Относительная и абсолютная адресация в excel конспект
Обновлено: 01.07.2024
При копировании или перемещении формулы в другое место таблицы необходимо организовать управление формированием адресов исходных данных. Очевидно, что в зависимости от внутренней логики выражений в определенных случаях адреса должны оставаться неизменными, а других ситуациях для пользователя будет удобным и предпочтительным, чтобы их пересчитали с учётом относительного изменения местоположения. По этим причинам в электронных таблицах при написании формул наряду с понятием ссылки используется понятия относительной и абсолютной ссылок.
Определение. Ссылками называются адреса ячеек, содержимое которых используется в вычислениях.
Наличие ссылки в формуле означает, что результат вычисления этой формулы зависит от числа, находящегося в другой ячейке, указанной в ссылке. Иными словами, ячейка, содержащая формулу, является зависимой, при этом значение, отображаемое в ячейке с формулой, пересчитывается при любом изменении данных в ячейке, на которую указывает ссылка.
Ссылку на ячейку можно задать разными способами. В первом случае адрес ячейки можно ввести вручную. Другой способ состоит в щелчке на нужной ячейке или выборе диапазона, адрес которого требуется ввести (ячейка или диапазон при этом выделяются определенным образом).
Определение. Абсолютная ссылка — это не изменяющийся при копировании и перемещении формулы адрес ячейки, содержащий исходное данное. Для указания абсолютной адресации обычно используется символ $.
Различают два типа абсолютных ссылок: полная и частичная.
§ Полная абсолютная ссылка указывается, если при копировании или перемещении адрес клетки, содержащий исходное данное, не меняется. Для этого символ $ ставится перед наименованием и столбца, и строки.
Пример: $B$5; $D$12; $D$5 — полные абсолютные ссылки.
§ Частичная абсолютная ссылка указывается, если при копировании или перемещении не меняется или номер строки, или наименование столбца. Тогда символ $ ставится перед номером строки (в первом случае) и перед наименованием столбца (во втором случае).
Пример: В$5, D$12, F$5 — частичная абсолютная ссылка, не меняется номер строки;
$B5, $D12, $H5 — частичная абсолютная ссылка, не меняется наименование столбца.
Определение. Относительная ссылка — это изменяющийся при копировании или перемещении формулы адрес ячейки, содержащий исходное данное. Изменение адреса происходит по правилу относительной ориентации клетки исходной формулой и клеток с операндами.
Форма написания относительной ссылки совпадает с обычной записью адреса ячейки. Формула, где в качестве операндов используются относительные ссылки ячеек, воспринимается системой как шаблон, а ссылки ячеек в таком шаблоне - как средство указания на местоположение ячеек с операндами относительно ячейки с формулой. При копировании или перемещении такой формулы действует правило относительной ориентации клеток. Для запрета автоматической настройки адресов используется абсолютные ссылки ячеек.
Пример: Правило относительной адресации поясним следующим образом. Пусть ячейка с адресом С2 (рис.9.3) содержит формулу-шаблон сложения двух чисел, находящихся в ячейках A1 и В3, т.е. =A1+В3. Эти ссылки являются относительными и отражают ситуацию взаимного расположения исходных данных в ячейках A1 и В3 и результата вычисления по формуле в ячейке С2. По правилу относительной ориентации ячеек ссылки исходных данных воспринимаются системой не сами по себе, а так, как они расположены относительно ячейки с адресом С2:
§ Ссылка A1 указывает на ячейку, которая смещена относительно С2 на одну ячейку вверх и на две влево;
§ Ссылка В3 указывает на ячейку, которая смещена относительно С2 на одну ячейку вниз и одну влево.
При выполнении операций копирования и перемещения формул следует иметь в виду, что формулы могут содержать три вида ссылок:
§ Двумерные ссылки — Относительные (обозначение А1+В3), Абсолютные ($A$1+$B$3), Смешанные ($A1+B$1);
§ Трехмерные ссылки, связанные с местоположением ячейки на листе, (например, Лист2!А3 - ячейка, Лист2:Лист6!А3:А5 – диапазон ячеек).
Следует отметить, что:
§ Относительные ссылки используются в формулах в тех случаях, когда вычисления нужно произвести по одной и той же формуле, но с разными данными. В этом случае при копировании формулы происходит пересчет с другими данными, расположенными по направлению копирования относительно исходных данных.
§ Абсолютные ссылки закрепляют какие-то данные (например, постоянный множитель), и при копировании вычисления происходят с одними и теми же закрепленными данными.
§ Смешанные ссылки фиксируют столбец или строку при копировании.
При копировании или перемещении формулы в другое место таблицы необходимо организовать управление формированием адресов исходных данных. Очевидно, что в зависимости от внутренней логики выражений в определенных случаях адреса должны оставаться неизменными, а других ситуациях для пользователя будет удобным и предпочтительным, чтобы их пересчитали с учётом относительного изменения местоположения. По этим причинам в электронных таблицах при написании формул наряду с понятием ссылки используется понятия относительной и абсолютной ссылок.
Определение. Ссылками называются адреса ячеек, содержимое которых используется в вычислениях.
Наличие ссылки в формуле означает, что результат вычисления этой формулы зависит от числа, находящегося в другой ячейке, указанной в ссылке. Иными словами, ячейка, содержащая формулу, является зависимой, при этом значение, отображаемое в ячейке с формулой, пересчитывается при любом изменении данных в ячейке, на которую указывает ссылка.
Ссылку на ячейку можно задать разными способами. В первом случае адрес ячейки можно ввести вручную. Другой способ состоит в щелчке на нужной ячейке или выборе диапазона, адрес которого требуется ввести (ячейка или диапазон при этом выделяются определенным образом).
Определение. Абсолютная ссылка — это не изменяющийся при копировании и перемещении формулы адрес ячейки, содержащий исходное данное. Для указания абсолютной адресации обычно используется символ $.
Различают два типа абсолютных ссылок: полная и частичная.
§ Полная абсолютная ссылка указывается, если при копировании или перемещении адрес клетки, содержащий исходное данное, не меняется. Для этого символ $ ставится перед наименованием и столбца, и строки.
Пример: $B$5; $D$12; $D$5 — полные абсолютные ссылки.
§ Частичная абсолютная ссылка указывается, если при копировании или перемещении не меняется или номер строки, или наименование столбца. Тогда символ $ ставится перед номером строки (в первом случае) и перед наименованием столбца (во втором случае).
Пример: В$5, D$12, F$5 — частичная абсолютная ссылка, не меняется номер строки;
$B5, $D12, $H5 — частичная абсолютная ссылка, не меняется наименование столбца.
Определение. Относительная ссылка — это изменяющийся при копировании или перемещении формулы адрес ячейки, содержащий исходное данное. Изменение адреса происходит по правилу относительной ориентации клетки исходной формулой и клеток с операндами.
Форма написания относительной ссылки совпадает с обычной записью адреса ячейки. Формула, где в качестве операндов используются относительные ссылки ячеек, воспринимается системой как шаблон, а ссылки ячеек в таком шаблоне - как средство указания на местоположение ячеек с операндами относительно ячейки с формулой. При копировании или перемещении такой формулы действует правило относительной ориентации клеток. Для запрета автоматической настройки адресов используется абсолютные ссылки ячеек.
Пример: Правило относительной адресации поясним следующим образом. Пусть ячейка с адресом С2 (рис.9.3) содержит формулу-шаблон сложения двух чисел, находящихся в ячейках A1 и В3, т.е. =A1+В3. Эти ссылки являются относительными и отражают ситуацию взаимного расположения исходных данных в ячейках A1 и В3 и результата вычисления по формуле в ячейке С2. По правилу относительной ориентации ячеек ссылки исходных данных воспринимаются системой не сами по себе, а так, как они расположены относительно ячейки с адресом С2:
§ Ссылка A1 указывает на ячейку, которая смещена относительно С2 на одну ячейку вверх и на две влево;
§ Ссылка В3 указывает на ячейку, которая смещена относительно С2 на одну ячейку вниз и одну влево.
При выполнении операций копирования и перемещения формул следует иметь в виду, что формулы могут содержать три вида ссылок:
§ Двумерные ссылки — Относительные (обозначение А1+В3), Абсолютные ($A$1+$B$3), Смешанные ($A1+B$1);
§ Трехмерные ссылки, связанные с местоположением ячейки на листе, (например, Лист2!А3 - ячейка, Лист2:Лист6!А3:А5 – диапазон ячеек).
Следует отметить, что:
§ Относительные ссылки используются в формулах в тех случаях, когда вычисления нужно произвести по одной и той же формуле, но с разными данными. В этом случае при копировании формулы происходит пересчет с другими данными, расположенными по направлению копирования относительно исходных данных.
§ Абсолютные ссылки закрепляют какие-то данные (например, постоянный множитель), и при копировании вычисления происходят с одними и теми же закрепленными данными.
§ Смешанные ссылки фиксируют столбец или строку при копировании.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
создание тестов применяемых на уроках математики с помощью программы Microsoft Excel
С 2009 года преподаю курсы "Основы информационных технологий" и "Оператор ЭВМ" в институте повышения квалификации кадров. Представляю некоторые тесты созданные с помощью программы Microsoft Excel.
10 занятий в Программе Microsoft Excel. Практические задания для учащихся.
Занятие 1. Назначение программы. Вид экрана. Ввод данных в таблицуЗанятие 2. Форматирование таблицыЗанятие 3. Расчет по формуламЗанятие 4. Представление данных из таблицы в графическом видеЗанятие 5. .
Урок № 3. Абсолютная и относительная адресация в MS-Excel.Электронные таблицы (MS-Excel). Презентация.Абсолютная и относительная адресация в MS Excel 2007. Презентация.Практическая работа Excel.
Абсолютная и относительная адресация
Презентация к уроку по теме: "Абсолютные и относительные ссылки".
Статья "Организация учебной работы на основе технологии развития критического мышления при изучении работы с абсолютной и относительной адресацией в электронных таблицах"
Разработка урока на основе технологии развития критического мышления при изучении работы с абсолютной и относительной адресацией в электронных таблицах.
Технологическая карта урока информатики 8 класс по теме "Абсолютная и относительная адресация. Понятие диапазона. Встроенные функции. Сортировка таблицы"
Технологическая карта урока информатики 8 класс по теме "Абсолютная и относительная адресация. Понятие диапазона. Встроенные функции. Сортировка таблицы".
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Тема: Относительная и абсолютная адресация (ссылки) в MS Excel
Цель задания: Применение относительной и абсолютной адресации для финансовых расчетов в табличном процессоре MS Excel. Форматирование и копирование созданных таблиц. Построение гистограмм.
ТСО : Компьютерный класс. Программное обеспечение (Windows XP), MS Office ( Word , Excel ).
Задание 1. Создать таблицы ведомости начисления заработной платы за два месяца (январь, февраль) на разных листах одной книги, произвести расчеты, форматирование.
Специально выделенные ячейки для 27% и 13%.
Методические рекомендации:
1.Для удобства работы форматирования и формирования навыков работы с абсолютным видом адресации, рекомендуется при оформлении констант окрашивать цвет шрифта или саму ячейку отличным от цвета расчетной таблицы.
2. Выделить отдельные ячейки для значений % Премии = 27% и % Удержания = 13%.
3. При вводе расчетной формулы окрашенная ячейка будет напоминать вам, что следует установить абсолютную адресацию набором символа $ с клавиатуры или нажать клавишу F4.
4. В целях автоматизации расчетов после создания расчетной формулы используйте метод автозаполнения столбцов.
Порядок работы
Произведите расчеты во всех столбцах таблицы:
1. Для выполнения расчета начисления % премии ввести формулу = C 6*$ D $5 в ячейке D 6.
5. Сравнить ваши расчеты с приведенной ниже таблицей.
6. Заполнить все столбцы методом автозаполнения.
- В ячейке C 16 =МИН( G 6: G 12).
- В ячейке C 17=СРЗНАЧ( G 6: G 12).
- Установить курсор в ячейку C 15 → щелкнуть по кнопке
- Соответственно найти минимальное и среднее значения.
9. Переименовать Лист 1 → Зарплата январь.
13. Изменить значение премии на 32%. Проследить за перерасчетом.
14. Рассчитать значение доплаты исходя из 5% по формуле: = C 6*$ E $5.
ФОРМАТИРОВАНИЕ ПО ЗАДАННОМУ УСЛОВИЮ
16. Выполнить маршрут: Главная → Условное форматирование → Правила выделения ячеек → Другие правила
18. Окончательный вариант зарплаты за февраль выглядит в виде таблицы
Задание 2. Заполнить таблицу значений , в промежутке от – 5 до 5 с шагом 0,5. Задание оформить в виде таблицы, приведенной ниже.
Задание 3 . Заполнить таблицу значений функции , где в промежутке от – 10 до 10 с шагом 0,5. Результаты оформить в виде таблицы.
Относительная ссылка — это ссылка, которая автоматически изменяется при копировании или перемещении формулы в другую ячейку.
Если копировать эту формулу вдоль столбца и вдоль строки относительная ссылка автоматически изменится так:
- при перемещении на один столбец в формуле изменится буква столбца \(A\) поменяется на \(B\);
- при перемещении на одну строку вниз в формуле изменится номер строки с \(1\) на \(2\).
Абсолютная ссылка — это ссылка на определённую (фиксированную) ячейку. Обозначается знаком \($\), например, \($А$1\). При копировании данная абсолютная ссылка не изменяется.
Смешанная ссылка — это ссылка, которая сочетает в себе относительную и абсолютную ссылку. В смешанных ссылках может быть абсолютно адресуемый столбец и относительно адресуемая строка \($А1\), или наоборот \(А$1\).
При копировании или перемещении формулы абсолютная часть ссылки остается неизменной, а относительная меняется в зависимость от месторасположения.
Источник – методическое пособие: Информатика. Программы для общеобразовательных учреждений 2-11 кл.: Методическое пособие. Изд-во: Бином. Лаборатория знаний, 2010
Семакин И.Г. и др., Информатика 9., М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010
Цель применения предлагаемого ЭОР: повышение эффективности процесса обучения
Действия учебно-познавательные и учебно-практические:
- формирование умения самостоятельно применять полученные знания, осуществляя их перенос в различные условия;
развитие умений ставить цель, анализировать, устанавливать аналогии, делать выводы;
- формирование коммуникативных умений: взаимодействовать в паре, группе, высказывать свою точку зрения;
- формирование и развитие умений в области использования информационно-коммуникационных технологий;
- способствовать формированию умений прогнозировать свои действия в ситуации выбора при решении проблемы;
- развитие рефлексивных умений: осуществлять самооценку, соотносить уровень своих знаний с требованиями программы.
Планируемые результаты:
Личностные
Проявление эмоционально-ценностного отношения к учебной проблеме, творческого отношения к процессу обучения.
Метапредметные
Познавательные
Умение находить сходство и различие при изучении понятий абсолютная и относительная адресация, обобщать полученную информацию, вести наблюдение, прогнозировать ситуацию.
Регулятивные
Умение выполнять учебное задание в соответствии с целью, соотносить учебные действия с известными правилами, выполнять учебное действие в соответствии с планом.
Коммуникативные
Умение формулировать высказывание, согласовывать позиции и находить общее решение, адекватно использовать речевые средства и символы для представления результата.
Предметные
Умение использовать интерактивные пособия при выяснении сути понятий, умение пользоваться программой при выполнении практического задания, осознанно применять основные понятия и определения.
Методы и приемы: проблемное обучение, учебно-исследовательская деятельность, взаимооценка, самооценка.
Формы работы: индивидуальная, фронтальная, в парах, всем классом, тестирование.
Технологии: здоровьесберегающие, развивающие, совместного поиска, информационно-коммуникативные.
Длительность урока: 45 минут.
Место проведения урока: кабинет информатики.
Цели урока: сформировать у учащихся знания об абсолютных, относительных ссылках, выработать навыки работы с ними в табличном процессоре Excel.
Задачи урока:
Обучающая: научить учащихся работать с относительными, абсолютными ссылками в табличном процессоре Excel;
Воспитательная: воспитывать самостоятельность в учебной деятельности, ответственность за принятие решений;
Развивающая: развивать у учащихся логическое мышление, память, воображение, умение правильно формулировать свою мысль, познавательный интерес к предмету .
Тип урока: усвоение нового материала
Технологическая карта урока
1. Организационный момент. Приветствие учащихся.
2. Актуализация знаний (определить готовность учащихся к изучению новой темы).
Фронтальная работа у доски или индивидуальная за ПК с помощью ЭОР – файл SMART Notebook для интерактивной доски
В ЭОРе представлены следующие вопросы:
Сегодня на уроке продолжаем работать в электронной таблице. Давайте проверим, с какими знаниями вы сегодня пришли на урок.
Учащиеся устно или письменно отвечают на вопросы:
1. В электронной таблице основной элемент рабочего листа - это:
1 . ячейка; 2. строка; 3. столбец; 4. формула.
2. В электронной таблице буквами A, B: обозначаются:
1. строки; 2. столбцы; 3. ячейки; 4. нет таких обозначений.
3. В электронной таблице А1, В4 - это обозначения:
1. строки; 2. столбца; 3. ячейки; 4. нет таких обозначений.
4. В ячейке электронной таблицы не может находиться:
1. лист; 2. текст; 3. число; 4. формула.
5. В ячейке введены символы =А1+В1. Как Excel воспримет эту информацию?
1. ошибка; 2. текст; 3. формула; 4. число.
6. Сколько ячеек содержит диапазон B2: D6 в электронной таблице: 1.10; 2. 4; 3.15; 4. 20.
Целесообразность применения ЭОР:
Данный ЭОР позволяет интенсифицировать процесс обучения, разнообразить формы работы, помогает обучающимся наглядно представить информацию, предложенную для анализа и быстро сориентироваться в проблеме.
3. Изучение новой темы.
В первом случаи, когда мы ввели формулу и не получили нужного результата при копировании использовалась относительная ссылка. Принцип относительной ссылки - при перемещении или копировании формулы в другое место таблицы изменяются имена ячеек в формуле. При смещении формулы на одну строку вниз в именах ячеек номер строки увеличивается на единицу: А1 преобразуется в А2, В1 - в В2. При смещении формулы вправо или влево в именах ячеек изменится буквенная часть. В некоторых случаях оказывается необходимым отменить действия относительной ссылки для того, чтобы при переносе формулы адрес ячейки не изменялся (т.е. был бы не относительной, а абсолютной). В таком случае применяется прием, который называется замораживанием ссылки. Для этой цели в имени ячейки применяется символ $. Таким образом, абсолютная ссылка - не изменяющаяся при копировании формулы ссылка. Бывают случаи, когда "замораживается" только значения столбца или строки, такие ссылки называют смешанные $C8, $F12. Как вы думаете, при копировании смешанных ссылок как будут меняться формулы?
Целесообразность применения ЭОР:
Новый материал предложен обучающимся в привычном виде – презентации, но добавлена процессу динамика в форме видеовставок. При данной структуре представления материала поддерживается логика анализа темы, возможна вариативность темпа работы (т.к. материал можно останавливать, заостряя внимание детей на каком-либо моменте). Наглядно, просто и доступно она объясняет такой сложный вопрос для изучения, как абсолютная и относительная адресация. Также данная презентация важна универсальностью использования, как в урочной деятельности, так и в самостоятельном или дистанционном обучении.
4 . Закрепление материала
На экран выводится формула, ученики определяют, как она изменится при копировании в другие ячейки.
Целесообразность применения ЭОР:
Данная работа ценна вариациями её выполнения: индивидуально в тетради, с последующим устным ответом, фронтально: один человек или два соревнуются, групповая с само- и взаимопроверками и т.д. На экране дети видят привычную таблицу, в которой им предлагается произвести действия с формулами. Здесь наглядно закрепляется та теоретическая информация, которую дети получили на предыдущем ресурсе. Ненавязчиво закрепляется образ таблицы, понятие срока и столбец, признаки абсолютной адресации. Все полученные сведения актуализируются в памяти при необходимости применить их в новых условиях. Возможности интерактивной доски позволят оперативно проверить полученный результат, отодвигая шторку. Также многократно можно использовать на уроке, с каждым разом улучшая показатели, скрыв вновь правильные ответы.
5. Рефлексия
Учитель. Сегодня мы познакомились с относительными и абсолютными ссылками, научились работать с ними в Excel. В чем заключаются принципы относительной и абсолютной ссылок?
Файл скачать, заполнить, переименовать по своей фамилии, переслать учителю по почте.
Целесообразность применения ЭОР:
Является заключающим этапом работы, включающим в себя новые условия для применения полученных знаний. Представлено в виде таблицы и пересылается по почте как для выполнения, так и после.
Читайте также: