Степи и человек конспект

Обновлено: 03.07.2024

Оценить 2801 0

Урок окружающего мира

учитель МОУ СШ № 140

Советского района, г. Волгограда

Козлова Людмила Павловна

Цель урока: сформировать у учащихся представление о взаимосвязи степной зоны и человека.

Задачи урока:

- рассмотреть роль степной зоны в жизни человека и влияние человека на степь;

- вовлечь обучающихся в самостоятельно - познавательную деятельность;

-формировать контрольно - оценочную самостоятельность обучающихся;

-формировать навыки работы с источниками дополнительной информации, а также с информационными ресурсами Интернет

Используемые педагогические технологии:

- технология деятельностного подхода;

- элементы технологии организационно - исследовательской деятельности обучающихся;

- информационно - коммуникативные технологии

Организация пространства: фронтальная работа, индивидуальная работа, парная работа.

Методы: объяснительно – иллюстративные, частично – поисковые, словесные, наглядные, практические.

- персональный компьютер, мультимедиа-проектор;

- карточки для индивидуальной работы;

- карточки для работы в паре

I .Организация начала урока.

- актуализировать требования к обучающимся со стороны учебной деятельности;

- создание условий для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность.

Личностные УУД: готовность к обучению, отношение к учению.

- Сегодня на уроке потребуется ваше внимание, поддержка и помощь. Пожелайте друг другу удачи!

- Послушайте внимательно стихотворение. (Слайд 1)

Россия, ты – великая держава,
Твои просторы бесконечно велики.
Как мало о тебе ещё мы знаем.
Как много изучить нам предстоит.

II . Актуализация опорных знаний

- организовать актуализацию знаний учащихся об особенностях степной зоны;

- организовать выполнение учащимися пробного учебного действия;

- организовать фиксирование учащимися индивидуального затруднения.

Регулятивные УУД: целеполагание.

Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.

Для того, чтобы вы вспомнили какие природные зоны мы исследовали, посмотрите видеоролик. ( Слайд 2)

- Назовите природные зоны, так как они располагаются в направлении от севера к югу? (Арктическая пустыня, тундра, лесная зона, степь)

-Какую природную зону мы начали исследовали на прошлом уроке? ( Степь.)

- Давайте вспомним, что мы знаем об этой зоне?

1.Работа по карточкам (индивидуально)

- Перед вами лежит три карточки, выберите то задание с которым вы считаете, что справитесь.

- В правом углу, в пустой клеточке поставьте оценку, которую вы предполагаете получить за это задание.

- А теперь за работу!

2. Взаимопроверка по эталону.

- Поменяйтесь карточками для взаимопроверки.

-Проверяем. (Слайд 3)

- Проверяем. (Слайд 4)

(Слайд 5) (Приложение 1-3)

- Встаньте те, кто подтвердил свою оценку с предварительной оценкой.

- А есть, кто повысил оценку? Поднимите руки. Молодцы!

Ш.Открытие нового знания.

- организовать постановку цели урока;

- организовать составление совместного плана действий;

Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний:отличать новое от уже известного с помощью учителя, извлечение необходимой информации, определение основной информации.

КоммуникативныеУУД: сотрудничество в поиске и сборе информации.

( Распашка плодородных земель, влияние человека на степь).

-Как вы думаете, какова тема урока?

- Какую цель вы поставите на урок?

(Установить взаимосвязь между человеком и степной зоной.)(Слайд №18)

- Какие учебные задачи мы поставим перед собой, чтобы реализовать нашу цель?

(Задачи: - узнать какое значение имеет степь для человека;

- определить как человек влияет на степь;

- как человек охраняет природу степной зоны)

- Где мы можем узнать нужную информацию?

- Задачи поставлены, нужно их решать. Я предлагаю представителю каждому ряда выбрать ту тему, которую вы будете исследовать.( Ученики выбирают)

- Взяли в руки карандаш и начали работать.

- Поделитесь информацией, которую вы узнали из учебника.

- Какое значение имеет степь для человека? ( Плодородные земли, растениеводство, животноводство)

- Какое основное занятие людей в степи? (Растениеводство)

- Почему в степи хорошо развито растениеводство? (Плодородная почва)

- Какие культурные растения выращивают? ( Кукурузу, ячмень, др.)(Слайд 19)

- Какие растения выращивают на поливных землях? ( Арбузы, дыни, абрикосы, томаты)

-Чем еще занимаются люди в степи ? (Животноводством)

- Почему в этой зоне развито животноводство?( Степные травы- хороший корм для домашних животных)

- Разведением каких домашних животных занимаются в степи? ( Лошади, овцы, коровы).(Слайд 20)

-Роль степной зоны очень велика для человека? (Да.)

-А как вы думаете, как человек влияет на степь?

(Неумеренная распашка целинных земель, браконьерство, разрушение почвы,)

( В хозяйственной деятельности мало осталось целинной степи. )

- Открываем словарь и объясняем значение слова.( Работа со словарем)

- Почему происходит разрушение почвы? ( Неумеренный выпас скота)

- Почему исчезли многие животные и птицы? (Браконьерство).(Слайд 21)

-Как вы думаете, человек положительно влияет на степь? (Отрицательно)

- Надо ли охранять окружающую среду степной зоны? (Надо)

-Как? Поделитесь с нами, что вы узнали по этому вопросу?

( Создаются заповедники, питомники, запрет на охоту, охрана целинных земель.)

- Для чего люди создают питомники? (Выращивают дроф, сайгаков и т.д.)

- Почему необходимо оберегать сохранившиеся участки степей и создавать заповедники? (Сохранение целинных земель, сохранение животных, растений) (Слайд 22)

- Необычайна богата и разнообразна флора заповедника, охраняемая на его территории. В заповеднике известно 1276 видов высших растений, На небольшой территории заповедника обитает 46 видов млекопитающих, обычен кабан, косуля, лось, лисица, барсук.Только в заповеднике встречаются такой вид как темная мышовка. Отмечено 210 видов птиц. В луговых степях обитает множество куропаток, перепелов, жаворонков, луней. В дубравах заповедника гнездятся: обыкновенный канюк, черный коршун, обыкновенная пустельга, ястреб-тетеревятник и чеглок.

(Слайд 23,24,25)

IV . Физминутка

Чтобы видеть все вокруг, (вращение глазами)

Надо быть внимательным. (задержать взгляд на чем - то)

Окружающий нас мир - ( разводим руки)

Под листочек загляни, (наклон вперед)

Солнышку обрадуйся. (поднимаем голову, улыбаемся)

Всем вокруг ты помоги,

Руку другу протяни… (поворачиваемся друг к другу)

Вот и замечательно.

V . Первичное закрепление

- А теперь давайте подведем итог всему сказанному. У вас на парте лежит одна карточка. Значит вам предстоит работа в парах

1)Работа в парах по карточке. (Приложение №4)

- организовать выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание;

- организовать выявление места и причины затруднений, работу над ошибками.

Познавательные УУД: добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Коммуникативные УУД: учиться работать в паре, формулировать собственное мнение и позицию; уметь разрешать конфликтные ситуации, принимать решение, брать ответственность на себя.

Регулятивные УУД: контроль, саморегуляция, коррекция.

2) Проверка. (Обучающиеся зачитывают текст и называют пропущенные слова)

VI .Итог урока

- Какую цель мы ставили в начале урока?

- При помощи каких задач мы реализовали нашу цель?

- А теперь мы все знаем о степи? ( Нет).

VII . Рефлексия

- Расскажите, довольны ли вы своей работой на уроке?

- Мне было интересно узнать.

-Урок заставил меня задуматься…( Нужно беречь нашу природу)

- Я надеюсь, что все вы будете любить и беречь землю, на которой мы живем. Я вам предлагаю полюбоваться природой нашей России.(Слайд 26)


Содержимое разработки

Тема: Зона степей. Степь и человек.

Предметные: сформировать представление о природной зоне степей; познакомить с географическим положением зоны степей, её особенностями, животным и растительным миром, ролью человека.
Познавательные: развивать учебно-познавательные компетенции: добывание знаний непосредственно из окружающей действительности, владением приемами учебно-познавательных проблем, наблюдать, рассуждать, делать выводы сравнивать, обобщать, находить общие и отличительные признаки растений; ценностно-смысловые компетенции: связанные с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир; информационные компетенции: работать с картой, атласом.
Личностные: ориентироваться на развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности; осознавать роль человека в освоении природы. бережное отношение к природе, значимость растений и животных для человека и нашей планеты.

Соотнести название с образным выражением и покажите на карте природную зону.
1 ряд : Здесь тёмные хвойные леса на широких пространствах. Хозяин здесь бурый медведь. (Тайга)
2 ряд: Полгода здесь день и полгода ночь. Всюду снега и льды. Солнце летом поднимается над горизонтом невысоко. Территория зоны не имеет коренного населения. (Арктика)
3 ряд: Деревья здесь не растут. Болотистая местность – прекрасное место для многочисленных комаров и мошкары. Лето здесь короткое. Навещают этот край летом многочисленные птицы. Мхи и лишайники господствуют всюду. (Тундра)

3. Погружение в проблему.

Послушайте. О какой природной зоне говорится?

- Как море волнуются здесь травы и зерновые культуры. Лето здесь жаркое с сухими ветрами. Для задержания снега сажают здесь лесные полосы. Множество грызунов населяют эти края, спасаясь в норах от хитрых лисиц, орлов. (Степь)

- Где она расположена?

- Сформулируйте тему нашего урока.

Закройте глаза и представьте себе такую картину…

- Откройте глаза, такую ли картину вы представили?

- Возникает вопрос: Как приспособились растения и животные к жизни в степи? Попытаемся найти ответ.

- Итак, что это за зона? Предположите, каким цветом может быть показана степь на карте природных зон?

- Ребята, посмотрите на карту, где находится зона степей.

- Скажите устно, где располагается зона степей? (Южнее лесной зоны).

Работа в группах по заданиям: (читают учебник и готовятся отвечать)

степь
1 группа: климат

Степи – это обширные безлесные пространства, покрытые травянистой растительностью. Степи расположены в умеренной зоне нашей страны, расположенные на юге страны. Почвы плодородные.

Главная особенность этой зоны, что здесь выражены 4 сезона года: холодная зима, тёплая весна, засушливое лето и сухая осень. Зима малоснежная. Лето с горячими сухими ветрами – суховеями и пыльными бурями. Дожди бывают редко, обычно ливни, они не успевают напитать почву.

Температура бывает зимой – от 0 до -20; летом от +28 до + 50.
2 группа: растительный мир

Красочный ковер из растений бывает весной, когда цветут фиалки, тюльпаны, красные маки, клевер, крокусы. В южной степи царство ковыля. Их листья испаряют мало влаги.

3 группа: животный мир

В степной зоне большое разнообразие растительноядных животных. Хомяки, суслики, мыши –полёвки. Хищники: это волк, лисица, ласка, хорёк, орёл, ястреб, дикие лошади, сайгаки. Строят гнёзда на земле.

4 группа: занятия населения

Основное занятие людей в степной зоне – растениеводство. Выращивают пшеницу, кукурузу, ячмень, томаты.

-Чтобы уберечь почвы от ветров, люди высаживают в степях защитные лесополосы.

Так же занимаются животноводством. Разводят коров, овец, лошадей.
5 группа: экологические проблемы

Многие растения исчезают из – за вытоптанных почв, а следом за растениями и животные. Постепенно такие пастбища превращаются в пустынные земли. А так же из-за охоты. Во время полевых работ разрушаются гнёзда птиц.

- А что делает человек, чтобы спасти редких животных? (заповедники)

-Чтобы сберечь природу степей надо ограничить распашку земель, ограничить выпас скота, бороться с браконьерством, создавать заповедники.

- А в какой зоне мы с вами живём? (чтение стихотворения)
Бесконечная Россия
Словно вечность на земле
Едешь, едешь, едешь, едешь,
Дни и версты нипочем!
Степь широко на просторе
Поперек и вдоль летит,
Словно огненное море
Зноем пышет и палит.

Небеса, как купол медный,
Раскалились. Степь гола;
Кое-где пред хатой бедной
Сохнет бедная ветла
Шагом, с важностью спокойной
Тащут тяжести волы.

Пыль метет метелью знойной,
Вьюгой огненной золы.
Степи голые, немые,
Все же вам и песнь, и честь!
Все вы – матушка Россия,
Какова она ни есть! (степь)

(Учащиеся выходят к доске по очереди, по одному представителю от каждой группы и выполняют задание.)

- Мы путешествовали с вами по бескрайним просторам степей. Познакомились с растительным и животным миром. Посмотрим, как вы усвоили природную зону степей.

Отгадать загадки, назвать зону обитания:
Бегает среди камней,
Не угонишься за ней!
Ухватил за хвост, но, ах!
Удрала, а хвост в руках! (Ящерица, степь.)
Горбоносый, длинноногий,
Великан ветвисторогий.
Ест траву, кустов побеги,
С ним тягаться трудно в беге. (Лось, лесная зона.)
Мха копытами касаясь,
Ходит северный красавец,
Ходит смело и легко,
Рога раскинув широко. (Северный олень, тундра.)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сформировать у учащихся представлений о природной зоне степей, познакомить с географическим положением зоны степей, её особенностями, животным и растительным миром, ролью человека.

Развивать учебно-познавательные компетенции: добывание знаний непосредственно из окружающей действительности, владение приёмами учебно-познавательных проблем, наблюдать, рассуждать, делать выводы, сравнивать, обобщать, находить общие и отличительные признаки, растений.

Информационные: работать с картой; Воспитывать бережное отношение к природе, значимость растений и животных для человека и нашей планеты.

Организационный момент.

Добрый день, дорогие друзья!

Прозвенел уже звонок,

Начинаем наш урок!

Постарайтесь всё понять,

Ответы полные давать

И за работу получать

Проверка домашнего задания. Работа по карточкам.

Вставь пропущенные названия зон :

(ТУНДРА) — это природная зона, в которой растительным покровом являются кустарники, травы, мхи, лишайники.

(ЛЕСНАЯ ЗОНА) — это природная зона с богатой и разнообразной растительностью, там растут деревья, кустраники, травы, мхи, лишайники.

(ЗОНА АРКТИЧЕСКИХ ПУСТЫНЬ) — это природная зона, которая лишена сплошного растительного покрова, встречаются мхи и лишайники.

(карточки собираются, предварительно проверить у 1 ученика)

Сегодня мы совершим увлекательное путешествие. В пути узнаем много интересного.

III. Актуализация знаний. (работа по рядам)

С метеорологической станции пришли письма. Необходимо определить природную зону, в которую было отправлено письмо. Соотнести название с образным выражением и расположить природную зону в порядке расположения с севера на юг.

1 ряд: Здесь тёмные — хвойные леса на широких просторах. Хозяин здесь — бурый медведь. ( Лесная зона. Тайга)

2 ряд: Полгода здесь день и полгода ночь. Всюду снега и льды. Солнце летом поднимается над горизонтом не высоко. Территория зоны не имеет коренного населения. (Арктика)

3 ряд: Деревья здесь не растут. Болотистая местность — прекрасное место для многочисленных комаров и мошкары. Лето здесь короткое. Навещают этот край летом многочисленные птицы. Мхи и лишайники господствуют повсюду. (Тундра)

IV . Погружение в проблему.

Как море волнуются здесь травы и зерновые культуры. Лето здесь жаркое с сухими ветрами. Для задержания снегасажают здесь лесные полосы. Множество грызунов населяют эти края, спасаясь в норах от хитрых лисиц, орлов (Степь)

Какая же это природная зона? Где же она расположена? (Эту зону мы пока не знаем).

На все стороны путь

Ни лесочка, ни гор.

(Это степная зона России)

Формулирование темы урока.

Сформулируйте тему нашего урока.

VI. Постановка учебной задачи.

Да, сегодня мы будем изучать зону степей её расположение, животный и растительный мир степей влияние человека на природу степей. А поможет нам в изучении этой темы учебник и карта.

VII. Открытие новых знаний.

Давайте составим план нашей работы.

1. Климат. Географическое положение.

2. Растительный мир.

4. Занятие населения.

5. Экологические проблемы.

- Сегодня вы будете научными работниками и проведёте свои исследования. Для этого вы будите работать в группах.

VIII . Работа с учебником.

Итак, начинаем работу в группах. Каждая группа получает карточки с вопросами, которые помогут в работе.

1 г. - географы -с помощью карты и учебника постараются определить место нахождение зоны степей

2 г. - биологи - пользуясь учебником, расскажут о растительном мире степей

3 г. - зоологи -расскажут о животном мире.

4 г. - экологи- экологические проблемы, охрана зоны степей

IX. Включение в систему знаний (ОНЗ : рассуждение, сравнение, выводы).

Ну, что, готовы. Начинаем характеризовать зону степей

Слово предоставляется географам.

Где же расположена зона степей? О чём рассказала нам карта? Покажите зону степей

(Зона степей расположена южнее зоны лесов. Она тянется вдоль юго-западной границы России. Её территория прерывается лесостепью. По площади это небольшая зона, она меньше зоны лесов и тундры) (Карта природные зоны России)

Биологи: Какие же растения встречаются в зоне степей? Каковы их особенности?

( Слайды растительного мира степей)

(Действительно, в степи встречаются теплолюбивые растения, у которых узкие листья и длинные корни для того, чтобы добывать влагу. Некоторые степные растения имеют мясистые стебли и листья, в которых сохраняется влага).

Физкультминутка.

А, теперь, ребята, встать,

Руки медленно поднять.

Пальцы сжать, потом разжать.

Руки вниз, и так стоять.

Наклонитесь вправо, влево

И беритесь вновь за дело.

Зоологи: расскажут нам о животном мире.

(Животные степей живут и делают себе жилище прямо на земле, ведь в степи нет деревьев, а сплошной ковёр из трав. Почему же животные имеют окраску земли или растительности? (прятаться от хищников и добывать себе пищу, чтобы их было незаметно). (Слайды о животном мире)

Молодцы! А теперь давайте посмотрим слайды и вместе разберёмся, а чем же занимаются в степи люди, которые там живут?

(земледелием). В степи очень плодородная почва. Такие почвы называют чернозём. В связи с этим, степи являются самыми благоприятными для земледелия районами, т.к культурные растения здесь могут развиваться до 9 месяцев в году. Выращивают здесь зерновые и технические культуры. Неудобные для пашни земли в степи используются для скота.

Население степей (монголы, буряты, татары и др.) живут возле рек, лесов,где строят большие города. Но, перегоняя пастбища с места на место, пастухи со своими семьями ведут образ жизни кочевников. Их временное жилище - юрта.

Но, в связи с этим в зоне степей возникают и экологические проблемы. Об этом нам расскажут экологи.

( чтобы сберечь природу степей, надо ограничить распашку земель, ограничить выпас скота, бороться с браконьерством, создавать заповедники).

Спасибо, вы познакомили нас с проблемами, возникаемыми в степи по вине человека и предложили пути их решения.

Физкультминутка для глаз.

XI. Работа в тетради на печатной основе

стр. 56 № 129, 130 (работа в парах)

Составить цепи питания; сложившиеся в степи:

растения — хомяки — степная гадюка

растения — насекомые — серая куропатка — степной орёл

XII Рефлексия деятельности.

Давайте вспомним тему нашего урока. Какие задачи стояли перед нами? Выполнили мы их или нет?

Оцените каждый свою работу? Что нового узнали на уроке? Легко ли тебе было?

Перспективная цель: создание организационных и содержательных условий для формирования представлений о природных зонах.

Актуальная цель: создание условий для формирования представлений учащихся о зоне степей в процессе сме ны видов у чебной

1. Создать условия для усвоения учащимися знаний о географическом положении зоны степей, особе нностях природы, растительного и

2. Содействовать развитию познавательной активности у чащихся, связной речи, логического мыш ления, внимания.

Личностные: проявляют интерес к предмету и осознают тру дности в решении заданий по данной теме, формирование мотивации к у чению.

Предметные: владеют понятиями: степи, растениеводство, животноводство, чернозёмные почвы, заповедники.

Регулятивные: определять цель и план выполнения заданий на уроке. Учатся ра ботать по плану. Осознают, принимают, сохраняют и учатся

Познавательные: анализир у ют, делают вывод по поставленной проблеме , учатся осуществлять самоконтроль, проявление активности на

Коммуникативные: учатся работать в режиме диалога, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения.

Читайте также: