План конспект урока по обществознанию 6 класс боголюбов

Обновлено: 07.07.2024

Пособие содержит подробные поурочные разработки к учебнику под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. Курс Обществознание в 6 классе призван расширить знания обучающегося о месте человека в обществе, дать научное представление об обществе, о социальном окружении, Родине. В основу содержания курса заложены моральные и правовые нормы, что создает условия для единства обучения и воспитания, определяющего нравственные ориентиры, формирующего образцы достойного поведения.
В 6 классе при изучении обществознания, прежде всего, даются знания граждановедческого характера, основу которых составляют наиболее актуальные для подростков проблемы взаимодействия личности и общества, жизненные ценности, нравственные и правовые нормы, правила поведения, в том числе взаимоотношения ребенка с семьей, ученическим коллективом, взрослыми; обобщение опыта взаимодействия с социальной и природной средой; знания о правах человека и способах их защиты, этические нормы поведения, первичные знания о государстве и законах, социальных институтах и процессах.

Учебный предмет Обществознание дает возможность подростку оценить себя как личность, понять свои социальные роли и собственное место в окружающем мире. Таким образом, материал направлен на содействие первичной социализации обучающихся.
Данный курс представляет собой единство научного, дидактического, методического и воспитательного начала. Он дает учащемуся необходимые знания по всему кругу общественных дисциплин, помогает разобраться в определенных жизненных ситуациях. С помощью методического аппарата (задания и вопросы) можно закрепить пройденный материал, усвоить понятия и найти решения в конкретных жизненных ситуациях.
Особое внимание уделено нравственным основам межличностных отношений.

От автора 3
Тематическое планирование учебного материала 5
Уроки 1, 2. Введение в изучение курса 7
Глава I. Человек в социальном измерении
Уроки 3, 4. Человек — личность 20
Уроки 5, 6. Человек познает мир 33
Уроки 7, 8. Человек и его деятельность 53
Уроки 9, 10. Потребности человека 66
Уроки 11, 1 2. На пути к жизненному успеху 82
Уроки 13, 14. Человек в социальном измерении 100
Глава II. Человек среди людей
Уроки 15, 16. Межличностные отношения 112
Уроки 17, 18. Человек в группе 127
Уроки 19, 20. Общение 140
Уроки 21, 2 2. Конфликты в межличностных отношениях 155
Уроки 2 3, 2 4. Человек среди людей 164
Глава III. Нравственные основы жизни
Уроки 2 5, 2 6. Человек славен добрыми делами 177
Уроки 2 7, 2 8. Будь смелым 194
Уроки 2 9, 3 0. Человек и человечность 205
Уроки 31, 3 2. Нравственные основы жизни 213
Урок 33. Человек и общество 227
Уроки 3 4, 3 5. Идеальный человек 231
Список литературы 237

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тема открытого урока по обществознанию в 6 классе

Цели и задачи урока: познакомить обучаемых с ролью, видами и значением потребностей в жизни человека;

показать противоречивость влияния потребностей на жизнь личности;

обсудить проблему духовного мира человека;

выявить характерные черты мыслительного и чувственного процесса.

Планируемые результаты:

предметные: различают виды потребностей; классифицируют в соответствии с собственными оценками; применять полученные знания и умения.

метапредметные: обмениваться знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений; осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщить факты и явления;

личностные: формирование мотивации, направленной на активное и созидательное участие в общественной жизни; заинтересованности не только в личном успехе, но и успехе группы, коллектива.

Оборудование : проектор, презентация, рабочие листы

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Организационный момент (приветствие гостей, проверка готовности класса к уроку) (1 минута)

А теперь проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте,
Всё в порядке,
Ручка, книжка и тетрадки?

Учитель: На партах у вас лежат солнышки. Одно грустное, одно веселое. Поднимите то солнышко, которое соответствует вашему настроению. Значит, домашнюю работу вы все поняли, и мы перейдем к повторению.

II .Преемственность обществоведческого учебного материала: взаимосвязь пройденного материала с новыми знаниями. (4 минуты)

На прошлом уроке мы с вами говорили о деятельности:

1. Что же такое деятельность?

2.Назовите виды деятельности?

(Зачитывают синквейны. )

Учитель : Спасибо , ребята. Мы с вами сегодня и поиграем, и потрудимся, и поучимся, и ,конечно, пообщаемся. А теперь послушайте меня:

III . Мотивационно-целевой этап

Учитель читает: Живет на свете человек. Все у него есть. Все его устраивает, он ни о чем не мечтает, ни к чему не стремится. Он просто живет и ничего не делает. Такая ситуация выглядит почти фантастически. Почему?

Ответ детей : так не бывает, человек всегда что-то делает и т.д

Учитель: А теперь запишем на рабочих листах тему нашего урока. Это тайный шифр. Кто догадается, какое предложение зашифровано?

- Предположите, о чем пойдет речь на нашем уроке?

- Как вы думаете, на какие вопросы нам предстоит ответить? Чему будем учиться?

1. Что такое потребности?

2. Виды потребностей

( Если дети не отвечают, ничего страшного в этом нет. Этот вопрос можно сделать домашним заданием.)

IV .Работа по теме урока

Давайте попробуем сейчас найти определения понятия в разных источниках :

- ____________ поработает с толковым словарем и найдет это определение. (МОЖНО СДЕЛАТЬ РАБОТУ С РАЗНЫМИ ТОЛКОВЫМИ СЛОВАРЯМИ)

Потребность –

- форма активности живых существ;

- это необходимые условия для существования;

- это возможность принадлежать к социальной группе и занимать в ней определенное место;

- это нужда в том, что необходимо для существования личности .

(Поводим итоги)

Учитель: Человеку постоянно чего-то не хватает, т.е люди испытывают постоянно потребности в чем-то.

. Как вы думаете, почему у человека появляются потребности?

( предполагаемые ответы: дискомфорт, психологическая неудовлетворенность, хотим кушать, спать и т.д).

Учитель: А теперь обратимся к рабочему столу : у вас лежат листочки (3-4). Напишите в каждом листочке ваши потребности за прошедший день .

Давайте их проговорим.

(Ответы учеников)

Учитель: Одинаковы ли ваши желания были.

(дети отвечают- нет)

Учитель: Этот небольшой опыт убедил нас всех в том, что потребностей у человека огромное количество. И обществоведы пришли к выводу, что их можно разделить по группам, т.е. классифицировать.

Работая с текстом на стр.34 познакомьтесь с видами потребностей.

Человек нуждается в жилище, одежде, посуде и т.д., т.е. материальные потребности – это потребность человека в вещах.

Социальные потребности говорят нам о том, что человек – существо социальное, коллективное и вне группы жить не может. Человек жаждет дружбы, привязанности и общения, любви и заботы, помощи близких, лечение, принадлежности к какой-либо группе, участие в организациях и т.д.

Потребности в познании мира, получение знаний и умений. Посещение театров, храма, мечети, чтение книг и т.д. Стремление выразить творческую активность, то есть самореализоваться. Духовные потребности многообразны и важны в жизни человека.

Учитель: Что же вы выписали. Давайте проверим. А теперь сравним

Если у вас чего-то не хватает допишите в свою табличку.

Учитель: А теперь давайте немного отдохнем (включаю музыку)

Откиньтесь на спинку стула. Закройте глаза и представьте, что вы – цветок, который ещё не распустился. Но вот лепестки начинают раскрываться, цветок медленно распускается… и совсем раскрылся. Лепестки тянутся к солнцу, потянулись, потянулись.… Откройте глаза. Встряхните руками. Потянитесь ещё раз. Вы отлично отдохнули. Представьте свой любимый цветок. Мысленно возьмите его в руки. Нежно прикоснитесь к его лепесткам. Почувствуйте запах. Представьте себе, как приятно его видеть.

- Надеюсь, что так же приятно нам с вами будет работать на уроке и дальше.

Учитель: Продолжим нашу работу дальше. Возвращаемся к списку ваших потребностей. Разделите ваши потребности по тем характеристикам, которые мы дали в таблице. А теперь прикрепите свои листочки. но только те , которые требуется.

(Меняем листы на партах и затем мы их крепим на Дерево потребностей. ( выходит один из группы и клеит на доску)

Проанализируйте результаты, которые у вас получились. Каких потребностей у вас больше? Какие потребности отсутствуют?

Учитель: Что же у нас получилось? Каких потребностей больше? А как должно быть как вы думаете? –

Ответы детей

Учитель: Мы можем говорить о том, что биологические потребности присущи всем людям в равной степени, а вот духовные – в неодинаковой. Самыми неподатливыми являются духовные потребности. Удовлетворить их – значит обрести смысл жизни, предпочесть добро злу, относится к людям так, как вы хотели бы, чтобы люди относились к вам.

Учитель: Предлагаю поиграть. Эта игра поможет нам понять, насколько вы усвоили виды потребностей. Я зачитываю вам строчки из разных стихотворений, а вы должны назвать потребности, описанные в них.

1) “ Я лежу, болею

Сам себя жалею!” (Потребность в медицине) - социальные

2) “ В коридоре, в классе-ли

Всюду стены красили,

Терли краску, терли мел,

Каждый делал, что умел” (В ремонте) – материальные

3) Вот уже стоит Егорка

У доски с мелком в руке,

Вот и первая пятерка

У Егорки в дневнике…

(С. Михалков. Дядя Степа и Егор.) (потребность в образовании) - духовные

4) “ Муха, Муха- Цокотуха

Муха по полю пошла,

Муха денежку нашла.

Пошла Муха на базар

И купила самовар” ( Потребность в покупке посуды) – материальные

5) Ест на завтрак яйца всмятку,

Пять картофельных котлет,

Два стакана простокваши

И тарелку манной каши –

Каша тоже не во вред!

(С. Михалков. Дядя Степа и Егор.) ( Потребность в пище) – биологические

Часовой в лесу не спит.

Над ним зарницы,

Он глядит на облака:

Над его ружьем границу

(С. Михалков. Светлана.) (потребность в безопасности) – социальные

7.Сделать хотел грозу,

С желтою полосой (потребность в творчестве) – духовные.

Учитель: Как меняются человеческие потребности? С течением времени происходит смена потребностей. Телефон и телевизор, автомобиль, самолет. Когда-то было в диковинку. Человек все больше и больше нуждался в них, они становились ему все более необходимыми. Приходит время, и человек уже не представляет своей жизни без достижений техники!

Т.е, потребности зависят от условий, в которых живут люди и меняются со временем.

В любые времена человек мечтает. О Чем может мечтать современный человек? Может ли он получить все, о чем мечтает? Потребности должны соответствовать возможностям.

Учитель: Мы с вами хорошо потрудились. Вы молодцы. А теперь ответьте на вопрос:

Вопрос: Труд – это потребность или необходимость?

Для многих людей труд лишь необходимость, и они работают без особого желания. Но есть и другие люди, для которых труд – радость, способ раскрыть свои возможности, для таких людей – это потребность. Для человека важно понять, что недостаточно удовлетворение только биологических потребностей, нужны и духовные, и социальные!

«Однажды прохожий увидел, как по дороге несут тяжёлые камни группа людей. Подошёл он к одному и спросил:

– Не видишь, занимаюсь тяжёлой, никому не нужной работой.

С этим же вопросом путник обратился ко второму и получил ответ:

А третий на этот же вопрос ответил:

Вопросы для беседы.

- Как вы понимаете притчу?

- Что можно сказать об этих людях, об их духовном мире?

Учитель: ( в разные исторические эпохи своим трудом человек создает что-то новое, последний работал с душой, его творение будет служить людям долгие десятилетия, радость и пользу людям) Благодаря чему вещь может служить долгие годы.

Ответы детей: благодаря усилиям и стараниям людей.

(подклеить учебники из библиотеки (потребность в полезном труде))

НОЖНИЦЫ, КЛЕЙ,БУМАГА. На стол 2 клея, 2 ножниц,листы бумаги.

Подведение итогов: Ребята, вы сегодня все работали хорошо, все получают положительные оценки. Я попрошу всех сдать свои листы с ответами для оценки ваших работ.

Учитель: А теперь возвращаемся к вопросу, который мы озвучили в начале урока. Попробуем на него ответить.

(ответы учащихся, если не отвечают ничего страшного, на дом)

VII Домашнее задание

VII . Рефлексия

Учитель: А сейчас вспомним про наше солнышко. Если вам тема урока была понятна, вы все усвоили, вам понравилось работать на уроке, поднимите веселое солнышко. Если что-то не поняли, если вам было грустно, поднимите грустное солнышко.


Попробуйте УМНЫЙ ПОИСК по курсам повышения квалификации и профессиональной переподготовки

Войти с помощью:

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Всего 647 материалов





















5811375 5806046 5804770 5804756 5803745 5777280 5774658 5772164 5764210 5750356 5749538 5748976 5746730 5746707 5746700 5746672 5746663 5746650 5746641 5725267

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

40%

Если Вы не нашли темы для своего учебника, то можете добавить оглавление учебника и получить благодарность от проекта "Инфоурок".

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

В приграничных пунктах Брянской области на день приостановили занятия в школах

Время чтения: 0 минут

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

Минтруд предложил упростить направление маткапитала на образование

Время чтения: 1 минута

Время чтения: 2 минуты

Академическая стипендия для вузов в 2023 году вырастет до 1 825 рублей

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Поурочные разработки 6 класс обществознание .Боголюбов Л.Н.Разработки позволяют учителю что-то взять за основу и дополнять своими наработками, создавая возможность творчески построить урок.

ВложениеРазмер
Разработки для учителя 1000 КБ

Предварительный просмотр:

Л. Н. Боголюбов, Н. Ф. Виноградова, Н. И. Городецкая и др.

Обществознание
Поурочные разработки

Пособие для учителей

Под редакцией Л. Ф. Ивановой

Примерное планирование курса

Глава I. Человек

Глава III. Школа

Глава VI. Добродетели

Справочный материал для учителя

Шестиклассник — какой он?

С какими обществоведческими знаниями приходит школьник в основную школу

Примерное планирование курса
6 класс (35 часов)

Семья — ячейка общества. Зачем люди создают семьи. Семья и государство. Если семья не выполняет своих обязанностей. Какие бывают семьи.
Семейное хозяйство. Семейные заботы. Каким должен быть хозяин дома. Как хозяйствовать по правилам.
Учимся помогать вести семейное хозяйство.
Делу время — потехе час. Что такое свободное время. Свободное время и занятия физкультурой. Свободное время и телевизор. Своими руками. Что такое хобби.

Профессия — ученик. Школьное образование. О чем рассказала бабушка. Чему учит школа. Учись учиться.
Одноклассники, сверстники, друзья. Ты и другие ребята. Слово не воробей.
Учимся дружно жить в классе.

Труд — основа жизни. Каким бывает труд. Что создается трудом. Как оценивается труд. Богатство и бедность. Богатство обязывает.
Учимся трудиться и уважать труд.
Труд и творчество. Что такое творчество. Мастер и ремесленник. Творчество в искусстве.
Учимся творчеству.
На пути к жизненному успеху. Слагаемые жизненного успеха. Привычка к труду помогает успеху. Готовимся выбирать профессию. Поддержка близких — залог успеха. Выбор жизненного пути.

Что значит быть патриотом. Наша Родина — Россия, Российская Федерация. Русский язык — государственный. За что мы любим свою страну.
Символика России. Герб России. Флаг. Гимн.
Гражданин — Отечества достойный сын. Гражданин. Права и обязанности граждан России. Моя хата с краю?
Учимся быть достойными гражданами.
Мы — многонациональный народ. Что говорит закон. Мы — дети разных народов, мы — один народ. Многонациональная культура России. Что такое национальность.
Учимся уважать людей любой национальности.

Читайте также: