Конспект урока по русскому языку 2 класс слова которые отвечают на вопрос что

Обновлено: 05.07.2024

Тип урока: изучение нового материала.

Цели урока:

  1. Расширять знания учащихся о словах–действиях.
  2. Формировать умение находить слова-действия в предложениях, ставить к ним вопросы.
  1. Развивать устную и письменную речь, творческие и познавательные способности, воображение.
  1. Воспитывать культуру учебного труда.
  2. Способствовать сохранению и укреплению здоровья учащихся через физминутки, отдых для глаз, смену поз, смену различных видов деятельности; приобщать детей к ЗОЖ.

1. Организационный момент.

Слышите, звенит звонок!
Говорит, начнем урок!

- Разные народы приветствуют друг друга по-разному.

- Как здороваемся мы? Другие народы?

- Знаете ли, вы как здороваются эскимосы? (Они слегка треплют друг друга за щеки.)

- Поприветствуйте друг друга как эскимосы.

- Покажите карточками, какое у вас настроение?

- Вы готовы начать работу?

2. Актуализация знаний.

Всему название дано –
И зверю и предмету,
Вещей вокруг полным-полно,
А безымянных нету.
И все что может видеть глаз –
Над нами и под нами –
И все что в памяти у нас, -
Означено словами.

- Сколько чудесного и таинственного прячется за словами. Язык, на котором мы говорим, очень богат. Слов в русском языке очень много. И все они делятся на части. Давайте вспомним, какие части речи мы уже знаем?

- Как отличить одну часть речи от другой.

- Вспомните, на какие вопросы отвечает и что обозначает имя существительное? Имя прилагательное?

- Прочитайте слова на карточках. Разбейте их на 3 группы по частям речи. Слова первой группы обозначьте цифрой 1, второй группы – цифрой 2, третьей – цифрой 3.

  • Назовите слова первой группы.
  • Встаньте у кого есть такая группа слов.
  • На какие вопросы отвечают эти слова? (кто? что?)
  • Что обозначают?
  • Какой частью речи являются?
  • Назовите слова второй группы.
  • Встаньте, кто согласен.
  • На какие вопросы отвечают эти слова? (какой?)
  • Что обозначают?
  • Какой частью речи являются?
  • Назовите слова третьей группы.
  • Задайте вопросы к этим словам.
  • Что мы знаем об этих словах?
  • Что мы должны узнать на уроке, чему научиться? (Поставьте перед собой цели.)
  • Как вы думаете, какая тема нашего урока? (Сформулируйте тему урока.)
  • Откройте тетради и запишите дату.

1) Учитель вызывает ученика. На ухо шепчет ему слово, которое он должен показать действиями (бегай, прыгай).

- Ребята, вы внимательно наблюдайте за действиями Ани. Что делает Аня? Запишите предложение.

- Задайте вопросы к каждому слову и запишите ниже.

- Что делает Ира? Запишите предложение.

- Задайте вопросы к каждому слову и запишите ниже.

- На какие вопросы отвечают имена детей?

- Что обозначают эти слова?

- Слова, которые отвечают на вопрос что делает? обозначают действия предметов. Такие слова мы будем называть глаголами.

Давайте отдохнем. В этом нам поможет новая часть речи.

Смена поз. Переход из позы сидя, в позу стоя (конторки).

Физкультминутка.

Покачайтесь,
Покружитесь,
Потянитесь,
Распрямитесь,
Приседайте, приседайте,
Пошагайте, пошагайте.
Встаньте на носок, на пятку,
Поскачите-ка вприсядку,
Глубоко теперь вздохните,
Сядьте тихо, отдохните.

- Что мы выполняли во время физкультминутки? (действия)

- Какая часть речи обозначает действие предмета?

2) – Давайте продолжим наблюдение за глаголами, а для этого прочитаем стихотворение тюменского писателя Константина Лагунова.

(Дети читают начало на слайде про себя, вслух) Приложение 1.

Сливы.
К. Лагунов
Мама чёрных слив купила
И в тарелку положила
И ушла – за хлебом что ли,
Нас вдвоем оставив с Колей.
Молча с братом мы сидели
И на сливы всё глядели.
До чего ж вкусны, красивы
Налитые соком сливы!
Уж терпели мы, терпели,
А потом по сливе съели,
После взяли по второй,
По четвёртой,
По шестой…
Оглянуться не успели –
По последней сливе съели,
Что же делать?
Как же быть?
Что нам маме говорить?

- Как вы думаете, как поступят дети? Кто думает иначе?
- Дети дочитывают до конца.

- Как поступите вы?

- В выделенном предложении найдите слова-действия.

- Запишите слова с вопросами (ученики пишут и комментируют).

- Какой частью речи являются слова, обозначающие действия предметов и отвечающие на вопросы что делали? что сделали? (глаголами)

Смена поз. Переход из позы сидя, в позу стоя (конторки).

- Назовите, какие действия выполняли животные и насекомые? (дети называют глаголы с вопросами)

- Как называется часть речи, которая обозначает действия предметов?

4. Первичное закрепление.

1) Работа с информационным полем по методике Базарного.

- На левой стене записаны слова. Прочитайте.

- Что объединяет эти слова?

- На какой вопрос отвечают слова?

- Какой частью речи являются?

- Прочитайте слова на правой стене.

- Что объединяет эти слова?

- На какой вопрос отвечают эти слова?

- Какой частью речи являются?

- Составьте предложения, используя имена существительные и глаголы.

Домашнее задание:

- Дома вы продолжите составлять предложения в упражнении 83 на с.53

- Откройте дневники, запишите домашнее задание.

5. Итог.

1) Что без меня предметы?
Лишь названья.
А я приду –
Все в действие придет.
Летит ракета.
Люди строят здания.
Цветут сады.
И хлеб в полях растет.

- И все это выполняет … глагол.

2) - Представьте, что глагол ожил. Как он будет выглядеть. Опишите его словами.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тема: Слова, отвечающие на вопрос кто?, и слова, отвечающие

на вопрос что?

Цель: познакомить с признаками слов, обозначающих предметы и отвечающих на вопросы кто? что?; учить находить их в тексте.

Задачи: формировать умение различать слова, которые отвечают на вопрос кто?, и слова, которые отвечают на вопрос что?; развивать речь, память, мышление, обогащать словарный запас; создавать условия для воспитания самостоятельности, аккуратности; содействовать воспитанию любви к природе родного края.

Оборудование:

-Учебник (Русский язык для 2 класса в 2 частях, часть 2 /М.Б. Антипова. –

М :. Национальный институт образования,2020.)

1. Организационный момент

Солнце красное проснулось

В гости к нам пришло с утра.

Всем ребятам улыбнулось

– Начинать урок пора!

У нас в гостях на уроке сегодня солнышко. У вас на партах лежит два солнышка: грустное и веселое.

- Какое солнце вам больше нравится?

- А когда человеку хочется улыбаться?

- Если у человека хорошее настроение, то и работать интереснее. Я желаю вам, чтобы у вас всегда было хорошее настроение.

- Ребята, какое сейчас время года? (Весна.)

-Да, по календарю у нас весна, а в лес она не торопится. Лесные жители все еще спят крепким сном. Солнышко не пригревает. А что же случилось с солнышком? (Не хватает теплых золотых, весенних лучиков.)

- Ребята, поможем разбудить солнышко и лесных жителей? (Да.)

- За правильно выполненные задания вы будите получать вот такие лучики. (Учитель демонстрирует бумажные лучи солнца.) Чем больше лучиков соберете, тем быстрей наступит весна в лесу.

2. Проверка д/з

По каким признакам мы понимаем, что пришла весна? (Пригревает солнышко и начинает таять снег.)

- Чтоб от солнечных лучей снег стал рыхлым и сугробы осели, сделаем проверку домашнего задания

Молодцы! Вот вы и получили первый лучик.

3.Орфографическая разминка

Выполнив следующее задание, заработаем лучики, чтобы солнышко еще больше пригрело и растопило сосульки.

Солнце зиму одолело,

Стало ласковей, д..брей.

Пти..ка песенку запела.

Все на улицу скорей!

Там звенит капел..ю утро.

Там в..сны весёлый старт.

Сн..га сахарную пудру

Топит в лужах тёплый март.

- Назовите слова с пропущенными орфограммами. Объясните их правописание. (правописание безударных гласных, -чк,чн, правописание разделительного мягкого знака)

4.Минутка чистописания

Добро добрый доброта

1-й ученик - составить словосочетание по схеме: доброта какая?

(душевная, безмерная, природная, сердечная)

2-й ученик - звуко-буквенный анализ слова добро.

3-й ученик - составить предложение со словом добро.

-Записать предложение под диктовку

Посмотрите на стихотворение и скажите:

- Кто запел песенку?

Молодцы, ребята! Вы получаете лучики, солнышко еще больше пригревает.

-А знаете ли вы, кто первые вестники весны? (Перелетные птицы.)

- А вот и первенцы весны: грачи, скворцы. (Учитель демонстрирует изображения птиц.)

Скворцы - это вестники весны. Первыми прилетают самцы. Они ищут место для гнезда и начинают его обустройство. Затем прилетают самки и заканчивают строительство гнезда.

*Одна пара скворцов за год истребляет около 6 кг насекомых.

*Клюв скворца может менять цвет. В сезон размножения он жёлтый, а в остальное время чёрный.

*Пение скворцов ничем не примечательно, но они способны подражать голосам других птиц. Скворец может даже говорить по-человечески, если постоянно слышит разговоры, однако, фразы он выстраивает необдуманно.

— Ребята, птицы прилетели, а питаться им нечем. Давайте выполним следующие задания и разбудим насекомых.

Есть много интересных слов,

Их знаете давно.

Вот, например: собака, стол,

Часы, жираф, кино.

И долго можно говорить

Про разные предметы.

Возьмем слова: утюг, пенал,

Котенок и конфеты .

И будем с ними мы дружить,

Писать, читать, произносить.

- Назовите слова-предметы, которые есть в этом стихотворении.

-Ребята, подумайте, на какие вопросы отвечают эти слова?

- На какие две группы их можно разделить?

-Сформулируйте тему урока (Слова отвечающие на вопрос кто?, и слова, отвечающие на вопрос что?)

Сегодня на уроке мы с вами будем учиться различать слова, которые обозначают предмет и отвечают на вопросы кто? что?

- А теперь внимание! Новое задание! Приведите свои примеры слов, отвечающих на вопросы кто? что?

- Что обозначают слова, отвечающие на вопрос кто? (Людей, животных.)

- А что обозначают слова, отвечающие на вопрос что? (Неживые предметы, явления природы.)

6. Изучение нового материала.

Ребята, вы огромные молодцы. Сейчас я за птичек спокойна, они радостно щебечут в лесу. Вы разбудили насекомых . Любимое лакомство скворца -это саранча, которая является главным убийцей урожая. Помимо саранчи, птицы употребляют различных личинок, гусениц, оводов.

Рисунок саранчи вывешивается на доску.

С. 49, упражнение 71-устно.

Чтение правила (с.49)

– Слова, которые обозначают предметы и отвечают на вопросы кто? что? называются именами существительными. Они о себе говорят так:

Мы очень любим называть

В грамматике предметы

И на вопросы отвечать,

Ведь сами мы – ответы.

Без них не может жить никто.

А кто на них даёт ответ

Тот называет сам предмет.

Давно живу я в мире этом,

Даю название предметам.

–Имя существительное, – самая распространенная часть речи. Первобытный человек, познавая природу, давал названия предметам, явлениям, поэтому существительное самая древняя часть речи.

– Имена существительные обозначают всё, что люди видят глазами, слышат ушами, ощущают носом, прикосновением. Они обозначают предметы, живые существа, явления природы, чувства: радость, горе, печаль. Всё о чём можно спросить: Кто это? или Что это?

7.Словарная работа.

А теперь у вас очень непростая задача. Как вы думаете, кто еще не проснулся после долгой спячки? (Медведь.)

- Давайте попробуем разбудить мишку-соню .

Давайте прочитаем это слово и поставим к нему вопрос.

-Составить предложение со словом медведь.

Зимой медведи впадают в спячку.

-Назовите слова, которые обозначают предмет.

8. Гимнастика для глаз

Попытайтесь вслед за ней

9. Повторение и закрепление изученного материала

Так хочется, чтобы все кругом зазеленело. Давайте постараемся, выполним следующее задание, чтобы солнышко пригрело, почки на деревьях быстрее набухли, и листочки распустились.

Коллективная работа. Упр.72.

Запись слов в тетрадях. Взаимопроверка выполненного задания.

Работа у доски. Упр.73.( выписать выделенные слова-названия предметов вместе с вопросами, на которые они отвечают.)

10.Физкультминутка.

- Немного поиграем. Если слово, которое я вам назову, отвечает на вопрос что?- наклон вперед;

Если слово отвечает на вопрос кто?- приседаете.

(дорога, заяц, ученик, зарядка, соловей, вагон, месяц, учитель и т.д.)

11. Проверка знаний изученного материала

Думаю, пришло время, чтобы на проталинах появились первые весенние цветы. Кто знает, как они называются? (Подснежники.)

-В каждом ряду найти лишнее слово и объяснить почему, оно лишнее

· Тетрадь, ученик, пенал, ручка;

· Врач, бинт, вата, дерево;

· Телёнок, лошадь, овца, коровник,;

· Марка, почтальон, газета, конверт:

· Сестра, брат, дом, родители;

2.Отгадайте загадки, ответы напишите в 2 столбика. В первый столбик – слова, отвечающие на вопрос кто?, а во второй столбик- на вопрос что?.

Под соснами, под ёлками

лежит мешок с иголками (ёжик).

Не огон ь, а больно жжет,

Не фонарь, а ярко светит,

И не пекарь, а печёт? (солнце)

Коз, коров зовёт, скликает,

В свой витой рожок играет? (пастух)

Мы учим детишек читать и писать,

Природу любить, стариков уважать..(учитель)

Летит орлица по синему небу.

Крылья расправила, солнышко застлала. (туча)

Я на сумочку похож,

Ручки ты в меня кладешь.

Школьник, ты меня узнал?

Ну, конечно, я –. (пенал)

То я в клетку, то в линейку.

Написать по ним сумей-ка!

Можешь и нарисовать.

Что такое я? — . (тетрадь)

На парте лежат две картинки с домиком кто? и домиком что?, задача разложить картинки в нужный домик..

Пенал, мышь, кот, стол, собака, ручка, вилка, девочка, лягушка, забор.

12. Подведение итогов урока

На вопросы кто? и что?

Отвечать оно должно.

- Ребята, давайте вспомним, что мы сегодня интересного узнали на уроке.

– Продолжите мои предложения:

Слова, отвечающие на вопрос кто? что? обозначают…(предметы)

Живые предметы отвечают на вопрос …(кто?)

Неживые предметы отвечают на вопрос …(что?)

(Учитель раздает бумажные подснежники.) А сейчас подумайте, довольны вы своей работой на уроке или нет. И если у вас все получилось или почти все получилось, прикрепите подснежник к доске.

14. Домашнее задание

Упражнение 75. (К словам, отвечающим на вопрос кто?, подобрать и записать по образцу слова, отвечающие на вопрос что?)

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

- формирование общего понятия об имени существительном

- знакомство с именем существительным как частью речи;

учить различать предмет и слово как часть речи;

учить соотносить вопросы кто? и что?;

развивать познавательный интерес, умение сравнивать, обобщать;

развитие речи, памяти, мышления, орфографической зоркости, наблюдательности, умения работать в сотрудничестве с другими;

Тип урока: открытие нового знания

Вид урока: проблемный

Оборудование:

карточки для работы в группах

Технологии обучения:

Методы и формы:

работа по учебнику, практическая работа

Формы обучения: фронтально-индивидуальная, групповая, парная

Целеполагание. Постановка учебной задачи.

Открытие нового знания.

Применение нового знания. Развитие умений.

Работа в группах. Самостоятельная работа.

Самооценка. Мишень настроения

1. Орг.момент, положительный настрой на урок.

Ты весь мир обогреваешь

И усталости не знаешь,

Улыбаешься в оконце,

А зовут тебя все . ( C олнце)

К нам в гости заглянуло солныщко. Так пусть же каждый его лучик не только обогреет вас своим теплом, но и придаст сил и уверенности в знаниях.

- Ребята, теперь улыбнемся друг другу, гостям и начнем наш урок. ( Садятся).

Чтобы урок наш прошел интересным и полезным, мы должны выполнить кое-какие правила. Вспомним эти правила.

(Первую строчку произносит учитель, а вторую – ученики хором.)

На уроке будь старательным,

Будь спокойным и внимательным.

Говорите чётко, внятно

Чтобы было всё понятно .

Если хочешь отвечать,

Надо руку поднимать .

Если друг стал отвечать,

Не спиши перебивать .

А помочь захочешь другу,

Подними спокойно руку .

- Послушайте скороговорку и повторите её:

Проворонила ворона воронёнка.

- Какой звук произносится звонче других? (р)

- Что вы знаете про этот звук? (Звонкий, непарный согласный)

- Какой буквой обозначается этот звук? (Буквой Р.)

- На минутке чистописания мы сегодня напишем сочетание букв -оро

- пишем букву О, верхнее соединение с буквой Р и нижнее с соединение с буквой О.

При письме соблюдаем наклон. Продолжите написание сочетаний букв до конца строки.

- Ещё раз повторим скороговорку.( 3 раза хором, 2 ученика индивид.)

Сейчас вы по памяти запишите эту скороговорку в тетрадь.

(проверка предложения на доске)

- Ребята, скажите, чем интересны слова в этом предложении? (похожи)

- Как называются слова в которых есть общая часть? (однокоренные)

Выделите корень в этих словах (ворон)

Вы успешно справились с заданием.

II. Целеполагание. Постановка учебной задачи.

Вместе с солнышком к нам в гости пришли герои нашего учебника Катюща Персикова, Петя Зайцев. (Рисунки на доску.)

Катя и Петя хотят нас познакомить с новой частью речи. Но, вот какой именно, мы должны с вами выяснить.

Что будем делать? Какие у вас возникли вопросы?

Как называется?( вывешивается на доску)

На какие вопросы отвечает?( вывешивается на доску)

Что обозначает?( вывешивается на доску)

Это и есть цель нашего урока.

Мы:1.познакомимся с новой частью речи;

2.узнаем, на какие вопросы она отвечает и что обозначает;

III . Открытие нового знания.

1 задание, которое приготовили для нас ребята. (работа в тетрадях и на доске).

На центральной части доски вывешивается табличка

- Замените одним словом: (1 ученик работает у доски, а остальные в тетрадях.)

Движение воздуха - . (ветер).

Буря на море - . (шторм).

Сильный ветер со снегом - . (метель).

Порывистый ветер- … ( вихрь)

Ненастье с громом и молнией - . (гроза).

Обозначьте и объясните орфограммы.

Найдите среди этих слов слово,

в котором букв больше, чем звуков; ((метель). ( вихрь)

все согласные звуки являются мягкими; (метель).

состоящее из одного слога; (шторм. вихрь).

с безударной гласной в корне.(гроза)

Прочитайте еще раз записанные слова. Что вы можете сказать о них? (Отвечают на вопрос что? и обозначают явления природы.)

На центральной части доски появляются таблички ЧТО?

Физкультминутка "Лесные животные"

За кем вы повторяли движения? (перечислить животных)

- На какой вопрос они отвечают?

На доску вывешиваются таблички

КТО? ЖИВОТНЫЕ

2. задание. Работа в группах

- Прочитайте слова на карточках.

- Задайте вопрос кто? или что?

- Дайте названия группам слов:

Страх молоток доктор морковь парта белка

Радость ножницы летчик земляника стул собака

Печаль грабли плотник дерево диван кошка

Унынье кисть повар ромашка кровать медведь

Любовь пила космонавт крапива шкаф волк

Всему название дано – и зверю и предмету.

Вещей вокруг полным-полно,

А безымянных нету.

И всё, что может видеть глаз,-

Над нами и под нами,

И всё, что в памяти у нас,-

- Слова-названия, которые обозначают предмет и отвечают на вопросы кто? и что? называются именами существительными.

(прикрепляется табличка) ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ

IV. Применение нового знания.

Обратимся к учебнику. с.42 (Проблемная ситуация (работа в паре).

- Наши герои выполняли похожее задание по русскому языку, им встретилось слово рыжик ( прикрепляется табличка). Катюша написала это слово в 1 столбик (вопрос что?), Петя – во 2 столбик (вопрос кто?)

- Посоветуйтесь в паре, кто прав? Обоснуйте свой ответ.

- Проверка задания (чаще всего дети называют, что правы оба ученика, так как рыжиком называют зверя (вопрос кто?) и гриб (вопрос что?))

- О людях и животных спрашивают КТО?, о других предметах – ЧТО?

- Если это животное, то вопрос Кто?, если это гриб – Что? ( составьте предложения).

- Физкультминутка для глаз

Ах, как долго мы читали. Глазки у ребят устали. (Поморгать глазами) Посмотрите все в окно (посмотреть вправо-влево) Ах, как солнце высоко ( посмотрите вверх) Мы глаза сейчас закроем, ( закрыть глаза ладошками) В классе радугу построим Вверх по радуге пойдём, (Посмотреть по дуге вверх - влево и вверх - вправо) Вправо-влево повернём, А потом скатимся вниз, ( Посмотреть вниз) Жмурься сильно, но держись ( Зажмурить глаза. Открыть и поморгать ими).

Работа с учебником.

Самостоятельная работа. Упр.48 с.43. устно

С. 43, упр. 49. Взаимопроверка.

– Самостоятельно выполните . написать слова в 2 столбика:

КТО? ЧТО? Взаимопроверка.

V. Итог. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Мы ответили на все вопросы? Справились с заданиями Кати и Пети? Поблагодарим их за интересные задания. ( Учитель обращает внимание на главные вопросы урока. Еще раз закрепляем знания.)

- Что нового узнали?

- Что получалось легко?

- Что было трудно?

(Несколько человек оценивают свою работу на уроке вслух.)

- Нашему солнышку понравилось ваши ответы, ваша работа. Посмотрите, как оно нам улыбается!

- На столе у вас лежат маленькие солнышки. - Нарисуйте ваше настроение от сегодняшнего урока: - веселое, радостное; - спокойное; - грустное .

И пусть ваше солнышко греет вас в пасмурные дни.

VI. Домашнее задание. Написать по 5 слов, отвечающих на вопросы кто? и что?

Учебные задачи:

· Учить различать слова, которые отвечают на вопросы кто? и что?

· Создать на уроке ситуацию психологического комфорта

· Учить различать слова, одинаковые по написанию, но различные по значению

· Учить различать имена существительные от других частей речи

· Развивать умение подкреплять теоретические понятия собственными примерами

· Развивать творческое воображение и творческое мышление

· Проверить усвоение теоретических понятий через экспресс-проверку

· Учить оцениванию своих знаний, формировать адекватную самооценку, учить выявлять собственные трудности при усвоении учебной темы

· Актуализировать умение работать в паре, в группе, индивидуально.

Ход урока:

1. Орг.момент, положительный настрой на урок.

Учитель: Улыбнитесь мне, своему другу, нашим гостям. Можно тихо сесть.

Сегодня пасмурная, хмурая погода. Так хочется тепла и света. Давайте позовем к нам на урок солнышко.

(Появляется картинка с веселым солнцем).

Вместе с солнышком к нам пришли герои нашего учебника (Катюща Персикова, Петя Зайцев, Вова Колесников). Улыбнемся нашим героям.

2. Введение в тему. Теоретические понятия.

Нашему солнышку так понравились дети 2 класса, что оно запело песенку:

Кто, кто в этом домике живет?

Кто, кто вместе с солнышком встает?

(эта фраза написана на доске, рядом прикреплены рисунки мячика, девочки, телевизора, малыша, ландыша)

- Посмотрите внимательно на картинки и выберите те слова, которые могли бы служить ответом на вопрос солнышка. Обоснуйте свой ответ. (прикрепляется табличка кто?)

(дети выбирают слова девочка, малыш)

- Как вы узнали, какие слова отвечают на вопрос кто? (прикрепляется табличка одушевленные)

- Какие слова в русском языке относятся к одушевленным существительным? (прикрепляется табличка люди и животные)

- А на какой вопрос отвечают слова ромашка, мячик, телевизор? (прикрепляется табличка что?)

- Какие слова отвечают на вопрос что? (прикрепляется табличка неодушевленные)

- Какие слова относятся к неодушевленным существительным? (прикрепляется табличка остальные предметы)

- А кто запомнил, как называются слова, которые отвечают на вопросы кто? и что? (прикрепляется табличка имена существительные)

3. Постановка целей урока.

- Посмотрите на доску, вставьте пропущенные слова и назовите тему нашего урока.

(На доске: Слова, которые отвечают на вопросы …? и …?- это ……….)

- Прочитаем тему урока еще раз все вместе.

- Главная цель сегодняшнего урока- научиться различать слова, которые отвечают на вопросы кто? и что?

4. Практическая работа по учебнику.

· Прочитаем задание (расположить слова в 2 столбика, которые отвечают на вопросы кто? и что? )

· Как вы поняли, каким образом надо записать слова? (в столбик)

· 1 ученик выполняет задание на доске с проговариванием, полным объяснением)

· Последние 3 слова дети пишут самостоятельно

· Проверка самостоятельной работы

(Учитель обращает внимание детей на слова чудо и Чуковский)

- Как мы отличали, какие слова отвечают на вопросы кто? и что?

Физкультминутка для глаз.

5. Проблемная ситуация (работа в группах).

- Наши герои выполняли похожее задание по русскому языку, им встретилось слово мишка (прикрепляется табличка). Катюша написала это слово в 1 столбик (вопрос что?), Петя – во 2 столбик (вопрос кто?)

- Посоветуйтесь в группах, кто прав? Обоснуйте свой ответ.

- Проверка задания (чаще всего дети называют, что правы оба ученика, так как мишкой называют зверя (вопрос кто?) и игрушку (вопрос что?))

- Некоторые дети предполагают, что мишкой был мальчик. Ребята из других групп возражают им, так как это слово написано с маленькой буквы, а имена людей пишутся с большой буквы (Учитель обращает внимание детей на то, что так называть ребенка неприлично, лучше назвать Михаил или Миша)

- Кто из вас знает похожие слова? (лисички, котик)

Физкультминутка.

Если учитель называет слово, которое отвечает на вопрос кто?, дети прыгают.

Если учитель называет слово, которое отвечает на вопрос что?, дети приседают.

Мартышка, одуванчик, диван, акула, роза, сестра, шофер, компьютер, бегать, книга, красная.

6. Самостоятельная работа.

(На доску прикрепляются 2 домика, под которыми написаны вопросы кто? и что?, рядом написаны слова: дверь, сорока, ваза, Машенька, русская, береза)

- Как вы поняли задание, как запишем слова в тетрадь? Не забывайте о словах-ловушках.

- 1 ученик выполняет задание за доской

- Задание для лидеров: придумайте и запишите свои примеры

- Проверка (покажите ладошками знак согласия и несогласия)

- Как мы рассуждали, какие слова отвечают на вопросы кто? и что?

- Проверка задания для лидеров.

7. Работа в парах.

- Придумайте 2 вопроса для соседа (какие слова отвечают на вопросы кто? и что? )

8. Творческие упражнения (задания по выбору)

- Наши герои тоже придумали для нас задания. Выберите то, которое вам больше понравилось, выполните в тетради.

(прикрепляется табличка с заданием)

(замени одну букву так, чтобы получилось слово, которое отвечает на вопрос кто?)

Что? Коса, мак, капля

(ответы: коса-оса, киса, коза, мак- рак, капля- цапля)

(2 ученика выполняют задание за доской)

8. Экспресс-проверка теоретических знаний.

- А что же за задание приготовил для нас Вова Колесников? Он прислал аудиописьмо.

- Если вы согласны с его утверждением, ставьте в тетради +, если нет, ставьте -.

(1 ученик выполняет задание за доской)

Включается магнитофонная запись с детским голосом:

· Имена существительные отвечают на вопросы какой?, какая?

· К одушевленным именам существительным относятся только люди и животные

· К одушевленным именам существительным относятся растения и люди

· Имена существительные отвечают на вопросы кто? и что?

· Неодушевленные имена существительные отвечают на вопрос кто?

Запись в тетради: -+-+-

9. Итоги, рефлексия.

- Что нового узнали?

- Что получалось легко?

- Что было трудно?

- Что стало получаться лучше, чем вчера?

Мое настроение от урока.

- Нашему солнышку понравилось ваши ответы, ваша работа. Посмотрите, как оно нам улыбается! Солнышко дарит вам своих друзей- маленьких солнышек (детям учитель раздает картинки ).

Читайте также: