Конспект внеклассное чтение 3 класс литературные сказки

Обновлено: 07.07.2024

- Ребята, сегодня у нас не совсем обычн ый урок . Посмотрите на д оску. Какие к ниги вы

видите? Как вы ду маете, какая тема нашего у рока? Мы отправ имся в пу тешествие по

сказкам . А чтоб ы это пу тешествие был о более увл екательным и за хватывающи м , вас

жду т интересные за дания. Чтобы быст ро и правиль но их выпол ни ть, мы бу дем

работать в г руппах. ( Повторить п равила работ ы в группах. )

(авторские, народные, волшебн ые, бытовые, про животных, добро побеждает зло,

зачин, ко нцовка, ) первая справившая ся группа зачитывает ответ, остальные следят

1гр . Вспомни ав тора и название ск азки п о зачитанному отрывк у

2 гр . « Тогда змея, желая у бедить маль чика, извиваясь, вползл а в сунду чок и улеглась в

нём. Как только она это сделал а, мальчи к с треском за хлопну л крышку су ндука, запер

3 гр . «Жили –были д ва мышонка, Кру ть и Верть, да пету шок Голосистое Горлышко.

4 гр . «У ворот стоял а принцесса. Бо же мой , на кого она был а похожа от дождя и

непогоды! В ода стекала прямо в н оски башмаков и вытекал а из пяток, а она говорила,

Первая справившаяся группа зачитывает о твет, о стальные следят за ответом и при

Цели: формировать мотивированный интерес к книге и чтению; учить работать с текстом, соотносить иллюстрацию с текстом, создавать текст на основе иллюстрации, отбирать опорные (ключевые) слова, позволяющие создать свой собственный текст, находить нужную книгу в библиотеке, антиципировать произведение по обложке книги, находить нужное произведение в книге.

Планируемые результаты: предметные: находить необходимую информацию в книге; метапредметные: ориентироваться в учебной и художественной книге, узнавать книги по обложке, составлять собственный текст по итогам исследования; личностные: проявлять интерес к чтению и художественной книге.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

— Расскажите одну из сказок Дж. Родари.

III. Актуализация знаний

— Рассмотрите выставку книг. Назовите своих любимых литературных героев.

- Прочитайте тему урока. Определите цель и задачи урока. На какие вопросы мы должны ответить?

— Что вы можете рассказать о выставке? Какие книги на ней представлены? На какие группы можно разделить эти книги?

— Какие переводные книги представлены на выставке? Каких переводчиков вы знаете?

— Перечислите литературные сказки русских писателей.

— Какими другими книгами можно дополнить выставку?

IV. Работа по теме урока

V. Физкультминутка

VI. Продолжение работы по теме урока

1. Презентация книги, принесенной на урок

— Есть ли в вашей домашней библиотеке сборники литературных сказок?

- Какие произведения включены в данную книгу? Какие из произведений вам захотелось прочитать?

— Расскажите, какие произведения из этих сборников вы прочитали. Не забудьте рассказать о книге, в которой она напечатана, назвать автора. Кто художник-иллюстратор?

2. Литературная викторина

Ехал парень на печи.

Прокатился по деревне

И женился на царевне. (Емеля.)

Летела стрела и попала в болото,

А в этом болоте поймал ее кто-то.

Кто распростился с зеленою кожей,

Сделался мигом красивой, пригожей? (Лягушка.)

В диких джунглях он живет,

Волка он отцом зовет.

А удав, пантера, мишка —

Друзья дикого мальчишки. (Маугли.)

Он большой шалун и комик,

У него на крыше домик.

Хвастунишка и зазнайка,

А зовут его. (Карлсон).

Живет в лесной избушке,

Ей скоро триста лет.

И можно к той старушке

Попасться на обед. (Баба-яга.)

Появилась девочка в чашечке цветка,

А размером крошечка чуть больше ноготка.

В ореховой скорлупке девочка спала.

Кто же эта девочка, что нам во всем мила? (Дюймовочка. )

Сидит в корзине девочка

У мишки за спиной.

Он сам, того не ведая,

Живет в поповом доме,

Спит себе на соломе,

Ест за четверых,

Работает за семерых. (Балда.)

Он сына мельника в маркиза превратил,

Затем на дочке короля его женил.

При этом я открою вам секрет:

Был, словно мышка, съеден людоед. (Кот в сапогах.)

— Отгадайте, из какой сказки данный предмет.

— Как называется сказка К. Чуковского, в которой есть такие слова?

Море пламенем горит,

— Как звали младшего сына дровосека, который был ростом не больше пальца? (Мальчик-с-пальчик.)

— Как звали девочку, шившую для своих братьев рубашки из крапивы? (Элиза.)

— Как звали собаку доктора Айболита? (Авва.)

— Любимый музыкальный инструмент Незнайки. (Труба.)

— Как звали капитана, побывавшего в Лилипутии? (Гулливер.)

— Чье копытце, полное водицы, попалось сестрице Аленушке и братцу Иванушке на пути первым? (Коровье.)

VII. Рефлексия

- Нарисуйте в своей тетради смайлик, который отражает ваше отношение к материалу урока.

VIII. Подведение итогов урока

— Какую цель и задачу мы ставили перед собой в начале урока?

— Удалось ли нам достичь поставленной цели?

— Какие вам трудности встретились?

— Что показалось наиболее интересным?

Домашнее задание

Читать произведения, которые больше всего понравились. Принести на урок книги Тима Собакина.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь. Меня зовут Юлия Олеговна, я проведу у вас урок Чтения.

Приветствуют учителя, настраиваются на учебную деятельность и выполняют все указания учителя.

Создание условия для воспитания художественно-эстетического вкуса

Развитие умени я находить наиболее эффективные способы решения учебных задач

Развиттие умения ставить цель

Слушать других, принимать другую точку зрения, развитие навыка правильного, сознательного, выразительного чтения

Мотивация учебной деятельности учащихся

- Я надеюсь вы узнаете много интересного и будете активными.

Внимательно слушают учителя

Развитие навыков сотрудничества со сверстниками, с учителем.

Формулирование познавательной цели;

Осознавать качество и уровень усвоения нового материала.

Строить высказывания, аргументированно доказывать свою точку зрения

Вот и сказка началась.

Жили-были два налима,

Вот и сказки половина.

Жили-были три гуся,

Вот и сказка вся.

- Прочитайте его радостно.

- Прочитайте его грустно.

- Прочитайте с удивлением.

Иметь желание учиться; проявлять интерес к изучаемому предмету

Строить речевые высказывания в устной форме

Координировать самостоятельную деятельность

Уметь выполнять грамотно выражать свои мысли, строить речевые высказывания

- Ребята, что такое сказка?

- Давайте вспомним, какая сказка нам встретилась в речевой разминке?

- На какие две группы мы можем разделить все сказки?

- Как различить народные сказки и литературные?

- Как думаете, какая тема нашего урока?

- Какую цель поставим на уроке?

- Сказка – это один из основных жанров фольклора, произведение волшебного, авантюрного или бытового характера с установкой на вымысел.

- Народные и авторские

- Народные сказки придуманы народом, а авторские имеют автора

- Познакомиться с произведениями, которые мы будем изучать.

Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к уроку

Анализ, синтез, сравнение, обобщение

Фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии

Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью

Изучение нового материала

- Ребята, как вы думаете, с чем мы познакомимся в новом разделе?

- Как думаете, чему научимся?

- Чему будем учиться?

- Ребята прочитайте имя писателя, с творчеством которого мы сегодня ознакомимся, рассмотрите его портрет.

“Мамин Дмитрий Наркисович, псевдоним Сибиряк. Родился 25 октября 1852 года в семье заводского священника. С 1866 по 1868 годы учился в Екатеринбургском духовном училище, а затем до 1872 года в Пермской духовной семинарии. В 1872 году Мамин-Сибиряк едет в Петербург, где поступает на ветеринарное отделение Медико-хирургической академии. В поисках заработка он с 1874 года становится репортером, поставляя в газеты отчеты о заседаниях научных обществ. В 1876 году не кончив курса в академии, Мамин-Сибиряк поступает на юридический факультет Петербургского университета, но через год из-за болезни вынужден вернуться на Урал. В 1891 году Мамин-Сибиряк переезжает в Петербург, где он прожил до самой смерти 2 ноября 1912 года.

- А какие сказки этого писателя вам уже знакомы?

- Что такое присказка?

- Где вы встречались с присказкой? Какие из них вы помните?

- Давайте встанем и немного отдохнем.

Поднимает руки класс-это раз,

Завертелась голова-это два,

Три-руками три хлопка,

На четыре-руки шире,

Пять –руками помахать,

Шесть- на место тихо сесть.

- Продолжаем читать сказку.

- Мы познакомимся со сказками, которые специально для детей написали В. Гаршин, В. Одоевский, Д. Мамин-Сибиряк.

- Мы научимся следить за развитием и последовательностью событий в сказках; пользоваться разными словарями для понимания значения неизвестных слов.

- Отличать литературную сказку от народной;

Сравнивать героев литературной сказки, определять отношение автора к ним.

Нажмите, чтобы узнать подробности

- Ребята, сегодня разговор пойдёт о сказке. Для нас давно стало привычным существование автомобилей, самолётов, космических кораблей. Захотел перенестись на край света – включи телевизор и на экране появятся разные страны, люди, горы, моря и другое. Люди создали больше чудес, чем сказочные герои. Но почему же сказка остаётся такой милой и родной? Почему до сих пор сочиняют сказки? Дело в том, что все взрослые когда-то были детьми, а детям обязательно рассказывают сказки. И чтобы мы не изобрели, куда бы ни занесла нас судьба, сказка остаётся с нами. Сказка родилась с человеком, и пока жив человек, будет жива и сказка.

3. Актуализация знаний.

- Ребята, мы с вами долго готовились к этому уроку, читали много разных сказок, нарисовали иллюстрации к сказкам. Скажите, какие бывают сказки? (ответы детей)

  • Это сказки о животных. В них нет волшебных превращений. Но эти сказки очень забавные. В них медведь добродушный, заяц трусливый, лиса хитрая, волк злой и обманутый.

- Есть ещё сказки про мужиков, солдат, сирот. Они тоже относятся к бытовым сказкам.

- Волшебные. Они всё могут. Превратить лебедя в девицу, построить серебряный дворец, превратить лягушку в царевну, молодца в комара.

У каждого народа есть свои сказки, короткие и длинные, про людей и животных, волшебные и почти без волшебства.

Чему же учит нас сказка? (ответы детей)

Кто не верит – пусть поверит

Я любому гостю рад!

Открывая в сказку двери

Приглашаю все ребят!

4. Работа над сказками.

Сказка, сказка, прибаутка

Рассказать её не шутка.

Чтобы сказочка сначала,

Словно реченька журчала,

Чтоб к концу и стар, и мал

От неё не задремал.

В корзине у меня есть сказочные вещи. Они принадлежат героям русских народных сказок. Этих героев вы хорошо знаете. Угадайте, из каких сказок эти предметы?

А ещё у меня есть сказочные письма, только на них нет обратных адресов. Кто написал эти письма?

- Ох, никак не вытянуть

- Ох, засела крепко.

Но ещё помощники скоро прибегут:

Победит упрямицу дружный общий труд

Кто засел так крепко?

- Сказочники воплотили в главных героях сказок представления русского народа о самых хороших чертах характера. События в сказке происходят таким образом, чтобы многократно испытать героя: его силу, храбрость, доброту, любовь к людям и животным.

- Сегодня ребята выступают в роли героев русских народных сказок. Они приготовили вопросы.

(Ребята по одному выходят к доске и задают вопросы к классу)

- По какому признаку их можно объединить в одну группу? (Все они русские народные сказки).

Красна девица грустна,

Ей не нравится весна,

Ей на солнце тяжко

Слёзы льёт, бедняжка.

Учитель: Назовите главную причину исчезновения Снегурочки. (Она растаяла.)

- Труд человека кормит, а… (лень портит).

- Раз соврал – навек… (лгуном стал).

- Кто других не любит, …(сам себя губит).

- Кончил дело, … (гуляй смело).

- Человек от лени болеет, а …(от труда здоровеет).

- Худо тому, кто … (добра не делает никому).

- Учись доброму, … (худое на ум не пойдёт)

- Горька работа, … (да хлеб сладок).

К какой известной русской народной сказке подходит последняя пословица?

- Чему учит эта сказка? (Эта сказка учит нас тому, что каждый получает то, что он заработал.)

Кому принадлежат эти слова из сказки?

Учитель: Какие признаки русских народных сказок вы знаете? (сказочные зачин и концовка, волшебные предметы, устойчивые сочетания слов)

В сказках тема бывает разнообразная. Вспомните сказки, в которых была такая тема:

Пусть герои сказок дарят нам тепло,

Пусть добро навеки побеждает зло!

Нам пора улететь обратно. И тебе спасибо, Алёнушка. До свидания, мы с тобой ещё встретимся в сказках. (К детям) Дети, становитесь на ковёр, закрывайте глаза. Мы возвращаемся. Ковёр – самолёт поднимается выше и выше. Внизу осталась волшебная страна. Мы летим над горами, над морями, над дремучими лесами. Вот и наша деревня, наша школа. Мы приземлились. Открывайте глаза, мы снова дома. Нас ждут новые путешествия. Эти путешествия вы совершаете со своими верными друзьями – книгами. Каждому из вас дарим книгу сказок.

Читайте также: