Россия наша родина орксэ конспект

Обновлено: 06.07.2024

Цель. Формирование у учащихся образа родной страны и чувство гордости за Родину.

Воспитывать самоценное отношение к себе через историю и достижения своего народа.

Прививать любовь к Отечеству.

Формировать эмоционально-личностный образ Родины.

Развивать опыт поисково-проектной деятельности.

Расширять кругозор, пополнять словарный запас, совершенствовать творческие навыки.

Планируемые результаты

Коммуникативные: планировать и выполнять совместную деятельность в группе, уметь договариваться.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, планировать в сотрудничестве с учителем и одноклассниками учебную деятельность, расширять и углублять знания по выбранной теме.

Личностные: формировать устойчивую мотивацию к исследовательской деятельности, познавательный интереса к предмету исследования, интереса и уважения к своей стране и народам других национальностей.

Место проведения: мультимедийный кабинет.

Тип урока: открытие новых знаний.

Форма урока: заочное путешествие.

План – конспект урока

1. Организационный момент

2. Актуализация опорных знаний

Вступительное слово учителя

- Ребята, в ваших руках новый учебник, прочитайте, как он называется.

Откройте учебник с. 4.

Актуализация представлений о Родине.

Прочтите тему нашего первого урока.

Вопросы для беседы.

-О чем песня, которую исполнили?

- Как называется наша страна?

Рассматривают обложку учебника

3. Целеполагание

-Подберите синонимы к слову Родина.

Родословная – перечень поколений одного рода. Люди гордятся своей родословной, изучают её.

-Сформулируйте цель нашего урока.

-Какие вопросы в соответствии с этой темой вы хотели бы задать себе и друг другу?

Чему мы научимся? 10 Отечество, Отчизна, матушка-Русь, Россия.

Родители – отец и мать, у которых рождаются дети. Родич – родственник, член рода.

Узнать больше о России.

-Как велика и богата наша Родина?

-Что такое духовный мир человека?

Научимся жить в мире и согласии с людьми разных национальностей и веры, познакомимся с культурными традициями.

4. Изучение нового материала

5. Физкультурная минутка

6. Заочное путешествие по городам России.

-Давайте составим план путешествия по России.

Дети намечают план путешествия.

1. История государственной символики.

2. Путешествие по городам России.

3. Путешествие по карте «Необъятная страна

5. Кто прославил нашу страну?

6. Законы России.

Знакомство с историей Государственной символики.

Задание: составить пословицы,

задания для 3 групп из приложения 2.

Каждая группа получает задание изучить материал и подготовить выступление для класса.

-С чего начинается Родина? -Что является символами государства? (Слайд 3)

Слайд 4. Слайд 5.

— У каждого государства есть главный город-столица.

- Какой город является столицей нашей страны? Слайд 6.

— Какой город был столицей России в прошлом веке?

- На территории нашей страны есть много больших и маленьких городов. У каждого из них свое название, история, возраст, достопримечательности. О некоторых мы узнаем.

Родина - мать, умей за нее постоять.

Человек без Родины, что соловей без песни.

Родину, как и родителей на чужбине не ищут.

7. Изучение материалов из приложения 1, рассказывают о государственных символах:

3) Гимн. (Слайд 3) Звучит гимн РФ.

Стихотворение В. Степанова.

Что мы Родиной зовем?

Что мы Родиной зовем?

Поле с тонким колоском,

Наши праздники и песни,

Теплый вечер за окном.

Что мы Родиной зовем?

Все, что в сердце бережем,

И под небом синим-синим,

Флаг России над Кремлем.

У России величавой

На гербе орел двуглавый

Чтоб на запад и восток

Он смотреть бы сразу мог

Сильный, мудрый он и гордый

Он России - дух свободный.

Синий - неба цвет,

Москва-это Красная площадь,

Москва-это башни Кремля.

Москва - это сердце России,

Которое любит тебя.

Он царя Петра творенье

Город славы, город - сад,

Кораблей заморских флаги,

Вдоль Невы дворцов парад.

Учащиеся читают стихи.

Города старинные, звон колоколов.

Словно птицы-лебеди Суздаль и Ростов.

На широкой Волге Тверь и Кострома,

Башенки резные, чудо — терема.

Города старинные, крепость на реке,

Новгород на Волхове, Муром на Оке.

Здесь дружины храбрые в бой вели князья,

Конного и пешего недруга разя.

Города старинные, мастерами славные,

Улицы кузнечные, улицы гончарные,

площади торговые, праздничные ярмарки

Из Ельца матрешки, а из Тулы пряники.

Города старинные - к солнышку лицом,

6. Закрепление и обобщение изученного. Работа с учебником.

-Что такое духовный мир человека?

-Какие культурные традиции народов России вам известны?

Путешествие по карте

— Россия славится огромным количеством рек. Главная из них Волга.

— А сейчас мы отправимся в горы.

— А теперь мы отправимся к морю.

Побываем в новом уголке нашей страны полуострове Крым и городе Севастополе.

— Теперь наш путь в холодные края.

— Настоящей сокровищницей являются Уральские горы. Слайд 14.

—За Уральскими горами нас встречает огромный край называемый Сибирь.

—Настоящее чудо Сибири это озеро Байкал.

8. Рассматривание выставки «Богатства России.

9. Демонстрация портретов знаменитых людей России

-Узнайте наших знаменитых соотечественников.

—В нашей российской семье есть много умных, умелых людей, которыми мы можем гордиться, на которых мы можем равняться. Они лучший пример трудолюбия, силы, смелости, ума и доброты.

—В России живет около 130 народов и народностей, но все они зовутся Россияне.

Рассматривание карты мира и России.

- О каких уголках России вы еще хотели бы узнать?

10. Рассказ учителя о Дне Конституции.

- Конституция Российской Федерации была принята 12 декабря 1993 года. Это Основной закон нашей страны, который учит нас жить правильно, защищает и помогает учиться, работать, отдыхать, лечиться.

- В каждой стране есть закон, обычаи и традиции.

-О каких традициях нашей страны вы знаете?

-А какие традиции чтут в вашей семье? Изучают материал на страницах 4-5.

Ответы на вопросы.

Если долго- долго – долго

в самолете нам лететь,

Если долго, долго, долго

на Россию нам смотреть,

То увидим мы, тогда

и леса, и города,

ленты рек, озера, горы

Мы увидим даль без края

, тундру, где звенит весна,

И поймем тогда, какая

наша Родина большая

Где кончается Волга? Где такие места?

Волга - удаль России, и ее красота.

Волга - слава России: в колыбели своей

Многих Волга растила знаменитых людей.

Волга - песня России, и ее тишина.

Где кончается Волга? Бесконечна она.

На Кавказе любят музыку и пляски,

По горам джигиты скачут без опаски.

На Кавказе любят делать украшенья.

Славятся чеканкой местные селенья.

На Кавказе любят пить кефир айран.

Надевает бурку в дальний путь чабан.

На Кавказе любят сладкий виноград.

Здесь хозяин гостю, как родному рад

Мы на море отдыхали, мы ракушки собирали,

Съели фруктов мы корзину,

спели песенку дельфину.

Ветер песню подхватил и по морю покатил.

Приезжай к нам на Алтай,

ягод шапкой собирай.

Здесь бежит Катунь-река,

здесь из пуха облака.

В родниках вода как мед,

а в горах архар живет.

Уральские горы по каменным плитам,

Ведут за собой нас в страну малахита

В страну, где не счесть драгоценных камней,

В страну работящих и добрых людей.

Может только богатырь прошагать пешком

Через горы перебраться, через лес густой продраться,

одолеть любой поток

и домой вернуться в срок.

Есть в тайге сибирской нашей

Больше моря чудо-чаша.

Это - озеро Байкал.

В окруженье диких скал.

Рассказы: об экспонатах, изделиях русских

умельцев, фотографии достопримечательностей, памятников.

Живут в России разные народы с давних пор.

Одним тайга по нраву, другим - степной простор,

У каждого народа язык свой и наряд.

Один черкеску носит, другой надел халат,

Один рыбак с рожденья, другой - оленевод,

Один кумыс готовит, другой готовит мед.

Одним милее осень, другим милей весна,

А Родина - Россия у нас у всех одна.

На карте мира не найдешь тот дом, в котором ты живешь,

И даже улицы родной мы не найдем на карте той,

Но мы всегда на ней найдем свою страну - наш общий дом.

Работа с картой.

Отвечают на вопросы.

12. Рефлексия

Сегодня я узнал…

У меня получилось …

Мне захотелось… Делятся впечатлениями, чувствами.

13. Итог урока

— Гражданами, какой страны мы с вами являемся?

-Какая была цель нашего урока?

-Какие новые знания вы для себя открыли? Делают выводы.

14. Домашнее задание. Творческая работа.

—Нарисуйте дома рисунки на тему:

Список литературы

1. Жиренко О. Е., Яровая Л. Н. Внеклассные мероприятия

3. Женило М. Ю. Театрализованные праздники. 3-4 классы.

Загрузить презентацию (254 МБ)

Название курса: Основы религиозных культур и светской этики.

Цели:

  1. формирование представлений учащихся о Родине, как великой многонациональной державе;
  2. развитие мотивации учащихся к познанию историко-культурных традиций народов России;
  3. воспитание гражданско-патриотических чувств, любви к Родине, толерантного отношения к представителям других национальностей.

Задачи:

  1. познакомить обучающихся с понятием многонациональности;
  2. сформировать у обучающихся понятия о Родине, Отечестве, патриотизме, материальном и духовном мире;
  3. формировать начальные представления о российских национальных традициях;
  4. воспитывать уважительное и бережное отношение к своей Родине;
  5. развивать речь, логическое и ассоциативное мышление обучающихся;
  6. способствовать развитию коммуникативных способностей обучающихся, умению аргументировано отстаивать свою точку зрения.

1. Орг. Момент

- Я хочу начать наш урок с просмотра видеофрагмента.

Слайд 2 Просмотр видеофрагмента.

- Что вы почувствовали при просмотре? (Раздолье, простор, гордость, одухотворенность и т.д.)

- О какой стране пелось в услышанной вами песне? (О России)

- Россия – удивительная страна. Она такая большая, что, когда в одном конце страны утро, в другом – глубокая ночь. Где-то тепло и светит солнце, а где-то метут метели и люди топят печки, чтобы не замерзнуть.

Одним милее осень,
Другим милей весна.
А родина Россия.
У нас у всех… (одна)!

2. Работа над новым материалом.

1. - Ребята, как мы уважительно называем нашу страну? (Отечество)

- А почему мы ее так называем? (Потому что наши отцы, деды и прадеды работали и защищали свою землю, чтобы сохранить Россию для следующих поколений.)

- А как еще можно назвать нашу страну? (Родина)

- Что такое Родина? (Край в котором, мы родились и живем).

- Послушайте, как об этом говорят ваши ровесники.

В ходе обсуждения фрагмента видеофильма и анализируя высказывания детей о Родине учитель предлагает детям выполнить задание.

  • Нет в мире краше Родины нашей.
  • Человек без Родины, что соловей без песни.
  • Одна у человека мать, одна у него и Родина.
  • Народы нашей страны дружбой сильны.
  • Народное братство дороже всякого богатства.
  • Если дружба велика, будет Родина крепка.

2. - В жизни нас окружает много предметов и явлений природы. Это… (Окружающий мир)

- Правильно. Эти вещи, предметы, явления природы, среди которых живет человек, составляют мир материальный. Но бывает еще мир духовный.

Материальный мир

Духовный мир

Вещи
Предметы
Явления природы

Знания
Информация
Отношения между людьми

- Как вы думаете, что такое духовный мир? (То чем человек живет, чем интересуется и т.д.)

- А теперь найдите и прочитайте определение, которое нам дают авторы учебника на с.4. (Дети читают определение вслух).

- Правильно ли мы с вами определили, что такое духовный мир?

В ходе просмотра учитель дает комментарии, в какой области проявили себя эти люди.

- Музыка, изобразительное искусство, история, знания – это и есть духовный мир. Он отражается в человеке и формирует его внутренний мир. Все религии мира определяют его как душу человека.

- Как вы думаете, ребята, а одинаков ли духовный мир у всех людей? (Разный)

- Отчего это зависит? (От занятий, увлечений человека, от его общения с другими людьми)

4. - Человек вправе сам определять, чем питать свою душу.

Слайд 12

- Что выберете вы? (Ответы детей)

Физкультминутка

В природе есть солнце. Оно светит и всех любит и греет. Представьте в своём сердце маленькую звёздочку. Направим к ней лучик, который несёт любовь. Мы чувствуем, как звездочка увеличилась. Направляем лучик, который несёт мир. Звёздочка опять увеличилась. Направляем лучик с добром, звёздочка стала ещё больше. Я направляю к звёздочке лучики, которые несут здоровье, радость, тепло, свет, нежность, ласку. Теперь звёздочка становится большой, как солнце. Оно несёт тепло всем, всем, всем (руки в стороны).

5. - В духовном мире есть свои дороги. Они называются традициями. По ним шли наши предки.

- Найдите и прочитайте определение, которое нам дают авторы учебника на с.5 (Дети читают вслух)

- А почему важно сохранять традиции? (Потому что культурные традиции основаны на таких вечных ценностях, как добро, честь, справедливость, милосердие)

- Следуя им, человек может отличить хорошее от плохого, сделать свой внутренний мир чистым, светлым, радостным.

- Наша страна удивительна тем, что в ней проживают более180 разных народов. Существуют как многочисленные народы, так и совсем небольшие. Каждый народ имеет свою историю, культуру и традиции.

В ходе просмотра учитель даёт комментарии по особенностям традиций разных народов.

Россия – поистине уникальная страна, которая наряду с высокоразвитой современной культурой бережно хранит традиции своей нации.
Традиции русского православного народа особо соблюдаются во время празднования Рождества, Масленицы, Пасхи. С чувством благоговения православный человек относится к двунадесятым праздникам Русской Православной Церкви.

Зимой традиции русского народа особо соблюдаются в праздновании Рождества Христова. Верующие люди встречают праздник в храме. В ночь на Рождество во всех церквях происходят праздничные службы. В Рождественские дни принято ходить друг к другу в гости и обмениваться подарками. Очень полезно и правильно с христианской точки зрения посещать больных и страждущих.

Многие люди с трепетом ожидают наступления Масленицы, традиции празднования которой уходят корнями вглубь нашей истории. Это народное торжество, посвященное встрече весны. Прежде чем войти в Великий пост, народ прощается с зимой, радуется теплым весенним денькам, и, конечно же, занимается выпеканием вкусных блинов.

Дни Великого поста – особые дни духовного возрастания, дни смирения, послушания и радости в преддверии великих праздников.
Традиции русского народа соблюдаются и во время празднования Пасхи. Перед наступлением этого праздника все пекут куличи, делают творожные пасхи, красят яйца. Яйцо — это символ жизни, её возрождения. Яйца красят в разные цвета и дарят друг другу.

В этот день во всех церквях звонят колокола. Это звон зовётся Пасхальный благовест. Служба в церкви на Пасху особенная и длится она всю ночь.
Живут в России и чуваши, традиции которых мало известны, но тоже довольно интересны. Например, праздник сева, называемый Акатуй. Героями этого праздника становились земля и соха. По обычаю, в этот день положено угощать гостей вареными яйцами и кашей. На засеянном поле зарывали яйца для хорошего урожая. Дети и взрослые веселились в этот день, они устраивали состязания в беге и скачки на лошадях. На праздник чуваши пекут блины юсманы.
А знаете, что такое Сабантуй? Это народный праздник у татар. Он посвящен окончанию полевых работ, проводимых весной и тесно связан с трудом. В этот день боролись на кушаках, проводили бои мешками, устраивали скачки и всячески развлекались.

Татары любят пить чай со сладостями, например, с чак-чаком. Маленькие кусочки пресного теста обжариваются, укладываются горкой и заливаются медом с сахарным сиропом. Получается очень вкусно! Чак-чак всегда выставляют на праздничный стол.

Чеченцы и ингуши – два очень близких народа. У них похож язык, обычаи и вера. Традициями этих народов являются сохранение семейного этикета и почётное уважение к гостям, гостеприимство, кодекс чести горцев.

Народы России и их традиции настолько разнообразны, что для перечисления всех возможных праздников нужно не одну энциклопедию прочесть. Российская земля соединила совершенно разных людей и как бы ни было мы обязаны с уважением относиться к традициям других народов.

(Заранее подготовленный ученик читает стихотворение.)

Еврей и тувинец, бурят и удмурт,
Русский, татарин, башкир и якут.
Разных народов большая семья,
И этим гордиться должны мы друзья.
Россией зовется общий наш дом,
Пусть будет уютно каждому в нем.
Любые мы трудности вместе осилим
И только в единстве сила России.

III. Закрепление и обобщение пройденного материала

Обучающиеся выполняют задания различного вида.

1. Фронтальная работа

Физический труд

Распредели словосочетания на 2 группы.

Плотничество, забота о младших, любовь к Отечеству, уважение старших, любовь к семье, мытьё полов, уборка класса, помощь людям, прополка клумб.

  • Труд души человеку необходим для того, чтобы… (Сделать что-то лучше других, стать лучше, остаться прежним).
  • Духовные традиции страны устанавливаются… (Юридическими законами, отдельным человеком, трудом души народа, соседним государством).
  • Чтобы соблюдать духовные традиции, их надо… (Игнорировать, учить понимать,).

Поработайте с тестом.

1. Почему каждый россиянин должен любить свою Родину?

А) Это позволяет комфортно жить.

Б) Родина у человека, как мать – одна. Её нужно любить, как мы любим своих родных, как любим свою единственную мать.

В) Благодаря ресурсам страны человек может обогатиться.

А) в обогащении страны материальными благами

Б) в завоевании новых территорий

В) в освоении духовных богатств своего народа

3. В чем вы видите духовное богатство нашей многонациональной Родины?

А) в большой территории и природных ресурсах

Б) в духовных традициях народов, которые живут на территории России

В) в богатых и влиятельных людях

4. Зачем народу традиции?

А) Они помогают сохранить связь с прошлым Родины, указывают каждому правильный путь.

Б) Традиции – это прежде всего праздники, они нужны для того чтобы было веселее жить.

В) Традиции вообще не нужны народу.

IV. Итог. Рефлексия.

Когда вспоминаешь о нашей Родине-матушке, на ум приходят ассоциации: берёза, матрёшка и ромашка. Трудно найти сегодня человека, который не знал бы цветок ромашку. Трогательная белая ромашка стала настоящим символом России, русской природы, эталоном чистоты и праведности, нежности и добросердечия. По народным преданиям, цветок ромашка появляется там, где падает ночная звезда.

Ромашка – эмблема любви. 8 июля в Москве отмечают День семьи, любви и верности. Это молодой праздник с многовековыми традициями. В этот день православные вспоминают чету Петра и Февронии, которые считаются покровителями семейного счастья.

- Давайте подведём итог нашего урока, вспомним основные понятия, которые для вас оказались наиболее близкими и значимыми. Я предлагаю вам всем вместе дружно собрать свою ромашку - символ природной и духовной красоты нашей необъятной России.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ орксэ.doc

- познакомить учащихся с основными понятиями

- Малая Родина

- государственные символы: герб, флаг, гимн

- воспитание жизнеспособной личности; развитие познавательного интереса к истории Родины; распространение и преумножение ценностей русской культуры для развития патриотических чувств: любви и преданности к Родине, уважения друг к другу;

в области личностного ориентирования: знание, понимание и принятие личностью ценностей: Отечество, Родина, Россия, семья как основа религиозно-культурной традиции многонационального народа России. Воспитание толерантности;

в области метапредметного: учащиеся получат на уроке опыт работы с географической картой, опыт работы в группе;

в области знаний: учащиеся узнают, что такое духовный мир человека, что такое культурные традиции и для чего они существуют;

в области умений и навыков: овладение навыками смыслового чтения учебного публицистического текста, осознанного построения речевых высказываний, развитие навыков сотрудничества со сверстниками – развитие коммуникативных и речевых действий учащихся, развитие коммуникативного потенциала личности учащихся.

Оборудование:

выставка книг о России, флаг, герб, карта мира, политико-административная карта РФ;

портреты государственных деятелей, героев России, великих людей,

презентация из 25 слайдов, мелодии гимна Российской Федерации. 3.Ожидаемый результат: Знание понятий: Россия, Родина, Малая Родина, патриот, отечество, Президент, государственные символы: герб, флаг, гимн;

умение учащихся самостоятельно оценивать свою работу, высказывать свое мнение, участвуя в обсуждении изученного материала;

умение работать в группах.

4. Вид урока: Урок – встреча.

I .Организационный момент.

- Поговорим. О чём?

- О разном и о прочем,

О том, что знаешь ты,

А что – то мне известно.

- Поговорим. Вдруг будет интересно.

На фоне музыки слова учителя:

Уж и есть за что

Стать за честь твою

За тебя в нужде

Встают в круг, берутся за руки. (В классе создан благоприятный психологический настрой)

Актуализация опорных знаний.

- Ребята, вы обратили внимание на необычность нашего урока? (Да.)

- В чём это заключается?

(Рядом с вами сидят ваши родители, которые готовы прийти вам на помощь в ходе урока.)

Если не мы, то кто же

Детям нашим поможет

Россию любить и знать?

Как важно не опоздать!

4. На доске задание.

Расшифруй слово. Н И Р А Д О (РОДИНА)

- Что такое Родина? (Родина – это место, где мы РОДИЛИСЬ и живём)

- Знаете ли вы как образовалось слово Родина? Давайте вместе попробуем в этом разобраться.

Кем для вас являются мама и папа?

Как зовут группу людей, объединённых кровным родством? (родня, родственники, родные)

Как называется перечень поколений одного рода? (родословная)

Назовите общую часть этих слов. Как называются такие слова? (Однокоренными)

- Как называется страна, в которой мы живем? ( Слайд №1. Россия, Российская Федерация)

- Предположите, как называется тема нашего урока?

5. Постановка учебной задачи.

Вопрос учителя:

-Ребята, а какова цель нашего урока?

(Проводится совместное целеполагание:

продолжить знакомство с величием и славой родного Отечества, ее народах и культурных традициях, для того чтобы полученные знания помогали лучше ориентироваться в современном мире.)

- Сегодня вы узнаете, что такое духовный мир человека,

что такое культурные традиции и для чего они существуют.

- Какие же черты присущи настоящему гражданину? (Честность, трудолюбие, чувство долга, любовь к Родине, доброта, ответственность).

6. Запись в тетрадь число, тема урока.

II . Физминутка для глаз.

Мы глазами поколдуем.

Круг огромный нарисуем!

Нарисуем мы окно

И большущее бревно.

Нарисуем лифта бег:

Глазки вниз, глазки вверх!

Все зажмурились: раз-два!

Мы глазами поморгали,

Вмиг гирлянды засверкали.

Смотрим прямо и вперед -

Это мчится самолет.

Раз моргнули, два моргнули -

Наши глазки отдохнули!

III . Объяснение новой темы

Учитель: Посмотрите на карту. ( Слайд № 8. Показывает на карте Россию) Ни одно государство не имеет такой большой территории и такой длинной границы. Границы России проходят и по суше, и по воде. Наша Родина такая большая, что если мы захотим проехать из края в край, то на самом быстром поезде эта дорога займёт целую неделю, а на самолёте придётся лететь целый день. Если на севере почти не бывает лета, а моря и реки почти круглый год скованы льдом, то на юге почти не бывает зимы - моря и реки не замерзают. (слайды№ 9-14)

- А как называется главный город нашей страны? (город Москва.) (Слайд7)

- Москва - столица России. Столица - главный город государства. В Москве есть здание – которое является символом столицы. Это Кремль.

В Кремле работает правительство нашей страны. (слайд №7)

Каждая страна имеет свои отличительные знаки: герб, флаг и гимн. Они являются государственными символами.

Ещё одним символом нашего государства является флаг.(Слайд № 22)

Наш российский флаг – трёхцветный. Цвету придаётся особый смысл:

Белый означает мир и чистоту совести, синий – небо, верность и правду, красный – огонь и отвагу.

День 22 августа отмечается в нашей стране, как День Государственного флага Российской Федерации.

Гимн – это торжественная песня, исполняемая в особых случаях. Гимн – это главная песня в стране. Гимн слушают стоя. Давайте и мы послушаем один куплет этой торжественной песни. Музыку для гимна написал Александр Васильевич Александров, слова – Сергей Владимирович Михалков (Звучит Гимн) (Слайд№24)

Учитель: В большой стране у каждого человека есть свой маленький уголок - город, улица, дом, где он родился. Это его малая Родина. (Слайды №2-5)

- А как называется наша малая Родина? (Село Богана Борисоглебского района Воронежской области).

Наше село славится людьми, которые родились на нашей земле и прославили её своими делами. Торгашин М.П.– председатель совета ветеранов, писатель – краевед, Ларин А.Е. бывший учитель нашей школы, краевед, занимается изучением истории нашего села, ведёт археологические работы и сотрудничает с преподавателями ВГМУ и ВГУ.

Учитель: Наша большая страна состоит из вот таких маленьких деревень, сёл, городов.

С первых дней жизни нас окружают родные люди. Постепенно их круг расширяется: родственники, друзья, соседи.

- А знаете ли вы, какие народы населяют нашу страну?

(учащиеся перечисляют народы, проживающие на территории нашей страны).

- Главная ценность России – люди, их жизнь, труд и культура.

А каких великих людей нашей страны вы знаете? (Показ портретов знаменитых людей.)

Почему эти люди являются гордостью России? (Заслушиваются ответы учащихся).(Слайд №19)

IV . Физминутка.

Ребята, давайте возьмемся за руки и представим себе, какая сильная у нас Родина. (Учащиеся встают и берутся за руки, образовывая круг, символизирующий единство и необъятные просторы нашей страны).

Послушаем, что вы знаете о нашей стране?

В нашей стране горы высокие,

А мы - ребята вот такие! (Слайды №11-14,16)

V . Закрепление.

1. Итак, главная ценность России - люди, их жизнь, труд, культура.

Важнейшие ценности человека: семья, отечество, Бог, вера, любовь, свобода, справедливость, милосердие, честь, достоинство, образование и труд, красота и гармония.(Слайд № 15)

(Откройте рабочие тетради и запишите слова, записанные на доске, а дома вы найдёте определение к этим терминам. Пусть в этой работе помогут вам родители. Учебник, стр. 5.)

2. Работа с учебником.

1. Рассмотрите иллюстрации к §1.

2. Прочитайте материал, объясняющий словарные слова.

3. Запишите в тетрадь обозначение терминов: культурная традиция, духовный мир. (Слайд № 18)

3. Работа с карточками. 1. В облачке напишите наиболее понравившееся вам высказывание. Объясните свой выбор.

4.Контроль. Раздаточный материал.

1) Почему каждый россиянин должен любить свою Родину?

1. Родина у человека, как мать, - одна. Её нужно любить, как мы любим своих родных, как любим свою единственную мать.

2. Благодаря ресурсам страны человек может обогатиться.

3. Это позволяет комфортно жить.

1. В обогащении страны материальными благами.

2. В освоении духовных богатств народа.

3. В завоевании новых территорий.

3) В чём вы видите духовное богатство нашей многонациональной Родины?

1. В богатых и влиятельных людях.

2.В духовных традициях народов, которые живут на территории России.

3. В большой территории и природных ресурсах.

1. Традиции вообще не нужны народу.

2. Они помогают сохранить связь с прошлым, указывают каждому правильный путь.

3. Традиции – это прежде всего праздники, они нужны для того, чтобы было веселее жить.

Назовите синоним к слову Родина. ( Отечество)

Тренажёр. (Дифференцированные задания)

Задание 1. Распределите словосочетания на две группы.

(Уборка класса, любовь к Отечеству, плотничество, забота о младших, помощь людям, прополка клумб, уважение старших, любовь к семье, мытьё полов.) 1группа: труд души; 2 группа: физический труд.

Задание 2. Продолжите фразу.

Труд души необходим человеку для того, чтобы (остаться прежним, сделать что – то лучше других, стать лучше).

Задание 3. Продолжите фразу.

Духовные традиции страны устанавливаются (юридическими законами, соседним государством, трудом души народа, отдельным человеком).

Задание 4. Продолжите фразу.

Чтобы соблюдать духовные традиции, их надо (игнорировать, понимать, учить).


9. Задание на дом: Вопросы и задания (Задание дифференцированное: на выбор учащегося 2 задания)

1. Посоветуйся с родителями, с другими взрослыми и назови несколько традиций, принятых вашей семье, в других семьях.

2. Какие ценности лежат в основе семейных традиций?

3. Найдёте определение к терминам, записанным в классе. Пусть в этой работе помогут вам родители. Учебник, стр. 5.)

V. Рефлексия.

Что вам понравилось?

Что узнали нового?

Я не ожидал, что…

Оказывается…

Самым неожиданным для меня было…

Мне больше всего…

Рефлексия: Солнышко и тучка – карточки.

Если урок понравился предлагаю ребятам поднять карточку с солнышком, если нет –тучку.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока

Предмет

ОРКСЭ

Тема урока

Россия – наша Родина

Цель урока

1. Воспитание патриотизма и любви к Родине.

2. Способствовать усвоению понятий: Россия, Родина, Отечество, духовный мир человека, культурные традиции, патриотизм.

Задачи

- познакомить учащихся с новым курсом и его спецификой;

- способствовать формированию представления о Росси как о великой стране с культурными традициями, воспитанию чувства патриотизма;

- систематизировать знания учащихся о символике Российской Федерации;

- обучать навыкам группового взаимодействия, умение работать в команде.

Планируемые результаты

-воспитание чувства патриотизма, гордости за свою страну

-освоение и систематизация понятий: Родина, Отечество, патриотизм, культурные традиции

-работать с текстом и понятиями, слушать собеседника, вести диалог, высказывать и доказывать свою точку зрения

- работать в группе

-участие в коллективном обсуждении вопросов

Тип урока

Изучение нового материала

Технологии

ИКТ технологии, игровая технология, здоровье сберегающие технология, технология обучения в сотрудничестве (групповая работа), технология разноуровнего обучения.

Основные понятия, изучаемые на уроке

Родина, Отечество, патриот, патриотизм

Виды деятельности

Беседа, работа в группах, чтение

Средства ИКТ, используемые на уроке

компьютер, проектор, клей, карточки с предложениями, фломастеры, ручки и чистые листы бумаги, словари, учебники по ОРКСЭ, листы с картинками

Ход урока

Этапы занятий

Цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

1.Психологический настрой на урок

Приветствие учителем обучающихся, эмоциональный настрой и мотивация на урок.

- Ребята! Посмотрите, пожалуйста, на первый слайд. Что вы видите?
Давайте поздороваемся друг с другом с помощью своих ладошек.

Учащиеся поочередно касаются одноименных пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев и говорят:

· желаю (соприкасаются большими пальцами);

· успеха (указательными);

· большого (средними);

· во всём (безымянными);

· и везде (мизинцами);

· Здравствуйте! (прикосновение всей ладонью)

слайд 1

2.Организация начала урока. Самоопределение к деятельности

Познакомить с содержанием курса, который предстоит изучать в 4 классе.

-Сегодня у нас первый урок по новому предмету.

слайд 2

Установить цель урока, тему урока, образовательные задачи

Люблю поле и березки,

И скамейку под окном,

Заскучаю — вытру слезки,

Вспоминая о родном.

Никуда я не уеду,

Буду здесь работать, жить,

Сердцу место дорогое

Буду я всегда любить!

Место это знаю я,

А вы знаете, друзья?

Родина, Отечество, Россия)

-Значит о чем же будем вести разговор на сегодняшнем уроке? Как будет называться тема нашего урока?

(Мы будем говорить о нашей Родине.)

- Какую цель нашего урока поставим? (Проводится совместное целеполагание:

- пополнить знания о нашей Родине, ее народах и культурных традициях)

- Сегодня вы узнаете, что такое духовный мир человека,

что такое культурные традиции и для чего они существуют.

слайд 3

слайд 4

слайд 5

Физминутка. Колечки.

Деление на группы.

Приложение 1. Приложение1 - деление на группы.docx

(количество групп зависит от количества человек в классе)

Делятся на 3 группы по правилам игры

слайд 6

4. Актуализация опорных знаний.

Задание 1 группе:

(Родина – родители, род, родня, родился, родова.)

Задание 2 группе:

(Отечество – Отчизна, отчий дом, отеческий, отец.)

Задание 3 группе:

Найти толкование слов в учебнике на стр.4

(Отечество - страна, где человек родился и к гражданам которой он принадлежит.

Родина – Отечество, родная страна. Место рождения, происхождения кого-нибудь.)

слайд 7-8

5. Практическая работа. Открытие новых знаний.

слайд 9-15

Познакомить с понятиями, учить работать в группах,

- Что вы можете рассказать о нашей Родине?

(Название Россия, столица Москва)

Задание 1 группе:

приложение 2 Приложение2. Символика. Народы.docx

Символы России официальные и неофициальные (выбрать из предложенных, оформить, кратко рассказать)

(Работа в группах по заданию

Читают тексты о символах. Приклеивают на лист бумаги, представляют (рассказывают о символах)

Задание 2 группе:

слайды 16

Найти в словаре С.И.Ожегова

(Материальный мир – все, что нас окружает, вещи, предметы, богатства. Духовный – внутренний мир человека, знания, информация, отношения, достижения)

Задание 3 группе:

(Общий список народов, оформляют на листе бумаги.

Культурные традиции – обычаи населяющих нашу Родину народов.)

- Каждый из народов живет в России, каждый из нас с вами – частичка нашей страны. Что же нам помогает мирно, дружно жить, ведь у нас столько национальностей?

(История, законы, культурные традиции, язык, одна страна)

Россией зовется общий наш дом,

Пусть будет уютно каждому в нем.

Любые трудности мы осилим,

И только в единстве сила России!

У каждой национальности свои культурные традиции. Это богатство нашей многонациональной страны. И мы должны уважать и бережно относится к традициям других народов.

слайд 17-20

Физминутка

5. Обобщение

Выполнить творческое задание, обобщить знания

Задание 1 группе:

Запишите традиции для всей страны и традиции в семье.

(Праздники: Новый год, Рождество, масленица, день рождения 23 февраля и т.д.)

Задание 2 группе:

-Глава нашего государства -…

Задание 3 группе:

Составьте пословицы и объясните

На чужбине родная землица во сне снится.

Нет сына без отчизны.

Если дружба велика, будет Родина крепка.

Москва – Родины украшенье, врагам устрашенье.

Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.

Главное в жизни – служить отчизне.

(Пословицы разбиты на две части, можно брать не все, в зависимости от темпа работы)

слайд 21

приложение 3 Приложение 3.docx

6. Итог урока. Рефлексия

Контроль и оценивание действий учащихся Определить степень усвоения учащимися нового материала.

Составьте синквейн на тему

(Дети составляют синквейны и зачитывают)

Слайд 21

-Мне больше всего…

-Оказывается, что я…

- Для меня Родина – это…

-Мне больше всего запомнилось…

Слайд 22

7.Домашнее задание на выбор

Закрепить изученный материал.

Слайд 23

8.Заключение

- Наша Родина такая большая, что дорога на поезде от края до края займет целую неделю. Состоит она из многих городов, поселков, деревень, из множества населенных пунктов, каждый из которых тоже Родина, только малая. Каждый из нас нужная частичка, которая помогает хранить традиции, историю и продолжать помогать развивать нашу страну. Самое ценное – это люди. Давайте беречь свою Родину и бережно относится друг к другу. Мне хочется закончить наш урок стихотворением

Будем вместе Родину любить!

Будем рядом, будем вместе

Мы на долгие года,

Все народности России

В дальних селах, городах!

Станем жить, работать, строить,

Сеять хлеб, растить детей,

Созидать, любить и спорить,

Охранять покой людей,

Предков чтить, дела их помнить,

Войн, конфликтов избегать,

Сможем смыслом жизнь наполнить,

И под мирным небом спать!

слайд 24

РОССИЯ – НАША РОДИНА

ТУЧИНОВА АННА ЮРЬЕВНА,

учитель начальных классов

первая квалификационная категория

Любовь к родной стране, гордость за неё в наше время стала ещё более актуальна и имеет огромное значение для развития личности ребенка. Без любви к Родине и уважения к ее истории и культурным традициям невозможно воспитать гражданина и патриота своей страны, сформировать у детей чувство собственного достоинства, воспитать положительные качества личности. Однако задача вводного урока не только дать и систематизировать первоначальные представления о Родине, но также вызвать интерес к самому предмету ОРКСЭ. Кроме того в нашей школе профильное обучение (спортивно-патриотическое), что не может не привлечь к данной теме. Гражданин – житель страны, который признает ее законы. Каждый ребенок – это уже гражданин своей страны. Правильное воспитание маленького гражданина позволит стать ему достойной личностью своего государства.

Технологическая карта урока

Россия – наша Родина

1. Воспитание патриотизма и любви к Родине.

2. Способствовать усвоению понятий: Россия, Родина, Отечество, духовный мир человека, культурные традиции, патриотизм.

- познакомить учащихся с новым курсом и его спецификой;

- способствовать формированию представления о Росси как о великой стране с культурными традициями, воспитанию чувства патриотизма;

- систематизировать знания учащихся о символике Российской Федерации;

- обучать навыкам группового взаимодействия, умение работать в команде.

-воспитание чувства патриотизма, гордости за свою страну

-освоение и систематизация понятий: Родина, Отечество, патриотизм, культурные традиции

Метапредметные:

-работать с текстом и понятиями, слушать собеседника, вести диалог, высказывать и доказывать свою точку зрения

- работать в группе

-участие в коллективном обсуждении вопросов

Изучение нового материала

ИКТ технологии, игровая технология, здоровье сберегающие технология, технология обучения в сотрудничестве (групповая работа), технология разноуровнего обучения.

Основные понятия, изучаемые на уроке

Родина, Отечество, патриот, патриотизм

Беседа, работа в группах, чтение

Средства ИКТ, используемые на уроке

компьютер, проектор, клей, карточки с предложениями, фломастеры, ручки и чистые листы бумаги, словари, учебники по ОРКСЭ, листы с картинками

Этапы занятий

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Психологический настрой на урок

Приветствие учителем обучающихся, эмоциональный настрой и мотивация на урок.

- Ребята! Посмотрите, пожалуйста, на первый слайд. Что вы видите?
Давайте поздороваемся друг с другом с помощью своих ладошек.

Учащиеся поочередно касаются одноименных пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев и говорят:

желаю (соприкасаются большими пальцами);

успеха (указательными);

большого (средними);

во всём (безымянными);

и везде (мизинцами);

Здравствуйте! (прикосновение всей ладонью)

2.Организация начала урока. Самоопределение к деятельности

Познакомить с содержанием курса, который предстоит изучать в 4 классе.

-Сегодня у нас первый урок по новому предмету.

цель урока, тему урока, образовательные задачи

Люблю поле и березки,

И скамейку под окном,

Заскучаю — вытру слезки,

Вспоминая о родном.

Никуда я не уеду,

Буду здесь работать, жить,

Сердцу место дорогое

Буду я всегда любить!

Место это знаю я,

А вы знаете, друзья?

-Значит о чем же будем вести разговор на сегодняшнем уроке? Как будет называться тема нашего урока?

- Какую цель нашего урока поставим? (Проводится совместное целеполагание:

Читайте также: