Слова отвечающие на вопросы кто что 1 класс конспект урока

Обновлено: 06.07.2024

Оборудование: учебник русского языка, Л.Ф.Климанова, С.Г.Макеева, рабочая тетрадь по русскому языку Л.Ф.Климанова, карточки со словами для словарной работы, для создания проблемной ситуации, групповой работы и для проверки самостоятельной работы, дневники достижений, кружки красного, желтого и зеленого цвета.

1. Организационный момент

Придумано кем-то просто и мудро.
При встрече здороваться: Доброе утро!
Доброе утро солнцу и птицам,
Доброе утро улыбчивым лицам!
И каждый становится добрым, доверчивым,
Доброе утро длится до вечера.
Доброе утро, девочки!
Доброе утро, мальчики!
Пожелаем гостям доброго утра.

2. Мотивация к учебной деятельности

– Ребята, давайте вспомним, чему был посвящен наш прошлый урок? (Делению слов на группы)

– Я уверена, что сегодня вы покажете свои хорошие знания, и мы сможем открыть новое знание, опираясь на ваш опыт.

3. Актуализация знаний

– Итак, начнем нашу работу со словарных слов. Сейчас все получат листики со словарными словами. Ваша задача вставить пропущенные буквы.

Проверим. На доске:

Девочка, собака, корова, фамилия, язык, русский.

если нет ошибок – зеленый кружок или смайлик
1-2 ошибки – желтый кружок или смайлик
больше 2-х – красный кружок или смайлик

Оценивание проходит на каждом этапе урока

4. Создание проблемной ситуации, поиск решений

– На доске слова: заяц, морковь, мальчик, ромашка

– На какие группы можно разбить эти слова? (живые – неживые; растения, животные, человек)

– По какому признаку можно еще разделить эти слова? (по вопросам кто? что?) Так должно было быть в идеале. Но на уроке я столкнулась с тем, что дети распределяли слова как угодно, но только не так, как требовалось. Предполагая, что урок может пойти не совсем так, как было задумано, пришлось подойти к этому вопросу с другой стороны. Вместе с детьми (по опорным словам ПРЕДМЕТ, ПРИЗНАК ПРЕДМЕТА, ДЕЙСТВИЕ ПРЕДМЕТА – тема прошлого урока) мы все же вышли на то, что эти слова можно разделить по вопросам КТО?ЧТО?

– Попробуем поставить вопрос к каждому слову.

– Как же определить, какой вопрос нужно ставить к предметам?

КТО? – к людям и животным

ЧТО? – к неживым предметам

– Давайте проверим, правильно ли мы сделали вывод. Откройте учебник на стр.39 и прочитайте узелки на память.

5. Постановка темы и целей урока

– Вы догадались, какая тема сегодняшнего урока?

Слова, отвечающие на вопрос кто? что?

– Чему мы должны научиться? (Цель урока)

Правильно ставить вопросы КТО? ЧТО? к словам.

6. Первичное закрепление во внешней речи

1) Фронтальная работа

– Чтобы вы лучше запомнили, какой вопрос надо ставить, выполним задание из учебника: стр. 39, упр.1

– Работу выполняем по столбикам (у доски 1 человек)

– Давайте сделаем вывод: к каким словам ставим вопрос КТО? а к каким – ЧТО? (КТО?– люди и животные, ЧТО?– все остальные слова)

Вывод проговаривается на каждом этапе урока

2) Групповая работа по карточкам (дополнительный материал)

– Для того, чтобы еще лучше усвоить материал, ребята, поработаем в группах. Давайте вспомним правила работы в группе. Каждая группа получает карточки со словами. Может, кто-нибудь уже догадался, что вам нужно сделать? Правильно, распределить слова по вопросам кто? что? Приступайте к работе.

– Чья группа выполнила задание, дайте знать.

– Хорошо. Все группы справились, теперь проверим.

Проверка у доски. На доске все те слова, что были на карточках. К доске выходит один ученик и распределяет карточки со словами в два столбика по вопросам Кто? Что?

Оценивание. После проверки каждая группа оценивает свою работу на листах с заданиями:

если нет ошибок – зеленый кружок или смайлик
1-2 ошибки – желтый кружок или смайлик
больше 2-х – красный кружок или смайлик

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу

– Разобрались? Как проверить усвоили вы новую тему или нет? (Надо выполнить самостоятельную работу и сопоставить ее с эталоном для самопроверки)

– Правильно. Откройте тетрадь на стр. 20, упр. 3

Работа с текстом

1) Чтение текста
2) Беседа по содержанию
3) Сравнение текста с погодой на улице

– Что сказано о погоде?
– Чем занимались мальчики и девочки?
– Кого ждут ребята?
– Кто это – пернатые друзья?
– Сравните текст с погодой нашего поселка.

4) Выпишите выделенные слова.

– Проверьте по образцу. (Образец на доске)
– В каком месте возникло затруднение?
– Как вы думаете, почему?
– У кого задание не вызвало затруднений?
– Вы все молодцы!
Оцените свою работу:

если нет ошибок – зеленый кружок или смайлик
1-2 ошибки – желтый кружок или смайлик
больше 2-х – красный кружок или смайлик

8. Итог урока. Рефлексия

Кто? – хлопок
Что? – топаем

Солнце, звезда, ребенок, мяч, енот, цыпленок, кот, цветы.

2) Рефлексия (кружки)

– Что необходимо сделать, чтобы закончить урок? (Подвести итог нашей работы)
– Какую цель вы ставили в начале урока?
– Вы ее достигли?
– Как вы открывали новое знание?
– Что помогло открыть новое знание?
– Для чего вам понадобятся новые знания, полученные на уроке?
– У вас на партах лежат цветные кружки (зеленый, желтый, красный) Такого рода рефлексию ребята проводят с удовольствием. Если кружки по какой– то причине отсутствуют, можно воспользоваться карандашами.
– Я сейчас буду говорить некие утверждения, а вы поднимайте цвета согласия (зеленый), сомнения (желтый) или несогласия (красный)
– Я знаю, какие слова отвечают на вопрос КТО?, а какие на вопрос ЧТО?
– Я легко справился с самостоятельной работой.
– Я смог понять причину ошибки в самостоятельной работе (если она была допущена).
– Я доволен своей работой на уроке.
– И в заключение урока откройте дневники достижений и оцените свою работу.

Оценивание в дневнике достижений. В дневнике достижений представлена шкала, и ребята оценивают свою работу по трем позициям: внимание, правильность, старание.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Урок русского языка в 1 классе.

Тема « Слова отвечающие на вопрос кто? или что?

Цель урока: развитие умений ставить к слову вопросы кто? или что?

Задачи урока:

формировать умения отличать слова, отвечающие на вопрос кто?, от слов, отвечающих на вопрос что?, опираясь на их значение.

отрабатывать навыки орфографического письма.

расширять словарный запас учащихся.

содействовать воспитанию любви к предмету, воспитанию любви к природе.

1.Организационный момент

Громко прозвенел звонок -
Начинается урок
Наши ушки на макушке,
Глазки хорошо открыты.
Слушаем, запоминаем,
Ни минутки не теряем.

2.Минутка чистописания

Письмо буквы Дд и буквосочетаний с гласными.

Дайте характеристику звуку(д) в сочетаниях де, да, ду, дю.

3. Мотивация к учебной деятельности

- Записали, а сейчас проверим правильно ли. ( Открываю доску, там записаны все слова). Самопроверка.

- Ребята, вы знаете, что все слова отвечаю на вопросы. Я вам покажу два вопроса кто? и что? (вывешиваю на доску). Как вы думаете, почему именно эти два вопроса? Как их можно связать со словами , которые вы написали?

Ответы детей.(Есть слова которые отвечают на вопросы кто? и на что?)

- Сформулируйте тему урока. Что сегодня на уроке вы узнаете?

5. Новый материал

1. работа по теме

Прочитайте предложение про себя.

Снежок лежит на земле.

- В этом предложении говорится о ком? или о чём?

- Какой вопрос зададим к первому слову? (Что?)

- Почему? (Обозначает не живой предмет)

- А можно ответить, что в этом предложении говорится о ком? (Да)

- Какой вопрос зададим к первому слову? (Кто?)

- Почему? (Обозначает живой предмет)

- Когда мы задаём к слову вопрос кто?

- Когда мы задаём вопрос что?

Вывод: Если слово обозначает живой предмет, задаём вопрос кто?, если неживой – что?

- Найдите знакомые орфограммы и подчеркните их.

2.Работа по учебнику

-Давайте поможем найти ответы на вопросы: кто это? Что это?

– На какие группы можно разбить эти слова? (живые – неживые; растения, животные, человек)

– По какому признаку можно еще разделить эти слова? (по вопросам кто? что?) – Попробуем поставить вопрос к каждому слову.

– Как же определить, какой вопрос нужно ставить к предметам?

КТО? – к людям и животным

ЧТО? – к неживым предметам (делим тетрадь на два столбики и записываем слова: в первую колонку слова отвечающие на кто?, во вторую на что?)

Ветер дует нам в лицо,

Ветер тише, тише, тише…

Деревцо все выше, выше, выше…

6. Закрепление

- Рассмотрите внимательно картину.

- Составьте несколько предложений по этой картинке.

- Сейчас я буду указывать на предмет, а вы называете слово и задаете к нему вопрос.

-Какие слова отвечают на вопрос кто?

-Какие слова отвечают на вопрос что?

-Сформулируйте вывод: О людях и животных спрашивают кто?, о других предметах – что?

-А теперь идем дальше, нужно по картинке спросить у одноклассников: кто это? Что это?

-Назови словом каждый предмет на рисунке. Напишите эти слова в тетради.

На дворе звенит … .

Если с крыши потекло

Значит, солнце припекло, убирайте … .

На ветке не птичка –

Мех тёплый, как грелка.

Сейчас поработаем в группах.

- Подберите подходящие по смыслу слова, которые отвечают на вопросы кто? что?

Наступила (что?) … . Ярко светит (что?) … . Бегут говорливые (что?) … . (Кто?) … пускают кораблики. Летят перелетные (кто?) … . Все рады приходу весны.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: формировать умения распознавать слова, отвечающие на вопросы кто? что?

Регулятивные универсальные учебные действия:

• целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

• планирование — определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

• оценка — выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения;

Учебные универсальные действия:

учить распознавать живые и неживые предметы; совершенствовать каллиграфические навыки;

• самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

• поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

• осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

Коммуникативные УУД :

• планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

• постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

Личностные УУД:

формирование активной жизненной позиции

умение высказывать личные суждения

Материальное обеспечение: карточки с названием темы, с вопросами кто? что?, лепестки ромашки.

1. Организационный момент

- Добрый день, ребята! Мне хочется начать наш урок с улыбки. Ведь улыбка располагает к приятному общению. Я улыбаюсь вам, а вы улыбнитесь мне. А теперь улыбнитесь друг другу, окружающим. (Сажаю детей)

Не перебиваем друг друга!

Мы слышим друг друга!

Учимся работать сообща!

- Я желаю вам успехов.

2. Минутка чистописания

– Итак, начнем нашу работу с минутки чистописания и с записи новых словарных слов.

– На доске: Со ко со ко…….. запишите чередуя слоги до конца строки.

Собака, корова. ( проверьте по словарю, какие орфограммы нужно подчеркнуть и запомнить их написание).

_ Запишите предложение с этими словами.

Собака лаяла на корову.

3. Создание проблемной ситуации, поиск решений

– На доске слова: хомяк, огурец, бабушка, тюльпан.

– На какие группы можно разбить эти слова? (живые – неживые; растения, животные, человек)

– Попробуем поставить вопрос к каждому слову.

– Как же определить, какой вопрос нужно ставить к предметам?

КТО? – к людям и животным

ЧТО? – к неживым предметам

– Давайте проверим, правильно ли мы сделали вывод. Откройте учебник на стр. 24 и прочитайте сведения о языке..

4. Постановка темы и целей урока

– Вы догадались, какая тема сегодняшнего урока?

Слова, отвечающие на вопрос кто? что?

– Чему мы должны научиться? (Цель урока)

Правильно ставить вопросы КТО? ЧТО? к словам.

5. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.

На парте лежат лучики солнышка , на каждом написано слово.

- Вам надо распределить эти лучики в 2 группы, а по какому признаку, вы должны догадаться сами.

-Каждый из вас возьмите лучик.

( слова: собака, снегирь, оса, роза, стол, Колобок, звезда, окно, лужа, золото).

-По какому признаку вы распределяли слова? ( живые- неживые)

- Проверка (чтение вслух).

- Ребята, а какой сказочный герой нам встретился среди одушевленных предметов? ( Колобок)

Ребята, посмотрите Колобок тоже распределил слова на группы.

- А чем похожи эти слова?

- Вспомните орфографическое правило.

( Дети работают у доски, записывают слова в тетрадь.)

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу

– Как проверить усвоили вы новую тему или нет? (Надо выполнить самостоятельную работу и сопоставить ее с эталоном для самопроверки)

– Правильно. Откройте тетрадь на стр. 12, упр. 3

_ Выпишите только слова, отвечающие на вопросы кто? что?

_Проверка: черёмуха, ручьи.

7. Итог урока. Рефлексия

Кто? – правая рука вверх
Что? – левая рука вверх

Солнце, звезда, ребенок, мяч, енот, цыпленок, кот, цветы.

2) Рефлексия .

– Что необходимо сделать, чтобы закончить урок? (Подвести итог нашей работы)
– Какую цель вы ставили в начале урока?
– Вы ее достигли?
– Как вы открывали новое знание?
– Что помогло открыть новое знание?
– Для чего вам понадобятся новые знания, полученные на уроке?
– У вас на партах лежат цветные смайлики (зеленый, желтый, красный)
– Я сейчас буду говорить некие утверждения, а вы поднимайте цвета согласия (зеленый), сомнения (желтый) или несогласия (красный)
– Я знаю, какие слова отвечают на вопрос КТО?, а какие на вопрос ЧТО?
– Я легко справился с самостоятельной работой.
– Я смогу подобрать слова- названия, отвечающие на вопросы КТО? ЧТО?

Цель: формировать умения распознавать слова, отвечающие на вопросы кто? что?

Регулятивные универсальные учебные действия:

• целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

• планирование — определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

• оценка — выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения;

Учебные универсальные действия:

учить распознавать живые и неживые предметы; совершенствовать каллиграфические навыки;

• самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

• поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

• осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

Коммуникативные УУД :

• планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

• постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

Личностные УУД:

формирование активной жизненной позиции

умение высказывать личные суждения

Материальное обеспечение: карточки с названием темы, с вопросами кто? что?, лепестки ромашки.

1. Организационный момент

- Добрый день, ребята! Мне хочется начать наш урок с улыбки. Ведь улыбка располагает к приятному общению. Я улыбаюсь вам, а вы улыбнитесь мне. А теперь улыбнитесь друг другу, окружающим. (Сажаю детей)

Не перебиваем друг друга!

Мы слышим друг друга!

Учимся работать сообща!

- Я желаю вам успехов.

2. Актуализация знаний

Словарная работа

– Итак, начнем нашу работу со словарных слов. Сейчас все получат листики со словарными словами. Ваша задача вставить пропущенные буквы.

– Проверим . На доске:

Девочка, собака, корова, фамилия, язык, русский .

если нет ошибок – зеленый кружок или смайлик
1-2 ошибки – желтый кружок или смайлик
больше 2-х – красный кружок или смайлик

Оценивание проходит на каждом этапе урока

3. Создание проблемной ситуации, поиск решений

– На доске слова : заяц, морковь, мальчик, ромашка

– На какие группы можно разбить эти слова? (живые – неживые; растения, животные, человек)

– По какому признаку можно еще разделить эти слова? (по вопросам кто? что?) Так должно было быть в идеале. Но на уроке я столкнулась с тем, что дети распределяли слова как угодно, но только не так, как требовалось. Предполагая, что урок может пойти не совсем так, как было задумано, пришлось подойти к этому вопросу с другой стороны. Вместе с детьми (по опорным словам ПРЕДМЕТ, ПРИЗНАК ПРЕДМЕТА, ДЕЙСТВИЕ ПРЕДМЕТА – тема прошлого урока) мы все же вышли на то, что эти слова можно разделить по вопросам кто? что?)

– Попробуем поставить вопрос к каждому слову.

– Как же определить, какой вопрос нужно ставить к предметам?

КТО? – к людям и животным

ЧТО? – к неживым предметам

– Давайте проверим, правильно ли мы сделали вывод. Откройте учебник на стр.39 и прочитайте узелки на память.

4. Постановка темы и целей урока

– Вы догадались, какая тема сегодняшнего урока?

Слова, отвечающие на вопрос кто? что?

– Чему мы должны научиться? (Цель урока)

Правильно ставить вопросы КТО? ЧТО? к словам.

5. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.

На парте. лежат лепестки ромашки непростые, на каждом написано слово.

- Вам надо распределить эти лепестки в 2 группы, а по какому признаку, вы должны догадаться сами.

-Каждый из вас возьмите лепесток.

( слова: медведь, голубь, муха, пеленгас, ящерица, Незнайка, солнце, снег, вода, камень ).

-По какому признаку вы распределяли слова? ( живые- неживые)

- Проверка (чтение вслух).

У вас получилась ромашка, а у меня остался лепесток со словом ромашка.

-Куда вы поместите само слово ромашка?

-Кто хочет доказать своё мнение?

-Где проверить выводы?

Вывод: Для того чтобы правильно задать вопрос к слову нужно знать, что оно обозначает, на какой вопрос отвечает .

- Ребята, а какой сказочный герой нам встретился среди одушевленных предметов? ( Незнайка)

- Из какой он сказки? ( Приключения Незнайки и его друзей)

- Кто написал это произведение? (Николай Носов)

Ребята, посмотрите Незнайка тоже распределил слова на группы.

- А чем похожи эти слова?

- Вспомните орфографическое правило.

( Дети работают у доски, записывают слова в тетрадь.)

чулан чудеса

дочурка чудак

Физкультминутка.

- Я буду читать слова. Если слово отвечает на вопрос кто? мальчики приседают, если слово отвечает на вопрос что? девочки подпрыгивают.

(Солнце, бабочка, дети, скворечник, муравей, дождь, облака, грач.)

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу

– Как проверить усвоили вы новую тему или нет? (Надо выполнить самостоятельную работу и сопоставить ее с эталоном для самопроверки)

– Правильно. Откройте тетрадь на стр. 20, упр. 3

Работа с текстом

1) Чтение текста
2) Беседа по содержанию
3) Сравнение текста с погодой на улице

7. Итог урока. Рефлексия

Кто? – хлопок
Что? – топаем

Солнце, звезда, ребенок, мяч, енот, цыпленок, кот, цветы.

2) Рефлексия (кружки)

– Что необходимо сделать, чтобы закончить урок? (Подвести итог нашей работы)
– Какую цель вы ставили в начале урока?
– Вы ее достигли?
– Как вы открывали новое знание?
– Что помогло открыть новое знание?
– Для чего вам понадобятся новые знания, полученные на уроке?
– У вас на партах лежат цветные кружки (зеленый, желтый, красный) Такого рода рефлексию ребята проводят с удовольствием. Если кружки по какой– то причине отсутствуют, можно воспользоваться карандашами.
– Я сейчас буду говорить некие утверждения, а вы поднимайте цвета согласия (зеленый), сомнения (желтый) или несогласия (красный)
– Я знаю, какие слова отвечают на вопрос КТО?, а какие на вопрос ЧТО?
– Я легко справился с самостоятельной работой.
– Я смог понять причину ошибки в самостоятельной работе (если она была допущена).

Читайте также: