Параллельная связь предложений в тексте 3 класс конспект урока

Обновлено: 04.07.2024

социализация, разр ыв, твор ческ о е к онструирова ние знания, рефлек сия.

Первое задание педагогической мастерской (индуктор) должно мотивировать

учащихся на их дальнейшую творческую деятельность. Важно, чтобы индуктор

помог создать про блемную ситу ацию, сформировать вопр осное состояние у

ребенка, требую щее открытия новых знаний о предмете. Инду ктором в процессе

урока выступает текст. В результате работы с данным инду ктором у чащиеся

преодолевают этап самоконст рукции, в резуль тате которого детьм и создаю тся,

открываются собс твенные гипотезы. Они сами на о снове собственно го

наблюдения получают знания, представления, к оторое не обходимо п редъявить

группе или всем участникам мастерской. Все это п роисходи т н а следующем этап е

социализации - когда ребята делятся своими наблюдениями о тексте и

Элементы самоконстру кции и социализ ации находят реализацию и на следующе м

этапе, когда учащиеся получают зад ание поработать с двумя тестами и обводят те

средства, при помощи к оторых связаны предложения в 1 и 2 текстах. Открытие

нового знания на данном этапе реализу ется через ассоциативно - образное

мышление. Вид сцепления по зволяет вызвать в представл ении ребенк а живой

Важную роль в х оде занятия и главну ю нагрузку несет этап разрыва. Важно,

чтобы у участника мастерской в этот момент возни кло о сознание неполнот ы или

несоответствия старого знания новому, внутренний эмоциональ ны й конфликт,

подвигающий к углублению в проблему . Дети с удивлением вновь делают

открытие перед ними появляется текст, который на перв ый взгля д не обладает

выявленным ими признакам текста. Именно поэтому первое впечатление у них

может слоиться ошибочным. Но они узнают, что это текст Н.В. Гоголя, в котором

реализуется художественн ый замысел автора - показать через речь героя весь ужас

Рефлексия — п оследн ий и о бязатель ный этап — отражение чувств, ощу щений,

возникших у участников во время проведения мастерской. Это богатейший

материал для рефлексии самого мастера, для усовершенствован ия им

- Ребята, перед в ами на столах находятся неболь шие отрывк и. Ознакомьтесь с

ними и попыт айтесь ответить на в опрос, можно ли назвать и х текстами.

Поделитесь сво ими пред положениям и друг с дру гом в группах.

Незабываемое впе чатление остав ила гроза в деревне. Громом называется явле ние

в атмосфере, со провождающее м олнию. Началась она вечером. Светл ая заря, е щё

не закрытая чё рной прибл ижающейся т учей, озаряла ровным светом нашу

спальню. Люблю гр озу в начале мая, когда весенни й первый гром, ка к бы резвяся

и играя , грохочет в небе голубом. В друг страшны й громово й удар потряс весь

дом, и полил д ождь, не п рекращавшийс я в течение целог о часа. Вызываетс я

колебаниями воз духа в резу льтате быстрог о нагревания и расширения в оздуха на

пути молнии. Скв озь незанаве шенные окна постоянно ви дна была молн ия. Не

смолкавшие ни на мину ту раскаты гром а сковали нас и держали в состо янии

непрекращающег ося страха. Казал ось, что какая - то сила сн осит наш домик,

стоящий на вы соком берегу реки и ничем не защ ищённый от ветров. Гремят

раскаты громовые, вот дождик б рызнул, пыль летит, повисли пе рлы дождевые, и

Нажмите, чтобы узнать подробности

На уроке учащиеся познакомятся со средствами связи в описательных текстах с параллельным построением.

Тема: Параллельное построение описательного текста.

Тема: Параллельное построение описательного текста.

1. Речевая гимнастика -Прочитайте отрывок из сказки. … Говорят, царевна есть, Что не можно глаз отвесть. Днём свет божий затмевает, Ночью землю освещает – Месяц под косой блестит, А во лбу звезда горит. А сама-то величава, Выступает, будто пава; Сладку речь-то говорит, Будто реченька журчит. А. Пушкин - Как называется эта сказка? О ком в ней говорится? Что хотел передать автор, описывая царевну? Каким тоном нужно прочитать эти строки? Прочитайте выразительно.

1. Речевая гимнастика

-Прочитайте отрывок из сказки.

… Говорят, царевна есть,

Что не можно глаз отвесть.

Днём свет божий затмевает,

Ночью землю освещает –

Месяц под косой блестит,

А во лбу звезда горит.

А сама-то величава,

Выступает, будто пава;

Сладку речь-то говорит,

Будто реченька журчит. А. Пушкин

- Как называется эта сказка? О ком в ней говорится? Что хотел передать автор, описывая царевну? Каким тоном нужно прочитать эти строки? Прочитайте выразительно.

2 . Наблюдение связей между предложениями в описательном тексте - Прочитайте текст. Определите тип, тему, главную мысль текста. Озаглавьте его. Есть ли между предложениями цепная связь? Стоял яркий солнечный день. Свежий снег сверкал разноцветными искорками. День был морозный, но без ветра. Идти на лыжах было легко. В хвое елей попискивали маленькие лесные синицы, стучал дятел. - Какое предложение текста является самым важным с точки зрения смысла? Почему вы так решили? С какими предложениями оно связано в тексте и как?

2 . Наблюдение связей между предложениями в описательном тексте

- Прочитайте текст. Определите тип, тему, главную мысль текста. Озаглавьте его. Есть ли между предложениями цепная связь?

Стоял яркий солнечный день. Свежий снег сверкал разноцветными искорками. День был морозный, но без ветра. Идти на лыжах было легко. В хвое елей попискивали маленькие лесные синицы, стучал дятел.

- Какое предложение текста является самым важным с точки зрения смысла? Почему вы так решили? С какими предложениями оно связано в тексте и как?

- Сегодня на уроке мы познакомимся с новым типом связи предложений в тексте. Запишите тему урока: Параллельное построение описательного текста.

- Итак, предложения в тексте могут связываться без сцепляющих слов. А какие же средства связи используются в таком случае?

 Стоял яркий солнечный день. Свежий снег сверкал разноцветными искорками. День был морозный, но без ветра. Идти на лыжах было легко. В хвое елей попискивали маленькие лесные синицы, стучал дятел. -Какое предложение текста является самым важным с точки зрения смысла? Почему вы так решили? С какими предложениями оно связано в тексте и как?

Стоял яркий солнечный день. Свежий снег сверкал разноцветными искорками. День был морозный, но без ветра. Идти на лыжах было легко. В хвое елей попискивали маленькие лесные синицы, стучал дятел.

-Какое предложение текста является самым важным с точки зрения смысла? Почему вы так решили? С какими предложениями оно связано в тексте и как?

Вывод. В нашем тексте все предложения, начиная со второго, по смыслу связаны с первым. Они как бы раскрывают его смысл. Такая связь предложений в тексте называется параллельной .

В нашем тексте все предложения, начиная со второго, по смыслу связаны с первым. Они как бы раскрывают его смысл. Такая связь предложений в тексте называется параллельной .

Первый признак параллельной связи: Все предложения текста по смыслу связаны с первым, раскрывают его содержание.

Первый признак параллельной связи:

Все предложения текста по смыслу связаны с первым, раскрывают его содержание.

4. Наблюдение структурной связи предложений в тексте с параллельным построением Дети шли к роднику по узкой тропинке. Над ними сияло холодное голубое небо. Как сказочные замки, поднимались к небу утёсы. В морозной тишине резко стрекотали любопытные сороки. Между кедровых ветвей прыгали серые юркие белки. -Определите тип текста. Какая связь между его предложениями? Выделите главные члены во всех предложениях. Что интересного вы заметили?

4. Наблюдение структурной связи предложений в тексте с параллельным построением

Дети шли к роднику по узкой тропинке. Над ними сияло холодное голубое небо. Как сказочные замки, поднимались к небу утёсы. В морозной тишине резко стрекотали любопытные сороки. Между кедровых ветвей прыгали серые юркие белки.

-Определите тип текста. Какая связь между его предложениями? Выделите главные члены во всех предложениях. Что интересного вы заметили?

Второй признак параллельной связи: Порядок главных членов в предложениях текста с параллельным построением обычно одинаковый (исключение составляет только первое предложение).

Второй признак параллельной связи:

Порядок главных членов в предложениях текста с параллельным построением обычно одинаковый (исключение составляет только первое предложение).

5. Наблюдение тематического единства опорных слов в текстах с параллельным построением

Горный король сидел на троне из каменных скал и свысока посматривал на своих подданных.

На голове у него была шапка из снежного облака.

Глаза у него были, как две полные луны.

Нос его был похож на горную вершину.

Борода его была, как застывший водопад.

Рот его был, как расселина в скале.

Руки его были длинные и толстые, как стволы горных сосен.

Пальцы его были цепки, как еловые ветки.

Ноги его были, как утёсы.

Шуба его была, как снежная гора.

Вот какой был горный король Хийси!

Третий признак параллельной связи: Опорные слова в текстах с параллельной связью объединяются одной темой.

Третий признак параллельной связи:

Опорные слова в текстах с параллельной связью объединяются одной темой.

6. Наблюдение связей в тексте с цепным и параллельным построением Я еду по лесу на лыжах. Тихо стоят деревья. Снежком покрыты вековые сосны и ели. Поляну пересекли заячьи следы. Это беляки пробежали к реке. Там они лакомятся веточками ив. Быстро взлетает глухарь. Он поднял крыльями столб снежной пыли. - Определите тип текста. Какова связь между его предложениями? Между какими предложениями используется цепная связь? Докажите. Назовите звенья цепочек связей. Каковы признаки параллельной связи в тексте? Вывод. Параллельная связь может сочетаться с цепной в одном тексте.

6. Наблюдение связей в тексте с цепным и параллельным построением

Я еду по лесу на лыжах. Тихо стоят деревья. Снежком покрыты вековые сосны и ели. Поляну пересекли заячьи следы. Это беляки пробежали к реке. Там они лакомятся веточками ив. Быстро взлетает глухарь. Он поднял крыльями столб снежной пыли.

- Определите тип текста. Какова связь между его предложениями? Между какими предложениями используется цепная связь? Докажите. Назовите звенья цепочек связей. Каковы признаки параллельной связи в тексте?

Параллельная связь может сочетаться с цепной в одном тексте.

7. Итог урока -Что узнали на уроке о параллельной связи?

7. Итог урока

-Что узнали на уроке о параллельной связи?

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Урок 55
Развитие речи. Параллельная связь в тексте

Цели :

1) закрепление умения определять вид связи в тексте;

2) формирование умения сохранять стилевые и речевые особенности текста при пересказе.

I. Организационный момент.

На доске – слова-термины (см. урок 50).

Задание : сформулировать научные понятия, объяснить эти термины.

II. Проверка домашнего задания.

Учитель. Почему неудачны тексты?

Ученики. Неправильно употреблены местоимения.

Сразу читать правильный вариант.

Упр. 268: один ученик читает текст, остальные учащиеся определяют вид связи предложений в тексте.

III. Исследование текстового материала.

1. Беседа по ключевым словам: чем различаются последовательный и параллельный способы связи? В чём особенность параллельного строения текста – прочитать на с. 120, пересказать. Какова основная мысль этой информации? (Выразительность текста может усиливаться повтором.)

2. Упр. 278 (устно).

Учитель. В чём особенность этих текстов?

Учащиеся. Они имеют параллельное строение.

Учитель. Как правильно прочитать эти тексты, чтобы не было речевой ошибки?

Учитель. Определите, какое настроение возникает.

Учащиеся. Жизнерадостное, приподнятое, оптимистичное.

3. Упр. 279 (устно).

Учитель. Докажите, опираясь на строение второго абзаца, что второй текст – авторский.

(Это задание даётся, если вызывает трудность задание учебника: определить авторскую концовку.)

4. Сопоставление текстов .

Упр. 280: объяснить, чем не нравится первый текст: неуместный повтор местоимения она , так как на него не падает логическое ударение, ведь главное – чем занята девочка.

IV. Закрепление изученного.

Упр. 283 по заданию (1–2 текста на выбор).

Домашнее задание: на выбор упр. 284 или 283 (не сделанные в классе), устно упр. 285 (задание 2) (к уроку 60).

Синтаксис рассматривает текст как несколько предложений, связанных по смыслу и грамматически. Смысловая связь между предложениями определяется основной мыслью (идеей). Грамматическая связь бывает цепной и параллельной. Часто встречается сочетание цепной и параллельной связи — параллельно-цепная.

Цепная связь предложений в тексте

Москва очень похорошела. К ней не применим печальный закон времени — она делается старше по возрасту, но моложе и красивее по внешнему виду. Мне это особенно приятно: я провёл в Москве своё детство и юные годы (А. Куприн).

Характерные признаки цепной связи

  1. Употребление местоимений.
  2. Употребление синонимов и повторов.
  3. Использование вводных слов.
  4. Использование сочинительных союзов в начале отдельных предложений.

(1) Прошло несколько лет, и обстоятельства привели меня на тот самый тракт, в те самые места. (2) Я вспомнил дочь старого смотрителя и обрадовался при мысли, что увижу её снова. (3) Но, подумал я, старый смотритель, может быть, уже сменён; вероятно, Дуня уже замужем. (4) Мысль о смерти того или другого также мелькнула в уме моём, и я приближался к станции *** с печальным предчувствием (А. Пушкин).

Определим средства связи между предложениями:

  • второго предложения с первым — личные местоимения в родительном и именительном падежах (меня — я);
  • третьего предложения со вторым — лексический повтор (я — я; смотрителя — смотритель), контекстный синоним (дочь старого смотрителя — Дуня), глаголы мысли (вспомнил — подумал), сочинительный союз в начале 3-го предложения (но);
  • четвёртого предложения с третьим — местоимения (смотритель, Дуня — того или другого); однокоренные слова и слова одной тематической группы (подумал — мысль, в уме).

Вывод: связь между предложениями — цепная.

Параллельная связь предложений в тексте

Параллельной называется такая связь между предложениями в тексте, когда они содержат перечисление, сопоставление или противопоставление взаимосвязанных действий, событий, явлений:

В полночь, когда я закончил все сборы и вышел во двор посмотреть на погоду, над кровлей ровно гудел ветер. Ярко и чисто сияло далёкое созвездие из пяти белых холодных звёзд. Прозрачные белёсые облачка быстро набегали, и казалось, что весь двор несётся куда-то в чёрную тьму в гудении ветра (По Н. Никонову).

Характерные признаки параллельной связи

  1. Одинаковые временные формы и вид глаголов-сказуемых в разных предложениях.
  2. Однотипность предложений по цели высказывания, эмоциональной окраске, по составу и порядку слов и т. д.

(1) На другой день, ни свет ни заря, Лиза уже проснулась. (2) Весь дож ещё спал. (3) Настя за воротами ожидала пастуха. (4) Заиграл рожок, и деревенское стадо потянулось мимо барского двора (А. Пушкин).

Определим средства связи между предложениями:

  • второе предложение противопоставлено первому, использованы слова одной тематической группы (проснулась — спал), связь — смешанная;
  • третье предложение построено так же, как второе, использованы глаголы прошедшего времени (спал — ожидала), связь — параллельная;
  • четвёртое предложение построено так же, как третье, использованы слова одной тематической группы (пастуха — рожок, стадо), связь — смешанная; Вывод: между предложениями в тексте есть параллельная и смешанная связь — параллельно-цепная.

Большую роль в образовании связи между предложениями в тексте играют союзы, различные частицы, вводные слова и др.

Читайте также: