Мы россияне конспект урока

Обновлено: 03.07.2024

Звучит первый куплет Российского гимна. Дети слушают стоя.

2. Работа по теме урока.

– Сегодня мы продолжаем говорить о нашей Родине.

Речевая разминка. Ребенок читает вопрос и говорит кто будет на него отвечать. (Выбери, кому предназначается твой вопрос.)

Как называется наша страна?
В каком городе ты живешь?
Москва – столица России?
Твой родной язык русский?
Если человек татарин, то какой его родной язык?

– Как полностью называется Россия? (Российская Федерация.)
– Кто покажет нашу Родину на карте? А покажи столицу нашей Родины.

Наша Россия – очень большая страна. На карте вы читали названия многих городов. Вот некоторые из них. (Дети по одному выходят, читают названия города с листочка и вешают его на доску.)

Каждый проживающий в России принадлежит к какому-то народу. Вот и их названия (Дети также читают и вешают названия народов): татары, чуваши, буряты, ненцы, чукчи, якуты, русские.

– Но что объединяет эти города и народы? (Все они находятся и проживают в России.)
– Да, мы – россияне!

3. Работа по учебнику.

Хорошо читающий ребенок читает текст вслух на стр. 115.

– Что значит государственный язык?
– Какие еще слова вам не понятны?
– Названия каких народов встретились в тексте? (Русские, татары, буряты.)
– У каждого народа своя история, культура. И свой национальный костюм. Рассмотрите их на стр. 115.
– Чей костюм под номером 1? (Вывешивается увеличенное изображение на доску.)
– Как выглядит русский национальный костюм?
– Чей костюм под номером 2?

Нательная и верхняя одежда, белый льняной холст как основной материал, прямой покрой рубахи и верхней белой распашной одежды, отделка плотной красной, черной и темно-синей вышивкой, украшали металлом, бисером, раковинками, плетеная из лыка обувь, обычай обертывать ноги онучами, чтобы они были ровными и толстыми.

Одевания длилось несколько часов из-за многослойности. “Ее сначала услышишь, а потом увидишь”.

Русские: головной убор: шапки-ушанки, картуз (мужчины). Девушки: налобная повязка, вышитая, украшенная. Замужние прятали волосы под сороку (чепец из холста).

– Чей костюм под номером 3?

Шкуры животных, меха, капюшоны.

– Почему? (Холодно, живут в тундре.)
– А под номером 4?

Свободные рубахи, шаровары, камзолы в талию, женская рубаха длинная и свободная. Женский головной убор калфак. Мужской – тюбетейка, чалма. Суконные чулки с кожаными калошами. Часто сверху халат. Конечно, тоже украшения.

Вывесить на доску увеличенные изображения чувашского национального костюма, русского, татарского, бурятского, ненецкого.

Можно на доске написать название столиц этих народов.

Под татарскую народную мелодию детей угощают национальным блюдом чак-чак.

5. Предметы искусства.

– Обратите внимание, какие у всех народов красивые национальные костюмы. Украшали как могли не только их, но и свою жизнь.

На стр. 116–117 рассмотрите предметы искусства: Из чего выполнены? Как выглядят? Прочитайте самостоятельно текст.

Самостоятельная работа детей.

– Я опишу изделие словами, а вы догадайтесь предметы какого народа я описываю.

1. Эти фигурки делают из кости, поэтому они гладкие, ровные, блестящие. Их очень приятно держать в руках. Частот это были изображения животных. (Нецки.)

2. Кожаное изделие украшенное разноцветной вышивкой, очень нарядное. (Обувь.)

Попробуйте описать вы понравившийся предмет, как это делала я.

Дети выполняют движения под русскую национальную мелодию.

7. Дополнительный материал.

На стр. 118 учитель читает текст как сложилась одна русская традиция украшать дома резьбой.

Что объединяет все народы про которые мы сегодня говорили? (Россияне.)

Учитель вывешивает на доску символы страны: герб и флаг России. Дети слушают куплет гимна стоя.

ВложениеРазмер
"Мы - россияне" 40.3 КБ
Презентация "Мы-россияне" 2.9 МБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ

Тип урока: урок изучения нового материала.

Цель урока: систематизировать знания о родной стране, о столице России – Москве; познакомить учащихся с государственной символикой России: флагом, гербом, гимном.

- формировать уважительное отношение к культуре родной страны, создавать эмоционально положительную основу для развития патриотических чувств: любви и гордости за свою страну, национальность; продолжать развивать навыки учебного сотрудничества.

Предметные : знать название родной страны, её символику и название столицы; создать условия для формирования понятия малая родина, Родина, национальность; продолжить развивать умение самостоятельно извлекать информацию из источников; воспитывать уважительное отношение к культуре и традициям народов разных национальностей.

Познавательные: изучить объекты окружающего мира с выделением их отличительных признаков; освоить способы решения проблем творческого и поискового характера; овладеть логическими действиями сравнения, анализа, классификации по признакам.

Регулятивные: выполнять задания в соответствии с поставленной целью; отвечать на конкретные вопросы, определять и формулировать цель деятельности на уроке; организовывать свою деятельность, готовить рабочее место для выполнения разных видов работ; проводить проверку и самопроверку, анализировать, сравнивать рисунки.

Коммуникативные – формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий, задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнерами; осуществлять совместную деятельность в группах.

Личностные: проявлять готовность и способность к саморазвитию; эмоционально осознавать себя как россиянина, жителя большой страны, имеющей богатую и разнообразную, уникальную культуру; формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир, уважительного отношения к иному мнению; принятие и освоение основных моральных норм, развитие мотивов учебной деятельности и внутренней позиции учащегося.

Парты в классе стоят по две вместе наискосок. За ними разместились пять групп, на которые поделен класс. Ранее на уроках уже осуществлялась групповая работа, поэтому в данных группах сложилось взаимопонимание, есть лидер, который организует работу своей группы при выполнении заданий и, если требуется, выходит за заданием, дает ответ.

НА ДОСКЕ (надписи): Россия, Москва, Президент РФ В.В.Путин, Конституция РФ, Россияне – граждане России, кроссворд, пословицы (разбиты на части и перепутаны):

  • ЧЕЛОВЕК БЕЗ РОДИНЫ, ЧТО СОЛОВЕЙ БЕЗ ПЕСНИ.
  • ОДНА У ЧЕЛОВЕКА МАТЬ, ОДНА У НЕГО И РОДИНА.
  • РОДНАЯ СТОРОНА – МАТЬ, ЧУЖАЯ – МАЧЕХА.

I. Организационная часть урока.

станет радостно кругом:

Учитель приветствует детей и просит проверить готовность к уроку.

"Внимание! Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок!

Всё ли на месте? Всё ли в порядке:

Книжки, ручки и тетрадки?

Есть у нас девиз такой:

Всё, что надо под рукой!"

- Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке?

(С помощью учителя дети выстраивают план урока)

Учителем на доску вывешиваются символы каждого названного детьми этапа и вида работы:

  • вспомнить пройденное;
  • узнать новое – рассматривать, обсуждать, сравнивать, отвечать на вопросы, работать с книгой, тетрадью, работать в группах;
  • сделать вывод.

- Но мы еще не назвали самое главное – тему урока!

Она зашифрована в картинках. Что вы на них видите? Чтобы узнать тему урока, каждая группа выберет конверт с загадкой, отгадает ее и ответ-отгадку прикрепит на доске. Отгадки лежат на столе учителя. Будьте внимательны, там есть лишнее слово.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект по окружающему миру

Тема: Мы – россияне

Тип урока: открытие новых знаний

Цель урока: создавать условия, в которых будут достигнуты предметные результаты: расширять знания о родной стране, о многонациональности России, об особенностях и самобытности каждой национальности

Формироваться УУД:

познавательные: воспроизводить по памяти информацию для решения учебной задачи;

регулятивные: учатся самостоятельно контролировать, корректировать и оценивать свои мысли и высказывания;

коммуникативные: умение слушать и вникать в услышанное, высказывать свою точку зрения и уметь доказывать её;

личностные качества: прививать любовь и гордость за свою страну

- Здравствуйте, ребята. Меня зовут Наталья Дмитриевна, и сегодняшний урок окружающего мира проведу у вас я.

Прозвенел и смолк звонок.

Тихо девочки за парту сели,

Тихо мальчики за парту сели,

На меня все посмотрели.

Приветствуют учителя. Настраиваются на работу. Садятся на свои места

Тема и постановка целей

- Ребята, чтобы узнать, о чем на уроке будем говорить на уроке, предлагаю вам

разгадать кроссворд. Я загадываю загадку, кто знает правильный ответ, поднимает руку. Итак, первая загадка:

1. Что за мостик разноцветный

Мы увидим каждым летом

Через речку, через лес.
Повисел он и . исчез… ( Р АДУГА)

2. Каплями в траве сверкает,
Травку утром украшает.
С переливами краса.
Как зовут её…(Р О СА)

3. Ну-ка, кто из вас ответит,

Не огонь, а больно жжет,

Не фонарь, а ярко светит,

И не пекарь, а печет. ( С ОЛНЦЕ)

4. Пусть жара или метель,

Но, такая же, как ель,

Зелена, хоть не весна,

Стройна высится. (СО С НА)

5. Кто я? Ответить не могу.

Но я цветок, не мотылёк,

Увидишь в поле, на лугу.

Как глазки, синий. (ВАС И ЛЁК)

6. Летит огневая стрела,
Никто её не поймает:
Ни царь, ни царица,
Ни красна девица… (МОЛНИ Я )

7. Голубое, голубое

Расстелилось над землёю,

Но как гром на землю грянет,

Тут же серым сразу станет… ( Н ЕБО)

Стоит в белой одежке,

Свесив сережки. (Б Е РЁЗА)

- Отгаданные слова можно связать с нашей Родиной

- Но какое же слово получилось по вертикали?

- Кто же такие россияне?

- Мы можем себя россиянами?

- Как вы думаете, о чем пойдет сегодня разговор?

- Для начала давайте проведем речевую разминку. Я вам буду задавать вопросы, для того, чтобы дать ответ, вы поднимаете руку. Отвечаете полным ответом.

1. Как называется наша страна?

2.* Как полностью называется Россия?

3. В каком городе ты живешь?

4. Москва – столица России?

5. Твой родной язык русский?

6. Если человек татарин, то какой его родной язык?

- Молодцы, вы хорошо справились с этим заданием.

Работа по учебнику

- Ребята, откройте теперь страницу 25 (два пять). Перед вами текст. (Ученик) прочитай его, пожалуйста. Все слушаем внимательно

- Хорошо, молодец. Теперь ответьте на несколько вопросов, можно подсматривать в текст. Отвечаем полным ответом

1. Что значит государственный язык?

2. Какие еще слова вам не понятны?

3. Названия каких народов встретились в тексте?

- Не только русские, татары и буряты населяют Россию, обратите внимание на доску, и давайте посмотрим, как много разных народов живут на территории нашей страны.

В России проживает более 100 народов. (слайд)

- У каждого народа своя история, культура. И свой национальный костюм. Посмотрите на рисунок ниже и скажите, чей костюм под номером 1?
- Как выглядит русский национальный костюм?

Женский национальный костюм состоит из рубахи, сарафана и кокошника

- Кто-нибудь знает, что такое кокошник?

- Обратите внимание на слайд. Это кокошник, обратите внимание, как это слово пишется. Кокошник - старинный русский головной убор, символ русского традиционного костюма.
- Чей костюм под номером 2? Что вы можете сказать об этом костюме?

Женский национальный костюм состоит из рубахи в виде туники, были распространены пояса. Существовало у мордвы и платье. Поверх платья женщины носили безрукавки, длиной до колена.

- Давайте теперь немного отдохнем. Встаем

Дует ветер с высоты. Гнутся травы и цветы.

Вправо – влево, влево – вправо клонятся цветы и травы. (Наклоны в стороны)

А теперь давайте вместе все попрыгаем на месте. (Прыжки)

Выше! Веселей! Вот так. Переходим все на шаг. (Ходьба на месте)

Вот и кончилась игра. Заниматься нам пора.

- Чей костюм под номером 3? Как выглядит этот костюм?

Женский национальный костюм из меховой шубы, меховой шапки, шерстяных штанов и меховой обуви.

- Как думаете, почему одежда ненцев в основном состоит из мехов?

- А под номером 4? Что можете сказать об этом костюме?

Женский костюм состоит из длинной туникообразной рубахи с длинными рукавами и длинной распашной верхней одежды. Низ рубахи и рукава украшались воланами. Женщины поверх рубахи надевали безрукавку.Главным элементом национального костюма являлся головной убор. Женщины поверх головного убора обязательно надевали платки, шали или покрывала.

- Мы посмотрели несколько видов национальных костюмов. Ответьте, пожалуйста, на вопрос, от чего же зависит вид национального костюма?

От климата, в котором живет народ, традиций…

- Хорошо, молодцы, но не только национальными костюмами отличаются народами, но и предметами искусства. Переверните страничку

- Посмотрим на предметы искусства разных народов

- Посмотрите на первых две картинки. 1. Что изображено на первой картинке? 2. Что изображено на второй? 3. Какие мастера изготовили эти изделия?

- Посмотрите на следующие две картинки, что на них изображено? 1. К какому народу принадлежат эти изделия? 3. Как эти изделия украшены?

- На следующей странице в вверху изображены изделия дагестанских мастеров. 1. Что изображено на первой картинке? 2. Как ковер украшен? 3. Что изображено на второй картинке? 4. Из чего сделан этот сервиз?

- Посмотрим на две последние картинки. Что изображено на первой картинке? 2, Как украшена эта обувь? 3. Что изображено на второй картинке? 4. Как думаете, из какого материала сделан этот мишка?

*Хорошо, молодцы. Также у народов различались жилища.

- Ребята, кто знает, как в старые времена назывались помещения, где жили люди?

-Правильно. Молодцы. Послушайте маленький рассказ про избы, а именно почему в старину крышу изб украшались маленькими кониками. Переверните страничку и следите за моим чтением.

- Так почему же избы украшались кониками?

*Наша страна называется Россия

* Полное название России – Российская Федерация

*Я живу в городе Смоленск

*Да, Москва столица России

*Да, русский мой родной язык

*Если человек татарин, то его родной язык татарский

*Открывают. Один ученик читает, остальные слушают

*Государственный язык – это язык, на котором разговаривают в той или иной стране*

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: систематизировать знания о родной стране, о столице России – Москве; познакомить учащихся с государственной символикой России: флагом, гербом, гимном.

Задачи урока:

- формировать уважительное отношение к культуре родной страны, создавать эмоционально положительную основу для развития патриотических чувств: любви и гордости за свою страну, национальность; продолжать развивать навыки учебного сотрудничества; развитие устной речи.

Предметные: знать название родной страны, её символику и название столицы; создать условия для формирования понятия малая родина, Родина, национальность; продолжить развивать умение самостоятельно извлекать информацию из источников; воспитывать уважительное отношение к культуре и традициям народов разных национальностей.

Познавательные: изучить объекты окружающего мира с выделением их отличительных признаков; освоить способы решения проблем творческого и поискового характера; овладеть логическими действиями сравнения, анализа, классификации по признакам.

Регулятивные: выполнять задания в соответствии с поставленной целью; отвечать на конкретные вопросы, определять и формулировать цель деятельности на уроке; организовывать свою деятельность, готовить рабочее место для выполнения разных видов работ; проводить проверку и самопроверку, анализировать, сравнивать рисунки.

Коммуникативные – формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий, задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнерами; осуществлять совместную деятельность в группах.

Личностные: проявлять готовность и способность к саморазвитию; эмоционально осознавать себя как россиянина, жителя большой страны, имеющей богатую и разнообразную, уникальную культуру; формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир, уважительного отношения к иному мнению; принятие и освоение основных моральных норм, развитие мотивов учебной деятельности и внутренней позиции учащегося.

Парты в классе стоят по две вместе наискосок. За ними разместились пять групп, на которые поделен класс. Ранее на уроках уже осуществлялась групповая работа, поэтому в данных группах сложилось взаимопонимание, есть лидер, который организует работу своей группы при выполнении заданий и, если требуется, выходит за заданием, дает ответ.

НА ДОСКЕ (надписи): Россия, Москва, Президент РФ В.В.Путин, Конституция РФ, Россияне – граждане России, кроссворд, пословицы (разбиты на части и перепутаны):

ЧЕЛОВЕК БЕЗ РОДИНЫ, ЧТО СОЛОВЕЙ БЕЗ ПЕСНИ.

ОДНА У ЧЕЛОВЕКА МАТЬ, ОДНА У НЕГО И РОДИНА.

РОДНАЯ СТОРОНА – МАТЬ, ЧУЖАЯ – МАЧЕХА.

I. Организационная часть урока.

станет радостно кругом:

Учитель приветствует детей и просит проверить готовность к уроку.

"Внимание! Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок!

Всё ли на месте? Всё ли в порядке:

Книжки, ручки и тетрадки?

Есть у нас девиз такой:

Всё, что надо под рукой!"

- Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке?

(С помощью учителя дети выстраивают план урока)

Учителем на доску вывешиваются символы каждого названного детьми этапа и вида работы:

узнать новое – рассматривать, обсуждать, сравнивать, отвечать на вопросы, работать с книгой, тетрадью, работать в группах;

- Но мы еще не назвали самое главное – тему урока!

Она зашифрована в картинках. Что вы на них видите? Чтобы узнать тему урока, каждая группа выберет конверт с загадкой, отгадает ее и ответ-отгадку прикрепит на доске. Отгадки лежат на столе учителя. Будьте внимательны, там есть лишнее слово.

Читайте также: