Правописание непроизносимых согласных в корне слова 5 класс конспект урока

Обновлено: 08.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Урок по русскому языку

Тема: Непроизносимые согласные

Тип урока: повторение изученного в начальной школе

- предметные : вспомнить опознавательные признаки данной орфограммы; продолжить работу по формированию умения определять данную орфограмму в словах и подбирать проверочные слова.

- метапредметные : корректировать и развивать познавательные способности, умение анализировать и обобщать, умение связно и грамотно излагать свои мысли.

- личностные: формировать положительную учебную мотивацию и интерес к изучению русского языка

1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Я рада вас всех видеть.

Отдых наш кончается,
Работа начинается.
Усердно будем мы трудиться,
Чтобы чему-то научиться.

2. Работа с эпиграфом

Человек трудолюбивый - самый счастливый. (эпиграф на доске)

- Как вы понимаете смысл этой пословицы?

3. Определение темы урока

- Подчеркните в пословице слово, в котором букв больше, чем звуков. (Счастливый)

Как такие слова называются в русском языке? (Слова с непроизносимыми согласными).

В какой части слова есть непроизносимый звук? (В корне слова)

- А теперь ответьте мне: Какова будет тема сегодняшнего урока?

(Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне.)

А теперь давайте определим цели нашего урока (ответы учеников).

Ребята, скажите, пожалуйста, как нам узнать, есть в слове непроизносимый согласный или нет?

Чтобы знать, как писать,

Надо слово изменять,

И за звуком непонятным

Быстро гласную искать.

4. Закрепл ение материала

Задание 1. Соедините имена прилагательные с подходящими по смыслу именами существительными. (карточка у каждого ученика)

звёз. ный абрикос
влас. ный поворот
опас. ный вечер
счас. ливый возглас
вкус. ный режиссер
радос. ный денёк
чудес. ный путь
поз. ний рассказ
интерес. ный случай
извес. ный голос

Задание 2. Отметьте слова, не соответствующие данному написанию

Орфоэстафета

Заполните клеточки фигур данными словами, учитывая уже открытые буквы. Все слова вписываются вертикально.

Правила игры. Соревнующиеся команды, стараясь обогнать друг друга, заполняю клеточки нужными словами

Доблес?ный, глас?ный, отвес?ный, причас?ный, влас?ный, искус?ный, чудес?ный, извес?ный, окрес?ный, ярос?ный, ежечас?ный, снос?ный, словес?ный, пакос?ный

5. Рефлексия

- Какую орфограмму мы с вами повторили на уроке?

6. Домашнее задание

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 24 человека из 17 регионов
  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 608 161 материал в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 13.01.2018 9343
  • DOCX 22.5 кбайт
  • 420 скачиваний
  • Рейтинг: 4 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Ткаченко Анна Николаевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

В приграничных пунктах Брянской области на день приостановили занятия в школах

Время чтения: 0 минут

Время чтения: 2 минуты

Новые курсы: функциональная грамотность, ФГОС НОО, инклюзивное обучение и другие

Время чтения: 15 минут

Минтруд предложил упростить направление маткапитала на образование

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект урока по русскому языку

5 класс

Правописание непроизносимых согласных в корне слова

1) образовательная: повторить и обобщить особенности правописания непроизносимых согласных в слове;

2) развивающая: развивать мышление учащихся;

3) воспитательная: воспитывать ответственное отношение к собственной грамотности.

Карточки-задания на каждого ученика; учебник, тетрадь.

Выполнение упр. 45 (с использованием орфографических словарей).

4. Повторение правила правописания непроизносимых согласных в корне слова, изученного учащимися в предыдущих классах.

При повторении можно воспользоваться словами, вынесенными в учебнике на поля (с. 20, 21):

5. Закрепление орфограммы № 4.

I . Выписать из текста, записанного на доске, слова с непроизносимой согласной в корне, обозначить орфограмму:

До чего ж сегодня день прелестный,

Солнце, будто в праздник, так горит!

Освещает местность и окрестность

И теплом своим сердца бодрит.

Но стоит прекрасная корова -

Смотрят грустные ее глаза.

Значит, ей пастух суровый

"Здравствуйте" сегодня не сказал.

– Найдите в этом стихотворении слово с -сн-, в котором непроизносимой согласной нет.

II . Заранее подготовить к уроку карточки с буквами, сделанные из картона, для составления слов с непроизносимыми согласными. Крепят карточки-буквы на доске с помощью магнитов, намеренно пропуская в них непроизносимые согласные. Учащиеся подходят к доске и вставляют пропущенные согласные, так же прикрепляя на магниты в нужном месте.

Сердце, солнце, местность, пастбище, праздник, лестница.

III . К записанным на доске именам существительным подобрать однокоренные прилагательные с непроизносимыми согласными, обозначая корни и суффиксы. Обратить внимание детей на то, что непроизносимые согласные очень часто встречаются на стыке разных частей слова (чаще всего – корней и суффиксов).

Хруст, свист, опоздание, грусть, звезда, честь, гигант, уста, прелесть.

6. Самостоятельная работа по карточкам.

Задание: сопоставить по смыслу имена прилагательные и существительные. Выписать получившиеся словосочетания в тетрадь.

Конспект урока по русскому языку в 5 классе на тему

Тема: Правописание непроизносимых согласных в корне слова.

Цели: формирование знания о непроизносимых согласных в корне слова и способах проверки данной орфограммы.

Задачи: закрепить умение обнаруживать орфограммы — согласные в корнях слов, создать условия для формирования представлений о словах с непроизносимыми согласными звуками; познакомить со способами проверки написания слов с непроизносимыми согласными путём подбора однокоренных слов; формировать мотивацию к самостоятельной аналитической деятельности; воспитывать интерес к родному языку.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Методы: словесный, наглядный, поисковый.

Технология: личностно-ориентированное обучение.

1. Организационный этап.

2. Актуализация знаний.

Проверка домашнего задания (упр. 42).

3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности.

Иногда согласные играют с нами в прятки:

Они не произносятся, а пишутся в тетрадке.

- Не все согласные в словах произносятся; некоторые из них исчезают, как, например, звук т в слове лестница. Скрываются и другие звуки: л в слове солнце, д в слове поздно и др.

- А почему всё-таки исчезают отдельные звуки?

4. Первичное усвоение новых знаний.

Дело в том, что три согласных подряд бывает очень трудно произносить, вот мы, и упрощаем таким образом их произношение. А написание их упрощать нельзя.

1. Работа с учебником. Стр. 25-анализ слов в рамке.

Чтение теоретического материала (стр.26)

Вывод: чтобы узнать, есть ли в словах непроизносимые согласные,

надо к ним подобрать однокоренные слова.

2. Наблюдение над словами с непроизносимыми согласными.

1. Чтобы лучше познакомиться со словами с непроизносимыми согласными, давайте совершим путешествие.

- А вот и первая станция. Она называется Солнечная. Здесь нас ждёт загадка:

В синей чаще алый мяч,

Он и светел, и горяч. (Солнце)

- Запишите отгадку. Какой звук не произносится? (Л)

- Подберите к слову однокоренные слова, где звук Л хорошо слышится:

Солнце – солнышко

- А так как корень в однокоренных словах должен писаться одинаково, слово

2. Запишем отрывок из стихотворения А.С. Пушкина:

Мороз и солнце. День чудесный!

Ещё ты дремлешь, друг прелестный…


С неба смотрит солнце миллионы лет.

Льёт на землю солнце и тепло, и свет.

Но посветит солнце –

И уходит прочь, а живое сердце

Греет день и ночь.

Значит сердце лучше солнца самого,

Никакие тучи не заметят его!

- Какое ещё слово здесь с непроизносимой согласной?

- СЕРДЦЕ. Однокоренное слово – сердечко.

Сердце – сердечко.

5. Первичная проверка понимания.

Станция ЗНАМЕНИТАЯ.

- Здесь нас ждёт задание:

1. Составьте два предложения с подлежащими Гагарин и космонавт.

Используйте следующие слова:

Совершить, полёт, звёз…ный, извес…ный, видеть, прекра…ная, земля, из, космос.

(Гагарин совершил звёздный полёт. Из космоса известный космонавт видел прекрасную землю).

- Предложения запишите. Непроизносимые согласные подчеркните. Устно подберите проверочные однокоренные слова.

- А что ещё видел Гагарин из иллюминатора ракеты?

Ни ковра не поднять,

Ни гороха собрать.

(Звёздное небо)

- Запишите слово звёздное. От какого слова оно образовано? (Звезда)

Звёздное – звезда.

2. Выпишите однокоренные слова.

Выборочная работа.

- И опять стучат колёса. А впереди нас ждёт новая станция – Радостная.

И на них от радости

И на них от радости

- Прочитайте текст на доске. В нём рассказывается о людях, живущих на этой станции.

Местные люди всегда радостны и приветливы. Они счастливы, что живут в таком прекрасном месте. Счастье и радость просто переполняют их.

- Впишите однокоренные слова парами. Которое из них проверочное?

- На какую орфограмму слова первого столбика?

- Ребята, так как же узнать, есть ли в слове непроизносимый согласный?

(Надо подобрать однокоренные слова)

Образуйте имена прилагательные от слов:

вирус, жалость, интерес, доблесть, ярость.

3. Словарная работа.

- Но есть слова с непроизносимой согласной,

написание, которых нельзя проверить их надо запомнить.

- Как называется ряд ступенек, идущих вверх?

- Закончи предложение: Новый год – весёлый …

- Скажи одним словом, что такое любовь?

6. Итог урока.

- Чему научились на уроке? (Проверять слова с непроизносимыми согласными звуками).

Нажмите, чтобы узнать подробности

развитие речи: определение стиля речи, темы, основной мысли текста, средств художественной выразительности.

2) метапредметные:

корректировать и развивать

логическое мышление (умение анализировать, сравнивать и обобщать);

умение связно и грамотно излагать свои мысли;

внимание, память, эмоциональную сферу;

коммуникативные качества речи;

3) личностные:

положительную учебную мотивацию и интерес к изучению русского языка;

уважительное, бережное отношение к родному языку;

умение рационально использовать время;

Методы: постановка проблемных вопросов.

Формы работы: индивидуальная, работа в парах.

Тип урока: повторение изученного.

Оборудование: учебник, тетрадь, карточки, раздаточный материал.

2. Оптимизация знаний, определение темы урока.

- Ребята, тема урока опаздывает, но она прислала письмо с заданием, которое поможет определить тему урока.

На экране слова:

- Что нужно сделать с этими словами? (Выбрать правильно букву).

- Как вы это сделаете? (Подберем проверочное слово так, чтобы сомнительный согласный слышался отчетливо).

- Запишите слова, подбирая проверочное слово, выделяя корень слова. (У доски работает один человек).

Опасность – опасен (корень -опасен-)

Узкий – узенький (корень -уз-)

Яростный – ярость (корень -ярост-)

Сказка – сказочка (корень -сказ-)

Интересный – интересен (корень -интерес-)

Проверка выполненной работы, выставление оценки.

- Какие звуки обозначают вставленные вами буквы? (Согласные звуки).

- В какой морфеме находятся эти буквы? (Эти буквы находятся в корне слова).

- Продолжите тему урока:

- Правописание (каких звуков?) непроизносимых согласных .

- Запишите тему урока в тетрадь.

- Чему вы можете научиться на уроке с данной темой? (Написанию согласных в корне).

- Вспомните, как проверить написание согласных в корне. (Слово необходимо изменить таким образом, чтобы после сомнительного или непроизносимого согласного стоял гласный. Нужно подобрать однокоренное слово так, чтобы согласный слышался отчетливо).

3. Практическая работа.

Работа по карточкам в парах. Два человека у доски.

Задание: выбрать необходимую букву, подобрав проверочное слово.

Похо(д,т)ка, кре(б,п)кий, поз(д,дн)о, про(с,з)ьба, тро(ст, с)ник, ги(б,п)кий, ужа(с,ст)ный, хле(с,ст)уть, ре(з,с)кий, па(с,ст)бище, сча(с,ст)ливый.

Походка – ходить, крепкий – крепость, поздно – опоздать, просьба – просить, тростник – тросточка, гибкий – гибок, ужасный – ужасен, хлестнуть – хлестать, резкий – резок, пастбище – пасти, счастливый – счастье.

Проверка, взаимопроверка, выставление оценок.

4. Физминутка.

5. Закрепление темы.

- Вы хорошо справились с заданием. Следующее задание будет сложнее, но я уверена, вы с ним справитесь.

- Выполнение упражнения 38.

- Найдите слова с непроизносимым и сомнительным согласным в корне, устно объясните их написание.

До чего же сегодня день прелестный.

Солнце в небе празднично горит,

Освещает местность и окрестность

И теплом своим сердца бодрит.

Проверка выполнения.

Сегодня (необходимо запомнить), прелестный – прелестен, солнце – солнышко, празднично (необходимо запомнить), местность – место, местечко, окрестность (окрестить), сердца – сердечко.

- Очень хорошо. Следующее задание даст вам возможность побыть писателями.

6. Творческое задание.

Проверка, чтение сочинений, взаимопроверка правильности написания слов с непроизносимой и сомнительной согласной. Выставление оценок.

8. Итог урока.

- С какой орфограммой на уроке работали? (Правописание согласного в корне).

- Как проверить написание согласного в корне? (Изменить слово таким образом, чтобы этот согласный произносился и слышался отчетливо).

- Сдавая тетради, прикрепите смайлик: веселый – уверен в своих знаниях, грустный – сомневаюсь.

9. Домашнее задание.

Раздаточный материал

Практическая работа.

Работа по карточкам в парах.

Задание: выбрать необходимую букву, подобрав проверочное слово.

Похо(д,т)ка, кре(б,п)кий, поз(д,дн)о, про(с,з)ьба, тро(ст, с)ник, ги(б,п)кий, ужа(с,ст)ный, хле(с,ст)уть, ре(з,с)кий, па(с,ст)бище, сча(с,ст)ливый.

Найдите слова с непроизносимым и сомнительным согласным в корне, устно объясните их написание.

До чего же сегодня день прелестный.

Солнце в небе празднично горит,

Освещает местность и окрестность

И теплом своим сердца бодрит.

Творческое задание.

Читайте также: