Конспект урока чтения 2 класс пнш

Обновлено: 05.07.2024

раскрыть психологический характер конфликта;совершенствовать умение анализировать поступки литературных персонажей и видеть их мотивы;развивать воссоздающее и творческое воображение.Оборудование: выставка книг Л. Толстого.

I. Организационный момент.

Только что звонок раздался,

Тихо сели, спинки ровно,

Ведь работать нам пора.

II. Актуализация знаний. Постановка целей урока.

Вот новый день и новый час,

Урок литературы новый.

Но старый друг у нас в гостях –

Мудрейший человек и мастер слова.

(Зачитывается текст учебника с. 160 и представляется выставка книг рассказов Л. Толстого).

- Что вы видите на обложках книг?

- Ежик и Медвежонок предлагают прочитать эти произведения.

Нам автор два произведенья написал,

Чтоб каждый вдумчиво их прочитал.

Читая, должны мы героев понять,

Через поступки характер узнать

И замысел автора разгадать.

- Каждый писатель лишь тогда писатель, когда он донёс до читательского сердца то, что его самого волнует до глубины души. У писателей для этого есть свои методы и средства. И они самые различные.

Сегодня мы с вами поучимся постигать тайны художественного произведения. А для этого мы должны уметь, во-первых, внимательно слушать текст, во-вторых, уметь вчитываться в текст произведения, и, наконец, уметь рассуждать с опорой на текст.

Давайте обратимся к высказыванию М.И. Цветаевой. (Дети читают высказывание и объясняют, как они понимают слова).

- Мы сегодня постараемся разобраться в том, что осталось за строчками, за пределами слов. А ещё мы поучимся находить в тексте слова, которые помогают понять эмоциональное состояние героев, их поступки, а также помогают раскрыть суть рассказа, его идею.

- Сформулируйте цель урока.

- Откройте учебник на с. 161 и прочитайте название первого произведения.

- Прыжки могут совершать и люди, и животные. Возможно, это был необычный прыжок. Но мы пока не знаем куда был совершен прыжок и не знаем его причину.

- А как вы думаете, легко ли совершить прыжок? (Не всегда, ведь прыжки бывают разные.)

Самоопределение к учебной деятельности (мотивация).

- А кого можно назвать хорошим читателем?

- Как вы считаете, легко ли быть хорошим читателем? Что для этого надо делать?

III. Работа по теме урока.

В качестве подготовки к первичному восприятию текста предлагается рассматривание иллюстрации, на которой изображено парусное судно. Нужно обратить внимание детей на конструкцию и размер мачты для того, чтобы уже при первом чтении ими был воспринят весь трагизм создавшейся ситуации, когда мальчик мог сорваться с огромной высоты. Рекомендуется сказать ребятам о том, что в XIX веке корабли совершали такое кругосветное путешествие в течение нескольких месяцев.

1. Выразительное чтение рассказа учителем.

После чтения делается небольшая пауза, а затем обмен читательскими впечатлениями:

- Какие эпизоды оказались наиболее напряженными?

Для того чтобы активизировать исследовательское мышление детей, задается проблемный вопрос:

- Из-за чего мальчик совершил прыжок?

(В ходе предварительного обсуждения ребята высказывают свои предположения: из-за обезьянки, из-за шляпы, из-за угрозы отца и т. д. Неоднозначность мнений вызывает необходимость углубленно перечитать текст).

2. Последующее комментированное чтение рассказа и беседа строятся на основе следующих вопросов.

- Почему автору в начале рассказа важно сообщить, что была хорошая погода и что корабль возвращался из кругосветного путешествия?

(Эти детали помогают понять настроение людей на палубе: люди психологически и физически устали от многомесячного путешествия, им хочется новых впечатлений, поэтому они обращают внимание на играющую обезьянку. Если бы была плохая погода, то люди не собрались бы на палубе и, наверное, мальчик и не полез бы на мачту).

- Что сообщает Толстой о мальчике, главном герое?

(Он сын капитана, ему 12 лет).

- Почему эти сведения важны для автора, а, например, не имя героя, которое мы так и не узнали?

(Сын капитана - значит, его все знают на корабле, и он ощущает свою значимую социальную роль, не может подвести отца, дискредитировать его своим смешным положением. 12 лет - начало переходного возраста, пора становления самосознания и самоутверждения в обществе. Это возраст, когда болезненно воспринимаются любые оценки (тем более насмешливого характера) со стороны окружающих).

ему было жалко потерянной шляпы;он хотел посоревноваться с обезьянкой в силе и ловкости;ему стало стыдно и обидно из-за смеха матросов.Физкультминутка.

3. Уяснение мотива поступка героя. Заполнение предлагаемой таблицы (см. приложение).

Работа с ней требует внимательного перечитывания основной части рассказа.

В завершении данной работы идет обсуждение ключевого вопроса:

- Связано ли поведение мальчика с поведением матросов?

- Почему в конце рассказа ничего не говорится об обезьянке? Можно ли ее назвать главным героем рассказа?

(Обезьянка - не главный герой, она стала лишь поводом для начала основного конфликта, развернувшегося между мальчиком и людьми на палубе, поэтому о ней в конце рассказа ничего не говорится).

4. Обобщение представления о главном герое.

- Каким предстает мальчик в этом рассказе?

Для этого предлагается работа с тестовым заданием:

(Текст задания написан на доске и распечатан для каждого ученика).

Смелость, желание испытать себя, мальчишеский задор, стремление отстоять свое достоинство, упрямство, желание покрасоваться, глупость, желание доказать, что он сын капитана.

- Похож ли мальчик на отца-капитана?

Под руководством учителя дети приходят к выводу, что своим поведением мальчик копирует отца, его бесстрашие и решительность, однако в поведении героя автор усилил ребячий задор и детскую бесшабашность, непонимание грани между истинной отвагой и бездумным риском, столь свойственное этому возрасту.

В продолжение работы по анализу образа героя можно предложить творческое задание:

- Пофантазируем, как может повести себя маленький герой, если корабль встретится с пиратами или попадет в бурю?

(Это задание направлено на развитие творческого воображения обучающихся, а также на осмысление ими таких качеств героя, как отвага, смелость, бесстрашие, упрямство, воля).

- Какова идея произведения? Зачем автор рассказал нам эту историю? (Он учит нас тому, что страх преодолеть нелегко, иногда надо очень быстро принимать решения, ведь от этого может зависеть жизнь, учит не совершать необдуманных поступков, учит управлять собой, своими эмоциями.)

- Рассказ слушали Маша, Миша, Мальвина и Аленушка. Сравните их высказывания. Кто мог сказать такие слова?

- Чья точка зрения вам ближе? Объясните свое мнение.

- Опираясь на поступки героев, мы дали их характеристики. Прочитайте пословицы, объясните их значение и выберите те, которые подходят к нашему тексту.

Будь храбр по уму и сердцу.

Гордится отец, что сын — храбрец.

Кому потеха, а мне не до смеха.

- А сейчас сами оцените свою работу на уроке:

Отлично работал и многое понял – белый парус.

Хорошо работал – голубой парус.

Остались ещё вопросы и к автору, и к себе – жёлтый парус.

V. Домашнее задание.

Предлагается творческий пересказ основных событий рассказа: представьте, что вы находились на корабле и видели все, что произошло с мальчиком. Перескажите эту историю от лица: главного героя, кого-нибудь из матросов или даже самого капитана.

Вот опять звенит зв.

Полезно? Поделись с другими:

Если Вы являетесь автором этой работы и хотите отредактировать, либо удалить ее с сайта - свяжитесь, пожалуйста, с нами.

Посмотрите также:

Учебно-методические пособия и материалы для учителей, 2015-2022
Все материалы взяты из открытых источников сети Интернет. Все права принадлежат авторам материалов.
По вопросам работы сайта обращайтесь на почту [email protected]

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок научит детей распознавать произведения В. Драгунского, соотносить поведение героя произведения с поведением своих друзей. Урок создаёт широкую мотивационную основу учебной деятельности, включающую социальные, учебно- познавательные и внешние мотивы.

Технологическая карта урока литературног чтения во 2 классе по программе ПНШ

Цели деятельности учителя

Постановка и решение учебной задачи

Планируемые
образовательные результаты

Предметные: научится узнавать произведения В. Драгунского; соотносить поведение героя произведения с поведением своих друзей; получить возможность научиться читать художественное произведение по ролям и по цепочке, опираясь на цветовое маркирование.

Метапредметные: регулятивные – принимать и сохранять учебную задачу; познавательные – основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов; коммуникативные учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

Личностные: широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы, учебно-познавательный интерес к изучению нового учебного материала; высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.

Методы и формы обучения

Объяснительно-иллюстративный; индивидуальная, фронтальная

Основные понятия

Межпредметныесвязи

Русский язык, окружающий мир

Организационная структура урока

Обучающие
и развивающие компоненты, задания
и упражнения

Универсальные
учебные действия

I. Организационный момент

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка к усвоению материала

Проверка готовности к уроку. Наличие общей установки на урок. Приветствие обучающихся.

– Проверим готовность к уроку.

Вместе с учащимися проговаривает стихотворение:

Итак, друзья, внимание –

Ведь прозвенел звонок.

Садитесь поудобнее –

Начнем скорей урок.

Сообщают о готовности к уроку

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; правильно идентифицируют себя с позицией школьника.

Регулятивные: самостоятельно организовывают свое рабочее место

II. Речевая разминка

Речевая разминка
в игровой форме

Организует речевую разминку (развитие техники чтения: правильное произношение слогов и слов без искажения их звукового состава, осознание читаемого текста).

– Прочитайте скороговорку сначала медленно, затем наращивая темп:

Роет землю старый крот, разрывает огород.

Работа с логическим ударением.

Читаем текст.Как вы думаете, как будем читать строчки , где есть счет? Строчки с вопросительным знаком? С восклицательным знаком?Вывод?

В варежке дыра.

Что же делать Ире?

Семь , восемь-

Девять , десять-

Кончена игра.

Делать все самой пора!

Выполняют речевую зарядку. Отвечают на вопросы учителя по речевой разминке

Личностные: осознают свои возможности в учении.

Познавательные: извлекают необходимую информацию из рассказа учителя; дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о предмете; сравнивают и группируют предметы, объекты по нескольким основаниям; находят закономерности; самостоятельно продолжают их по установленному правилу

Наблюдение. Устные ответы

Продолжение табл.

III. Подготовка к восприятию

Задаёт вопросы и комментирует ответы обучающихся, предлагает сформулировать цель урока. Определение приема подготовки к восприятию произведения в соответствии с уровнем литературного развития класса; в соответствии со своими читательскими предпочтениями.

– С каким произведением познакомимся сегодня?

– Назовите страницу учебника.

– Прочитайте тему урока.

– Поднимите руку, кто это произведение ещё не читал.

– Как вы думаете, о чём это произведение?

– Сегодня на уроке мы с вами продолжим учиться проникать в тайну текста, давать характеристику главного героя, формировать собственное мнение по отношению к герою.

- Куда мы отправились на уроках чтения с нашими друзьями Машей и Мишей? ( в гости к Барсуку)

-Учебник стр.122.Библиотека гостеприимного Барсука. Читаем интригу самостоятельно.

- Что увидели Маша и Миша в Чайном домике?( - На стене висела полка с книгами.

- Какую книгу захотелось прочитать Мише?

Определяют задачи чтения и составляют план

Регулятивные: определяют тему и цели урока; составляют план и последовательность действий; прогнозируют результат
и уровень усвоения знаний

IV. Первичное восприятие текста

Первичное чтение текста. Проверка первичного чтения. Работа

с толковым словарем

Определение вида первичного чтения (самостоятельное, комбинированное, вместе с учителем) с учетом специфики текста, возможностей обучающихся, учебной задачи урока. Определение способа выявления первичного восприятия (беседа по вопросам, создание иллюстрации) с учетом особенностей текста, возрастных и индивидуальных возможностей обучающихся.

Слушают учителя.Выполняют самостоятельное чтение
(слежение, слу-

Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.

Познавательные: работают с дополнительной литературой; сравнивают и группируют предме-

Самостоятельное чтение. Устные ответы.

Работа с толковым

Продолжение табл.

– Кто уже знаком с этим автором?

– Обратите внимание на портрет, который висит перед вами.

Учитель знакомит обучающихся с творчеством автора.

Но это было и неудивительно: именно из цирка пришел в детскую литературу Виктор Драгунский. Но не в цирке началась трудовая жизнь будущего писателя.

В 16 лет он уже работал токарем, затем шорником, даже был лодочником – катал на лодке людей по Москве-реке у Нескучного сада. Но Виктора Драгунского больше всего на свете манил театр, цирк, эстрада – возможность веселить, радовать людей. Он организовывал небольшие театральные группы, артисты
в них пели, танцевали, разыгрывали сценки. В этих группах Драгунский был автором маленьких пьес, актером, режиссером. Одним из таких веселых ан-

шание) произведения, рассматриваемого в классе. Соотносят высказанные предположения
с прочитанным произведением.

Работают
с толковым словарем

ты, объекты по нескольким основаниям; находят закономерности; осуществляют выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов.

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; определяют план выполнения заданий на уроке; соотносят выполненное задание с образцом, предложенным учителем; корректируют выполнение задания в дальнейшем; выполняют оценку своего задания по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении.

Коммуникативные: участвуют в диалоге; сотрудничают в совместном решении проблемы (задачи)

Литературное чтение – 2 класс. Конспекты. Поурочные разработки. Викторины. Игры

Пособие содержит поурочные разработки уроков по литературному чтению для 2 класса, составленные в соответствии с требованиями ФГОС. Здесь вы можете найти конспекты стандартных и нестандартных уроков. В конспекты включены кроссворды, игровые задания, загадки, викторины, которые позволяют повысить активность учащихся и сделать уроки чтения насыщенными и интересными.

Материалы предназначены учителям начальной школы, студентам педагогических вузов и колледжей.

Урок литературного чтения во 2 классе

Конспект урока по литературному чтению

Конспект урока чтения в коррекционной школе

Литературная викторина с ответами по рассказам М.Пришвина

Литературная викторина с ответами по рассказам М.Пришвина "Журка" и "Хромка" 2 классАвтор Ляпина Вера Валерьевна учитель начальных классов МБОУ СОШ № 47 городской округ Самара Описание Данный материал можно использовать учителям начальных классов для проведения внеклассных мероприятий, уроков литературного чтения для учащихся младших классов. ПодготовкаПрочитать рассказы М. Пришвина "Журка" и "Хромка" Цель:Формирование общекультурной компетенции через восприятие художественной литературы. .

Конспект урока внеклассного чтения, 2 класс Иван Сергеевич Соколов-Микитов

Конспект урока литературного чтения во 2 классе

Конспект урока литературного чтения во 2 классе "Русские пословицы и поговорки".Автор: Щербакова Светлана Сергеевна, учитель начальных классов, МБОУ гимназия, г.Урюпинск, Волгоградская область Описание: Данный урок - урок открытия новых знаний предназначен для 2 класса, программа "Школа 2100". Конспект урока разработан по ФГОС. Данный материал может быть использован во внеурочной деятельности. Тема урока: Русские пословицы и поговорки. Цель: -вызвать интерес к пословицам и поговоркам, как я.


Оценить 136 1

У вас недостаточно прав для добавления комментариев
Чтобы оставлять комментарии, вам необходимо авторизоваться.
Если у вас еще нет учетной записи на нашем сайте, предлагаем зарегистрироваться.
Это займет не более 5 минут.

Технологическая карта урока разработана в соответствии с требованиями ФГОС. Структура урока соблюдена. В разработке четко прописана деятельность учителя и учащихся. На каждом этапе урока указаны формируемые УУД: личностные, коммуникативные и регулятивные . Мне разработка понравилась, можно взять и использовать. Большое спасибо!

Для скачивания материалов с сайта необходимо авторизоваться на сайте (войти под своим логином и паролем)

Если Вы не регистрировались ранее, Вы можете зарегистрироваться.
После авторизации/регистрации на сайте Вы сможете скачивать необходимый в работе материал.

Заказать рецензию на методическую разработку
можно здесь

Пройдите курс дополнительного образования по теме: Оказание первой помощи в образовательных учреждениях

Оказание первой помощи в образовательных учреждениях Пройти обучение

Благодарность руководству образовательного учреждения за поддержку и развитие профессионального потенциала педагогического работника

Диплом за отличное владение и эффективное применение современных педагогических методик в условиях реализации ФГОС

  • Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ № ФС 77 — 58841 от 28 июля 2014 года выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационный технологий и массовых коммуникации (Роскомнадзор).
  • Лицензия на осуществление образовательной деятельности № 4276 от 19.11.2020 года. Серия 78 ЛО № 0000171 Выдана Комитетом по образованию Правительства Санкт-Петербурга
  • В соответствии с Федеральной целевой программой развития системы образования на 2011–2015 гг. и проектом концепции федеральной целевой программы развития образования на 2016–2020 гг.

Читайте также: