Освоение техники руления конспект мчс

Обновлено: 03.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

План проведения практического занятия

по вождению автомобиля

Тема 1: Первоначальное обучение вождению.

Задание 1.1 . Посадка, действия органами управления.

педагогом дополнительного образования

Гуркиным Денисом Анатольевичем

Учебные цели:

1. Научить учащихся: правильной посадке на место водителя, положению за рулем и выходу из кабины;

2.Ознакомить с расположением и назначением органов управления и контрольно-измерительных приборов; научиться пользоваться ими.

3. Научить действиям органами управления при трогании с места с переключением в восходящих и нисходящих порядках, исправности и экстренного торможения, остановки (отрабатывается при неработающем двигателе).

4. Отработать навыки руления, положение рук на рулевом колесе, вращение рулевого колеса двумя руками поочередно вправо и влево с постепенным увеличением интенсивности.

Метод проведения: упражнения.

Время проведения : 1 час.

Место проведения : закрытая площадка.

Материальное обеспечение : учебный автомобиль.

Порядок проведения занятия :

Вступительная часть (5 мин.)

Представление прибывшего на занятие учащегося и предъявления им индивидуальной карты вождения автомобиля.

Назвать учащемуся номер и наименование отрабатываемых тем, заданий, учебных целей и времени.

Провести инструктаж по технике безопасности.

Основная часть (50 мин.).

Ознакомление с автомобилем.

Ознакомление с органами управления и приборами сигнализации.

1. Посадка на рабочее место.

2. Регулировка зеркала заднего вида.

3.Отработать учебные задачи и выработать навыки и приёмы управления автомобилем.

Заключительная часть (5 мин.)

Последовательность выполнения упражнений.

Ознакомление с автомобилем начинается с его краткой характеристики: называются марка, назначение, грузоподъемность, максимальная скорость, расход топлива на 100 км пробега. Затем называется размещение двигателя, сцепление, коробки передач, главные передачи, ведущих и главных колес, расположение приборов освещения и сигнализации, размещение номерных знаков, надписей, топливного бака, запасного колеса, комплекта водительского инструмента. Объясняется, что левую и правую стороны автомобиля определяют по ходу движения вперед.

Посадка на рабочее место начинается с подхода учащегося к стоящему автомобилю. Подходить следует спереди, следуя потоку транспорта, что позволит увидеть и оценить обстановку на дороге, при необходимости пропустить движущиеся транспортные средства, беспрепятственно подойти к автомобилю и открыть дверь. После посадки дверь сразу закрыть.

Перед выходом из автомобиля с помощью зеркал заднего вида оценить обстановку на проезжей части, при необходимости пропустить движущиеся транспортные средства и только при отсутствии помех открыть дверь и выйти.

Правильное положение водителя на рабочем месте определяется точками опоры спины, поясницы и ног, а также направлением взгляда, позволяющим четко видеть дорогу перед собой. При правильной посадке перевод рычага переключения передач правой рукой в положение наиболее удаленное от водителя, должно осуществляться без наклона корпуса и отрыва его от спинки сиденья.

Правильная посадка на рабочем месте обеспечивается: перемещением сиденья вперед - назад при полностью выжатой педали сцепления до положения, при котором левая нога остается слегка согнутой в коленном суставе; установкой спинки сиденья в положение, при котором она плотно прилегает к почти вертикально расположенной и при этом не требуется изменять положение корпуса; установкой подголовника так, чтобы вверх располагался на уровне верхней части уха водителя и находился близко к затылку; регулировкой натяжения ремня безопасности: при занятии водителем правильного положения за рулем ладонь правой руки должна туго пролезать под ремень на уровне груди.

Во время проведения занятия в обязанности мастера входит объяснение и личный показ последовательности действий водителя при занятии рабочего места. Особое внимание обращается на надежность крепления сиденья после его перемещения. Затем весь комплекс работ по посадке водителя на рабочее место должен проделать учащийся.

В завершение необходимо объяснить, к каким последствиям может привести неправильная посадка, неправильно отрегулированный подголовник (травмы шеи и позвоночника); плохой обзор дороги и пренебрежение к пользованию ремнем безопасности. Следует предупредить учащегося о недопустимости изменения положения сиденья во время движения.

Регулировка зеркал заднего вида . Сначала показываются места установки зеркал. Затем объясняется, что их использование во время движения позволяет водителя быть в курсе дорожной обстановки, происходящей сзади и по обе стороны автомобиля и своевременно принимать меры в сложившейся ситуации, исходя из мер требований безопасности.

Следует подчеркнуть, что хороший обзор дороги позади автомобиля обеспечивается правильной регулировкой положения зеркал. При регулировке внутреннего зеркала и в правой его части должен быть виден правый край заднего окна, а в правой части правого наружного зеркала и в левой части правого наружного зеркала - ручка задней двери легкового автомобиля. Необходимо указать, что регулировка зеркал производится только после занятия водителем правильного положения на рабочем месте и всегда проверяется перед началом каждой поездки.

Последовательность выполнение регулировок зеркал заднего вида обязательно показывается мастером в ходе ознакомления с ними. Затем всю эту процедуру должен проделать учащийся.

Органы управления и приборы сигнализации. К ним относятся: рулевое колесо; педали сцепления; тормоза и подачи топлива; рычаги коробки перемены передач и стояночного тормоза; включать и переключать света фар; рычаги указателя поворотов, стеклоочистители и стеклоомывателей; замок зажигания.

Ознакомление с их размещением и правилами пользования обычно начинается с рулевого управления. Сначала показывается правильное положение рук на ободе рулевого колеса. Руки должны находиться в положении, соответствующем расположению стрелок на циферблате часов: левая рука между цифрами 9 и 10, правая - между цифрами 2 и 3. Объясняется, что неправильное положение рук затрудняет управление автомобилем и может привести к опасным последствиям.

Затем следует объяснить, что в практической работе водители используют три способа руления: выравнивающее, силовое и ускоренное. Выравнивающее руление применяют для удержания движения автомобиля в прямолинейном направлении и при необходимости принять влево или вправо для смены полосы движения или съезда на обочину дороги. При этом поворот рулевого колеса в ту или иную сторону не превышает 70% и осуществляется без поворота рук.

Силовой и ускоренный способы руления применяются при выполнении поворотов и разворота автомобиля для движения в обратном направлении. Наиболее простым является силовой способ. Но его применение ограничено невысокой скоростью вращения рулевого колеса. В условиях сложной дорожной обстановки, когда требуется быстрое изменение траектории движения автомобиля, применяют ускоренный способ руления, позволяющий осуществлять поворот рулевого колеса в несколько раз быстрее по сравнению с силовым. Следует предупредить учащегося о недопустимости поворотов рулевого колеса при неподвижном состоянии автомобиля, что приводит к износу рулевого механизма и шин.

Объясняются и показываются правила пользования рычагом стояночного тормоза, рычагами коробки передач и раздаточной коробки (при наличии); педалями подачи топлива, тормоза, сцепления. При показе пользования стояночным тормозом необходимо пояснить, что при затягивании рычага не следует прилагать большим усилия и нажимать на кнопку фиксатора, а при растормаживании немного потянуть вверх, нажать большим пальцем на кнопку фиксатор и опустить вниз до упора. Не следует применять стояночный тормоз для остановки движущегося автомобиля, за исключением чрезвычайных ситуаций, но обязательно использовать при парковке, особенно по наклонной поверхности.

В особом пояснении нуждается использование стоп ног при нажатии на падали топлива, тормоза и сцепления. Условно каждая стопа разделяется на три части: 1- передняя - используется для нажатия на педаль топлива; 2- средняя - используется для нажатия на педаль сцепления и тормоза; 3- пятка - служит опорой для ноги. Левой ногой нажимают на педаль сцепления, правой - на педали тормоза и подачи топлива. Левая ступня обычно располагается левее педали сцепления или на полу перед ней. Правая ступня располагается почти напротив педали тормоза с опорой на каблук и поворачивается вправо до контакта части 1 стопы с педалью управления подачей топлива.

Поочередно показывается местонахождение и объясняется порядок включения света, противотуманных фар, указателей поворотов, аварийной сигнализации, стеклоочистителей и стеклоомывателей, звукового сигнала, обогревателей ветрового и заднего стекол, зажигания и стартера, воздушной заслонки.

Показывается размещение контрольных приборов на панели с одновременным объяснением их назначения. Ознакомление с ними целесообразно проводить в последовательности слева направо и сверху вниз.

Обучение приёмам управления педалями и рычагами обычно проводятся в такой последовательности ;

Приветствую Вас, друзья! Техника руления один из навыков водителя, напрямую влияющий на безопасность. Не знаю, как сейчас учат в автошколах, но когда вижу, как управляют автомобилем большинство молодых водителей, мне становится не по себе. Единственное, что они для себя уяснили, что при помощи руля можно изменять направление движения. Вот и происходят у нас с пугающей регулярностью громкие ДТП, о причинах которых говорят – водитель не справился с управлением. Поэтому сегодня разберем действия водителя при выполнении поворотов.

Безотрывное руление

Техника руления без отрыва рук от руля применяется при его вращении на угол до 120 градусов. В таком случае ладони остаются на своих местах. Действия водителя должны быть следующими: техника руления

  1. Вращаем руль в сторону поворота. При этом правая рука движется от точки 3 к точке 6 (или 12), а левая – от точки 9 к точке 12 (или 6).
  2. В средней точке траектории поворота руль немного задерживается.
  3. Затем обратным движением рук, возвращаем руль в исходное положение.

Техника предварительного захвата

Такая техника руления применяется, когда нужно совершить поворот руля на ½ оборота. Выполняется он двумя способами. Первый:

Второй способ, когда предварительный захват осуществляется сверху:

Какой способ Вам удобнее использовать, решайте сами. Главное помнить, что одна рука всегда должна надежно удерживать руль.

Руление с перехватом

Применяется при выполнении крутых поворотов, когда приходится совершать вращение руля белее, чем на 180 градусов. Техника работы следующая: техника руления

Возможные ошибки

Из наиболее распространенных ошибок можно выделить следующие:

После окончания поворота, водитель полностью отпускает руль, чтобы он самостоятельно вернулся в первоначальное положение. В таком случае, контроль над автомобилем теряется, и малейший занос может привести к неприятностям.

  • Захват руля изнутри. В таком положении, выполнить быстрый поворот невозможно, да ещё и есть рисктехника руления
  • Одна из самых распространенных ошибок — хват изнутри получить травму.

Вращение руля открытой ладонью. Большинство современных автомобилей оборудовано гидро — (электро -) усилителями и руль вращать довольно легко. Однако открытой ладонью зафиксировать надежно руль невозможно. Поэтому малейшая кочка может вывести машину из – под Вашего подчинения.

Ну и конечно, необходимо понимать, что техника руления это навык, который тренируется. Поэтому просто прочитать материал и надеяться, что все, понятно мало. Все изложенные действия необходимо отработать в спокойной обстановке. Желательно где – нибудь на полигоне.

техника руления

Основные ошибки начинающих

неправильное положение рук на руле

Уже после получения удостоверения многие новоиспеченные водители расслабляются: они забывают о грамотной посадке в кресле, неправильно ставят ноги на педали, и, конечно же, пренебрегают правильным хватом рулевого колеса. У них довольно быстро вырабатывается чувство ложной уверенности и способности контролировать ситуацию. При этом манипуляции с рулем совершаются совершенно разные – от резкого дерганья руля до руления одной рукой и даже просто пальцами.

Правильная постановка рук на руле

как держать руль

Такое положение позволяет быстро перехватывать рулевое колесо, не отрывая надолго рук, что делает управление автомобилем уверенным и комфортным. Отметим, что у автогонщиков практикуется другая техника руления, позволяющая совершать маневры гораздо быстрее. Однако на дорогах общего пользования она не применима в силу ее специфичности и риска спровоцировать аварийную ситуацию.

Управления на прямой

Руки на руле

Опытные водители знают, что универсальных хватов руля, как и приемов его вращения не существует. Ведь каждая ситуация специфична и требует разных, порой совершенно противоположных действий. Что касается управления машиной на прямолинейной траектории, то оно осуществляется при вышеописанной постановке рук на руле. То есть они размещаются симметрично, играя роль импровизированного балансира.

Движение задним ходом

задний ход

Для неопытных водителей этот тип управления может оказаться весьма сложным. В идеале нужно ориентироваться по зеркалам – это позволяет контролировать ситуацию со всех сторон и правильно оценивать расстояние до объектов. Однако на освоение такой техники новичкам требуется много практики, поэтому вначале езду лучше осуществлять с поворотом головы назад.

Данный способ тоже способствует полному контролю видимости, однако есть один нюанс: при движении задним ходом используется одна рука, а вторая должна располагаться на спинке переднего пассажирского кресла. Соответственно, если водитель развернул тело направо, задействуется левая рука, и наоборот.

Специфика руления в поворотах

руление на повороте

При входе в поворот меняется расположение колес, и по этой причине можно легко потерять баланс – а значит, и контроль над машиной. Чтобы не допустить неприятной ситуации, при совершении поворота на угол более 90° опытные водители используют технику руления с перехватом.

Управление в нештатных ситуациях и на большой скорости

высокая скорость

Техника руления

Манера поворота и удержания руля, которую преподают при подготовке водителей в автошколах, пригодна только для спокойной езды по хорошим дорогам и на исправных автомобилях. Однако в условиях реального вождения нередко возникают ситуации, когда нужно маневрировать на высокой скорости или по скользкой дороге. Здесь важно контролировать положение колес и не допускать потери устойчивости автомобилем. Если техника руления не соответствует возникшей ситуации, то из сложной она может перейти в критическую и аварийную.

Важность навыков руления

Техника руления

Для чего нужны навыки руления?

Техника руления

В связи с этим появляется множество рекомендаций по технике руления и упражнений по правильной ее отработке.

Техника руления

  • Первая и самая главная рекомендация – отрабатывать правильные навыки руления с грамотным инструктором. Конечно, можно добиться некоторых результатов и занимаясь самостоятельно, но в этом случае есть вероятность закрепить ошибки, указать на которые будет некому.

Различают навыки руления на высокой скорости и силовое руление.

  • При скоростном рулении руки водителя выполняют не менее четырех действий по повороту руля за секунду. Такой способ необходим в ситуациях с дефицитом времени, когда действовать нужно очень быстро, чтобы избежать опасности. Выполняется он скрестным перехватом рулевого колеса в боковом секторе, и по движениям рук напоминает лазание по канату.
  • При скоростном рулении очень важно вести счет оборотам руля, чтобы знать в каком положении находятся колеса в тот или иной момент действий.

Со временем счет оборотов станет привычкой и дойдет до автоматизма.

Техника руления

Для облегчения удержания руля в подобных условиях, используют предварительный захват – техника, при которой руки располагаются на руле так, чтобы значительно повысить амплитуду поворота в одно действие.

В жару рекомендовано использовать перчатки из кожи, чтобы руки не скользили. Также используются спортивные рули, позволяющие уменьшить рычаг оборота за счет меньшего диаметра.

Читайте также: