Красота этикета 4 класс конспект урока

Обновлено: 07.07.2024

После того как вы поделитесь материалом внизу появится ссылка для скачивания.

Подписи к слайдам:

Давайте восклицать, друг другом восхищаться, Давайте восклицать, друг другом восхищаться, Высокопарных слов не надо опасаться. Давайте говорить друг другу комплименты. Ведь это все любви счастливые моменты. Давайте понимать друг друга с полуслова, Чтоб ошибившись раз, не ошибиться снова. Давайте жить, во всем друг другу потакая, Тем более, что жизнь короткая такая. Б. Окуджава

  • В России Артиллерийское и морское образование которое ввел ПетрI для дворян, впоследствии было заменено школой светских манер.

В нем излагались правила, как обращаться в свете, сидеть за столом и обходиться с вилкой и ножом, на каком расстоянии снимать шляпу при встрече со знакомыми и какую позитуру принимать при поклоне.

Рукопожатие должно быть коротким

и в меру энергичным

  • Осматривая музей или выставку, не трогай руками выставленных предметов. Вообрази. Во что они превратятся. Если каждый из тысяч посетителей их слегка потрогают.

Когда состаришься – ходи По улицам пешком. Не лезь в автобус, все равно Стоять придется там. И нынче мало дураков, Чтоб место уступать, А к тем далеким временам Не станет их совсем.

Табу, вето, запрет

Кто здоровается первым: входящий или присутствующие?

Первым здоровается тот, кто вежливее

Первым здоровается один из присутствующих –самый внимательный тот, кто первым заметил входящего

Кто первым протягивает руку при знакомстве?

Какая громкость разговора предпочтительнее?

Чем громче беседа, тем яснее и внушительнее высказанные собеседником мысли

Чем тише беседа, тем она доверительнее и проникновеннее

Беседа ведется негромко, в спокойных тонах

Вы чихнули, а находящиеся рядом пожелали:

Сделать вид, что не расслышали

С кем необходимо здороваться,

Находясь на лестничной площадке

Со всеми, кого когда-либо раньше встречали

Только с теми, кого знаете

Нужно ли улыбаться, приветствуя человека?

Конечно, нет- это несерьезно

Смотря по настроению

Доброжелательная улыбка желательно всегда

Должна ли девушка, знакомясь с

Девушка до 18 лет, знакомясь со взрослыми, всегда встает

Должна во всех случаях

В каких случаях мужчина может приветствовать девушку, не вставая?

Если он в преклонных годах

Если он начальник

Если это мешает сделать болезнь

Может ли юноша, здороваясь с девушкой, держать свободную руку в кармане?

Не может – он обязан вынуть руку из кармана

Может только в том случае, если у него в кармане кошелек с крупной суммой денег

Может ли юноша здороваться с сигаретой во рту?

Может, особенно если сигарета импортная и дорогая

Сигарету из рта лучше вынуть, а затем, уже с сигаретой в руках. здороваться

Приветствие и беседа с сигаретой во рту недопустимы

Как познакомить своих друзей с вашими родителями?

Представить родителей друзьям

Представить друзей родителям

Как бы невзначай свести своих родителей и друзей и оставить их наедине – пускай познакомятся сами

Юноша предложил девушке помочь нести тяжелые вещи. Она с благодарностью отдала ему корзину с овощами и дамскую сумочку. Правильно ли она поступила?

Конечно, правильно. Почему же не воспользоваться предложенной помощью?

Неправильно, дамскую сумочку нужно было оставить себе

Вдумчивая девушка может усмотреть в предлагаемых услугах юноши его притязания на нечто большее и ни за что ничего ему не отдаст. Независимость – прежде всего.

Сколько раз в день нужно здороваться с одним и тем же человеком?

Только раз - при первой встрече

Несколько раз, если встреча разделяет более или менее значительный промежуток времени

Каждый раз при встрече

Идя по улице с приятелем, вы встречаете его знакомого, которого видите впервые. Ваш спутник ему отвечает. Как должны поступить вы?

Сделать вид, что не слышали приветствие

Ответить на приветствие незнакомца

Вежливо заметить незнакомцу, что оснований для взаимного приветствия у вас с ним пока еще нет

Всегда ли в процессе представления и знакомства юноша встает?

Только знакомясь с девушкой

По своему усмотрению

Вы обгоняете идущую впереди вас по улице знакомую. Кто из вас двоих должен поздороваться первым?

Тот, кого обгоняют

Тот, кто обгоняет

Незнакомый человек на улице, обознавшись, поздоровался с вами. Как поступить?

Сделать вид, что не заметили приветствия

Объяснить незнакомому человеку его ошибку

Можно ли не принять руки, протянутой для рукопожатия?

Это может позволить себе в отдельных случаях только женщина

Не обращать внимания, с особой осторожностью двигаться дальше

Обратиться за помощью к первому встречному милиционеру

Если заходя с улицы в здание, вы видите идущего вслед за вами человека, нужно ли придержать для него дверь?

Не нужно: наоборот – поскорее закройте дверь, предоставив идущему сзади полную свободу действий.

Если входящий за вами недалеко, дверь нужно придержать

Если идущий за вами еще далеко, следует остановиться и подождать, пока он подойдет, чтобы открыть ему дверь – ваша изысканная вежливость произведет неизгладимое впечатление

Войдя в помещение и здороваясь за руку с присутствующими, нужно ли обмениваться рукопожатием с незнакомым человеком?

Не нужно рисковать: а вдруг незнакомый человек не подаст вам руки

Это желательно, но не обязательно

Познакомившиеся юноша и девушка идут по улице – как именно.

Юноша справа от девушки

Юноша слева от девушки

Можно ли дотрагиваться до собеседника во время разговора, хлопать его по плечу?

Можно, подобные жесты выражают особую расположенность к собеседнику

Это неприлично, особенно если собеседник – малознакомый человек

Подобные жесты можно позволить себе лишь в ответ на аналогичные со стороны вашего собеседника

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

учитель начальных классов

Ригина Эльвира Владимировна

Цели и задачи урока:

1. Овладение картиной мира: познакомить детей с первичным представлением об этикете, о правилах этикета. Формирование у школьников мотивации к осознанному

2. Чувственно-эмоциональное отношение к миру: замечать и объяснять поступки людей, которые соответствуют и не соответствуют нормам морали. Создать атмосферу доброжелательности, комфортности на уроке.

Планируемые результаты:

Личностные: искать свою позицию в многообразии общественных позиций, эстетических и культурных предпочтений.

Регулятивные: учиться находить и формулировать учебную проблему, работая по составленному плану, использовать дополнительные средства.

Познавательные: самостоятельно отбирать и сопоставлять информацию, полученную из разных источников, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи.

Коммуникативные: организовывать учебное взаимодействие в парах, в группе, слушать других. Учиться принимать другую точку зрения.

Методы и технологии обучения :

Формы организации познавательной деятельности учащихся :

*самостоятельный поиск информации;

*групповое решение проблемы;

* комментированное и выборочное чтение;

* устное высказывание на тему;

* работа с иллюстративным материалом;

*участие в учебном диалоге.

Оборудование : персональный компьютер, мультимедийный проектор

Материалы: презентации, карточки с тестовыми заданиями.

1. Организационный момент

2. Постановка проблемы

*работа с пословицами (пословицы написаны на доске).

От учтивых слов язык не отсохнет.

В чужом доме не будь приметлив, а будь приветлив.

У Сидора обычай, у Карпа свой.

Не дорог подарок, дорога любовь.

-Объясните смысл пословиц. О чём эти пословицы? Чему будем учиться на уроке?

3. Актуализация знаний (на доске карточка со знаком вопроса)

- На карточке записано слово, которое обозначает тему нашего урока.

*показ презентации "Общение"

- Дайте определение человеку, который при общении соблюдает правила хорошего тона? Какой это человек?

- Кто догадался, как одним словом можно назвать все правила хорошего поведения?

-Все правила хорошего поведения называются одним словом - этикет (переворачивается табличка).

*беседа об этикете.

-С древнейших времен люди вынуждены были соблюдать определенные

правила и нормы поведения для того, чтобы облегчить себе жизнь. По-

жалуй, без них нельзя было выжить даже в первобытнообщинном

Сама по себе совместная жизнь людей в любом обществе предполагает

наличие определенных правил. Именно поэтому можно с уверенностью

сказать, что этикет как свод определенных правил поведения появился

одновременно с возникновением первобытного человеческого общества

как необходимое условие его существования .

говорится о правилах поведения людей в различных жизненных ситуациях.

В это время были строго регламентированы взаимоотношения высших и

низших сословий, господ и рабов, старших и младших, мужчин и женщин.

Средние века богаты всевозможными трактатами, дающими советы и

рекомендации на все случаи жизни. Не обошлось здесь и без трактата о

поведении, о том, что требуется от каждого воспитанного человека:

учтивость и вежливость.

Русь достаточно долгое время жила замкнуто и практически не имела

контактов с восточными и европейскими странами. Это обстоятельство,

естественно, отразилось на культурной жизни страны.

Владимира Мономаха. Приведем некоторые отрывки из этого сочинения:

«Куда не пойдете по своей земле, нигде не позволяйте ни своим, ни чужим

отрокам обижать жителей ни в селениях, ни в полях. где не остановитесь

в пути, везде напойте и накормите всякого просящего. чтите гостя, откуда

бы к вам ни пришел, — простой ли человек, или знатный, или посол, —

. угостите пищей или питьем. Больного посещайте, мертвого пойдите

проводить. Не пройдите мимо человека, не приветствуя его, а скажите

Позже, в первой половине XVI века, в России была написана «Книга,

называемая Домостроем, которая содержит в себе полезные сведения,

поучение и наставление всякому христианину — и мужу, и жене, и детям,

богатого сословия: учила, как относиться к церкви, власти, членам семьи,

прислуге, как воспитывать детей, как вести домашнее хозяйство, как

встречать гостей и наносить ответные визиты и т. д.

Со вступлением на престол Петра Великого в России наступила пора

В XVII веке (1717 г.) по распоряжению Петра I была издана книга

«Юности честное зерцало, или показа к житейскому обхождению, со-

дворянам, как вести себя в светском обществе и в обычных житейских

Раньше культуре общения, учтивости, умению вести себя в обществе -

всей этой тонкой науке поведения - обучали только избранных. Хорошие

манеры считались признаком превосходства и просвещенности.

В 21 веке россияне живут по общим правилам цивилизованного этикета.

Зная эти правила, можно быть уверенным, что, за исключением небольших

нюансов, в любой стране они будут уместны.

*работа в тетради.

*работа по учебнику, стр.56.

-Историю возникновения этого слова найдите и прочитайте в учебнике.

*беседа о разных видах этикета.

-Образцы поведения вырабатывались многие сотни лет. И каждый воспитанный человек знает, как вести себя вежливо в различных ситуациях. Существует речевой этикет, школьный этикет, этикет в общественных местах, деловой этикет, дипломатический этикет, этикет для дома и т.д. В этикете много правил. Но главное, не только знать правила этикета, а их соблюдать. Давайте рассмотрим некоторые из них.

-Соедините стрелками вежливые слова и поступки, при которых употребляются эти слова.

-Существуют правила хорошего поведения в семье, в школе, в театре. Есть правила столового этикета.

*работа в парах с раздаточным материалом (по две карточки каждой паре)

-Объясните, как нужно себя вести в транспорте. В театре.

4. Динамическая физкультминутка

5. Поиск решения проблемы. Работа в группах.

-Мы продолжаем вести разговор об этикете. Некоторые правила этикета мы повторили. Некоторые вы определите сами, работая в группах. Выполните задание, данное в карточках, используя материал в учебнике, энциклопедию этикета и

свой жизненный опыт.

*обсуждение плана работы (на экране)

А) Распределите обязанности (работа с учебником, работа с энциклопедией, работа с костюмами)

Б) Внимательно выслушайте друг друга и составьте ответ.

В) Выберите выступающего.

Д) Покажите и объясните ситуации.

Е) Ответьте на возможные вопросы.

*выполнение задания и защита работ.

1 группа. Внешность и одежда. Приведите примеры соответствия одежды и внешности в определённой ситуации. Продемонстрируйте некоторые варианты.

2 группа. Речь и этикет. Сформулируйте правила, которые нужно соблюдать при разговоре. Обыграйте ситуацию.

3 группа. Правила поведения в школе.

*вывод, работа с учебником, стр. 57.

- Найдите ответ на вопрос: какова основа у всех правил этикета (здравый смысл и уважение к другим людям) и поясните, что это значит, полагаясь на прочитанный материал.

6. Рефлексия.

Если ты пришел к знакомым

Не здоровайся ни с кем,

Слов “пожалуйста”, “спасибо”

Никому не говори.

Отвернись и на вопросы

Ни на чьи не отвечай,

И тогда никто не скажет

Про тебя, что ты болтун.

Если друг на день рожденья

Пригласил тебя к себе,

Ты оставь подарок дома:-

Сесть старайся рядом с тортом.

В разговоры не вступай:

Ты во время разговора

Вдвое меньше съешь конфет.

Девчонок надо никогда

Нигде не замечать

И не давать проходу им

Нигде и никогда.

Им надо ножки подставлять,

Пугать из-за угла.

Если к папе или маме

Тетя взрослая пришла

И ведет какой-то важный

И серьезный разговор,

Нужно сзади незаметно

К ней подкрасться, а потом

Громко крикнуть прямо в ухо:

“ Стой, сдавайся! Руки

- С чем вы не согласны?

*высказывания ребят (по желанию)

Я буду стараться…

7 . Подведение итогов.

- Что такое этикет?

- Какие правила этикета запомнили?

- Нужны ли сейчас знания этих правил?

8. Домашнее задание .

1) Задания учебника (стр.57)

2) Придумать и инсценировать этикетную ситуацию (по желанию )

Л. Лихачёва. Уроки этикета. Екатеринбург. 2001.

А. Я. Данилюк. Основы светской этики. Просвещение. 2012.

Н. В. Чудакова. Этикет от А до Я.

В. И. Даль. Словарь пословиц.

В.Е. Гольдин. Речь и этикет. – М.,1983

Цель :

Задачи :

 развивать этические чувства как регулятор морального поведения

 формировать умение высказывать суждения

 учить осуществлять поиск и обработку информации

 формировать умение и готовность слушать, вести диалог

 обобщить и расширить знания о правилах этикета.

Формы и виды деятельности :

Ход урока :

1. Оргмомент ( Эмоциональный настрой на урок )

2. Актуализация знаний .

( Разгадывание кроссворда ).

1. Наука, которая рассматривает поступки и отношения между людьми с точки

зрения представлений о добре и зле. (Этика)

2. Что мучает человека, который совершил плохой поступок? (совесть)

3. Действия, направленные на удовлетворение личных интересов, в том числе и в

ущерб интересам других людей. (эгоизм)

4. Действия, результатом которых является причинение зла себе или другим

5. Положительное нравственное качество, высокая нравственность.

6. Мораль, правила, которые регулируют отношения между людьми при

распределении благ, наград и наказании. (справедливость)

Д О Б Р О Д Е Т Е Л Ь

С П Р А В Е Д Л И В О С Т Ь

3. Целеполагание .

Учитель: Какое ключевое слово получилось? (этикет)

Учитель: Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на уроке?

( ответы детей : этикет ключевое слово в кроссворде ).

 А вы знаете, что такое этикет? ( ответы детей ).

-Сегодня мы поговорим о том, что такое этикет и какую роль он играет в

4. Беседа по теме .

5. Игра « Школа разведки

Карточки для учащихся:

- Не ходите по клумбам и не срывайте с них цветы .

- Не бросайте мусор .

- Мальчик или девочка не должны сидеть в общественном транспорте , если

рядом стоят пожилые женщины или женщины с детьми на руках .

- При посадке в транспорт придерживаться очереди , уступая первенство

старшим , стоящим рядом , мужчины - женщинам .

- В транспорте нужно стараться не наступать людям на ноги , не опираться

на человека , стоящего рядом , не подталкивать его в спину .

- В кино или театр нужно приходить без опоздания , занимать места ,

указанные в билетах .

- На занятия нужно приходить без опозданий .

- При входе в класс нужно поздороваться с ребятами и учителем .

- В школу нужно приходить чистым и опрятно одетым .

- Учебные вещи нужно положить аккуратно , так чтобы ими удобно было

пользоваться .

- Во время перемены нельзя бегать по школе , кричать , драться .

- Нельзя без спроса брать чужие вещи , даже если они лежат на твоей парте .

По окончании игры класс разделён на 3 группы .

- Мы обсудили только три вида этикета . Существуют и другие . Например : -

гостевой этикет

Человек постоянно попадает в различные ситуации . Этикет , регулирующий

поведение людей дома , с соседями , на улице , в транспорте , кино , театре является

частью культуры .

Правил поведения очень много . Как вы считаете , может ли человек сказать о

себе , что он знает все эти правила ? ( ответы детей )

Я предлагаю вам поработать в группах и обсудить различные этикетные

ситуации .

6. Работа в группах :

Задание 2 группе :

« Если собираясь в театр , ты не хочешь остаться без билетов , то возьми себе на

заметку : приобретать билеты необходимо заранее . Имей в виду , что театральные

спектакли начинаются в точно назначенный час , и потому надо вовремя приходить и

занимать места . Если вы опоздали , то вам следует стоя подождать антракта .

,, Случается так , что , проходя на свое место в ряду , вам приходится просить тех

зрителей , которые уже сидят , пропустить вас . Скажите ,

не надо . Полагается , чтобы зритель , сидящий на краю , встал и сказал :

Первым в ряд проходит всегда мужчина . Нередко можно видеть , что к своему месту

в ряду люди проходят , повернувшись к сидящим спиной ,– это неверно : следует всегда

оборачиваться лицом . Мужчина проходит первым , даже если потом занимает место

ближе к краю ряда , чем идущая за ним женщина .

Начала представления каждый ждет , усевшись на своем месте . Знакомых

приветствуют кивком головы , улыбкой ; руку подают , если только они сидят близко ,

из ряда не выходят . В антракте вы можете выйти , даже когда остальные зрители

остаются на своих местах .

Задание 3 группе :

Выбрать пословицы и поговорки , в которых нашли отражения различные правила

этикета . Объяснить , как вы понимаете их смысл (3-4 примера ):

1. × åãî â äðóãîì íå ëþáèøü , òîãî è ñàì íå äåëàé

2. Òåðïåíèå è òðóä âñ¸ ïåðåòðóò .

4. Â ÷ óæîé ìîíàñòûðü ñî ñâîèì óñòàâîì íå õîäÿò .

5. Ó ÷ åíüå ñâåò , à íå ó ÷ åíüå òüìà .

6. Ìèë òîò ãîñòü , ÷ òî íåäîëãî ãîñòèò .

7. Íå äóìàé áûòü íàðÿäíûì , à äóìàé áûòü îïðÿòíûì .

8 . Ñâîÿ çåìëÿ è â ãîðñòè ìèëà .

9. Ó ñåáÿ êàê õî ÷ åøü , à â ãîñòÿõ êàê âåëÿò .

11. Î ïóñòÿêàõ ñïîðèòü äåëî óïóñòèòü

12. Ñêó ÷ åí äåíü äî âå ÷ åðà , êîëè äåëàòü íå ÷ åãî .

. 13. Ñëîâî ñåðåáðî , ìîë ÷ àíèå çîëîòî .

14. Áåç òðóäà íå âûíåøü ðûáêó èç ïðóäà .

15. Íå èìåé ñòî ðóáëåé , à èìåé ñòî äðóçåé .

16. Õîòü íå áîãàò , à ãîñòÿì ðàä .

17. Îò ñëîâà ñïàñåíüå , è îò ñëîâà ïîãèáåëü .

18. Íà íåçâàíîãî ãîñòÿ íå ïðèïàñåíà è ëîæêà .

19. Îò îäíîãî ñëîâà , äà íàâåê ññîðà .

7. Отчёт групп .

3) Подобрать картинки к иллюстрации различных этикетных ситуаций(по желанию)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок по основам религиозной культуры и светской этике "Красота этикета".

Класс разделен на 4 группы.

1. Орг. момент (Эмоциональный настрой на урок)

Добрый день! Встаньте, пожалуйста! Возьмитесь за руки.

Дружно за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Всем, всем добрый день
И работать нам не лень.

- Ребята, мы единое целое, от работы каждого зависит общее дело, его результативность. Хотите начать прямо сейчас?

- Но, сначала, поприветствуйте, пожалуйста, наших гостей.

2. Актуализация знаний.

Прежде чем мы начнём работу, вам задача - выбрать капитана вашей группы.

Тему нашего урока сформулируем, разгадав кроссворд.

Слайд №1 по щелчкам. Работа в группе.

Наука, которая рассматривает поступки и отношения между людьми с точки зрения представлений о добре и зле. (Этика)

Что мучает человека, который совершил плохой поступок? (Совесть)

Действия, направленные на удовлетворение личных интересов, в том числе и в ущерб интересам других людей. (Эгоизм)

Действия, результатом которых является причинение зла себе или другим людям. (Порок)

Моральное правило, регулирующее отношения между людьми (Справедливость.)

Человек, владеющий даром красноречия. (Оратор)


3. Целеполагание.

1. Учитель: Какое ключевое слово получилось? (Этикет)

- Сегодня мы постараемся разглядеть красоту этикета. А в чем ее красота вы подумайте, а конце урока мне ответите.

А вы знаете, что такое этикет? (Ответы детей).

- Существуют разные виды этикета. Сегодня рассмотрим только некоторые из них: этикет общения, этикет за столом, этикет в гостях. Слайд №2

4. Беседа по теме.

С древнейших времен люди вынуждены были соблюдать определенные правила и нормы поведения для того, чтобы облегчить себе жизнь. Пожалуй, без них нельзя было выжить даже в первобытнообщинном обществе.

Уже в древних египетских, римских рукописяхговорится о правилах поведения людей в различных жизненных ситуацияхПервая книга так и называлась “О правилах поведения” и была издана еще в 1204 году.

Слайд 3. Слово "этикет" произошло от названия карточек, "этикеток", которые раздавали всем гостям во время изысканных приемов у короля Людовика XIV. На карточках были написаны правила поведения. В XIV-XVII веках соблюдение правил этикета стало отличительным признаком светского человека.

Слайд 4. Позже, в первой половине XVI века, в России была написана “Книга, называемая Домостроем, которая содержит в себе полезные сведения, поучение и наставление всякому христианину — и мужу, и жене, и детям, и слугам, и служанкам”. Эта книга охватывала все стороны жизни людей богатого сословия: учила, как относиться к церкви, власти, членам семьи, прислуге, как воспитывать детей, как вести домашнее хозяйство, как встречать гостей и наносить ответные визиты и т.д.

Слайд 5. Со вступлением на престол Петра Великого в России наступила пора великих преобразований.

В XVII веке (1717 г.) по распоряжению Петра I была издана книга “Юности честное зерцало, или показа к житейскому обхождению, собранное от разных авторов”, в которой давались советы молодым дворянам, как вести себя в светском обществе и в обычных житейских ситуациях.

Раньше культуре общения, учтивости, умению вести себя в обществе - всей этой тонкой науке поведения - обучали только избранных. Хорошие манеры считались признаком превосходства и просвещенности.

В 21 веке россияне живут по общим правилам цивилизованного этикета.

Зная эти правила, можно быть уверенным, что, за исключением небольших нюансов, в любой стране они будут уместны. Правил этикета множество, запомнить их всех очень трудно.

Слайд 6. Но одно правило следует помнить твердо: человек своим поведением, внешним видом не должен доставлять неудобства окружающим.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок интересный. В урок включена небольшая постановка.

государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

урока ОРКСЭ,

МБОУ лицей г. Зернограда

Соколовой Александрой Андреевной

Учитель: Ефремова Н.А.

Методист: Бабенко Т.С.

Технологическая карта урока

Тип урока: открытие нового знания

Цель урока: повторить общие правила этикета, знать правила поведения за столом.

Учебные задачи:

Направленные на достижение личностных результатов:

1) Положительное отношение к школе и учебной деятельности;

2) Потребность сотрудничества со взрослыми и сверстниками на основе взаимодействия при выполнении совместных заданий;

3) Фиксировать в конце урока удовлетворенность/неудовлетворенность своей работой на уроке

Направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

1) Включаться в диалог с учителем и сверстниками; (К)

3) Строить рассуждение по теме урока в соответствии с возрастными нормами (К)

4) формировать умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;(Р)

5) Выражать положительное отношение к процессу познания, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (Р)

6) Развивать умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владение монологической формой речи. (К)

7) Формировать умение выполнять анализ объектов с целью выделения признаков. (П)

8) Фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии (Р)

Направленные на достижение предметных результатов обучения:

1) готовность к нравственному самосовершенствованию,

2) знакомство с основными нормами светской морали, понимание

их значения в выстраивании конструктивных

отношений в семье и обществе;

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Методы обучения

1.МОТИВАЦИЯ К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (Организационный этап)

Здравствуйте, ребята! Меня зовут Александра Андреевна, и сегодня урок проведу у вас я. Присаживайтесь!

Сегодня я шла в школу с отличным настроением. Как вы думаете, почему?

-Да, все, что вы сказали, верно: и на улице тепло, светит солнышко, и нашей с вами встрече я рада. А еще я вижу, что и у вас очень позитивное настроение. И я думаю, что от сегодняшнего урока вы ожидайте много интересных открытий, правда?

Потому что вы хотели быстрее с нами встретиться.
– Потому что наступила настоящая очень, вокруг желтеют листья, весь город стал очень ярким, светит солнце.

(Л1) Положительное отношение к школе и учебной деятельности;

2.АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ

-Ребята, кто мне напомнит, какова была тема нашего прошлого урока? Совершенно верно!

-А что такое этикет?

- А какие правила этикета вам уже знакомы?

-Почему важно соблюдать этикет?

-Ребята, а сейчас я буду читать ситуацию, а вы подумайте, как бы вы поступили в этой ситуации:

К остановке подъезжает автобус, Дима, ученик 4 класса, растолкав других пассажиров, влетает в автобус и занимает единственное свободное место.

В магазине очередь. Заходят две подружки – Маша и Таня. Не обращая внимание на других людей, подбегают к прилавку и просят продавца подать им две жвачки.

- Верно! Я вижу, что вы были очень внимательны на прошлом уроке.

- Этикет- это внешнее оформление поведения человека в обществе, чтобы быть приятным другим людям.

Перечисляют знакомые правила.

-Соблюдать этикет необходимо для того чтобы людям было приятно с тобой находиться рядом, общаться.

Слушают учителя. Совместно работают над ситуациями.

Развивать умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владение монологической формой речи.(К)

Строить рассуждение по теме урока в соответствии с возрастными нормами (К)

Формировать умение выполнять анализ объектов с целью выделения признаков. (П)

3.ОРГАНИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

3.1. Целеполагание

3.2. Открытие нового знания.

Первичное закрепление

3.4.Самостоятельная работа

3.5. Повторение и включение в систему знаний

- Как говорят о поведении человека, который соблюдает правила этикета?

Посмотрите на картинку. Как на ней все изображено?

- Как вы думаете, о каком качестве этикета мы поговорим сегодня?.

Сформулируйте тему урока.

А в чем ее красота вы подумайте, и сами себе дадите ответ в конце урока.

- Ребята, скажите, а вы любите праздник День Рождения?

- Поднимите, пожалуйста, руку, кого из вас друзья приглашают к себе на день рождения?

- Нужно ли знать правила этикета и применять их находясь в гостях?

Ваши одноклассники подготовили вам небольшую сценку. Давайте её посмотрим и обсудим. (Приложение1)

Ребята давайте поможем главной героине сценки разобраться с данной ситуацией.

- Совершенно верно! А сейчас давайте с вами обратимся к нашему замечательному другу учебнику, и откроем его на стр. 34.

-Мы с вами понемногу осваиваем простые правила этикета. А пополнить нашу копилку знаний поможет сказка об Этикете. Я начинаю читать, вы следите, потом кто-то продолжит.

- Итак, о каких-же правилах этикета рассказывается в этой сказке?

Верно! Давайте с вами зачитаем правила на стр. 35

1. Салфетки кладут слева от тарелки или на ее дно. Если салфетка из ткани, ее можно сложить веером или конусом, это придаст сервировке праздничности.

2. Скатерть подбирайте в соответствии с размерами стола. Допустимо использовать скатерть любого цвета, но именно белый подчеркнет торжественность.

3. Для сервировки старайтесь использовать одинаковую

посуду. Тарелки располагайте напротив каждого стула. От края стола до тарелки не должно быть

4. Старайтесь выдерживать одинаковое

расстояние между приборами и тарелками.

5. Вся посуда должна стоять по прямой линии.

Всё должно быть под рукой. То, что потребуется раньше должно стоять дальше от тарелки, так удобнее брать.

-Нож для мяса должен лежать справа от основной тарелки, лезвием к ней, за ним рыбный нож и закусочный. Слева в таком же порядке вилки.

Ребята, а сейчас я предлагаю вам встать и выполнить физкультминутку.

-Вот мы с вами прочитали очень интересную и познавательную сказку. О чём она? Верно!

- Почему нельзя класть локти на стол во время еды?

- Как следует располагать столовые приборы по правилам этикета?

-Ребята, посмотрите на парты перед вами столовые приборы. И я предлагаю вам совместно со своим партнёром по парте учитывая правила, с которыми мы познакомились в сказке, накрыть на стол.

Можете пользоваться учебником. У вас есть там подсказка. У кого будут возникать вопросы, поднимите руку я подойду.

- Ребята, а сейчас посмотрите на слайд и проверьте, так ли у вас всё получилось?

Поднимите руки кто всё правильно расположил. Молодцы! Кто допустил ошибку, исправьте.

- Ребята, так что же мы называем этикетом?

- Верно! Этикет- это церемониал, нормы и правила поведения человека в различных жизненных ситуациях.

- Так в чём же заключается красота этикета?

Ребята смотрят сценку, обсуждают её с учителем.

- Раньше времени приходить неприлично. Но если уж гость пришел, проводи его в комнату, предложи посмотреть книги, альбомы.

-Когда пришли Маша и Даша, они даже не поздравили Лену, а сели сразу же за стол. Нужно было поздравить именинницу, помыть руки и с приглашением Лены сесть за стол.

-За столом сиди прямо, локти на стол не ставь (на столе могут находиться только кисти рук), при разговоре с соседом поворачивай голову, а не всё туловище. Рот не набивай. Когда жуёшь, старайся, чтоб соседи по столу этого не слышали: есть и пить нужно бесшумно, умеренно и спокойно.

-Не перебирай еду, а ешь все подряд. В общем блюде не копайся, выбирая лучший кусок, а бери тот, что ближе к тебе. Ни в коем случае не нюхай еду и не критикуй ее, так ты смертельно обидишь хозяйку. Отказываться от какого-либо блюда нужно без объяснения причины, а не объяснять, что оно тебе не нравится или вредно.

-Если блюдо, которое ты хочешь попробовать, находится далеко, не тянись к нему через весь стол: попроси сидящего поблизости человека передать его тебе. Кстати, по законам этикета ты должен ухаживать за соседкой, которая сидит справа от тебя.

-Встав из-за стола, не стоит сразу же спешить уйти; если тебя действительно ждут неотложные дела, предупреди о своём скором уходе заранее.

Читайте также: