Краткий конспект по технологии 5 класс параграф 18

Обновлено: 06.07.2024

Цель: ознакомить обучающихся с терминологией ручных работ, сформировать навыки по их выполнению, соблюдая технологическую последовательность и технику безопасности.

Развивающая: Развивать сенсорные и моторные навыки; способности планировать свою работу, корректировать и оценивать свой труд, применяя знания и умения, полученные на уроках технологии; творческие способности личности.

Воспитывающая: воспитывать внимательность, аккуратность, трудолюбие, усидчивость, при работе.

Тип урока: комбинированный; вводный нового материала.

Форма организации деятельности учащихся : индивидуальная, в малых группах

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, демонстрационный, частично-поисковый, моделирование, практическая работа.

Здоровьесберегающие технологии: инструктаж по технике безопасности, , смена физической активности.

Вводно-мотивационный этап:

1) Организационный этап.

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности обучающихся.(3 мин.)

«Ниточка цветонастроения « Учитель раздаёт цветные ниточки учащимся на входе в класс (ребята сами выбирают ниточки) и рассаживает в группы по цвету выбранной нитки (в каждой группе 4 разных цвета-. Учитель приветствует учеников, проверяет организацию рабочих мест учащихся для уже сформированных групп, использует разнообразные приемы мотивации, обеспечивающие:

У вас в руках ниточка, выбранного вами цвета, соберите вокруг себя друзей с разными нитками и дайте название своей радужной команде напишите на листе и повесьте на доске, в каждой группе координатором будет тот у кого ниточка цвета вашей карточки на столе.

ребята сами выбирают ниточки и рассаживает в группы по цвету выбранной нитки (в каждой группе 4 разных цвета-.

создание психологически комфортной атмосферы общения и сотрудничества;

создание ситуации успеха на уроке;

Операционно-содержательный этап:

3) Актуализация знаний.(5 мин.)

– Перед вами сундучок. В нём сокровища, которые относятся к теме нашего урока. Узнать о них вы сможете, выполнив задание. (Раздать каждой команде листы с заданием.)

Задание: решить примеры.

1. ИРИС + КА – РИСКА + ГОД + ОМ – ДОМ + ЛКА =(иголка)

2. ТРАП – РАП + КАНВА – ВА + Ь =(ткань)

3. НОСОРОГ – РОГ + РОКА – СОРОКА + ЖНЕЦ – ЕЦ + И + ЦЫ =(ножницы)

4. НИКИТА + РКА – АРКА – КИТ + ТКИ =(нитки)

(Проверить выполнение задания каждой командой-участницей, цветной стикер(сами выбирают цвет.)

Зная ,какие предметы лежат в сундучке, попробуйте назовите тему сегодняшнего урока.(Швейные ручные работы)

Выполняют задание заданно учителем

П.Синтез, обобщение, классификация

Р. Выполнение пробного учебного действия, фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии

К. Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью, учёт разных мнений.

Первичное усвоение новых знаний.

Физкультминутка

Работа с наглядным материалом.

Возьмите первый образец. Посмотрите на место соединения наших лоскутков. Их соединяет ШОВ.

ШОВ – э то место соединения деталей с помощью ниток на швейной машине или вручную. Шов образуется СТРОЧКОЙ. Строчка – это ряд повторяющихся стежков. СТЕЖОК – переплетение ниток между двумя проколами иглы, а расстояние между 2-мя проколами иглы называется ДЛИНОЙ СТЕЖКА. Расстояние от края детали до строчки называют ШИРИНОЙ ШВА.

- Стежки бывают ручные и машинные. Некоторые стежки соединяют детали изделия, их называют соединительными , а некоторые стежки помогают украсить изделие (фартук, косынку, блузу, сарафан), их называют отделочными.

- Посмотрите 2 следующих образца. Догадались, какие из стежков отделочные? Как догадались? (О: они красивые).

- Ручные стежки образуют строчки временного и постоянного назначения. Посмотрите следующие 2 образца, на котором из них строчка временная? Постоянная?

- Сегодня мы начнем учиться выполнять эти швы и строчки.

Повторение правил Т/Б

Слушают учителя, работают с наглядным материалом, участвуют в диалоге.

Дети разглядывают образцы, высказывают предположения.

Записывают в тетрадь определение.

Перечисляют правила Т\Б при ручных работах

Выполняют движение за учителем

П.анализ, синтез, обобщение, классификация.

К.формирование умения строить речевые высказывания в соответствии с поставленными задачами.

Практическая работа

Учитель подробно объясняет и показывает, как надо выполнять образец, помогает каждой девочке, которая испытывает затруднение в работе.

Работа с технологическими картами

Выполняют практическую работу по технологической карте.

Р. определение технологической последовательности выполнения образцов.

К - умение работать в группе при выполнении задания, умение вести сотрудничество с учителем, разрешать конфликтные ситуации, адекватно воспринимать и вырабатывать уважительное отношение к сверстникам в ходе совместной работы.

Чему мы научились сегодня на уроке?

Почему выполняем строчки нитками контрастного цвета? (О: это временные строчки).

Объясните, что такое шов, строчка, стежок?

В современном мире человека окружают различные машины. Многие из них ты видел.

Машина — это устройство, предназначенное для выполнения какой-либо работы путём преобразования одного вида энергии в другой. Машины разделяют на пять классов.

Машины-двигатели — превращают энергию любого вида в механическую, например электрическую в механическую (стиральная машина) или тепловую в механическую (двигатель в автомобиле).

Машины-генераторы — преобразуют механическую энергию в другой вид энергии, например: турбина электростанции превращает энергию текущей в реке воды в электрическую энергию.

Технологические машины предназначены для изменения размеров и форм заготовок, например станки для обработки древесины и металла.

Транспортные и подъёмно-транспортные машины служат для перемещения людей, грузов, изделий, например автомобили, подъёмные краны, лифты.

Информационные машины предназначены для преобразования информации, например электронно-вычислительные машины (ЭВМ) или персональные компьютеры (ПК).

Машины состоят из одного или нескольких связанных между собой механизмов. Механизм — это устройство, имеющее несколько деталей, в котором при движении одного элемента (звена) другие звенх>я выполняют определённые согласованные движения (табл. 3).

Таблица 3

Виды механизмов(передач)


В винтовом механизме при вращении винта гайка, удерживаемая от вращения, начинает перемещаться вдоль оси винта, например в винтовом механизме переднего и заднего зажимов столярного верстака.

Фрикционный механизм (фрикционная передача) состоит из двух катков (дисков), которые прижаты друг к другу. При вращении одного катка вращается и другой.

Ремённая передача передаёт вращение от одного шкива 1 к другому 2 с помощью ремня 3 (см. табл. 3). В сверлильном станке, с которым ты ознакомишься в § 29, вращение шпинделю со сверлом передаётся от электродвигателя с помощью ремённой передачи.

Детали, из которых состоят изделия, соединяются между собой тем или иным образом. Соединения деталей могут быть подвижными и неподвижными (табл. 4).

Таблица 4

Виды соединений




Все машины и механизмы состоят из отдельных деталей. Детали могут быть простыми и сложными (табл. 5). Простые детали (болт, гайка, шайба) применяют почти во всех изделиях. Сложными называют детали, которые имеют непростую форму и на их изготовление требуется много времени (например, станина станка, зубчатое колесо ручной дрели и др.).

Таблица 5

Примеры простых и сложных деталей


Знакомимся с профессиями

Машинист — специалист, занимающийся управлением различных машин, например машинист электровоза, тепловоза, экскаватора, подъёмного крана. Эта профессия требует большой ответственности, поскольку связана с перемещением людей или грузов.

Водитель — это специалист, который управляет легковым или грузовым автомобилем. Он знает устройство автомобиля, правила его обслуживания, может выполнять несложный ремонт.

Наладчик — специалист, обслуживающий технологические машины — станки. Это рабочий высокой квалификации, который выполняет наладку и настройку станков, следит за точностью их работы. Оператор ЭВМ — это специалист, который занимается вводом и обработкой информации на электронно-вычислительных машинах. Он должен знать устройство компьютера, уметь обслуживать компьютерную технику, работать с программными комплексами и многое другое.

Лабораторно-практическая работа № 16

Ознакомление с машинами, механизмами, соединениями, деталями

  1. Ознакомьтесь с машинами, имеющимися в школьной учебной мастерской. Запишите в рабочую тетрадь их названия, определите, к какому классу они относятся.
  2. Ознакомьтесь с механизмами, имеющимися в мастерской. Запишите в рабочую тетрадь их названия и назначение.
  3. Запишите в рабочую тетрадь примеры подвижных и неподвижных соединений, кроме указанных в таблице 4.
  4. Найдите в машинах и механизмах, имеющихся в мастерской, простые и сложные детали.

Найди в Интернете информацию о том, какие интересные машины и механизмы помогают человеку в его жизни.

Новые слова и понятия

Машина, технологические машины, информационные машины, механизмы, соединения деталей (подвижные, неподвижные), детали (простые, сложные), машинист, водитель, наладчик, оператор ЭВМ.

Штамповка, разрезание, строгание, долбление, сверление, точение, фрезерование, шлифование, рубка, лущение – технологии обработки с удалением части материала.

Основная и дополнительная литература по теме урока

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Обработка с удалением части материала: разрезание, распиливание, вырубка штампами, строгание, долбление, сверление, точение, фрезерование, шлифование. Сегодня мы должны научиться определять виды технологий по обработке с удалением части материала.

Определять виды технологий удобно по рабочему органу (инструменту), применяемому для обработки материала.

  1. Лезвия, пильные диски – для резания и пиления
  2. Пуансон, матрица – для вырубки
  3. Нож (рубанок) – для строгания
  4. Фрезерный зуб (долбяк) – для долбления на станке
  5. Сверло – для сверления
  6. Резец – для точения
  7. Фреза – для фрезерования
  8. Шлифовальный круг – для шлифования
  9. Нож – для рубки металла на станке (гильотина)
  10. Лущильный нож – для лущения

Для каждого инструмента (рабочего органа) имеется оборудование (станки). Установим соответствие рабочих органов (инструментов) определённым станкам:

  1. Лезвия и пильные диски – электрические ножницы и пилы.
  2. Пуансон, матрица – прессы
  3. Ножи – электрорубанки
  4. Фрезерный зуб (долбяк) – долбёжные станки
  5. Сверло – сверлильные станки
  6. Резец – токарные станки
  7. Фреза – фрезерные станки
  8. Шлифовальный круг – шлифовальные станки
  9. Нож – гильотинные ножницы
  10. Лущильный нож – лущильные станки

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

Задание 1. Из перечисленных выше выберите инструменты и станки для строгания:

Правильные ответы – 3;4;5.

Задание 2. Выберите правильный вариант ответа. Выделите его зелёным цветом.

прямых стежков, успешного оценивания своей деятельности и деятельности других, для работы с подготовленными образцами (технологическими картами), высказывания своих суждений.

  • Ознакомить учащихся с приемами выполнения ручных стежков и строчек.
  • Способствовать формированию понятия о стежке, строчке, шве, длине стежка.
  • Обучить рациональной организации рабочего места при ручных работах, соблюдению правил безопасного труда.
  • Воспитывать аккуратность в работе, внимательность, прививать эстетический вкус.
  • Научить оценивать качество выполняемых работ.
  • Ознакомить с инструментами и приспособлениями для ручных швейных работ.

Оборудование : образцы стежков и строчек, набор ручных

инструментов, хлопчатобумажные образцы, нитки, ПК, презентация

Тип урока: изучение нового материала

  1. Предметные - развитие познавательного интереса к предмету, формирование способностей к поисковой деятельности.

Умения: выдвигать предложения и доказывать, понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять, умение работать в паре, формулировать правила безопасной работы с иглой, булавками, нитками и ножницами.

  • Личностные результаты
  • Навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. Воспитывать эстетические чувства, прививать интерес к труду.
  • Регулятивные - освоить теоретические знания техники ручного шитья.

Осуществлять выбор эффективных путей и средств достижения целей.

  • Коммуникативные –планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - определение цели, функций участников, способов взаимодействия.
  • Познавательные - познакомить с видами швейных ручных работ. Способствовать привитию интереса к урокам технологии.

1. Организационный момент .

Учитель Громко прозвенел звонок

наши ушки- на макушке.

Ни минуты не теряем.

Здравствуйте, дорогие ребята!

(На учителе одета ткань в виде швейного изделия, а на манекене готовое изделие из той же ткани)

Учитель- предлагает ответить детям на вопрос. Что на мне одето?)

Дети - отвечают (предполагаемые ответы детей)

  1. На вас костюм;
  2. На вас платье;
  3. На вас просто ткань.

Учитель - Молодцы ребята!

Учитель –А что вы видите на манекене?

Дети - Отвечают предполагаемые ответы детей)

1) На манекене фартук;

2) На манекене косынка;

Учитель - По способу выполнения все швейные работы делятся на машинные и ручные. Каким способом выполнено это изделие на швейной машине или при помощи иголки, ниток и золотых рук швеи?

Дети- (предполагаемые ответы детей)

  1. Это швейные изделия, которое выполнены на швейной машинке.

Учитель - Ребята, вы правильно ответили.

А вот теперь ответьте мне на вопрос, можно ли сшить швейное изделие если у нас не будет швейной машинки?

Дети - (предполагаемые ответы детей)

Да, конечно можно.

Учитель -Как будет называться этот вид работ?

Дети - (предполагаемые ответы детей)

  1. Ручные работы;
  2. Швейные ручные работы.

Учитель - Молодцы ребята и выводит тему урока на экране.

Тема урока: Швейные ручные работы.

Учитель- А сейчас ребята, я расскажу вам притчу.

Учитель рассказывает притчу.

Притча.
У одного крестьянина были ленивые сыновья. Умирая, он сказал им, что зарыл все свое золото на поле, и что это их наследство. Естественно, они принялись искать это золото и перерыли все поле. Не найдя ничего, они решили, что отец все раздал бедным и забыл об этом, а так как поле было уже вспахано, то решили посадить туда пшеницу и прожили год в достатке. Следующим летом они подумали, что могли пропустить зарытое золото и перерыли поле снова. Также ничего не нашли и посадили пшеницу. Так они постепенно привыкли к труду и поняли, почему отец дал им такое указ.

Учитель - А как вы думаете ребята, что поняли сыновья и почему отец им дал такой указ? Может вы , знаете пословицы и поговорки о труде, которые вам помогут ответить на мой вопрос?

Дети- (предполагаемые ответы детей)

  1. Будешь трудиться — будет у тебя и хлеб, и молоко водиться.
  2. Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

II. Проверка знаний .

Учитель- Пришло время вспомнить знакомые вам ранее инструменты и приспособления и поговорим о новых ранее не знакомых.

-Какие инструменты и приспособления необходимы для выполнения ручных работ?

Учитель- смотрим на экран, ребята.

ИНСТРУМЕНТЫ И ПРИСПОСОБЛЕНИЯ ДЛЯ РУЧНЫХ РАБОТ

К инструментам для ручных работ относятся:

  • ручные иглы,
  • наперсток,
  • ножницы,
  • сантиметровая лента.

К приспособлениям относятся:

  • партновские булавки;
  • распарыватель;
  • резец;
  • портновский мел;
  • линейка;

Учитель- В начальной школе вы выполняли ручные швейные работы, поэтому попробуйте ответить на мои вопросы.

-Какие правила безопасного труда нужно выполнять, когда работаешь с иголками, булавками, ножницами, нитками?

Дети- (предполагаемые ответы детей)

  1. Иголки должны быть острыми и их нельзя держать без нитки, а находиться они должна в игольнице;
  2. Ножницы передавать кольцами вперёд и не держать на столе их в раскрытом виде;
  3. Нитки нужно отрезать только ножницами, а не отрывать или откусывать зубами.

Объяснение нового материала

Учитель- На современных швейных фабриках ручного труда почти нет, так как для производства важно выпускать много качественной продукции и за короткий срок. Поэтому на фабриках почти все операции выполняют швейные машины.

Ручной труд применяется при пошиве одежды в условиях ателье или дома, когда одежду изготавливают для конкретного заказчика. Это делают при помощи обычной швейной иглы. Как мы уже с вами выяснили, что для выполнения ручных работ нам необходимы инструменты и приспособления и всё необходимое находится на вашем рабочем месте в коробочках.

Дети- (смотрят содержимое коробки)

Учитель - Для того, чтобы приступить к практической части урока я познакомлю вас с общими понятиями, дети работают в таблице.

Шов - это место соединения деталей.

Строчка - это ряд повторяющихся стежков.

Стежок - это переплетение ниток между двумя проколами иглы.

Длина стежка - расстояние между двумя последовательными проколами иглы.

Ширина шва - расстояние от среза детали до строчки.

Выполнение практической работы.

Учитель - А теперь мы можем смело приступить к выполнению ручных работ. А начнем мы с выполнения строчки прямых стежков. Но вначале я покажу вам, как это выполнять правильно. (Показываю на большом образце контрастными нитками и большой иголкой.) Не забывайте, что в начале и в конце строчки необходимо ставить закрепку. В начале строчки –это узелок, а в конце строчки-два, три стежка примерно в одном месте.

Учитель- Строчка прямых стежков может образовать смёточный шов, которым можно соединить две или больше деталей и прошить на швейной машинке, тогда машинная строчка будет выполнена более качественно.

Учитель- перед началом выполнения ручных работ, давайте обратимся к требованиям по выполнению ручных работ ( инструкциялежит на столе).

Учитель -Молодцы ребята, вы хорошо справились с работай. А вот, как бы вы оценили себя? Что получилось, а что не очень?

Исходное положение – стоя, спина прямая;

руки, согнутые в локтях, подняты над головой,

ладони касаются друг друга. Нужно встать на носки и очень медленно приседать. Далее нужно медленно вернуться в исходное положение. И так повторить 3 раза.

Дети работают с образцом и оценивают свою работу самостоятельно.

Также и работу своих одноклассников.

Учитель- Ребята, какими видами работ мы овладели на сегодняшнем уроке?

Дети- (предполагаемые ответы)

1) Шов вперед иголку;

2) шов назад иголку.

Учитель- предлагает ученикам сшить подушку- игольницу.

Дети-соглашаются и приступают к работе.

Выполнение подушки- игольницы своими руками.

Шов - это место соединения деталей.

Строчка - это ряд повторяющихся стежков.

Стежок - это переплетение ниток между двумя проколами иглы.

Длина стежка - расстояние между двумя последовательными проколами иглы.

Ширина шва - расстояние от среза детали до строчки.

По способу выполнения стежки делятся на ручные и машинные, а по назначению на соединительные и отделочные

Правила безопасной работы

V. Домашнее задание . (кто не дошил игольницу делают это дома под присмотром родителей и декорируют её по своему усмотрению. Кто дошил, те просто её декорируют)

VI. Уборка рабочих мест.

VII. Подведение итогов урока учителем .

Учитель- Ребята, мне очень понравилась ваша работа. Вы были активными, трудолюбивыми и уж точно не похожими на тех братьев из притчи. А сейчас я хочу чтобы вы составили букет ( на стикерах - цветочках я предлагаю вам написать ответы на вопросы:

Учитель задаёт вопросы

1) было ли мнеинтересно на уроке?

2) с каким настроением я работали?

3) чему я научился?

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Тема урока: . Швейные ручные работы

Ознакомить с приемами выполнения ручных стежков и строчек. Способствовать формированию понятия о стежке, строчке, шве, длине стежка. Обучить рациональной организации рабочего места при ручных работах, соблюдению правил безопасного труда. Воспитывать аккуратность в работе, внимательность, прививать эстетический вкус. Научить оценивать качество выполняемых работ. Ознакомить с инструментами и приспособлениями для ручных швейных работ. Задачи урока: Цель: создать условия для формирования правил выполнения ручных прямых стежков, выполнения закрепки в строчке прямых стежков, успешного оценивания своей деятельности и деятельности других, для работы с ПОДГОТОВЛЕННЫМИ ОБРАЗЦАМИ(технологическими картами), высказывания своих суждений.

ИНСТРУМЕНТЫ И ПРИСПОСОБЛЕНИЯ ДЛЯ РУЧНЫХ ШВЕЙНЫХ РАБОТ инструменты ручные иглы Наперсток Ножницы сантиметровая лента.

ИНСТРУМЕНТЫ И ПРИСПОСОБЛЕНИЯ ДЛЯ РУЧНЫХ ШВЕЙНЫХ РАБОТ приспособления портновские булавки распарыватель резец портновский мел линейка

Шов - это место соединения деталей. Строчка - это ряд повторяющихся стежков. Стежок - это переплетение ниток между двумя проколами иглы. Длина стежка - расстояние между двумя последовательными проколами иглы. ОСНОВНЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ

ШОВ НАЗАД ИГОЛКУ

Домашнее задание дошить игольницу дома под присмотром родителей и украсить её по своему усмотрению.

1. Было ли мне интересно на уроке? 2. С каким настроением я работал? 3. Научился ли я чему то новому?

Вы, ребята, молодцы! Все умельцы, удальцы . А работать с вами мне, Повезло скажу вдвойне.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Конспект урока 7 класс Правила безопасной работы на электроточиле

Конспект урока по столярному делу с инструкцией по Правилам безопасной работы на электроточиле.


Урок технологии в 5 классе .Раздел: "Создание изделий из текстильных материалов". Содержит первоначальные экономические знания по расчету стоимость швейного изделия.

Конспект урока 7 класс алгебра "Самостоятельная работа. Доказательство тождеств."

Разработка урока по ФГОС. Содержит самостоятельную работу. Учебник Макарычев Ю.Н.


Цель урока: организовать деятельность учащихся по приобретению умений и навыков выполнять ручные швейные операции. Сформировать навыки обмётывания срезов косыми и петельными стежками.


Контроль знаний 5 класс технология девочки. Швейные ручные работы.

Задания составлены для 5 класса в виде теста после изучения ручных швейных работ.


Технологическая карта урока технологии в 5 классе "Швейные ручные работы"

Технологическая карта урока технологии в 5 классе "Швейные ручные работы".

Читайте также: