Речь в движении сценическая речь конспект

Обновлено: 06.07.2024

Педагогическое кредо: обучение детей сценической речи является одним из средств сохранения русских языковых и литературных традиций, занятия сценической речью помогут раскрыть творческую индивидуальность каждого подростка, помогут его социальной адаптации и профессиональному самоопределению.

Количество учащихся: 12 человек.

Продолжительность занятия: 1 ч. 30 мин.

Данный открытый урок адресован педагогам дополнительного образования детей,

работающим в театральных объединениях общеобразовательных школ и УДОД,

методистам системы дополнительного образования детей, учителям начальных классов и логопедам общеобразовательных школ.

Цель занятия – формирование интереса и мотивации к занятиям по дисциплине

разминка, голосообразование, дыхание, артикуляция, дикция, художественное чтение ;

ознакомить детей со способами выполнения упражнений в процессе проведения

развивающие

способствовать развитию внимания и памяти;

развивать у детей коммуникативные навыки, обеспечивающие совместную

деятельность в коллективе;

воспитательные

способствовать воспитанию терпения, усидчивости;

воспитывать трудолюбие детей, упорство в достижении цели.

Наглядные пособия: слайды с изображением парусника, карта с изображением

Дидактические пособия: карточки со стихотворным тестом.

Методы обучения: личный показ, репродуктивный метод, метод упражнения,

диалогический метод, словесный метод, метод игрового существования.

Средства обучения: мультимедийный проектор, экран, музыкальный центр, аудио

Структура занятия

I. Вводная часть занятия: 10 мин.

-Организационный момент: знакомство с детьми.

определение эмоционального состояния учащихся.

-Выявление речевых и актерских зажимов – упражнение «Командир-

-Знакомство учащихся с целью открытого занятия.

II. Основная часть занятия: формирование представления о разделах, основных

1. Разминка – подготовка тела к процессу звукоизвлечения, разогрев тела с

макушки до пальцев ног. Объяснение техники выполнения упражнений.

2. Дыхательный комплекс – формирование представления о навыке дыхания в

3. Голосообразование - формирование свободного течения звука.

Вибрационный массаж-разогрев мышц, участвующих в голосообразовании.

Упражнение на рождение звука.

4. Дикция – формирование представления о дикции на материале скороговорок.

Исполнение скороговорок с движением. Знакомство с комплексом артикуляционной

гимнастики, включающим упражнения для языка, губ, челюстей. Исполнение

5. Задание-ключ - исполнение стихотворения. Формирование навыков

коллективной работы, закрепление изученного на занятии.

III. Заключительная часть – 15 мин.

Проверка реализации поставленных задач и достижения цели осуществляется с

Ход занятия

I. Вводная часть

хлопок соседу, затем повернуться вокруг себя. Далее игра усложняется. Нужно

подпрыгнуть и сказать свое имя (хлопок, поворот вокруг себя, подпрыгнуть и сказать

имя). Игра проводится под ритмичную музыку.

II. Основная часть занятия.

На экране слайд с изображением карты

Педагог вместе с детьми рассматривает карту.

Педагог : «Карта старинная, с непонятными записями. На ней изображено

несколько островов. Но названий островов и страны, которую они образуют, нет.

Оказывается, карта не только старинная, но и волшебная!

Мы не смогли прочитать записи на карте, но по отдельным фразам поняли, что,только выполнив все задания, нам откроются названия островов и название страны. Итак,

впереди у нас необыкновенные открытия.

После долгой дороги для бодрого настроения необходимо выполнить весёлые

1. Разминка проводится под музыку .

- Разогрев суставов. Исходное положение - стоя. Для выполнения этого

упражнения активно прогреваем ладони - трем одну о другую. Когда ладони стали

ниже, затем также медленно как можно дальше откинуть е. назад. Всего 8 раз.

плеча попеременно. Всего 8 движений.

вперед – вверх – назад, фиксируя их, как будто сбрасываем пиджак рывками. Движения

вниз – назад – вверх – вперед – вниз. По 8 движений.

Педагог: «Ребята, посмотрите на карту (обращает внимание на экран)! Появилось

2. Стоит нам закрыть глаза, как неведомые силы перенесут нас на другой остров.

Педагог: «Для того, чтобы узнать название нового острова, необходимо выполнить

задание, написанное в карте.

А это комплекс дыхательных упражнений.

положение.Сначала выдох длится 3 счета, затем 6, 9 и т.д. Вдох (4 счёта) – задержка дыхания (4 счёта) – выдох (4 счёта). Повторить 6 раз.

воздуху; сдуть фиксированным выдохом пушинки одуванчика.

Педагог обращает внимание на карту (экран) и говорит: «Ребята, появилось

Дыхание – основа речевого звучания. Дыхание необходимо актёру для долгой фразы или монолога на сцене. Голос актёра может звучать то громко и быстро, то тихо и протяжно. Достичь это возможно, только владея хорошим дыханием. Выработать хорошее дыхание актёру помогают упражнения, гимнастика, с которой мы сейчас познакомились. Над дыханием актёры работают всю жизнь .

острове. Наверное, на нём никто не обитает. (Поворот вокруг себя под звучание гонга ).

Мы нарушим тишину и проверим возможности нашего голоса.

Но прежде вы должны узнать о том, что голос – это инструмент актёра. Никакой

музыкальный инструмент не может соперничать с голосом. Голос человека очень

выразителен и богат самыми разнообразными красками. Достигается это с помощью

резонаторов – высокого, среднего, низкого (педагог показывает их нахождение).

помимо различных упражнений выполняют массаж. Такой массаж называется

Выполнение вибрационного массажа:

-Массируя мышцы, участвующие в голосообразовании, разогреваем их, предупреждая тем самым мышечные зажимы, способствуя вольному, свободному течению звука.

-Делаем массаж открытой расслабленной ладонью, начиная с ног и по всему телу до

-Особое внимание обращаем на массаж грудной клетки и рёбер.

-Массаж делается именно открытой ладонью, устанавливающей с телом открытый,

позитивный, мягкий контакт:

до появления внутреннего отклика и звукового резонанса.

- Подушечками пальцев обеих рук мягко и ритмично постукивать по нижней губе

- Подушечками пальцев обеих рук мягко и ритмично постукивать по верхней губе

- Подушечками пальцев обеих рук мягко и ритмично постукивать по точке между

- Сосредоточиться на точке между бровями, посылать туда столб воздуха,

появления звукового резонанса.

Педагог : «Этот остров поможет раскрыть секреты возникновения звука. Что нужно,

Звучит гонг. Поворот вокруг себя.

Педагог: «Наш парусник подплыл к новому острову. Чтобы не заблудиться на острове, нужен компас. Компас находился вместе с картой. Он необычный. Вместо

Педагог читает : «Каждый должен обладать превосходной дикцией,

Ребята, какие важные слова открыл для нас старинный компас? Выполнить

указания компаса помогут упражнения, или иначе артикуляционная гимнастика.

Артикуляционная гимнастика - это гимнастика для языка, губ, щек, нижней челюсти .

Дети выполняют артикуляционную гимнастику под музыку:

Исполняются скороговорки (с движением):

- Шесть мышат в камышах шуршат (рассказать, как сплетню)+движение.

- Бык-тупогуб, тупогубенький бычок.

- Расскажите про покупки (вопрос-ответ).

- Шли, шли, шли (три темпа: медленный – умеренный – быстрый).

Движения с мячиком (мягким):

- Шла Саша по шоссе (движение исполняется под произнесение текста, после

чего мяч передаётся соседу).

- Добыл Бобыль бобы (мяч переда.тся на ударное слово.)

- Один: Добыл Бобыль бобы.

Второй: Добыл Бобыль бобы.

Третий: Добыл Бобыль бобы.

Четвертый: Добыл Бобыль бобы ит.д. (Это задание выполняется с мячом в трёх

темпах. Если у кого-то мяч упал или не соблюдается заданный темп, тот выбывает).

-Наша река широка как Ока.

-Как Ока широка наша река.

Ребята делятся на команды: по 5-6 человек в каждой команде. Задача: произнести

скороговорку одновременно всей командой с актерским посылом - похвалиться перед

другой командой, добавив движение (шаги). Движение происходит на каждое слово в

скороговорке навстречу соседней команде.

Педагог обращается к детям, чтобы они обратили внимание на карту и

Педагог: «Ребята, вы, конечно, поняли, что дикция – это чёткое, ясное

произношение слов, фраз. Каждый актёр работает над дикцией всю свою жизнь,

5. Педагог : «Ребята, мы прибыли на последний остров с необычным названием

должна вручить вам карточки, которые находились в тубе (педагог раздаёт карточки).

Дети их читают вслух:

1-ый ребёнок: Страну чудес искали мы давно.

2-ой ребёнок: И вот на горизонте нам дано

3-ий ребёнок: Увидеть острова:

4-ый ребёнок: Разминка, Дикция, Свободное дыханье,

5-ый ребёнок: Они потребуют особого вниманья.

6-ой ребёнок: Страна чудес научит вас

7-ой ребёнок: Свободно мысли излагать

9-ый ребёнок: Зажимы снимет – это важно !

10-ый ребёнок: Изменит ваш голосовой диапазон,

11-ый ребёнок: А для актеров очень важен он.

12-ый ребёнок: В стране ждет много интересных встреч,

Педагог: А называется она – (дети смотрят на карту, на которой появляется

Все вместе: СЦЕНИЧЕСКАЯ РЕЧЬ!

Педагог: Благодаря вашему упорству, старанию, желанию хорошо выполнить все

III. Заключительная часть

Окончилось наше путешествие на паруснике (слайд на экране), но по окончании

нашего путешествия мне хотелось бы узнать:

1. На каких островах мы сегодня побывали? Название какой страны мы открыли?

2. С помощью чего можно добиться свободного, красивого звука?

3. Почему артисту и любому человеку необходима хорошая дикция?

4. Как добиться хорошей дикции?

5. Почему изучение сценической речи необходимо не только артисту, но и каждому

Краткое подведение итогов занятия .

Список используемой литературы

Литература для педагога:

1. Аванесов Р.И. Русское литературное произношение. М.: Просвещение, 2006.

2. Бруссер А.М. Основы дикции. М.: Просвещение, 2003.

3. Гегелия Н.А. Исправление недостатков произношения у школьников и взрослых.

М.: Просвещение, 1999.

4. Запорожец Г. Логика сценической речи: учебное пособие. М.: Просвещение,

5. Ипполитова Н.А., Князева О.Ю., Савова М.Р. Русский язык и культура речи. М.:

6. Козлянинова И.П., Промптова И.Ю. Сценическая речь. М.: ГИТИС, 2011.

7. Kозлянинова И., Чарелли Э. Речевой голос и его воспитание: учебное пособие.

М.: Просвещение, 1985.

8. Оссовская М.П. Московский говор. М.: Просвещение, 2003.

9. Петрова А . Сценическая речь: учебно-методическое пособие. М.: Искусство,

10. Савкова 3. Как сделать голос сценическим: практ. пособие. М.: Искусство, 1968.

11. Театр, где играют дети / Под ред. А. Никитиной. М.: Владос, 2001.

12 . Чарелли Э. Учитесь говорить. М.: Просвещение, 1985.

13. Вэскер А.Б. Открывая занавес урока: учебно-методическое пособие. М.: ЦГЛ., 2004.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Муниципальное образовательное учреждение

Дворец творчества детей и молодежи.

Савина Лилия Владимировна,

Педагог дополнительного образования

г. Комсомольск-на-Амуре 2017г.

Тема: Сценическая речь в движении.

Цель: 1.Учащийся сможет научиться самостоятельно показывать упражнения,

сможет разучить комплекс упражнений по дыхательной гимнастике.

2.Учащийся получит возможность правильно использовать дыхание для выполнения звукопрооизношения во время движения.

Задачи: 1.Развитие дыхательных органов во время движения для выполнения

2. Развитие слухового восприятия.

3. Формирование и развитие и коммуникативных навыков.

Время занятия: 45 минут.
Материалы и оборудование:

Для педагога: Комплекс скороговорок, мячики, скакалки, проектор.

Для учащихся: мячики и скакалки.

Форма работы: групповая.

Рассказать, что ждёт ребят на уроке, вместе с учащимися вспомнить технику безопасности.

Основной этап

Контрольный этап

Итоговый этап

Разбор упражнений, что учащиеся почувствовали выполняя их, что получилось, что не получилось.

Подведение итога занятия. Рекомендации педагога учащимся.

Организационный этап.

Педагог : Здравствуйте, ребята. Прежде чем начать занятие предлагаю настроится на него и поймать волну хорошего настроения. (Игра-волна. Все встают в круг, берутся за руки. Я передаю волну своего хорошего настроения соседу слева, он своему соседу, и так по кругу, пока волна не вернётся ко мне.)

Вводный этап.

Педагог : Сегодня наше занятие пройдет в активном движении с предметами и поэтому нам с вами нужно вспомнить технику безопасности. Как мы должны вести себя при скоплении народа, как вести себя с предметами, можно ли толкаться, кидать какие либо предметы в человека и если такое случится как мы должны поступить?

Сейчас мы разогреем наш аппарат.

Артикуляционная гимнастика:

з) Имитация жевания с закрытым и открытым ртом.

2. Разминка:

Жили- были лилипуты, лилипуты удальцы.

Ели- ели, пили- пили, примеряли колпаки.

(идут по кругу нагнувшись, как маленькие человечки, останавливаются лицом в круг и показывают как ели-ели, гладят по голове себя: примеряют колпаки).

Жили- были великаны, великаны удальцы.

Ели-ели, пили- пили, примеряли колпаки.

(идут по кругу с поднятыми руками и на цыпочках - как великаны, останавливаются лицом в круг и делают те же движения, едят и гладят себя по голове, только как великаны) Упражнение делается с ускорением и уменьшением.

Педагог: Молодцы! Мы с вами разогрели маску лица и разбудили свои голоса.

3 . Повторение темы прошлого занятия:

Педагог : Прежде чем приступить к новой теме давайте повторим тему прошлого занятия. Вспомним этюды на развитие творческого воображения.

2. Подойти к столу и рассмотреть его, будто это:

- аквариум с экзотическими рыбками,

- куст цветущих роз.

3. Передать книгу друг другу так, как будто это:

Основной этап

Педагог : Актеры, певцы очень часто произносят ,поют в движении и для того ,чтобы зрители слышали четкую, красивую и приятную речь или песню артисты должны уметь пользоваться своим дыханием в движении. Вот мы подошли к названию нашей сегодняшней теме.

Правильно организованное дыхание играет в речи первостепенную роль. Отсутствие необходимого запаса выдыхаемого воздуха приводит к срывам голоса, неоправданным паузам, искажающим фразу.

Правильное, четкое, выразительное и красивое произнесение звуков, слов и фраз зависит от работы речевого аппарата и правильного дыхания.

Следует помнить, что смешанно - диафрагматический тип дыхания наиболее целесообразен и практически полезен.

Существует неразрывная связь между дыханием и голосом. Правильно поставленный голос – очень важное качество устной речи.

Прежде чем тренировать голос на текстовых упражнениях, необходимо научиться ощущать работу резонаторов.

Резонаторы являются усилителями звука. К резонаторам относятся:

нёбо, полость носа, зубы, лицевой костяк, лобная пазуха.

1.Подготовка к практической работе.

Для того, чтобы научиться проверять работу резонаторов, необходимо проделывать различные упражнения.

Выдохните воздух, вдохните (не слишком много) и, выдыхая, протяжно произнесите на одной ноте:

МММИ – МММЭ – МММА – МММО – МММУ – МММЫ.

Произносите это сочетание звуков на разных нотах, постепенно переходя от низких к высоким (в пределах возможностей) и, наоборот, от высоких нот к низким.

Все упражнения по голосу и дыханию способствуют развитию природных голосовых данных, увеличивая объем, силу, звучность, выразительность и гибкость голоса.

Произнести на одном выдохе первую строку, добрать воздух и на одном выдохе произнести две следующие строки, снова добрать воздух и произнести сразу три строки и т. д.

Добирать воздух нужно незаметно носом и ртом. Таким образом, выполняя упражнения дыхательной гимнастики, мы вовлекаем дыхание в голосообразование.

Педагог: Ребята как вы думаете занимаясь голосом, что нам необходимо?

1. Не переутомлять голосовой аппарат.

2. В обычной речи не кричать.

4. Не употреблять очень горячих и очень холодных напитков.

5. При малейшем недомогании обращаться к врачу.

Педагог: Молодцы! Мы выяснили что необходимо знать, и теперь будете следовать этим рекомендациям.

2.Практическая работа.

Педагог: А сейчас мы разучим несколько упражнений в движении. Для этого нам понадобятся мячики, лучше для большого тенниса.

3 . Лошадка с мячиком.

Подкидываем мячик вверх и делаем вдох, ловим мячик одной рукой и делаем выдох как лошадка (сквозь губы, губы расслаблены) Когда ловим мяч голова следит за мячом, колени слегка согнуты, спина прямая, рука с мячом плавно опускается вниз.( делать 3 раза одной рукой, затем 3 раза другой, после чередуем с одной руки перекидываем на другую, не забывая следить за дыханием, движением рук, ног и головы).

4. Игра с мячом.

Кидаем в разные стороны мячик и ловим его. Не забываем про звук лошадки.

3. Двигаемся с мячом и говорим взгри, взгры, взгра, взгру. Ходить можно как угодно, вперёд, назад, по кругу и тд. Не забываем следить головой за мячиком, сгибать колени на каждый шаг и отводить руку слегка назад, спина прямая. (делается медленно, затем можно ускорять по мере усвоения детьми).

5. Скороговорка и работа с мячом.

Даётся одна скороговорка, например:

Молоко, болтала, выбалтывала,

Да не выболтала.

Педагог: Делаем то же самое, что и в первом упражнении, только вместо лошадки говорим скороговорку. Все вместе.

Затем начинаем двигаться по залу, в разных направлениях и каждый говорит скороговорку громко, слушая только себя и не обращая внимания на других.

Затем каждому ребёнку даётся своя скороговорка и они ходят по залу стараясь не столкнуться и не отвлекаться на другие скороговорки. (Педагог в это время следит за правильностью движений и прислушиваясь как они произносят скороговорки. Нужно произносить вначале медленно, затем ускорять темп движения и речи.

(дети по мере усталости могут останавливаться и отдыхать).

6.Упражнения со скакалками.

Учащийся прыгает на скакалке и одновременно произносит какой либо текст, например: скороговорку или любое стихотворение. Задача- произносить текст четко на опоре.

Контрольный этап

1.Мяч объект борьбы.

Работа в парах. Один впереди с мячом, другой сзади. Первый двигается в разных направлениях, работая с мячом и произнося скороговорку, стараясь увернуться от партнёра, второй пытается отобрать мячик (трогать партнёра нельзя). Когда мячик окажется у второго, то они меняются. Он произнося скороговорку, пытается уйти от партнёра. Скороговорку дети выбирают сами. У каждой пары своя скороговорка.

Итоговый этап.

Вам понравилось занятие?

А что нового вы узнали на занятии?

Расскажите о своих ощущениях?

А были моменты, когда у вас вообще не получалось упражнение? Почему?

А что такое театр, актёр, режиссёр?

А что вам не понравилось в тренинге?

Возникло ли у вас желание заниматься в театральной студии.

Рефлексивный этап.

2. Задание на дом. Повторить упражнения с мячиками. Поучить скороговорки

Список литературы:

Голуб, М.Б., Розенталь Д.Э. Секреты хорошей речи [Текст]. / М. Б. Голуб, Д. Э. Розенталь. – М., 1993г.

Леокарди, Е.И. Дикция и орфеэпия [Текст]: сборник упражнений по сценической речи. / Е. И. Леокарди. – М.: Просвещение, 1967г.

Ермакова, И.И. Коррекция речи при ринолалии у детей и подростков [Текст]. / И. И. Ермакова. – М., 1984г.

Малочевская, И.Б. Режиссёрская школа Товстоногова [Текст]. / И. Б. Малочевская. - Санкт-Питербург: Академия театрального искусства, 2003г.

Список литературы для учащихся:

Ермакова, И.И. Коррекция речи при ринолалии у детей и подростков [Текст]. / И. И. Ермакова. – М., 1984г.

Оценить 1064 0

Муниципальное образовательное учреждение

Дворец творчества детей и молодежи.

Савина Лилия Владимировна,

Педагог дополнительного образования

г. Комсомольск-на-Амуре 2017г.

Тема: Сценическая речь в движении.

Цель:1.Учащийся сможет научиться самостоятельно показывать упражнения,

сможет разучить комплекс упражнений по дыхательной гимнастике.

2.Учащийся получит возможность правильно использовать дыхание для выполнения звукопрооизношения во время движения.

Задачи:1.Развитие дыхательных органов во время движения для выполнения

2. Развитие слухового восприятия.

3. Формирование и развитие и коммуникативных навыков.

Время занятия: 45 минут.
Материалы и оборудование:

Для педагога: Комплекс скороговорок, мячики, скакалки, проектор.

Для учащихся: мячики и скакалки.

Форма работы: групповая.

Приветствие. Психологический настрой на работу.

Вводный этап

Рассказать, что ждёт ребят на уроке, вместе с учащимися вспомнить технику безопасности.

Основной этап

Контрольный этап

Итоговый этап

Разбор упражнений, что учащиеся почувствовали выполняя их, что получилось, что не получилось.

Подведение итога занятия. Рекомендации педагога учащимся.

Организационный этап.

Педагог: Здравствуйте, ребята. Прежде чем начать занятие предлагаю настроится на него и поймать волну хорошего настроения. (Игра-волна. Все встают в круг, берутся за руки. Я передаю волну своего хорошего настроения соседу слева, он своему соседу, и так по кругу, пока волна не вернётся ко мне.)

Вводный этап.

Педагог: Сегодня наше занятие пройдет в активном движении с предметами и поэтому нам с вами нужно вспомнить технику безопасности. Как мы должны вести себя при скоплении народа, как вести себя с предметами, можно ли толкаться, кидать какие либо предметы в человека и если такое случится как мы должны поступить?

Сейчас мы разогреем наш аппарат.

Артикуляционная гимнастика:

з) Имитация жевания с закрытым и открытым ртом.

2. Разминка:

Жили- были лилипуты, лилипуты удальцы.

Ели- ели, пили- пили, примеряли колпаки.

(идут по кругу нагнувшись, как маленькие человечки, останавливаются лицом в круг и показывают как ели-ели, гладят по голове себя: примеряют колпаки).

Жили- были великаны, великаны удальцы.

Ели-ели, пили- пили, примеряли колпаки.

(идут по кругу с поднятыми руками и на цыпочках - как великаны, останавливаются лицом в круг и делают те же движения, едят и гладят себя по голове, только как великаны) Упражнение делается с ускорением и уменьшением.

Педагог: Молодцы! Мы с вами разогрели маску лица и разбудили свои голоса.

3.Повторение темы прошлого занятия:

Педагог: Прежде чем приступить к новой теме давайте повторим тему прошлого занятия. Вспомним этюды на развитие творческого воображения.

2. Подойти к столу и рассмотреть его, будто это:

- аквариум с экзотическими рыбками,

- куст цветущих роз.

3. Передать книгу друг другу так, как будто это:

Основной этап

Педагог: Актеры, певцы очень часто произносят ,поют в движении и для того ,чтобы зрители слышали четкую, красивую и приятную речь или песню артисты должны уметь пользоваться своим дыханием в движении. Вот мы подошли к названию нашей сегодняшней теме.

Правильно организованное дыхание играет в речи первостепенную роль. Отсутствие необходимого запаса выдыхаемого воздуха приводит к срывам голоса, неоправданным паузам, искажающим фразу.

Правильное, четкое, выразительное и красивое произнесение звуков, слов и фраз зависит от работы речевого аппарата и правильного дыхания.

Следует помнить, что смешанно - диафрагматический тип дыхания наиболее целесообразен и практически полезен.

Существует неразрывная связь между дыханием и голосом. Правильно поставленный голос – очень важное качество устной речи.

Прежде чем тренировать голос на текстовых упражнениях, необходимо научиться ощущать работу резонаторов.

Резонаторы являются усилителями звука. К резонаторам относятся:

нёбо, полость носа, зубы, лицевой костяк, лобная пазуха.

1.Подготовка к практической работе.

Для того, чтобы научиться проверять работу резонаторов, необходимо проделывать различные упражнения.

Выдохните воздух, вдохните (не слишком много) и, выдыхая, протяжно произнесите на одной ноте:

МММИ – МММЭ – МММА – МММО – МММУ – МММЫ.

Произносите это сочетание звуков на разных нотах, постепенно переходя от низких к высоким (в пределах возможностей) и, наоборот, от высоких нот к низким.

Все упражнения по голосу и дыханию способствуют развитию природных голосовых данных, увеличивая объем, силу, звучность, выразительность и гибкость голоса.

Произнести на одном выдохе первую строку, добрать воздух и на одном выдохе произнести две следующие строки, снова добрать воздух и произнести сразу три строки и т. д.

Добирать воздух нужно незаметно носом и ртом. Таким образом, выполняя упражнения дыхательной гимнастики, мы вовлекаем дыхание в голосообразование.

Педагог: Ребята как вы думаете занимаясь голосом, что нам необходимо?

1. Не переутомлять голосовой аппарат.

2. В обычной речи не кричать.

4. Не употреблять очень горячих и очень холодных напитков.

5. При малейшем недомогании обращаться к врачу.

Педагог: Молодцы! Мы выяснили что необходимо знать, и теперь будете следовать этим рекомендациям.

2.Практическая работа.

Педагог: А сейчас мы разучим несколько упражнений в движении. Для этого нам понадобятся мячики, лучше для большого тенниса.

3.Лошадка с мячиком.

Подкидываем мячик вверх и делаем вдох, ловим мячик одной рукой и делаем выдох как лошадка (сквозь губы, губы расслаблены) Когда ловим мяч голова следит за мячом, колени слегка согнуты, спина прямая, рука с мячом плавно опускается вниз.( делать 3 раза одной рукой, затем 3 раза другой, после чередуем с одной руки перекидываем на другую, не забывая следить за дыханием, движением рук, ног и головы).

4.Игра с мячом.

Кидаем в разные стороны мячик и ловим его. Не забываем про звук лошадки.

3. Двигаемся с мячом и говорим взгри, взгры, взгра, взгру. Ходить можно как угодно, вперёд, назад, по кругу и тд. Не забываем следить головой за мячиком, сгибать колени на каждый шаг и отводить руку слегка назад, спина прямая. (делается медленно, затем можно ускорять по мере усвоения детьми).

5. Скороговорка и работа с мячом.

Даётся одна скороговорка, например:

Молоко, болтала, выбалтывала,

Да не выболтала.

Педагог: Делаем то же самое, что и в первом упражнении, только вместо лошадки говорим скороговорку. Все вместе.

Затем начинаем двигаться по залу, в разных направлениях и каждый говорит скороговорку громко, слушая только себя и не обращая внимания на других.

Затем каждому ребёнку даётся своя скороговорка и они ходят по залу стараясь не столкнуться и не отвлекаться на другие скороговорки. (Педагог в это время следит за правильностью движений и прислушиваясь как они произносят скороговорки. Нужно произносить вначале медленно, затем ускорять темп движения и речи.

(дети по мере усталости могут останавливаться и отдыхать).

6.Упражнения со скакалками.

Учащийся прыгает на скакалке и одновременно произносит какой либо текст, например: скороговорку или любое стихотворение. Задача- произносить текст четко на опоре.

Контрольный этап

1.Мяч объект борьбы.

Работа в парах. Один впереди с мячом, другой сзади. Первый двигается в разных направлениях, работая с мячом и произнося скороговорку, стараясь увернуться от партнёра, второй пытается отобрать мячик (трогать партнёра нельзя). Когда мячик окажется у второго, то они меняются. Он произнося скороговорку, пытается уйти от партнёра. Скороговорку дети выбирают сами. У каждой пары своя скороговорка.

Итоговый этап.

Вам понравилось занятие?

А что нового вы узнали на занятии?

Расскажите о своих ощущениях?

А были моменты, когда у вас вообще не получалось упражнение? Почему?

А что такое театр, актёр, режиссёр?

А что вам не понравилось в тренинге?

Возникло ли у вас желание заниматься в театральной студии.

Рефлексивный этап.

2. Задание на дом. Повторить упражнения с мячиками. Поучить скороговорки

Список литературы:

Голуб, М.Б., Розенталь Д.Э. Секреты хорошей речи [Текст]. / М. Б. Голуб, Д. Э. Розенталь. – М., 1993г.

Леокарди, Е.И. Дикция и орфеэпия [Текст]: сборник упражнений по сценической речи. / Е. И. Леокарди. – М.: Просвещение, 1967г.

Ермакова, И.И. Коррекция речи при ринолалии у детей и подростков [Текст]. / И. И. Ермакова. – М., 1984г.

Малочевская, И.Б. Режиссёрская школа Товстоногова [Текст]. / И. Б. Малочевская. - Санкт-Питербург: Академия театрального искусства, 2003г.

Список литературы для учащихся:

Ермакова, И.И. Коррекция речи при ринолалии у детей и подростков [Текст]. / И. И. Ермакова. – М., 1984г.

Содержимое публикации

Исаева Инна Петровна

Педагог дополнительного образования

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

План – конспект

вводного занятия по сценической речи

Возраст детей – 10-13 лет

г.Снежинск – 2016 г.

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

Цели и задачи:

1.Обучающие:

научить детей резонаторному массажу;

научить детей реберно-диафрагмальному дыханию.

2.Развивающие:

развивать у детей способность напрягать и освобождать мышцы;

развивать у детей принципы правильного дыхания;

развивать у детей возможность задержки дыхания.

3.Воспитывающие:

воспитывать у детей способности соединения сценической речи, дыхательной гимнастики и пластической выразительности.

воспитать культуру общения в коллективе и принципы взаимопомощи.

Вид занятия:

Год обучения:

Методы обучения:

На занятии использованы следующие педагогические принципы и технологии:

осуществление как целостного, так и индивидуального подхода к воспитанию личности ребёнка

Ход занятия.

1. Организационный момент. Перекличка, построение в шахматном порядке на двигательный и речевой тренинг.

2.Двигательный тренинг:

Освобождение мышц - Упражнения:

3. Речевой тренинг:

3.1 Дыхательные упражнения( по методу А.Н.Стрельниковой):

3.2 Рёберно- диафрагмальное дыхание:

-Вдох с наклоном руки назад – выдох длинный через рот на протяжении. Тренируемый выдох:

4. Упражнения в динамике:

«Со скакалкой я скачу

Научиться я хочу

Так владеть дыханием,

Чтобы звук держать оно могло бы,

Глубоко, ритмично было

И меня не подводило. (идут пешком)

Кончу прыгать, сяду я,

5. Резонаторы Нижний – грудной Верхний – головной Средний – смешанный грудной + головной Опора дыхания.

«Чтоб овладеть грудным регистром,

Я становлюсь аквалангистом!

Вот опускаюсь ниже, ниже,

А дно морское ближе, ближе…

И вот уж в царстве я подводном,

Пусть опустился глубоко,

Но голосом грудным, свободным

Распоряжаюсь я легко!

Теперь мне надо опуститься,

При этом, все стихотворение произносится на движении, изображая погружение аквалангиста.

«До болота идти далеко.

До болота идти нелегко (крутим педали велосипеда)

Вот камень лежит у дороги,

Присядем и вытянем ноги (ноги вверх-вниз).

На камень лягушки кладут узелок,

Но на ноги камень вскочил,

И за ноги их ухватил (наклоны туловища вниз к ногам).

И они закричали от страха: (скручиваем корпус)

«Это - ЧЕ, это – РЕ, это – ПАХА (прыгаем)

Это ЧЕЧЕ-ЧЕ-ЧЕ, это РЕРЕ-РЕ-РЕ, это ПА-ПА-ПАПА,

6. Заключительная часть урока

Анализ и самоанализ работы учащихся. Опрос обучающихся – их мнение о том, как они выполняли задания, какие были проблемы. Что помешало сделать лучше то или иное упражнение.

Подведение итогов работы. Обязательно отметить положительные моменты на занятии, достижения обучающихся на данном этапе, перспектива – зачем нужны эти упражнения. Планы на следующее занятие.

Читайте также: