Падеж имен существительных 6 класс конспект урока

Обновлено: 02.07.2024

Методы и приемы : слово учителя, наглядный метод, метод эвристической беседы, метод самостоятельной работы.

Цели : отрабатывать умение определять падеж имен существительных

Задачи урока :

Образовательная :

различать падежи по совокупности их признаков; развивать умение употреблять существительные в нужном падеже.

Развивающие:

осуществлять системно-деятельностный подход;

развивать критическое мышление;

формировать УУД (личностных, регулятивных, познавательных, знаково-символических, коммуникативных):

развить умения формулировать и доказывать свою точку зрения;

развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать;

развивать умение применять новые знания;

формировать творческие, речевые способности учащихся;

формировать логическое умение;

развивать умения опираться на изученный материал.

3.Воспитательные:

воспитывать патриотизм, интерес и уважение к родному языку;

воспитывать ценностное отношение к слову;

развивать коммуникативные УУД;

создать благоприятную атмосферу поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;

воспитывать самостоятельность, чувство коллективизма.

Планируемые образовательные результаты

Отработка умения определять падеж имен существительных, актуализация знаний учащихся по особенностям несклоняемых существительных

Метапредметные :

формирование ценностного отношения к своему культурному наследию, формирование нравственных ценностей, умения работать индивидуально и в коллективе

воспитание интереса к предмету через разнообразные виды работы; умение работать индивидуально, находить общие решения; умение соотносить свои действия с планируемым результатом, корректировать свои действия

Оборудование : мультимедийное оборудование ( проектор, компьютер, кран, раздаточный материал ( карточки).

Здравствуйте, ребята! Надеюсь, что эта песенка вызвала у вас улыбку. Доброму делу – доброе начало.

2. Повторение теории.

– Давайте прочитаем слова.

День, барсук, камень, бирюза, ночь, улица, солнце, перекресток, остановка, оттенки.

Какой частью речи являются данные слова?

Какая часть речи называется именем существительным? ( на доску вывешиваются таблички: часть речи, предмет, кто?, что?).

3. Актуализация знаний

1) В Эстонии – 14 падежей, а Финляндии – 15. А вот в Венгрии целых 22.

В Дагестане – 50. А вот у китайцев, нет! В русском языке 6 падежей.

– О чем пойдет речь сегодня на уроке?

– Откройте тетради и запишите число, классная работа.

4.Постановка цели.

-Что мы должны положить в наш рюкзак?

1.Падежи и вопросы к ним.

2.Умение находить имена существительные и определять падеж.

Сколько падежей в русском языке?

Давайте повторим падежи и вопросы к ним.

5.Первичное закрепление.

Велик телом, да мал делом. (Т.п)

Дело шуток не любит. (И.п.)

От слова до дела целая верста. (Р.п)

И умен, и крепок, и в деле гож. (П.п.)

Всех дел не переделаешь. (Р.п.)

Жизнь дана на добрые дела. (В.п.)

Умен на словах, да глуп на делах. (П.п.)

Языком не спеши, а делами не смеши. (Т.п.)

По твоим делам о тебе судят. (Д.п.)

Дела как сажа бела. (И.п.)

Делу время, потехе час. (Д.п.)

Дело знай, а правду помни. (В.п.)

За делом и день пролетел незаметно. (Т.п.)

Хороша вера у дела. (Р.п.)

По одной пословице на парту. Через 1 мин. проверяем . Ответы на слайде.

– Как вы поняли смысл пословицы Велик телом, да мал делом.

Лист самооценки. (ученик оценивает себя самостоятельно).

— посчитайте, сколько существительных в данном тексте.

-Перечислите их.

Найдите существительные и определите падеж. (1гр.-И.п., 2гр.-Р.п. и т.д.)

1. Октябрь листвой калёною засыпал чёрный пруд.

2. Осень рощи подожгла.

3. Под дубом спрятался домик.

4.Грустно стоять одному у дороги.

5.Кто-то в телеге по ельнику едет.

6. Тот герой, кто за родину горой.

Из предложенного текста выписать предлоги, которые употребляются с данным падежом. ( Каждая группа определяет падеж с предлогом).

Вывод: Не все падежи имеют ПРЕДЛОГ.

Работа с учебником.

1.Упр. 524 ( на доску через презентацию).

Полминутки для шутки.

Ленительный падеж

Спросили Лежебокина:
— А ну-ка, расскажи,
За что так ненавидишь ты,
Не любишь падежи?
Давным-давно все школьники
Их знают на зубок.
Их за два года выучить
Лишь ты один не смог.
Ответил он рассерженно:
— В том не моя вина.
Пусть им сперва ученые
Изменят имена.
Ведь я падеж творительный
Нарочно не учу:
Трудиться,
А тем более
Творить
Я не хочу.
Такой падеж, как Дательный,
Я с детства не терплю:
Давать,
Делиться чем-нибудь
С друзьями
Не люблю.
Предложный ненавижу я:
Чтоб не учить урок,
Приходится выдумывать
Какой-нибудь предлог.
А на падеж Винительный
И вовсе я сердит:
Отец во всякой шалости
Всегда меня винит.
— Да, переделка, кажется,
Серьезная нужна.
А сам ты смог бы новые
Придумать имена?
— Давно придумал:
Взятельный,
Грязнительный,
Лежательный,
Грубительный,
Ленительный
И, наконец,
Простительный!
Г. Граубин

За что Лежебокин не любит падежи?

А для чего нужны падежи? (чтобы грамотно писать, отличать подлежащее от дополнения и правильно согласовывать слова в словосочетаниях)

-Что ещё мы с вами положим в рюкзак знаний, ребята?

Домашнее задание: параграф 98, упр. 523

А теперь, заполните таблицу о падежах, если вы согласны с утверждением, то напротив ставьте +, если сомневаетесь, то ?
Утверждения Поставьте знак + или ?
Я знаю падежи
Я умею определять падеж имени существительного
Я умею ставить существительное в нужный падеж
Я умею составлять словосочетания с существительным в нужном падеже
Я умею выписывать словосочетания и определить падеж существительного

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Урок русского языка в 6 классе.

Система падежей в русском языке и типы склонения имён существительных.

-дать представление об основании деления существительных на три типа склонения и о начальной форме существительного;

- формировать умение находить начальную форму и определять склонение существительных.

Списать , вставить пропущенные буквы , произвести синтаксический разбор , составить схему предложения.

З..мля (не) т..ряла т…пла до рас(с)вета , и б…гровая пелена день и ночь в…села над г…ризонтом.

III . Объяснение нового материала.

1) Беседа по вопросам:

- Какие морфологические признаки можно определить у имён существительных?

- Как называется изменение существительных по падежам?

- Сколько в русском языке падежей?

2) Просклоняйте существительные тишина , месяц, ночь по падежам.

Им. тишина , месяц, ночь

Р.п. тишины , месяца , ночи

Д. п. тишине, месяцу, ночи

В.п. тишину, месяц, ночь

Т.п. тишиной, месяцем, ночью

П.п. о тишине, о месяце, о ночи

3)Чтение и анализ материала в учебнике ( практика) на стр. 35.

4) Беседа по вопросам:

- По какой форме имени существительного определяется склонение?

- Какие склонения выделяются в русской грамматике?

- Какие имена существительные относятся к первому склонению? второму? третьему?

IV . Закрепление материала.

1)Запишите слова , распределив их в три столбика.

Рожь, тополь, брошюра, цыган, местность, территория, договор, аккорд, луч, шалаш, цифра, чувство, аллея, ветка, ветвь, ель, ёлка, профессия.

2) упр. 83. Прочитайте, докажите , что перед вами текст. Определите тему и основную мысль.

Выпишите имена существительные , определите морфологические признаки.

Ночь (ж.р., з скл., ед. ч., им.п.), час ( м.р., 2 скл., ед.ч., в.п.), на крыльцо ( ср.р., 2 скл.. ед. ч., в.п.), капля ( ж.р., 1 скл.. ед.ч.. и.п.), с крыши ( ж.р.. 1 скл., ед. ч. , р.п.), на землю ( ж.р.. 1 скл.. ед.ч.. в.п.), при свете ( м.р.. ед.ч., 2 скл.. п.п.), туманы ( м.р., мн.ч., 2 скл., им. п.), на берегу ( м.р., ед. ч., 2 скл., п.п.), моря ( ср.р., ед.ч., 2 скл., р.п.), от света ( м.р., ед.ч., 2 скл., р.п.), до восхода ( м.р.. ед.ч ., 2 скл., р.п.), лучах ( м.р., мн.ч., 2 скл., п.п), из тумана ( м.р., ед.ч., 2 скл., р.п.) , озеро ( ср.р., ед.ч., 2 скл., и.п.) , тетерев ( м.р., ед.ч., 2 скл., им. п.), из болота ( с.р., ед.ч., 2 скл., р.п.), стая ( ж.р., 1. скл.. ед.ч.. им.п.).

- Какие морфологические признаки можно определить у имён существительных?

- Какие имена существительные относятся к первому склонению? второму? третьему?

Внимание Скидка 50% на курсы! Спешите подать
заявку

Профессиональной переподготовки 30 курсов от 6900 руб.

Курсы для всех от 3000 руб. от 1500 руб.

Повышение квалификации 36 курсов от 1500 руб.

Лицензия №037267 от 17.03.2016 г.
выдана департаментом образования г. Москвы


Конспект урока "Падеж имён существительных"

Цель: проверить и закрепить навыки учащихся в умении ставить падежные вопросы; определять падеж существительных и их синтаксическую роль в предложении.

Образовательные: развивать умение различать падежи по совокупности их признаков; развивать умение употреблять существительные в нужном падеже.

Развивающие: осуществление системно-деятельностного подхода; развитие критического мышления;

формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных, знаково-символических, коммуникативных):

развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;

развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;

развивать умение применять новые знания;

формирование логических умений;

развитие умения опираться на изученный материал

воспитание интереса и уважения к родному языку;

воспитание ценностного отношения к слову;

развитие коммуникативных УУД;

создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;

воспитывать самостоятельность, чувство коллективизма

Проверка домашнего задания

- что мы узнали на прошлом уроке?

- какое задание вы получили?

- проверка выполненной работы (по рядам)

- какой вывод можно сделать в результате проделанной работы? ( В русском языке существительные изменяются по числам, но есть такие, которые имеют форму только единственного или только множественного числа)

- подберите синонимы к слову темнота

- приведите типы склонения имён существительных.

1). Определите лексическое значение данного слова

2). Определите его морфологическую принадлежность

3). Разберите слово по составу

4). Подчеркните орфограмму и объясните её

5). Подберите однокоренные слова

6). Составьте с данным словом предложение

Работа над темой урока.

- Сколько в современном русском языке падежей?

- Назовите падежи и их вопросы.

- Почему у каждого падежа по два вопроса?

3). Историческая справка.

В древнерусском языке был ещё и седьмой падеж – звательный. Он обозначал лицо, к которому обращались. Сейчас эту роль выполняет И.п.

4). Работа с учебником:

- чтение материала для наблюдения №2 ( с.209)

- чтение теоретического материала

5). Работа с перфокартой:

Что за бабочки в косичках у моей младшей сестрички? ( Банты)

- постановка ударения. Объяснение учителя правильной постановки ударения.

- показательное чтение стихотворения, записанного в перфокартах

- выявление повторяющегося слова

- определить в одной ли форме оно употреблено

- чтение стихотворения учащимися с правильным ударением в слове банты

- определение падежа выделенных слов

Банты Алла потеряла,

И о бантах плачет Алла.

Бабочки летят сюда!

Эти банты прилетели,

На косички Алле сели.

Бантами довольна Алла:

О таких она мечтала.

Алла новым бантам рада.

Ей других совсем не надо!

1). Выполнение упр. 502

2). Определение падежа ( дети должны определить , какие падежи участвуют в диалоге)

Что делает падеж?

Однажды у Падежей спросили:

- Зачем вы нужны существительному?

- Как зачем? - удивились падежи. – Мы указываем на отношение нашего существительного к другим словам в предложении!

- Я, например, могу указать на отношение действия и места. Смотрите: сидеть на стуле, быть в доме. ( Предложный)

- А я могу указать на действия и орудия, которыми выполняется это действие. Например, бить молотком, рисовать красками. (Творительный)

- А я – на действие и объекты: читать книгу, хвалить ученика. (Винительный)

- Ну а я могу указать на отношение целого предмета и его части. Смотрите: ветка берёзы, стрелка часов. ( Родительный)

План урока по пусскому языку в 6 классе. Склонение имён существительных. Правописание падежных окончаний

воспитывать интерес к русскому языку , умение видеть красоту природы.

Оборудование: 1. Мультимедийная установка;

2. Презентация и план-конспект к уроку.

3 Карточки, раздаточный материал, индивидуальные задания для учащегося с ОПФР

І. Организационный момент. (слайд 1)

ІІ. Повторение ранее изученного

· Словарная работа (слайд 2)

Записать слова в тетрадь, вставить пропущенные гласные(слайд3)

Ш..пот, ш..лковый, ш..в, ш..рох, капюш..н, пощ..чина, подж..г (глаг.), ож..г (сущ.), ш..колад, реш..тка, ж..нглёр, ш..фёр, пш..нка, щ..голь, ш..ссе.

· Проверяем (слайд 4)

Шёпот, шёлковый, шов, шорох, капюшон, пощёчина, поджёг (глаг.), ожог (сущ.), шоколад, решётка, жонглёр, шофёр, пшёнка, щёголь, шоссе.

· Работа в группах. Вспомним раннее изученное (слайд 5-6)

Имя существительное – это … .

Имя существительное изменяется по… .

Имена существительные бывают… .

Имена существительные имеют… род .

Имена существительные бывают… числа.

В предложении имя существительное…

Имена существительные изменяются по…

Падеж неизменяемых имён

существительных можно определить …

· Решить тестовые задания (слайд 7)

1. Укажите строку, в которой все существительные употребляются только в форме множественного числа:

а) мёд, чернила, грабли;

б) дрожжи, зверьё, носилки;

в) железо, сахар, румяна.

2. В каком ряду все имена существительные общего рода:

а) плакса, староста. забияка;

б) порог, девочка, маэстро;

в) Заводила, запевала, папа.

3. Укажите строку с ошибками:

а) Написать письмо Корнелюк Игорю, Корнелюк Марии;

в) Встретиться с Толей Горенко и Вадимом Рябых.

· Проверим (слайд 8)

ІІІ . Изучение нового материала

- А теперь сформулируем цели нашего урока:

1. Повторить сведения о 1, 2. 3-м склонениях имён существительных;

2. Развивать умения определять склонение имени существительного;

3. Воспитывать интерес к русскому языку , умения видеть красоту природы.

І V . Работа с таблицей учебника с. 126 (слайд 10)

· Рисунки с изображением зари (слайд 11)

· Работа на упражнением 261 (слайд 12)

Определить тип речи.

Определить стиль текста.

Спишите первый абзац упражнения, над именами существительными обозначьте склонение.

· Запомните! Работа с учебником, с.127 (слайд 13)

Физкультминутка (слайд 14)

Громко тикают часы

В школу нам пора идти,

Мы учебники собрали,

В школу дружно зашагали,

· Работа с учебником с. 128 (слайд15)

· Работа по группам (слайд16)

1 группа - упражнение 262.

2 группа – упражнение 263

3 группа – упражнение 264 (1 абзац)

V . Закрепление изученного. Итоговый тест. (слайд 17)

Склонением называется изменение имён существительных по числам.

Склонением называется изменение имён существительных по падежам.

Т. п. О ком? О чём?

3. Укажи падеж имён существительных.

Выступать на сцене______________________

Идти по берегу_________________________

Перепрыгнуть через ручей________________

А козлёночек (И. п.) от радости (Р. п.) перекинулся через голо­ву (Т. п.) и обернулся мальчиком (В. п.) Иванушкой (Т. п.)

А козлёночек (И. п.) от радости (Р. п.) перекинулся через голо­ву (В. п.) и обернулся мальчиком (Т. п.) Иванушкой (Т. п.).

6. Соедини линией части предложения, выбрав правильный вариант.

Ивану Андреевичу Крылову.

В Летнем саду стоит памятник

Ивана Андреевича Крылова.

• Я хочу сказать: Мне больше всего удалось …

• Мои достижения на уроке …

• Пригодятся ли вам знания, приобретенные на этом уроке в дальнейшей жизни?

• Что вы считаете нужным запомнить?

• Над чем ещё надо поработать?

V ІІ Домашнее задание. (слайд 20)

V ІІІ . Подведение итогов урока. Нарисуй свое настроение на уроке.




Решить тестовые задания

1. Укажите строку, в которой все существительные употребляются только в форме множественного числа:

а) мёд, чернила, грабли;

б) дрожжи, зверьё, носилки;

в) железо, сахар, румяна.

2. В каком ряду все имена существительные общего рода:

а) плакса, староста, забияка;

б) порог, девочка, маэстро;

в) Заводила, запевала, папа.

3. Укажите строку с ошибками:

а) Написать письмо Корнелюк Игорю, Корнелюк Марии;

в) Встретиться с Толей Горенко и Вадимом Рябых.

Склонением называется изменение имён существительных по числам.

Склонением называется изменение имён существительных по падежам.

Т. п. О ком? О чём?

4. Укажи падеж имён существительных.

Выступать на сцене______________________

Идти по берегу_________________________

Перепрыгнуть через ручей________________

А козлёночек (И. п.) от радости (Р. п.) перекинулся через голо­ву (Т. п.) и обернулся мальчиком (В. п.) Иванушкой (Т. п.)

А козлёночек (И. п.) от радости (Р. п.) перекинулся через голо­ву (В. п.) и обернулся мальчиком (Т. п.) Иванушкой (Т. п.).

6. Соедини линией части предложения, выбрав правильный вариант.

Ивану Андреевичу Крылову.

В Летнем саду стоит памятник

Ивана Андреевича Крылова.

Индивидуальные задания. Рахимов Рустам, 6 класс

Жила белка в лесу, ни о чем не тужила. Никто ее не беспокоил. Спала она на ветке большой ели. Никогда не заботилась ни о ком, толь­ко о себе. Прошло время, у нее появились бельчата. Теперь белка нику­да от них не уходила. Наступила зима. В лесу начались обвалы. Однажды тяжелый ком снега обрушился с вершины дерева на крышу жилища белочки. Белка выскочила, а ее беспомощные дети оказались в ловушке. Некуда бе­жать. Не к кому обратиться за помощью. Никто не спасет бельчат. Ни­какой надежды на помощь. Белка быстро принялась раскапывать снег. Круглое внутреннее гнездо из мягкого мха осталось целым. Никогда лесная жительница не была так счастлива. Ничто больше не омрачит ее радости.

Выпиши первые два предложения .________________________

Вставь пропущенные буквы, придумай и запиши 1 предложение

Н … чной, л … ства, сад, ш … лестит.

________________________________________________________

Прочитай словосочетания. Впиши пропущенные гласные в корне.

Читайте также: