Длина ломаной периметр многоугольника 2 класс конспект урока

Обновлено: 06.07.2024

Урок-изучение нового материала. Цель: учить детей находить длину ломаной; периметр многоугольника. Учащиеся выступают в роли сыщиков, разыскивающих пропавшее "математическое понятие".

ВложениеРазмер
konspekt_uroka.doc 46.5 КБ
sledy.doc 70.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока математики

Тип урока: комбинированный

Тема: Длина ломаной. Периметр

Цель: учить детей находить длину ломаной; периметр многоугольника

Оборудование: карточки с заданиями для групп, карточки с числами, образец написания числа 654, наглядный материал, герои крокодил Гена, Чебурашка, Шапокляк.

II. Минутка чистописания

Запись в тетрадях даты и места работы.

На доске карточки с числами.

- Прочитайте эти числа.

- Расположите эти числа в порядке убывания.

(У доски работает 1 чел)

- Какое число самое большое? (654)

- Что вы можете рассказать об этом числе? (Оно трехзначное, в нем 6 с 5 д 4 е, 65 д 4 е, 6 с, 54 е, в натуральном ряду чисел оно стоит после 653 и перед 655)

- Написание каких цифр мы должны вспомнить, чтобы красиво написать это число? (6, 5 и 4)

- Обратите внимание на образец написания этого числа на доске. Пропишите его в тетради.

- Мы с вами знаем, что математика – это точная наука, а потому она требует от нас умения не только правильно решать уравнения и задачки, но и уметь точно выражать свои суждения математическим языком. А помогают нам в этом математические термины, понятия. Соотнесите слова первого столбика со словами второго столбика.

Точка, прямая, луч, отрезок

IV. Изучение нового материала

- Т.к. нам нужно разыскать это понятие, предлагаю превратиться в детективов. А кто такой детектив? (Это человек, который занимается расследованием преступлений)

- А еще иметь зоркий глаз, уметь слушать и слышать и быть внимательным. Согласны? Вот эти качества и понадобятся нам сегодня на уроке.

Прежде, чем мы начнем расследование, проведем разминку для ума и проверим готовы ли вы к работе. Предлагаю двум смельчакам выйти к доске и решить уравнения (х+384=600 х-219=500)

А пока наши смельчаки работают у доски, мы порешаем устные задачки.

1) У старика Хоттабыча есть борода, ее длина 12 см, у Деда Мороза длина бороды 14 см. Чья борода длиннее и на сколько? (Деда Мороза, на 2 см)

2) После того, как от волшебной палочки отпилили кусочек длиною 3 см, остался кусок длиной 13 см. Какова была длина волшебной палочки? (16 см)

3) Длина Катиных волос 47 см, а Таниных – 40 см. На сколько волосы Кати длиннее волос Тани? (На 7 см)

4) Длина первой полоски бумаги 10 см, а второй - 9 см. Какова длина двух полосок вместе? (19 см)

На доске появляются числа: 216 и 719

- Я не зря записала ответы к устным задачкам в виде двух чисел, эти числа и являются ответом к уравнениям, которые решали ребята. Проверим.

- Приступаем к расследованию. Что это перед нами? (Следы)

- Интересно, кто бы мог их здесь оставить? На них что-то написано. Вы согласны с тем, что на них написано?

- Давайте исправим ошибки и, может быть, тогда узнаем, чьи они!

- Ну и чьи же это следы? (Старухи Шапокляк)

- Старуха Шапокляк приглашена в гости к своим друзьям Крокодилу Гене и Чебурашке. Ей нужно преодолеть путь. Если этот путь представить в идее чертежа, то получится вот такая линия. Она вам знакома? (Это ломаная)

- Из чего состоит ломаная? (Из звеньев)

- Известна нам длина каждого звена? (Да) Как же мы найдем длину всего пути? (Сложим длины звеньев)

- Запишите в тетради решение. (Один у доски)

- Какова длина пути? (99 м)

- Теперь наши друзья вместе. Они благодарят вас за помощь.

Физминутка (Игра на внимание)

- Продолжаем расследование. Мы с вами на цветочной полянке. Отгадайте загадку.

Пролетает над лужайкой,

Похлопочет над цветком –

Он поделится медком. (Пчела)

- Может пчелка нам поможет отыскать наше понятие. Но сначала должны помочь мы ей: узнать длину пути, который она преодолевает, перелетая с цветка на цветок, когда собирает пыльцу. Поможем?

- Если изобразить этот путь в виде чертежа, то получится следующая линия. Чем она отличается от предыдущей? (Эта ломаная замкнутая)

- Какую фигуру она образует? (Многоугольник)

- Что известно у этого многоугольника? (длины сторон)

- Как же нам найти длину пути? (Сложить все длины)

- Запишите решение и скажите ответ (130 см)

- Вы помогли пчелке, но она прилетела не одна, а с подружками. Они очень трудолюбивые и тоже просят вас помочь найти длину пути для каждой из них. А мы ведь уже знаем, как искать эту длину? (Нужно сложить длины сторон многоугольника)

- Давайте поможем и тоже покажем, что мы трудолюбивые.

Работа в группах по карточкам.

- Какие ответы у вас получились?

(Записываю на доске)

- Расположите эти числа в порядке возрастания.

85 98 109 130 135 165 185

- На каждой карточке была буква. Давайте расставим их под соответствующим числом.

- Какое же слово получилось? (Периметр)

- Что же вы делали, когда находили длину пути пчелок? (Мы искали периметр)

- Что же такое периметр? (Это сумма длин сторон многоугольника)

- Периметр обозначается буквой Р.

- Помогая пчелкам, вы разыскали понятие, которое потерялось. Вы молодцы!

- Подведем итоги работы детективного агентства. Вы отлично потрудились и разыскали математическое понятие.

VI. Домашнее задание

С 16, теория, №1, 2.

- Какое настроение у вас после урока?

Оранжевый цвет – радостное

- Я тоже испытала радость от того, что мы дружно справились с работой. Благодарю всех детективов за работу!

Данный конспект может быть использован на уроке математике во 2 классе для введения понятия "Периметр" по УМК "Школа России" М.И. Моро. В ходе урока дети повторяют изученный материал и на основе имеющихся знания приходят к выводам.

ВложениеРазмер
периметр 6.4 КБ

Предварительный просмотр:

1. Организационный момент

Итак, сейчас у нас урок математики.

Проверим, все ли у вас готово к уроку. На парте у вас должен быть учебник, тетрадь, пенал, веер с цифрами.

Начнем наш урок мы с зарядки для ума – с устного счета.

- Перед вами на экране две грозди винограда. Посмотрите, как заполнена первая гроздь винограда числами: вверху два слагаемых, внизу между ними их сумма. По этому же правилу заполним вторую виноградную гроздь. А помогут нам в этом наши веера с числами. Я вам показываю на кружок, а вы должны показать, какое число надо вставить в этот кружок. (Слайд № 1)

-Следующее задание – задача на смекалку.

Посмотрите на экран. Прочитаем эту задачку.

Как же нам помочь повару? (Слайд № 2)

3. Актуализация знаний учащихся

- А теперь, следующее задание. Перед вами на доске запись. Скажите, как называются записи в первом столбике? А во втором? Необходимо решить примеры, но каждому ответу соответствует определенная буква, чтобы получилось слово необходимо верно решить примеры и затем прочитать слово.

Какое слово получилось?

- С ломаной линией.

- Посмотрите на экран. Перед вами две ломаные линии необходимо посчитать, сколько звеньев у каждой ломаной линии и с помощью веера показать число звеньев. ( Слайд № 3)

- У каждой ломаной по семь звеньев.

- Скажите, а как найти длину ломаной линии?

- Измерить длины звеньев и затем сложить.

Перед вами листочек. Посмотрите, паучок добирался до яблочка по ломаной линии. Сосчитайте длину ломаной, с учетом того, что 1 клеточка – это 1 сантиметр.

- Сколько сантиметров у вас получилось?

- А сколько это будет дм?

4. Изучение нового материала

- Скажите, на какие две группы можно разделить ломаные?

- Что образует замкнутая ломаная линия? ( Слайд № 4)

- Какая ломаная лишняя?

А теперь посмотрите на экран. ( Слайд № 5). Что на нем изображено?

А как сделать так чтобы ломаная стала замкнутой?

А как найти длину такой ломаной линии?

Давайте представим, что эта замкнутая линия забор вокруг футбольного поля.( Слайд № 6) Длины его сторон 5 метров, 4 метра, 6 метров, 7 метров.

- Как найти длину всего забора?

- Нужно сложить длины сторон.

Чтобы определить длину забора, надо сложить длины его сторон, то есть вычислить сумму. Так же в математике, чтобы определить сумму сторон многоугольника, надо сложить длины его сторон.

Когда мы находим сумму длин сторон многоугольника, то мы с вами находим его периметр. (Слайд № 7)

А так как математики народ точный и не очень любят длинные слова, они решили периметр обозначать буквой Р. ( Слайд № 8)

Если мы будем находить периметр забора, а забор это замкнутая ломаная – четырехугольник, то получим следующую запись: (Слайд № 9)

- Что же такое периметр?

- Какой буквой он обозначается?

- Как найти Р? ( Слайд № 10)

- А как вы думаете в чем мы можем измерять Р?

5. Первичное закрепление.

А сейчас откройте учебник на странице 36 и найдите номер 2.

- Прочитайте задачу. О чем идет речь в этой задаче? Скажите, а как треугольник можно назвать по- другому?

Какой длины стороны Славиного треугольника?

Как найти длину куска проволоки?

А как найти Р треугольника?

Что можно сказать о длине куска проволоки и периметре треугольника?

Скажите, а у какой ломаной мы можем найти Р у замкнутой или не у замкнутой?

А как вы думаете почему?

Р мы можем найти только у замкнутых ломаных, так как только они образуют многоугольники.

А сейчас попробуйте самостоятельно выполнить следующее задание. На странице 36 в самом верху страницы у вас есть три многоугольника. Какой многоугольник изображен под номером 1? 2? 3?

Сейчас мы сделаем следующим образом: 1 ряд находит Р многоугольника под номером 1; второй – под номером 2, третий – 3.

А теперь проверяем!

Какой периметр у фигуры под номером 1?

Чему равен периметр фигуры под номером 2?

Чему равен периметр фигуры под номером 3?

6. Работа над пройденным материалом

Сейчас давайте немного отвлечемся от периметра и вспомним, что в начале урока мы с вами решали задачу о времени. Давайте сейчас решим задачу, которая связаны со временем. (Слайд 11)

О чем идет речь в этой задаче?

Давайте представим время, которое тратит Миша на дорогу в виде ломаной линии. Первое звено – это то время, которое Миша тратит на дорогу до остановки.

Сколько времени он тратит? (Слайд 12)

А второе звено – это то время, которое он едет на автобусе.

Сколько времени он едет на автобусе?

Вот у нас с вами получилась такая ломаная. Скажите, что нам надо найти в задаче? А если мы это все перенесли на ломаную, то, что мы будем находить?

Задачи урока:

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация опорных знаний

1) Длина обычного крокодила 450 см. Но в 1954 г. был обнаружен крокодил на 4 м длиннее. Какова его длина? (450 + 400 = 850 см)

2) Выразить 850 см

  • 850 см … 85 дм 5 см
  • 8 м 5 дм … 805 см
  • 850 см … 8 дм 50 см

4) Швейцарский зоолог А. Портман предложил шкалу для определения умственного развития животных. Решите цепочку (используем обратную операцию) и определите:

– Сколько баллов набрал слон?

– Кто из животных самый умный? (Слон – 160 баллов, обезьяна – 65 баллов, зебра – 35 баллов. Самый умный – дельфин)

5) Проверим индивидуальные задания

Задания для индивидуальной работы (выполняются на индивидуальных досках):

1) Решить уравнение Х – 57 = 263

– Из чего осы строят свое гнездо?

  • Из песка – 220
  • Из бумаги – 320
  • Из травинок – 206

Дополнительные сведения: Осы – первые производители бумаги на Земле. Они вырабатывают бумагу из древесной смолы, смачивая её слюной. Осы помогают уничтожать мух и других вредных для человека насекомых.

2) Вычислить:

96 – 71 Е 320 + 50 Е
50 – 36 Т 736 – 200 П
81 – 75 Р 192 + 9 И
27 + 45 М 214 + 35 Р

е т р м е п и р
25 14 6 72 370 536 201 249

III. Определение темы и задач урока

1) Спасаясь от врагов, заяц петляет, прыгая из стороны в сторону. На поляне его следы образовали следующую фигуру:

– Как называется эта фигура? (Ломаная незамкнутая)

– Из чего она состоит? (Из отрезков, или звеньев)

– Каждая ломаная состоит из звеньев, которые не лежат на одной прямой. Конец одного звена является началом другого.

– Как называется точка соединения двух звеньев? (Вершина ломаной)

– Как найти длину ломаной? (Измерить каждое звено и найти сумму длин всех звеньев)

– Найдите длину данной ломаной, если её звенья равны 4 м, 1 м, 2 м, 3 м (4 м + 1 м + 2 м + 3 м = 10 м)

2) Сравните геометрические фигуры. Как их можно назвать одним словом? (Ломаные)

– Какая фигура лишняя? (Первая)

– Почему? (Это незамкнутая ломаная, остальные – замкнутые)

– Как по-другому можно назвать замкнутые ломаные одним словом? (Многоугольники)

– Что образуют отрезки замкнутой ломаной? (Стороны)

– Если ломаная замкнутая, то её длину называют (Прочтите название, расставив числа в таблице в порядке убывания)

536 370 249 201 72 25 14 6
п е р и м е т р

– Таким образом, периметр – это сумма длин сторон многоугольника.

– Определите тему и задачи нашего урока

IV. Работа над новой темой. Первичное закрепление

1) Прочитаем определение периметра, данное в учебнике (с. 16, часть 2)

2) Выполним задание №1 учебника (с. 16)

(Учащиеся измеряют отрезки ломаной АВСDEF и вычисляют её длину) (2 + 3 + 4 + 3 + 5 = 17 см)

3) Задание №2 учебника (с 16)

– Какую фигуру образовала замкнутая ломаная АВСD? (Прямоугольник)

– Что вы знаете о сторонах прямоугольника? (Противоположные стороны прямоугольника равны)

– Чтобы найти периметр, длины каких сторон достаточно знать? (Длину и ширину)

– Найдите периметр прямоугольника, выразив длины сторон:

а) в сантиметрах (4 + 2 + 4 + 2 = 12 см)
б) в клеточках (8 + 4 + 8 + 4 = 24 кл.)

– Почему получились разные числовые значения? (При измерении пользовались разными единицами длины)

V. Физкультминутка

VI. Практическая работа (выполняется в парах или в группах)

– У вас на парте по 6 деревянных палочек

– Используя все палочки, выложите из них:

  • шестиугольник
  • треугольник
  • четырехугольник

– Вычислите периметр каждой фигуры. Что для этого нужно сделать? (Измерить стороны и сложить результаты).

– Результаты запишите в таблицу. Сравните.

Многоугольник Длина каждой стороны Периметр
Шестиугольник 4+4+4+4+4+4 24см
Треугольник 8+8+8 24 см
Четырехугольник 4+8+4+8 24 см

– Почему периметры всех фигур одинаковые? (Каждый раз использовали одно и то же количество палочек)

– Выложите все палочки в одну линию. Измерьте её длину. Сравните с полученными периметрами. (Результат такой же)

– Что такое периметр? (Сумма длин всех сторон многоугольника)

VII. Самостоятельная работа

Задача №4 (с 17 учебника)

– Чему равен периметр четырехугольника АВСD? (84 дм)

– Это целое или часть? (Это целое)

– Чему равны стороны? (АВ = 15 дм, ВС = 31 дм, DС = 16 дм)

– Как найти часть, если известно целое? (Из целого вычесть известную часть)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока предоставлен в виде технололгической карты.

ФИО учителя: Оплеснина В. С.

Конспект урока по математике

Цель деятельности учителя: формирование умений вычислять длину незамкнутой и замкнутой ломаной линии и периметр многоугольника.

Планируемые результаты:

- уметь вычислять длину незамкнутой ломаной;

- искать периметр прямоугольника;

-развивать навыки сотрудничества со сверстниками;

-формировать коммуникативные способности

Оборудование урока: учебник, раздаточный материал

Этапы урока, методы и приёмы

Содержание деятельности учителя

Деятельность учащихся

Самоопределение к деятельности

- Ребята, посмотрите, пожалуйста на доску. Смотрите, нас в начале урока решили встретить необычные человечки! А что в них необычного?
- Хорошо, а из каких геометрических фигур они состоят?

- Ребят, эти человечки пришли к нам не просто так, они зовут нас с вами в страну Геометрия, у вас есть желание там побывать?

- Ребята, посмотрите еще раз на человечков и подумайте, о чем мы сегодня будем говорить на уроке.

- Абсолютно верно. Сегодня вы узнаете больше интересного про геометрические фигуры. Ребята, а вы готовы работать?

Проверка рабочих мест, готовности к уроку.

- они состоят из геометрических фигур
- девочка: треугольник, отрезок, лучи. Мальчик: четырехугольник, отрезок, лучи).
- да
- о геометрических фигурах;
- да

Л: мотивация к учебной деятельности

Актуализаций знаний и мотивация.

- С чего необходимо начинать, чтобы узнать новое?

- Обратите внимание на доску, какая фигура, по вашему мнению здесь лишняя?

- Хорошо, а какая фигура может быть еще лишней?

- Почему вы смогли мне это доказать?

- Молодцы! Что мы сейчас с вами повторили?

-А теперь устный счет.

-Перед вами примеры.(работа на карточках)

-Что можно сделать с этими точками?

-Какими инструментами будем пользоваться?

-Проведите прямую линию через точки А и С.

- Докажите, что это прямая

.Сравните ваши прямые с эталоном, если надо, внесите изменения.

-Где мы можем встретить прямые линии?

т.к. остальные кривые

-мы знаем свойства(признаки)геом.фигур

Мы раньше не измеряли ломаную

-линейкой и карандашом

-нет начала и конца

П: извлечение необходимой информации из текстов.

К: аргументация своего мнения и позиции, строить речевые высказывания в устной форме.

К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

Постановка учебной задачи.

Словесный: формулирование темы и цели урока

-Посмотрите, что у меня в руках?

- А веточка похожа на прямую?

-Что можно сделать с этой веточкой?

-Я надломаю веточку в нескольких местах.

-Что вы теперь скажите, на какую линию теперь она похожа?

-О чем мы сегодня будем говорить, сформулируйте тему урока?

-Добавим ломаную к нашим линиям.

-Сформулируйте цель урока

-Чему хотели бы вы научиться? Задачи урока:

-Можно ли сказать, что из этих задач получился план?

-Выявить признаки, свойства ломаной линии.

К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

Словесный: формулируют вывод

-Посмотрите вокруг себя, где вы можете увидеть ломаную линию?(1 пункт плана)

-Дальше идем по плану. Строить. Вместо веточки я вам дам проволку.

-Как из нее можно сделать ломаную?

-Согните проволку в двух местах.

-Из чего состоит наша ломаная? (на доске вывешивается 1 свойство-Состоит из отрезков, звеньев)

-А как связаны между собой звенья(отрезки) ломаной линии?( на доске 3 свойство-конец одного отрезка-это начало другого)

- Сколько углов(вершин) у вас получилось?

-Какой вывод можно сделать?(на доске 2 свойство-имеет вершины)

-А теперь попробуйте приложить линейку так, чтобы отрезки(звенья) лежали на одной прямой.

Вывод-4 свойство на доске (два соседних отрезка не лежат на одной прямой)

-Что произойдет, если мы замкнем начало и конец нашей линии.

-Что у вас получилось?

-Назовите еще раз основные свойства ломаной линии.

- Вы продумали все шаги, что будем делать дальше?

- Отлично! Работать будете в группах, действуйте по составленному плану и создайте эталон нахождения длины незамкнутой ломаной.
(на слайде помощь, ломаная изображена)
- Итак, как же найти длину незамкнутой ломаной линии?

Нажмите, чтобы узнать подробности

И следующие задачи:

Регулятивные:

  • Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;
  • проговаривать последовательность действий на уроке;
  • работать по коллективно составленному плану;
  • планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;
  • высказывать своё предположение.

Познавательные:

  • Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
  • добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Коммуникативные:

  • Уметь выражать свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.
  • Принимают и осваивают социальную роль обучающегося; имеют мотивацию к учебной деятельности; стремятся развивать внимание, память, логическое мышление, навыки сотрудничества со сверстниками и со взрослыми; проявляют самостоятельность, личную ответственность.

В течение всех видов деятельности происходило раскрытие мыслительных способностей учащихся. Все задания были выполнены. Поставленные цели достигнуты.

Использование занимательного и познавательного материала помогло создать положительный эмоциональный настрой и интерес к предмету. Стремилась создать доброжелательную обстановку и заинтересовать всех обучающихся.

Читайте также: