Конспект на тему экономия смазочных материалов

Обновлено: 06.07.2024

Мероприятия по повышению эффективности использования техники и экономии моторесурсов, ГСМ.

Мероприятия по повышению эффективности использования техники и экономии моторесурсов, ГСМ разрабатываются и осуществляются при планировании и проведении мероприятий в территориальных органах, учреждениях, связанных с использованием техники.

Основными мероприятиями по повышению эффективности использования техники и экономии моторесурсов, ГСМ являются:

  • правильная расстановка техники по ее предназначению при разработке штатов, табелей, норм оснащения территориального органа, учреждений;
  • распределение техники и укомплектование территориального органа, учреждений в соответствии со штатами и табелями;
  • рациональное планирование в территориальном органе, учреждениях подготовки и хозяйственной деятельности, обеспечивающее использование для этих целей минимального количества техники;
  • выделение техники для перевозок материально-технических средств с учетом их грузоподъемности, грузовместимости и других технических характеристик;
  • оптимальное объединение парков и гаражей;
  • прикрепление учреждений с небольшим количеством техники для технического обслуживания и ремонта к учреждениям, имеющим штатные средства технического обслуживания и ремонта;
  • выполнение технических мероприятий, повышающих надежность и экономичность работы техники в сложных условиях эксплуатации, особенно при низких температурах;
  • осуществление контроля за законностью использования техники, систематическое подведение итогов ее работы.

Экономия моторесурсов и ГСМ достигается:

  • контролем за соблюдением годовой потребности в моторесурсах, ГСМ, разработкой и осуществлением мероприятий по их экономному использованию;
  • созданием необходимых условий при использовании, хранении, обслуживании и ремонте техники;
  • повышением уровня технического обслуживания и ремонта техники, внедрением инструментальной диагностики ее состояния, недопущением случаев использования неисправной и необслуженной техники; применением соответствующих сортов ГСМ;
  • сокращением времени работы техники в парках (гаражах, местах стоянок), на остановках и стоянках в ходе дежурства, выполнения задач по предназначению, учений, при выполнении перевозок материально-технических средств и в других случаях;
  • наведением установленного порядка в содержании и эксплуатации спидометрового оборудования, обеспечением в каждом учреждении систематического контроля за опломбированием, исправностью и правильностью показаний спидометров;
  • принятием мер, исключающих возможность слива горючего из топливных баков техники;
  • выбором наиболее рациональных маршрутов движения; повышением уровня практической выучки водителей и других специалистов в учреждениях по экономному расходованию ГСМ при техническом обслуживании и вождении техники;
  • постоянным совершенствованием учебно-материальной базы, рациональным использованием учебной техники, тренажеров и других технических средств при обучении личного состава;
  • закреплением за транспортными средствами транспортной и учебной группы в спасательных воинских формированиях МЧС России сотрудников, проходящих службу по контракту в МЧС России, или из числа лиц гражданского персонала МЧС России, имеющих стаж работы не менее двух лет.

Мероприятия по предупреждению происшествий с техникой

Основными мероприятиями по предупреждению происшествий с техникой являются:

  • поддержание в территориальных органах, учреждениях установленного порядка, организованности и высокой ответственности со стороны личного состава за закрепленную технику;
  • систематическое изучение личным составом техники, правил ее эксплуатации и ремонта;
  • постоянное совершенствование навыков управления техникой закрепленным за ней личным составом;
  • неукоснительное соблюдение правил дорожного движения и правил управления техникой;
  • тщательная организация маршей, подготовка и оборудование маршрутов, учет особенностей движения ночью;
  • проведение качественного инструктажа водителей и старших машин перед выполнением заданий (заступающих на дежурство);
  • высокая требовательность руководителей, постоянный контроль за соблюдением правил эксплуатации и ремонта техники и за работой специалистов во время использования;
  • строгое соблюдение установленного порядка эксплуатации техники и требований внутренней службы в парках (гаражах);
  • ограничение использования техники в праздничные и выходные дни; своевременное и качественное техническое обслуживание и ремонт техники;
  • систематическое обобщение и внедрение передового опыта безаварийной эксплуатации техники;
  • принятие конкретных мер по каждому происшествию, тщательный разбор их с личным составом;
  • проведение всесторонних проверок специалистов (водителей, судоводителей) и отстранение от управления техникой недисциплинированных и плохо подготовленных специалистов, а также специалистов, несоответствующих по медицинским показателям;
  • поощрение личного состава за успехи, достигнутые в безаварийной эксплуатации техники;
  • правильная организация работы контрольно-технических пунктов учреждений (рабочих мест механиков, осуществляющих выпуск техники в рейс) и укомплектование их технически грамотными и требовательными специалистами,
  • планомерная, систематическая работа со специалистами, направленная на повышение их дисциплины и сознания высокой личной ответственности за закрепленную технику и безопасность перевозимых людей и оборудования; проведение собраний и технических конференций с обсуждением передовых методов использования, технического обслуживания техники, безаварийной работы и другие мероприятия.

Предупреждение и учет ДТП

В целях предупреждения и профилактики ДТП в учреждении составляются годовой план мероприятий по предупреждению ДТП и годовой план проведения занятий с водителями, закрепленными за транспортными средствами.

В учреждениях и подразделениях МЧС России информация о ДТП с участием транспортных средств МЧС России регистрируется в журнале учета ДТП, оформляемому по рекомендуемому образцу согласно приложению № 32 к настоящей Инструкции.

Передача информации о ДТП из учреждения и подразделения МЧС России осуществляется в порядке подчиненности.

Объем передаваемой информации о ДТП и регистрируемой в журнале учета ДТП должен быть достаточным для составления статистической отчетности за определенный период.

Оперативная информация о ДТП с участием транспортных средств МЧС России, повлекших гибель людей, направляется в порядке подчиненности.

Территориальные органы и учреждения представляют статистическую отчетность о происшествиях с транспортом МЧС России в порядке подчиненности.

Отсутствие ДТП в учреждении не исключает необходимости постоянного проведения всего комплекса работ по их профилактике и предупреждению.

Техническая служба учреждения должна составлять отчеты о происшествиях с техникой и направлять их в вышестоящее учреждение:

  • ежеквартально – до 10 числа следующего за отчетным месяцем;
  • за год – до 10 января следующего за отчетным годом.

Региональный центр составляет отчеты о происшествиях с техникой и направляет их в структурные подразделения центрального аппарата МЧС России:

ежеквартально – до 15 числа следующего за отчетным месяцем; за год – до 15 января следующего за отчетным годом.

Классификация происшествий с техникой, причины и мероприятия по их предупреждению.

К происшествиям с техникой относятся случаи ДТП, а также отказы в работе, возникшие при проведении оперативных действий.

Основными видами ДТП с техникой являются столкновения, наезды на неподвижные препятствия, наезды на пешеходов, опрокидывания.

Причинами указанных ДТП являются: нарушение правил проезда перекрестков, нарушение правил движения задним ходом, неправильный выбор скоростного режима движения, ошибка маневрирования в ограниченных проездах (неверная оценка габаритов автотранспортной техники), нарушение правил обгона.

Работа по предупреждению ДТП организуется руководителями учреждений, начальниками технических служб, руководящим инженерно- инспекторским составом подразделений технического обеспечения в соответствии с утвержденными в установленном порядке обязанностями, командирами (начальниками) подразделений МЧС России и другими должностными лицами МЧС России, имеющими удостоверения старших машин.

Основными мероприятиями по предупреждению ДТП являются:

  • поддержание в подразделениях МЧС России высокого уровня дисциплины,
  • организованности и ответственности личного состава за исправное техническое состояние техники;
  • обеспечение неукоснительного соблюдения правил дорожного движения и требований нормативных и распорядительных документов МЧС России по вопросам вождения транспортных средств в особых условиях;
  • изучение водителями маршрутов следования и расположения (для водителей пожарных машин) водоисточников в районе выезда подразделения МЧС России;
  • информирование водителей и должностных лиц подразделений МЧС России, назначающихся старшими машин, об изменении оперативной обстановки перед заступлением их на дежурство и выполнением задач; выявление и устранение причин, способствующих ДТП; своевременное и качественное техническое обслуживание и ремонт техники;
  • соблюдение установленного порядка допуска водителей к управлению техникой;
  • проведение занятий с водителями (не реже одного раза в квартал с привлечением при необходимости в установленном порядке сотрудников ГИБДД) по изучению правил дорожного движения, материальной части транспортных средств и совершенствованию практических навыков вождения транспортных средств в сложных дорожных условиях, а также работе со специальными агрегатами.

Мероприятия по предупреждению ДТП со штатными транспортными средствами разрабатываются технической службой учреждения и включаются в план работы учреждений.

Отсутствие в учреждениях ДТП, поломок и неисправностей техники при выполнении оперативных действий не исключает необходимости постоянной работы по их предотвращению.

Мероприятия по охране труда, охране окружающей среды, пожарной безопасности при техническом обслуживании, ремонте, эксплуатации и хранении техники.

Мероприятия по охране труда, охране окружающей среды, пожарной безопасности при техническом обслуживании, ремонте, эксплуатации и хранении техники осуществляются в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации по следующим основным направлениям:

Экономия смазочных материалов не может служить показателем для премирования смазчиков. Стремясь получить премию, отдельные смазчики будут экономить масло, что может привести к преждевременному износу оборудования. [1]

Такое положение препятствует использованию значительных резервов экономии смазочных материалов во многих отраслях промышленности. [2]

Регенерация отработавших масел является большим резервом экономии смазочных материалов . Эта экономия на тех предприятиях, где хорошо организован сбор отработавших масел и отправка их на регенерацию, составляет До 20 % от общего расхода масел. [3]

Кроме вышеуказанных факторов, в некоторых машинах замена металлических антифрикционных деталей синтетическими дает экономию за счет сокращения простоев оборудования, ьызванны: -: в результате ликвидации смазки и шприцевания трущихся узлоз и экономии смазочных материалов и инструмента. Так, например, в результате применения капроновых втулок в культиваторах ликвидирована операция по шприцеванию масленок, благодаря чему сокращено время на техническое обслуживание машины. Как показывают результаты исследований, - проведенных на машиноиспытательных станциях, на 1 га обрабатываемой площади затрачивается на смазку 6-рядного культиватора около 0 5 мин. [4]

В шаровом шарнире предложенной конструкции значительно уменьшен коэффициент трения в рулевом управлении, существенно сокращены затраты на техническое обслуживание шарнира и смазочные работы. Экономия смазочных материалов достигает 300 % в год, в 3 - 5 раз уменьшен износ поверхностей трения, в 5 - 10 раз сокращены простои машин на техническом обслуживании и до 13 % повышена их производительность. [5]

Важнейшей задачей народнохозяйственного значения является обеспечение экономного расхода смазочных материалов. Пути экономии смазочных материалов заключаются в правильной эксплуатации двигателя, устранении потерь масла и смазки при заправке, точном соблюдении работ, предусмотренных в карте смазывания, и в повторном использовании регенерированных масел. [6]

Во многих случаях смена смазочных материалов производится по случайным признакам, часто неправильно используемым для оценки работоспособности смазки. Такое положение препятствует использованию значительных резервов экономии смазочных материалов во многих отраслях промышленности. [7]

Еще довольно часто при смене смазочных материалов руководствуются случайными признаками, неправильно принятыми для оценки работоспособности смазки. Такое положение препятствует использованию значительных резервов экономии смазочных материалов во многих отраслях промышленности. [8]

Во многих случаях смена смазочных материалов производится по случайным признакам, часто неправильно используемым для оценки работоспособности смазки. Такое положение препятствует использованию значительных резервов экономии смазочных материалов во многих отраслях промышленности. [9]

Регенерация отработанных минеральных масел - одно из наиболее эффективных средств экономии смазочных материалов , позволяющее при непрерывной фильтрации масел повторно использовать их, удлиняя тем самым срок службы машин и механизмов. При хорошей организации сбора масел на предприятиях эти нормы могут быть значительно перевыполнены. [10]

На ОАО Нижнекамскшина проведена большая работа по существенному улучшению освоенной технологии. Так, на ре-зино сместите лях F-620 и отечественном 620 - 50 был осуществлен перевод гидропривода нижнего затвора и запирающего устройства на пневматическую систему, что позволило сократить простои на 30 %, отказаться от импортной гидроаппаратуры и запасных частей, обеспечить экономию смазочных материалов в количестве 15 т в год. [11]

Для экономного использования ТСМ важное значение имеет их качество. При несоответствии качества предъявляемым требованиям к ГСМ неизбежно увеличивается их расход и ухудшаются показатели работы автомобилей в целом.

Так как на расход ТСМ оказывает влияние структура подвижного состава, то в парках автопредприятий должны быть малотоннажные автомобили для внутригородских перевозок и большегрузные автопоезда для междугородних.

Большое влияние на экономию ТСМ оказывает трансмиссия, аэродинамические качества автомобиля и такие современные конструктивные решения, как наличие бортовых компьютеров, большое число передач, использование впрыска топлива в бензиновых двигателях, снижение массы автомобиля.

Факторы, влияющие на расход ТСМ:

— правильная организация транспортного процесса;

— соответствие применяемых сортов ТСМ конструктивным особенностям автомобиля и условиям эксплуатации;

— техническое состояние и регулировка узлов и механизмов;

— экономия топлива при транспортировке и хранении.

Организация транспортного процесса

От правильной организации перевозок зависит эффективное использование грузоподъемности и пробега автомобилей.

Степень использования грузоподъемности автомобиля определяется отношением массы перевозимого груза к номинальной грузоподъемности, т. е. коэффициентом использования грузоподъемности у. С увеличением у уменьшается удельный расход топлива на единицу транспортной работы и при стопроцентном использовании грузоподъемности, когда γ=1, удельный расход топлива будет минимальным. Увеличение γ на 1 % снижает удельный расход топлива на 1,6 %.

Расход топлива на единицу транспортной работы может быть сокращен при увеличении коэффициента использования пробега р.

Р = 5Г/5,

где ST — пробег автомобиля с грузом; S — общий пробег автомобиля.

Увеличение β на 1 % снижает удельный расход топлива на

1,3 %. Использование прицепов снижает удельный расход топлива на 25—30 %.

Соответствие применяемых сортов ТСМ конструктивным особенностям автомобиля и условиям эксплуатации

Использование топлива и масла, не соответствующих конструктивным особенностям двигателя, неизбежно вызывает его перерасход. Это в первую очередь относится к таким показателям качества топлива, как октановое число и фракционный состав для бензинов, цетановое число и фракционный состав для дизельных топлив. Так работа на бензине с тяжелым фракционным составом может дать увеличение расхода топлива до 70 % и повысить износ двигателя на 30—40 %.

Применение несоответствующих сортов масел приводит к перерасходу не только масла, но и топлива. Моторное масло с высокой вязкостью приводит к перерасходу топлива, с низкой вязкостью — к перерасходу самого масла.

Пластичная смазка с недостаточной температурой каплепадения будет вытекать из узлов трения.

Отрицательные результаты дает использование топлива и масла, не соответствующих климатическим условиям эксплуатации автомобиля. Так, например, при работе зимой грузового автомобиля, заправленного летними сортами ТСМ, расход бензина при движении за городом по дороге с твердым покрытием оказывается выше на 3—6 % и при движении в городских условиях — на 8—12 % по сравнению с автомобилем, заправленного ТСМ, соответствующими сезону.

Техническое состояние и качество регулирования узлов и агрегатов автомобиля

Износ деталей влияет на расход топлива в меньшей степени, чем неверная регулировка. Так, износ цилиндропоршневой группы до состояния, когда из маслоналивной горловины начинают активно выходить отработавшие газы, приводит к росту расхода топлива на 10—12 %, а нарушение регулировок — на 20—25 %. Больше всего увеличивают расход топлива неправильное регулирование тормозных механизмов и ступиц колес, карбюратора, неправильное схождение колес, неисправности системы зажигания.

Увеличение скорости прорыва газа в картерное пространство с 15—25 л/мин (новый двигатель) до 60—100 л/мин (изношенный двигатель) увеличивает расход масла в 2—2,5 раза. В табл. 4.1 по- казано влияние неисправностей некоторых деталей и узлов на расход топлива и масла.

Таблица 4.1. Влияние неисправностей деталей и узлов автомобиля на расход топлива и масла

Экономия смазочных материалов

Мастерство водителя автомобиля заключается:

— в правильной оценке дорожных условий;

— максимальном использовании экономических режимов работы двигателя;

— в использовании движения накатом;

— в своевременном переключении передач;

— в предпочтении езды на высшей передаче.

В зависимости от техники вождения расход топлива может изменяться до 20—25 %. Частое торможение увеличивает расход топлива, так как каждый раз приходится форсировать двигатель для очередного разгона, поэтому предпочтителен режим установившегося движения. Также необходимо поддерживать нормальный тепловой режим двигателя, так как и перегрев, и переохлаждение двигателя приводят к перерасходу топлива.

Высокие скорости движения, безусловно, вызывают повышенный расход топлива, так как при этом приходится преодолевать сопротивление воздуха, а оно возрастает пропорционально скорости движения. Уже при скорости движения грузового автомобиля 70 км/ч на преодоление сопротивления воздуха затрачивается сила тяги на ведущих колесах в десять раз больше, чем при скорости 30 км/ч, а чтобы увеличить силу тяги, надо дополнительно получить тепловую энергию и потратить дополнительное топливо.

Пустой багажник на крыше легкового автомобиля увеличивает расход топлива на 3—4 %. Еще больше расход увеличивается при езде с открытыми окнами.

Экономия топлива при транспортировке и хранении

Топливо легко испаряется и обладает большой текучестью. Летом, например, через открытую пробку бочки за час может испариться до 1 кг бензина, а через открытую горловину резервуара за сутки может быть потеряно более 100 кг топлива.

Подтекание ГСМ в виде капель со скоростью одна капля в секунду за сутки составит 4,5 л. При испарении теряются наиболее ценные фракции нефти.

При хранении и перевозке ТСМ тара должна быть чистой. Не допускается применять емкости, ранее использованные для хранения низшего сорта нефтепродуктов без промывки.

При наполнении цистерны или резервуара сливной шланг должен быть опущен ниже поверхности уровня топлива для уменьшения контакта топлива с воздухом и испарения. При хранении бензина в бочках не следует их заполнять под пробку, иначе бензин при повышении температуры будет просачиваться по резьбе.

Бензин хранится при соблюдении всех правил до 5 лет, дизельное топливо — до 6, масла всех видов — до 5 лет, пластичные смазки — от 1,5 до 3 лет.

Потери топлива в резервуарах, заполненных наполовину, в 5—6 раз больше, чем в полных, при этом в полузаполненных резервуарах интенсивнее идет смолообразование. Незаглубленные резервуары окрашиваются в светлые тона для уменьшения поглощения ими солнечной энергии. Смолообразование с увеличением температуры на 10 °С увеличивается в 2,4—2,8 раза, поэтому резервуары необходимо заглублять под землю.

При сливе и заливе резервуара на каждую тонну бензина теряется 5—7 кг.

Для обеспечения чистоты топлива необходимо систематически удалять отстой из резервуара и раз в год его чистить.

Использование для ТСМ ведер, леек, ручных солидолонагнетателей увеличивает потери в 12—20 раз.

Потери нефтепродуктов нормированны.

4.2.2. Экономия моторных масел

На расход масла в большинстве случаев влияют те же причины, что и на расход топлива. Не случайно нормы расхода моторного масла поставлены в прямую зависимость с нормами расхода топлива. Однако здесь есть и свои особенности. Низкая вязкость моторного масла приведет к увеличению его расхода, так как оно в большом количестве будет попадать в камеру сгорания и вытекать через неплотности картера.

На расход масла большое влияние оказывает и износ поршневых колец, поршней и цилиндров двигателя, причем расход по этой причине может возрасти вдвое. Увеличивается расход масла и при неисправной системе вентиляции картера, при перегреве и переохлаждении двигателя. Особенно большой расход масла возникает при неисправных уплотнениях двигателя.

Контрольные вопросы

1. Какие факторы влияют на расход ТСМ?

2. Как влияет на расход ТСМ организация транспортного потока?

3. Как влияет на расход ТСМ техническое состояние автомобиля и качество регулировки?

4. Как влияет на расход ТСМ мастерство водителя?

5. Что влияет на расход моторных масел?

Как не прогадать экономя на смазочных материалах?

Моя статья для людей, которые переживают за свое производство и умеют правильно экономить деньги! Я попробую простым и доступным языком, полагаясь на собственный опыт работы на производстве, объяснить о необходимости правильного подбора смазочных материалов. Масла и смазки, как все знают, бывают разные и порой теряешься, какие необходимы для Вашего производства.

Покупка дешевых смазочных материалов

Выбор известного бренда

Ассортимент смазочных материалов

Выбор материалов согласно требованиям оборудования

Читайте также: