Изложение осенняя елочка 3 класс конспект урока

Обновлено: 06.07.2024

Цель: способствовать формированию умений учащихся определять тип, тему текста и его частей, подбирать заголовок к тексту и передавать содержание текста с использованием тех языковых средств выразительности, которые даны в тексте-образце.

Оценить 1395 0

Задача деятельности учителя: способствовать формированию умений учащихся определять тип, тему текста и его частей, подбирать заголовок к тексту и передавать содержание текста с использованием тех языковых средств выразительности, которые даны в тексте-образце.

Образовательные ресурсы:

2. Толковый словарь.

Структура урока:

1. Организационный момент.

2. Речевая разминка. Подготовка к зрительно – слуховому восприятию текста.

3. Подготовка к изложению. Постановка учебной задачи.

2)Структурный анализ текста.

5. Пересказ текста.

6. Орфографическая подготовка.

7. Написание изложения.

9. Рефлексия. Итоги урока.

10. Домашнее задание.

Сценарий урока

1.Организация деятельности учащихся. Самоопределение к деятельности.

Друг на друга посмотрели,

Улыбнулись, тихо сели.

2. Речевая разминка.

- Давайте вместе прочитаем стихотворение.

Гостья к нам пришла с опушки -

Зелена, хоть не лягушка.

И не Мишка косолапый,

Хоть ее мохнаты лапы.

И понять не можем мы:

Иглы для чего нужны?

Не швея она, не ежик,

Хоть на ежика похожа.

Догадаться очень просто,

Кто пришел к нам нынче в гости?

- О чём эта загадка?

- Что вам особенно понравилось в этом стихотворении?

( Ёлка сравнивается с зелёной лягушкой, косолапым мишкой, колючим ёжиком, швеёй.)

- Какое это стихотворение по настроению, грустное или весёлое?

- Какого цвета наряд у ёлочки зимой, весной, летом? Почему?

- Сегодня мы узнаем, какой наряд у ёлочки осенью.

3. Подготовка к изложению.

1. Чтение текста учащимися вслух.

- Прочитайте отрывок из произведения Н. Сладкова.

- Поделитесь впечатлениями о прочитанном.

2. Структурный анализ текста. ( Слайд 4)

- Определите тему текста.

- Какова главная мысль текста?

(Ёлочка счастлива. У неё есть друзья, которые не забывают её и дарят ей подарки.)

- Определите стиль речи.

- Какой заголовок соответствует содержанию текста?

Ёлочка. Осенний наряд деревьев.Осенняя ёлочка.

- Что отражено в этом заголовке тема или главная мысль текста?

- Сколько частей в тексте?

- Кому захотелось запомнить текст? Почему?

- Для того, чтобы запомнить текст, я вам предлагаю написать изложение, употребляя в пересказе наиболее удачные, интересные слова и выражения авторского текста.

Постановка учебной цели.

- Итак, какова цель нашего урока?

- Цель урока состоит в том, чтобы вдумчиво читать, анализировать художественный текст, открывая секреты писательского мастерства Н. Сладкова. А затем написать подробное изложение, употребляя замечательные выражения автора.

3.Составление плана.

- Назовите основные части текста.

(Вступление, основная часть, заключение (концовка).)

- Из скольких пунктов будет состоять план? Почему?

а) - Прочитайте первую часть текста. ( Чтение вслух)

- Когда появилась на свет ёлочка?

- Как можно сказать об этом по- другому? ( Родилась)

- Как появилась на свет ёлочка? Что она сделала? ( Раздвинула листья…)

- Какие слова говорят о ёлочке, как о живом существе?

- Как называется такое изобразительно –выразительное средство языка? (Олицетворение)

- О чём первая часть? Скажите кратко.

- Как озаглавим первую часть? ( Рождение ёлочки)

- Запишите заглавие первой части на карточке. (Учитель записывает заглавие на доске.)

Опорные слова: появилась, раздвинула, высунулась, осмотрелась.

- Перескажите первую часть близко к тексту.

б) – Прочитайте вторую часть текста. ( Чтение шёпотом)

- С чего начинается вторая часть? Давайте вместе прочитаем первое предложение.

- Что происходило каждый год осенью в день рождения ёлочки?

- Какие деревья дарили ёлочке подарки, назовите?

- Что дарили ёлочке деревья? Скажите, одним словом.

- Каких цветов были листья?

- На что похожи листья осинки? ( На фонарики)

- Чем листья осинки похожи на фонарики? ( Формой…)

- Как в тексте названы листья клёна? Почему?

- Чем одаривала ёлочку ива? Почему?

Осинка дарит фонарики.

Клён роняет звёзды.

Ива засыпает рыбками.

- Какое изобразительно – выразительное средство языка использует автор во второй части текста? (Фонарики, звёзды, рыбки…)

( Скрытое сравнение – метафору)

- Озаглавьте вторую часть текста. ( Деревья дарят подарки.)

- Запишите заглавие второй части в тетради. (Учитель записывает заглавие на доске.)

Опорные предложения из второй части текста – на слайде.

Перескажите эту часть друг другу.

Прочитайте третью часть текста. ( Чтение шёпотом)

- Прочитайте третью часть текста. ( Чтение про себя)

- Приятно ли ёлочке, что ей дарят подарки?

- Как вы догадались? - ( И стоит ёлочка счастливая.)

- Отчего ёлочка счастлива?

( У неё много друзей. Они помнят о ней, дарят ей подарки. Благодаря их подаркам, ёлочка стоит нарядная.)

- Почему наряд ёлочки разноцветный?

- Так какова же главная мысль текста? Давайте её ещё раз повторим.

- Озаглавьте третью часть. (Счастливая и нарядная ёлочка.)

- Запишите заглавие третьей части в тетради. (Учитель записывает заглавие на доске.)

Опорные слова :счастливая, нарядная, разноцветная.

Перескажите третью часть себе.

1. Рождение ёлочки.

2. Деревья дарят подарки.

3.Счастливая и нарядная ёлочка.

- Какого типа этот текст?

(Текст - повествование с элементами описания)

- К какому стилю речи относится текст?

( К художественному стилю)

- Какие изобразительно – выразительные средства языка использованы в тексте?

( Эпитеты, олицетворение, метафора.)

- Перескажите текст по плану.

4. Физкультминутка. ( Слайд 8)

Ёлка в блёстках ледяных, ( Повороты туловища влево – вправо.)

В тёплых слёзках смоляных, ( Наклоны туловища влево – вправо.)

Свежая, зелёная, ( Поднимемся на носочки.)

Солнцем озарённая. ( Поднимемся на носочки.)

Приходит к нам с подарками, ( Руки - к плечам.)

Блестит огнями яркими, ( Руки –вверх. Три хлопка над головой.)

Нарядная, забавная ( Руки – вниз.)

И в Новый год там главная. ( Три хлопка внизу.)

5.Написание текста на черновик.

6. Повторное чтение текста учащимися.

7. Самостоятельное написание изложения.

8. Самопроверка текста изложения.

9. Подведение итогов и рефлексия деятельности.

Чтобы красиво говорить, правильно и грамотно оформлять свои мысли, нужно учиться у мастеров слова. И одним из таких авторов является Н. Сладков, написавший много замечательных произведений для детей о природе. Ведь только внимательный человек, имеющий богатую фантазию, может в обычном для нас явлении увидеть необычное.

Спасибо, что сами себя оценили.

10. Домашнее задание.

А) первая часть: появилась, раздвинула, высунулась, осмотрелась.

Б) вторая часть: фонарики, звезды, подарки, оранжевые.

В) третья часть: счастливая, нарядная, разноцветная, ладошки.

А) первая часть: появилась, раздвинула, высунулась, осмотрелась.

Б) вторая часть: фонарики, звезды, подарки, оранжевые.

В) третья часть: счастливая

А) первая часть: появилась, раздвинула, высунулась, осмотрелась.

Б) вторая часть: фонарики, звезды, подарки, оранжевые.

В) третья часть: счастливая, нарядная, разноцветная, ладошки.

А) первая часть: появилась, раздвинула, высунулась, осмотрелась.

Б) вторая часть: фонарики, звезды, подарки, оранжевые.

В) третья часть: счастливая

У вас недостаточно прав для добавления комментариев
Чтобы оставлять комментарии, вам необходимо авторизоваться.
Если у вас еще нет учетной записи на нашем сайте, предлагаем зарегистрироваться.
Это займет не более 5 минут.

Для скачивания материалов с сайта необходимо авторизоваться на сайте (войти под своим логином и паролем)

Если Вы не регистрировались ранее, Вы можете зарегистрироваться.
После авторизации/регистрации на сайте Вы сможете скачивать необходимый в работе материал.

Заказать рецензию на методическую разработку
можно здесь

Материал поможет расширить представления детей о весеннем празднике – 8 Марта.Учащиеся познакомятся . Подробнее.

Спасибо большое за Ваш отзыв, нам очень приятно! Цели и задачи непосредственно прописаны в конспекте. Подробнее.

Пройдите курс дополнительного образования по теме: Оказание первой помощи в образовательных учреждениях

Оказание первой помощи в образовательных учреждениях Пройти обучение

Диплом за отличное владение и эффективное применение современных педагогических методик в условиях реализации ФГОС

Благодарность руководству образовательного учреждения за поддержку и развитие профессионального потенциала педагогического работника

  • Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ № ФС 77 — 58841 от 28 июля 2014 года выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационный технологий и массовых коммуникации (Роскомнадзор).
  • Лицензия на осуществление образовательной деятельности № 4276 от 19.11.2020 года. Серия 78 ЛО № 0000171 Выдана Комитетом по образованию Правительства Санкт-Петербурга
  • В соответствии с Федеральной целевой программой развития системы образования на 2011–2015 гг. и проектом концепции федеральной целевой программы развития образования на 2016–2020 гг.

Тип урок : комбинированный урок

Цели: 1. Формирование умения воспроизводить текст в логической последовательности;

формирование навыка композиционного членения текста.

2. Развитие речи, орфографической зоркости, развитие способности чётко формулировать свои мысли.

3. Воспитание интереса к русскому языку воспитание уверенности в своих силах, познавательного интереса к окружающему миру

Осенняя ёлочка

Ёлочка появилась на свет осенью. Она раздвинула листья, травинки, высунулась из земли и удивлённо осмотрелась. Деревья роняли свои листья.

Прошло много лет. На каждую осень, в день ёлочкиного рождения, деревья дарят ей подарки. Осина дарит красные фонарики, клён роняет оранжевые звёзды, а ива засыпает ёлочку тонкими золотыми рыбками.

И стоит ёлочка счастливая. Вся нарядная и разноцветная.

(По Н. Сладкову)

Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учеников

Организационный момент (1минута)

Целеполагание и мотивация.

Первичное осмысление материала.

Осознание и осмысление информации.

Применение знаний и умений

Рефлексия (1мин)

Итог урока (3мин)

Д\з Друг на друга посмотрели,

Улыбнулись, тихо сели.

Сегодня у нас особая миссия!

Что мы исследуем на уроках русского языка?

Гостья к нам пришла с опушки -

Зелена, хоть не лягушка.

И не Мишка косолапый,

Хоть ее мохнаты лапы.

И понять не можем мы:

Иглы для чего нужны?

Не швея она, не ежик,

Хоть на ежика похожа.

Догадаться очень просто,

Кто пришел к нам нынче в гости?

- О чём эта загадка?

- Что вам особенно понравилось в этом стихотворении?

- Какого цвета наряд у ёлочки зимой, весной, летом? Почему?

Цель нашего урока – исследование текста о…

На уроках окружающего мира мы уже ни раз знакомились с особенностями хвойных деревьев, а сегодня мы узнаем, какой наряд у ёлочки осенью.

I.Работа по содержанию.

1. Что привлекло автора в этой сцене?

2. Что нового вы узнали?

3. Лексическая работа со неизвестными словами.

II. Работа над композицией текста.

- Определите тему текста.

- Какова главная мысль текста?

- Какой заголовок соответствует содержанию текста?

- Сколько частей в тексте?

- Кому захотелось запомнить текст? Почему?

- Назовите основные части текста.

- Из скольких пунктов будет состоять план? Почему?

III. Работа над текстом (по частям, составление плана, выбор опорных слов.

- Прочитайте первую часть текста.

- Когда появилась на свет ёлочка?

- Как можно сказать об этом по- другому?

- Как появилась на свет ёлочка? Что она сделала?

- Какие слова говорят о ёлочке, как о живом существе?

- О чём первая часть? Скажите кратко.

- Как озаглавим первую часть?

- Запишите заглавие первой части. (Учитель записывает заглавие на доске.)

Попробуем вместе выявить опорные слова

- Перескажите первую часть близко к тексту.

б) – Прочитайте вторую часть текста.

- С чего начинается вторая часть? Давайте вместе прочитаем первое предложение.

- Что происходило каждый год осенью в день рождения ёлочки?

- Какие деревья дарили ёлочке подарки, назовите?

- Что дарили ёлочке деревья? Скажите одним словом.

- Каких цветов были листья?

- На что похожи листья осинки?

- Чем листья осинки похожи на фонарики?

- Как в тексте названы листья клёна? Почему?

- Чем одаривала ёлочку ива? Почему?

- Какое изобразительно – выразительное средство языка использует автор во второй части текста?

(Скрытое сравнение – метафору)

- Озаглавьте вторую часть текста.

- Запишите заглавие второй части в тетради. (Учитель записывает заглавие на доске.)

Опорные предложения из второй части текста (см. выше обозначены курсивом).

Перескажите эту часть друг другу.

- Прочитайте третью часть текста.

- Приятно ли ёлочке, что ей дарят подарки?

- Как вы догадались?

- Отчего ёлочка счастлива?

- Почему наряд ёлочки разноцветный?

- Так какова же главная мысль текста? Давайте её ещё раз повторим.

- Озаглавьте третью часть.

- Запишите заглавие третьей части в тетради. (Учитель записывает заглавие на доске.)

Опорные слова :счастливая, нарядная, разноцветная.

Перескажите третью часть себе.

А в лесу растёт черника

Чтобы ягодку сорвать

Надо глубже приседать.

Нагулялся я в лесу

Корзинку с ягодой несу

Чтение текста учителем с установкой на запоминание и представление.

Что нового мы узнали на уроке?

Легко ли написать текст, который интересно было бы слушать?

Что для этого необходимо?

Чтобы красиво говорить, правильно и грамотно оформлять свои мысли, нужно учиться у мастеров слова. И одним из таких авторов является Н. Сладков, написавший много замечательных произведений для детей о природе. Ведь только внимательный человек, имеющий богатую фантазию, может в обычном для нас явлении увидеть необычное.

Спасибо, что сами себя оценили.

Осенняя ёлочка делится с вами подарками – листьями, на которых вам следует написать поздравление ёлочке с днём рождения.

Спасибо за урок. Я надеюсь, что с удовольствием прочитаю изложения, написанные вами. Выполняют задание

Ответы детей (слова, предложения, тексты).

Ёлка сравнивается с зелёной лягушкой, косолапым мишкой, колючим ёжиком, швеёй.

Ответы детей: повествование, описание, рассуждение.

Зависит от речевой задачи.

Отвечает на свой вопрос.

Состоит из композиционных частей.

Чтение текста учеником.

Работа с этимологическим словарём.

Ёлочка.

Ёлочка счастлива. У неё есть друзья, которые не забывают её и дарят ей подарки.

Ёлочка.

Осенний наряд деревьев.

Осенняя ёлочка.

- Для того, чтобы мы запомнить текст,, употребить в пересказе наиболее удачные, интересные слова и выражения авторского текста.

Вступление, основная часть, заключение (концовка).

Ответы детей с опорой на текст

Ответы детей с опорой на текст

Рождение ёлочки

Запись плана изложения в тетради

Опорные слова: появилась, раздвинула, высунулась, осмотрелась

Ответы детей с опорой на текст

Осинка дарит фонарики.

Клён роняет звёзды.

Ива засыпает рыбками.

Фонарики, звёзды, рыбки…

Чтобы не было повторов

Деревья дарят подарки

Запись плана изложения в тетради

Чтение про себя

И стоит ёлочка счастливая.

У неё много друзей. Они помнят о ней, дарят ей подарки. Благодаря их подаркам, ёлочка стоит нарядная.

Ответы детей с опорой на текст

Счастливая и нарядная ёлочка

Запись плана изложения в тетради

Выполнение необходимых движений

Слушают, закрыв, глаза.

Написание изложения без предварительного пересказа детьми.

(Приложение 2)

-Ответы детей. Самооценка.

Композиция текста – повествования

2. Основная часть.

План.

1. Рождение ёлочки.

2. Деревья дарят подарки.

3. Счастливая и нарядная ёлочка.

р…ждение - ___ Ры…ки – ___

(На)свет___ (по)явилась___

(раз)двинула___ (вы)сунулась___ (о)смотрелась___ (из)земли___ (в)день___

Опорные слова: появилась, раздвинула, высунулась, осмотрелась.

Осинка дарит фонарики.

Клён роняет звёзды.

Ива засыпает рыбками.

счастливая, нарядная, разноцветная.

Если тебе трудно вспомнить содержание текста, воспользуйся вопросами.

1. Когда появилась ёлочка?

2. Какие подарки получала ёлочка в день рождения?

3. Какая стояла ёлочка?

р…ждение - ___ Ры…ки – ___

(На)свет___ (по)явилась___

(раз)двинула___ (вы)сунулась___ (о)смотрелась___ (из)земли___ (в)день___

Опорные слова: появилась, раздвинула, высунулась, осмотрелась.

Осинка дарит фонарики.

Клён роняет звёзды.

Ива засыпает рыбками.

счастливая, нарядная, разноцветная.

Если тебе трудно вспомнить содержание текста, воспользуйся вопросами.

1. Когда появилась ёлочка?

2. Какие подарки получала ёлочка в день рождения?

3. Какая стояла ёлочка?

р…ждение - ___ Ры…ки – ___

(На)свет___ (по)явилась___

(раз)двинула___ (вы)сунулась___ (о)смотрелась___ (из)земли___ (в)день___

Опорные слова: появилась, раздвинула, высунулась, осмотрелась.

Осинка дарит фонарики.

Клён роняет звёзды.

Ива засыпает рыбками.

счастливая, нарядная, разноцветная.

Если тебе трудно вспомнить содержание текста, воспользуйся вопросами.

1. Когда появилась ёлочка?

2. Какие подарки получала ёлочка в день рождения?

3. Какая стояла ёлочка?

1. Читай медленно, по одному предложению. Вникай в смысл слов.

2. Начало предложения пиши с большой буквы.

3. Найди слова, которые нужно проверить.

4. Проверь, все ли опорные слова использованы.

5. Прочитай текст ещё раз.

1. Читай медленно, по одному предложению. Вникай в смысл слов.

2. Начало предложения пиши с большой буквы.

3. Найди слова, которые нужно проверить.

4. Проверь, все ли опорные слова использованы.

5. Прочитай текст ещё раз.

1. Читай медленно, по одному предложению. Вникай в смысл слов.

2. Начало предложения пиши с большой буквы.

3. Найди слова, которые нужно проверить.

4. Проверь, все ли опорные слова использованы.

5. Прочитай текст ещё раз.

1. Читай медленно, по одному предложению. Вникай в смысл слов.

2. Начало предложения пиши с большой буквы.

3. Найди слова, которые нужно проверить.

4. Проверь, все ли опорные слова использованы.

5. Прочитай текст ещё раз.

1. Читай медленно, по одному предложению. Вникай в смысл слов.

2. Начало предложения пиши с большой буквы.

3. Найди слова, которые нужно проверить.

4. Проверь, все ли опорные слова использованы.

5. Прочитай текст ещё раз.

1. Читай медленно, по одному предложению. Вникай в смысл слов.

2. Начало предложения пиши с большой буквы.

3. Найди слова, которые нужно проверить.

4. Проверь, все ли опорные слова использованы.

5. Прочитай текст ещё раз.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Цель : Формировать навыки письменной речи на основе услышанного текста после проведения анализа и орфографической работы

Ожидаемые результаты :

Будут учиться воспринимать услышанный и читаемый текст

Определят тему, основную мысль текста, озаглавят текст

Научатся анализировать содержание, структуру, языковые средства

Составят план текста, выделяя микротемы

Перейдут от информации, представленной в свернутом виде, к ее словесному выражению с использованием тех языковых средств выразительности, которые даны в тексте-образце

Проведут орфографическую работу с проговариванием

Метапредметные:

Обогатят словарный запас языковыми средствами языка

Будут развивать речь, мышление, память, кругозор, орфографическую зоркость, каллиграфию

Будут участвовать в учебном диалоге

Будут развивать способности чётко формулировать свои мысли

Будут формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности

Будут воспитывать в себе познавательный интерес к окружающему миру

- Ребята, какие виды деревьев мы можем встретить в смешанном лесу?

- Что мы можем сказать о лиственных деревьях в разное время года?

- А чем же отличаются хвойные деревья от лиственных? Какая у них особенность?

- Верно. Сегодня мы будем учиться писать изложение. Посмотрите на заголовок. Как вы думаете, о чем будет наш текст?

- они желтеют, меняют цвет листьев, сбрасывают листья, спят зимой.

- о ёлочке, об изменениях елочки осенью.

*Будут участвовать в учебном диалоге

* Будут формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности

Первичное восприятие. Проверка первичного восприятия.

- Приготовьтесь внимательно слушать текст, чтобы проверить наши предположения.

(Учитель читает текст)

Осенняя елочка

Весной елочки не было, летом не было, а осенью вдруг появилась. Раздвинула листья, травинки, высунулась из земли и удивленно осмотрелась. Деревья роняли листья.

Много-много лет прошло с тех пор, но каждую осень, в день елочкиного рождения, деревья вспоминают о ней и дарят ей подарки. Осина дарит красивые китайские фонарики, клен роняет оранжевые звезды, а ива засыпает елочку тонкими золотыми рыбками.

И стоит елочка растерянная, счастливая, раскинула лапки, а на ладошках подарки. У всех на глазах становится елочка из колючей и хвойной мягкой и лиственной. Вся нарядная и разноцветная.

- Теперь ответьте мне, почему автор дал такое название своему тексту?

- потому что текст о ёлочке, которая родилась осенью и праздновала каждую осень свой день рождения.

*Научатся воспринимать услышанный текст

*Будут участвовать в учебном диалоге

* Будут воспитывать в себе познавательный интерес к окружающему миру

Всесторонний целенаправленный анализ исходного текста

- Определите тип текста? Почему?

- Какова тема текста, как вы поняли?

- А как бы вы озаглавили этот текст?

- Сколько частей в тексте?

- С чего начинает автор свой текст?

- Озаглавьте первую часть текста? Запишите заголовок себе в план.

- О чем автор рассказывает во второй части?

- Вы догадались какие это подарки?

- Какого цвета были листья – подарки осины, клёна, ивы?

- А с чем их сравнивает автор?

- Сейчас обратите внимание на доску. Вы видите наши деревья: осину, клён, иву и их листья. А также китайские фонарики, звёзды и рыбок. Давайте подумаем, случайно ли автор сделал такие сравнения? Посмотрите внимательно на форму листьев.

- Озаглавьте эту часть текста и запишите себе в план то, которое больше понравится.

- Приятно ли было ёлочке получать подарки? Как автор говорит нам об этом?

- Подумайте, в этой части текста ёлочка уже совсем взрослая, высокая и большая?

- А вы любите получать подарки? Как вы думаете, когда автор описывает состояния и чувства ёлочки, кого он себе представлял?

- Какое предложение можно взять заголовком этого текста? Запишите себе в план.

- повествование. В нем есть сюжет.

- Праздник, молодая елочка.

- 3 части: введение, основная часть, заключение.

- с рассказа о том, как появилась ёлочка; о том, что она увидела, как деревья роняют листья.

- Рождение ёлочки осенью.

- О том, что каждую осень ёлочка празднует свой день рождения и ей дарят подарки другие деревья.

- Это листья деревьев.

- красные у осины, оранжевые у клёна, золотые у ивы.

- с китайскими фонариками, звездами и рыбками.

- не случайно, листья похожи на подарки, по форме очень напоминают.

- Автор заменяет его глаголами: роняют, засыпают.

- Подарки ёлочке, празднование дня рождения, Елочке дарят подарки и т.п.

- да. Он говорит, что она счастливая, растерянная, мягкая, лиственная, нарядная, разноцветная.

- то, что все деревья осыпали ее своими листьями и она стоит в них вся усыпанная.

- Нет. Потому что деревья ее осыпают, значит они выше ёлочки. Елочка в этой части еще маленькая.

- Да! Наверное, автор представлял себе ребёнка, а деревья представлял в роли друзей или родителей.

- Вся нарядная и разноцветная.

*Определят тему текста, озаглавят текст

*Научатся анализировать содержание, структуру, языковые средства

*Составят план текста, выделяя микротемы

Будут участвовать в учебном диалоге

Будут развивать способности чётко формулировать свои мысли

Обогатят словарный запас языковыми средствами языка

- Сейчас, посмотрите на доску. Перед вами слова. Ваша задача - вставить пропущенные орфограммы и объяснить написание. Работу выполняем в тетрадях, я буду – у доски.

ёлочка станови(ться/тся),

разн…цветная.

(учитель вставляет правильно выбранные буквы детьми после объяснения на доске).

- молодцы. Сейчас внимательно посмотрите на правую доску. Я выписала для вас неизвестные по написанию слова, вы можете их использовать, но также можете заменять их близкими по смыслу.

Много – много

Растерянная

- Как можно заменить известными нам?

(дети записывают слова и объясняют написание)

Ёлочка становится - орфограмма возвратных глаголов на тся, ться. Отвечает на вопрос что делает, глагол стоит в форме 3-го лица и в нем перед суффиксом –ся мягкий знак не пишется. Записываем становиТСЯ.

Удивленно- удивилась, озадачилась.

Много – много- очень много.

Растерянная – растерялась, смутилась.

*Проведут орфографическую работу с проговариванием

Вторичное восприятие текста

- Петя, прочитай свой план изложения. Маша, Катя…?

- сейчас, самостоятельно перечитайте текст и приготовьтесь к написанию изложения.

- 1. Рождение ёлочки

2. Подарки в день рождения.

3. Вся нарядная и разноцветная.

*Будут развивать речь, мышление, память, кругозор, каллиграфию

*Перейдут от информации, представленной в свернутом виде, к ее словесному выражению с использованием тех языковых средств выразительности, которые даны в тексте-образце

(Во время написания учитель индивидуально помогает отдельным учащимся)

Самопроверка написанных изложений

- Ребята, если вы закончили написание своих работ, перечитайте и подумайте, удалось ли передать содержание текста и его основную мысль, не упустили ли вы что-то важное, проверьте орфографию и пунктуацию!

- кто закончил написание, проверил и уверен в том, что все верно, можете сдать свои работы.

Нажмите, чтобы узнать подробности

- Ребята, какие виды деревьев мы можем встретить в смешанном лесу?

- Что мы можем сказать о лиственных деревьях в разное время года?

- А чем же отличаются хвойные деревья от лиственных? Какая у них особенность?

- Верно. Сегодня мы будем учиться писать изложение. Посмотрите на заголовок. Как вы думаете, о чем будет наш текст?

- они желтеют, меняют цвет листьев, сбрасывают листья, спят зимой.

- о ёлочке, об изменениях елочки осенью.

*Будут участвовать в учебном диалоге

*Будут формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности

Первичное восприятие. Проверка первичного восприятия.

- Приготовьтесь внимательно слушать текст, чтобы проверить наши предположения.

(Учитель читает текст)

Осенняя елочка

Весной елочки не было, летом не было, а осенью вдруг появилась. Раздвинула листья, травинки, высунулась из земли и удивленно осмотрелась. Деревья роняли листья.

Много-много лет прошло с тех пор, но каждую осень, в день елочкиного рождения, деревья вспоминают о ней и дарят ей подарки. Осина дарит красивые китайские фонарики, клен роняет оранжевые звезды, а ива засыпает елочку тонкими золотыми рыбками.

И стоит елочка растерянная, счастливая, раскинула лапки, а на ладошках подарки. У всех на глазах становится елочка из колючей и хвойной мягкой и лиственной. Вся нарядная и разноцветная.

- Теперь ответьте мне, почему автор дал такое название своему тексту?

- потому что текст о ёлочке, которая родилась осенью и праздновала каждую осень свой день рождения.

*Научатся воспринимать услышанный текст

*Будут участвовать в учебном диалоге

* Будут воспитывать в себе познавательный интерес к окружающему миру

Всесторонний целенаправленный анализ исходного текста

- Определите тип текста? Почему?

- Какова тема текста, как вы поняли?

- А как бы вы озаглавили этот текст?

- Сколько частей в тексте?

- С чего начинает автор свой текст?

- Озаглавьте первую часть текста? Запишите заголовок себе в план.

- О чем автор рассказывает во второй части?

- Вы догадались какие это подарки?

- Какого цвета были листья – подарки осины, клёна, ивы?

- А с чем их сравнивает автор?

- Сейчас обратите внимание на доску. Вы видите наши деревья: осину, клён, иву и их листья. А также китайские фонарики, звёзды и рыбок. Давайте подумаем, случайно ли автор сделал такие сравнения? Посмотрите внимательно на форму листьев.

- Озаглавьте эту часть текста и запишите себе в план то, которое больше понравится.

- Приятно ли было ёлочке получать подарки? Как автор говорит нам об этом?

- Подумайте, в этой части текста ёлочка уже совсем взрослая, высокая и большая?

- А вы любите получать подарки? Как вы думаете, когда автор описывает состояния и чувства ёлочки, кого он себе представлял?

- Какое предложение можно взять заголовком этого текста? Запишите себе в план.

- повествование. В нем есть сюжет.

- Праздник, молодая елочка.

- 3 части: введение, основная часть, заключение.

- с рассказа о том, как появилась ёлочка; о том, что она увидела, как деревья роняют листья.

- Рождение ёлочки осенью.

- О том, что каждую осень ёлочка празднует свой день рождения и ей дарят подарки другие деревья.

- Это листья деревьев.

- красные у осины, оранжевые у клёна, золотые у ивы.

- с китайскими фонариками, звездами и рыбками.

- не случайно, листья похожи на подарки, по форме очень напоминают.

- Автор заменяет его глаголами: роняют, засыпают.

- Подарки ёлочке, празднование дня рождения, Елочке дарят подарки и т.п.

- да. Он говорит, что она счастливая, растерянная, мягкая, лиственная, нарядная, разноцветная.

- то, что все деревья осыпали ее своими листьями и она стоит в них вся усыпанная.

- Нет. Потому что деревья ее осыпают, значит они выше ёлочки. Елочка в этой части еще маленькая.

- Да! Наверное, автор представлял себе ребёнка, а деревья представлял в роли друзей или родителей.

- Вся нарядная и разноцветная.

*Определят тему текста, озаглавят текст

*Научатся анализировать содержание, структуру, языковые средства

*Составят план текста, выделяя микротемы

Будут участвовать в учебном диалоге

Будут развивать способности чётко формулировать свои мысли

Обогатят словарный запас языковыми средствами языка

- Сейчас, посмотрите на доску. Перед вами слова. Ваша задача - вставить пропущенные орфограммы и объяснить написание. Работу выполняем в тетрадях, я буду – у доски.

ёлочка станови(ться/тся),

разн…цветная.

(учитель вставляет правильно выбранные буквы детьми после объяснения на доске).

- молодцы. Сейчас внимательно посмотрите на правую доску. Я выписала для вас неизвестные по написанию слова, вы можете их использовать, но также можете заменять их близкими по смыслу.

Много – много

Растерянная

- Как можно заменить известными нам?

(дети записывают слова и объясняют написание)

Ёлочка становится - орфограмма возвратных глаголов на тся, ться. Отвечает на вопрос что делает, глагол стоит в форме 3-го лица и в нем перед суффиксом –ся мягкий знак не пишется. Записываем становиТСЯ.

Удивленно- удивилась, озадачилась.

Много – много- очень много.

Растерянная – растерялась, смутилась.

*Проведут орфографическую работу с проговариванием

Вторичное восприятие текста

- Петя, прочитай свой план изложения. Маша, Катя…?

- сейчас, самостоятельно перечитайте текст и приготовьтесь к написанию изложения.

- 1. Рождение ёлочки

2. Подарки в день рождения.

3. Вся нарядная и разноцветная.

*Будут развивать речь, мышление, память, кругозор, каллиграфию

*Перейдут от информации, представленной в свернутом виде, к ее словесному выражению с использованием тех языковых средств выразительности, которые даны в тексте-образце

(Во время написания учитель индивидуально помогает отдельным учащимся)

Самопроверка написанных изложений

- Ребята, если вы закончили написание своих работ, перечитайте и подумайте, удалось ли передать содержание текста и его основную мысль, не упустили ли вы что-то важное, проверьте орфографию и пунктуацию!

- кто закончил написание, проверил и уверен в том, что все верно, можете сдать свои работы.

Читайте также: