Звери зимой в лесу конспект занятия
Обновлено: 06.07.2024
Воспитатель: Дурнова Дарья Дмитриевна
Педагогическая цель: формировать представление о том что, дикие животныеприспосабливаются к изменениям погодных условий; развивать доказательную речь, логическое мышление, воображение, мелкую моторику; воспитывать понимание того, что в природе все взаимосвязано и целесообразно; пробуждать интерес к изучению природы, к наблюдению за повадками животных и птиц.
Целевые ориентиры: активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми; проявляет любознательность, интерес к исследовательской деятельности, устойчивый интерес к различным видам детской деятельности.
Виды деятельности: игровая, познавательно- исследовательская, речевая, двигательная, коммуникативная.
Средства реализации: фотографии и рисунки, показывающие диких животных, картины зимнего леса.
-Ребята, давайте возьмемся за руки. Улыбнемся друг другу, чтобы создать хорошее настроение.
Чтобы узнать много интересного на нашем занятии, нужно быть внимательными, не выкрикивать с места, поднимать руку, слушать друг друга.
Дом со всех сторон открыт.
Он резною крышей крыт.
Заходи в зеленый дом,
Чудеса увидишь в нем. (Лес)
Радость детям подарила
И на санках прокатила. (Зима)
Кто из вас был в зимнем лесу? Давайте вместе отправимся в зимний лес, чтобы узнать, как живут дикие животные в это время года. Закройте глаза и повторяйте хором за мной волшебные слова:
Раз, два, три повернись,
На лесной опушке окажись.
Открывает картинки с изображением зимнего леса, просит детей открыть глаза.
- В лес пришла зима и жизнь лесных зверей изменилась. У каждого животного свой характер, давайте расскажем об этом.
Дети стоят полукругом, воспитатель бросает мяч, а дети продолжают предложение начатое воспитателем.
Трусливый, как… заяц
Косолапый, как…. медведь
Хитрая, как… лиса
Зубастый, как…. волк
Прыгучая, как…. белка
Неуклюжий, как…. медведь
- Ребята кого же мы сможем встретить в зимнем лесу? Отгадайте загадку:
Зверька узнаем мы с тобой
По двум таким приметам:
Он в шубке серенькой зимой,
А в рыжей шубке- летом. (Белка)
Показ картинки белка.
Нам сейчас Саша расскажет про белочку.
- Почему зимой белочка меняет цвет шубки? Да, для того чтобы легче было прятаться от врагов, например от ястреба и куницы. Зимой деревья стоят без листьев, и на фоне темно- серых ветвей и стволов серая беличья шубка менее заметна, чем если бы она была рыжей. Беличья шубка не только меняет цвет она еще становится и более теплой. А в самые сильные морозы белка спит в своем дупле. Оно тоже подготовлено для зимы: еще осенью белочка натаскала туда опавших листьев, сухого мха, так что в дупле сухо, тепло и мягко.
Белочка- большая труженица. К зиме она подготовила не только теплое дупло. А вы знаете что еще? Конечно, припасы которыми она питается всю зиму. Летом и осенью она собирает орешки и желуди, сушит грибы и все это хранит в специальных кладовках- в пустых дуплах, под мхом, у старых пеньков. А еще она собирает еловые и сосновые шишки и питается их семенами. Так что голодать белочке зимой не приходится.
Молодец Саша,садись на стульчик.
- А кто еще из лесных жителей меняет цвет шубки к зиме? Правильно, заяц. Летом он был серым, а к зиме постепенно белеет: сначала белым становится хвост, потом задние лапы, и только потом белеют спинка и бока. Как заяц себе домик устраивает? Оказывается, у него нет отдельной норки. Зимним днем он обычно спит в снежной ямке или зарывшись в сугроб, а ночью выходит еду добывать: обгладывать кору упавших деревьев
У косого нет берлоги,
Не нужна ему нора.
От врагов спасают ноги,
А от голода- кора.
Жил был зайчик (хлопают в ладоши)
Длинные ушки (показать ушки)
Отморозил зайчик (сжимают и разжимают пальцы)
Носик на опушке (трем носик)
Отморозил хвостик (трем копчик)
И поехал греться к ребятишкам в гости (крутим изображая руль)
Там тепло и тихо (разводят руки)
Волка нет (грозят пальцем)
И дают морковку на обед (гладят живот)
-У зайца много врагов в лесу. Отгадайте загадки:
Какой зверь опасный
Ходит в шубке красной,
Мышек хватает? (лиса)
На овчарку он похож:
Что ни зуб, то острый нож!
Он бежит, оскалив пасть,
На овцу готов напасть. (волк)
- Лиса тоже к зиме готовится. Зимой на ее лапах отрастает густая шерсть, чтобы не холодно было ступать по снегу. Ходит лиса как в валенках.
Волк хоть и не меняет свою шубу, но утепляет ее. К зиме волчья шерсть становится гуще и длиннее. Это волкам необходимо, ведь они спят прямо на снегу, закрыв хвостом нос и лапы. Спят обычно днем, а ночью охотятся.
- Ребята каких животных зимой в лесу не встретишь? Отгадайте загадки:
Между сосен, между елок
Бродит тысяча иголок
Но не сделать ни стежка-
Все иголки без ушка! (еж)
- Ребята посмотрите что у меня есть:
Мы нашли колючий шарик
Нам его не удержать
Шарик крутится в ладошках,
Шарик хочет убежать (дети крутят массажные шарики)
Шарик наш живой и теплый,
На кого же он похож? (смотрят на шарик держа его в ладошках)
Прыгнул шарик на дорожку-
Оказалось это еж! (дети опускают руки и шарики катятся на пол).
- Ребята кого мы еще не встретим зимой в лесу? Послушайте загадку и узнаете.
А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой. (медведь)
- Ежи и медведи зимой впадают в спячку. Поэтому особых припасов на зиму они не делают, заботятся только о теплом доме для себя: еж спит в норке, утепленной мхом, сухой травой; медведь- в берлоге. Они осенью стараются наесться посытнее, чтобы всю зиму спокойно проспать.
-Как называются дикие животные наших лесов и их детеныши? Я называю животных, а вы должны назвать их детенышей в единственном и множественном числе.
Белка - …. бельчонок, бельчата.
Заяц - …. зайчонок, зайчата (как называют маму зайчат)
Лиса - … лисенок, лисята (кто папа в лисьем семействе)
Волк - …. волчонок, волчата (как называют маму в волчьем семействе)
Медведь - … медвежонок, медвежата (кто мама у медвежат)
Еж - …. Ежонок, ежата (как называют маму у ежат)
Медведь, волк, лиса, заяц (медведь единственный впадает в спячку)
Кошка, медведь, заяц, белка (кошка домашнее животное, все остальные дикие)
Белка, сова, лиса, волк (сова птица, все остальные звери)
Волчонок, заяц, медведь, белка (волчонок детеныш, а все остальные взрослые животные).
- Ребята в зимний лес мы сходили пора возвращаться в группу, там вас ждет сюрприз: Раз, два, три, повернись
В детском саду окажись.
- Посмотрите что у меня есть, капсулы от киндер сюрприза. В каких животных их можно превратить? Добавим глазки, носик, длинные ушки, четыре лапки и перед вами зайчонок.
Предлагаю каждому ребенку взять капсулу и превратить ее в животное. Своих животных мы поселим в наш зимний лес (макет). В процессе работы воспитатель помогает детям, если они испытывают затруднения.
Цели: Формировать представления детей о многообразии природных явлений, устанавливать простейшие связи между ними.
Задачи: Закреплять представления о сезонных изменениях в природе. Продолжать расширять представления о жизни в природных условиях животных, чем питаются, как приспосабливаются к жизни в зимних условиях. Воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней. Развивать речь детей.
Интегрирование образовательных областей:
Познание (ознакомление с природными явлениями, социально-коммуникативное развитие (свободное общение, безопасность (не наносить вред природе, художественное эстетическое творчество.
Наглядный материал: презентация в картинках (зимний лес, медведь, ежик, заяц, белка, лиса, волк).
Ход занятия:
Психологический настрой:- Здравствуй, солнце золотое!
-Здравствуй, небо голубое!
-Здравствуй, вольный ветерок!
-Здравствуй, маленький дубок!
-Мы живем в родном краю –
-Всех я Вас приветствую!
Воспитатель: Ребята, какое время года сейчас?
Воспитатель: Как вы определили что сейчас зима?
Дети: (ответы детей). Какие приметы зимы вы знаете (выпал снег, стало холодно, реже светит солнышко и т. д.
Воспитатель: - К зиме готовятся не только люди, но и животные. Каких диких животных вы знаете?
Дети: Белки, волки, зайцы, медведи, лось.
Воспитатель: - Почему их называют дикими?
Дети: Потому что живут в лесу, сами добывают себе пищу, строят себе жильё.
- Давайте с вами отправимся в лес и попытаемся узнать побольше о диких животных.
Воспитатель: - Ребята, а как надо вести себя в лесу?
Дети: Не шуметь, спичками не играть, не бросать мусор, не ломать деревья.
Воспитатель: - Правильно ребята! Не шуметь, не кричать, а друг другу помогать.
Воспитатель: Ребята наступила зима Для животных леса это тяжелое время. Ребята, давайте поговорим с вами о том, как зимуют в лесу звери, где они спят, чем питаются.
Ребята вы хотите узнать про каких животных мы сегодня поговорим? Узнаете если загадки отгадаете!
Летом ходит без дороги
Возле сосен и берез,
А зимой он спит в берлоге,
От мороза прячет нос.
Дети отгадывают загадку, и воспитатель показывает картинку с изображением медведя.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, как готовится медведь к зиме? (ответы детей) .
Воспитатель: Все лето и осень медведь готовится к зиме: ловит рыбу в реке, ест много ягод, накапливает жир на зиму. В конце осени медведь находит себе под сосной место, в котором много листьев и веток, и в этом месте он ложится спать до весны. А зимой, когда выпадет много снега, медведю будет тепло в его берлоге. Ребята, а что любит кушать медведь? (ответы детей)
Воспитатель: Молодцы, ребята, медведь любит мед, ягоды, рыбу.
Воспитатель: Ребята, угадайте, про кого эта загадка:
В густом лесу под ёлками,
Лежит клубок с иголками,
Колючий и живой.
Дети отгадывают загадку, и воспитатель показывает картинку с изображением ежа.
Воспитатель: Ежи так же как и медведи готовятся к зиме и накапливают жир за лето и осень, чтобы не проголодаться и не замерзнуть зимой. Они утепляют свои норы. А когда начинаются первые заморозки, ежи закапываются в свою норку глубоко и засыпает в ней на всю зиму. Ребята, а что любит кушать ежик? (ответы детей) .
Воспитатель: Правильно, ребята, еж питается мышами, лягушками, червями. Также ежик любит грибочки и яблоки.
Воспитатель: Ребята, отгадайте вот такую загадку:
Зимой беленький, а летом серенький.
Никого не обижает, а всех сам боится.
Дети отгадывают загадку, воспитатель показывает картинку с изображением зайца.
Воспитатель: Да, это заяц. Ребята, а как зайчик готовится к зиме? (дети высказывают свои предположения) .
Воспитатель: Заяц меняет свою летнюю шубку на белую. Зимняя шубка у зайца белого цвета, а летняя – серого. Белая шубка у зайца теплая, она не дает замерзнуть ему во время морозов. Ребята, а вы знаете, почему зимняя шубка зайца белого цвета? (ответы детей) .
Воспитатель: Заяц меняет серую шубку на белую, чтобы его не было заметно на снегу. Скажите, а от кого спасают зайца длинные ноги и его белая шубка? (ответы детей) .
Воспитатель: Правильно, ребята, они спасают зайца от хищников - лисы и волка. Зайцы питаются по ночам корой деревьев и ветками кустарников. А что еще любит заяц? (ответы детей) .
Воспитатель: Молодцы, ребята, зайчик любит морковку.
Зайка серенький сидит
И ушами шевелит
Зайке холодно сидеть,
Надо лапочки погреть,
Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать,
Кто - то зайку напугал,
Зайка - прыг и убежал.
Рыжий маленький зверёк
По деревьям прыг да скок.
Он живёт не на земле,
А на дереве в дупле.
Дети отгадывают загадку, воспитатель показывает картинку с изображением белки.
Воспитатель: Молодцы, ребята, это белка. А вы знаете как белочка готовится к зиме? (ответы детей) .
Воспитатель: Белочке не страшна зима. С наступлением зимы, она также как и зайчик, меняет свою шубку, которая помогает ей маскироваться, чтобы когда она прыгает по деревьям, не была заметна. Летом белочка в рыжей шубке, а к зиме она становится серой. Ребята, а где живет белка? (ответы детей) .
Воспитатель: Правильно, белка живет в дупле.
Воспитатель: Ребята, а как же белочка готовится к зиме? (ответы детей) .
Воспитатель: Белочка все лето и осень собирает ягоды, грибы, орехи и прячет их в разных местах. Правда, она не всегда может зимой найти свои запасы. В солнечный день белка прыгает с ветки на ветку, а с наступлением морозов, ее не видно. Она спит в своем дупле, свернувшись в клубочек.
Игра: Найди лишнюю картинку в каждом ряду. Объясни, почему картинка
1. Заяц зимой белый, а летом … .(серый)
2. У зайца хвост короткий, а уши …. (длинные)
3. У белки задние лапы длинные, а передние … .(короткие)
4. Еж маленький, а медведь … .(большой)
5. Заяц пушистый, а еж … .(колючий)
6. У белки хвост длинный, а у зайца (короткий)
7. У лисы шерсть мягкая, а у волка (жесткая)
8. У медведя шерсть коричневая, а у лисы … .(рыжая)
9. У лисы хвост длинный, а у ежа (короткий)
Описание животных по вопросам.
- Если заяц всего боится, то заяц какой? (трусливый). Каким еще его можно назвать? (быстрый, осторожный). Что делает заяц? (прыгает, прячется, бежит) .
- Лиса всех обманывает. Она какая? (хитрая). Что делает лиса? (крадется, хитрит) .
- У ежа иголки, он какой? (колючий). Что делает еж? (фыркает, переносит грибы на колючках) .
- Белка какая? (быстрая, проворная). Что делает белка? (прыгает, запасает орехи, шишки, грибы) .
- Медведь какой? (косолапый, сильный, неуклюжий). Что делает медведь? (переваливается, ревет, спит) .
Воспитатель: Ребята, а как же быть другим зверям, которые не впадают в спячку? Лисе, волку? (выслушиваются предположения детей) .
Воспитатель: Лиса и волк тоже готовятся к зиме. Как вы думаете, нужно ли им менять свои шубки? (ответы детей) .
Воспитатель показывает картинки с изображением лисы и волка.
Воспитатель: Нужно, мы же с вами тоже летом носим легкую одежду, чтобы не было жарко. А когда наступает зима, то одеваем теплые одежды, чтобы не замерзнуть. Так и им нужно переодеться к зиме. Но это не значит, что они меняют свои шубки на новые, просто у них отрастает другой, более теплый мех. Днем лиса и волк в поисках пищи, рыщут по лесу. Лиса обнюхивает снег и ищет мышиные норки. Лиса зимой в основном питается мышами. С наступлением сумерек ищут себе укромные места, где можно было бы спрятаться от мороза и ветра. Такими местами для них служат поваленные деревья, которые занесены снегом, широкие ветки хвойных деревьев, опущенные до земли. Спят волк и лиса просто на снегу, закрывая нос и лапы своим хвостом.
Воспитатель: Ребята, лиса и волк делают запасы на зиму? (ответы детей) .
Воспитатель: Правильно, волк и лиса не делают запасы на зиму. Волки охотятся на зайцев, оленей, лосей. Зимой волки живут стаями. Это волк, волчица и волчата. Днем они спят, а по ночам ходят на охоту.
Воспитатель: Ребята, сегодня мы свами говорили о животных, которые живут в лесу, о том, как они готовятся к зиме. Зима этим животным не страшна, потому что каждый из них готовится к зиме. Ребята, скажите, как готовится к зиме белка? (ответы детей) .
Воспитатель: А как спасаются от морозов еж и медведь? (ответы детей) .
Воспитатель: Ребята, почему заяц меняет серую шубку на белую? (ответы детей) .
Воспитатель: Ребята, а как зимуют волк и лиса?
Воспитатель: А как одним словом мы назовем этих животных? (ответы детей) .
Воспитатель: Что нового вы сегодня узнали?
Понравилась вам наша беседа?
Воспитатель: Ребята, вы все сегодня молодцы!
- Ребята, посмотрите в окно, все изменилось вокруг, стало тихо и никого не видно, нет травы, нет листиков на деревьях.
- Ребята, стало холодно, солнышко реже светит, деревья приготовились к зиме, листву сбросили, да и снег выпал, спрятал травку.
- Послушайте стихотворение Федора Тютчева про зимний лес
Околдован, лес стоит,
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.
И стоит он, околдован,
Не мертвец и не живой -
Сном волшебным очарован,
Весь опутан, весь окован
Лёгкой цепью пуховой.
Солнце зимнее ли мечет
На него свой луч косой -
В нём ничто не затрепещет,
Он весь вспыхнет и заблещет
Ослепительной красой.
- Ребята, а давайте с вами поиграем и отправимся в зимний лес. Представьте себе, что мы находимся в заснеженном лесу, вокруг сосны и ели, под ногами хрустит снежок, на ветках деревьев лежит тоже снежок.
В сугробе под ёлочкой
Можно поспать,
Поглубже запрятаться
И не дрожать.
Поспал – пробежался
По лесу кружок.
Спасибо, что выручил
Зайца, снежок!
- Ребята, а что же ест зимой зайчик?
- Зайцы зимой поедают ветки, кору кустарников и деревьев, поэтому зимой они живут возле густых насаждений, где для них много корма.
-Ребята, а что это за большой сугроб? (выставляется следующая картина)
- Ребята, а кто еще прячется в зимнем лесу?
- Посмотрите на это дерево, может здесь кто-то живет? Вокруг этого дерева есть маленькие следы. Кто их мог оставить? (выставляется картина)
- Ребята, кто живет в дупле этого дерева?
- Правильно, это белочка.
- Ребята, а почему белочка спряталась в дупло на дереве в лесу зимой?
- С наступлением холодов белка сделала запасы в кладовых и теперь может спокойно зимовать в своем домике. Но белка зимой не спит. Она поменяла цвет шкурки, и он стал такой же, как ствол дерева. Это защищает нашу белочку от врагов. И если ей надо будет сбегать в кладовку за запасами, ее даже не будет видно.
- Ребята, а как белка приспосабливается к зиме?
- Она меняет свой мех и из рыжий становится светло-серой.
- У белки, ребята, большой и пушистый хвост. Хвостом белка покрывается в дупле, как одеялом от холода. А еще ей хвост нужен для того, чтобы она перелетала с ветки на ветку, а хвост служит ей и рулем и парашютом.
- А чем же питаются белки зимой?
- Белки зимой питаются орешками, семенами, а запасы она делает в разных местах: орехи она прячет в лесной подстилке, грибы укрепляет между ветками. Зимой она отыскивает свои запасы и берет из них корм.
- Ой, ребята, смотрите, здесь есть чьи-то следы.
- Это следы маленькой лесной мышки.
- Посмотрите, это мышиная нора. (дети рассматривают картину)
- Послушайте стихотворение про мышей.
Как у мышки, у полёвки
Целых тридцать три кладовки.
В каждой семечки лежат
Для мышат, для малышат.
Мышки семечки грызут
И растут, растут, растут.
Ешьте, детки, ешьте вволю:
Много семечек на поле.
- А чем же питается ежик.
- Пища ежика — это ящерицы, змеи и жуки.
- Зимой насекомых нет, поэтому ежик крепко спит.
- Послушайте стихотворения В. Карцева про лесного ежика
Весь в иголках
Но не елка
И зимой он крепко спит.
Серый маленький комочек.
Он свернулся весь в клубочек.
Сладко ежик наш сопит.
- Ну вот, ребята, мы совершили замечательную прогулку в зимний лес.
- Что Вам больше всего понравилось, что запомнилось?
- Все работали хорошо. Молодцы. Спасибо Вам за внимание.
- Занятие окончено.
Автор: Баскакова Людмила Павловна,воспитатель МДОБУ детский сад комбинированного вида
"Теремок"г. Сибай.
Описание материала: Предлагаю вам конспект непосредственной образовательной
деятельности для детей средней группы по теме"Дикие животные зимой. "Данный материал
будет полезен воспитателям средней группы. Это конспект познавательного занятия,
направленного на воспитание бережного и заботливого отношения к лесным обитателям и развитие интереса к миру природы,любознательности у детей данного возраста.
Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе по теме
"Дикие животные зимой."
Интеграция образовательных областей:"Познание","Коммуникация","Социализация","Чтение художественной литературы."
Цель:Продолжать формировать представления о сезонных изменениях в жизни диких животных.
Задачи:
Образовательные: Сформировать представления о сезонных изменениях в жизни диких животных,их повадках, внешнем виде,цепочках питания,образе жизни в зимний период.
Развивающие: Развивать внимание,память,логическое мышление,наблюдательность.
Речевые:Развивать связную речь,обогащать словарь детей:егерь,медведь-шатун,логово.
Воспитательные: Воспитывать бережное и заботливое отношение к природе и её обитателям.
Демонстрационный материал: мягкие модули для имитации берлоги; деревья: березки, ёлочки;
нарисованные следы животных:зайца,лисы,волка,белки,лося;звуковые эффекты(вой волков,сопение медведя);набор предметов для игры:шишки, грибы,капуста,морковь,пучок сена,зерно,орехи и . т. д.); набор картинок "Дикие животные леса",кормушка с сеном и
зерном, мягкие игрушки: белый заяц, белка, лиса.
Подготовительная работа:рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы о природе, чтение сказок о животных, отгадывание загадок, рисование лесных обитателей, беседы о правилах поведения на природе.
Методические приёмы: беседа-диалог, рассказ, рассматривание,физминутка,слушание звукозаписи.
(Дети сидят полукругом на стульчиках)
Воспитатель:Ребята отгадайте загадку:Снег на полях,лёд на реках,вьюга гуляет,
когда это бывает?
Дети:Зимой.
Воспитатель:Какое сейчас время года?
Зима.
Воспитатель:Назовите приметы зимы.
Дети:Снег,вьюга,холодный ветер,мороз,водоемы покрываются льдом,некоторые животные меняют цвет шубки,вырастает теплая ,зимняя шерстка,некоторые животные ложатся в спячку.
Воспитатель:А как люди готовятся к зиме? Какую одежду носят? Давайте и мы с вами
оденемся потеплее и отправимся на экскурсию в зимний лес.А на чем можно добраться в
зимой до леса? (ответы детей) А мы с вами будем добираться на лыжах.(Дети вместе с
воспитателем имитируют одевание и ходьбу на лыжах).Ребята,давайте вспомним как нужно вести себя в лесу. Закрепляем правила(не шуметь,не ломать веток. ) Пока идем на лыжах
вспоминаем как называют животных,которые живут в лесу? (дикие)
Воспитатель:Ну,вот и пришли.Посмотрите какая красота кругом:деревья стоят в снежном убранстве,кругом все бело,тишина в лесу. (подходим к месту ,где следы лисы)
-Ребята,чьи это следы?
Дети:Лисы.
Воспитатель:Давайте,ребята, посмотрим где живет лиса.(Из норы видно лису.Беседа о лисе).Лиса-это хищница,очень хитрая.У нее пушистая,рыжая шерстка и длинный пушистый хвост.
Им она заметает свои следы на снегу.Лиса слышит писк мышей под снегом,раскапывает снег и ловит мышей.Ещё лиса гоняется за зайцами.Живет в норе.(Примерно такой рассказ составляют дети вместе с воспитателем). Как лиса ходит?
Дети:Петляет.
Воспитатель:Давайте,назовем всех членов семьи лис.
Дети:Папа-лис,мама-лиса,детеныш-лисёнок,а много-лисят.
Воспитатель:В каких сказках встречается нам лиса?
дети:"Лиса и волк","Заюшкина избушка","Лисичка со скалочкой","Кот,лиса и петух".
(передвигаемся дальше)
Воспитатель:Ой,ребята,посмотрите здесь опять чьи-то следы?!
Дети:Следы зайца. Заячьи следы.
(ищем по следам зайца).
Воспитатель:Смотрите,вон под кустом сидит заяц. Какой он? Почему?(беседа о зайце)
Заяц белый.У него длинные уши,быстрые длинные ноги.Он меняет шубку 2 раза в год.Летом - серый,зимой-белый.Для того,чтобы на снегу быть незаметнее для хищников.Зимой питается
корой деревьев.Зайчонок рождается меньше ладошки,но уже через 3 дня он ловко прыгает и бегает. А в сказках зайка какой?
Дети:Трусливый,всего боится.
Воспитатель:Давайте,дети,составим цепочку заячьей семьи.Папа-заяц,мама-зайчиха,
детеныш-зайчонок,много-зайчат.
Подвижная игра"Лиса и зайцы."Дети в кругу держатся за руки.Они деревья.Один ребенок-лиса,другой-заяц.Лиса гоняется за зайцем,а деревья мешают ветками(руками)лисе.
(Слышится вой волков-звукозапись).
Воспитатель:Что это,дети?
Дети:Это воют волки.
Воспитатель:Вот поэтому зайка спрятался под кустом.Он лису,да волков напугался.Смотрите,дети,тихо,а то волки придут сюда.Видите вон следы волков.Они по лесу рыщут,свою добычу ищут.(Беседа о волках).
Волк к зиме не меняет цвета шубы,но она становится гуще и теплее.Живут волки в норах,которые называются-логово.По ночам они часто воют.Охотятся волки стаями на больных и слабых животных.
Составим цепочку семейства волков.Папа-волк,мама-волчица,детеныш-волчонок,много-
волчат,волков.
-В каких сказках мы встречаем волка?
Дети:"Красная шапочка","Волк и лиса","Три поросенка","Волк и семеро козлят".
Воспитатель:Во всех сказках волк одинаковый?
Дети:Нет.В одних-злой,в других глупый,доверчивый.
Воспитатель:Ну,что же,пойдем дальше пока волков не встретили.
(идем к дереву с дуплом белочки)
Воспитатель:Ребята,что это на снегу лежит?
Дети:Шишки,грибы.
Воспитатель:Откуда зимой в лесу грибы? Может быть их кто-то потерял?
Дети:Это белка.
Воспитатель:Подойдем поближе и посмотрим.Действительно здесь жилище белки.Как называется домик белки?
Дети:Дупло.(из дупла виднеется белка)
Воспитатель:Правильно.(беседа о белках)Белка-маленький,рыжий,безобидный
зверек.Она ловко прыгает по веткам.Белки на зиму делают запасы:ягоды, грибы, орехи.
Белок можно приручить и тогда они могут брать еду прямо с рук человека.
Составим цепочку семейства белок.Папа-белка,мама-белка,детеныш-бельчонок,много-
белок. Ну что,не будем беспокоить белок и пойдем дальше.Ой,а это что? (стоит кормушка с сеном и зерном).
Дети:Здесь сено, зерно.
Воспитатель:А как они попали в лес и для кого? Да здесь и следы какие-то интересные.Как думаете чьи?
Дети:Следы лосей.
Воспитатель:Правильно.Это лоси ходили.а сено кто положил им?
Дети:Люди.Чтобы лоси не умерли с голода.
Воспитатель:Молодцы!А людей,которые помогают выжить лосям в холодное время года называют-лесники,егери.(Беседа о лосях).Лоси-это крупные копытные (на ногах копыта)животные.Они питаются веточками и корой деревьев.Они ходят по глубокому снегу,
поэтому часто становятся добычей волков. Составим цепочку семейства лосей.
Папа-лось,мама-лосиха,детеныш-лосенок,много-лосей.
-Пойдем дальше,дети.Смотрите какая большая куча снега.Кто нагреб её здесь?
(звукозапись-сопение-храп медведя)
Воспитатель:Дети,слышите,что это? Кто-то сопит.Как вы думаете кто здесь спит?
Дети:Медведь в берлоге спит.
Воспитатель:Правильно,молодцы! Здесь берлога медведя.(Беседа о медведе).Медведь-
это крупный лесной зверь.У него теплая,бурая шерсть.К зиме он запасает под шкурой много жира.Медведь спит всю зиму.Ничего не ест.Зимой у медведицы появляется маленький медвежонок.Всю зиму он питается маминым молоком,а весной вместе с мамой выходит из берлоги.Если нечаянно разбудить медведя во время спячки,то он будет бродить по лесу очень злой.В это время он очень опасен.Такого медведя называют-ШАТУН.А кто еще спит зимой?
Дети:Барсук,еж.
Воспитатель:Ну,чтобы не разбудить медведя отойдем от берлоги подальше и погреемся
немного,а то на улице холодно.
-Раз,два (присядка,руки на пояс)
Это заячья зарядка,ушки на макушке.
А лисята как проснутся (ладошки в кулачки и потираем глаза)
Любят долго потянуться.(потягиваемся)
Обязательно зевнуть (имитация зевания)
Ну и хвостиком вильнуть.
А волчата-спину выгнуть
И легонечко подпрыгнуть.
Ну,а мишка косолапый,
Широко расставив лапы,
С зайкой вместе долго топчется на месте.
Воспитатель:Ну,что же,дети,пора нам возвращаться в детский сад.Не будем тревожить лесных зверей.(возвращаемся имитируя езду на лыжах).
(Дети садятся на стульчики, сняв теплые вещи)
Воспитатель:Вот и закончилась наша экскурсия.А чтобы не забыть кого мы повстречали в лесу,сейчас отгадаем загадки и подберем картинки к отгадкам.(дети вывешивают картинки зверей на доску).
- Лапу кто зимой сосет?А еще он любит мед,может громко зареветь,а зовут его. (медведь)
- Маленький,рыжий зверек,по веткам прыг-скок.(белка)
- По полю скачет,ушки прячет.Встанет столбом,ушки торчком.(заяц)
- Кто осенью холодной ходит злой,голодный? (волк)
- Хвост пушистый,мех золотистый.В лесу живет,в деревне кур крадет.(лиса)
- Трав копытами касаясь,ходит по лесу красавец,ходит смело и легко,рога раскинув широко.
(лось)
Воспитатель:Молодцы!Всех лесных зверей правильно назвали и узнали.А теперь
поиграем еще в одну игру"Кто что ест?"(волшебный мешочек с предметами еды для диких
зверей)Опускаем руку в волшебный мешочек ,достаем предмет и говорим кто это ест.
Воспитатель:Молодцы!Вот и подошло занятие к концу.Спасибо за работу!Можете продолжить знакомство с лесными зверями дальше.Предлагаю вам поиграть за столиками в настольные игры.(на столах предложены разные игры по данной тематике).
Цель: расширить представление детей о жизни животных в зимнее время года.
Муниципальное общеобразовательное учреждение –
Средняя общеобразовательная школа деревни Новые Ивайтенки
Унечского района Брянской области
по окружающему миру
Жизнь диких животных зимой
Учитель: Малышева Лариса Алексеевна
Цель урока:
расширить представление детей о жизни животных в зимнее время года.
сформировать знания об особенностях жизни диких животных в зимнее время.
Задачи урока:
образовательные: сформировать представление об особенностях жизни диких животных в зимнее время;
воспитательные: воспитывать любовь к природе родного края, животным, обитающим в лесах;
воспитывать дисциплинированность, усидчивость, аккуратность, активность, любознательность;
- развивать умение слушать партнёра, считаться с его суждением;
развивающие: развивать речь, мышление, память, воображение детей.
Планируемые результаты:
Предметные: знать особенности жизни зверей в зимнее время.
Метапредметные: уметь планировать свою учебную деятельность, осуществлять контроль и самоконтроль учебных действий при помощи учителя.
-положительное отношение к процессу учения, к приобретению знаний и умений, стремление преодолевать возникающие затруднения;
-готовность оценивать свой учебный труд, принимать оценки одноклассников, учителя;
-стремление к саморазвитию, желание открывать новое знание, новые способы действия, готовность преодолевать учебные затруднения и адекватно оценивать свои успехи и неудачи;
- умение сотрудничать.
Регулятивные УУД: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.
- принимать советы учителя и его оценку;
- вносить нужные коррективы;
- оценивать свои действия.
Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других;
оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.
Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов;
находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы;
-разграничивать новые и известные сведения, воспроизводить их;
-коллективно делать простые умозаключения, обобщения, выводы.
Основные методы обучения:
Словесный (беседа), практический, наглядный
Тип урока: путешествие.
Основные понятия и термины: дикие животные, берлога, дупло, нора.
Технологии: здоровьесберегающие, информационные, игровые.
Читайте также: