Конспект по развитию речи ознакомление с художественной литературой

Обновлено: 07.07.2024

Занятие по развитию речи в детском саду. Старшая группа

Цель: учить детей чувствовать и понимать характер образов произведений, взаимосвязь описанного с реальностью; развивать у детей диалогическую речь; воспитывать дружеские отношения между детьми; формировать у детей способность находить положительное решение в конфликтных ситуациях - поиск компромиссного решения, умение считаться не только с собственными желаниями.

Ход занятия

Воспитатель рассказывает детям, как недавно она наблюдала на улице такую картину: сидели на лавочке две подружки и плакали.

- Хотите узнать, что с ними случилось?

Шар надутый две подружки

Отнимали друг у дружки –

Лопнул шар. А две подружки

Посмотрели - нет игрушки,

Сели и заплакали.

- Как вы думаете, из-за чего поссорились подружки? (Из-за шарика, шарик не поделили.)

- Почему они заплакали? (Своей ссорой они добились того, что шарик лопнул.)

- Как нужно было им играть? (Играть вместе, дружно, делиться, уступать, играть по очереди. )

- Хорошо, что потом эти девочки помирились и дальше играли вместе дружно. Ребята, а у вас бывает, что вы тоже ссоритесь друг с другом? Из-за чего возникают ссоры? (Не берут в игру, обижают словами, дерутся, не делятся игрушками и т. д.)

- Да, к сожалению, часто и дерутся, и обижают словами друг друга из- за того, что дети не делятся игрушками.

- А как можно назвать человека, который никогда ничем и ни с кем не делится? (Плохим, жадным, злым, жадиной, эгоистом и т. д.)

- Наверное, жадным быть хорошо? Ему больше всего достается!

- Послушайте стихотворение Я. Акима и догадайтесь, про кого оно.

Кто, выйдя во двор,

Никому из соседей

- О ком это стихотворение? (О жадине.)

- Какого человека называют жадиной? (Того, кто ест один конфету в уголке, кто не дает кататься на велосипеде, кто ничего не дает другим. )

- А вам хотелось бы дружить с жадиной?

- Послушайте, как говорится об этом в стихотворении.

- Ребята, а из жадного ребенка может получиться хороший друг? А просто хорошим человеком он может стать? Автор считает, что из такого человека ничего хорошего не получится.

Не выйдет из жадины

Не назовешь его.

Честно, ребята, скажу –

- Ребята, а вам жалко жадину? (Ответы детей).

- Может, ему можно еще как-то помочь? Как вы думаете? (Простить его, научить делиться, первым предложить самому что-нибудь, подарить игрушку, не обижаться на него, не ссориться, может быть, он поймет - и исправится. )

- Хорошо, что у нас в группе нет таких жадин. А если вдруг появится, мы с вами знаем, как ему помочь.

- Ребята, а как можно назвать человека, который всем, что у него есть, делится с другими? (Хорошим, добрым, нежадным, щедрым, радушным и т.д.)

- Послушайте стихотворение 3. Александровой и подумайте, о каком человеке здесь говорится: о жадном или о щедром?

Подарили нашей Вере

Шарик с красным петушком.

Ой, какой красивый шарик,

Все мечтают о таком!

Но поднялся ветер вдруг,

Шарик выхватил из рук.

Подошла к подружке Таня:

- Ну, чего же мы стоим?

Шарик твой мы не достанем,

Так давай играть моим.

Посмотри, цветок на нем,

Будем с ним играть вдвоем.

- Как зовут героинь стихотворения? (Вера, Таня.)

- Какой шарик подарили Вере?

- Как вы думаете, Тане понравился Верин шарик? (Конечно же, понравился, ей тоже хотелось бы играть с таким шариком.)

- Что случилось с шариком? (Улетел.)

- Что чувствовала Вера, когда шарик улетел? (Отчаянье, горе, жалость к шарику, обиду, что у нее теперь нет игрушки.)

- Как вы думаете, если бы шарик у Веры не улетел, она дала бы Тане поиграть с ним? (Ответы детей).

- Что сделала Таня, когда случилась беда? (Предложила свою игрушку для игры.)

- Почему Таня так поступила? (Потому что она была добрая, отзывчивая, помогла в тяжелую минуту своей подруге, не пожалела своей игрушки, для нее важнее дружба, а не игрушки).

- Ребята, а вы хотели бы дружить с Таней? Почему? (Ответы детей).

- Хорошо, что у нас в группе очень многие дети похожи на Таню. И поэтому вы - дружные ребята.

- Что бы вы сделали.

- Если бы у тебя, Саша, было одно большое яблоко. (Я бы поделился со всеми ребятами, разрезал бы ножом на много частей.)

- Если бы у тебя, Марина, была новая, красивая кукла. (Я бы принесла ее в детский сад и дала бы поиграть всем ребятам.)

- Если бы у тебя, Максим, были разноцветные карандаши и фломастеры. (Я бы раздал всем ребятам, и мы бы вместе рисовали.)

- Если бы у тебя, Света, была бы одна маленькая конфетка. (Я бы подарила ее подруге.)

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект занятия по развитию речи и ознакомлению с художественной литературой в подготовительной группе

Программные задачи: продолжать учить детей передавать содержание сказки, используя при пересказе выразительные средства; продолжать учить подбирать определения к существительным и согласовывать их; закрепить умение детей употреблять в речи глаголы совершенного и несовершенного вида; воспитывать любовь к художественной литературе; развивать внимание, память, мышление.

Словарная работа: хитрая, ловкая, сообразительная, шустрая, недогадливый.

Индивидуальная работа: продолжать учить Настю Б. правильно подбирать антонимы.

Методы и приёмы: поощрение, похвала, вопросы.

Педагогические технологии: педагогика сотрудничества, здоровье сберегающая технология, игровая технология.

Оборудование: фигурки для фланелеграфа (лиса и козёл).

Ход занятия

В: Ребята, сейчас я вам загадаю загадку, слушайте внимательно:

Хвост пушистый, цвет шерсти золотистый,

в лесу живёт, в деревне кур крадёт.

Угадали кто это?

В: Правильно, это лиса (достаю карточку с изображением лисы). А какая лиса?

Д: Рыжая, хитрая, умная, ловкая, быстрая, шустрая.

В: назовите главных героев сказки.

В: О чём говорится в сказке?

Д: В сказке рассказывается о том, что хитрая лиса смогла обмануть козла.

В: Кто в этой сказке умный?

Д: Лиса, потому что она нашла способ выбраться из колодца.

В: Кто в этой сказке глупый?

В: Чем закончилась сказка?

В: Молодцы, а сейчас я прочту вам ещё раз сказку (читаю). Теперь давайте попробуем по очереди пересказать сказку (дети пересказывают).

В: Давайте немного отдохнём.

Физ. мин.

Рыжая лиса по тропинке бежала,

И от скуки хвостиком махала,

Не заметив кочку, вдруг свалилась в бочку.

В: Присаживаемся на места. А теперь, ребята, давайте вспомним, какой была лиса?

Д: Рыжая, пушистая, хитрая, умная, ловкая, быстрая, шустрая.

В: Какой был козёл?

Д: Глупый, недогадливый, невнимательный, серый, рогатый, бородатый.

В: Какой был колодец?

Д: глубокий, холодный, грязный, тёмный, мутный, узкий.

В: Козёл был серым, что ещё может быть серым? (туча, заяц, шуба)

В: Колодец был холодным, что ещё может быть холодным? (снег, лёд, вода, ветер, молоко)

В: Ребята, какую же сказку мы сегодня с вами рассказывали? Как она называется? Какой герой вам больше понравился? Почему? Мне очень понравилось как вы сегодня работали, вы правильно подобрали слова противоположные по значению, смогли пересказать сказку, были очень внимательными и активными.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: продолжать формировать интерес к художественным произведениям; творчеству Н. Н. Носова.

Цель: продолжать формировать интерес к художественным произведениям; творчеству Н. Н. Носова.

Образовательные: учить внимательно и заинтересованно слушать рассказ;

формировать самостоятельность детей в художественно-речевой деятельности; выработать правильное отношение к книге и чтению.

Развивающие: развивать умение поддерживать беседу;

помогать детям понять скрытые мотивы поведения героев произведения.

Воспитывающие: воспитывать у детей избирательное отношение к художественным произведениям, умение ориентироваться в мире книг; - воспитывать навык совместного слушания, умение организованно отвечать на вопросы и спрашивать о прочитанном, внимательно рассматривать иллюстрации, соотносить их со знакомым текстом;

- воспитывать навыки аккуратного обращения с книгой;

- воспитывать чуткость к художественному слову.

Вводная часть занятия.

Воспитатель: - «Собирайся детвора!

Почитать нам всем пора!

Вы уже хорошо знаете, что такое сказка, стихотворение, умеете их различать.

А сегодня мы отправляемся в путешествие по рассказам. В рассказах говорится о том, что случилось в жизни или могло случиться. В рассказе нет чудес и сказочных выражений.

Дети: - Николай Николаевич Носов.

Воспитатель: Правильно, Николай Николаевич Носов. Он очень любил детей и написал для них много рассказов.

Ребята, а кто из вас знает, что такое заплатка?

Дети: Кусок ткани, кожи, нашиваемый на разорванное место для починки.

Основная часть занятия.

У Бобки были замечательные штаны: зеленые, вернее сказать, защитного цвета. Бобка их очень любил и всегда хвастался:

- Смотрите, ребята, какие у меня штаны. Солдатские!

Все ребята, конечно, завидовали. Ни у кого больше таких зеленых штанов не было.

Однажды Бобка полез через забор, зацепился за гвоздь и порвал эти замечательные штаны. От досады он чуть не заплакал, пошел поскорее домой и стал просить маму зашить.

- Ты будешь по заборам лазить, штаны рвать, а я зашивать должна?

- Я больше не буду! Зашей, мама!

- Так я же ведь не умею!

- Сумел порвать, сумей и зашить.

- Ну, я так буду ходить, - проворчал Бобка и пошел во двор.

Ребята увидели, что у него на штанах дырка, и стали смеяться.

- Какой же ты солдат, - говорят, - если у тебя штаны порваны?

А Бобка оправдывается:

- Я просил маму зашить, а она не хочет.

- Разве солдатам мамы штаны зашивают? - говорят ребята. - Солдат сам должен уметь все делать: и заплатку поставить и пуговицу пришить.

Бобке стало стыдно.

Пошел он домой, попросил у мамы иголку, нитку и лоскуток зеленой материи. Из материи он вырезал заплатку величиной с огурец и начал пришивать ее к штанам.

Дело это было нелегкое. К тому же Бобка очень спешил и колол себе пальцы иголкой.

- Чего ты колешься? Ах ты, противная! - говорил Бобка иголке и старался схватить ее за самый кончик, так чтоб не уколоться.

Наконец заплатка была пришита. Она торчала на штанах, словно сушеный гриб, а материя вокруг сморщилась так, что одна штанина даже стала короче.

- Ну, куда же это годится? - ворчал Бобка, разглядывая штаны. - Еще хуже, чем было! Придется все наново переделывать.

Он взял ножик и отпорол заплатку. Потом расправил ее, опять приложил к штанам, хорошенько обвел вокруг заплатки чернильным карандашом и стал пришивать ее снова. Теперь он шил не спеша, аккуратно и все время следил, чтобы заплатка не вылезала за черту.

Он долго возился, сопел и кряхтел, зато, когда все сделал, на заплатку было любо взглянуть. Она была пришита ровно, гладко и так крепко, что не отодрать и зубами.

Наконец Бобка надел штаны и вышел во двор. Ребята окружили его.

- Вот молодец! - говорили они. - А заплатка, смотрите, карандашом обведена. Сразу видно, что сам пришивал.

А Бобка вертелся во все стороны, чтобы всем было видно, и говорил:

- Эх, мне бы еще пуговицы научиться пришивать, да жаль, ни одна не оторвалась! Ну ничего. Когда-нибудь оторвется - обязательно сам пришью.

Воспитатель: - Понравилось ли вам произведение?

Дети: - (ответы детей).

Воспитатель: - Кто главный герой?

Дети: - Мальчик по имени Бобка.

Воспитатель: - Какого цвета были штаны?

Дети: - Штаны и Бобки были зелёного цвета, солдатские.

Воспитатель: - Какое настроение было у Бобки, когда он порвал штаны?

Дети: - Настроение у Бобки было грустное, он чуть не заплакал.

Воспитатель: - А как он порвал штаны?

Дети: - Однажды Бобка полез через забор, зацепился за гвоздь и порвал штаны.

Воспитатель: - Кого он попросил зашить штаны?

Воспитатель: - Что ответила мама?

Дети: - Сумел порвать, сумей и зашить.

Воспитатель: - Как вы считаете, легко ли было Бобке пришивать заплатку? Почему?

Дети: - Бобке было трудно пришивать заплатку, он колол себе пальцы и приговаривал: - Чего ты колешься? Ах ты, противная!

Дети: - Можем, потому что Бобка пришил заплатку сам.

Воспитатель: - Какими должны быть солдаты?

Дети: - Самостоятельными, умелыми, ловкими, быстрыми.

Воспитатель: - Для чего солдатам нужно быть самостоятельными.

Дети: - В армии солдат должен делать всё сам.

Воспитатель: - Стал Бобка умелым и самостоятельным? Почему?

Дети: - Стал, потому что он сам пришил себе заплатку.

Воспитатель: - Что говорили ребята Бобке, когда он пришил заплатку и вышел во двор?

Дети: - Вот молодец! - говорили они. - А заплатка, смотрите, карандашом обведена. Сразу видно, что сам пришивал.

Вывод: Пришивать заплатки и пуговицы должны уметь не только девочки, но и мальчики. Поэтому и мама Бобки хотела, чтобы её сын бал самостоятельным умелым, умел сам исправлять свои ошибки.

Маму я свою люблю, (изображают руками сердце и подносят его к груди)

Я всегда ей помогу:

Я стираю, поласкаю, (далее движения по тексту)

Воду с ручек отряхаю,

Пол я чисто подмету

И дрова ей наколю.

Маме надо отдыхать,

Маме хочется поспать.

Я на цыпочках хожу,

И ни разу ни словечка

Игра с пальчиками, имитация движений.

Воспитатель: - Давайте с вами тоже попробуем пришить заплатку.

Мы отрежем небольшой кусочек ткани. (Он должен быть больше, чем дырка)

Положим на дыру. Возьмем иглу, вденем в нее нитку и пришьем заплатку мелкими, частыми стежками.

Стежки - расстояние между двумя проколами иглы.

Воспитатель: - А сейчас трудное задание: Я перемешаю все иллюстрации, а вам нужно будет разложить их правильно. (в игре принимают участие 2 команды, кол-во иллюстраций по числу соревнующихся. Анализ работ.

Заключительная часть занятия.

Воспитатель: - Ребята, мы сегодня прочитали еще один рассказ Носова. Вы молодцы, слушали рассказ внимательно! Правильно его пересказали. На все вопросы ответили правильно!

активизация в речи детей существительных (названия животных - мышка, заяц, лиса, волк, медведь), прилагательных (серенькая, маленькая, пушистая, шустрая, мягкая, белый, быстрый, косой, трусливый, рыжая, хитрая, пушистая, красивая, большой, косолапый, коричневый);

обучение детей описанию предмета путем вовлечения их в подбор признаков к заданному предмету;

повторение диких животных.

Развивающие :

развитие фантазии;

развитие двигательной активности;

развитие познавательной активности;

Воспитательные :

воспитание доброжелательного отношения друг к другу;

воспитание дружеских отношений.

Предварительная работа:

просмотр картинок к сказке;

Материалы и оборудование :

волшебный мешочек;

лесная поляна;

картинки с главными героями сказки (мышка, заяц, лиса, волк, кабан, медведь).

Ход занятия.

1.Организационный момент.

Дети сидят на стульчиках вместе с воспитателем.

Дети: Варежка, рукавичка.

Воспитатель: Какой теплый домик для пальчиков! Покажите, сколько пальчиков у вас? Как много, и все помещаются в маленькую варежку. На что мы надеваем варежку?

Дети: На руку.

Воспитатель: Правильно, на руку. Поэтому её ещё можно назвать рукавичка.

2.Вхождение в тему (мотивация деятельности) .

Наша варежка осталась

Без хозяина, беда!

А вокруг неё леса.

Что же делать рукавичке?

Воспитатель: Ребята, поможем рукавичке вернуться в свою сказку и найти своего хозяина?

Дети: Да, поможем!

Воспитатель : Сядем дружно мы кружком,

Да поговорим ладком.

Про сказку чудесную,

3.Основная часть.

Воспитатель : Ребята, давайте вспомним, про что же эта сказка.

Воспитатель: Откуда на дороге появилась рукавичка? Чья же она?

Дети: Рукавичку потерял дедушка.

Воспитатель: Кто самый маленький влез в рукавичку?

Дети: Самая маленькая влезла в рукавичку – мышка.

Воспитатель: Кто после мышки влез в рукавичку? ( Лягушка )

Кто больше, чем лягушка влез в рукавичку? ( Зайчик ) Кто больше зайчика влез в рукавичку? ( Лисичка ) Кто больше лисы? ( Волк ) Кто больше волка?

( Кабан) Кто больше кабана? ( Медведь ) Ребята, а чем заканчивается сказка?

( Собачка напугала зверей, и они разбежались, дедушка нашел свою рукавичку ).

Воспитатель: Молодцы! Так старались, что устали! Мы немного отдохнем и опять путешествовать начнем!

Физкультминутка.

Мы немного покружились

И в лесу все очутились.

Мышка-норушка мимо пробежала,

Она нас не узнала.

Зайка-попрыгайка под кустиком сидит

И по сторонам трусишка все глядит.

Мы тихонько поскакали

И его не напугали.

Лисичка-сестричка по тропинке к нам идет,

Мы все глазоньки закроем

И она нас не найдет.

А вот и волк - зубами щёлк !

С ним встречаться не хотим,

От него мы убежим!

Вдруг медведь давай громко реветь ,

Да на нас смотреть!

Воспитатель: Кто это? (Мышка) Какая она? (Серенькая, маленькая, пушистая, шустрая, мягкая) Давайте ее изобразим. Кто может показать мышку?

Воспитатель: Кто это? ( Зайчик). Какой он? (Серый, белый, быстрый, косой, трусливый) А что зайчик любит? (Морковку, капусту). Изобразим зайчика?

Воспитатель: Рыжая, оранжевая, хитрая, пушистая, красивая, мягкая… (Изображают лисичку). Какую лисичку мы показали?

Воспитатель: Серый, зубастый, большой, злой, страшный…

Воспитатель : Давайте покажем, как волк зубами щелкает (показывает вместе с детьми).

Воспитатель: А это кто? Большой, косолапый, коричневый, …

Дети: Лягушки ( описать лягушку, если успеем ).

Воспитатель: Правильно, молодцы! А каких диких животных вы знаете еще? (Белка, ежик, лось).

Воспитатель: Молодцы! Вы меня очень порадовали! ( дети садятся на стульчики )

4.Заключительная часть. Подведение итогов занятия.

Чья это рукавичка была? Кто её хозяин? (дед).

Какие герои сказки вам понравились больше всего? (Ответы детей).

Мной представлено занятие с детьми средней группы по чтению художественной литературы и развитию речи.

Приоритетная образовательная область – развитие речи.

Задачи :

Обучающие :

обучение детей ответам на вопросы по содержанию сказки;

обучение подбору признаков (эпитетов) к заданному предмету;

активизация в речи детей существительных (названия животных - мышка, заяц, лиса, волк, медведь), прилагательных (серенькая, маленькая, пушистая, шустрая, мягкая, белый, быстрый, косой, трусливый, рыжая, хитрая, пушистая, красивая, большой, косолапый, коричневый);

обучение детей описанию предмета путем вовлечения их в подбор признаков к заданному предмету;

повторение диких животных.

Развивающие :

развитие фантазии;

развитие двигательной активности;

развитие познавательной активности;

Воспитательные :

воспитание доброжелательного отношения друг к другу;

воспитание дружеских отношений.

Предварительная работа:

просмотр картинок к сказке;

При планировании я постаралась учесть особенности и возможности детей.

Вводная часть предполагала организацию детей: переключение внимания на предстоящую деятельность, стимуляцию интереса к ней, создание эмоционального настроя, установку на предстоящую деятельность.

Мотивационная ситуация состояла в том, чтобы помочь вернуть рукавичку в сказку.

Основная часть направлена на самостоятельную умственную и практическую деятельность детей и подразумевала выполнение всех поставленных задач.

Само занятие динамично и способствовало развитию двигательной активности детей (физкультминутка).

В заключительной части подводился итог деятельности.

Дети увлеченно занимались предлагаемой деятельностью. Специфика работы с детьми на занятии отражалась в личностно-ориентированном подходе. Робких детей подбадривала, хвалила, чтобы закрепить у них ситуацию успеха. Во время занятия старалась общаться с детьми на одном уровне, поддерживать интерес к занятию на протяжении всего времени. Считаю, что поставленные задачи в соответствии с возрастными особенностями решены.

Продолжительность занятия соответствовала нормам гигиенических нагрузок для детей данного возраста (20 минут).

Читайте также: