Оттепель в духовной жизни конспект урока

Обновлено: 01.07.2024

Оценить 4982 0

1. Преодоление сталинизма в литературе и искусстве.

2. Развитие науки.

3. Развитие образования.

Цель: выявить противоречивый характер политики Н.С.Хрущева в духовной жизни общества.

- познакомить учащихся с попыткой проведения реформ в духовной сфере общества;

- развитие навыков работы с текстом учебного материала, систематизации полученной информации, формулировки выводов;

1. Проверка домашнего задания (15 минут)

Учитель: Мы с вами характеризуем политику государства по основным сферам общества.

Вопрос: Назовите сферы общества.

Ответ: Экономическая, политическая, социальная и духовная.

Слайд 1. Фотография памятника Н.С.Хрущеву.

Вопрос: Почему такой памятник?

Вариант ответа: Потому что была противоречивая политика во всех сферах общества.

- в экономической сфере

- в политической сфере

- в социальной сфере.

2. Изучение нового материала (25 минут).

Учитель: Мы с вами рассмотрели политику Н.С.Хрущева в политической, экономической и социальной сфере. Какой сферы не хватает?

Ответ Духовной.

Учитель: Кто сможет сформулировать тему сегодняшнего урока?

Вариант ответа: Политика Н.С.Хрущева в духовной сфере.

Учитель: Что включает духовная сфера?

Ответ: образование, наука, искусство и религия.

Слайд 3. План урока.

Актуализация.

Учитель: Слайд 4(фото оттепели и весны)

Что такое оттепель?

Вариант ответа: Начало весны.

Целеполагание.

Учитель: Практическая работа с материалом учебника в группах. Продолжаем заполнение таблицы в тетради.

литература и искусство

- обновление в литературе;

- необходимость существования различных литературных школ и направлений

- новые произведения против тоталитарного режима;

- ослабление идеологического давления;

- выход произведений А.Солженицына

-всенародное признание новых произведений.

- - отстранение А.Твардовского от руководства журналом;

- опала А.Фадеева и его гибель;

- личный вкус Н.С.Хрущева в оценке произведений;

- отказ от отмены постановлений 40-х годов;

- стремление предотвратить массовый характер антисталинских выступлений.

- разгром выставки художников-авангардистов на Манежной площади (50 лет)

- создание НИИ и исследовательских центров;

- освоение космоса (первые космонавты?);

- преимущественное развитие ВПК.

- технический уклон образования;

- для получения высшего образования необходим трудовой стаж;

В процессе работы провести физминутку для глаз.

3. Подведение итогов (5 минут)

Вернуться к слайду 1

Пессимисты: В чем противоречие политики Н.С.Хрущева в духовной сфере? (слайд 7)

4. Объявление оценок. Домашнее задание.

У вас недостаточно прав для добавления комментариев
Чтобы оставлять комментарии, вам необходимо авторизоваться.
Если у вас еще нет учетной записи на нашем сайте, предлагаем зарегистрироваться.
Это займет не более 5 минут.

Для скачивания материалов с сайта необходимо авторизоваться на сайте (войти под своим логином и паролем)

Если Вы не регистрировались ранее, Вы можете зарегистрироваться.
После авторизации/регистрации на сайте Вы сможете скачивать необходимый в работе материал.

Заказать рецензию на методическую разработку
можно здесь

Татьяна Юрьевна ,спасибо за такую интересную статью ,я как раз занимаюсь по этой методике с детьми с. Подробнее.

Физкультура в школе нужна для физического развития школьников, как воспитательная составляющая и озд. Подробнее.

Материал поможет расширить представления детей о весеннем празднике – 8 Марта.Учащиеся познакомятся . Подробнее.

Пройдите курс дополнительного образования по теме: Оказание первой помощи в образовательных учреждениях

Оказание первой помощи в образовательных учреждениях Пройти обучение

Благодарность руководству образовательного учреждения за поддержку и развитие профессионального потенциала педагогического работника

Диплом за отличное владение и эффективное применение современных педагогических методик в условиях реализации ФГОС

  • Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ № ФС 77 — 58841 от 28 июля 2014 года выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационный технологий и массовых коммуникации (Роскомнадзор).
  • Лицензия на осуществление образовательной деятельности № 4276 от 19.11.2020 года. Серия 78 ЛО № 0000171 Выдана Комитетом по образованию Правительства Санкт-Петербурга
  • В соответствии с Федеральной целевой программой развития системы образования на 2011–2015 гг. и проектом концепции федеральной целевой программы развития образования на 2016–2020 гг.



В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




После смерти Сталина происходили перемены не только в политической и экономической жизни общества. Изменения коснулись и культуры.

В ходе урока вы узнаете о литературе, музыке и кинематографе, науке и образовании, спортивных достижениях СССР.



Рассмотрим, что происходило в литературе.

Появилось обновленческое направление. Для него было характерно обращение к внутреннему миру людей, их ежедневным заботам. Поднимались нерешённые проблемы страны.

В последующих выпусках журнала появились статьи других авторов:

Фёдор Абрамов писал о деревенской жизни. Несмотря на литературные премии, его часто обвиняли в сгущении красок.


Авторы смело писали о том, как губительно сказалась сталинская эпоха на жизни простых людей Советского Союза.




Активными темпами развивалась наука и техника, и писатели сразу же на это отреагировали. Популярной стала научная фантастика. Среди самых известных авторов в этом жанре были братья Стругацкие.

Власти пытались воздействовать на советскую интеллигенцию. Хрущёв на встречах с литераторами часто давал оценку произведениям, которая приобретала значение официального мнения. К этому относились как к вмешательству в культуру.

Музыка, театр и кинематограф.



Наука и образование.

Середина 20 века – это время научного прогресса. Проходила автоматизация производства, применялись электронные вычислительные машины, использовались новые виды энергии.


Была расширена сеть научно-исследовательских учреждений. В 1956 году открылся Объединённый институт ядерных исследований. Для развития науки на Дальнем Востоке в 1957 году организовали Сибирское отделение Академии наук СССР.

В Советском Союзе были достигнуты крупные успехи в науке. Здесь СССР имел первые показатели в мире.

В 1954 году в городе Обнинск заработала промышленная электростанция на атомной энергии. Её созданием руководили учёные Игорь Васильевич Курчатов, Николай Антонович Доллежаль, Дмитрий Иванович Блохинцев.

17 июня 1955 года взлетел турбореактивный самолёт ТУ-104.

4 октября 1957 года был запущен первый в мире искусственный спутник земли. С этого дня ведёт отсчёт космическая эра человечества. За три месяца полёта спутник совершил 1440 витков вокруг земли.




Первой в мире женщиной-космонавтом стала 26-летняя Валентина Терешкова.

Учёные из СССР становились лауреатами Нобелевской премии. Николай Геннадиевич Басов и Александр Михайлович Прохоров за вклад в изучение квантовой электроники. Нобелевскую премию по физике получили Лев Давидович Ландау, Павел Алексеевич Черенков, Илья Михайлович Франк, Игорь Евгеньевич Тамм. В области химии этой премии был удостоен Николай Николаевич Семёнов.


Столь быстрое развитие науки требовало обновления системы образования. При этом на предприятия были нужны и простые рабочие. Поэтому решили провести образовательную реформу.

В 1958 году вышел закон, по которому создавались восьмилетние политехнические школы. То есть школы, основанные на обучении технической базе и подготовке рабочих. После их окончания можно было поступить в профтехучилище или техникум.

Среднее образование можно было получить в школе рабочей молодёжи, техникуме или средней трёхгодичной трудовой общеобразовательной школе. В старших классах школ вводили производственную практику. Можно было освоить профессии повара, швеи, автослесаря. Таким образом, выпускники уже имели профессию по окончании школы.


Следующая Олимпиада прошла в 1956 году в Мельбурне. На ней в неофициальном медальном зачёте сборная СССР заняла первое место. Владимир Куц поставил рекорд в беге на длинную дистанцию.


Лучшими на летней Олимпиаде1960 года в Риме стали Пётр Болотников, взявший золото в беге, сестры Ирина и Тамара Пресс в лёгкой атлетике и метании диска, первым советским олимпийским чемпионом по велоспорту стал Виктор Капитонов, Лариса Латынина стала чемпионкой в гимнастике.

1960-е годы стали временем триумфа футбольного вратаря Льва Яшина, который вместе с советской командой выиграл олимпийские игры 1956 года.

Все эти победы вызвали огромный интерес к спорту, который успешно развивался. Чтобы поощрить этот интерес, правительство выделяло средства для строительства стадионов, дворцов спорта, открывались детские спортивнее школы и кружки. Все это послужило основой для будущих побед советских спортсменов.


Давайте подведём итоги.

В литературе появилось обновленческое направление.

Были сняты обвинения с композиторов Шостаковича, Мурадэли, Прокофьева, Хачатуряна.

Методы: иллюстративно-репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский

Средства обучения (в том числе технические средства обучения): компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация.

Программные средства:

Microsoft Power Point

Преодоление сталинизма в литературе и искусстве (учитель истории).

Задачи урока истории:

продолжить формирование умений учащихся работать с историческими документами, анализировать их, делать выводы и отстаивать их в ходе дискуссии, использовать приобретённые знания и умения при написании творческих работ;

воспитывать у учащихся чувство уважения к истории, стремление к глубокому её изучению, побудить к знакомству с достижениями культуры и системой ценностей в духовной сфере.

Виды организации деятельности учащихся:

создание педагогических ситуаций для решения познавательных заданий и проблемных вопросов;

организация работы учащихся с документами;

Задачи урока литературы:

развивать устную и письменную речь учащихся, логическое и аналитическое мышление;

способствовать формированию таких черт характера, как порядочность, трудолюбие, воспитывать уважение к личности, а также способствовать правовому воспитанию учащихся.

Виды организации деятельности учащихся:

аналитическая беседа по содержанию рассказа (коллективная форма деятельности);

работа с документом, с текстом;

задания дифференцированного характера, обобщающие полученные знания и осуществляющие контроль (индивидуальная форма работы);

дифференцированное творческое задание.

Первое послесталинское десятилетие было ознаменовано серьёзными переменами в духовной жизни.

Вопрос ученикам: с какими главными событиями были связаны эти перемены?

На перемены, начавшиеся в обществе, первыми откликнулись представители литературы.

Произведение

Задание для учащихся: заполнить таблицу. (Учебник, стр. 399 – 401)

Из предсмертной записки А.Фадеева

Работа с документом.

Вопросы к документу

Из выступлений Н.С.Хрущёва перед деятелями литературы и искусства

Какие границы творческой свободы устанавливались Н.С.Хрущёвым? Насколько определёнными они были?

Вовсе не означает, что теперь после осуждения культа личности наступила пора самотёка, что будто бы ослаблены бразды правления, общественный корабль плывёт по воле волн и каждый может своевольничать…Нет. Партия проводила и будет твёрдо проводить выработанный ею ленинский курс, непримиримо выступая против любых идейных шатаний.

Вопрос ученикам: почему глава партии и государства был столь активен в своих встречах с интеллигенцией? Только ли азартом объяснялось его поведение или были другие, более глубокие, причины?

Ведение урока передаётся учителю литературы.

II.Рассказ учителя литературы.

Что же в романе вызвало такую реакцию властей?

Главный герой романа не пытается бороться с обстоятельствами, но и не приспосабливается к ним, оставаясь собой при любых условиях, сохраняя свою точку зрения. Он убеждён в необходимости нравственного выбора, в котором и проявляется свобода человека.

Об этом рассказе мы поговорим сегодня подробнее. Но сначала - несколько слов об авторе этого замечательного произведения.

Слово учителя:

Вопрос ученикам: чем же поразил рассказ Солженицына? Ответим на этот вопрос в процессе анализа рассказа.

Беседа с учащимися по вопросам:

- Каково ваше впечатление от рассказа?

- Восстановите прошлое Ивана Денисовича.

В 1941 г. он, крестьянин, честно воевавший, оказался в окружении, потом в плену. Бежав из плена, попадает в

советскую контрразведку. Единственный шанс остаться в

живых – подписать признание в том, что он шпион. Абсурдность

в том, что даже следователь не может придумать,

несчастья в условиях, которые изменить нельзя. «В карцер

не посадили, на шмоне не попался, табачку купил, не

- Почему автор выбрал именно счастливый день?

Если такой день счастливый, то какие тогда несчастливые?

- Что помогает герою выстоять, остаться человеком?

Шухов живёт в согласии с собой. Он сохранил нравственную основу. Ему доверяют, так как он честен, порядочен,

живёт по совести. Приспособляемость Шухова не имеет ничего

общего с приспособленчеством, униженностью, потерей человеческого достоинства. Шухов работает добросовестно, как на воле, как у себя.

Для него в работе – достоинство и радость мастера. В нём есть практичная крестьянская бережливость. Здравый смысл и трезвый взгляд на жизнь

помогают ему выстоять.

- Для чего, с какой целью автор показывает жизнь заключённых?

Чтобы обвинить власть, показать бесчеловечность условия

жизни ни в чём не повинных людей, произвол властей,

советскую жизнь, которая низводит людей до уровня животных.

И в этом – гуманизм Солженицына.

- Что же поразило современников Солженицына в рассказе? В чём новаторство Солженицына?

Вывод учителя:

В лице незлобивого, терпеливого Ивана Денисовича Солженицын воссоздал символический образ русского народа, способного перенести невиданные страдания, лишения, издевательства и при этом сохранить доброту к людям, человечность, снисходительность к слабостям других и непримиримость к нравственным порокам. Солженицын показал, что даже в таких условиях у каждого есть выбор: остаться человеком или потерять человеческий облик. Именно такие люди, как Шухов, составляют нравственную основу общества.

- Как восприняли власти это произведение?

противодействие защитников коммунизма. Премии Солженицын

не получает, исподволь начинается кампания клеветы.

В 1965 г. перекрываются возможности публикации.

В ноябре 1969 г. Солженицын исключён из Союза писателей.

История повторяется. В 1974 г. Солженицын арестован, лишён

гражданства и выслан в ФРГ. В 1975 г. получает Нобелевскую

премию. Произведения его издаются на многих языках мира.

Работа с документом. Прочитайте отрывок из Нобелевской лекции А.И.Солженицына. Ответьте на вопрос: что писатель считал одной из главных своих задач?

«На эту кафедру, с которой прочитывается Нобелевская лекция, кафедру, предоставляемую далеко не каждому писателю и только раз в жизни, я поднялся не по трём-четырём примощённым ступенькам, но по сотням или даже тысячам их – неуступным, обрывистым, обмёрзлым, из тьмы и холода, где было мне суждено уцелеть, а другие – может быть, с большим даром, сильнее меня – погибли. Из них лишь некоторых встречал я сам на Архипелаге ГУЛАГе, рассыпанном на дробное множество островов, да под жерновом слежки и недоверия не со всяким разговорился, об иных только слышал, о третьих только догадывался. Те, кто канул в ту пропасть уже с литературным именем, хотя бы известны,- но сколько не узнанных, ни разу публично не названных! И почти-почти никому не удалось вернуться. Целая национальная литература осталась там, погребённая не только без гроба, но даже без нижнего белья, голая, с биркой на пальце ноги. Ни на миг не прерывалась русская литература! – а со стороны казалась пустынею. Где мог бы расти дружный лес, осталось после всех лесоповалов два – три случайно обойдённых дерева.

Дифференцированное задание: письменно ответить на вопрос.

В чём заключается обвинительная сила произведения Солженицына?

Писатель Борис Балтер, обсуждая рассказ Солженицына, говорил:

Согласны ли вы с мнением Б.Балтера? Обоснуйте свой ответ.

Продолжение урока учителем истории.

III. Рассказ учителя:

В декабре 1962 г. Н.С.Хрущёв, уверовав в своё право судить какое искусство нужно советскому народу, подверг разносу выставку абстракционистов, открывшуюся в Манеже.

В опалу незаслуженно попали талантливые живописцы – экспериментаторы Э. Белютин, Юло Соостер, Б.Жутовский, скульптор Э.Неизвестный.

Характерной приметой времени стала реабилитация осуждённых в сталинские времена деятелей искусства. Публиковались стихи С.Есенина, А.Ахматовой, М.Цветаевой, рассказы М.Зощенко. Зазвучали творения С.Прокофьева, Д.Шостаковича, Стравинского, Бартока.

Закрепление изученного материала. Беседа по вопросам:

Почему 10 лет правления Н.С.Хрущёва называют трудными?

Почему Н.С.Хрущёв сначала ослабил цензуру за деятельностью интеллигенции, а потом вновь началось ограничение творческой свободы?

Какие черты характера поколения шестидесятников вам импонируют, вызывают уважение, а какие – непонимание?

Домашнее задание:


Смерть И. Сталина 5 марта 1953 г. обострила борьбу за власть в партийной верхушке. Соратники умершего вождя были обеспокоены возможностью сохранения существовавшей системы. Однако все понимали, что оставить её в неизменном виде нельзя. Осознание этого пришло даже к ортодоксальным сталинистам.

На следующий день на объединённом заседании ЦК КПСС, Совета Министров и Президиума Верховного Совета СССР состоялось распределение полномочий в руководстве страны. Совет министров возглавил Г. Маленков, МВД — Л. Берия, Н. Булганин получил пост министра обороны, Н. Хрущёву было поручено руководить секретариатом ЦК КПСС.

Стремясь получить поддержку народа, Г.М.Маленков выдвинул программу преобразования народного хозяйства. Л.П.Берия стремился получить чрезвычайные полномочия. С этой целью в марте 1953 г. была проведена амнистия всех заключенных, чей срок заключения не превышал 5 лет. Однако Л.П.Берия и Г.М.Маленков не пользовались популярностью среди своих соратников в высших органах власти. Этим обстоятельством сумел воспользоваться Н.С.Хрущев, который взял ситуацию в свои руки.

В июле 1953 г. Н.С. Хрущев выступил с обвинениями в национализме и связях с английской разведкой в адрес Л.П.Берии. В декабре 1953 г. суд вынес Берии смертный приговор.

После ликвидации Л. Берии начался новый виток борьбы за власть, на этот раз между Н. Хрущёвым и Г. Маленковым, которого поддерживали В. Молотов и Л. Каганович. На сентябрьском пленуме ЦК КПСС 1953 г. первым секретарём ЦК был избран всё же Н. Хрущёв. Решающую роль в этом сыграли его связи в верхушке партаппарата и влияние на новое руководство МВД и КГБ.

Читайте также: