Изложение осенняя елочка 3 класс конспект урока
Обновлено: 06.07.2024
Цель: способствовать формированию умений учащихся определять тип, тему текста и его частей, подбирать заголовок к тексту и передавать содержание текста с использованием тех языковых средств выразительности, которые даны в тексте-образце.
Оценить 1395 0
Задача деятельности учителя: способствовать формированию умений учащихся определять тип, тему текста и его частей, подбирать заголовок к тексту и передавать содержание текста с использованием тех языковых средств выразительности, которые даны в тексте-образце.
Образовательные ресурсы:
2. Толковый словарь.
Структура урока:
1. Организационный момент.
2. Речевая разминка. Подготовка к зрительно – слуховому восприятию текста.
3. Подготовка к изложению. Постановка учебной задачи.
2)Структурный анализ текста.
5. Пересказ текста.
6. Орфографическая подготовка.
7. Написание изложения.
9. Рефлексия. Итоги урока.
10. Домашнее задание.
Сценарий урока
1.Организация деятельности учащихся. Самоопределение к деятельности.
Друг на друга посмотрели,
Улыбнулись, тихо сели.
2. Речевая разминка.
- Давайте вместе прочитаем стихотворение.
Гостья к нам пришла с опушки -
Зелена, хоть не лягушка.
И не Мишка косолапый,
Хоть ее мохнаты лапы.
И понять не можем мы:
Иглы для чего нужны?
Не швея она, не ежик,
Хоть на ежика похожа.
Догадаться очень просто,
Кто пришел к нам нынче в гости?
- О чём эта загадка?
- Что вам особенно понравилось в этом стихотворении?
( Ёлка сравнивается с зелёной лягушкой, косолапым мишкой, колючим ёжиком, швеёй.)
- Какое это стихотворение по настроению, грустное или весёлое?
- Какого цвета наряд у ёлочки зимой, весной, летом? Почему?
- Сегодня мы узнаем, какой наряд у ёлочки осенью.
3. Подготовка к изложению.
1. Чтение текста учащимися вслух.
- Прочитайте отрывок из произведения Н. Сладкова.
- Поделитесь впечатлениями о прочитанном.
2. Структурный анализ текста. ( Слайд 4)
- Определите тему текста.
- Какова главная мысль текста?
(Ёлочка счастлива. У неё есть друзья, которые не забывают её и дарят ей подарки.)
- Определите стиль речи.
- Какой заголовок соответствует содержанию текста?
Ёлочка. Осенний наряд деревьев.Осенняя ёлочка.
- Что отражено в этом заголовке тема или главная мысль текста?
- Сколько частей в тексте?
- Кому захотелось запомнить текст? Почему?
- Для того, чтобы запомнить текст, я вам предлагаю написать изложение, употребляя в пересказе наиболее удачные, интересные слова и выражения авторского текста.
Постановка учебной цели.
- Итак, какова цель нашего урока?
- Цель урока состоит в том, чтобы вдумчиво читать, анализировать художественный текст, открывая секреты писательского мастерства Н. Сладкова. А затем написать подробное изложение, употребляя замечательные выражения автора.
3.Составление плана.
- Назовите основные части текста.
(Вступление, основная часть, заключение (концовка).)
- Из скольких пунктов будет состоять план? Почему?
а) - Прочитайте первую часть текста. ( Чтение вслух)
- Когда появилась на свет ёлочка?
- Как можно сказать об этом по- другому? ( Родилась)
- Как появилась на свет ёлочка? Что она сделала? ( Раздвинула листья…)
- Какие слова говорят о ёлочке, как о живом существе?
- Как называется такое изобразительно –выразительное средство языка? (Олицетворение)
- О чём первая часть? Скажите кратко.
- Как озаглавим первую часть? ( Рождение ёлочки)
- Запишите заглавие первой части на карточке. (Учитель записывает заглавие на доске.)
Опорные слова: появилась, раздвинула, высунулась, осмотрелась.
- Перескажите первую часть близко к тексту.
б) – Прочитайте вторую часть текста. ( Чтение шёпотом)
- С чего начинается вторая часть? Давайте вместе прочитаем первое предложение.
- Что происходило каждый год осенью в день рождения ёлочки?
- Какие деревья дарили ёлочке подарки, назовите?
- Что дарили ёлочке деревья? Скажите, одним словом.
- Каких цветов были листья?
- На что похожи листья осинки? ( На фонарики)
- Чем листья осинки похожи на фонарики? ( Формой…)
- Как в тексте названы листья клёна? Почему?
- Чем одаривала ёлочку ива? Почему?
Осинка дарит фонарики.
Клён роняет звёзды.
Ива засыпает рыбками.
- Какое изобразительно – выразительное средство языка использует автор во второй части текста? (Фонарики, звёзды, рыбки…)
( Скрытое сравнение – метафору)
- Озаглавьте вторую часть текста. ( Деревья дарят подарки.)
- Запишите заглавие второй части в тетради. (Учитель записывает заглавие на доске.)
Опорные предложения из второй части текста – на слайде.
Перескажите эту часть друг другу.
Прочитайте третью часть текста. ( Чтение шёпотом)
- Прочитайте третью часть текста. ( Чтение про себя)
- Приятно ли ёлочке, что ей дарят подарки?
- Как вы догадались? - ( И стоит ёлочка счастливая.)
- Отчего ёлочка счастлива?
( У неё много друзей. Они помнят о ней, дарят ей подарки. Благодаря их подаркам, ёлочка стоит нарядная.)
- Почему наряд ёлочки разноцветный?
- Так какова же главная мысль текста? Давайте её ещё раз повторим.
- Озаглавьте третью часть. (Счастливая и нарядная ёлочка.)
- Запишите заглавие третьей части в тетради. (Учитель записывает заглавие на доске.)
Опорные слова :счастливая, нарядная, разноцветная.
Перескажите третью часть себе.
1. Рождение ёлочки.
2. Деревья дарят подарки.
3.Счастливая и нарядная ёлочка.
- Какого типа этот текст?
(Текст - повествование с элементами описания)
- К какому стилю речи относится текст?
( К художественному стилю)
- Какие изобразительно – выразительные средства языка использованы в тексте?
( Эпитеты, олицетворение, метафора.)
- Перескажите текст по плану.
4. Физкультминутка. ( Слайд 8)
Ёлка в блёстках ледяных, ( Повороты туловища влево – вправо.)
В тёплых слёзках смоляных, ( Наклоны туловища влево – вправо.)
Свежая, зелёная, ( Поднимемся на носочки.)
Солнцем озарённая. ( Поднимемся на носочки.)
Приходит к нам с подарками, ( Руки - к плечам.)
Блестит огнями яркими, ( Руки –вверх. Три хлопка над головой.)
Нарядная, забавная ( Руки – вниз.)
И в Новый год там главная. ( Три хлопка внизу.)
5.Написание текста на черновик.
6. Повторное чтение текста учащимися.
7. Самостоятельное написание изложения.
8. Самопроверка текста изложения.
9. Подведение итогов и рефлексия деятельности.
Чтобы красиво говорить, правильно и грамотно оформлять свои мысли, нужно учиться у мастеров слова. И одним из таких авторов является Н. Сладков, написавший много замечательных произведений для детей о природе. Ведь только внимательный человек, имеющий богатую фантазию, может в обычном для нас явлении увидеть необычное.
Спасибо, что сами себя оценили.
10. Домашнее задание.
А) первая часть: появилась, раздвинула, высунулась, осмотрелась.
Б) вторая часть: фонарики, звезды, подарки, оранжевые.
В) третья часть: счастливая, нарядная, разноцветная, ладошки.
А) первая часть: появилась, раздвинула, высунулась, осмотрелась.
Б) вторая часть: фонарики, звезды, подарки, оранжевые.
В) третья часть: счастливая
А) первая часть: появилась, раздвинула, высунулась, осмотрелась.
Б) вторая часть: фонарики, звезды, подарки, оранжевые.
В) третья часть: счастливая, нарядная, разноцветная, ладошки.
А) первая часть: появилась, раздвинула, высунулась, осмотрелась.
Б) вторая часть: фонарики, звезды, подарки, оранжевые.
В) третья часть: счастливая
У вас недостаточно прав для добавления комментариев
Чтобы оставлять комментарии, вам необходимо авторизоваться.
Если у вас еще нет учетной записи на нашем сайте, предлагаем зарегистрироваться.
Это займет не более 5 минут.
Для скачивания материалов с сайта необходимо авторизоваться на сайте (войти под своим логином и паролем)
Если Вы не регистрировались ранее, Вы можете зарегистрироваться.
После авторизации/регистрации на сайте Вы сможете скачивать необходимый в работе материал.
Заказать рецензию на методическую разработку
можно здесь
Материал поможет расширить представления детей о весеннем празднике – 8 Марта.Учащиеся познакомятся . Подробнее.
Спасибо большое за Ваш отзыв, нам очень приятно! Цели и задачи непосредственно прописаны в конспекте. Подробнее.
Оказание первой помощи в образовательных учреждениях Пройти обучение
Диплом за отличное владение и эффективное применение современных педагогических методик в условиях реализации ФГОС
Благодарность руководству образовательного учреждения за поддержку и развитие профессионального потенциала педагогического работника
- Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ № ФС 77 — 58841 от 28 июля 2014 года выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационный технологий и массовых коммуникации (Роскомнадзор).
- Лицензия на осуществление образовательной деятельности № 4276 от 19.11.2020 года. Серия 78 ЛО № 0000171 Выдана Комитетом по образованию Правительства Санкт-Петербурга
- В соответствии с Федеральной целевой программой развития системы образования на 2011–2015 гг. и проектом концепции федеральной целевой программы развития образования на 2016–2020 гг.
Тип урок : комбинированный урок
Цели: 1. Формирование умения воспроизводить текст в логической последовательности;
формирование навыка композиционного членения текста.
2. Развитие речи, орфографической зоркости, развитие способности чётко формулировать свои мысли.
3. Воспитание интереса к русскому языку воспитание уверенности в своих силах, познавательного интереса к окружающему миру
Осенняя ёлочка
Ёлочка появилась на свет осенью. Она раздвинула листья, травинки, высунулась из земли и удивлённо осмотрелась. Деревья роняли свои листья.
Прошло много лет. На каждую осень, в день ёлочкиного рождения, деревья дарят ей подарки. Осина дарит красные фонарики, клён роняет оранжевые звёзды, а ива засыпает ёлочку тонкими золотыми рыбками.
И стоит ёлочка счастливая. Вся нарядная и разноцветная.
(По Н. Сладкову)
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учеников
Организационный момент (1минута)
Целеполагание и мотивация.
Первичное осмысление материала.
Осознание и осмысление информации.
Применение знаний и умений
Рефлексия (1мин)
Итог урока (3мин)
Д\з Друг на друга посмотрели,
Улыбнулись, тихо сели.
Сегодня у нас особая миссия!
Что мы исследуем на уроках русского языка?
Гостья к нам пришла с опушки -
Зелена, хоть не лягушка.
И не Мишка косолапый,
Хоть ее мохнаты лапы.
И понять не можем мы:
Иглы для чего нужны?
Не швея она, не ежик,
Хоть на ежика похожа.
Догадаться очень просто,
Кто пришел к нам нынче в гости?
- О чём эта загадка?
- Что вам особенно понравилось в этом стихотворении?
- Какого цвета наряд у ёлочки зимой, весной, летом? Почему?
Цель нашего урока – исследование текста о…
На уроках окружающего мира мы уже ни раз знакомились с особенностями хвойных деревьев, а сегодня мы узнаем, какой наряд у ёлочки осенью.
I.Работа по содержанию.
1. Что привлекло автора в этой сцене?
2. Что нового вы узнали?
3. Лексическая работа со неизвестными словами.
II. Работа над композицией текста.
- Определите тему текста.
- Какова главная мысль текста?
- Какой заголовок соответствует содержанию текста?
- Сколько частей в тексте?
- Кому захотелось запомнить текст? Почему?
- Назовите основные части текста.
- Из скольких пунктов будет состоять план? Почему?
III. Работа над текстом (по частям, составление плана, выбор опорных слов.
- Прочитайте первую часть текста.
- Когда появилась на свет ёлочка?
- Как можно сказать об этом по- другому?
- Как появилась на свет ёлочка? Что она сделала?
- Какие слова говорят о ёлочке, как о живом существе?
- О чём первая часть? Скажите кратко.
- Как озаглавим первую часть?
- Запишите заглавие первой части. (Учитель записывает заглавие на доске.)
Попробуем вместе выявить опорные слова
- Перескажите первую часть близко к тексту.
б) – Прочитайте вторую часть текста.
- С чего начинается вторая часть? Давайте вместе прочитаем первое предложение.
- Что происходило каждый год осенью в день рождения ёлочки?
- Какие деревья дарили ёлочке подарки, назовите?
- Что дарили ёлочке деревья? Скажите одним словом.
- Каких цветов были листья?
- На что похожи листья осинки?
- Чем листья осинки похожи на фонарики?
- Как в тексте названы листья клёна? Почему?
- Чем одаривала ёлочку ива? Почему?
- Какое изобразительно – выразительное средство языка использует автор во второй части текста?
(Скрытое сравнение – метафору)
- Озаглавьте вторую часть текста.
- Запишите заглавие второй части в тетради. (Учитель записывает заглавие на доске.)
Опорные предложения из второй части текста (см. выше обозначены курсивом).
Перескажите эту часть друг другу.
- Прочитайте третью часть текста.
- Приятно ли ёлочке, что ей дарят подарки?
- Как вы догадались?
- Отчего ёлочка счастлива?
- Почему наряд ёлочки разноцветный?
- Так какова же главная мысль текста? Давайте её ещё раз повторим.
- Озаглавьте третью часть.
- Запишите заглавие третьей части в тетради. (Учитель записывает заглавие на доске.)
Опорные слова :счастливая, нарядная, разноцветная.
Перескажите третью часть себе.
А в лесу растёт черника
Чтобы ягодку сорвать
Надо глубже приседать.
Нагулялся я в лесу
Корзинку с ягодой несу
Чтение текста учителем с установкой на запоминание и представление.
Что нового мы узнали на уроке?
Легко ли написать текст, который интересно было бы слушать?
Что для этого необходимо?
Чтобы красиво говорить, правильно и грамотно оформлять свои мысли, нужно учиться у мастеров слова. И одним из таких авторов является Н. Сладков, написавший много замечательных произведений для детей о природе. Ведь только внимательный человек, имеющий богатую фантазию, может в обычном для нас явлении увидеть необычное.
Спасибо, что сами себя оценили.
Осенняя ёлочка делится с вами подарками – листьями, на которых вам следует написать поздравление ёлочке с днём рождения.
Спасибо за урок. Я надеюсь, что с удовольствием прочитаю изложения, написанные вами. Выполняют задание
Ответы детей (слова, предложения, тексты).
Ёлка сравнивается с зелёной лягушкой, косолапым мишкой, колючим ёжиком, швеёй.
Ответы детей: повествование, описание, рассуждение.
Зависит от речевой задачи.
Отвечает на свой вопрос.
Состоит из композиционных частей.
Чтение текста учеником.
Работа с этимологическим словарём.
Ёлочка.
Ёлочка счастлива. У неё есть друзья, которые не забывают её и дарят ей подарки.
Ёлочка.
Осенний наряд деревьев.
Осенняя ёлочка.
- Для того, чтобы мы запомнить текст,, употребить в пересказе наиболее удачные, интересные слова и выражения авторского текста.
Вступление, основная часть, заключение (концовка).
Ответы детей с опорой на текст
Ответы детей с опорой на текст
Рождение ёлочки
Запись плана изложения в тетради
Опорные слова: появилась, раздвинула, высунулась, осмотрелась
Ответы детей с опорой на текст
Осинка дарит фонарики.
Клён роняет звёзды.
Ива засыпает рыбками.
Фонарики, звёзды, рыбки…
Чтобы не было повторов
Деревья дарят подарки
Запись плана изложения в тетради
Чтение про себя
И стоит ёлочка счастливая.
У неё много друзей. Они помнят о ней, дарят ей подарки. Благодаря их подаркам, ёлочка стоит нарядная.
Ответы детей с опорой на текст
Счастливая и нарядная ёлочка
Запись плана изложения в тетради
Выполнение необходимых движений
Слушают, закрыв, глаза.
Написание изложения без предварительного пересказа детьми.
(Приложение 2)
-Ответы детей. Самооценка.
Композиция текста – повествования
2. Основная часть.
План.
1. Рождение ёлочки.
2. Деревья дарят подарки.
3. Счастливая и нарядная ёлочка.
р…ждение - ___ Ры…ки – ___
(На)свет___ (по)явилась___
(раз)двинула___ (вы)сунулась___ (о)смотрелась___ (из)земли___ (в)день___
Опорные слова: появилась, раздвинула, высунулась, осмотрелась.
Осинка дарит фонарики.
Клён роняет звёзды.
Ива засыпает рыбками.
счастливая, нарядная, разноцветная.
Если тебе трудно вспомнить содержание текста, воспользуйся вопросами.
1. Когда появилась ёлочка?
2. Какие подарки получала ёлочка в день рождения?
3. Какая стояла ёлочка?
р…ждение - ___ Ры…ки – ___
(На)свет___ (по)явилась___
(раз)двинула___ (вы)сунулась___ (о)смотрелась___ (из)земли___ (в)день___
Опорные слова: появилась, раздвинула, высунулась, осмотрелась.
Осинка дарит фонарики.
Клён роняет звёзды.
Ива засыпает рыбками.
счастливая, нарядная, разноцветная.
Если тебе трудно вспомнить содержание текста, воспользуйся вопросами.
1. Когда появилась ёлочка?
2. Какие подарки получала ёлочка в день рождения?
3. Какая стояла ёлочка?
р…ждение - ___ Ры…ки – ___
(На)свет___ (по)явилась___
(раз)двинула___ (вы)сунулась___ (о)смотрелась___ (из)земли___ (в)день___
Опорные слова: появилась, раздвинула, высунулась, осмотрелась.
Осинка дарит фонарики.
Клён роняет звёзды.
Ива засыпает рыбками.
счастливая, нарядная, разноцветная.
Если тебе трудно вспомнить содержание текста, воспользуйся вопросами.
1. Когда появилась ёлочка?
2. Какие подарки получала ёлочка в день рождения?
3. Какая стояла ёлочка?
1. Читай медленно, по одному предложению. Вникай в смысл слов.
2. Начало предложения пиши с большой буквы.
3. Найди слова, которые нужно проверить.
4. Проверь, все ли опорные слова использованы.
5. Прочитай текст ещё раз.
1. Читай медленно, по одному предложению. Вникай в смысл слов.
2. Начало предложения пиши с большой буквы.
3. Найди слова, которые нужно проверить.
4. Проверь, все ли опорные слова использованы.
5. Прочитай текст ещё раз.
1. Читай медленно, по одному предложению. Вникай в смысл слов.
2. Начало предложения пиши с большой буквы.
3. Найди слова, которые нужно проверить.
4. Проверь, все ли опорные слова использованы.
5. Прочитай текст ещё раз.
1. Читай медленно, по одному предложению. Вникай в смысл слов.
2. Начало предложения пиши с большой буквы.
3. Найди слова, которые нужно проверить.
4. Проверь, все ли опорные слова использованы.
5. Прочитай текст ещё раз.
1. Читай медленно, по одному предложению. Вникай в смысл слов.
2. Начало предложения пиши с большой буквы.
3. Найди слова, которые нужно проверить.
4. Проверь, все ли опорные слова использованы.
5. Прочитай текст ещё раз.
1. Читай медленно, по одному предложению. Вникай в смысл слов.
2. Начало предложения пиши с большой буквы.
3. Найди слова, которые нужно проверить.
4. Проверь, все ли опорные слова использованы.
5. Прочитай текст ещё раз.
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Цель : Формировать навыки письменной речи на основе услышанного текста после проведения анализа и орфографической работы
Ожидаемые результаты :
Будут учиться воспринимать услышанный и читаемый текст
Определят тему, основную мысль текста, озаглавят текст
Научатся анализировать содержание, структуру, языковые средства
Составят план текста, выделяя микротемы
Перейдут от информации, представленной в свернутом виде, к ее словесному выражению с использованием тех языковых средств выразительности, которые даны в тексте-образце
Проведут орфографическую работу с проговариванием
Метапредметные:
Обогатят словарный запас языковыми средствами языка
Будут развивать речь, мышление, память, кругозор, орфографическую зоркость, каллиграфию
Будут участвовать в учебном диалоге
Будут развивать способности чётко формулировать свои мысли
Будут формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности
Будут воспитывать в себе познавательный интерес к окружающему миру
- Ребята, какие виды деревьев мы можем встретить в смешанном лесу?
- Что мы можем сказать о лиственных деревьях в разное время года?
- А чем же отличаются хвойные деревья от лиственных? Какая у них особенность?
- Верно. Сегодня мы будем учиться писать изложение. Посмотрите на заголовок. Как вы думаете, о чем будет наш текст?
- они желтеют, меняют цвет листьев, сбрасывают листья, спят зимой.
- о ёлочке, об изменениях елочки осенью.
*Будут участвовать в учебном диалоге
* Будут формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности
Первичное восприятие. Проверка первичного восприятия.
- Приготовьтесь внимательно слушать текст, чтобы проверить наши предположения.
(Учитель читает текст)
Осенняя елочка
Весной елочки не было, летом не было, а осенью вдруг появилась. Раздвинула листья, травинки, высунулась из земли и удивленно осмотрелась. Деревья роняли листья.
Много-много лет прошло с тех пор, но каждую осень, в день елочкиного рождения, деревья вспоминают о ней и дарят ей подарки. Осина дарит красивые китайские фонарики, клен роняет оранжевые звезды, а ива засыпает елочку тонкими золотыми рыбками.
И стоит елочка растерянная, счастливая, раскинула лапки, а на ладошках подарки. У всех на глазах становится елочка из колючей и хвойной мягкой и лиственной. Вся нарядная и разноцветная.
- Теперь ответьте мне, почему автор дал такое название своему тексту?
- потому что текст о ёлочке, которая родилась осенью и праздновала каждую осень свой день рождения.
*Научатся воспринимать услышанный текст
*Будут участвовать в учебном диалоге
* Будут воспитывать в себе познавательный интерес к окружающему миру
Всесторонний целенаправленный анализ исходного текста
- Определите тип текста? Почему?
- Какова тема текста, как вы поняли?
- А как бы вы озаглавили этот текст?
- Сколько частей в тексте?
- С чего начинает автор свой текст?
- Озаглавьте первую часть текста? Запишите заголовок себе в план.
- О чем автор рассказывает во второй части?
- Вы догадались какие это подарки?
- Какого цвета были листья – подарки осины, клёна, ивы?
- А с чем их сравнивает автор?
- Сейчас обратите внимание на доску. Вы видите наши деревья: осину, клён, иву и их листья. А также китайские фонарики, звёзды и рыбок. Давайте подумаем, случайно ли автор сделал такие сравнения? Посмотрите внимательно на форму листьев.
- Озаглавьте эту часть текста и запишите себе в план то, которое больше понравится.
- Приятно ли было ёлочке получать подарки? Как автор говорит нам об этом?
- Подумайте, в этой части текста ёлочка уже совсем взрослая, высокая и большая?
- А вы любите получать подарки? Как вы думаете, когда автор описывает состояния и чувства ёлочки, кого он себе представлял?
- Какое предложение можно взять заголовком этого текста? Запишите себе в план.
- повествование. В нем есть сюжет.
- Праздник, молодая елочка.
- 3 части: введение, основная часть, заключение.
- с рассказа о том, как появилась ёлочка; о том, что она увидела, как деревья роняют листья.
- Рождение ёлочки осенью.
- О том, что каждую осень ёлочка празднует свой день рождения и ей дарят подарки другие деревья.
- Это листья деревьев.
- красные у осины, оранжевые у клёна, золотые у ивы.
- с китайскими фонариками, звездами и рыбками.
- не случайно, листья похожи на подарки, по форме очень напоминают.
- Автор заменяет его глаголами: роняют, засыпают.
- Подарки ёлочке, празднование дня рождения, Елочке дарят подарки и т.п.
- да. Он говорит, что она счастливая, растерянная, мягкая, лиственная, нарядная, разноцветная.
- то, что все деревья осыпали ее своими листьями и она стоит в них вся усыпанная.
- Нет. Потому что деревья ее осыпают, значит они выше ёлочки. Елочка в этой части еще маленькая.
- Да! Наверное, автор представлял себе ребёнка, а деревья представлял в роли друзей или родителей.
- Вся нарядная и разноцветная.
*Определят тему текста, озаглавят текст
*Научатся анализировать содержание, структуру, языковые средства
*Составят план текста, выделяя микротемы
Будут участвовать в учебном диалоге
Будут развивать способности чётко формулировать свои мысли
Обогатят словарный запас языковыми средствами языка
- Сейчас, посмотрите на доску. Перед вами слова. Ваша задача - вставить пропущенные орфограммы и объяснить написание. Работу выполняем в тетрадях, я буду – у доски.
ёлочка станови(ться/тся),
разн…цветная.
(учитель вставляет правильно выбранные буквы детьми после объяснения на доске).
- молодцы. Сейчас внимательно посмотрите на правую доску. Я выписала для вас неизвестные по написанию слова, вы можете их использовать, но также можете заменять их близкими по смыслу.
Много – много
Растерянная
- Как можно заменить известными нам?
(дети записывают слова и объясняют написание)
Ёлочка становится - орфограмма возвратных глаголов на тся, ться. Отвечает на вопрос что делает, глагол стоит в форме 3-го лица и в нем перед суффиксом –ся мягкий знак не пишется. Записываем становиТСЯ.
Удивленно- удивилась, озадачилась.
Много – много- очень много.
Растерянная – растерялась, смутилась.
*Проведут орфографическую работу с проговариванием
Вторичное восприятие текста
- Петя, прочитай свой план изложения. Маша, Катя…?
- сейчас, самостоятельно перечитайте текст и приготовьтесь к написанию изложения.
- 1. Рождение ёлочки
2. Подарки в день рождения.
3. Вся нарядная и разноцветная.
*Будут развивать речь, мышление, память, кругозор, каллиграфию
*Перейдут от информации, представленной в свернутом виде, к ее словесному выражению с использованием тех языковых средств выразительности, которые даны в тексте-образце
(Во время написания учитель индивидуально помогает отдельным учащимся)
Самопроверка написанных изложений
- Ребята, если вы закончили написание своих работ, перечитайте и подумайте, удалось ли передать содержание текста и его основную мысль, не упустили ли вы что-то важное, проверьте орфографию и пунктуацию!
- кто закончил написание, проверил и уверен в том, что все верно, можете сдать свои работы.
- Ребята, какие виды деревьев мы можем встретить в смешанном лесу?
- Что мы можем сказать о лиственных деревьях в разное время года?
- А чем же отличаются хвойные деревья от лиственных? Какая у них особенность?
- Верно. Сегодня мы будем учиться писать изложение. Посмотрите на заголовок. Как вы думаете, о чем будет наш текст?
- они желтеют, меняют цвет листьев, сбрасывают листья, спят зимой.
- о ёлочке, об изменениях елочки осенью.
*Будут участвовать в учебном диалоге
*Будут формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности
Первичное восприятие. Проверка первичного восприятия.
- Приготовьтесь внимательно слушать текст, чтобы проверить наши предположения.
(Учитель читает текст)
Осенняя елочка
Весной елочки не было, летом не было, а осенью вдруг появилась. Раздвинула листья, травинки, высунулась из земли и удивленно осмотрелась. Деревья роняли листья.
Много-много лет прошло с тех пор, но каждую осень, в день елочкиного рождения, деревья вспоминают о ней и дарят ей подарки. Осина дарит красивые китайские фонарики, клен роняет оранжевые звезды, а ива засыпает елочку тонкими золотыми рыбками.
И стоит елочка растерянная, счастливая, раскинула лапки, а на ладошках подарки. У всех на глазах становится елочка из колючей и хвойной мягкой и лиственной. Вся нарядная и разноцветная.
- Теперь ответьте мне, почему автор дал такое название своему тексту?
- потому что текст о ёлочке, которая родилась осенью и праздновала каждую осень свой день рождения.
*Научатся воспринимать услышанный текст
*Будут участвовать в учебном диалоге
* Будут воспитывать в себе познавательный интерес к окружающему миру
Всесторонний целенаправленный анализ исходного текста
- Определите тип текста? Почему?
- Какова тема текста, как вы поняли?
- А как бы вы озаглавили этот текст?
- Сколько частей в тексте?
- С чего начинает автор свой текст?
- Озаглавьте первую часть текста? Запишите заголовок себе в план.
- О чем автор рассказывает во второй части?
- Вы догадались какие это подарки?
- Какого цвета были листья – подарки осины, клёна, ивы?
- А с чем их сравнивает автор?
- Сейчас обратите внимание на доску. Вы видите наши деревья: осину, клён, иву и их листья. А также китайские фонарики, звёзды и рыбок. Давайте подумаем, случайно ли автор сделал такие сравнения? Посмотрите внимательно на форму листьев.
- Озаглавьте эту часть текста и запишите себе в план то, которое больше понравится.
- Приятно ли было ёлочке получать подарки? Как автор говорит нам об этом?
- Подумайте, в этой части текста ёлочка уже совсем взрослая, высокая и большая?
- А вы любите получать подарки? Как вы думаете, когда автор описывает состояния и чувства ёлочки, кого он себе представлял?
- Какое предложение можно взять заголовком этого текста? Запишите себе в план.
- повествование. В нем есть сюжет.
- Праздник, молодая елочка.
- 3 части: введение, основная часть, заключение.
- с рассказа о том, как появилась ёлочка; о том, что она увидела, как деревья роняют листья.
- Рождение ёлочки осенью.
- О том, что каждую осень ёлочка празднует свой день рождения и ей дарят подарки другие деревья.
- Это листья деревьев.
- красные у осины, оранжевые у клёна, золотые у ивы.
- с китайскими фонариками, звездами и рыбками.
- не случайно, листья похожи на подарки, по форме очень напоминают.
- Автор заменяет его глаголами: роняют, засыпают.
- Подарки ёлочке, празднование дня рождения, Елочке дарят подарки и т.п.
- да. Он говорит, что она счастливая, растерянная, мягкая, лиственная, нарядная, разноцветная.
- то, что все деревья осыпали ее своими листьями и она стоит в них вся усыпанная.
- Нет. Потому что деревья ее осыпают, значит они выше ёлочки. Елочка в этой части еще маленькая.
- Да! Наверное, автор представлял себе ребёнка, а деревья представлял в роли друзей или родителей.
- Вся нарядная и разноцветная.
*Определят тему текста, озаглавят текст
*Научатся анализировать содержание, структуру, языковые средства
*Составят план текста, выделяя микротемы
Будут участвовать в учебном диалоге
Будут развивать способности чётко формулировать свои мысли
Обогатят словарный запас языковыми средствами языка
- Сейчас, посмотрите на доску. Перед вами слова. Ваша задача - вставить пропущенные орфограммы и объяснить написание. Работу выполняем в тетрадях, я буду – у доски.
ёлочка станови(ться/тся),
разн…цветная.
(учитель вставляет правильно выбранные буквы детьми после объяснения на доске).
- молодцы. Сейчас внимательно посмотрите на правую доску. Я выписала для вас неизвестные по написанию слова, вы можете их использовать, но также можете заменять их близкими по смыслу.
Много – много
Растерянная
- Как можно заменить известными нам?
(дети записывают слова и объясняют написание)
Ёлочка становится - орфограмма возвратных глаголов на тся, ться. Отвечает на вопрос что делает, глагол стоит в форме 3-го лица и в нем перед суффиксом –ся мягкий знак не пишется. Записываем становиТСЯ.
Удивленно- удивилась, озадачилась.
Много – много- очень много.
Растерянная – растерялась, смутилась.
*Проведут орфографическую работу с проговариванием
Вторичное восприятие текста
- Петя, прочитай свой план изложения. Маша, Катя…?
- сейчас, самостоятельно перечитайте текст и приготовьтесь к написанию изложения.
- 1. Рождение ёлочки
2. Подарки в день рождения.
3. Вся нарядная и разноцветная.
*Будут развивать речь, мышление, память, кругозор, каллиграфию
*Перейдут от информации, представленной в свернутом виде, к ее словесному выражению с использованием тех языковых средств выразительности, которые даны в тексте-образце
(Во время написания учитель индивидуально помогает отдельным учащимся)
Самопроверка написанных изложений
- Ребята, если вы закончили написание своих работ, перечитайте и подумайте, удалось ли передать содержание текста и его основную мысль, не упустили ли вы что-то важное, проверьте орфографию и пунктуацию!
- кто закончил написание, проверил и уверен в том, что все верно, можете сдать свои работы.
Читайте также: