Конспект презентация порядок слов в предложении 8 класс презентация

Обновлено: 06.07.2024

Цель: познакомить учащихся с особенностями порядка слов в предложении, характерными для русского языка.

Задачи:

  • образовательная: показать синтаксическое и стилистическое значение порядка слов в предложении;
  • развивающая: развивать умения использовать полученные знания в устной и письменной речи, быстро отвечать на вопросы;
  • воспитательная: воспитать внимательное отношение к культуре родного языка, любовь к родному языку.

1) Организационный момент.

2) Проверка домашнего задания.

3) Повторение изученного.

а) Фронтальный опрос.

– Что такое предложение?

– Какие виды предложений по цели высказывания вам известны?

– Какие виды предложений по составу грамматической основы и по наличию второстепенных членов вы знаете?

– Какие главные и второстепенные члены предложения вы знаете? Расскажите о них.

– Для чего нужны второстепенные члены предложения?

б) Практическая работа.

– Прослушайте текст, определите стиль и тип речи.

Осень. Холодает с каждым днем. Ветер срывает с деревьев пожелтевшие листья и уносит их хороводом. Несколько листочков кружатся в прозрачном воздухе, медленно опускаясь на землю. Птицы, собравшиеся в стаи, улетают на юг. Скоро зима.

– Запишите текст, выделите грамматическую основу каждого предложения и охарактеризуйте их.

4) Изучение нового материала.

а) Знакомство с новыми понятиями.

– Запишите предложение Мать любит дочь. Определите роль существительных в нем.

Переставьте местами существительные, запишите полученное предложение (Дочь любит мать). Как изменилась роль существительных в новом предложении?

– Таким образом, порядок слов нередко определяет смысл высказывания.

– Порядок слов имеет и другое значение. Запишите предложение Вчера было холодно.

Поменяйте местами слова в нем и запишите все полученные варианты. Изменился ли смысл высказывания?

– А что изменилось?

– Таким образом, порядок слов наряду с логическим ударением помогает выделять главное слово в предложении, не меняя смысл высказывания.

– В предложениях, в которых имеются количественные числительные, изменение порядка слов придает дополнительный смысловой оттенок. Запишите предложение На заседании было тридцать человек. Выделите подлежащее в этом предложении. Измените порядок слов в подлежащем и запишите новый вариант предложения, выделив подлежащее (На заседании было человек тридцать).

– Как изменился смысл предложения?

– Если числительное поместить после существительного, возникает так называемая категория приблизительности.

– Таким образом, перестановка слов в предложении усиливает или ослабляет смысловое значение членов предложения. Но, несмотря на значительную свободу порядка слов, следует отметить, что все же каждому члену предложения свойственно занимать то или иное место. Такой порядок слов называют прямым, а отступление от него называют обратным порядком слов. А как в художественной речи называют обратный порядок слов? Правильно, его называют инверсией.

– Рассмотрите таблицу и вспомните прямой и обратный порядок расположения членов предложения.

Прямой порядок слов

Обратный порядок слов

1) Подлежащее – сказуемое

1) Сказуемое – подлежащее

2) Согласованное определение – определяемое слово

Летнее солнце светит.

2) Определяемое слово – согласованное определение

Солнце летнее светит.

3) Определяемое слово – несогласованное определение

Лучи солнца слепят.

3) Несогласованное определение – определяемое слово

Солнца лучи слепят.

4) Сказуемое-дополнение

Я любуюсь солнцем.

4) Дополнение-сказуемое

Я солнцем любуюсь.

в) Работа с учебником.

– Прочитайте о порядке слов и логическом ударении в учебнике на с.41-43.

5) Закрепление нового материала.

а) Упражнение в перестановке слов в предложении.

– Запишите предложения и выполните перестановку слов, поменяв местами первое и последнее слова в предложениях. Выделите в предложениях грамматическую основу и второстепенные члены, указав, на какое слово приходится логическое ударение.

Приходи ко мне в гости завтра. – Завтра ко мне в гости приходи.

Дети украсили класс листьями. – Листьями украсили класс дети.

Исследователи работали на болотах. – На болотах работали исследователи.

Ветер завывает в трубе. – В трубе завывает ветер.

Маша хорошо подготовилась к уроку. – К уроку хорошо подготовилась Маша.

б) Упражнение в нахождении инверсии в художественном тексте.

Вот царем Матвеем пир
Знатный дан на целый мир;
И на пир веселый тот
Царь одиннадцать зовет
Чародеек молодых;
Было ж всех двенадцать их;
Но двенадцатой одной,
Хромоногой, старой, злой,
Царь на праздник не позвал.
Отчего ж так оплошал
Наш мудрейший царь Матвей?

6) Подведение итогов.

– О чем новом вы узнали на уроке?

– Что такое инверсия и каково ее значение в художественном тексте?

в) Самостоятельная работа.

– Выполните задание на карточках.

Отметьте предложения, в которых есть инверсия.

а) Что день грядущий нам готовит?

б) Голубые облака бежали по небу.

в) Березы лист уж пожелтел.

г) Перелетные птицы собираются на юг.

д) Белеет парус одинокий…

а) Солнце отражается в голубых водах озера.

б) Лес точно терем расписной…

в) Бежит река в горах Кавказа.

г) Досадно было, боя ждали.

д) Прозрачный лист упал с дуба.

7) Домашнее задание.

Выписать 5 примеров предложений, содержащих инверсию, из стихотворений поэтов 19-го века.


это основная синтаксическая единица, которая имеет грамматическую основу и поэтому приспособлена для общения.

Предложение обладает смысловой и композиционной законченностью; является минимальной единицей высказывания.

Презентация по русскому языку по теме Порядок слов в предложении

ЗАДАНИЕ 1

1. Пр. . ходи (ко) мне в гости завтр. . . –

Завтра ко мне в гости приходи.

2. Дети украсили кла(с/сс) лист(?)ями. –

Листьями украсили класс дети.

3. И(с/сс)ледователи р. . ботали на б. . лотах. –

На болотах работали исследователи.

4. Ветер завывает в трубе. –

В трубе завывает ветер.

5. Маша хорошо по. . готовилась к уроку. -

К уроку хорошо подготовилась Маша.

Полную информацию смотрите в файле.

Содержимое разработки

Порядок слов в предложении Урок по русскому языку в 8 классе Автор: Бедная Екатерина Сергеевна, Учитель русского языка и литературы МБОУ г. Мурманска СОШ № 56

Порядок слов в предложении

Урок по русскому языку в 8 классе Автор: Бедная Екатерина Сергеевна,

Учитель русского языка и литературы МБОУ г. Мурманска СОШ № 56

Предложение - это это основная синтаксическая единица, которая имеет грамматическую основу и поэтому приспособлена для общения. Предложение обладает смысловой и композиционной законченностью; является минимальной единицей высказывания.

Предложение - это

это основная синтаксическая единица, которая имеет грамматическую основу и поэтому приспособлена для общения.

Предложение обладает смысловой и композиционной законченностью; является минимальной единицей высказывания.

Прямой и обратный порядок слов Прямой порядок слов Обратный порядок слов 1) Подлежащее – сказуемое (инверсия) Солнце светит. 1) Сказуемое – подлежащее 2) Согласованное определение – определяемое слово 3) Определяемое слово – несогласованное определение 2) Определяемое слово – согласованное определение Летнее солнце светит. Светит солнце. Солнце летнее светит. Лучи солнца слепят. 3) Несогласованное определение – определяемое слово 4) Сказуемое-дополнение Солнца лучи слепят. Я любуюсь солнцем. 4) Дополнение-сказуемое Я солнцем любуюсь.

Прямой и обратный порядок слов

Прямой порядок слов

Обратный порядок слов

1) Подлежащее – сказуемое

1) Сказуемое – подлежащее

2) Согласованное определение – определяемое слово

3) Определяемое слово – несогласованное определение

2) Определяемое слово – согласованное определение

Летнее солнце светит.

Солнце летнее светит.

Лучи солнца слепят.

3) Несогласованное определение – определяемое слово

Солнца лучи слепят.

Я любуюсь солнцем.

Я солнцем любуюсь.

ЗАДАНИЕ 1 1. Пр..ходи (ко) мне в гости завтр.. . – Завтра ко мне в гости приходи. 2. Дети украсили кла(с/сс) лист(?)ями. – Листьями украсили класс дети. 3. И(с/сс)ледователи р..ботали на б..лотах. – На болотах работали исследователи. 4. Ветер завывает в трубе. – В трубе завывает ветер. 5. Маша хорошо по..готовилась к уроку. - К уроку хорошо подготовилась Маша.

1. Пр..ходи (ко) мне в гости завтр.. . –

Завтра ко мне в гости приходи.

2. Дети украсили кла(с/сс) лист(?)ями.

Листьями украсили класс дети.

3. И(с/сс)ледователи р..ботали на б..лотах.

На болотах работали исследователи.

4. Ветер завывает в трубе.

В трубе завывает ветер.

5. Маша хорошо по..готовилась к уроку. -

К уроку хорошо подготовилась Маша.

Запишите предложения, в которых есть инверсия Что день грядущий нам готовит? Голубые облака бежали по небу. Березы лист уж пожелтел. Перелетные птицы собираются на юг. Белеет парус одинокий… Солнце отражается в голубых водах озера. Лес точно терем расписной… Бежит река в горах Кавказа. Досадно было, боя ждали. Прозрачный лист упал с дуба.

Запишите предложения, в которых есть инверсия

  • Что день грядущий нам готовит?
  • Голубые облака бежали по небу.
  • Березы лист уж пожелтел.
  • Перелетные птицы собираются на юг.
  • Белеет парус одинокий…
  • Солнце отражается в голубых водах озера.
  • Лес точно терем расписной…
  • Бежит река в горах Кавказа.
  • Досадно было, боя ждали.
  • Прозрачный лист упал с дуба.


-75%

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.


Описание презентации по отдельным слайдам:


 Порядок слов в предложении.

Порядок слов в предложении.

Предложение. Порядок слов предложении. В русском языке порядок слов свободный.

Предложение. Порядок слов предложении. В русском языке порядок слов свободный. Произвольная расстановка слов в предложении приводит к изменениию смыслового содержания всего высказывания.

Сравните предложения Брат пришёл домой больной Студенты посещают все лекции.

Сравните предложения Брат пришёл домой больной Студенты посещают все лекции. Бледная от волнения женщина заплакала. Приятель тихо попросил меня передать записку. 1. Больной брат пришёл домой Все студенты посещают лекции. Бледная женщина заплакала от волнения. Приятель попросил меня тихо передать записку.

Порядок слов играет следующие роли: синтаксическую ( Я встретил учителя брата.

Порядок слов играет следующие роли: синтаксическую ( Я встретил учителя брата. – Я встретил брата учителя.) стилистическую Эти фильмы мне не нравились. – Не нравились мне эти фильмы.

Прямой порядок слов 1. подлежащее + сказуемое 2. согласованное определение +.

Прямой порядок слов 1. подлежащее + сказуемое 2. согласованное определение + подлежащее 3. обстоятельство образа действия + сказуемое 4. сказуемое + обстоятельства времени, места и др. 5. сказуемое + дополнение

Прямой порядок слов Поезд пришёл. Холодный ветер дул Обратный порядок слов 1.

Прямой порядок слов Поезд пришёл. Холодный ветер дул Обратный порядок слов 1.Пришёл поезд. 2. Дул ветер холодный

ВЫБИВАЕТ КРУГЛУЮ ДОЖДЯ В ВОДЕ ВОДЯНУЮ КАПЛЯ ЧАШУ КАЖДАЯ МАЛЕНЬКУЮ «Каждая кап.

Прямой порядок слов характерен для речи научной и публицистической Обратный.

Прямой порядок слов характерен для речи научной и публицистической Обратный порядок слов характерен для речи разговорной

Инверсия – «расположение членов предложения в особом порядке , нарушающем обы.

1)Тихо спустился сумрак. 2) Дремлет над морем полярная ночь. 3) В тёмной пуч.

1)Тихо спустился сумрак. 2) Дремлет над морем полярная ночь. 3) В тёмной пучине колеблются яркие звёзды. 4) С вышины льётся голубоватое сияние. 5)Мёртвая тишина повисла над застывшим морем. 6) Синеватый отсвет озаряет водную гладь. А.Серафимович

Грамматическиеские ошибки Ошибка! 1) Столяр сделал подставку из дуба с четырь.

Грамматическиеские ошибки Ошибка! 1) Столяр сделал подставку из дуба с четырьмя ножками 2) Есть немало произведений, повествующих о детстве автора в мировой литературе.

Грамматическиеские ошибки Ошибка! 1) Столяр сделал подставку из дуба с четырь.

Грамматическиеские ошибки Ошибка! 1) Столяр сделал подставку из дуба с четырьмя ножками 2) Есть немало произведений, повествующих о детстве автора в мировой литературе. Исправленный вариант. 1) Столяр сделал из дуба подставку с четырьмя ножками 2) Есть немало произведений в мировой литературе, повествующих о детстве автора.

Самостоятельная работа Выпишите номера предложений с обратным порядком слов В.

Самостоятельная работа Выпишите номера предложений с обратным порядком слов В каком предложении нарушен порядок слов? 3) В каком предложении грамматическая ошибка , вызванная нарушением порядка слов, привела к искажению смысла?

Домашнее задание: 1. Выучить теоретический материал по теме урока. 2. Выполн.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 24 человека из 17 регионов
  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Дистанционные курсы для педагогов

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 612 509 материалов в базе

Материал подходит для УМК

§ 14. Порядок слов в предложении

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 27.03.2019 2502
  • PPTX 101 кбайт
  • 410 скачиваний
  • Рейтинг: 4 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Шепелева Лариса Петровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Академическая стипендия для вузов в 2023 году вырастет до 1 825 рублей

Время чтения: 1 минута

Школы граничащих с Украиной районов Крыма досрочно уйдут на каникулы

Время чтения: 0 минут

В Госдуме предложили ввести сертификаты на отдых детей от 8 до 17 лет

Время чтения: 1 минута

Россияне ценят в учителях образованность, любовь и доброжелательность к детям

Время чтения: 2 минуты

Минпросвещения России подготовит учителей для обучения детей из Донбасса

Время чтения: 1 минута

Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Блиц-опрос1.Предложение – это … .2. Предложение характеризуется наличием … .3. П

№ слайда 2

Блиц-опрос1.Предложение – это … .2. Предложение характеризуется наличием … .3. По числу основ предложения делятся на … .4. По цели высказывания они могут быть … .5. По эмоциональной окраске предложения делятся на … .6. По наличию второстепенных членов они бывают … .

Наблюдение над порядком слов в предложениях Савельич поглядел на меня .На меня п

№ слайда 3

Наблюдение над порядком слов в предложениях Савельич поглядел на меня .На меня поглядел Савельич. Савельич на меня поглядел. (А.С. Пушкин).

Прямой порядок слов в предложении -это порядок, при котором подлежащее предшеств

№ слайда 4

Прямой порядок слов в предложении -это порядок, при котором подлежащее предшествует сказуемому, а согласуемое слово стоит перед определяемым существительным. Обратный порядок слов в предложении -это порядок, при котором сказуемое предшествует подлежащему, а определение может стоять после определяемого слова. В литературе такой порядок слов называется инверсией.

Наблюдение над действием закона инверсии По дороге зимней, скучнойТройка борзая

№ слайда 5

Наблюдение над действием закона инверсии По дороге зимней, скучнойТройка борзая бежит,Колокольчик однозвучный Утомительно звенит. (А.С. Пушкин)


№ слайда 6

Логическое ударениеСавельич поглядел на меня.Савельич поглядел на меня.Савельич

№ слайда 7

Логическое ударениеСавельич поглядел на меня.Савельич поглядел на меня.Савельич поглядел на меня.

Выпишите предложения с обратным порядком слов (инверсией)Тихо спустился сумрак.

№ слайда 8

Выпишите предложения с обратным порядком слов (инверсией)Тихо спустился сумрак. Дремлет над морем полярная ночь. В темной пучине колеблются яркие звезды. С вышины льется голубоватое сияние. Мертвая тишина повисла над застывшим морем. Синеватый отсвет озаряет водную гладь. (По А. Серафимовичу).

Соберите предложение, используя прямой порядокКапля, в воде, дождя, каждая, водя

№ слайда 9

Соберите предложение, используя прямой порядокКапля, в воде, дождя, каждая, водяную, выбивает, чашу, круглую маленькую.(По К. Паустовскому.)

Итог урокаВ русской речи встречается как прямой, так и обратный порядок слов.Нал

№ слайда 10

Читайте также: