Ю в друнина и откуда вдруг берутся силы конспект урока

Обновлено: 06.07.2024

Оценить 1640 0

Открытый урок по литературе в 11 классе

1.формирование умения анализировать художественный текст произведения;

пробуждать у учащихся желание читать;

2. развивать умения интерпретировать текст художественного произведения для выявления авторской позиции;

3.познакомить воспитанниц с героическими страницами русской литературы, показать ее значение в годы Великой Отечественной войны;

1.развитие речи – усиление коммуникативных свойств речи;

2.овладение художественными образами, выразительными средствами языка;
2. развитие компетенции, способствующей формированию навыков анализа литературного произведения;

3. развивать навыки выразительного чтения, устной монологической речи.

1. воспитание патриотизма, чувства национальной гордости за славные дела предков, за то, что перед лицом грозной опасности наш народ всегда находит силы дать отпор врагу.

Методические приемы: рассказ учителя, беседа, анализ произведений, просмотр видео, опережающее задание.

Форма работы: индивидуальная , групповая.

Тип урока:урок-мастерская

Оборудование урока: презентация, видео, тетради, учебники, раздаточный материал, тексты художественных произведений.

Задачи: формировать жизненные позиции воспитанниц по отношению к вечным ценностям в меняющемся мире, организуя диалог с автором;

создать обстановку, способствующую воспитанию чувства патриотизма, чувства гордости за героическое прошлое страны; показать роль женщины в период Великой Отечественной войны.

На уроке были использованы технологии:

технология встречных усилий;

технология уровневой дифференциации обучения;

мультимедийные компьютерные технологии

Метапредметные связи: русский язык, история, риторика, искусство кино.

Пастырь Серапион

Пусть будет вечной и пламенной человеческая благодарность

женщине-матери, которая, в муках рождая и со всей силой любви взращивая своих детей, затем не колеблясь посылает их на смертный бой за свободу Отечества! Иван Стаднюк.

Да разве об этом расскажешь –

В какие ты годы жила!
Какая безмерная тяжесть

На женские плечи легла.
М.Исаковский

Вводное слово. Сегодня на уроке, посвященном великой Отечественной войне, мы попытаемся проникнуть в атмосферу военных лет. Почему проникнуть? Потому что для вас семнадцати - восемнадцатилетних Великая Отечественная война - далёкая история.

Обращение к эпиграфам урока.

Итак , женщина и война.

-Какие ассоциации возникают при слове женщина?( МАТЬ,СЕСТРА,…

-Какие ассоциации возникают при слове война?( Горе , разруха, защитник, воин….

Ни одно из слов не перекрещивается, т.е. слова война и женщина не совместимы. Но сегодня мы будем говорить о столь несовместимых словах и понятиях как война и женщина.

Жизнь нередко готовит нам такие испытания, которые не в силах представить человек. И не единожды в истории России женщины вместе с мужчинами вставали на защиту своей Родины, переживали все тяготы военного времени.

Медсёстры, ваши ровесницы, под свист пуль вытаскивали с поля боя раненых бойцов. Если для мужчины защита отечества – это долг, священная обязанность, то женщины шли на фронт добровольно. Их не брали из-за юного возраста, но они всё равно шли. Шли и осваивали такие профессии, которые до сих пор оставались только мужскими: летчик, танкист, зенитчик. Шли и убивали врагов не хуже мужчин. Им было трудно, но они всё равно шли. С ужасами войны встретились русские женщины в тылу и на фронте.

Вы, наверное, вдумались в слова, которыми я обозначила тему нашего урока: У ВОЙНЫ НЕ ЖЕНСКОЕ ЛИЦО. Это выражение стало привычным. Но война, битва, как и слава, честь, совесть, победа - слова женского рода. Особая трагичность войны в том, что женщина, призванная рождать жизнь, на войне эту жизнь убивает. Но когда весь народ противостоит захватчикам родной земли, женщинам тоже приходится воевать.

Об этом нам в своих произведениях рассказывает Юлия Друнина.( Слово Лукмановой О.)

Запись темы урока "У войны не женское лицо".

А какова цель урока?

1. Обратимся к текстам стихотворений Ю.Друниной

• Выразительное чтение стихотворения.(Чудинова К.)

Я ушла из детства в грязную теплушку,

В эшелон пехоты, в санитарный взвод.

Дальние разрывы слушал и не слушал

Ко всему привыкший сорок первый год.

Я пришла из школы в блиндажи сырые,

Не могла сыскать.

Вопрос: Какие понятия, реалии становятся воплощением прошлого (мирной юности) и настоящего (военных будней)?

Для лирической героини Ю.Друниной жизнь раскололась на ДО и ПОСЛЕ(позиция автора) начала войны: "детство", "школа", "Прекрасная Дама" - "грязная теплушка", "эшелон пехоты", "санитарный взвод", "блиндажи сырые", "мать" и "перемать".

2. Выразительное чтение еще одного стихотворения Ю.Друниной (Белицкая А.)

Качается рожь несжатая.

Шагают бойцы по ней.

Шагаем и мы - девчата,

Похожие на парней.

Нет, это горят не хаты -

То юность моя в огне.

Идут по войне девчата,

Похожие на парней.

Выпишите из стихотворения основные образы. В чем особенность их создания?

3. Самостоятельно познакомьтесь с другими стихотворениями Ю.Друниной.

Работают в парах. Предложенные стихотворения:

Задание: из предложенных вам стихотворений Юлии Друниной выпишите, сгруппировав между собой, повторяющиеся слова-образы (лексические повторы, образы, сопоставимые по сходству, контрасту и т.д.), образы, особенно значимые, на ваш взгляд, для понимания произведения..

•Расскажите о своих находках, поясните, почему именно эти слова, по вашему мнению, важны для понимания смысла стихотворения.

5. Совместная работа.

• Выразительное чтение стихотворений. (Представитель(-и) от группы.)

Представитель от группы, желающие из других групп могут дополнить ответ выступающего.

6. Так каков он, образ женщины-воина, созданный Юлией Друниной в её лирике?

И откуда взялось столько силы

Даже в самых слабейших из нас.

Что гадать!- Был и есть у России

Вечной прочности вечный запас.

(Можно предложить воспитанницам самим выбрать строки для эпиграфа. Вариант эпиграфа:

Смотрю назад, в продымленные дали:

Нет, не заслугой в тот зловещий год,

А высшей честью школьницы считали

Возможность умереть за свой народ.

8. Чтение созданных текстов. Рецензирование.

Слово учителя. Всего за годы войны в различных родах войск на фронте служило свыше 800 тысяч женщин. Никогда ещё на протяжении всей истории человечества столько женщин не участвовало в войне.
Что они сами рассказывают о себе со страниц документального произведения С. Алексиевич.

Вспоминает Ксения Сергеевна Осадчева.
Текст для анализа .Определить проблему текста.

- Какова основная мысль 1 эпиграфа?

- Какое слово является ключевым?

Рассказ воспитанницы о Епистинии Федоровне Степановой.

Епистиния Федоровна Степанова (1874-1969)-мать девяти сыновей, отдавших жизнь за свободу и независимость нашей Родины в годы гражданской и Великой Отечественной войны.

Всех своих сыновей Епистиния Федоровна запомнила уходящими. Дорога из хутора бежала полем, а потом поднималась на пологий холм. Сыновья поднимались на холм. Последний взмах руки на прощанье… так ушли ее сыновья. Ушли в бессмертье.

- Литература и искусство неизменно выступают как хранители памяти поколений. С особой силой это проявляется в произведениях, запечатлевших героические страницы жизни нации. Никогда связь искусства с жизнью народа, сила воздействия писательского слова на события огромного исторического значения не проявлялись так наглядно и так впечатляюще, как в годы войны. Писатели утверждали свое право говорить "от имени Родины". Произведения, созданные в годы войны, обладают ныне силой документа –прямого свидетельства непосредственного участника событий. Своей жестокой рукой война коснулась каждой семьи. Сегодня мы обращаем слова благодарности и чтим память тех, кому мы обязаны счастьем жить на Земле, тех, кто отстоял наши жизни на полях войны.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект урока по литературе на тему

Подготовила: Щурова Елена Николаевна,

учитель русского языка и литературы ВКК

Обучающая: показать роль военной лирики и научить выделять основные нравственные проблемы;

Развивающая: развитие умений видеть авторскую позицию, выделять главное, существенное в изучаемом материале, а также развитие условия для формирования коммуникативной компетенции через закрепление умений анализировать лирический текст;

Воспитательная: воспитание патриотических чувств и любви к Родине, к родной поэзии, поэзии военных лет.

Задачи урока:

- познакомиться с поэзией периода ВОВ и послевоенного периода;

- познакомится с жанрами литературы времен ВОВ;

- определить центральную тему поэзии военных лет;

- узнать о том, кто был главным героем лирики того времени;

- определить роль поэзии в те суровые годы;

- узнать, почему эта тема остаётся центральной до сих пор.

Тип урока: усвоение новых знаний

- создание диалоговой ситуации

Оборудование урока:

интерактивная доска, выставка книг на военную тему

Подготовка к уроку:

заранее все учащиеся разделены на 4 группы:

1-я группа: готовят выставку книг по теме, портреты поэтов, песни, посвященные ВОВ.

2-ая группа: исследователи поэзии, созданной в годы ВОВ.

3-ая группа: исследователи поэзии, созданной после войны, но о ВОВ.

4-ая группа: учащиеся, которые подготовили чтение стихотворений наизусть.

1. Организационный этап:

1.2. Организация внимания.

Ученик 1 : 22 июня 1941 года в 4 часа утра первые бомбовые удары нарушили мирный сон российских городов. Началась Великая Отечественная война.

Ученик 2 : Великая Отечественная война. Это, пожалуй, самое страшное горе ХХ века. Сколько советских солдат погибло в ее кровопролитных сражениях, грудью защищая свою родину, сколько осталось инвалидами. Война касалась всех: детей и стариков, здоровых и больных.

Ученик 3: И, несмотря на то, что, казалось бы, на войне не до искусства, в годы войны вместе со своим народом, со своей страной подвиг совершала и наша литература. В это трудно поверить, но даже в те тяжелые времена среди советского народа было много талантливых людей, которые умели излагать свои чувства на бумаге.

Ученик 4: Люди не могут привыкнуть к смерти, к голоду, к потере близких людей, к тревоге за судьбу своих детей и своей страны. Все эти чувства сохраняет и передает, прежде всего, поэзия.

«Прошла война, прошла страда,

Но боль взывает к людям:

Давайте, люди, никогда

Эти строчки В.Т. Твардовского продолжают волновать людей и по сей день. Сегодня накануне годовщины 70-летия Победы мы не можем не вспомнить и тех, кто в эти суровые годы писал стихи, работал корреспондентом, тех, кто перед смертью пытался в стихах изложить свои мысли, для того, чтобы будущее поколение знало о тех трудных годах.

Ученик 4: Миллионы людей никогда не забудут о той важной роли, которую сыграла в их жизни поэзия и проза в пору великих испытаний.

(Один из подготовленных учеников читает стихотворение наизусть)

Ученик 1: Но это не единственное военное стихотворение поэта, есть еще одно в котором слышится крик души, но не одного поэта, а всего народа.

Ученик 5: очень многие стихотворения о любви, полные человечности, душевной теплоты, превращались в песни и облетали всю страну.

Строки из песни совсем не случайно стали популярными. Уже с первых дней ВОВ поэт почувствовал, что солдатам нужны не только слова призыва, лозунги, но и ласковые, нежные слова, которые бы помогли им вспомнить о свих любимых, родных, близких, которых нет рядом, чтобы хоть на недолго, но отвлечься и отдохнуть от того страшного, что обрушивала на них жестокая действительность.

Ученик 8: Известными поэтессами ВОВ считаются :

Ученик 5 : А́нна Ахма́това — одна из известнейших русских поэтов XX века. Великая Отечественная война застала ее в Ленинграде. В июле 1941 года она написала стихотворение, облетевшее всю страну: (чтение стихотворения подготовленным учеником) Слайд 6

И та, что сегодня прощается с милым, –

Пусть боль свою в силу она переплавит.

Мы детям клянемся, клянемся могилам,

Что нас покориться никто не заставит.

Я как рубеж запомню вечер:

декабрь, безогненная мгла,

я хлеб в руке домой несла,

и вдруг соседка мне навстречу.

— Сменяй на платье,— говорит,—

менять не хочешь — дай по дружбе.

Десятый день, как дочь лежит.

Не хороню. Ей гробик нужен.

Его за хлеб сколотят нам.

Отдай. Ведь ты сама рожала. —

И я сказала: — Не отдам.—

И бедный ломоть крепче сжала.

— Отдай,— она просила,— ты

сама ребенка хоронила.

Я принесла тогда цветы,

чтоб ты украсила могилу.—

. Как будто на краю земли,

одни, во мгле, в жестокой схватке,

две женщины, мы рядом шли,

две матери, две ленинградки.

И, одержимая, она

молила долго, горько, робко.

И сил хватило у меня

не уступить мой хлеб на гробик.

И сил хватило — привести

ее к себе, шепнув угрюмо:

— На, съешь кусочек, съешь. прости!

Мне для живых не жаль — не думай.—

. Прожив декабрь, январь, февраль,

я повторяю с дрожью счастья:

мне ничего живым не жаль —

ни слез, ни радости, ни страсти.

Перед лицом твоим, Война,

я поднимаю клятву эту,

как вечной жизни эстафету,

что мне друзьями вручена.

Их множество — друзей моих,

друзей родного Ленинграда.

О, мы задохлись бы без них

в мучительном кольце блокады.

Ученик 7: Одной из талантливых советских поэтесс можно назвать и Юлию Друнину. Слайд 8 На начало Отечественной войны ей было 16 лет. Она работала санитаркой в глазном госпитале. Участвует в строительстве оборонительных сооружений под Можайском, попадает под бомбежку и, выполняя свои прямые обязанности, становится санитаркой пехотного полка. Воевала, была ранена. Но война не ушла из её жизни, из её памяти. Она всю жизнь продолжала всё пропускать через призму этой памяти.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока. У войны не женское лицо. Юлия Друнина.

Цель: 1.Показать современному поколению тяжесть испытаний, выпавших на долю женщины на войне.

2.Познакомить учащихся с биографией и стихами о войне Ю.Друниной.

3.Услышать стихи, наполненные жизненной достоверностью, суровой правдой войны.

Мы легли у разбитой ели,

Ждем, когда же начнет светлеть.

Под шинелью вдвоем теплее

На продрогшей, сырой земле.

- Знаешь, Юлька, я против грусти,

Но сегодня она не в счет.

Где-то в яблочном захолустье

Мама, мамка моя живет.

У тебя есть друзья, любимый,

У меня лишь она одна.

Пахнет в хате квашней и дымом,

За порогом бурлит весна.

Старой кажется: каждый кустик

Беспокойную дочку ждет.

Знаешь, Юлька, я против грусти,

Но сегодня она не в счет.

Отогрелись мы еле-еле,

Снова рядом в сырой шинели

Светлокосый солдат идет.

С каждым днем становилось горше,

Шли без митингов и знамен.

В окруженье попал под Оршей

Наш потрепанный батальон.

Зинка нас повела в атаку,

Мы пробились по черной ржи,

По воронкам и буеракам,

Через смертные рубежи.

Мы не ждали посмертной славы,

Мы хотели со славой жить.

. Почему же в бинтах кровавых

Светлокосый солдат лежит?

Ее тело своей шинелью

Укрывала я, зубы сжав,

Белорусские ветры пели

О рязанских глухих садах.

- Знаешь, Зинка, я против грусти,

Но сегодня она не в счет.

Где-то в яблочном захолустье

Мама, мамка твоя живет.

У меня есть друзья, любимый,

У нее ты была одна.

Пахнет в хате квашней и дымом,

За порогом бурлит весна.

И старушка в цветастом платье

У иконы свечу зажгла.

Я не знаю, как написать ей,

Чтоб тебя она не ждала.

3.Слово учителя. Для меня Юлия Друнина началась именно с этого стихотворения - стихотворения, посвящённого памяти однополчанки, Героя Советского Союза Зинаиды Самсоновой, а вместе с ней - десяткам погибших молодых девчат, которые, как и Друнина, в семнадцать, встав из-за парты, шагнули "из школы в блиндажи сырые, от Прекрасной Дамы в "мать" и "перемать". "

Эти строки - это - живое послание человека человеку. Послание, которое, несмотря на разность эпох, никогда не потеряет своей силы и актуальности. Потому что есть то, что объединяет людей разных поколений, то, что один человек всегда поймёт в другом человеке, сколько бы их не разделяло лет. Мне очень нравится это стихотворение.

- А какое впечатление оно произвело на вас?

– Какова жизненная позиция Зинки, Юльки, женщин, взявших в руки оружие?

1) Я родом не из детства - из войны.

И потому, наверное, дороже,

Чем ты, ценю я радость тишины

И каждый новый день, что мною прожит.

Я родом не из детства - из войны.

Раз, пробираясь партизанской тропкой,

Я поняла навек, что мы должны

Быть добрыми к любой травинке робкой.

Я родом не из детства - из войны.

И, может, потому незащищённей:

Сердца фронтовиков обожжены,

А у тебя - шершавые ладони.

Я родом не из детства - из войны.

Прости меня - в том нет моей вины.

Юлия Друнина родилась 10 мая 1924 года в Москве в учительской семье. Детство прошло в центре Москвы, училась в школе, где работал ее отец. Был он директором школы, преподавал историю. Мать Юлии родилась в Варшаве. Кроме русского, она владела польским и немецким языками. Немецкий даже преподавала в школе. Человек она была непоследовательный и отношения с дочерью у неё были крайне неровными. А отца Юля обожала. Он для неё был образцом справедливости, разума и порядочности.

Самое большое счастье до войны - чтение, сумасшедшее чтение тайком в полутьме под лестницей, на подоконнике в коридоре, в школе на уроках под партой, ночью с фонариком под одеялом. Читать научилась в четыре года: природа наградила зрительной и слуховой памятью. Первые книги - сказки Пушкина, Гоголя и Гомера, повести Лидии Чарской воспитывали высокие понятия о дружбе, верности и чести. Позднее Юля Друнина написала: "И никогда я не сомневалась, что буду литератором. Меня не могли поколебать ни серьёзные доводы, ни ядовитые насмешки отца, пытающегося уберечь дочь от жестоких разочарований. Он-то знал, что на Парнас пробиваются единицы. Почему я должна быть в их числе?"

Её влекла к себе романтика гражданской войны, мятеж фашистов в Испании, республиканцы, интернациональные бригады. И появлялись стихи, неумелые, слабые, но идущие от сердца и жизни.

В 1938 году Юлия участвует в конкурсе на лучшее стихотворение, который объявил Центральный дом художественного воспитания детей. Стихотворение напечатали в "Учительской газете". Передали по радио, а первое место занял паренёк из провинции Сергей Орлов, будущий поэт, написавший всем известное стихотворение "Его зарыли в шар земной". Впоследствии он стал другом Друниной.

Так начинался творческий путь Юлии, не подозревавшей о том, что её ждёт. А пока такие, как она, мечтают о подвигах, жалеют о своём возрасте, сетуя на то, что главное проходит мимо. Спасение челюскинцев, тревога за плутающую в тайге Марину Раскову, покорение полюса, Испания - вот чем они жили в детстве. И огорчались, что родились слишком поздно: Удивительное поколение! В трагическом сорок первом именно они стали поколением добровольцев.

ЗАПАС ПРОЧНОСТИ
До сих пор не совсем понимаю,
Как же я, и худа, и мала,
Сквозь пожары к победному Маю
В кирзачах стопудовых дошла.

И откуда взялось столько силы
Даже в самых слабейших из нас.
Что гадать!- Был и есть у России
Вечной прочности вечный запас.

Учитель: Да, удивительное поколение романтиков, без колебаний вставшее на защиту Родины. Окончание школы и начало войны совпали.

Я ушла из детства в грязную теплушку,
В эшелон пехоты, в санитарный взвод.
Дальние разрывы слушал и не слушал
Ко всему привыкший сорок первый год.
Я пришла из школы в блиндажи сырые,
От Прекрасной Дамы в "мать"
и "перемать"
Потому что имя ближе, чем "Россия",
Не могла сыскать.
1942

Юля Друнина ни на минуту не сомневалась, что враг будет разгромлен быстро, поэтому боялась, что не успеет на фронт. 22 июня пришла военкомат. Не взяли - несовершеннолетняя. По совету отца пошла работать в глазной госпиталь на ул. Горького. Потом вступила в добровольную санитарную дружину, которая дежурила во время воздушных тревог, помогая раненым. А когда поняла, что ближайший путь на фронт - рытьё окопов, строительство оборонительных сооружений, то уехала в Можайск. Там впервые узнала, что существует народное ополчение. К ним девушка старалась быть ближе, ходила в синем комбинезоне и повязкой с красным крестом на рукаве. Неожиданно ополченцев по тревоге подняли среди ночи, Друнина вместе с ними. Да её никто и не замечал, не до того было: немцы прорвали фронт под Вязьмой. Потом миномётный налёт, раненые, танк, бегущие солдаты. Она мчалась через лес, спотыкалась и падая, расшибаясь и не чувствуя боли, повторяла, как молитву, про себя: "Господи! Если ты сделаешь чудо и оставишь меня живой, никогда, никогда и я не сунусь больше в этот ад!" Юля осталась жива, оказалась в расположении пехотного полка. Первый бой её поразил. Не было ни лавины наступающих, ни громового "ура!". Позднее Друнина вспоминала, что можно сойти с ума, если к опасности не привыкнуть. Она привыкла, и её мучила только страшная усталость. А в конце сентября дивизия оказалась в окружении. Девушке навсегда запомнился комбат, молодой учитель из Минска, выводивший солдат из окружения. С ним они чувствовали себя, как за каменной стеной.

Когда, забыв присягу, повернули
В бою два автоматчика назад,
Догнали их две маленькие пули -
Всегда стрелял без промаха комбат.

Упали парни, ткнувшись в землю грудью,
А он, шатаясь, побежал вперед.
За этих двух его лишь тот осудит,
Кто никогда не шел на пулемет.

Потом в землянке полкового штаба,
Бумаги молча взяв у старшины,
Писал комбат двум бедным русским бабам,
Что. смертью храбрых пали их сыны.

И сотни раз письмо читала людям
В глухой деревне плачущая мать.
За эту ложь комбата кто осудит?
Никто его не смеет осуждать!

Решительность и твёрдость помогли преодолеть все препятствия и в Москве. Старшина сообщил, что вышло указание - в Действующую армию женщин из тыла не посылать, теперь уж мужики и сами справятся. Потом добавил: "Кроме медиков: больно много медицины там выбивает". Друнина обрадовалась: у неё была санитарная книжка. В голове крутились строчки: "Нет, это не заслуга, а удача - стать девушке солдатом на войне".

Нет, это не заслуга, а удача
Стать девушке солдатом на войне.
Когда б сложилась жизнь моя иначе,
Как в День Победы стыдно было б мне!

С восторгом нас, девчонок, не встречали:
Нас гнал домой охрипший военком.
Так было в сорок первом. А медали
И прочие регалии потом.

Смотрю назад, в продымленные дали:
Нет, не заслугой в тот зловещий год,
А высшей честью школьницы считали
Возможность умереть за свой народ.

Так Друнина вновь вернулась на передовую сестрой милосердия. "Два с лишним года понадобилось мне, чтобы вернуться в дорогую мне пехоту. Но, как это ни странно, я попала в обстановку, напоминавшую сорок первый", - вспоминала Юлия Владимировна.

В 1943 – 1944 годах Юлия Друнина воевала в Белоруссии и Латвии, где шли ожесточённые бои с фашистами. Она была дважды тяжело ранена. Девятнадцатилетняя московская школьница, девочка из учительской семьи, мучаясь в госпитале с тяжёлым ранением от боли и бессонницы, написала стихотворение, вошедшее не только в хрестоматию, но и в народную память:

Я столько раз видала рукопашный,
Раз наяву. И тысячу — во сне.
Кто говорит, что на войне не страшно,
Тот ничего не знает о войне.
1943

Друнина была награждена медалью “За отвагу” и орденом Красного Знамени.

21 ноября 1944 года после тяжёлой контузии санинструктор Друнина была комиссована. А в декабре этого же, 1944 года. Она пришла в Литературный институт, который, как она говорила, она взяла приступом. Просто пришла и села в аудиторию.

Я принесла домой с фронтов России
Веселое презрение к тряпью -
Как норковую шубку, я носила
Шинельку обгоревшую свою.

Пусть на локтях топорщились заплаты,
Пусть сапоги протерлись - не беда!
Такой нарядной и такой богатой
Я позже не бывала никогда.

Наступил май 1945 года, который принёс долгожданную Победу! Началась мирная жизнь. Но ещё долго девушки-воины испытывали растерянность и страх, стеснялись своих обожжённых порохом рук.

Мне близки армейские законы,

Я недаром принесла с войны

Полевые мятые погоны

С буквой "Т" - отличьем старшины.

Я была по-фронтовому резкой,

Как солдат, шагала напролом,

Там, где надо б тоненькой стамеской,

Действовала грубым топором.

Мною дров наломано немало,

Но одной вины не признаю:

Никогда друзей не предавала -

Научилась верности в бою.

3) В 1946 году вышла в свет первая книга Друниной “В солдатской шинели”, а в марте 1947 года она становится членом Союза писателей СССР.

В 1954 году Юлия Владимировна вышла замуж за талантливого и знаменитого в те годы кинодраматурга Алексея Каплера, который стал для неё опорой и поддержкой на многие счастливые годы их совместного пути. Марк Соболь однажды сказал Друниной: “Он стянул с тебя солдатские сапоги и переобул в хрустальные туфельки”. Она, смеясь, подтвердила это. Юлия Друнина занимала высокие посты. В разные годы была членом редколлегий журнала “Знамя” и “Литературной газеты”, Секретарём Союза писателей России. Друнина – автор восьми поэтических сборников и двух двухтомников. В 1975 году за книгу “Не бывает любви несчастливой” поэтессе была присуждена Государственная премия РСФСР.

Тяжело жилось Друниной после войны, но она не унывала. Сдаваться Друнина не привыкла. Это не в её характере; она была бойцом и осталась им до конца, была незаурядной личностью и не могла пойти на компромисс с обстоятельствами, неприемлемыми для неё, и смириться с ними не могла. И её уход из жизни, как добровольный уход в армию, говорит не о слабости, а о порядочности и силе: она могла бы благополучно дожить отпущенные ей годы, закрыв глаза на то, что не устраивало её вокруг. Так поступаем мы, многие. Смиряемся с обстановкой и живём. Друнина не смогла, и 20 ноября 1991 года она ушла из жизни: "Оно и лучше - уйти физически не разрушенной, душевно не состарившейся, по своей воле. Правда, мучает мысль о грехе самоубийства: Но если Бог есть, он поймёт меня". Последний свой приют она нашла в Старом Крыму, похоронена рядом с мужем Алексеем Каплером.


И откуда Вдруг берутся силы
В час, когда
В душе черным-черно.
Если б я Была не дочь России,
Опустила руки бы давно,
Опустила руки
В сорок первом.
Помнишь?
Заградительные рвы,
Словно обнажившиеся нервы,
Зазмеились около Москвы.
Похоронки,
Раны,
Пепелища.
Память,
Душу мне
Войной не рви,
Только времени
Не знаю чище
И острее
К Родине любви.
Лишь любовь
Давала людям силы
Посреди ревущего огня.
Если б я
Не верила в Россию,
То она Не верила б в меня.

Рубрика:

Читайте также: