Конспект логопедического занятия единственное и множественное число существительных

Обновлено: 07.07.2024

Грамматическая тема: образование формы множественного числа имен существительных и имен прилагательных среднего рода.

Орфографическая тема:

  • правописание окончаний имен прилагательных единственного и множественного числа (- ее; -ие);
  • правописание словарных слов;
  • правописание безударных гласных.

Оборудование:

Ход занятия.

I. Организационный момент.

– Узайте, пожалуйста, о ком идет речь…

II. Повторение пройденного:

— Что помогло вам догадаться, о ком идет речь?

(Слова, обозначающие признаки…)

– Нарисуйте, пожалуйста, яблоко…

— А теперь – сочное красное яблоко…

— И еще — зеленое яблоко с листочком?…

– Какие вопросы помогают лучше представить предметы и явления?

( Какое? какая? какой? какие?)

III. Работа по теме.

– Сегодня мы будем учиться правильно употреблять слова, обозначающие признаки предметов.

– Слово будет состоять из 6 букв.

(Картинки (словарные слова : 1- кОстер; 2 – автоБус; 3 – соЛнце; 4 – вАгон; 5 – воКзал; 6 – бОлото – записывается слово ОБЛАКО – обращается внимание на правописание)

— Пожалуйста, объясните значение слова ОБЛАКО.

(По В.И.Далю, «…туман в высоте; пары, заволакивающие небо…)

— Используя слова- помощники, выберите вопрос ( по таблице) ( — оно, мое;

в) Работа над употреблением имен прилагательных.

по цвету (Огромное (…), легкое (…), синее (…)

— Но ведь облако плывет по небу среди других облаков. И вот мы видим, как ПЛЫВУТ по небу …ОБЛАКА… Какие? ( Огромные, легкие белые и синие)

V. Упражнения в различении окончаний им. прилагательных ед. и мн. числа.

— Для составления небольшого рассказа нам понадобятся слова: УТРО, ОЗЕРО, ОБЛАКА, ДЕРЕВО.

— Дифференциация окончаний (с использованием перфокарты)

УТРО (какое?) – зимнЕЕ, раннЕЕ.

УТРА (какие?) – зимнИЕ, раннИЕ

ДЕРЕВО (какое?) – могучЕЕ, пахучЕЕ,

ДЕРЕВЬЯ (какие?) – могучИЕ, пахучИЕ

ОЗЕРО (какое?) – дальнЕЕ, древнЕЕ

ОЗЕРА (какие?) – дальнИЕ, древнИЕ

— Работа над текстом.

За окном…утро. По небу плывут…облака. …озеро покрыто льдом. По берегам озера растут…деревья. Это…

(Вместо точек вставить имена прилагательные. Записать в тетради)

Авторы: Китайкина Елена Николаевна, учитель начальных классов, Соловьева Ирина Евгеньевна, учитель-логопед МБОУ СОШ № 12 г. Обнинск Калужской области, Россия.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект занятия предназначен для обучающихся 2-х классов с тяжелыми нарушениями речи. На занятии дети познакомятся с единственным и множественным числом имен существительных, поупражняются в согласовании прилагательных с существительными.

Тема. Единственное и множественное число существительных. Согласование прилагательных с существительными.

Коррекционно-образовательные:

познакомить детей с единственным и множественным числом существительных;

закрепить знания детей о родственных словах;

развивать навыки словообразования.

Коррекционно-развивающие:

учить выделять корень слова;

учить детей работе со словарными словами;

развивать память.

Коррекционно-воспитывающая:

развивать коммуникативные навыки детей.

1.Коррекционная работа по развитию артикуляционного праксиса и мелкой моторики ( комплекс сопряженной гимнастики ).

2.Развитие слухового восприятия.

-Сравните и докажите какое слово лишнее. Почему?

Сыр, сырник, сырость, сырный

Соль, солонка, солист, солить

Горе, горный, горняк, гора

Пол, поле, половник, половичок,

Полёт, лето, лётчик,

Море, уморить, моряк, морской.

3.Орг. момент.

- Сегодня на уроке мы будем учиться образовывать единственное и множественное число существительных. А так же учиться согласовывать прилагательные с существительными.

4.Коррекционная работа фонетическом уровне.

Отгадать загадку, выполнить фонетический разбор слова.

Если б не было его, не сказал бы ничего.

Язык -[ й’азык] - 4 б., 5 зв.,2 сл..

-Подобрать прилагательные к существительному: язык (какой?)-русский, розовый, иностранный, длинный….

5.Коррекционная работа лексическом уровне.

Задание 1.Образуйте множественное число :

Вывод: ОНИ от ОН – (-и, -ы, -а, -я)

Задание 2.Образуйте множественное число:

ОНА - ОНИ ОНА - ОНИ

Вывод: ОНИ от ОНА – (-и, -ы)

Задание 3.Образуйте множественное число :

ОНО - ОНИ ОНО - ОНИ ОНО - ОНИ

Вывод: ОНИ от ОНО – (-а, -я,-и)

Задание 5. Напишите словосочетания во множественном числе.

Один предмет Много предметов

(ОН,ОНА,ОНО) ОНИ (какие?)

Вывод: ОНИ (какие?) – (-ые, -ие, -и.)

Физкультминутка

Деньки, заяц, дерево, пеньки, лиса, волки, совы, дороги, мост, сорока, яблоки, озеро, дома, лось, радуга. (Сколько раз вам встретились имена сущ. во мн.числе?) (6)

Упражнения на расслабление:

6.Коррекционная работа на синтаксическом уровне.

Задание 6.Закончите предложения, изменяя слова по образцу(устно).

Образец: Мыши серые сидят. - Мышь серая сидит.

Костры жаркие горят. - Костёр … горит.

Белые снежинки падают. – … снежинка падает.

Дуют сильные ветры. – Дует … ветер .

Задание 7.От слов, стоящих в скобках, образуйте прилагательные и присоедините их к данным существительным. Запишите вопросы.

Сядет тот, кто назовет существительное заданного рода.

Посмотрите на доску. У меня записаны предложения. Прочитаем их. А теперь давайте найдем и назовем все существительные. На какие вопросы отвечают имена существительные?

На крышах тают сосульки.

На ветке берёзы распустился первый листочек.

А теперь еще раз внимательно послушайте эти слова и подумайте, на какие две группы их можно разделить? (Крыши, сосульки, ручьи, ветка, береза, листочек) Запишем эти слова на доске в два столбика.

Какой вывод можно сделать? (Имена существительные изменяются по падежам. И могут иметь формы единственного и множественного числа)

Итак, чем мы будем сегодня заниматься? (Мы будем учиться изменять существительные по числам)

III. Целеполагание.

Посмотрите, у меня есть еще одно предложение. Прочитайте его.

Насекомые проснулась от долгого сна.

Кто заметил, что здесь не так? Как нужно изменить предложение? А теперь скажите, для чего нам нужно изучать эту тему? (Для того, чтобы правильно согласовывать слова между собой в устной речи и на письме)

IV. Закрепление темы. Тренировочные упражнения.

1. Посмотрите на доску. Выпишите из предложенных слов только слова в единственном числе. (береза, грачи, сосулька, ручей, ветки, скворечник)

Проверка: один читает, остальные проверяют.

2. А теперь я буду диктовать вам слова, а вы слушайте внимательно: нужно записать только слова во множественном числе. (крыши, почка, листочек, ручьи, облака, скворец)

Проверка: Самопроверка по доске.

Проверка: один читает, остальные проверяют.

5. Физкультурная минутка. Я буду называть слова. Если назову имя существительное единственного числа, вы поднимете руки вверх, если множественного числа- вперёд, а если другая часть речи- присядете.

(Сосулька, скворцы, таять, облако, листочки, скворечник, зеленый, звенит, насекомые, ручей) Тихонечко сели на свои места.

6. Посмотрите на доску. У меня таблица. Скажите, сколько предметов в первой колонке? (по одному). А в последней? (несколько). Правильно. А посередине написаны слова. Прочитайте их и скажите, к какой части речи они относятся? Правильно, это глаголы. Сейчас мы будем составлять словосочетания сначала со словами из первой колонки, а потом из последней. Над существительными укажем число.

Сосулька таять сосульки

Листочек распускаться листочки

Грач прилететь грачи

Ручей журчать ручьи

7. Ребята, кто заметил, слова какого времени года нам сегодня постоянно встречаются? Правильно. И нам Лесовичок прислал письмо, в котором он рассказывает о том, как у них в лесу наступила весна. Только мне кажется что-то в этом письме не так. Давайте разберемся. Здравствуйте, ребята. В нашем лесу наступила весна. Запели птица. Белоствольные берёзки проснулась ото сна. Между корнями деревьев журчат ручей. На ветках набухли почка, а кое-где уже распустились первый листочки. Приезжайте на прогулку по нашему весеннему лесу!

Да, ребята. Почему же Лесовичок сделал так много ошибок? Что он не умеет делать? (изменять существительные по числам и согласовывать слова между собой) Поэтому вечером мы напишем ему ответное письмо и пригласим к нам учиться, чтобы больше никогда не допускать ошибок. Согласны?

Скажите, чем мы занимались на уроке? Для чего нужно уметь правильно изменять слова по числам? Молодцы. Урок окончен.

Конспект логопедического занятия склонение имен существительных

Имена существительные изменяются по падежам. Падеж — форма имени существительного, выражающая его синтаксические отношения с другими словами в предложении. Падеж — категория словоизменительная, реализующаяся с помощью окончаний. В русском языке шесть падежей:

  • именительный (именительный падеж всегда упот­ребляется без предлога, в предложении является подлежащим или сказуемым);
  • косвенные падежи: родительный, дательный, винительный, творительный, предложный (предложный падеж всегда употребляется с предлогами, остальные косвенные падежи могут употребляться с предлогами или без).

2. Склонение имён существительных

Склонение — это изменение существительных по падежам. Существуют три склонения имён существительных. Распределение по склонениям зависит от рода существитель­ных и их окончания в именительном падеже единственного числа.

Падеж и склонение

3. Особые окончания существительных на -ий, -ие, -ия

Существительные 1-го склонения на -ия (армия, лекция) и 2-го склонения на -ий и -ие (гений, санаторий, заседание) в предложном падеже имеют окончание -и (о гении, в санато­рии, на заседании, в армии). Существительные на -ия в дательном падеже также окан­чиваются на -и (ср.: подарить Марье, но подарить Марии).

4. Разносклоняемые имена существительные

Десять существительных на -мя (бремя, время, вымя, знамя, имя, пламя, племя, семя, стремя, темя ) и существительное путь являются разносклоняемыми. В родительном, дательном и предложном падежах единственного числа они имеют окончание 3-го склонения -и. В других падежах имеют окончания 2-го склонения.

При склонении существительных на -мя к корню прибавляется формообразующий суффикс -ен (-ён): имена — имён, знамени — знамён. Слова семя и стремя в родительном падеже множественного числа имеют суффикс -ян (а не —ен): семян, стремян. Слова бремя, вымя, пламя, темя не имеют множественного числа.

5. Несклоняемые имена существительные

Несклоняемые существительные имеют для всех падежей одну форму, т.е. не склоняются: купил пианино (в.п.), играю на пианино (п.п.). К несклоняемым относятся:

  • многие существительные иноязычного происхождения с конечными гласными: радио, метро, табло, такси, рагу, кенгуру, меню, Дюма, Осло, Баку;
  • иноязычные фамилии, оканчивающиеся на согласный и обозначающие лиц женского пола: роман Войнич (р.п.); если подобная фамилия обозначает лицо мужского пола, она склоняется по 2-му склонению: роман Ремарка;
  • русские и украинские фамилии на -о и -их (-ых): Франко, Черных, Долгих, Живаго’, подобные фамилии не склоняются независимо от пола человека, носящего эту фамилию;
  • многие сложносокращенные слова: МГУ, ГАИ, ГЭС.

Существительные на -анин, -янин во мн. ч. утрачивают суффикс -ин: горожанин — горожане .

Особо склоняются существительные: мать, дочь, путь, дитя.

Склонение имен существительных в единственном числе. Таблица

6. Склонение существительных во множественном числе

1. Большинство существительных в именительном падеже множественного числа имеют окончания:

1-е скл. ж. р. аббревиатуры, армии, м. р. мужчины, юноши
2-е скл. м. р. малыши, отцы ср.р. поля, стекла
3-е скл. ж. р. степи, дочери

2. Некоторые существительные мужского рода в именительном падеже множественного числа употребляются с окончаниями -А, -Я. Например: берега, века, города, штемпеля, якоря.

3. Различаются по значению существительные:

4. В именительном падеже множественного числа возможны двоякие формы окончаний:

Склонение имен существительных во множественном числе. Таблица

Конспект урока по русскому языку по теме "Склонение имен существительных" для 3 класса

/ Программа "Начальная школа XXI века" под редакцией Н. Ф. Виноградовой /

Общая тема (блок).

Склонение имен существительных.

Для учителя

Для учащихся

Учить определять склонение имени существительного в косвенном падеже.

Создание условий для усвоения способа определения склонения имени существительного через различные виды деятельности учащихся.

Формирование умения определять склонение имени существительного.

Развитие логического мышления (анализ, обобщение, классификация) через выполнение различных заданий.

Развитие монологической речи учащихся через ответы.

Развитие умения выслушивать мнение одноклассников, доказывать свою точку зрения.

Развитие коммуникативных навыков через работу в парах, оценку и самооценку деятельности.

Методы: монологический, диалогический, исследовательский.

Материалы к уроку:

Таблица склонений имен существительных.

Карточки для учащихся.

Русский язык для 3 класса: Учебник для учащихся четырехлетней начальной школы в 2-х частях – Часть вторая./С.В.Иванов, А.О. Евдокимова, М.И.Кузнецова и др. – М.: Вентана – Граф, 2010. – Начальная школа XXI века

I. Орг. момент (самомассаж кистей рук, ушей, психол. настрой на урок).

II. Чистописание

— запись числа в тетрадь;

— прописать узор, составленный из букв: ,

III. Повторение

На доске слова: п..м..дор, кла. …рбуз, гор..д, т..традь, гру…а, су…ота.
Вставить пропущенные буквы в словарные слова.
Проверка правильности написания по цепочке.
— Кто выполнил свою работу правильно?
— Кто допустил одну ошибку?

Что общего у всех этих слов?
— К какой части речи относятся записанные с лова? Докажите. (что обозначают, на какие вопросы отвечают)
— С какими грамматическими признаками имени существительного вы уже знакомы?

Над чем мы работали на прошлом уроке?
— На какие три группы можно разделить имена существительные в зависимости от окончаний имен существительных и рода имен существительных?
— Какие существительные относятся к 1, 2, 3 склонениям?

Проверка домашнего задания.
— Откройте домашнее задание. Упр 2.
— Что нужно было сделать? (распределить им. сущ. по склонениям)

1 склонение

2 склонение

3 склонение

— Прочитайте имена сущ. первого столбика. Докажите, почему они относятся к первому склонению.
— Прочитайте имена сущ. второго столбика. Докажите, почему они относятся ко второму склонению.
— Ребята, если кто-то из вас затрудняется, используйте таблицу на доске.

IIII. Организация поиска затруднения в учебной деятельности.

На доске: прогноз погоды
любуюсь морем
— Посмотрите на доску, прочитайте сочетания слов.
— Определите склонение подчеркнутых существительных.
— Можем ли мы определить склонение подчеркнутых существительных.
— Так что такое склонение?

Работа с учебником.
— Обратимся к учебнику. Откройте учебник на стр. 30. Прочитайте тему сегодняшнего урока.
— Найдите правило в учебнике на стр. 30 и прочитайте его.

— Как вы думаете, какова цель нашего урока?

V . Упражнение в определении склонения имен существительных, стоящих в косвенной форме в ед. числе.

На доске: ведро (для чего?) для воды (Р.п.) – (что?) вода. (И.п., 1 скл., ж.р.)
– Как определить склонение имени существительного в косвенном падеже?

Работа с правилом.
Чтение правила. Стр. 30.

Упражнение для глаз.

Работа с карточкой №1 (по рядам, в парах)
— Работаем парами, помогаем друг другу, советуемся.

Проверка выполненного задания.
— Кто выполнил задание без ошибок?
— Молодцы!
— Кто допустил ошибки?
— Ничего страшного. Мы всему научимся.

VI . Физминутка.

На доске: (любуюсь) чем? — звёздами — что? звезда (1 скл.)

— Давайте поможем Сереже определить склонение имен существительных.
— Как вы думаете, что надо сделать, чтобы определить склонение имен существительных?

Работа с правилом. Учебник стр. 31.

Определить склонение имен существительных (дифференцированная работа)
Слабым учащимся определить склонение подчеркнутых существительных, остальным – во всех словах определить склонение имен сущ. (работа с карточкой №2 )

VIII . Психологическая разгрузка.

Аутотренинг
Напряженье улетело…
И расслаблено все тело,
И расслаблено все тело…
Будто мы лежим на травке…
На зеленой мягкой травке…
Греет солнышко сейчас…
Руки теплые у нас…
Дышится легко… ровно… глубоко…
Губы чуть приоткрываются,
Все чудесно расслабляется…
Нам понятно, что такое
Состояние покоя…

IX . Закрепление

— Как определить склонение имен существительных в косвенной форме?

X . Домашнее задание.
( Карточка №3 )

XI . Самостоятельная работа (резерв).
( Карточка №4 ) – первую строку выполняют коллективно, остальное задание – самостоятельно с последующей проверкой.

XII . Итог урока.
— Чему мы учились на уроке?
— Как вы думаете, достигли ли вы поставленной цели нашего урока?
— Что было для вас самым интересным?
— Что было сложным?
— Вы сегодня хорошо поработали. Молодцы (выставляются оценки за урок).

Угостил конфетой – _______________________________

Сюрприз для мамы – ______________________________

Растет около реки – _______________________________

Иду с другом – ____________________________________

Встречались у площади – ___________________________

Петь о дружбе – ___________________________________

_____________________________________________

в снегах — __________________________________________

на столах — _________________________________________

о мышах — _________________________________________

в облаках — ________________________________________

о выставках — ______________________________________

Катался на санках –

Купалась в море –

_____________________________________________

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Есть мнение?
Оставьте комментарий

Упражнения на технику чтения и понимания прочитанного

Тонкости и секреты работы в Яндекс.Почте

Как работать с детьми с СДВГ в обычном классе?

Отправляя материал на сайт, автор безвозмездно, без требования авторского вознаграждения, передает редакции права на использование материалов в коммерческих или некоммерческих целях, в частности, право на воспроизведение, публичный показ, перевод и переработку произведения, доведение до всеобщего сведения — в соотв. с ГК РФ. (ст. 1270 и др.). См. также Правила публикации конкретного типа материала. Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Для подтверждения подлинности выданных сайтом документов сделайте запрос в редакцию.

О работе с сайтом

Мы используем cookie.

Публикуя материалы на сайте (комментарии, статьи, разработки и др.), пользователи берут на себя всю ответственность за содержание материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьми лицами.

При этом редакция сайта готова оказывать всяческую поддержку как в публикации, так и других вопросах.

Если вы обнаружили, что на нашем сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору — материалы будут удалены.

Читайте также: