке);
  • сформированность звуко-буквенного анализа;
  • работу со словами-паронимами.

Логопед обязательно проверяет импрессивный и экспрессивный словарь − понимание речи, словарный запас и как он использует его в своей речи. Затем сформированность грамматического строя и связную речь.

Логопед подбирает речевой материал для диагностики в соответствии с возрастом ребенка. Также родителям не стоит сильно переживать, если малыш в возрасте 3-х лет не выговаривает звук Ль. Сонорная группа формируется ближе к 4-5 годам, но стоит обратить особое внимание на подъем языка.

Своевременная логопедическая диагностика позволит выявить возможные проблемы, из-за которых может появиться искажение звукопроизношения. Логопед подберет упражнения, подготавливающие органы артикуляции к произношению звука Ль.

Комплекс артикуляционных упражнений

Перед постановкой Ль необходимо провести подготовительный этап. Он включает в себя подготовку органов артикуляции, нормализацию их мышечного тонуса и формирование психологической базы речи. В гимнастике для органов артикуляции основной упор делается на формирование подъема языка.

При правильном произнесении Ль воздушная струя должна проходить через боковые края. При носовом ламбдацизме нужно сформировать правильный выдох. Губы зафиксированы в улыбке, рот чуть приоткрыт. Кончик языка чуть прикусить передними резцами и подуть. Воздушная струя должна проходить не по центру, а по боковым краям.

Для нормализации мышечного тонуса органов артикуляции логопед назначает специальный массаж (при сложных речевых нарушениях) или малыш может делать самомассаж (похлопывание и покусывание языка). Подготовительный этап занимает несколько занятий, чтобы сформировать нужный артикуляционный уклад.

Способы постановки

Ль легко поставить по звукоподражанию, если в речи ребенка есть Л. Взрослый объясняет и показывает правильную артикуляцию, акцентируя внимание на правильном положении органов речевого аппарата.

Если в речи ребенка отсутствует Л, то его необходимо поставить. Иначе мягкий вариант поставить не получится. А если вы поставите сначала мягкий вариант произношения фонемы, то ребенок может заменять им Л.

После того как малыш научился произносить твердый вариант фонемы, постановка Ль уже делается по звукоподражанию. Логопед произносит слоги ЛИ перед зеркалом и объясняет артикуляцию Ль. Он делает акцент на положении губ в улыбке, зубы должны быть видны, а кончик языка при произношении упирается в альвеолы. После того как у малыша стало получаться произносить звук в этом слоге, можно переходить к сочетанию Ль с йотированными гласными.

Автоматизацию фонемы начинают с закрепления четкого произношения в слогах. Занятия по постановке должны быть индивидуальными, а по автоматизации − групповыми. Во время постановки и автоматизации обязательно нужно проговаривать правильное положение органов артикуляции − так ребенок быстрее освоит правильное произношение.

Существенной разницы в способах постановки Ль у взрослых и детей нет. На занятиях со взрослыми не нужно использовать наглядный материал − уроки строят по типу беседы. Также с ними легче поставить Ль по звукоподражанию.

Если в речи отсутствует Л и Ль, постановку обязательно нужно начинать с твердого варианта. Так как у мягкой фонемы артикуляция проще и малыш начнет заменять ей Л. Поэтому логопед обязательно делает акцент на различии в артикуляционных укладах этих фонем. Работу с сонорными звуками стоит начинать именно с пары Л-Ль, потому что их артикуляция проще.

Читайте также: