Краткий конспект по технологии 5 класс параграф 18
Обновлено: 06.07.2024
Цель: ознакомить обучающихся с терминологией ручных работ, сформировать навыки по их выполнению, соблюдая технологическую последовательность и технику безопасности.
Развивающая: Развивать сенсорные и моторные навыки; способности планировать свою работу, корректировать и оценивать свой труд, применяя знания и умения, полученные на уроках технологии; творческие способности личности.
Воспитывающая: воспитывать внимательность, аккуратность, трудолюбие, усидчивость, при работе.
Тип урока: комбинированный; вводный нового материала.
Форма организации деятельности учащихся : индивидуальная, в малых группах
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, демонстрационный, частично-поисковый, моделирование, практическая работа.
Здоровьесберегающие технологии: инструктаж по технике безопасности, , смена физической активности.
Вводно-мотивационный этап:
1) Организационный этап.
2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности обучающихся.(3 мин.)
«Ниточка цветонастроения « Учитель раздаёт цветные ниточки учащимся на входе в класс (ребята сами выбирают ниточки) и рассаживает в группы по цвету выбранной нитки (в каждой группе 4 разных цвета-. Учитель приветствует учеников, проверяет организацию рабочих мест учащихся для уже сформированных групп, использует разнообразные приемы мотивации, обеспечивающие:
У вас в руках ниточка, выбранного вами цвета, соберите вокруг себя друзей с разными нитками и дайте название своей радужной команде напишите на листе и повесьте на доске, в каждой группе координатором будет тот у кого ниточка цвета вашей карточки на столе.
ребята сами выбирают ниточки и рассаживает в группы по цвету выбранной нитки (в каждой группе 4 разных цвета-.
создание психологически комфортной атмосферы общения и сотрудничества;
создание ситуации успеха на уроке;
Операционно-содержательный этап:
3) Актуализация знаний.(5 мин.)
– Перед вами сундучок. В нём сокровища, которые относятся к теме нашего урока. Узнать о них вы сможете, выполнив задание. (Раздать каждой команде листы с заданием.)
Задание: решить примеры.
1. ИРИС + КА – РИСКА + ГОД + ОМ – ДОМ + ЛКА =(иголка)
2. ТРАП – РАП + КАНВА – ВА + Ь =(ткань)
3. НОСОРОГ – РОГ + РОКА – СОРОКА + ЖНЕЦ – ЕЦ + И + ЦЫ =(ножницы)
4. НИКИТА + РКА – АРКА – КИТ + ТКИ =(нитки)
(Проверить выполнение задания каждой командой-участницей, цветной стикер(сами выбирают цвет.)
Зная ,какие предметы лежат в сундучке, попробуйте назовите тему сегодняшнего урока.(Швейные ручные работы)
Выполняют задание заданно учителем
П.Синтез, обобщение, классификация
Р. Выполнение пробного учебного действия, фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии
К. Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью, учёт разных мнений.
Первичное усвоение новых знаний.
Физкультминутка
Работа с наглядным материалом.
Возьмите первый образец. Посмотрите на место соединения наших лоскутков. Их соединяет ШОВ.
ШОВ – э то место соединения деталей с помощью ниток на швейной машине или вручную. Шов образуется СТРОЧКОЙ. Строчка – это ряд повторяющихся стежков. СТЕЖОК – переплетение ниток между двумя проколами иглы, а расстояние между 2-мя проколами иглы называется ДЛИНОЙ СТЕЖКА. Расстояние от края детали до строчки называют ШИРИНОЙ ШВА.
- Стежки бывают ручные и машинные. Некоторые стежки соединяют детали изделия, их называют соединительными , а некоторые стежки помогают украсить изделие (фартук, косынку, блузу, сарафан), их называют отделочными.
- Посмотрите 2 следующих образца. Догадались, какие из стежков отделочные? Как догадались? (О: они красивые).
- Ручные стежки образуют строчки временного и постоянного назначения. Посмотрите следующие 2 образца, на котором из них строчка временная? Постоянная?
- Сегодня мы начнем учиться выполнять эти швы и строчки.
Повторение правил Т/Б
Слушают учителя, работают с наглядным материалом, участвуют в диалоге.
Дети разглядывают образцы, высказывают предположения.
Записывают в тетрадь определение.
Перечисляют правила Т\Б при ручных работах
Выполняют движение за учителем
П.анализ, синтез, обобщение, классификация.
К.формирование умения строить речевые высказывания в соответствии с поставленными задачами.
Практическая работа
Учитель подробно объясняет и показывает, как надо выполнять образец, помогает каждой девочке, которая испытывает затруднение в работе.
Работа с технологическими картами
Выполняют практическую работу по технологической карте.
Р. определение технологической последовательности выполнения образцов.
К - умение работать в группе при выполнении задания, умение вести сотрудничество с учителем, разрешать конфликтные ситуации, адекватно воспринимать и вырабатывать уважительное отношение к сверстникам в ходе совместной работы.
Чему мы научились сегодня на уроке?
Почему выполняем строчки нитками контрастного цвета? (О: это временные строчки).
Объясните, что такое шов, строчка, стежок?
В современном мире человека окружают различные машины. Многие из них ты видел.
Машина — это устройство, предназначенное для выполнения какой-либо работы путём преобразования одного вида энергии в другой. Машины разделяют на пять классов.
Машины-двигатели — превращают энергию любого вида в механическую, например электрическую в механическую (стиральная машина) или тепловую в механическую (двигатель в автомобиле).
Машины-генераторы — преобразуют механическую энергию в другой вид энергии, например: турбина электростанции превращает энергию текущей в реке воды в электрическую энергию.
Технологические машины предназначены для изменения размеров и форм заготовок, например станки для обработки древесины и металла.
Транспортные и подъёмно-транспортные машины служат для перемещения людей, грузов, изделий, например автомобили, подъёмные краны, лифты.
Информационные машины предназначены для преобразования информации, например электронно-вычислительные машины (ЭВМ) или персональные компьютеры (ПК).
Машины состоят из одного или нескольких связанных между собой механизмов. Механизм — это устройство, имеющее несколько деталей, в котором при движении одного элемента (звена) другие звенх>я выполняют определённые согласованные движения (табл. 3).
Таблица 3
Виды механизмов(передач)
В винтовом механизме при вращении винта гайка, удерживаемая от вращения, начинает перемещаться вдоль оси винта, например в винтовом механизме переднего и заднего зажимов столярного верстака.
Фрикционный механизм (фрикционная передача) состоит из двух катков (дисков), которые прижаты друг к другу. При вращении одного катка вращается и другой.
Ремённая передача передаёт вращение от одного шкива 1 к другому 2 с помощью ремня 3 (см. табл. 3). В сверлильном станке, с которым ты ознакомишься в § 29, вращение шпинделю со сверлом передаётся от электродвигателя с помощью ремённой передачи.
Детали, из которых состоят изделия, соединяются между собой тем или иным образом. Соединения деталей могут быть подвижными и неподвижными (табл. 4).
Таблица 4
Виды соединений
Все машины и механизмы состоят из отдельных деталей. Детали могут быть простыми и сложными (табл. 5). Простые детали (болт, гайка, шайба) применяют почти во всех изделиях. Сложными называют детали, которые имеют непростую форму и на их изготовление требуется много времени (например, станина станка, зубчатое колесо ручной дрели и др.).
Таблица 5
Примеры простых и сложных деталей
Знакомимся с профессиями
Машинист — специалист, занимающийся управлением различных машин, например машинист электровоза, тепловоза, экскаватора, подъёмного крана. Эта профессия требует большой ответственности, поскольку связана с перемещением людей или грузов.
Водитель — это специалист, который управляет легковым или грузовым автомобилем. Он знает устройство автомобиля, правила его обслуживания, может выполнять несложный ремонт.
Наладчик — специалист, обслуживающий технологические машины — станки. Это рабочий высокой квалификации, который выполняет наладку и настройку станков, следит за точностью их работы. Оператор ЭВМ — это специалист, который занимается вводом и обработкой информации на электронно-вычислительных машинах. Он должен знать устройство компьютера, уметь обслуживать компьютерную технику, работать с программными комплексами и многое другое.
Лабораторно-практическая работа № 16
Ознакомление с машинами, механизмами, соединениями, деталями
- Ознакомьтесь с машинами, имеющимися в школьной учебной мастерской. Запишите в рабочую тетрадь их названия, определите, к какому классу они относятся.
- Ознакомьтесь с механизмами, имеющимися в мастерской. Запишите в рабочую тетрадь их названия и назначение.
- Запишите в рабочую тетрадь примеры подвижных и неподвижных соединений, кроме указанных в таблице 4.
- Найдите в машинах и механизмах, имеющихся в мастерской, простые и сложные детали.
Найди в Интернете информацию о том, какие интересные машины и механизмы помогают человеку в его жизни.
Новые слова и понятия
Машина, технологические машины, информационные машины, механизмы, соединения деталей (подвижные, неподвижные), детали (простые, сложные), машинист, водитель, наладчик, оператор ЭВМ.
Штамповка, разрезание, строгание, долбление, сверление, точение, фрезерование, шлифование, рубка, лущение – технологии обработки с удалением части материала.
Основная и дополнительная литература по теме урока
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Обработка с удалением части материала: разрезание, распиливание, вырубка штампами, строгание, долбление, сверление, точение, фрезерование, шлифование. Сегодня мы должны научиться определять виды технологий по обработке с удалением части материала.
Определять виды технологий удобно по рабочему органу (инструменту), применяемому для обработки материала.
- Лезвия, пильные диски – для резания и пиления
- Пуансон, матрица – для вырубки
- Нож (рубанок) – для строгания
- Фрезерный зуб (долбяк) – для долбления на станке
- Сверло – для сверления
- Резец – для точения
- Фреза – для фрезерования
- Шлифовальный круг – для шлифования
- Нож – для рубки металла на станке (гильотина)
- Лущильный нож – для лущения
Для каждого инструмента (рабочего органа) имеется оборудование (станки). Установим соответствие рабочих органов (инструментов) определённым станкам:
- Лезвия и пильные диски – электрические ножницы и пилы.
- Пуансон, матрица – прессы
- Ножи – электрорубанки
- Фрезерный зуб (долбяк) – долбёжные станки
- Сверло – сверлильные станки
- Резец – токарные станки
- Фреза – фрезерные станки
- Шлифовальный круг – шлифовальные станки
- Нож – гильотинные ножницы
- Лущильный нож – лущильные станки
Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля
Задание 1. Из перечисленных выше выберите инструменты и станки для строгания:
Правильные ответы – 3;4;5.
Задание 2. Выберите правильный вариант ответа. Выделите его зелёным цветом.
прямых стежков, успешного оценивания своей деятельности и деятельности других, для работы с подготовленными образцами (технологическими картами), высказывания своих суждений.
- Ознакомить учащихся с приемами выполнения ручных стежков и строчек.
- Способствовать формированию понятия о стежке, строчке, шве, длине стежка.
- Обучить рациональной организации рабочего места при ручных работах, соблюдению правил безопасного труда.
- Воспитывать аккуратность в работе, внимательность, прививать эстетический вкус.
- Научить оценивать качество выполняемых работ.
- Ознакомить с инструментами и приспособлениями для ручных швейных работ.
Оборудование : образцы стежков и строчек, набор ручных
инструментов, хлопчатобумажные образцы, нитки, ПК, презентация
Тип урока: изучение нового материала
- Предметные - развитие познавательного интереса к предмету, формирование способностей к поисковой деятельности.
Умения: выдвигать предложения и доказывать, понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять, умение работать в паре, формулировать правила безопасной работы с иглой, булавками, нитками и ножницами.
- Личностные результаты
- Навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. Воспитывать эстетические чувства, прививать интерес к труду.
- Регулятивные - освоить теоретические знания техники ручного шитья.
Осуществлять выбор эффективных путей и средств достижения целей.
- Коммуникативные –планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - определение цели, функций участников, способов взаимодействия.
- Познавательные - познакомить с видами швейных ручных работ. Способствовать привитию интереса к урокам технологии.
1. Организационный момент .
Учитель Громко прозвенел звонок
наши ушки- на макушке.
Ни минуты не теряем.
Здравствуйте, дорогие ребята!
(На учителе одета ткань в виде швейного изделия, а на манекене готовое изделие из той же ткани)
Учитель- предлагает ответить детям на вопрос. Что на мне одето?)
Дети - отвечают (предполагаемые ответы детей)
- На вас костюм;
- На вас платье;
- На вас просто ткань.
Учитель - Молодцы ребята!
Учитель –А что вы видите на манекене?
Дети - Отвечают предполагаемые ответы детей)
1) На манекене фартук;
2) На манекене косынка;
Учитель - По способу выполнения все швейные работы делятся на машинные и ручные. Каким способом выполнено это изделие на швейной машине или при помощи иголки, ниток и золотых рук швеи?
Дети- (предполагаемые ответы детей)
- Это швейные изделия, которое выполнены на швейной машинке.
Учитель - Ребята, вы правильно ответили.
А вот теперь ответьте мне на вопрос, можно ли сшить швейное изделие если у нас не будет швейной машинки?
Дети - (предполагаемые ответы детей)
Да, конечно можно.
Учитель -Как будет называться этот вид работ?
Дети - (предполагаемые ответы детей)
- Ручные работы;
- Швейные ручные работы.
Учитель - Молодцы ребята и выводит тему урока на экране.
Тема урока: Швейные ручные работы.
Учитель- А сейчас ребята, я расскажу вам притчу.
Учитель рассказывает притчу.
Притча.
У одного крестьянина были ленивые сыновья. Умирая, он сказал им, что зарыл все свое золото на поле, и что это их наследство. Естественно, они принялись искать это золото и перерыли все поле. Не найдя ничего, они решили, что отец все раздал бедным и забыл об этом, а так как поле было уже вспахано, то решили посадить туда пшеницу и прожили год в достатке. Следующим летом они подумали, что могли пропустить зарытое золото и перерыли поле снова. Также ничего не нашли и посадили пшеницу. Так они постепенно привыкли к труду и поняли, почему отец дал им такое указ.
Учитель - А как вы думаете ребята, что поняли сыновья и почему отец им дал такой указ? Может вы , знаете пословицы и поговорки о труде, которые вам помогут ответить на мой вопрос?
Дети- (предполагаемые ответы детей)
- Будешь трудиться — будет у тебя и хлеб, и молоко водиться.
- Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
II. Проверка знаний .
Учитель- Пришло время вспомнить знакомые вам ранее инструменты и приспособления и поговорим о новых ранее не знакомых.
-Какие инструменты и приспособления необходимы для выполнения ручных работ?
Учитель- смотрим на экран, ребята.
ИНСТРУМЕНТЫ И ПРИСПОСОБЛЕНИЯ ДЛЯ РУЧНЫХ РАБОТ
К инструментам для ручных работ относятся:
- ручные иглы,
- наперсток,
- ножницы,
- сантиметровая лента.
К приспособлениям относятся:
- партновские булавки;
- распарыватель;
- резец;
- портновский мел;
- линейка;
Учитель- В начальной школе вы выполняли ручные швейные работы, поэтому попробуйте ответить на мои вопросы.
-Какие правила безопасного труда нужно выполнять, когда работаешь с иголками, булавками, ножницами, нитками?
Дети- (предполагаемые ответы детей)
- Иголки должны быть острыми и их нельзя держать без нитки, а находиться они должна в игольнице;
- Ножницы передавать кольцами вперёд и не держать на столе их в раскрытом виде;
- Нитки нужно отрезать только ножницами, а не отрывать или откусывать зубами.
Объяснение нового материала
Учитель- На современных швейных фабриках ручного труда почти нет, так как для производства важно выпускать много качественной продукции и за короткий срок. Поэтому на фабриках почти все операции выполняют швейные машины.
Ручной труд применяется при пошиве одежды в условиях ателье или дома, когда одежду изготавливают для конкретного заказчика. Это делают при помощи обычной швейной иглы. Как мы уже с вами выяснили, что для выполнения ручных работ нам необходимы инструменты и приспособления и всё необходимое находится на вашем рабочем месте в коробочках.
Дети- (смотрят содержимое коробки)
Учитель - Для того, чтобы приступить к практической части урока я познакомлю вас с общими понятиями, дети работают в таблице.
Шов - это место соединения деталей.
Строчка - это ряд повторяющихся стежков.
Стежок - это переплетение ниток между двумя проколами иглы.
Длина стежка - расстояние между двумя последовательными проколами иглы.
Ширина шва - расстояние от среза детали до строчки.
Выполнение практической работы.
Учитель - А теперь мы можем смело приступить к выполнению ручных работ. А начнем мы с выполнения строчки прямых стежков. Но вначале я покажу вам, как это выполнять правильно. (Показываю на большом образце контрастными нитками и большой иголкой.) Не забывайте, что в начале и в конце строчки необходимо ставить закрепку. В начале строчки –это узелок, а в конце строчки-два, три стежка примерно в одном месте.
Учитель- Строчка прямых стежков может образовать смёточный шов, которым можно соединить две или больше деталей и прошить на швейной машинке, тогда машинная строчка будет выполнена более качественно.
Учитель- перед началом выполнения ручных работ, давайте обратимся к требованиям по выполнению ручных работ ( инструкциялежит на столе).
Учитель -Молодцы ребята, вы хорошо справились с работай. А вот, как бы вы оценили себя? Что получилось, а что не очень?
Исходное положение – стоя, спина прямая;
руки, согнутые в локтях, подняты над головой,
ладони касаются друг друга. Нужно встать на носки и очень медленно приседать. Далее нужно медленно вернуться в исходное положение. И так повторить 3 раза.
Дети работают с образцом и оценивают свою работу самостоятельно.
Также и работу своих одноклассников.
Учитель- Ребята, какими видами работ мы овладели на сегодняшнем уроке?
Дети- (предполагаемые ответы)
1) Шов вперед иголку;
2) шов назад иголку.
Учитель- предлагает ученикам сшить подушку- игольницу.
Дети-соглашаются и приступают к работе.
Выполнение подушки- игольницы своими руками.
Шов - это место соединения деталей.
Строчка - это ряд повторяющихся стежков.
Стежок - это переплетение ниток между двумя проколами иглы.
Длина стежка - расстояние между двумя последовательными проколами иглы.
Ширина шва - расстояние от среза детали до строчки.
По способу выполнения стежки делятся на ручные и машинные, а по назначению на соединительные и отделочные
Правила безопасной работы
V. Домашнее задание . (кто не дошил игольницу делают это дома под присмотром родителей и декорируют её по своему усмотрению. Кто дошил, те просто её декорируют)
VI. Уборка рабочих мест.
VII. Подведение итогов урока учителем .
Учитель- Ребята, мне очень понравилась ваша работа. Вы были активными, трудолюбивыми и уж точно не похожими на тех братьев из притчи. А сейчас я хочу чтобы вы составили букет ( на стикерах - цветочках я предлагаю вам написать ответы на вопросы:
Учитель задаёт вопросы
1) было ли мнеинтересно на уроке?
2) с каким настроением я работали?
3) чему я научился?
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Тема урока: . Швейные ручные работы
Ознакомить с приемами выполнения ручных стежков и строчек. Способствовать формированию понятия о стежке, строчке, шве, длине стежка. Обучить рациональной организации рабочего места при ручных работах, соблюдению правил безопасного труда. Воспитывать аккуратность в работе, внимательность, прививать эстетический вкус. Научить оценивать качество выполняемых работ. Ознакомить с инструментами и приспособлениями для ручных швейных работ. Задачи урока: Цель: создать условия для формирования правил выполнения ручных прямых стежков, выполнения закрепки в строчке прямых стежков, успешного оценивания своей деятельности и деятельности других, для работы с ПОДГОТОВЛЕННЫМИ ОБРАЗЦАМИ(технологическими картами), высказывания своих суждений.
ИНСТРУМЕНТЫ И ПРИСПОСОБЛЕНИЯ ДЛЯ РУЧНЫХ ШВЕЙНЫХ РАБОТ инструменты ручные иглы Наперсток Ножницы сантиметровая лента.
ИНСТРУМЕНТЫ И ПРИСПОСОБЛЕНИЯ ДЛЯ РУЧНЫХ ШВЕЙНЫХ РАБОТ приспособления портновские булавки распарыватель резец портновский мел линейка
Шов - это место соединения деталей. Строчка - это ряд повторяющихся стежков. Стежок - это переплетение ниток между двумя проколами иглы. Длина стежка - расстояние между двумя последовательными проколами иглы. ОСНОВНЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ
ШОВ НАЗАД ИГОЛКУ
Домашнее задание дошить игольницу дома под присмотром родителей и украсить её по своему усмотрению.
1. Было ли мне интересно на уроке? 2. С каким настроением я работал? 3. Научился ли я чему то новому?
Вы, ребята, молодцы! Все умельцы, удальцы . А работать с вами мне, Повезло скажу вдвойне.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока 7 класс Правила безопасной работы на электроточиле
Конспект урока по столярному делу с инструкцией по Правилам безопасной работы на электроточиле.
Урок технологии в 5 классе .Раздел: "Создание изделий из текстильных материалов". Содержит первоначальные экономические знания по расчету стоимость швейного изделия.
Конспект урока 7 класс алгебра "Самостоятельная работа. Доказательство тождеств."
Разработка урока по ФГОС. Содержит самостоятельную работу. Учебник Макарычев Ю.Н.
Цель урока: организовать деятельность учащихся по приобретению умений и навыков выполнять ручные швейные операции. Сформировать навыки обмётывания срезов косыми и петельными стежками.
Контроль знаний 5 класс технология девочки. Швейные ручные работы.
Задания составлены для 5 класса в виде теста после изучения ручных швейных работ.
Технологическая карта урока технологии в 5 классе "Швейные ручные работы"
Технологическая карта урока технологии в 5 классе "Швейные ручные работы".
Читайте также: