Число 0 цифра 0 конспект занятия

Обновлено: 05.07.2024

Конспект занятия по математике

Знакомство с 0.

Познакомить с числом и цифрой 0.

Образовательные:

Образование числа 0, его место в числовом ряду.

Развивающие:

Развитие логики мышления, математической смекалки.

Воспитательные:

Прививать любовь к математике.

Оборудование:

Ход занятия.

Цель игры:

развивать произвольное внимание и кратковременную память; воспитывать честность.

Материал:

несколько небольших игрушек или других предметов, знакомых детям.

Ход игры:

на стол ставится несколько небольших игрушек или других предметов, хорошо знакомых детям. Выбирается ведущий, который предлагает играющим запомнить, что и в каком порядке стоит на столе. Затем ведущий предлагается участникам отвернуться, а сам в это время меняет местами несколько игрушек и предлагает ребятам отгадать, что изменилось на столе. За каждый правильный ответ ведущий вручает фишку. Выигрывает тот, кто соберёт больше всех фишек.

  1. – Ребята, скажите, что такое сказка? (Это когда, что-то волшебное).

А вам хотелось бы попасть в математическую сказку? Тогда давайте отправимся в путешествие.

— Ребята, ну-ка возьмите в руки бинокль (руками изобразить бинокль), что же вы видите? (На доске появляется изображение колобка). (Колобок убежал от бабушки).

— Давайте вспомним начало сказки. (Дети вместе с воспитателем вспоминают).

— … Катится, катится Колобок, а навстречу ему Заяц (на доске появляется изображение зайца).

— Колобок, Колобок я тебя съем!

— Не ешь меня Зайка, лучше дай мне задачи решить.

Стоит в поле дуб. На дубе 3 ветки. На каждой ветке по 3 яблока. Сколько всего яблок?

На груше росло 10 груш, а на иве на 2 меньше. Сколько груш росло на иве?

(Нисколько, так как на иве груши не растут).

— Заяц отпустил Колобка.

— А, вы, ребята, догадались, с какой цифрой мы сегодня познакомимся?

— Ну почему мы попали именно в эту сказку?

— Как вы думаете? (Колобок похож на 0).

— Катится Колобок дальше, а навстречу ему Волк.

— Колобок, колобок, я тебя съем!

— Не ешь меня, Волк, лучше вопросы трудные и задания интересные задавай!

(Карточка. Задачи в стихах -0-). Задача про гусей.

Дети во время задачи выкладывают у себя на столе семена тыквы, фасоль. Покажите ответ, выложите цифру 0 из палочек. Давайте покажем в воздухе как правильно написать цифру 0.

— А теперь выведите пальчиком на ладошке друг друга эту цифру, теперь на спинах друг друга.

— Вы и Колобок справились с заданием. Волк отпустил колобка.

— Катится Колобок дальше, а на встречу ему Медведь. (появляется картинка медведя).

— Колобок, Колобок, я тебя съем!

— Не ешь меня, Медведь, лучше задание мне и детям давай. (Карточка. Задачи в стихах -0-… Повезло опять Егорке…, Барсучиха — …)

Повезло опять Егорке, У реки сидит не зря. Два карасика в ведерке И четыре пескаря. Но смотрите — у ведерка Появился хитрый кот… Сколько рыб домой Егорка На уху нам принесет?

Барсучиха-бабушка Испекла оладушков. Угостила двух внучат — Двух драчливых барсучат. А внучата не наелись, С ревом блюдцами стучат. Ну-ка, сколько барсучат Ждут добавки и молчат?

(Молча не ждет никто, а с ревом ждут двое)

Дети решают задачи.

Отпустил Медведь Колобка.

— Катится, катится, Колобок, а на встречу ему Лиса.

— Колобок, Колобок, я тебя съем!

— Не ешь меня, Лиса, скажи, что ребятам сделать, чтобы ты меня не съела.

Лиса предлагает детям открыть прописи и выполнить задания. Самостоятельная работа детей. Лиса отпускает колобка.

Анализ, итог занятия:

— Ребята, если бы Лиса съела Колобка, то, что бы от него осталось? (ничего, ноль).

— С какой цифрой мы сегодня познакомились?

— На что похожа эта цифра?

— Если вам понравилось занятие то покажите большой палец кверху, а если вам было скучно то покажите большой палец к низу.

Спешим на помощь в Лапландский заповедник (число и цифра 0): конспект занятия по ФЭМП

Задачи:

  • Познакомить с цифрой 0;
  • Сформировать представление о числе 0;
  • Сформировать умение соотносить цифру 0 с отсутствием предметов;
  • Продолжать учить узнавать и называть геометрические тела;
  • Закрепить умение считать до 5 и соотносить цифры 1-5 с количеством;
  • Развивать внимание, память, речь, воображение, логическое мышление, инициативность;
  • Воспитывать желание преодолевать затруднения.

Оборудование:

  • Карточки с цифрами от1 до 5;
  • Карточки с цифрами 0 (по количеству детей) и от 1 до 5 (по несколько штук).
  • Карточки с разным количеством геометрических тел;
  • Карточки-домики с разным количеством точек (по 3 на каждого ребенка), карточка-домик без точек, набор цифр от 1 до 5;
  • Карточки с изображением орехов, северных грибов, серая славка (птичка), буроголовая гаичка (пухляк) птичка, лисы, волка, медведя, набор цифр от 1 до 5 и три карточки с цифрой 0.

Краткая аннотация к работе: в рамках данной игровой образовательной ситуации ребёнок получает представление о числе и цифре 0, учится соотносить цифру 0 с отсутствием предметов, закрепляет умение соотносить цифры с количеством предметов, повторяет названия объемных геометрических фигур.

Получение нового знания – отсутствие предметов и обозначение ее цифрой 0.

Индивидуальное затруднение ребенка в том, что ребёнок не может подписать пустой домик.

Причина затруднения — не знает цифры, которой обозначается отсутствие предметов.

Ход занятия

1. Введение в ситуацию.

Воспитатель предлагает детям встать в круг.

— Ребята, вы когда-нибудь были в Лапландском заповеднике? Кто – ни будь знает, где он находится? (На Кольском полуострове, в Мурманской области)

— Что такое заповедник?

Воспитатель даёт краткую информацию о данном заповеднике (В течение всего года по заповеднику проводятся экскурсии: зимой к Чунозерской усадьбе, где проходит встреча с Дедом Морозом, летом — по экологическим тропам, к Музею первого директора Г.М. Крепса, где рассказывают о непростой истории создания заповедника, или к Музею Семенова-Тян-Шанского, патриарха заповедного дела, летописца северной природы, который посвятил 60 лет жизни Лапландскому заповеднику).

— Предложить вспомнить о том, какое время года сейчас наступило?

— Какое время года наступит после осени?

— Как изменилась окружающая природа севера с приходом осени?

— Изменится ли жизнь животных, птиц с наступлением осени, а далее и зимы?

— Как изменяется жизнь животных и птиц осенью?

— Почтальон принесла письмо, давайте посмотрим от кого оно?

— Ребята, к нам за помощью обратился работник заповедника, Сергей Иванович.

2. Актуализация знаний.

— Как мы доберемся до заповедника?

Выслушиваются все ответы детей, выбирается наиболее оптимальный вариант, поехать на автобусе.

— Что, нужно сделать, чтобы доехать на автобусе? (Купить билет).

Когда билеты проверены, автобус отправляется в путь под весёлую детскую песенку (по выбору воспитателя)

Останова, воспитатель приглашает детей полюбоваться красивой осенней северной природой, вдохнуть прохладный осенний воздух.

Воспитатель сообщает, что ему только что позвонил Сергей Иванович на мобильный телефон, извинился, что не может встретить ребят, и передал вот такую просьбу.

Некоторые птицы улетели в теплые края, а некоторые остались зимовать в нашем северном крае, в специальных домиках. Сергей Иванович просит пересчитать оставшихся птиц и подписать домики, чтобы он мог точно знать, сколько корма готовить для каждого домика.

Дети садятся за столы. Перед ними лежат карточки в виде домиков, на которых нарисованы птички-точки. (сколько точек – столько птичек живёт в домике)

Затруднение в ситуации

Воспитатель сообщает детям, что еще один домик остался не подписанным. И выкладывает перед каждым ребенком пустой домик.

— Ребята, сколько птичек осталось в этом домике? (Ни сколько, ни одной).

Воспитатель говорит, что когда не осталось ни одного предмета, то про такое количество говорят ноль или равно нулю.

— Сколько птичек осталось в этом домике? (ноль птичек, количество птичек равно нулю).

Воспитатель предлагает написать нужную цифру на этом домике. Дети в затруднении.

— Смогли мы помочь Сергею Ивановичу и подписать все домики? (Нет)

— Почему не смогли? (Потому что мы не знаем, какой цифрой записывается количество, равное нулю, то есть число ноль).

— Что нам нужно сделать? (Узнать, как пишется число ноль).

Открытие нового знания.

— Что нужно делать, если не знаешь, но очень хочешь узнать? (Нужно спросить у того, кто знает или придумать самому и проверить себя).

Дети решают самостоятельно придумать цифру, а воспитатель приглашает их сначала немного погулять по заповеднику, отдохнуть, ведь им предстоит сложное дело.

Дети выходят на ковёр и гуляют там.

Воспитатель восторженно говорит:

— Смотрите ребята, сколько грибов кругом, собирайте грибы и несите мне в рюкзак. Смотрите сколько шишек, собирайте их и несите мне в рюкзак.

— Погуляли, отдохнули и урожай собрали. Ой, ребята, а рюкзак -то наш пустой, в нем ничего нет. Как так получилось, что мы собирали, собирали, а ничего нет? (наверное, в рюкзаке дырка). Сколько грибов мы принесли в дырявом рюкзаке (ноль грибов), сколько шишек мы принесли в дырявом рюкзаке (ноль шишек).

— Ребята, а покажите руками, какая дырка в нашем рюкзаке? (Дети показывают пальцами дырку). Ничего, попросим кастеляншу нашего детского сада, она зашьет дырку.

— Отдохнули? А теперь давайте попробуем нарисовать цифру 0. (Дети пробуют нарисовать на крыше дома символ, обозначающий ноль. Если дети затрудняются, напомнить им ситуацию с дыркой в рюкзаке.)

— Получилось? А теперь проверим себя. Дети открывают тетради и сравнивают их рисунок с цифрой ноль. Воспитатель читает стихотворение.

Цифра нуль — пустое место

Или просто — ничего.

Нуль раздулся в знак протеста,

Чтоб заметили его.

Воспитатель просит с отдельного стола выбрать карточку на которой написана цифра ноль и положить на крышу домика.

— Ребята, что обозначает эта цифра? (Значит ноль, нисколько, ни одного).

Вывод: подвести детей к пониманию того, что цифра ноль обозначает отсутствие предметов.

Воспитатель хвалит детей за правильно выполненное задание и говорит, что Сергей Иванович очень благодарен им, и теперь зимой он сможет правильно раздать птичкам корм.

Включение нового знания в систему знаний ребенка.

Дети открывают тетрадь. Воспитатель предлагает рассмотреть им картинку и рассказывает, что, Сергей Иванович, просит собрать в мешок корм для животных. Сначала нужно положить в мешок морковку для зайцев, потом кубики соли для лосей и оленей и в конце орешки для белочки.

Воспитатель просит сосчитать морковки, кубики соли и орешки и соединить с соответствующим числом. Сколько морковок осталось? (ни одной, ноль). Сколько кубиков соли осталось? (ни одного, ноль). Сколько орешков осталось? (ни одного, ноль) Обведите соответствующую цифру. О чем нам рассказывает цифра 0? (Что не осталось ни одного предмета).

Ребята, славно мы погуляли в лесу, много дел сделали, а чтоб потом не забыть, о чем рассказать родителям, давайте мы запишем, кого мы сегодня в лесу встретили и что собирали. Но так как мы писать буквы еще не умеем, мы запишем это цифрами и картинками.

Воспитатель читает рассказ, а дети берут со стола и выкладывают перед собой соответствующие карточки.

— Прочитайте, какая запись у вас получилась? (Дети по желанию читают свою запись).

Если позволяет время, можно предложить детям прочитать свой рассказ.

3. Осмысление.

— Ребята, где мы сегодня побывали? (в Лапландском заповеднике)

— Кому нам удалось помочь?

— Чем помогли Сергею Ивановичу?

— Какое новое знание нам помогло в этом? (мы смогли подписать птичьи домики, сложить в мешки корм для зверей и написали записку для родителей, мы узнали, как записывается число 0).

Цель: Сформировать представление о числе 0, научить распознавать и писать цифру 0.

Задачи урока:

• Сформировать мотивационную основу учебной деятельности, положительное отношение к уроку, понимание необходимости учения.
• Развить умение распознавания цифры в знаковой среде.
• Научить правильно писать цифру 0 и соотносить количество предметов с цифрой.

Регулятивные:
• Фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии.
• Способствовать выполнению пробного учебного действия – поиска цифры 0.
• Создать возможность планирования совместно с учителем своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
• Развивать умение младшего школьника контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания.

Познавательные:
• Развивать умение анализировать, сравнивать, сопоставлять и обобщать.
• Подвести под понятие цифры и числа 0.
• Развивать умение работать с разными видами информации.
• Работать над использованием знаково-символичных средств.
• Способствовать высказыванию детьми своего мнения, оцениванию своей деятельности на уроке.

Коммуникативные:
• Создать условия для учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
• Способствовать осуществлению взаимодействия ребенка с соседом по парте.
• Помочь ребенку в аргументации своего мнения.

Воспитательные (личностные):
• Работать над самооценкой и адекватным пониманием причин успеха или неуспеха в учебной деятельности.
• Развивать умение адаптироваться к сложным ситуациям.
• Способствовать проявлению познавательной инициативы в оказании помощи соученикам .
• Способствовать проявлению самостоятельности в разных видах деятельности.

1. Самоопределение к учебной деятельности

Цель этапа: Организовать направленное внимание на начало урока.

Вот звонок нам дал сигнал:
Поработать час настал.
Так что время не теряем и работать начинаем!

И прекрасна, и сильна
Математика – страна.
Запомните все, что без устного счета
Не сдвинется с места любая работа.

- Чем мы занимаемся на уроках математики?

- Чему вы уже научились?

- Кто готов показать свои знания?

Девиз нашего урока: “Ум хорошо, а два лучше”

- Как понимаете это высказывание?

2. Актуализация опорных знаний

Цель этапа: Дальнейшее успешное усвоение новых знаний или учебных действий.

  • счет от 2 до 9, от 8 до 4
  • назовите число, которое следует за числом 7, 4.
  • как получить последующее число?
  • на сколько каждое последующее число больше предыдущего?
  • назовите число, которое стоит перед числом 6, 10?
  • как получить предыдущее число?
  • на сколько каждое предыдущее число меньше последующего?
  • назовите соседей числа 5, 9.
  • прочитайте по-разному:
    7 + 3 = 10
    9 – 4=5
  • 5 яблок в корзине,
    В вазе – 4.
    У Саши одно.
    Сколько всего? (5+4+1=10)
  • Привела гусыня – мать
    Шесть детей на луг гулять.
    Все гусята, как клубочки,
    Три сынка, а сколько дочек? (6-3=3)
  • Трое ребят каталось с горки.
    Убежал домой Егорка,
    А потом ушел Вадим
    И Сережа вслед за ним.
    Сколько на горке осталось детей?
    Кто посчитал, отвечайте скорей! (3-3=0)

- Ноль – это сколько предметов?

- Какой цифрой мы обозначим это количество предметов?

- Выберите ноль из ряда чисел, расположенных на доске.

3. Постановка цели урока. Открытие нового.

Цель этапа: Сформировать представления детей о том, что нового они узнают на уроке, чему научатся.

- Назовите тему урока. (Число ноль)

- Чему будем учиться на уроке? (познакомимся с числом и цифрой 0, научимся писать цифру 0)

- На что похожа цифра 0?

Цифра вроде буквы О – это ноль иль ничего.
Круглый ноль такой хорошенький,
Но не значит ничегошеньки.
Могу назвать его мячом
А хочешь, дыркой назовем,
А может бубликом, почти что кругленьким,
Но как его не назовем,
Он называется . нулем.

Ноль появился в Индии, обозначался кружком, называли его “сифр”. Спустя несколько веков ему дали название “нуль”, что означает “ничто”.

Ноль единственная цифра, которой поставлен памятник в Венгрии, в центре города Будапешт. От этого памятника отмеряются все расстояния в стране. (рисунок)


4. Первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала.

Цель этапа: Привлечение внимания детей к принципиально новым сведениям, развитие умения распознавать цифру 0.

- Назовите в нашем классе предметы, количество которых ноль.

- Где в жизни мы встречаемся с числом 0?

- Ноль – важная цифра в нашей счетной системе. Он ничего не значит, но если встанет справа от числа, то число увеличится в 10 раз. (показать рисунок)

- Кто сможет назвать числа, в которых используют ноль? (10, 100, 500, 2000)

А если ноль поставим слева от числа (показать рисунок),то получим странные числа.

Вам они встречались?

(01- пожарная служба, 02 – полиция, 03- скорая помощь, 04 – газовая служба)

- Где место ноля на числовом отрезке?

- Что можете сказать про 0, если сравнивать с другими числами?

- 0 – это натуральное число? Почему?

- Как вы думаете, если числа меньше 0? Посмотрите на термометр. Для чего он? Нуль помещен между двумя рядами чисел, которые идут вверх и вниз. Вверх идут градусы тепла (выше 0), вниз – градусы холода (ниже 0, т. е. меньше 0). Такие числа называются отрицательными и при записи ставят перед ними знак “минус”

Физ. минутка. (“Солнце глянуло в кроватку. ”)

Цель этапа: Смена вида деятельности

5. Первичное закрепление. Работа в тетрадях.

Цель этапа: Сформировать навыки написания цифры 0.

- Сейчас мы будем учиться писать цифру 0.

- А для чего нам нужно уметь её писать?

ОТКРОЙТЕ ТЕТРАДИ. Положите с наклоном, сядьте прямо.

- Сколько элементов у цифры 0? (1 овал)

Начинаем писать чуть ниже вершины верхнего правого угла, закругляем, касаясь верхней стороны клетки, ведем вниз, закругляем, касаясь середины нижней стороны клетки, закругляем и ведем вверх к началу овала.

- Напишите цифру в тетради. Выберите самую красивую, правильно написанную цифру, поставьте точку под ней.

6. Обобщение усвоенного.

Цель этапа: Закрепить, повторить, продолжить формирование УУД.

Работа с учебником. Стр. 70

- Прочитайте, на какой вопрос мы должны ответить.

- Рассмотрите картинки ниже.

- Что изображено? Прочитайте вопрос. Что такое равенство? Какое равенство подходит к картинке?

- Составьте рассказы по двум другим равенствам.

- Рассмотрите следующий рисунок. Что было, что изменилось? (Было 3 листочка, 1 улетел) Сколько осталось?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: Познакомить с числом и цифрой 0.

Задачи.

Образовательные: Образование числа 0, его место в числовом ряду.

Развивающие: Развитие логики мышления, математической смекалки.

Воспитательные: Прививать любовь к математике.

Конспект занятия по математике

Знакомство с 0.

Цель: Познакомить с числом и цифрой 0.

Образовательные: Образование числа 0, его место в числовом ряду.

Развивающие: Развитие логики мышления, математической смекалки.

Воспитательные: Прививать любовь к математике.

Ход занятия.

Цель игры: развивать произвольное внимание и кратковременную память; воспитывать честность.

Материал: несколько небольших игрушек или других предметов, знакомых детям.

Ход игры: на стол ставится несколько небольших игрушек или других предметов, хорошо знакомых детям. Выбирается ведущий, который предлагает играющим запомнить, что и в каком порядке стоит на столе. Затем ведущий предлагается участникам отвернуться, а сам в это время меняет местами несколько игрушек и предлагает ребятам отгадать, что изменилось на столе. За каждый правильный ответ ведущий вручает фишку. Выигрывает тот, кто соберёт больше всех фишек.

– Ребята, скажите, что такое сказка? (Это когда, что-то волшебное).

- А вам хотелось бы попасть в математическую сказку? Тогда давайте отправимся в путешествие.

- Ребята, ну-ка возьмите в руки бинокль (руками изобразить бинокль), что же вы видите? (На доске появляется изображение колобка). (Колобок убежал от бабушки).

- Давайте вспомним начало сказки. (Дети вместе с воспитателем вспоминают).

- … Катится, катится Колобок, а навстречу ему Заяц (на доске появляется изображение зайца).

- Колобок, Колобок я тебя съем!

- Не ешь меня Зайка, лучше дай мне задачи решить.

Стоит в поле дуб. На дубе 3 ветки. На каждой ветке по 3 яблока. Сколько всего яблок?

На груше росло 10 груш, а на иве на 2 меньше. Сколько груш росло на иве?

(Нисколько, так как на иве груши не растут).

- Заяц отпустил Колобка.

- А, вы, ребята, догадались, с какой цифрой мы сегодня познакомимся?

- Ну почему мы попали именно в эту сказку?

- Как вы думаете? (Колобок похож на 0).

- Катится Колобок дальше, а навстречу ему Волк.

- Колобок, колобок, я тебя съем!

- Не ешь меня, Волк, лучше вопросы трудные и задания интересные задавай!

(Карточка. Задачи в стихах -0-). Задача про гусей.

Дети во время задачи выкладывают у себя на столе семена тыквы, фасоль. Покажите ответ, выложите цифру 0 из палочек. Давайте покажем в воздухе как правильно написать цифру 0.

- А теперь выведите пальчиком на ладошке друг друга эту цифру, теперь на спинах друг друга.

- Вы и Колобок справились с заданием. Волк отпустил колобка.

- Катится Колобок дальше, а на встречу ему Медведь. (появляется картинка медведя).

- Колобок, Колобок, я тебя съем!

- Не ешь меня, Медведь, лучше задание мне и детям давай. (Карточка. Задачи в стихах -0-… Повезло опять Егорке…, Барсучиха - …)

Повезло опять Егорке,
У реки сидит не зря.
Два карасика в ведерке
И четыре пескаря.
Но смотрите — у ведерка
Появился хитрый кот…
Сколько рыб домой Егорка
На уху нам принесет?

Барсучиха-бабушка
Испекла оладушков.
Угостила двух внучат —
Двух драчливых барсучат.
А внучата не наелись,
С ревом блюдцами стучат.
Ну-ка, сколько барсучат
Ждут добавки и молчат?

(Молча не ждет никто, а с ревом ждут двое)

Дети решают задачи.

Отпустил Медведь Колобка.

- Катится, катится, Колобок, а на встречу ему Лиса.

- Колобок, Колобок, я тебя съем!

- Не ешь меня, Лиса, скажи, что ребятам сделать, чтобы ты меня не съела.

Лиса предлагает детям открыть прописи и выполнить задания. Самостоятельная работа детей. Лиса отпускает колобка.

Анализ, итог занятия:

- Ребята, если бы Лиса съела Колобка, то, что бы от него осталось? (ничего, ноль).

- С какой цифрой мы сегодня познакомились?

- На что похожа эта цифра?

- Если вам понравилось занятие то покажите большой палец кверху, а если вам было скучно то покажите большой палец к низу.

Читайте также: