Кислород озон конспект урока 9 класс

Обновлено: 07.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Урок химии в 9-м классе по теме "Кислород. Озон. Воздух"

Федорова Елена Леонидовна , учитель химии

Образовательные :

Охарактеризовать кислород по его положению в Периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева.

Познакомить со способами получения и свойствами кислорода и озона.

Изучить состав воздуха.

Совершенствовать умения составления уравнений химических реакций.

Показать роль аллотропных модификаций кислорода в живой и неживой природе.

Воспитательные :

Реализовать экологическое воспитание, решая проблему сохранения кислорода на нашей планете.

Формировать умения работать в парах у каждого учащегося, считаться с мнением соседа и отстаивать свою точку зрения корректно, выполняя лабораторную работу.

Развивающие :

Способствовать продолжению развития устойчивого интереса к химической науке и практике.

Способствовать развитию практических умений при работе с химическим оборудованием и реактивами.

Знакомя учащихся со способами получения кислорода, способствовать развитию исследовательских навыков.

Продолжить формирование умений работать в темпе, экономя время урока.

Вид урока : лабораторный.

Оборудование: штатив с пробирками, спиртовка, спички, лучина.

Реактивы : раствор пероксида водорода, оксид марганца (IV).

I. Проверка знаний.

Расскажите о строении атома кислорода и свойствах этого элемента на основании его положения в Периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева.

Какие степени окисления может проявлять кислород в различных соединениях?

Назовите простые вещества, которые при взаимодействии с кислородом образуют высший оксид, и те, которые в полученном оксиде имеют промежуточную степень окисления.

Бывают ли реакции соединения простых веществ с кислородом эндотермическими? Если да, то приведите пример.

Откуда появляется кислород в атмосфере Земли? Почему его концентрация не уменьшается из-за расходования в процессах дыхания и горения?

Расскажите об областях применения кислорода в технике, промышленности, медицине, химическом производстве. Как окрашены баллоны, в которых хранится кислород?

II. Изучение нового материала: объяснение с помощью таблиц, презентации.

(На слайде – задачи урока ).

В 1774 г. французский ученый А. Лавуазье доказал, что воздух – это смесь в основном двух газов – азота и кислорода. Он нагревал металлическую ртуть в реторте на жаровне в течение 12 суток. Конец реторты был подведен под колокол, поставленный в сосуд с ртутью. В результате уровень ртути в колоколе поднялся примерно на 1/5. На поверхности ртути в реторте образовалось вещество оранжевого цвета – оксид ртути. Оставшийся под колоколом газ был непригоден для дыхания. Этим опытом было доказано, что в воздухе содержится примерно 4/5 азота и 1/5 кислорода (по объему).

Учитель: В конце XIX в. исследованиями было доказано, что в состав воздуха, кроме кислорода и азота, входят еще 5 газообразных простых веществ: гелий Не, неон Ne, аргон Аг, криптон Кг, ксенон Хе. Долгое время не удавалось получить соединения этих элементов. Поэтому их назвали благородными газами. Кроме того, в воздухе содержатся оксид углерода (IV), водяные пары, озон, примеси.

Примерный состав воздуха показан в таблице.

Кислорода в воздухе содержится 78,08%, азота – 20, 95%, инертных газов – 0,93%, углекислого газа – 0,03%, озона – 0.00004%. (Содержание составных частей воздуха указано по объему).

Атомы кислорода могут образовывать два простых вещества – кислород и озон. Молекулы кислорода, как известно, состоят из двух атомов, связанных ковалентной неполярной связью.

В природе озон образуется или во время грозы вследствие электрических разрядов, или при окислении смолы хвойных деревьев. Озон и придает приятный свежий запах воздуху в хвойных лесах и после грозы.

При обычных условиях озон – это газ с характерным запахом, в 1,5 раза тяжелее кислорода. Он гораздо лучше растворяется в воде, чем кислород.

Озон и кислород хотя и состоят из атомов одного и того же химического элемента, но представляют собой совершенно различные вещества.

Озон химически значительно активнее кислорода. Так, например, некоторые вещества (фосфор, спирт) в озоне воспламеняются, каучук становится хрупким, а красители под действием озона обесцвечиваются.

Явление, когда один и тот же химический элемент образует несколько простых веществ, называют аллотропией. Простые вещества, образованные одним и тем же химическим элементом, называют аллотропными видоизменениями этого элемента.

Кислород и озон – это аллотропные видоизменения одного и того же химического элемента – кислорода.

Кислород впервые получили многие химики, не зная, правда, что это за газ.

За кем же закрепили приоритет его открытия?

С кислородом химики сталкивались давно, но установить природу газа им не удавалось. Полагают, что первым кислород получил голландский алхимик-технолог Корнелиус-Якобсон Дреббел (1572-1633) нагреванием нитрата калия:

Лабораторная работа (работа в парах).

(Инструктивная карточка к лабораторной работе на слайде).

Получение кислорода разложением пероксида водорода.

получить кислород разложением пероксида водорода;

доказать наличие кислорода.

Получение кислорода разложением пероксида водорода . В пробирку с пероксидом водорода добавьте катализатор – оксид марганца IV).

Доказательство наличия кислорода . В пробирку с выделавшимся в результате реакции кислородом поместите тлеющую лучину (для этого лучину подожгите в пламени спиртовки, а затем погасите ее).

Что наблюдается в результате реакции? Какие выводы можно сделать?

Планируемый ответ.

В результате лабораторной работы при разложении пероксида водорода наблюдали выделение кислорода.
2 О 2 =2Н 2 О + О 2 ↑.

Доказали наличие кислорода по возгоранию тлеющей лучины.

Учитель : Рассмотрим физические и химические свойства кислорода.

Физические свойства . При нормальных условиях кислород – бесцветный газ, без запаха и вкуса. Температура кипения -183° С, тяжелее воздуха, плотность 1,43 г/см 3 . В 1 литре при н.у. растворяется 0,04 г кислорода.

Кислород образует соединения со всеми химическими элементами, кроме гелия, неона и аргона. С большинством элементов он взаимодействует непосредственно, кроме галогенов, золота и платины.

Такой активный металл, как цезий, самовозгорается в кислороде воздуха уже при комнатной температуре.

С фосфором кислород активно реагирует при нагревании до 60° С, с серой – до 250°С, а водородом – более 300°С, с углеродом (в виде угля и графита) – при 700-800°С:

С кислородом реагируют и металлические вещества.

Составьте уравнение реакции горения магния и алюминия.

Планируемый ответ.

При горении сложных веществ в избытке кислорода образуются оксиды соответствующих элементов:

Рассмотренные реакции сопровождаются выделением как теплоты, так и света. Такие процессы с участием кислорода называются горением.

Кроме указанного типа взаимодействия имеют место и такие, которые сопровождаются выделением только теплоты. К ним прежде всего следует отнести процесс дыхания.

При участии кислорода совершается один из важнейших жизненных процессов – дыхание. Окисление кислородом углеводов, жиров и белков служит источником энергии живых организмов. В организме при участии кислорода совершается один из важнейших жизненных процессов – дыхание. Окисление кислородом углеводов, жиров и белков служит источником энергии живых организмов. В организме человека содержание кислорода составляет 61% от массы тела. В виде различных соединений он входит состав всех органов, тканей, биологических жидкостей. Человек вдыхает в сутки 20-30 м 3 воздуха.

Кислород широко используют практически во всех отраслях химической промышленности: для получения азотной и серной кислот, в органическом синтезе, в процессах обжига руд и др. Процесс производства стали невозможен без кислорода, металлургия использует свыше 60% всего промышленного кислорода. Горение водорода в кислороде сопровождается выделением значительной энергии – почти 286 кДж/моль. Температура пламени достигает 3000°С .Жидкий кислород применяют для изготовления взрывчатых смесей.

Огромная потребность в кислороде ставит перед человечеством серьезную экологическую проблему сохранения его запасов в атмосфере. До настоящего времени единственным источником, пополняющим атмосферу кислородом, является жизнедеятельность зеленых растений. Поэтому особо важно следить за тем, чтобы их количество на Земле не уменьшалось.

Планируемый ответ.

Кислород – основной биогенный элемент, входящий в состав молекул всех важнейших веществ, обеспечивающих структуру и функции клеток – белков, нуклеиновых кислот, углеводов, липидов, а также множества низкомолекулярных соединений.

В результате процесса фотосинтеза масса кислорода в воздухе пополняется.

Кислород является окислителем многих химических веществ как в живой, так и в неживой природе.

Вывод : жизнь на Земле без кислорода невозможна.

III. Закрепление изученного.

Аллотропными видоизменениями являются:
а) фосфор и азот;
б) азот и кислород;
в) озон и кислород;
г) азот и озон.

Значение озонового слоя для жизни на Земле заключается в том, что он:
а) задерживает ультрафиолетовое излучение;
б) обладает бактерицидным действием;
в) предохраняет поверхность Земли от перегрева;
г) задерживает поток мелких метеоритов.

Объем каждого газа: азота и кислорода – в 100 л воздуха составляет:
а) 10 л и 60 л;
б) 78 л и 21 л;
в) 56 л и 25 л;
г) 90 л и 10 л.

Первым состав воздуха установил:
а) М.В. Ломоносов;
б) К. Шееле;
в) А. Лавуазье;
г) Д.И. Менделеев.

К переменным составным частям воздуха относятся:
а) инертные газы;
б) азот и кислород;
в) примеси;
г) углекислый газ и водяные пары.

При сгорании натрия в кислороде образуется:
а) пероксид натрия;
б) оксид натрия;
в) карбонат натрия;
г) гидроксид натрия.

Планируемый ответ.

Аллотропными видоизменениями являются: в) озон и кислород;

Значение озонового слоя для жизни на Земле заключается в том, что он: а) задерживает ультрафиолетовое излучение;

Объем каждого газа: азота и кислорода – в 100 л воздуха составляет: б) 78 л и 21 л.

Первым состав воздуха установил: в) А. Лавуазье;

К переменным составным частям воздуха относятся: г) углекислый газ и водяные пары.

При сгорании натрия в кислороде образуется: а) пероксид натрия.

IV. Подведение итогов урока.

V. Домашнее задание.

Решите экологическую проблему: что такое озоновые дыры и как предупредить их появление?

Разработка открытого урока по теме: "Кислород. Озон." для 9 класса.

ВложениеРазмер
kislorod.ozon_.doc 134.5 КБ

Предварительный просмотр:

Название работы: Кислород. Озон

Место работы: Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 11 Раменского муниципального района (МОУ СОШ № 11)

Предмет: Химия, урок —ознакомление с новым материалом

Тема: Кислород. Озон.

Продолжительность: (1 урока по 45 минут).

Технологии: ИКТ, здоровье сберегающие технологии и групповые.

показать метапредметные связи

-развивающие: развить познавательный интерес, информационную культуру учащихся, развитие коммуникативных навыков;

-воспитательные: воспитать стремление к саморазвитию, навыков самоорганизации, формировать ответственное отношения к учению, навыки здорового и безопасного образа жизни.

показать взаимосвязь человека с окружающей средой, охрана природы

Тип урока: урок — ознакомление с новым материалом.

Формы работы учащихся: индивидуальная, индивидуально — групповая (в парах).

Необходимое оборудование: мультимедийный проектор, компьютеры, раздаточный материал, прибор для получения и собирания газа, лучинка, спички, KMnO4, Н2О2, MnO2.

Метод обучения: лекция с элементами беседы.

Требования к знаниям, умениям и навыкам: Учащиеся должны знать состав, свойства кислорода и озона, составлять уравнения реакций. Анализировать, делать выводы. Применять полученные знания в повседневной жизни.

  1. Организационный момент.
  2. Изучение нового материала.
  1. Вступительное слово учителя:

Сегодня с вами мы говорим

О том, чем дышим мы,

Но разве можно б было, дети,

Жизнь без него тяжёлой бы была

Вернее, не было её бы никогда.

Да и вода состоит из него,

А без воды на Земле- ничего.

Итак, урок о …(кислороде)

  1. Путешествие в историю открытия (выступление ученика)
  2. Положение кислорода в Периодической системе Д.И. Менделеева. Строение атома (самостоятельно). Нуклиды кислорода. Электроотрицательность. Степень окисления.

Кислород в природе представлен 3-мя нуклидами (изотопами ): 16 О, 17 О, 18 О, атомы отличаются по числу содержащихся в них нейтронов: соответственно 8, 9 и 10.

В воде рек, морей и океанов 89% кислорода

Кислород в природе В земной коре кислорода 48%

Это – соли и оксиды

Воздух на 21% (по объёму) состоит из кислорода

Вывод: кислород – самый распространённый элемент на Земле.

Как можно получить кислород. Основываясь на методах Шееле, Пристли и Лавуазье.

Вывод: в лаборатории кислород получаем разложением кислородсодержащих веществ:

а) термическое разложение перманганата калия (марганцовки).

2KMnO 4 t = K 2 MnO 4 + MnO 2 + O 2

б) разложение пероксида водорода (перекиси водорода) в присутствии MnO 2 .

2Н 2 О 2 MnO2 = 2Н 2 О + О 2

Демонстрационный опыт- соблюдение ТБ. Собирание кислорода методом вытеснения воздуха и воды. Доказательство наличия кислорода – по вспыхиванию тлеющей лучины.

Характеристика реакций и условия протекания.

В промышленности – ректификация воздуха.

Почему, несмотря на расходование огромных количеств кислорода, его общее содержание в воздухе заметно не меняется. (дети отвечают – фотосинтез).

6СО 2 + 6Н 2 О = С 6 Н 12 О 6 (глюкоза) + 6О 2

Аллотропия кислорода: кислород и озон.

Аллотропия-явление, когда один и тот же химический элемент образует несколько простых веществ.

Кислород и озон-аллотропные модификации химического элемента кислорода.

6)Получение озона (см. учебник стр.97 рис.27.Озонатор)

7)Физические свойства модификаций кислорода (работа с учебником с.95,99)

  1. Химические свойства кислорода: в молекуле О 2 химическая связь прочная, при образовании 1 моль О 2 из атомов выделяется 493,57 кДж. Поэтому кислород при обычных условиях сравнительно малоактивен.

Без нагревания с щелочными металлами и щелочно- земельными металлами

4Li + O 2 =2Li 2 O + Q (но Na 2 O 2 , KO 2 (K 2 O 4 ))

При нагревании способность резко возрастает.

При нагревании реагирует с большинством простых веществ, кроме инертных газов и благородных металлов.

S + O 2 = SO 2 + Q

C + O 2 = CO 2 + Q

4Fe + 3O 2 = 2Fe 2 O 3 + Q (реагирует с кислородом воздуха)

2Fe + O 2 = 2FeO + Q (кислород пропускают через расплавленное железо )

Рассмотренные выше реакции – реакции горения, являются экзотермическими, в результате них выделяется свет и тепло.

Каковы условия протекания данной реакции, если кислород, находящийся в атмосфере весь не расходуется?

N 2 + O 2 = 2NO – Q (реакция эндотермическая – с поглощением тепла, протекает в электрическом разряде или при очень высоких температурах).

Вывод: В химических реакциях в большинстве случаев кислород – окислитель.

Следовательно, скорость реакции с участием кислорода зависит:

  1. От природы реагирующих с кислородом веществ;
  2. От доступа и концентрации кислорода;
  3. От температуры.

Озона: озон неустойчив, его молекула легко разлагается

О 3 более сильный окислитель, чем кислород из – за образования атомарного кислорода.

PbS + 4О 3 = PbSO 4 + 4О 2

2КI + O 3 + H 2 O = 2KOH + I 2 + O 2 – качественная реакция на озон (бумажка смоченная раствором КI и крахмала – синеет).

Воздействие озона на организм человека: несколько мкг озона в литре воздуха – раздражение дыхательных путей, головокружение, усталость; несколько млг – смертельно опасно.

  1. Роль кислорода и озона в природе. Применение. (см.учебник стр.96,99).
  1. Рефлексия. Лабиринт.

4.Домашнее задание: п. 22-23 , задание 1,3-5

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок химии в 9 классе с использованием ЭОР. Тема урока"Неметаллы: атомы и простые вещества. Воздух. Кислород. Озон"

Ответить Данная работа содержит план-конспект урока-структуру и ход урока, разработку современного урока химии в 9 классе "Неметаллы: атомы и простые вещества. Воздух. Кислород. Озон.


Кислород. Получение кислорода и его физические свойства.

Урок изучения нового материала, позволяющий конкретизировать знания о кислороде как атоме и молекуле, о физических и химических его свойства , способах собирания газа, способах.


Разработка урока "Озон. Аллотропия кислорода"

Цель: сформировать представление учащихся об озоне как о аллотропной модификации химического элемента кислорода, его свойствах и роли в природе, повторить тему о кислороде как химическом э.


Конкурсная работа " Открытый урок «Характеристика подгруппы кислорода. Кислород и озон. "

Конкурсная работа " Открытый урок «Характеристика подгруппы кислорода. Кислород и озон. ".


Конспект урока по химии, 9 класс на тему "Неметаллы: атомы и простые вещества. Воздух. Кислород. Озон"

Методическая разработка предназначена для изучения материала по теме "Неметаллы: атомы и простые вещества. Воздух. Кислород. Озон".


Методические рекомендации к уроку по теме "Кислород.Озон" в рамках ФГОС

Предлагается методическая разработка урока в рамках ФГОС при изучении подгруппы кислорода.

Вид урока: лабораторный.

Оборудование: штатив с пробирками, спиртовка, спички, лучина.

Реактивы: раствор пероксида водорода, оксид марганца (IV).

Ход урока

I. Проверка знаний.

  1. Расскажите о строении атома кислорода и свойствах этого элемента на основании его положения в Периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева.
  2. Какие степени окисления может проявлять кислород в различных соединениях?
  3. Назовите простые вещества, которые при взаимодействии с кислородом образуют высший оксид, и те, которые в полученном оксиде имеют промежуточную степень окисления.
  4. Бывают ли реакции соединения простых веществ с кислородом эндотермическими? Если да, то приведите пример.
  5. Откуда появляется кислород в атмосфере Земли? Почему его концентрация не уменьшается из-за расходования в процессах дыхания и горения?
  6. Расскажите об областях применения кислорода в технике, промышленности, медицине, химическом производстве. Как окрашены баллоны, в которых хранится кислород?

II. Изучение нового материала: объяснение с помощью таблиц, презентации.

(На слайде – задачи урока ).

В 1774 г. французский ученый А. Лавуазье доказал, что воздух – это смесь в основном двух газов – азота и кислорода. Он нагревал металлическую ртуть в реторте на жаровне в течение 12 суток. Конец реторты был подведен под колокол, поставленный в сосуд с ртутью. В результате уровень ртути в колоколе поднялся примерно на 1/5. На поверхности ртути в реторте образовалось вещество оранжевого цвета – оксид ртути. Оставшийся под колоколом газ был непригоден для дыхания. Этим опытом было доказано, что в воздухе содержится примерно 4/5 азота и 1/5 кислорода (по объему).

Учитель: В конце XIX в. исследованиями было доказано, что в состав воздуха, кроме кислорода и азота, входят еще 5 газообразных простых веществ: гелий Не, неон Ne, аргон Аг, криптон Кг, ксенон Хе. Долгое время не удавалось получить соединения этих элементов. Поэтому их назвали благородными газами. Кроме того, в воздухе содержатся оксид углерода (IV), водяные пары, озон, примеси.

Примерный состав воздуха показан в таблице.

СОСТАВНЫЕ ЧАСТИ ВОЗДУХА
Постоянные Переменные Примеси
Кислород О2
Азот N2
Благородные газы
Углекислый газ СО2
Водяные пары Н2О
Озон О3
Оксиды серы
Оксиды азота
Микроорганизмы, пыль

Кислорода в воздухе содержится 78,08%, азота – 20, 95%, инертных газов – 0,93%, углекислого газа – 0,03%, озона – 0.00004%. (Содержание составных частей воздуха указано по объему).

Атомы кислорода могут образовывать два простых вещества – кислород и озон. Молекулы кислорода, как известно, состоят из двух атомов, связанных ковалентной неполярной связью.

В природе озон образуется или во время грозы вследствие электрических разрядов, или при окислении смолы хвойных деревьев. Озон и придает приятный свежий запах воздуху в хвойных лесах и после грозы.

При обычных условиях озон – это газ с характерным запахом, в 1,5 раза тяжелее кислорода. Он гораздо лучше растворяется в воде, чем кислород.

Озон и кислород хотя и состоят из атомов одного и того же химического элемента, но представляют собой совершенно различные вещества.

Озон химически значительно активнее кислорода. Так, например, некоторые вещества (фосфор, спирт) в озоне воспламеняются, каучук становится хрупким, а красители под действием озона обесцвечиваются.

Явление, когда один и тот же химический элемент образует несколько простых веществ, называют аллотропией. Простые вещества, образованные одним и тем же химическим элементом, называют аллотропными видоизменениями этого элемента.

Кислород и озон – это аллотропные видоизменения одного и того же химического элемента – кислорода.

Кислород впервые получили многие химики, не зная, правда, что это за газ.

За кем же закрепили приоритет его открытия?

С кислородом химики сталкивались давно, но установить природу газа им не удавалось. Полагают, что первым кислород получил голландский алхимик-технолог Корнелиус-Якобсон Дреббел (1572-1633) нагреванием нитрата калия:

Лабораторная работа (работа в парах).

(Инструктивная карточка к лабораторной работе на слайде).

Получение кислорода разложением пероксида водорода.

Цель:

  1. получить кислород разложением пероксида водорода;
  2. доказать наличие кислорода.

Ход работы

  1. Получение кислорода разложением пероксида водорода. В пробирку с пероксидом водорода добавьте катализатор – оксид марганца IV).
  2. Доказательство наличия кислорода. В пробирку с выделавшимся в результате реакции кислородом поместите тлеющую лучину (для этого лучину подожгите в пламени спиртовки, а затем погасите ее).

Что наблюдается в результате реакции? Какие выводы можно сделать?

  1. В результате лабораторной работы при разложении пероксида водорода наблюдали выделение кислорода.
    2О2 =2Н2О + О2↑.
  2. Доказали наличие кислорода по возгоранию тлеющей лучины.

Учитель: Рассмотрим физические и химические свойства кислорода.

Физические свойства. При нормальных условиях кислород – бесцветный газ, без запаха и вкуса. Температура кипения -183° С, тяжелее воздуха, плотность 1,43 г/см 3 . В 1 литре при н.у. растворяется 0,04 г кислорода.

Кислород образует соединения со всеми химическими элементами, кроме гелия, неона и аргона. С большинством элементов он взаимодействует непосредственно, кроме галогенов, золота и платины.

Такой активный металл, как цезий, самовозгорается в кислороде воздуха уже при комнатной температуре.

С фосфором кислород активно реагирует при нагревании до 60° С, с серой – до 250°С, а водородом – более 300°С, с углеродом (в виде угля и графита) – при 700-800°С:

С кислородом реагируют и металлические вещества.

Составьте уравнение реакции горения магния и алюминия.

При горении сложных веществ в избытке кислорода образуются оксиды соответствующих элементов:

Рассмотренные реакции сопровождаются выделением как теплоты, так и света. Такие процессы с участием кислорода называются горением.

Кроме указанного типа взаимодействия имеют место и такие, которые сопровождаются выделением только теплоты. К ним прежде всего следует отнести процесс дыхания.

При участии кислорода совершается один из важнейших жизненных процессов – дыхание. Окисление кислородом углеводов, жиров и белков служит источником энергии живых организмов. В организме при участии кислорода совершается один из важнейших жизненных процессов – дыхание. Окисление кислородом углеводов, жиров и белков служит источником энергии живых организмов. В организме человека содержание кислорода составляет 61% от массы тела. В виде различных соединений он входит состав всех органов, тканей, биологических жидкостей. Человек вдыхает в сутки 20-30 м 3 воздуха.

Кислород широко используют практически во всех отраслях химической промышленности: для получения азотной и серной кислот, в органическом синтезе, в процессах обжига руд и др. Процесс производства стали невозможен без кислорода, металлургия использует свыше 60% всего промышленного кислорода. Горение водорода в кислороде сопровождается выделением значительной энергии – почти 286 кДж/моль. Температура пламени достигает 3000°С .Жидкий кислород применяют для изготовления взрывчатых смесей.

Огромная потребность в кислороде ставит перед человечеством серьезную экологическую проблему сохранения его запасов в атмосфере. До настоящего времени единственным источником, пополняющим атмосферу кислородом, является жизнедеятельность зеленых растений. Поэтому особо важно следить за тем, чтобы их количество на Земле не уменьшалось.

  1. Кислород – основной биогенный элемент, входящий в состав молекул всех важнейших веществ, обеспечивающих структуру и функции клеток – белков, нуклеиновых кислот, углеводов, липидов, а также множества низкомолекулярных соединений.
  2. В результате процесса фотосинтеза масса кислорода в воздухе пополняется.
  3. Кислород является окислителем многих химических веществ как в живой, так и в неживой природе.

Вывод: жизнь на Земле без кислорода невозможна.

III. Закрепление изученного.

Аллотропными видоизменениями являются:
а) фосфор и азот;
б) азот и кислород;
в) озон и кислород;
г) азот и озон.

Значение озонового слоя для жизни на Земле заключается в том, что он:
а) задерживает ультрафиолетовое излучение;
б) обладает бактерицидным действием;
в) предохраняет поверхность Земли от перегрева;
г) задерживает поток мелких метеоритов.

Объем каждого газа: азота и кислорода – в 100 л воздуха составляет:
а) 10 л и 60 л;
б) 78 л и 21 л;
в) 56 л и 25 л;
г) 90 л и 10 л.

Первым состав воздуха установил:
а) М.В. Ломоносов;
б) К. Шееле;
в) А. Лавуазье;
г) Д.И. Менделеев.

К переменным составным частям воздуха относятся:
а) инертные газы;
б) азот и кислород;
в) примеси;
г) углекислый газ и водяные пары.

При сгорании натрия в кислороде образуется:
а) пероксид натрия;
б) оксид натрия;
в) карбонат натрия;
г) гидроксид натрия.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по химии в 9 классее по теме Кислород,озон,воздух.

УРОК ХИМИИ В 9 КЛАССЕ

Тема: Кислород.озон,воздух.

2)ознакомить с открытием, методами получения в промышленности и лаборатории кислорода

3)рассмотреть применение кислорода,

Развивающие:1)развивать логическое мышление на основе создания проблемных ситуаций, умение анализировать и синтезировать учебный материал, познавательный интерес, творческие способности, формировать познавательный интерес о единой картине мира, чувство ответственности, выявить экологические проблемы.

Воспитательные: 1)Воспитывать Бережное отношение к окружающей среде.

Организационный момент.

Повторение пройденной темы

Допиш ите уравнения реакций, расставьте коэффициенты методом электронного баланса Слайд 1

3.Изучение новой темы

Сегодня мы рассмотрим самый распространённый элемент. Что это за элемент?

Что же будем изучать сегодня? состав, строение, свойства атом кислорода, молекулы кислорода и вещества; нахождение в природе; открытие и способы получения кислорода, применение кислорода.

1.Состав, строение и свойства атома кислорода

2. Состав, строение молекулы кислорода

3. Состав, строение вещества кислорода

4.Открытие кислорода.

Кислород был открыт Карлом Вильгельмом Шееле в 1772г.,однако опубликовал он свои работы спустя 2 года. (Слайд 5) В1774.Джозеф Пристли получил кислород разложением оксида ртути. (Слайд 6 )Химическую природу кислород в открыл в 1777г. Установил Антуан Лавуазье (Слайд 7)

5.Нахождение в природе

Кислород – один из самых распространенных элементов на Земле. Слайд 8


6. Демонстрация опыта (установление состава воздуха)

Для определения содержания кислорода в воздухе проведем следующий опыт.

Возьмем кристаллизатор с водой, опустим туда поплавок со свечкой и зажжем. Затем накроем химическим стаканом .При внимательным наблюдении за ходом эксперимента можно заметить, что уровень воды в стакане по мере сгорания свечи начинает повышаться. Почему?.Давление в банке по сравнению с атмосферным давлением и вода из кристаллизатора устремляется в стакан. Давление в банке падает потому, что в реакции горения участвует кислород, именно кислород поддерживает горение. При полном израсходовании кислорода объем газа в стакане убавляется на одну пятую часть от первоначального объема воздуха. Слайд 9

7.ФИЗИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА КИСЛОРОДА

Кислород – газ, без цвета и запаха, мало растворим в воде, кислород немного тяжелее воздуха, температура кипения кислорода -183°C, температура плавления -219°.

Определить тяжелее кислород воздуха или легче.Определить относительную плотность кислорода по воздуху. Слайд 10

8 .ПОЛУЧЕНИЕ КИСЛОРОДА В ПРОМЫШЛЕННОСТИ

Кислород получают из воздуха. Воздух под давлением сжижают и охлаждают. Получается голубоватая жидкость. Так как температура кипения жидкого азота (-196°С) ниже температуры кипения жидкого кислорода (-183°C), то азот испаряется раньше кислорода. Жидкий кислород отделяют от испарившегося азот и хранят в стальных баллонах под давлением 15 МПа. Слайд 11

9.ПОЛУЧЕНИЕ КИСЛОРОДА В ЛАБОРАТОРИИ

(показ видео фильма:получение кислорода в лаборатории)

а) разложение перманганата калия

2KMnO4 = K2MnO4 + MnO2 + O2

б) электролиз воды

2O = 2H2↑ + O2

в) разложение пероксида водорода

2H 2O2 = 2Н2O + O2

г) разложение хлората калия

2KClO3 = 2KCl + 3O2

10.СПОСОБЫ СОБИРАНИЯ КИСЛОРОДА Слайд 13

Газообразный кислород собирают двумя способами: путем вытеснения воды и путем частичного вытеснения азота из воздуха. Первый способ свидетельствует о том, что кислород очень мало растворяется в воде, второй – о том, то он тяжелее азота. С помощью тлеющей лучинки можно убедится в том, что воздух, обогащенный кислородом, усиливает горение.

11.ПРИМЕНЕНИЕ КИСЛОРОДА ЧЕЛОВЕКОМ Слайд 14

1.жидкий кислород используют в качестве эффективного окислителя ракетного топлив 2.Кислород используют также для взрывных работ

3.Кислорд используется во всех случаях, когда человеку недостает естественного притока кислорода

4.Кислород используют в специальных газовых горелках

5.Впромышленности кислород используют для интенсификации производственныхпроцессов.

12.Аллотропное модификации кислорода

Во время грозы (в природе),

4.Решение задач Слайд 16

1.Какое количество вещества соответствует 640г кислорода?

2.Сколько молекул содержится в 8г молекулярного кислорода?

3.Сколько граммов кислорода необходимо взять, чтобы там содержалась столько молекул, сколько их содержится в 10г молекулярного водорода

5.Закрепление и обобщение Слайд 17

1.Число электронов во внешнем электронном слое атома, ядро которого содержит 8 протонов, равно

2.Какая связь образуется между атомами кислорода

3.В виде простого вещества кислород содержится в

А.земной коре Б.атмосфере

В.дистиллированной воде Г.граните

4. О химическом элементе, а не о простом веществе кислород идет речь в выражении


-Содействовать развитию у детей осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль.

-Способствовать развитию познавательной активности, умения наблюдать, задумываться над сутью происходящего;

-Подвести учащихся к осознанию экологической культуры, а так же понимания места и роли человека на планете Земля.

Реактивы и оборудование:

Пробирки, держатели, пробки с газоотводной трубкой, химический стакан, стеклянная чашка.

Тип урока: Изучение нового материала.

Средства обучения: лабораторный опыт, мультимедийная презентация.

Л.М. Толстой

Ход урока.

- Здравствуйте, дети! Ребята, надеюсь, что на урок вы пришли с хорошим настроением. Давайте друг другу улыбнёмся и мысленно пожелаем себе успеха.

  1. Мотивационно-ориентационный этап. (3 мин.)? проблемный вопрос:

Сегодня начнем наш урок с вопроса:

Комнату, в которой отсутствует мебель и более мелкие предметы, мы обычно называем пустой и говорим: "В этой комнате ничего нет".

Вопрос классу: Точное ли данное выражение? Действительно ли это так? (Ответ ученика: нет, в комнате есть воздух).

Давайте откроем свои тетради, на полях запишем число, а по центру тему урока.

Ребята, сегодня на уроке вы должны узнать:

- методы собирания газов;

- историю открытия кислорода;

- понятие о кислороде как простом веществе и химическом элементе;

- понятие о озоне и его роли в природе,

а так же научиться:

- собирать простейшие приборы для получения и собирания газов;

- различать понятия кислород как элемент и простое вещество.

  1. Изучение нового материала и первичный контроль. (31 мин.)

Вопросы 1-ой группы (первые парты): Прочитайте §19, с.86-89 до Лабораторного опыта №4 и подготовьте свой рассказ, отвечая на вопросы.

Состав воздуха. Получение, собирание и хранение газов.

  1. Как называется воздушная оболочка Земли?
  2. Что представляет собой воздух?
  3. Какие газы преобладают в воздухе?
  4. Сколько азота и кислорода содержится в атмосфере по объёму (в %)?
  5. Какова молярная масса воздуха?
  6. Каким образом, минуя эксперимент можно определить, тяжелее или легче газ воздуха?
  7. Как можно получить газы в лаборатории?
  8. Какие два способа собирания газов вам известны? В каких случаях можно применять тот или иной способ?
  9. От чего будет зависеть положение сосуда-приемника при собирании газов способом вытеснения воздуха?
  10. Как проверить прибор для получения газов на герметичность?

Вопросы 2-ой группы (вторые парты): Прочитайте §20, с.90-92 до озона и подготовьте свой рассказ, отвечая на вопросы.

Кислород. История открытия кислорода.

  1. Какой химический знак у кислорода?
  2. Какова относительная атомная масса кислорода?
  3. Что подразумевают, когда говорят о кислороде как о химическом элементе?
  4. Какова формула простого вещества кислорода?
  5. Какова относительная молекулярная масса кислорода?
  6. Что подразумевают, когда говорят о кислороде как о простом веществе?
  7. Как связаны имена Дж. Пристли, К. Шееле, А. Лавуазье с кислородом?

Вопросы 3-ей группы (третьи парты): Прочитайте §20, с.92-93 и подготовьте свой рассказ, отвечая на вопросы.

Озон

  1. Что представляет из себя озон? Какова его формула?
  2. Каковы физические свойства озона?
  3. Где и как образуется озон?
  4. Какие вещества при попадании в атмосферу могут разрушать озоновый слой?

Ребята, надеюсь, что вы хорошо ознакомились с новым материалам. Теперь давайте ещё раз повторим основные вопросы нашей темы и выполним несколько заданий, чтобы получше усвоить новый материал.

Итак, так, что же из себя представляет воздух и что вы о нём знаете или узнали нового? [ 1 мин.]

Ответ ученика: Воздушная оболочка Земли называется атмосферой. Она представляет собой смесь различных газов. Основными компонентами воздуха являются такие газы как азот и кислород. По объёму азота в воздухе 78%, а кислорода – 21%. Молярная масса воздуха равна 29 г/моль. Газы, у которых молярная масса меньше, чем 29 г/моль называются газами легче воздуха, а те, у которых она больше 29 г/моль – газами тяжелее воздуха.

Молодец, всё верно. (можно создать презентацию) А теперь ребята посмотрите на экран. Вверху расположены газы. Вам необходимо расположить эти газы сверху горизонтальной стрелки, если газ легче воздуха и снизу – если газ тяжелее воздуха. [ 2 мин.]

А теперь проверьте себя и на полях пометьте, сколько газов вы разместили?.

Ребята, вы познакомились с двумя способами собирания газов. Пользуясь схемой на объясните в каких случаях можно применять тот или иной способ?

Ответ ученика: Собрать газ можно двумя методами: вытеснением воды и вытеснением воздуха. Методом вытеснения воды можно собрать только нерастворимые в воде газы (например: кислород, азот, водород), а методом вытеснения воздуха можно собрать как растворимые, так и нерастворимые в воде газы. Причём, если газ легче воздуха, то сосуд для сбора газа нужно держать дном вверх, а если тяжелее воздуха, - то дном вниз. [ 1 мин.]

Верно! Теперь давайте попробуем самостоятельно собрать прибор для собирания газов. Возьмите на столе карточки с лабораторным опытом №4. Внимательно прочитайте инструкцию и выполните лабораторный опыт. Но перед выполнением лабораторного опыта, хочу вам напомнить правила работы с химическим оборудованием и химической посудой: выполняйте работу аккуратно, не торопитесь, друг друга не толкайте, помните, что вы работаете со стеклянной посудой – если нечаянно разбили посуду, то необходимо сообщить об этом учителю и не трогать разбитое стекло руками. Пробирку в держатель закрепляют около горлышка пробирки. [ 7 мин.]

Лабораторный опыт №4

Сборка простейших приборов для получения и собирания газов.

  1. Из имеющихся на вашем рабочем столе частей соберите один из приборов для получения газов в химической лаборатории и укрепите в держателе для пробирок.
  2. Оформите результаты в таблицу и выполните задания.

Цель : получить представление о простейших приборах для получения газов, научиться собирать газы.

РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ.- смотри архив.

Задание 1: Укажите использованное вами оборудование.

Задание 2: Ответьте на вопросы, приведённые ниже (устно):

А) Как следует проверять приборы на герметичность?

Б) Почему надо проверять прибор на герметичность?

-- Надеюсь, что все справились с заданием. А теперь проверьте свою работу (можно по слайду на экране)

Задания проверяем устно: Ответы учеников

  1. Пробирки, пробка с газоотводной трубкой, держатель для пробирок, резервуар с водой.
  2. А) для проверки прибора на герметичность следует закрыть пробирку пробкой с газоотводной трубкой и опустить конец последней в воду. Пробирку согреть в руках или подогреть на спиртовке. При выделении пузырьков – прибор герметичен.

Б) Прибор проверяем на герметичность для избежания утечки газа и для соблюдения ТБ.

Ребята, что вы знаете и узнали нового о кислороде? [ 1 мин.]

Ответ ученика: Химический знак кислорода О. Его относительная атомная масса равна 16. Простое вещество кислород состоит из 2-х атомов, его формула О2. Следовательно молярная масса вещества кислорода равна 32. Кислород – это газ, без запаха, без цвета и без вкуса, не ядовит.

Да, всё верно. Как вы заметили данный элемент и простое вещество образованное атомами этого элемента имеют одинаковое название – кислород. Вам необходимо уметь различать когда речь идёт о элементе, а когда о веществе.

Сейчас мы с вами немного отдохнем и поиграем. Ребята, встаньте из-за парт. Я вам буду говорить утверждения, а вы определите в каких утверждениях речь идёт о элементе, а в каких – о веществе. И если речь идёт о элементе, вы согинаетесь и опускаете руки вниз, а если о веществе, то поднимаете руки вверх. [ 2 мин]

  1. Кислород мало растворим в воде.
  2. В состав сахара и глюкозы входит кислород.
  3. Баллоны с кислородом окрашивают в голубой цвет.
  4. В состав воды входит кислород.
  5. Для дыхания человека и животных необходим кислород.
  6. Самым распространенным в земной коре является кислород.

Молодцы! А теперь давайте сделаем глубокий вдох, побольше кислорода наберём в лёгкие, чтобы он с кровью поступил в клетки головного мозга и мы легче запомнили новый материал.

А что мы знаем про историю открытия кислорода? Об этом нам расскажут ….. . А все остальные внимательно слушайте и фамилии учёных, которые имеют отношение к открытию кислорода записывайте в тетрадь.

(ребята могут рассказать около доски, а портреты можно демонстрировать на экране)[3 мин.]

1750 год Михаил Васильевич Ломоносов провёл опыты и доказал, что в состав воздуха входит вещество, которое окисляет металл.

1772 год Шведский химик Карл Вильгельм Шееле получил кислород.

1774 год Независимо от Шееле кислород был получен английским химиком Джозефом Пристли из оксида ртути.

Та история простая.

Джозеф Пристли как-то раз,

Окись ртути нагревая,

Ярче в нем горит свеча.

А не вреден для дыханья.

(Не узнаешь у врача.)

Новый газ из колбы вышел!

Никому он не знаком:

Этим газом дышат мыши

Под стеклянным колпаком.

Человек им тоже дышит!

Джозеф Пристли быстро пишет:

Эта мысль весьма нова.

Здесь у химика от счастья

И от воздуха от части

(От его важнейшей части!)

Кошка греется на крыше.

Солнца луч в окошко бьет.

Но главная фигура в истории открытия кислорода – великий французский химик Антуан Лоран Лавуазье, который дал название веществу – кислород.

Из атомов мир создавала Природа:

Два атома легких взяла водорода,

Прибавила атом один кислорода,

И. получилась частица воды,

Море воды, океаны и льды .

И кислород стал

С кремнием он обернулся песчинкой.

В воздух попал кислород,

Из голубой глубины океана.

Первые птицы и первые звери,

Первые люди, что жили в пещере.

Огонь добывали с помощью трения,

Хотя и не знали причины горения.

Роль кислорода на нашей земле

Понял великий Лавуазье.

Спасибо. Продолжим наш урок и поговорим о таком веществе как озон. Расскажите, что вы узнали об этом веществе? [2 мин.]

Ответ ученика: Молекулы озона состоят из трёх атомов кислорода. Озон – газ с резким раздражающим запахом, токсичен. Он образуется в воздухе во время грозы, при взаимодействии смолы хвойных деревьев с кислородом, при работе копировальных аппаратов и лазерных принтерах. В верхних слоях атмосферы Земли образуется озоновый слой, который защищает нашу планету от губительного излучения.

Молодцы, всё верно.

  1. Итоговое закрепление полученных знаний. (7 мин.)

А теперь вы проверите себя, и выясните, что на уроке вы хорошо запомнили, а что необходимо ещё подучить дома, выполнив тест. – смотри архив.

  1. Этап организации домашнего задания. (2 мин.)

§19, §20 ; упражнения 8, с. 90 и 5,6, с.93.

Для сильных: дополнительно решить задачу 7 на с.90.

  1. Оценочно-рефлексивный этап. (1 мин.)

Подведение итогов (возвращение к эпиграфу)

Читайте также: