Экологический след человека конспект урока

Обновлено: 20.05.2024

Цель: активизировать познавательную деятельность учащихся в области экологии и охраны природы, привлекать внимание детей к экологическим проблемам окружающей среды, воспитывать бережное отношение к природе, формировать умение работать в команде.

Задачи:

  • Учебно-образовательные: мотивировать школьников к самообразованию, способствовать формированию знаний о природе, ее закономерностях.
    Учебно-развивающие: способствовать развитию мышления, внимания, наблюдательности, умения решать задачи, рассчитанные на сообразительность; развивать эмоционально-чувственную сферу личности школьников, развивать творческие способности и применять экологические знания на практике.
  • Учебно-воспитательные: продолжать формирование у учащихся чувства ответственности за состояние окружающей среды; воспитывать бережное отношение к природе нашего края, способствовать сплочению коллектива.

Прогнозируемые результаты:

  • учащиеся расширят представление об экологии, как науке;
  • попробуют найти пути решения некоторых экологических проблем современного мира;
  • осознают, что неправильное, неразумное отношение к окружающей среде и экологии в целом вредит человечеству.

Регулятивные УУД

  • Умение высказывать своё предположение по тому или иному поводу, отстаивать свою точку зрения.
  • Умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
  • Умение составлять план деятельности с одноклассниками.

Познавательные УУД

  • Умение извлекать информацию из текста и иллюстрации.
  • Умение на основе анализа увиденного или услышанного самостоятельно делать выводы.

Личностные УУД

  • Эмоциональное отношение к школе и учебной деятельности.
  • Общее представление о моральных нормах поведения.

Коммуникативные УУД

  • Умение слушать и понимать других.
  • Умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
  • Умение согласованно работать в группах и коллективе.

Оснащение: компьютер, проектор, презентация, видео, маршрутные листы, задания для команд.

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости изменения своего отношения к природе и обеспечения соответствующего воспитания и образования нового поколения.

В современном динамичном, полном противоречий мире проблемы окружающей среды приобрели глобальный масштаб.

Человеку необходимы новые знания, новая система ценностей, которые, безусловно, нужно создавать и воспитывать с детства. С детства надо учиться жить в согласии с природой, ее законами и принципами.

Два мира есть у человека:
Один – который нас творил,
Другой – который мы от века
Творим по мере наших сил.

Сегодня мы с вами отправляемся в очень интересное и познавательное путешествие по экологической тропе. Вам пригодятся знания и смекалка, дружба и находчивость, быстрота и аккуратность выполнения заданий. Действуйте дружно, весело и вам будет сопутствовать удача. Победит тот, кто будет дружнее, активнее и покажет лучшие знания.

Каждая команда получает маршрутный лист (Приложение 1), на котором построен маршрут, согласно которому перемещаются команды, правильно выполнив задания, команда получает конверт с частью пазла, для выполнения основного задания. Собрав все конверты, в конце пути нужно будет собрать пазл.

Из слов на карточке вы составите экологический девиз соответствующий названию вашей команды. (10 минут)

1. Мы не хотим стоять в стороне. Мы за порядок на нашей земле!

2. Береги свою планету. Нет другой такой на свете!

3. Только вместе, только дружно, помогать природе нужно!

Итак, мы начинаем с экологических приветствий. (до 5 баллов)

1. Разгадать шифровку.

2. Назвать факторы влияющие на экологию человека.


Природа – единственная книга, содержание которой одинаково значительно на всех страницах. В.Гёте

Чтобы спасти животных и растения, необходимо ответить на вопросы.

Коллекция специально собранных и засушенных растений.

Самая большая ягода, плод лианы.

Лекарственное растение, имеющее грозное для животных название.

Ценное лекарственное растение, название которого говорит о том, как много у него листьев.

Что без боли и печали вызывает слезы?

Цветок, название которого связано со звоном.

Из чего состоит горб у верблюда?

Родилась в воде, а живет на земле?

Кто спит головой вниз?

Самое крупное животное на суше.

Ответы:

Каждый член команды берет из шляпы 1 загадку.

Обсудив 5 минут, дают ответы.

Очень прочен и упруг, строителям – надёжный друг.
Дома, ступени, постаменты красивы станут и заметны. (Гранит.)

Если встретишь на дороге, то увязнут сильно ноги.
А сделать миску или вазу – она понадобится сразу. (Глина.)

На кухне у мамы помощник отличный,
Он синим цветком расцветает от спички. (Природный газ.)

Он очень нужен детворе, он на дорожках во дворе,
Он и на стройке, и на пляже, и он в стекле расплавлен даже. (Песок.)

Без нее не побежит,
Ни такси, ни мотоцикл,
Не поднимется ракета
Отгадайте, что же это? (Нефть.)

Росли на болоте растения…
А теперь это топливо и удобрения. (Торф.)

Она варилась долго в доменной печи,
Чтоб потом нам сделали ножницы, ключи. (Железная руда.)

А ну, скорей снимите шляпу!
Я дочь космического папы.
И вездесуща и легка, -
Я лед, я пот, я - облака.
Я иней, чай, бульон, туман,
Река, ручей и океан.
Когда я злюсь, то закипаю;
А от мороза - застываю. (Вода)

Ни огня, ни света, а огнем блестит. (Золото)

Из меня посуду тонкую, нежно-белую и звонкую
обжигают с давних пор. Называюсь я. (Фарфор)

Во мне есть вода, но не мокрая,
Огонь – но не жгучий,
Мое твердое тело – бесцветное
И в то же время – разноцветное. (Алмаз)

Покрывают им дороги,
Улицы в селении,
А еще он есть в цементе,
Сам он – удобрение. (Известняк)

Он черный и блестящий,
Людям – помощник настоящий.
Он несет в дома тепло,
От него в домах светло.
Помогает плавить стали,
Делать краски и эмали. (Уголь)

Этот мастер белый-белый
В школе не лежит без дела:
Пробегает по доске,
Оставляет белый след. (Мел)

Нарисовать три комплекта шаблонов в виде дорожных знаков: предупреждающие, запрещающие и информирующие. Задача: нарисовать знаки, запрещающие какую-либо деятельность человека, информирующие о каком-то природном объекте или предупреждающие о чём-либо.

Перед командами рассказ. В течение 5 минут команды должны выявить ошибки, которые допущены в этом рассказе.

"Воскресенье в лесу"

Всю неделю в классе говорили о будущей поездке в лес. В последний момент заболела учительница Анна Васильевна. Но мы решили все же поехать в лес сами. Дорогу мы уже знали, запаслись продуктами, взяли компас, не забыли и транзистор.

Веселой музыкой мы оповестили лес – мы прибыли! Дни стояли жаркие, сухие, но в лесу жара не ощущалась. Знакомая дорога привела нас к березовой роще. По дороге нам часто попадались грибы – белые, подберезовики, сыроежки. Вот это урожай! Кто срезал упругие ножки грибов, кто выкручивал их, а кто и вырывал. Все грибы, которые мы не знали, мы сбивали палками.

Постепенно начали набегать тучи, стало темней, засверкали молнии, загремел гром. Пошел довольно сильный дождь. Но нам было уже не страшно – мы успели добежать до одиноко стоящего дерева и спрятаться под ним.

С охапками луговых и лесных цветов мы подошли к станции. Через час поезд уже подходил к окраине города. Весело прошел день!

Вот так надо вести себя в лесу:

  1. Нельзя идти в лес без учителя (родителей, старших).
  2. Не включать громкую музыку.
  3. Не вырывать грибы, а также не сбивать даже несъедобные; так как разрушается грибница, исчезает лекарство для животных, нарушается сообщество насекомые – грибы – деревья.
  4. Для костра собирать сушняк, а не ломать ветки. В теплую, сухую погоду в лесу разводить костры запрещается.
  5. Не оставлять полиэтилен, так как он плохо разрушается микроорганизмами (полностью разрушается через 220 лет) и металлические банки (разрушаются через 100 лет).
  6. Костер после прогорания следует забросать землей или залить водой до полного прекращения горения.
  7. Не трогать яйца птиц – птица может покинуть гнездо.
  8. Не брать зверят и птенцов из леса в город – если они не погибнут в городе, то погибнут, когда вы захотите снова вернуть их в лес.
  9. Не втыкать в муравейник палочки – нарушаются взаимоотношения в этом сложном сообществе.
  10. Не прятаться во время грозы под одиноким деревом – в него может попасть молния!
  11. Никоим образом не уничтожать змей, даже гадюк.
  12. Луговые и лесные цветы рвать не следует – жизнь сорванных цветов недолговечна. Кроме того, в букет могут попасть редкие и охраняемые растения.

1. Кукушки стали куковать – …
2. Низко ласточки летают – …
3. Синица к избе – …
4. Кулик не велик, а …
5. Соловей запел – …
6. Прилетел кулик из заморья – …
7. Ласточка прилетела – …
8. Гусь летит – …
9. Грач на горе – …
10. Всяк кулик …

1. … весна на дворе.
2. … зима на дворе.
3. … дождь предвещают.
4. … своё болото хвалит.
5. … скоро гром загремит.
6. … морозам больше не бывать.
7. … всё-таки птица.
8. … вывел весну из затворья.
9. … зимушку на хвосте тянет.
10. … вода пошла на убыль.

Отдельные части фраз необходимо так подобрать, чтобы можно было прочесть десять народных примет о птицах.

Ответ: 1 – 6, 2 – 3, 3 – 2, 4 – 7, 5 – 5, 6 – 8, 7 – 10, 8 – 9, 9 – 1, 10 – 4.

Каждая команда вытягивает карточку с рифмами и составляет четверостишие. Время для подготовки 5 минут.

Суть проста: участникам даются определённые рифмы и играющие должны придумать осмысленное стихотворение. Оно может быть юмористическим или философским, главное, чтобы в нём прослеживалась логика.

Правила

На полянку вышел зайка

Обсыпается мой сад,

Видит там синичек стайка

Что поделать? Листопад

Он открыл свою шкатулку

Невеселая картина,

Дал синичкам с маком булку

Опечалена рябина

Задание для участников:

Птицы - границы, леса - небеса.

Почки - листочки, стебель - мебель.

Клёны - зелёный, леса - голоса.

Рефлексия

Задачи:

  • выяснить степень осознанности и усвоения материала мероприятия;
  • создать условия для самостоятельных выводов каждого ученика;
  • обобщить полученные результаты.

Формы, приемы, методы деятельности: наглядный, иллюстративный метод (создание коллажей по теме), метод самооценивания.

Подводятся итоги квеста.

Вывод: нужно защищать и беречь природу нашей Республики, которая столь щедро окружает нас красотой и приносит немалую пользу. У нас очень красивая природа. Мы должны гордиться тем, что живём в таком прекрасном месте. Наша задача сохранить эту красоту для следующих поколений.

Самое ценное и главное сокровище на Земле – любовь: любовь к людям, любовь к растениям и животным, любовь к природе и жизни. Давайте поделимся этим сокровищем друг с другом!

умения анализировать , сравнивать , делать выводы ; 3) Воспитательные :

способствовать формированию научного мировоззрения о бучающих ся ,

воспитанию экологической культуры , бережного отношения к природе .

1. Слайд 1. Вступление . Когда мы вспоминаем о делах человека , ино гда

говорим наСЛЕДил , а иног да - оставил СЛЕД в жизни . Это означает , то чем

человек запомнился дру гим людям , какую память оста вил после себя .

Известные писатели оставляют свой сл ед в литературе , художники – в

искусстве , политики – в истории . Но и каждый человек оставляет свой след

на нашей планете . А какое наСЛЕ Дство оставим мы ? Всегда ли мы може м

2. Слайд 2. Как вы думаете , о каком следе , который оставляет каждый

человек после себя на Земле , будем говор ить мы сегодня ? ( э кологический

3. Слайд 3 . Наша планета очень богата и плодородна , она копила свой

природный капитал миллиарды лет . Всё , что нужно нам для жизни —

производится на нашей планете . Здесь мы строим заводы , дороги ,

4. Слайд 4. К сожалению , мы забираем у планеты больше , че м она может

восполнить , и ее богатств ста новится все меньше и ме ньше , происх одит







Они вызывают боль и отвращение. Мусор постепенно становится монстром цивилизации. Человеку свойственно в процессе деятельности оставлять за собой всевозможный мусор и различные отходы. За одну человеческую жизнь его накапливается очень много. И как человек поступит с ними – зависит от его культуры и воспитанности. Или он сбросит его здесь или – в отведенное для мусора место. Продолжительность разложения отходов:
Автобусный билет – 1 месяц.




Классный руководитель:
- Какие признаки грозной беды являются для планеты?
1.Вырубка лесов.
2.Гибель животных.
3.Загрязнение воды.
4.Загрязнение воздуха.
5.Накопление мусора.
6.Отравление почвы.

-Кто виноват во всех причинах болезни планеты? ( Человек)
-Какие меры по защите планеты вы считаете необходимо применять?
1.Пресечение браконьерской деятельности;
2.Разумное освоение и использование территорий;
3.Охрана редких и исчезающих видов животных и растений;
4.Уменьшение загрязнения окружающей среды.

- А, что вы делаете, чтобы сохранить нашу планету?
Ученик: В нашей школе организовано лесничество. Мы убираем мусор в посёлке, в лесу, по берегу реки Вад.
Огораживаем муравейники.





Ученик: Не рубим деревья, а наоборот сажаем. Ходим на посадку деревьев в лесничество.
Ученик: Не разводим костры в лесу. А если разжигаем, то затем гасим костер, применяя все правила предосторожности, чтобы не возник пожар. В жаркие летние дни следим, чтобы не было возгораний.



Ученик: Бросаем мусор только в контейнеры. Мы должны помнить, что для естественной переработки отбросов иногда требуются долгие годы и даже столетия.
Ученик: (слайд 18) Будем же беречь нашу Землю! Повсюду, на каждом шагу, все вместе и каждой в отдельности! Земля с её биосферой – величайшее чудо, и она у нас только одна. Завтрашний день будет таким, каким мы его создадим сегодня! Мир спасёт надежда, она остаётся жить в каждом человеческом сердце.
Ученик:
Берегите Землю! Берегите!
Времени крутые повороты,
Радость, вдохновенье и заботы,
Древнего родства живые свойства.
Дерево надежды, беспокойства.
Откровения земли и неба.
Сладость жизни, молока и хлеба,
Берегите доброту и жалость,
Чтоб она за слабого сражалась.
Берегите будущего ради.
Это слово из моей тетради.
Всё дарю! И все от вас приемлю,
Только берегите эту Землю!



Ученик:
Всё имеется у вас
На потом и на сейчас
Реки, горы и леса,
Голубые небеса,
Океаны, пальмы, снег.
И я, Земля, одна на всех.
Всё отдать я вам бы рада,
Но обижать меня не надо!
И останусь я тогда
Вся для вас и навсегда.


Методическая разработка содержит конспект, технологическую карту и презентацию урока физики в 7 классе " По следам экологической катастрофы". Тип урока - урок развивающего контроля, применяемая технология - технология деятельностного метода обучения. Урок содержит национальный компонент, предусматривает межпредметные связи физики, математики, биологии, географии и химии

Содержимое разработки



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение





Горячевская Валентина Александровна

Тип урока: урок развивающего контроля

Технология : технология проблемного обучения, деятельностного метода обучения

Цель урока :

1. Образовательные:

(основные понятия, формулы)

осуществить интеграцию предметов: физика, химия, биология; показать связь между ними.

показать применение знаний на практике

раскрыть сущность одной из экологических проблем

2.Развивающая:

развитие мышления, умения делать выводы, анализировать

3 Воспитательная:

воспитание бережного отношения к природе, патриотического чувства любви к малой Родине, формирование познавательного интереса к изучению школьных предметов.

Формировать УУД:

-Личностные УУД: стимулирование самостоятельной поисковой творческой деятельности, пуск механизмов самообразования и самоорганизации, убежденность в возможности познания природы.

-Регулятивные УУД: организация и стимулирование учащимися самостоятельной поисковой творческой учебной деятельности, умение критически оценивать новые знания, делать выводы и обобщения.

- Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; владение монологической и диалогической формами речи.

-Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач.

Оборудование: компьютер, проектор, карта, линейка, пробирки с нефтью и нефтепродуктами.

1. Мотивация учащихся: Ребята, какой город нашей республики является центром добычи нефти? Правильно, Усинск. А кто там был, поднимите руку? Город расположен на правом берегу реки Уса , от которой и получил свое название, в 61 км от Северного полярного круга , в 757 км к северо-востоку от города Сыктывкара ( Слайд 1) Вокруг Усинска расположены буровые установки, выкачивающие из недр земли нефть. ( Слайд 2). На одном из нефтепроводов возникла проблема: произошла авария и разлив нефти . (Слайд 3). Я приглашаю вас в научно –

исследовательскую экспедицию с целью выяснения экологического состояния местности.

2. Актуализация знаний и осуществление пробного действия.

Давайте вспомним основные понятия этих тем. Будем работать в парах. Каждая пара учащихся заполнит небольшую таблицу:

Название физ. величины

Обозначение и единицы измерения

3 . Фиксирование локальных затруднений.

Давайте проверим заполненные таблицы. Учитель называет правильные ответы в колонках таблицы, учащиеся фиксируют свои ошибки .

4. Создание плана по решению проблемы.

Итак, чтобы выполнить задания нашей экспедиции, мы должны поработать над нашими ошибками, еще раз вспомнить эти физические величины, решить задачи. Для этого нам нужно выполнить все задания двух путевых листов

5. Реализация на практике выбранного плана.

Осуществление самостоятельной работы и самопроверки с использованием эталонного образца.

Ответьте на вопросы :

1. Что называют траекторией? Пройденным путем?

2.По какой формуле определяют среднюю скорость? Пройденный путь? Время движения ?

3.Скорость равна 108 км\ч. Выразите ее в м/с.

Решите задачи:

1. Мы с вами вылетим к месту назначения на вертолете. Узнаем, сколько времени мы будем в пути. Определим по карте расстояние от Емвы до Усинска по прямой ( примерно 470 км). Средняя скорость вертолета 300км/ч. Рассчитайте время движения.

2.Если мы поедем на автотранспорте со средней скоростью 80км/ ч, у нас это займет 11,2 часа. Какова протяженность автодороги Емва – Усинск ?

3.Предположим, что мы бы пошли пешком. Рассчитайте среднюю скорость пешехода, если он 3 км прошел за 45 минут, а на следующие 4км потратил 1 час. Сколько времени заняла бы дорога до Усинска?

А теперь проверим правильность заполнения листа №1 ( Слайд 4).

6. Решение задач творческого уровня.

А теперь мы должны выполнить задания путевого листа №2.

Решите задачи:

1. Найти площадь поверхности воды в озере, покрытой нефтяной пленкой , если объем вылившейся нефти 200м 3 , а толщина пленки 0,00002м.

2.Попадание в организм человека 0,013 см 3 нефти вызывает изменения в составе крови. .Найдите массу этой порции нефти.

3. Нефть вытекала из трубопровода 10 часов. Скорость воды в ручье 3км/ч. Какова длина нефтяной полосы , разлившейся за это время по ручью?

Проверим правильность заполнения листа№2. ( Слайд 6).

7. Рефлексия деятельности.

Какой вы находите экологическую обстановку в этой местности? Ваши предложения, что нужно сделать для ее улучшения. Какое значение имеет изучение физики для создания благоприятной экологической обстановки нашего края?

Если вам понравился урок, нарисуйте солнышко.

Если не понравился, тучку.

Спасибо за урок.

Приложения : Раздаточный материал:

1. Лист№1 1. Лист №1

2 . Лист №2 2. Лист№2

3. Презентация 3. Таблица


1. Траектория – это _____________________ ____________________.

2. Пройденный путь – это ________________ __________________.

3. Формула средней скорости :____________________

4. Формула пути : ____________________

5. Формула времени движения _______________

6. 108 км/ч = ___________м/с

1. Узнайте, сколько времени займет путь, если вылететь к месту назначения на вертолете. Определите по карте расстояние от Емвы до Усинска по прямой .Средняя скорость вертолета 300км/ч..

2.Если мы поедем на автотранспорте со средней скоростью 80км/ ч, у нас это займет 11,2 часа. Какова протяженность автодороги Емва – Усинск ?

3.Предположим, что мы бы пошли пешком. Рассчитайте среднюю скорость пешехода, если он 3 км прошел за 45 минут, а на следующие 4км потратил 1 час. Сколько времени заняла бы дорога до Усинска?

Почему нефть образует на поверхности воды тонкую пленку?



1. Найти площадь поверхности воды в озере, покрытой нефтяной пленкой , если объем вылившейся нефти 200м 3 , а толщина пленки 0,00002м.

2.Попадание в организм человека 0,013 см 3 нефти вызывает изменения в составе крови. .Найдите массу этой порции нефти.

3. Нефть вытекала из трубопровода 10 часов. Скорость воды в ручье 3км/ч. Какова длина нефтяной полосы , разлившейся за это время по ручью?


Н ефть– горючая маслянистая жидкость со специфическим запахом, являющаяся важнейшим полезным ископаемым .

По свойствам нефть немного легче воды и практически в ней не растворяется. У нее нет определенной температуры кипения.

Нефть отличается многообразием цветов – она может быть черной, коричневой, вишневой, зеленой, янтарной, желтой. Ее запах тоже бывает совершенно разным – от приятного и даже душистого до отвратительно сернистого.

Залежи этого полезного ископаемого располагаются на глубине от десятков метров до 5–6 км.

Основным процессом переработки нефти является перегонка, при которой из нефти сначала отбираются нефтепродукты: бензины (авиационный или автомобильный), реактивное топливо, осветительный керосин, дизельное топливо и мазут.

Из нефти производится более тысячи смазочных масел, воск, из которого изготавливаются свечи, вощеная бумага и целлофан. Нефтепродукты идут на изготовление копировальной бумаги, красителей для печатания книг и газет. Из нефти для сельского хозяйства производят ядохимикаты и синтетический аммиак, используемый как удобрение. Из нефтепродуктов изготавливают синтетическую пенную резину, пластмассовые плитки, пленку.

Компьютеры на 80–90% процентов состоят из конечного продукта от нефти. С помощью нефти производятся DVD и CD диски.


Нефть оказывает внешнее влияние на птиц, прием пищи, загрязнение яиц в гнездах и изменение среды обитания. Внешнее загрязнение нефтью разрушает оперение, спутывает перья, вызывает раздражение глаз.

Попавшая в организм нефть может вызвать желудочно-кишечные кровотечения, почечную недостаточность, интоксикацию печени, нарушение кровяного давления. Пары от испарений нефти ведут к проблемам органов дыхания у млекопитающих, которые находятся около или в непосредственной близости с большими разливами нефти.

Рыбы подвергаются воздействию разливов нефти в воде при употреблении загрязненной пищи и воды, а также при соприкосновении с нефтью во время движения икры. Разливы нефти могут погубить икру рыб и личинки, находящиеся на поверхности воды..

Нефть вызывает гибель, уменьшает рост, сокращает воспроизводство растений.

Читайте также: