Пасха опк 4 класс конспект

Обновлено: 04.07.2024

Тип урока Урок введения в новые знания.

Технология построения урока Системно - деятельностный подход.

Тема урока Пасха

В области формирования УУД:

• познавательные - умение выделять существенную информацию из различных источников;

• регулятивные - в сотрудничестве с учителем ставить учебную задачу и удерживать ее в процессе всего урока; понимать цель выполняемых действий

• коммуникативные - выражать свои мысли, в соответствии возрасту, полнотой и точностью, участвовать в коллективном обсуждении проблемы; воспитывать чувство коллективной ответственности и способствовать развитию коллективного творчества.

Основные термины, понятия Воскресение, Пасха Христова, христианский пост, христосование, жёны-седмицы

Оборудование и инструментарий Карточки, таблицы, дополнительный материал. Учебник, тетрадь по предмету, экран, мультимедийный проектор, презентация

Планируемые результаты урока Адекватная мотивация, адекватная самооценка, рефлексия – осознание содержания последовательности и оснований действий, функционально – структурированная сформированность учебной деятельности.

Познавательные УУД Получат первоначальные навыки постановки учебной задачи

Делать выводы в результате совместной работы всего класса, сравнивать, группировать предметы.

Ориентироваться на развороте учебника. Извлекать информацию из таблиц, иллюстраций, текстов.

Личностные УУД Обладают знаниями о религиозных обычаях и традициях и необходимости бережного отношения к ним.

Мотивация к обучению; соотнесение с нормой;

оценивать усваиваемое содержание учебного материала; определять правила работы в группах;

устанавливать связь между целью деятельности и ее результатами.

Регулятивные УУД Получат первоначальные навыки извлечения существенной информации из различных источников.

Умение проговаривать последовательность действий на уроке;

учиться выдвигать версию; отличать правильно выполненное задание от неправильно выполненного;

прогнозировать предстоящую работу (составлять план, оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей (осуществлять самоконтроль).

Участвуют в коллективном обсуждении вопросов урока.

Умение работать в паре, группе; умение слушать и понимать других;

умение строить речевые высказывания в соответствии с поставленной задачей;

умение оформлять свои мысли в устной форме. Духовно- нравственное развитие и воспитание

Формы работы: Индивидуальная, работа в паре, групповая, коллективная.

Ход урока

Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Формируемые УУД (с указанием конкретных действий)

1. Орг. момент Прозвенел звонок весёлый

Все готовы? Всё готово?

Каков порядок на столе,

Таков порядок в голове.

А мы, сейчас, не отдыхаем,

Мы, работать начинаем. Приветствие учителя.

Доклад дежурных о готовности класса к уроку. Личностные:

проявлять положительное отношение к школе и учебной деятельности.

2. Актуализация знаний.

Отрывок из стихотворения К. Роше: Слайд 2.

Христос Воскрес! Он, Царь миров,

Царей могучих Повелитель,

Он – весь смиренье, весь – любовь,

За грешный мир святую кровь

Пролил как ангел – искупитель!

1. Какова главная мысль стихотворения?

2. Иисус Христос – кто он?

3. Каков Его поступок для человечества?

Дети отвечают на вопросы учителя

1. Христос воскрес.

3. Был распят не кресте, принял смерть за грехи человеческие. Метапредметные:

внимательно слушать собеседника, понимать его высказывания; выражать свои мысли, в соответствии возрасту, полнотой и точностью; оценивать правильность выполнения задания, высказывания.

3. Формулирова-ние темы и планирование деятельности

Рассмотрите, пожалуйста, данные фотографии и картины, они позволят вам сформулировать тему нашего урока. Слайд 3

Пасха! В трубы золотые

Ангелы трубят с небес,

Будьте счастливы, все люди,

Радуйтесь! Христос воскрес!

- Что вы знаете об этом празднике?

- Как вы думаете, вы всё знаете об этом празднике?

- Что бы вам хотелось ещё узнать о празднике Пасха на уроке?

- А также на уроке вы узнаете, что воскресенье не только день недели, что такое пасха и как её празднуют. Учащиеся высказывают свои предположения по сути вопросов, поставленных учителем, формулируют тему урока. Метапредметные:

Внимательно слушать собеседника, понимать его высказывания.

Прогнозирование предстоящей работы.

Учиться выдвигать версию ответа;

Уметь выслушивать и анализировать ответы одноклассников.

4. Открытие новых знаний. - Ребята! Кто может мне ответить, какого числа в этом году будет отмечаться этот праздник? (1 мая) Верно!

В России Пасху называют Великий день, Светлый день. Этот праздник символизирует победу жизни над смертью. Это не просто праздник! Это праздник всех праздников, торжество из торжеств. Праздник радости, любви, доброты и справедливости.

На Пасху принято было поздравлять друг друга с Воскресением Христовым. В этот день весь православный мир отмечает Воскресение Иисуса Христа из мёртвых. В Иерусалиме Иисус был распят на кресте, но на третий день после смерти Он воскрес из мёртвых. На Пасху разрешалось всем звонить в колокола, колокольный звон звучал кругом, поддерживая радостное, праздничное настроение.

(Прослушивание колокольного звона) Слайд 5.

История Христа не заканчивается Его казнью. Ведь Он сказал Понтию Пилату – это римский префект (судебный и военный администратор) Иудеи с 26 по 36 год Н. Э., что имеет власть снова принять Свою жизнь. Поэтому Евангелие говорит, что после распятия Христос вернулся к жизни - воскрес.

Я подготовила для вас несколько вопросов, ребята. Но чтобы вы смогли на них ответить, вам необходимо распределиться по 6 человек в группы. Выбрать капитана, для чёткости организации работы. И проведя небольшое исследование, вы сможете найти на все остальные вопросы ответы в текстах.

(По группам раздаются тексты с вопросами. Учащиеся работают с текстами и формулируют ответы на вопросы.)

Слайд 6 Внимательно слушают.

Работа в группах.

Удерживать учебную задачу в процессе работы.

Участие в коллективном обсуждении учебной проблемы

Отличать правильно выполненное задание от неправильно выполненного;

Извлекать информацию из текстов.

5. Физкульт -минутка Праздник Пасхи - это не только молитвы. У этого праздника всегда была другая сторона. На Пасху было принято проводить семейные застолья; игры с пасхальными яйцами - катание и битьё, прятание пасхальных яиц. Вот и мы сейчас с вами поиграем.

Все встали. Ребята, вы любите сюрпризы и подарки? - (Конечно) Тогда, я предлагаю, внимательно осмотрите своё рабочее место и найдите свой сюрприз. (У детей, под крышкой стола или сиденьем стула, наклеены конвертики, в которых лежат закладки или маленькие поздравительные открытки с символикой Пасхи.)

Всех с праздником! Христос Воскрес! (-Воистину Воскрес) Коллективное выполнение Эмоциональный настрой

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Работа с учебником.

2. Работа по вопросам: слайд 7

1. Как вы поняли, почему Иисуса Христа почитают как Спасителя? (Потому что на крест он пошёл ради спасения людей).

2. Как христиане связывают свою судьбу с воскресением Христа? (Они верят, что воскреснут, так же как и Иисус).

4. В чем состоит христианский пост? (В помощи ещё более голодным людям и принятии в свои дома беженцев)

Слайд. 8 - Ребята, перед вами таблица. В ней заполнена левая часть, вам заполнить правую часть. Работаем в паре.

1. Праздничная служба: Крестный ход, открытие Царских Ворот

3. Приветствие друг друга: Три поцелуя в щёки.

4. Пасхальное угощение : Кулич, пасха, крашеные яйца (почему красят)

5. 7 дней каждый может… Звонить в колокола.

Молодцы, теперь сравните ваши ответы с моими по слайду 9.

Ребята заполняют правую колонку, посовещавшись с соседом по парте. Познавательные:

выявлять сущность, особенности объектов;- умение обобщать знания;

Предметные: актуализировать имеющиеся знания по теме.

проявлять мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

- слушать и понимать речь других.

Регулятивные: Понимать информацию, представленную в виде таблицы.

7. Самостоятельная работа

1. С каким событием связан праздник Пасхи?

Мария Магдалина подарила императору Тиверию красное яйцо

Христос воскрес из мертвых

С весенним праздником мая.

2. Почему Христа называют Спасителем?

Воскреснув, Христос победил смерть, и теперь за порогом смерти людей ожидает любовь Христа

Он спас израильтян от власти римлян

Он спас людей от глобальных катастроф

Умерев как человек, Христос принес Свою любовь и тем, кто перешагнул порог смерти

Теперь все примирились со смертью как с неизбежностью

Люди поняли, что о смерти не нужно думать

4. Какой день недели называют малой Пасхой?

Проверьте и оцените вашу работу. Ребята самостоятельно находят правильный вариант ответа

Группировать предметы по существенным признакам.

Оценивать правильность выполнения задания,

Внимательно слушать собеседника и понимать его высказывание

Умение выделять существенную информацию из различных источников.

формирование умения работать в индивидуально, группе; определять правила работы в группах

ориентироваться на развороте учебника

8. Итог урока - О чём узнали на уроке?

- На какие вопросы вы получили ответы?

- Остались ли ещё вопросы, интересующие вас по теме урока?

- Что вам было не понятно? Какие трудности вы ощутили?

Отвечают на вопросы учителя. Личностные:

- проявлять мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

- уметь аргументировать свою точку зрения.

- принимать и сохранять учебную задачу;

- осуществлять контроль деятельности партнера и оценивать результат.

актуализировать имеющиеся знания по теме.

9. Рефлексия учебной деятельности.

Предлагаю каждому оценить своё участие в уроке и удовлетворенность своей деятельностью. Подчеркните свой вариант ответа: Слайд 15.

1 На уроке я работал активно / пассивно

2 Своей работой на уроке я доволен / не доволен

3 Урок для меня показался коротким / длинным

4 За урок я не устал / устал

5 Мое настроение стало лучше / стало хуже

6 Материал урока мне был понятен / не понятен

Оценивают своё участие в уроке.

Оценивать достигнутые результаты общей и собственной деятельности;

Проконтролировать усваиваемое содержание учебного материала;

Осуществлять познавательную и личностную рефлексию

10. Домашнее задание Слайд 16.

1. Подготовить рассказ о традициях празднования православного праздника Пасха в семье.

2. Творческое задание.

1. Нарисуй или изготовь из подручных материалов пасхальную открытку.

3. Пасхальные игры и развлечения.

4. Пасхальное яйцо – способы украшения и росписи.

Всем спасибо за работу на уроке! Хорошего дня! Записывают домашнее задание в рабочую тетрадь, в дневнике отмечаем, что задание в тетради.

Список использованной литературы:

Дорогое яичко к Христову дню // Начальная школа. - № 2. – 2001.

Пасха – Святое Воскресение//Начальная школа. - № 3 – 2005.

Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы православной культуры. 4-5 классы: учебник для общеобразоват. учреждений/А. В. Кураев. -М. : Просвещение

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ КАРТОЧКИ ДЛЯ РАБОТЫ В ГРУППАХ

Пасха наступила –

Поздравляю с праздником,

Праздник Пасхи является переходящим. Каждый год Пасха приходится на разные даты. Время этого праздника определяется так: за отправную точку берётся день весеннего равноденствия(21 марта). Затем люди смотрят на ночное небо и ждут полнолуния. И то воскресение, которое последует за этим первым весенним полнолунием. И называется Пасхой. Символика такого решения ясна: весна – это время победы жизни и света После весеннего равноденствия день становится длиннее ночи, но и ночь в полнолуние самая светлая. Как оживающий мир природы в это время залит живительным светом, так и Пасха Христова наполняет своим светом души.

2.-С каким природным явлением связан отсчёт Пасхи?

После смерти Христа Его тело положили в гроб – так иудеи называли высеченную в скале пещеру для погребения усопших. Враги Христа приставили стражу, они боялись, что ученики украдут Его тело и скажут, что Он воскрес.

Ни стража, ни печать, ни большой камень не могли удержать во гробе Владыку жизни. По прошествии субботы, ночью на третий день после Своих страданий и смерти, Иисус Христос воскрес из мёртвых.

2.-Кто возвестил жёнам-мироносицам о Воскресении Христа?

3.-Кому первому явился Иисус Христос?

По церковным правилам новый богослужебный день начинается с вечерней службы, обычно совершаемой в пять часов вечера. Так и на вечере Великой Субботы уже поются воскресные песнопения - начинается празднование Пасхи Христовой. О каких же событиях они напоминают христианам? В Великую Субботу Иисус Христос, Телом пребывая во гробе, Душою сошёл в ад и вывел оттуда томящихся праведников. А на третий день Он воскрес. Вот об этом и поётся в песнопениях службы субботы и воскресенья.

В полночь, по учению Церкви, Христос Спаситель Воскрес. И вновь в полночь собираются христиане в храме, чтобы встретить Христа Воскресшего. Поклонившись святой Плащанице, священнослужители унесли её в алтарь и положили на Престол для того, чтобы видимым образом показать, что после Воскресения Христос ещё сорок дней пребывал на земле и являлся разным людям.

1.-С какого богослужения начинается празднование Пасхи?

2.-Что символизирует крестный ход?

4.-Какими словами возвещают священнослужители радостную весть о Воскресении?

5.-Что отвечает народ?

Закончился продолжительный Великий Пост. Неделя после Пасхи называется Светлой седмицей. Каждый день во всех храмах совершаются праздничные Литургии с крестным ходом. До субботы Светлой седмицы в православных храмах день и ночь остаются открытыми Царские Врата, ведущие в алтарь. И то, что они открыты символизирует, что нет преграды между Небом и землёй, она разрушена Спасителем.

Всю Светлую седмицу лился по Святой Руси радостный пасхальный звон : не замолкала с утра до ночи ни одна колокольня, каждый человек мог подняться в эти дни на колокольню храма и позвонить в колокола.

Похристосуются- разговеются, помолятся и во храме Божием, и в своём доме христиане, примут богоносцев с иконами. Светло и радостно станет на душе.

1.-В чём заключались благочестивые пасхальные обычаи?

2.-Как приветствуют друг друга на Пасху православные христиане? Как называется это приветствие?

3.-Что считается лучшим подарком на Пасху?

Много угощений готовилось к празднику в каждом доме. После ночной пасхальной службы христиане садятся за праздничный стол. Люди, которые серьёзно относятся к своей вере, долго готовятся к этому празднику. Почти два месяца до Пасхи православные христиане постятся : не едят мяса, яиц, молока. Во дни поста христиане стараются меньше развлекаться и больше времени посвящать молитве, добрым делам. Зато на Пасху- пир горой! На стол подаются крашеные варёные яйца, кулич (сладкий хлеб, похожий на кекс) и творожное блюдо, которое названо в честь праздника, -пасха.

Главный подарок этого праздника- пасхальное яйцо. Из вроде бы неживого и неподвижного яйца появляется новая жизнь, поэтому оно стало символом воскресного праздника. Христиане расписывают яйца, красят их в разные цвета, а затем дарят родным и близким.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Цель урока: развитие духовных качеств личности ребенка через знакомство с историей

празднования Светлого Христова Воскресения, пасхальными традициями, символами.

-узнать о событиях, связанных со словами воскресенье, Пасха, пасхальное яйцо;

- усвоить значение Поста, как приготовления христиан к празднованию Пасхи;

- раскрыть значение понятий, связанных с празднованием Пасхи;

-осознать, почему пасхальная радость в православной культуре воспринимается выше

всех других радостей в жизни;

-сформировать понимание важности христианской веры в повседневной жизни наших

предков на протяжении веков;

-развивать коммуникативные, информационные компетентности учащихся, их

познавательные процессы, устную речь, творческое мышление, готовность слушать и

-приобщать младших школьников к истокам русской культуры;

-воспитывать любовь к культуре своего народа, его традициям, обычаям, интерес к

духовной жизни русской нации.

1.Актуализация знаний.

1.1.Организационный момент. Приветствие.

1.2.Психологический настрой на урок.

Вот опять звенит звонок

Приглашает на урок.

Праздник Пасхи наступает

Торжество нас ожидает.

2. Мотивация к изучению нового материала.

- На уроках ОПК мы говорили с вами о человеке и Боге в православии, о

проповеди Христа, о Христе и Его кресте. Слайд №1

- Зачем Бог стал человеком? Слайд №2

( Бог-это любовь. Он вочеловечился, потому что любил людей и хотел стать единым с ними. Он радовался , страдал, вкушал пищу и голодал, плакал от потери близких. Иисус творил чудеса, воскрешал и лечил, и умер как человек. В 33 года он был предан учеником Иудой и по приказу судьи Понтия Пилата был распят на горе Голгофа.)

- Как стал именоваться Богочеловек?

( Иисус Христос-имя Иисус значит спасает. Христос именуется Спасителем,

потому что, он пришел еще и спасти людей.)

- От чего спасает людей смерть Иисуса Христа? Слайд №3

( То же что и сегодня : от смерти, потери души, потери Бога. Зло, которое

творили люди до распятия Христа, он вызывает на бой. Он берет на Себя грехи людей

- Жизненный путь Иисуса Христа закончился его распятием. Кто знает,

что с ним случилось? Слайд №4,5

день возобновления к жизни.

4.Постановка учебной задачи.

Воскресенье -седьмой день недели, когда люди отдыхают. В этот день посещают храм, слушают проповеди, день духовного очищения.

-А когда природа просыпается, очищается?

Христос воскресе, христосованье,крестный ход

- Как могут быть связаны эти слова с воскресением Христа? С каким праздником, ассоциируются эти слова? (ПАСХА)

-И так: Иисус Христос воскрес. Именно весной в воскресенье православные отмечают радостный праздник — Пасху. Слайд №7

- Какие еще слова ассоциируются со словом Пасха? ( Пасхальные яйца, кулич, Пасха, верба, игры, церковь.и.т.д)

-Кто догадался, о чем мы сегодня будем говорить на уроке?

- С этим праздником связано много традиций, символов. Но знаете

ли вы, какова история возникновения Пасхи? Почему о Пасхе говорят как о Великом

христианском празднике? ( ответы учащихся)

-Какую цель урока мы с вами поставим?

(Узнать историю происхождения праздника, традиции, символику, обычаи.)

5.Изучение нового материала. Слайд №8

- Светлое Христово Воскресенье- самый великий, самый светлый, самый

любимый праздник всех христиан. Это не просто праздник! Это праздник радости, любви,

доброты и справедливости. Всем добрым людям дорог этот праздник. Все мы радуемся

-Каждый год Пасха приходится на разные даты. Почему? Слайд №9

-Зачем и почему люди отмечают Пасху. (Учебник стр.28, 2 и 3 абзацы.)

-Иисус пошёл на крест ради спасения людей. От чего же спасает смерть Иисуса?

-Иисус Христос был послан Богом на землю для нашего спасения от грехов (плохих

поступков)более 2000 лет назад. , чтобы мы могли после смерти попасть на небо. Он

много ходил по своей стране, говорил людям о Боге, любви, пути к жизни вечной, являл

чудеса, исцеляя больных. Он мог даже воскрешать мертвых, предвидеть будущее, ведь

Иисус был сыном Божиим.

- Распятый на кресте, страшные боли переносил Иисус, но

ни одним словом Он не оскорбил своих мучителей, которые кололи Его копьями, мазали

губы уксусом. Напротив, Он молился за них.

В момент Его смерти дрогнула земля, посыпались скалы. Это самый скорбный день в

году для христиан, называют его Страстной Пятницей.

После воскресенья ученики и друзья Христа были поражены тем, как изменилось его

тело. Они рассказывали, что тело Христа стало сияющим, воздушным. Оно могло

мгновенно появляться и исчезать, проходить сквозь стены . Слайд №12

- Так почему же люди из этой истории сделали праздник? Слайд №13

- Все люди, которые любили Его очень переживали. Но на третий день после

смерти ( в воскресенье) произошло чудо: Иисус Христос воскрес из мертвых. И это чудо

воскресения стало самым великим праздником- Пасхой! Христиане верят, что с ними

однажды произойдет то же, что и с Иисусом. Они воскреснут. Он не остался в плену у

смерти, значит люди верили что и они не останутся .Однажды Бог их тоже вернет к

5. а) Самостоятельная работа. Чтение текста. Работа в парах.

- Ребята, вы узнали о происхождении праздника, а сейчас вы будете работать с текстом учебника со страницы 29 по страницу 31. Вам нужно найти в тексте ответы на вопросы учебника 1 и 2.

Как вы поняли, почему Иисуса Христа почитают как Спасителя?

Как христиане связывают свою судьбу с воскресением Христа?

5. б). Продолжение изучения нового материала.

-На Руси праздник Пасхи празднуется с Х века.

- Давайте узнаем правильный ответ.

- Воскресение - день возобновления жизни;

В день Светлого Христова Воскресения вспоминаю возвращение Иисуса Христа к жизни, который своей смертью искупил людские грехи и воскреснув, избавил людей от власти смерти.

- А кто может сказать, что же еще предшествует празднику Пасхи? (Вербное воскресенье). Слайд №14, 15

- А за семь недель до праздника Воскресения Христова православные христиане вступают в пору Великого поста. Слайд №16

- А что такое пост?

- Пост - это особое время в жизни верующих. Пост означает перемены в образе жизни. Человек в это время старается больше молиться, чаще ходить в храм, воздерживаться от некоторых видов еды и развлечений.

Соблюдая Пост и вспоминая святых и события, предшествующие Пасхе, христиане как бы поднимаются вверх по лестнице, приближаются к Богу, уподобляют свою душу и жизнь Божественному образу.

- За неделю перед праздником верующие вспоминают события последних дней жизни Христа. Его смерти и Воскресения.

Эта неделя называется Страстной. Это время особого строгого поста, молитв и посещения храмов. Страстная неделя (седмица) продолжается до Великой субботы.

В Великую субботы прихожане идут в церковь на службу для освещения пасхальных куличей, пасхи и яиц. Люди идут в храм, чтобы встретить самый Великий праздник – праздник Воскресения Христова.

- Почему так много свечей? (Сын Божий Иисус Христос рождён от света и принёс людям свет).

Великая Пасхальная служба начинается в ночь с субботы на воскресенье. Слайд №21

Крестный ход, совершаемый в пасхальную ночь - это шествие церкви навстречу воскресшему Спасителю. Верующие идут в ночи как мироносицы, которые первыми узнали о Воскресении Христа. Слайд №22,23.

После долгого строгого поста пасхальный стол не имел запретов. Как правило, в этот день не ходили по гостям, а предпочитали находиться в кругу семьи. У зажиточных хозяев подавали 40 блюд по числу дней поста. Слайд №24,25

- В Пасху каждый человек должен совершить 7 добрых дел, подарить 7 подарков.

А вот следующая за Пасхой неделя называется Светлой. В эту неделю звонят в колокола, проходят торжественные богослужения с песнопениями, ходят друг к другу в гости, а так же, в большей степени, занимаются благотворительностью. На Пасху так же разрешается всем желающим звонить в колокола. А в наше время устраивают Пасхальные фестивали колокольного звона.

- Ребята, а кто мне скажет, что является символом праздника Христова Воскресения?

- Верно. У Пасхи есть свои символы: кулич, пасха, яйцо. Слайд №26

Печется он в память о том, что Иисус Христос, приходя к ученикам после Воскресения, Сам вкушал с ними пищу, апостолы во время трапезы не садились на среднее место за столом, оставляя пред ним часть хлеба они верили, что сам Господь невидимо присутствует среди них.

Пасха - символизирует на праздничном столе ветхозаветного пасхального агнца.

- Отгадайте загадку: Красное катается – всему миру чудо оповещает.

- Правильно – пасхальное яйцо.

- Почему же именно яйцо?

- Яйцо – символ жизни, ее возрождения. Как из яйца возникает новая жизнь, так мир заново родился через Воскресение Христово.

Кто знает, почему яйца на Пасху красят чаще всего в красный цвет? (возможные ответы детей)

Традиция красить яйца на Пасху в красный цвет – не случайна. Все имеет свое символичное значение. Красный цвет – цвет крови, пролитой на Голгофе, но и одновременно цвет радости, и выбран он не случайно.

Слайд №28, 29

- Главный символ праздника – окрашенное яйцо. Каждая хозяйка стремится наварить больше яиц и обязательно их окрасить. Для этого чаще всего используют луковую шелуху, цветные бумажки, нитки, тряпочки. Яйца получаются темно–красные, желтые, мраморные. Кулич, пасха, яйца и творожное блюдо, которое названо в честь праздника - пасха, должны быть готовы к субботе, когда все это понесут в церковь, чтобы освятить. С утра обязательно первым едят яйцо. Их дарят родным, соседям.

Раньше одаривали друг друга яйцами-подарками: фарфоровые, хрустальные, стеклянные, деревянные, костяные, шоколадные, сахарные, большие и маленькие – каких только не было пасхальных яиц!

-Всю пасхальную неделю верующие пребывают в торжестве и радости, ходят в гости, помогают больным и бедным. Детвора и молодежь водили хороводы, распевали праздничные песенки, устраивали веселые гуляния, большой популярностью пользовались качели. Любимые игры - игры с пасхальными яйцами: катание и битьё яиц, подвижные игры.

Поскольку к Пасхе готовились сорок дней, то и празднуют ее тоже сорок дней подряд.

Всю неделю после пасхальной ночи вся праздничная служба повторяется по утрам. Более того, именно в эти пасхальные дни у ребят есть возможность создать самый громкий звук в их жизни. Они могут ударить в настоящий огромный колокол. Во многих храмах впервые семь дней пасхи открыт доступ на колокольню, и любой человек (в том числе ребенок) может подняться и позвонить в колокола. Слайд №32

Еще одно знаковое событие происходит накануне Светлого Христова Воскресения – схождение Благодатного Огня.Ежегодно накануне Пасхи на каменной плите Гроба Господня возгорается Благодатный огонь, символизирующий Свет Божий. Частицы этого огня паломники потом доставляют в особых лампадах в разные страны и города.

6. Физминутка

-На Пасху принято играть в Пасхальные игры.

Играют в пасхальные игры:

1. У кого дольше крутиться яйцо. Яйца раскручивают на столе. У кого яйцо дольше будет крутиться, тот выиграл .

2.Сбить яйцом конфету.

7.Этап закрепления знаний

8. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке

-О чём узнали на уроке?

-На какие вопросы вы получили ответы?

-Что вас ещё интересует по данной теме?

-Что вы не поняли?

-Что было сложно?

8. Рефлексия настроения и эмоционального состояния

-На столах бумажные яйца ( красный, жёлтый или зелёный)

Положите в корзину яйцо, проходит по рядам.

Красный – урок понравился, было интересно, узнал новое, расскажу дома и своим друзьям.

Жёлтый – всё понял, но это мне не интересно.

Зелёный – на уроке было неинтересно, много непонятного.

9. Этап информации учащихся о домашнем задании

-Нарисуйте дома пасхальную открытку.

- Выполнить задания в рабочей тетради с.32 №7.
-Живите честно, делайте всем доб­ро.

И пусть ваша душа будет светлой в теплых лу­чах любви Иисуса Христа, чтобы чувствовать живую и сердечную связь с ним .

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: Создать условия для усвоения и ознакомления детей с историей празднования Светлого Христова Воскресенья, пасхальными традициями, обычаями, играми; пробудить интерес к старинным русским обрядам.

формировать собственный целостный взгляд на мир, чувство гордости за Родину и русский народ;

развить сопереживания к чувствам других людей;

учить давать нравственно-этическую оценку личным поступкам и поступкам других людей.

Метапредметные:

учить слушать собеседника и признавать иную точку зрения;

учить осуществлять поиск и обработку информации.

Предметные:

формировать представление детей об истории празднования Светлого Христова Воскресенья, о пасхальных традициях, обычаях, играх;

развивать умение осознавать ценность человеческой личности.

Основные понятия: Воскресение. Спаситель. Великий пост. Светлое Христово Воскресение (Пасха).

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, магнитофон, карточки со словами.

Формы и виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи, участие в учебном диалоге.

Ход занятия:

I. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята! Сегодня мы продолжим разговор об Иисусе Христе. Но сначала вспомним, что мы уже знаем.

II. Актуализация ранее изученного (Слайд 2)

- Что означают слова воплощение, Богочеловек?

- Почему крест – орудие пытки и страданий Христа – стал символом любви к людям?

- Расскажите, что обозначает каждая символика креста.

III. Изучение нового материала

- Ребята, какие церковные праздники вы знаете? (Ответы). Сегодня мы поговорим о главном православном празднике. А о каком, вы должны мне будете сказать.

Сердца свободны от страстей…

Так чудодейственно влияют

Слова святые на людей.

О миг священный.

О чудо, выше всех чудес,

Какие были во вселенной.

- Верно – это Пасха. Запишите тему урока в тетрадь.

IV.Подготовка к новой теме.

- А что вы знаете о Пасхе? (возможные ответы детей)

V. Работа над новой темой.

- Вы все верно сказали. Жизнь Христа не закончилось Его смертью. После распятия Христос вернулся к жизни – воскрес. Воскресенье – не только день недели, но и день возобновления жизни. И это происходит весной, когда дни уже длиннее, а ночи короче. Начинает просыпаться природа, рождаются насекомые, птицы.

Пасха! В трубы золотые

Ангелы трубят с небес,

Будьте счастливы, все люди,

Радуйтесь! Христос воскрес

- А как вы думаете, почему праздник Пасхи приходится на разные весенние даты?

VI. Работа со словарем.

Что означают слова – воскресение, Пасха, Иисус? (возможные ответы детей)

- воскресение - день возобновления жизни;

VII. Продолжение работы над новой темой.

А начали праздновать Пасху по установлению первого Вселенского собора с 325 года. В этот день отмечают воскресение Иисуса Христа, который своей смертью искупил людские грехи и, воскреснув, избавил людей от власти смерти.

На Руси этот праздник отмечается с X века очень широко.

-Как ваша семья готовится встретить Пасху? (Пекут или покупают куличи, красят яйца, наводят порядок дома).

Празднику предшествует Великий Пост, который длится 40 дней.

-А что такое пост? (ответы детей)

Пост - это особое время в жизни верующих. Пост означает перемены в образе жизни.

• Люди молятся и воздерживаются от пищи (мясо, яйца, молоко и все молочные продукты не употребляют в пищу)

• Стараются жить в тишине (нет развлечений)

• Носят скромную одежду

• Скромность в поведении.

(Слайд 7) -За неделю перед праздником верующие вспоминают события последних дней жизни Христа. Его смерти и Воскресения. Эта неделя называется Страстной. Это время особого строгого поста, молитв и посещения храмов. Страстная неделя (седмица) продолжается до Великой субботы. В Великую субботу прихожане идут в церковь на службу и освещения пасхальных куличей, пасхи и яиц. Люди идут в храм, чтобы встретить самый Великий праздник – праздник Воскресения Христова.

И в последнюю неделю верующие особенно готовятся.

Понедельник: чистят дом, моют окна, стирают бельё.

Четверг: молодые девушки стригли кончики волос, чтобы лучше росли. Пекли кулич, красили яйца, делали пасху.

Пятница: шли в храм.

(Слайд 8) Суббота: освещали куличи, яйца, пасху.

(Слайд 9) Задолго до полуночи в храмах начинается праздничное богослужение.

(Слайд 11) Крестный ход, совершаемый в пасхальную ночь - это шествие церкви навстречу воскресшему Спасителю. Верующие идут в ночи как мироносицы, которые первыми узнали о Воскресении Христа.

- Какое настроение у вас и почему? ( Радостное, весёлое)

- Как этот праздник отмечает ваша семья? Придя из церкви, накрывали праздничный стол. Начинался пир, т.к. почти два месяца православные христиане постились. После долгого строгого поста пасхальный стол не имел запретов. Как правило, в этот день не ходили по гостям, а предпочитали находиться в кругу семьи.

(Слайд 13) А вот следующая за Пасхой неделя называется Светлой. В эту неделю звонят в колокола, проходят торжественные богослужения с песнопениями, ходят друг к другу в гости, а так же, в большей степени, занимаются благотворительностью.

У Пасхи есть свои символы: кулич, пасха, яйцо и свои пасхальные традиции:

• Приготовление кулича, пасхи

Печется он в память о том, что Иисус Христос, приходя к ученикам после Воскресения, Сам вкушал с ними пищу, апостолы во время трапезы не садились на среднее место за столом, оставляя пред ним часть хлеба, они верили, что сам Господь невидимо присутствует среди них. Творожная пасха – готовится из творога со сливками или сметаной, в виде пирамиды. Это символ пасхального веселья. Если правильно приготовить, то кулич не черствеет 40 дней. Он символизирует присутствие Бога в мире и в человеческой жизни. Красота и ароматность выражает заботу Господа о каждом христианине.

- Как ваша семья красит и украшает яйца?

Способов украшать яйца очень много. Их красили луковой шелухой или корой деревьев. Яйца, окрашенные в один цвет, называют крашенки.

(Слайд 16) Если на этом фоне были пятна, полоски, крапинки другого цвета – это были крапанки.

(Слайд 17) Ещё были писанки – яйца, раскрашенные от руки сюжетными или орнаментальными узорами. Самые распространённые орнаменты на писанках : – солнечные знаки (круги, сочетания кругов, волнистые линии) - растительные мотивы ( цветы, листья, ветки, букеты, гирлянды) - бесконечные спирали, прямые и волнистые линии – символизируют движение. Деревенские умельцы готовили к Пасхе деревянные писанки. В кондитерских продавали шоколадные яйца. А известные ювелиры создавали произведения искусства из фарфора, хрусталя, серебра, золота, стекла, камня. Самые известные – яйца фирмы Фаберже.

VIII. Творческая работа учащихся.

Вот давайте и вы с вами попробуем раскрасить пасхальные яйца.

( раздаточный материал для самостоятельной работы)



В конце урока организовывается выставка работ учащихся.

Пришла весна – пора чудес

Журчит родник – Христос Воскрес!

Светлее в мире нет Словес-

Воистину Христос Воскрес.

Учитель. - Вы сходили в гости, поздравили с праздником и всё – праздник закончился?

И какой праздник без игр! (Проводятся игры)

(Слайд 18) Любимая игра – катание яиц. Устанавливается небольшая горка и начинают с неё катать яйца – у кого дальше укатится, тот и выиграл.

Были и другие забавы - подвижные игры (эстафета с яйцом). Неотъемлемой частью праздничных забав было катание на качелях.

На Пасху разрешается всем желающим звонить в колокола. Сейчас устраивают Пасхальные фестивали колокольного звона.

Детвора и молодежь водили хороводы, распевали праздничные песенки, устраивали веселые гуляния.

Хвалите Господа с небес

И пойте непрестанно:

Исполнен мир его чудес

И славой несказанной.

Хвалите Господа с небес

Холмы, утёсы, горы!

Осанна! Смерти страх исчез,

Светлеют наши взоры.

Хвалите Господа с небес

И славьте, человеки!

Воскрес Христос! Христос воскрес!

И смерть попрал навеки!

IX. Подведение итога урока. (Закрепление полученных знаний)

-Назовите пасхальные традиции?

- Как христиане приветствуют друг друга в пасхальные дни?

X. Домашнее предложение (на выбор):

1. Подготовиться к сочинению на одну из тем.

2. Подготовиться к выполнению задания: создайте небольшой сборник стихов, с помощью которых вы могли бы проиллюстрировать, что вы узнали о празднике Пасха.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока по УМК А.В. Кураев "Основы православной культуры", Издательство "Просвещение". Урок содержит: технологическую карту в соответсвии с ФГОС,приложения, презентацию к уроку.

Формы работы: индивидуальная, работа в паре, коллективная.

Технологическая карта

Журавлева Наталья Юрьевна

Учитель начальных классов

Основы православной культуры

Урок введения нового знания

Технология построения урока

В области формирования УУД:

познавательные - умение выделять существенную информацию из различных источников;

регулятивные – в сотрудничестве с учителем ставить учебную задачу и удерживать ее в процессе всего урока; понимать цель выполняемых действий

коммуникативные – выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью, участвовать в коллективном обсуждении проблемы; воспитывать чувство коллективной ответственности и способствовать развитию коллективного творчества.

Основные термины, понятия

Воскресение, Пасха Христова, христианский пост, христосование, жёны-седмицы

Оборудование и инструментарий

Карточки, таблицы, дополнительный материал. Учебник, тетрадь обучающихся по предмету, экран, мультимедийный проектор, презентация

Планируемые результаты урока

Адекватная мотивация, адекватная самооценка, рефлексия – осознание содержания последовательности и оснований действий, функционально – структурированная сформированность учебной деятельности.

Получат первоначальные навыки постановки учебной задачи

Делать выводы в результате совместной работы всего класса, сравнивать, группировать предметы.

Ориентироваться на развороте учебника. Извлекать информацию из таблиц, иллюстраций, текстов.

Обладают знаниями о религиозных обычаях и традициях и необходимости бережного отношения к ним.

Мотивация к обучению; соотнесение с нормой;

оценивать усваиваемое содержание учебного материала; определять правила работы в группах;

устанавливать связь между целью деятельности и ее результатами.

Получат первоначальные навыки извлечения существенной информации из различных источников.

Умение проговаривать последовательность действий на уроке;

учиться выдвигать версию; отличать правильно выполненное задание от неправильно выполненного;

прогнозировать предстоящую работу (составлять план), оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей (осуществлять самоконтроль).

Участвуют в коллективном обсуждении вопросов урока.

Умение работать в паре, группе; умение слушать и понимать других;

умение строить речевые высказывания в соответствии с поставленной задачей;

умение оформлять свои мысли в устной форме. Духовно- нравственное развитие и воспитание

Индивидуальная, работа в паре, групповая, коллективная.

Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Формируемые УУД
(с указанием конкретных действий)
1. Орг. момент

Начинается урок
Должен всем пойти он впрок.
А для этого должны
Быть внимательными вы.

Приветствие учителя
проявлять положительное отношение к школе и учебной деятельности.

2.Актуализация знаний.

Отрывок из ст. Павла Потехина: слайд 1

Повсюду благовест гудит,
Из всех церквей народ валит;
Заря глядит уже с небес:
Христос воскрес! Христос воскрес!
С полей уж снят покров снегов,
И реки рвутся из оков,
И зеленеет ближний лес:
Христос воскрес! Христос воскрес!
Вот просыпается земля,
И одеваются поля:
Весна идет, полна чудес!
Христос воскрес! Христос воскрес!

Учебные вопросы:

1. Главная мысль стихотворения.

2.О к аком празднике говорится в стихотворении?

3.Кто это Иисус?

4.В какой день он был распят?

5.В какой день он воскрес?

Дети отвечают на вопросы учителя

внимательно слушать собеседника, понимать его высказывания; выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью; оценивать правильность выполнения задания, высказывания.

3. Формулирова-ние темы и планирование деятельности

Пришел к нам праздник самый лучший,

Любимый самый и самый певучий,

Празднуйте люди, все вместе!

Воскрес Христос- и это не сказка!

Вот и наступила долгожданная …(пасха)

- Верно – это Пасха

- Сформулируйте тему урока.

Пасха! В трубы золотые

Ангелы трубят с небес,

Будьте счастливы, все люди,

Радуйтесь! Христос воскрес!

- Что вы знаете об этом празднике?

- Как вы думаете, вы всё знаете об этом празднике?

- Что бы вам хотелось ещё узнать о празднике Пасха на уроке?

- А также на уроке вы узнаете, что воскресенье не только день недели, что такое пасха и как её празднуют .

Учащиеся высказывают свои предположения по сути вопросов, поставленных учителем.

Внимательно слушать собеседника, понимать его высказывания.

Прогнозирование предстоящей работы.

Учиться выдвигать версию;

умение слушать и понимать других.

4. Открытие новых знаний.

- Дорогие ребята! Накануне этих светлых и радостных дней хочется всех вас поздравить с наступлением великого праздника Пасхи! В России Пасху называют Великий день, Светлый день. Этот праздник символизирует победу жизни над смертью. Это не просто праздник! Это праздник всех праздников, торжество из торжеств. Праздник радости, любви, доброты и справедливости.

На Пасху принято было поздравлять друг друга с Воскресением Христовым. В этот день весь православный мир отмечает Воскресение Иисуса Христа из мёртвых. В Иерусалиме Иисус был распят на кресте, но на третий день после смерти Он воскрес из мёртвых. На Пасху разрешалось всем звонить в колокола, колокольный звон звучал кругом, поддерживая радостное, праздничное настроение.

Слайд 4 История Христа не заканчивается Его казнью. Ведь Он сказал Понтию Пилату , что имеет власть снова принять Свою жизнь. Поэтому Евангелие говорит, что после распятия Христос вернулся к жизни - воскрес.

А на все остальные вопросы вы будете искать ответы в текстах.

( В группы раздаются тексты с вопросами. Учащиеся работают с текстами и отвечают на вопросы. Выступления групп.)

Поздравляю с праздником,

Праздник Пасхи является переходящим. Каждый год Пасха приходится на разные даты. Время этого праздника определяется так: за отправную точку берётся день весеннего равноденствия(21 марта). Затем люди смотрят на ночное небо и ждут полнолуния. И то воскресение, которое последует за этим первым весенним полнолунием. И называется Пасхой. Символика такого решения ясна: весна – это время победы жизни и света После весеннего равноденствия день становится длиннее ночи, но и ночь в полнолуние самая светлая.Как оживающий мир природы в это время залит живительным светом, так и Пасха Христова наполняет своим светом души.

2.-С каким природным явлением связан отсчёт Пасхи?

После смерти Христа Его тело положили в гроб – так иудеи называли высеченную в скале пещеру для погребения усопших. Враги Христа приставили стражу, они боялись, что ученики украдут Его тело и скажут, что Он воскрес.

Ни стража, ни печать, ни большой камень не могли удержать во гробе Владыку жизни. По прошествии субботы , ночью на третий день после Своих страданий и смерти, Иисус Христос воскрес из мёртвых.

2.-Кто возвестил жёнам-мироносицам о Воскресении Христа?

3.-Кому первому явился Иисус Христос?

По церковным правилам новый богослужебный день начинается с вечерней службы, обычно совершаемой в пять часов вечера. Так и на вечере Великой Субботы уже поются воскресные песнопения - начинается празднование Пасхи Христовой. О каких же событиях они напоминают христианам? В Великую Субботу Иисус Христос, Телом пребывая во гробе, Душою сошёл в ад и вывел оттуда томящихся праведников. А на третий день Он воскрес. Вот об этом и поётся в песнопениях службы субботы и воскресенья.

В полночь, по учению Церкви, Христос Спаситель Воскрес .И вновь в полночь собираются христиане в храме, чтобы встретить Христа Воскресшего. Поклонившись святой Плащанице, священнослужители унесли её в алтарь и положили на Престол для того, чтобы видимым образом показать, что после Воскресения Христос ещё сорок дней пребывал на земле и являлся разным людям.

1.-С какого богослужения начинается празднование Пасхи?

2.-Что символизирует крестный ход?

4.-Какими словами возвещают священнослужители радостную весть о Воскресении?

5.-Что отвечает народ?

Закончился продолжительный Великий Пост. Неделя после Пасхи называется Светлой седмицей. Каждый день во всех храмах совершаются праздничные Литургии с крестным ходом. До субботы Светлой седмицы в православных храмах день и ночь остаются открытыми Царские Врата, ведущие в алтарь. И то, что они открыты символизирует, что нет преграды между Небом и землёй, она разрушена Спасителем.

Всю Светлую седмицу лился по Святой Руси радостный пасхальный звон: не замолкала с утра до ночи ни одна колокольня, каждый человек мог подняться в эти дни на колокольню храма и позвонить в колокола.

Похристосуются- разговеются, помолятся и во храме Божием, и в своём доме христиане, примут богоносцев с иконами. Светло и радостно станет на душе.

1.-В чём заключались благочестивые пасхальные обычаи?

2.-Как приветствуют друг друга на Пасху православные христиане? Как называется это приветствие?

3.-Что считается лучшим подарком на Пасху?

Много угощений готовилось к празднику в каждом доме. После ночной пасхальной службы христиане садятся за праздничный стол. Люди, которые серьёзно относятся к своей вере, долго готовятся к этому празднику. Почти два месяца до Пасхи православные христиане постятся: не едят мяса, яиц, молока. Во дни поста христиане стараются меньше развлекаться и больше времени посвящать молитве, добрым делам. Зато на Пасху- пир горой! На стол подаются крашеные варёные яйца, кулич ( сладкий хлеб, похожий на кекс) и творожное блюдо, которое названо в честь праздника, -пасха.

Главный подарок этого праздника- пасхальное яйцо. Из вроде бы неживого и неподвижного яйца появляется новая жизнь, поэтому оно стало символом воскресного праздника .Христиане расписывают яйца, красят их в разные цвета , а затем дарят родным и близким.

Читайте также: