Конспект урока выражение устное и письменное диалогическое и монологическое

Обновлено: 06.07.2024

Устная речь — основная разновидность речи. Это звуковая речь, которая воспринимается другими на слух. Устная речь подразделяется на диалогическую и монологическую.

Диалогической называют речь двух или нескольких собеседников, которые меняются ролями, то есть попеременно бывают пассивными или активными собеседниками.

Разделение на "активного" и "пассивного" участников разговора относительное, поскольку и тот, кто говорит, и тот, кто слушает, проявляют активность, хотя и разную. Уровень знания языка, его лексического богатства, грамматического строения и фразеологии, практика пользования языком играют важную роль в функционировании диалогической формы речи.

Диалогическая речь тесно связана с ситуацией, в которой ведется разговор, и потому ее называют ситуативной. Одновременно она и более контекстуальная, поскольку каждое высказывание в значительной мере обусловлено предыдущим высказыванием, поскольку осуществляется как определенная деятельность двух или нескольких лиц.

Диалогическая речь недостаточно организована грамматически и стилистически. Как правило, она осуществляется при помощи простых языковых конструкций, которые обусловлены контекстом, предыдущими высказываниями. Большую роль в этой речи играют привычные соединения слов, реплики, шаблоны, идиоматические выражения, например: "так сказать", "вот", "и кто бы мог подумать" и т. п.

Монологическая речь — это такая речь, когда говорит одно лицо, а остальные слушают, воспринимают его речь.

Примеры монологической речи — доклад, лекция, выступление на собрании, объяснение преподавателем нового материала и т.п.

Это относительно развернутая разновидность речи. В ней сравнительно мало используется внеязыковая информация, которая возникает в разговорной ситуации. В сравнении с диалогической, монологическая речь — более активная или произвольная разновидность речи.

Так, для того чтобы объявить монологической акт речи, тот, кто говорит, должен осознавать полное содержание своей мысли и уметь произвольно построить на основании этого содержания высказывание или выстроить ряд высказываний.

Монологическая речь — организованная разновидность речи. Тот, кто говорит, заранее планирует или программирует не только отдельное слово, предложение, но и весь процесс речи, весь монолог в целом, иногда мысленно, а нередко в виде плана или конспекта.

Монологическая речь в своих развернутых формах нуждается в определенной подготовке, которая состоит в предварительном отборе содержания, четком планировании и соответствующем словесном оформлении.

Письменная речь — это особая разновидность языкового процесса, дающая возможность общаться с отсутствующими собеседниками, которые являются не только современниками того, кто пишет, но будут жить и после него. Письменная речь — разновидность монологической речи, но она произносится как чтение написанных письменных знаков (слов). Исторически письменная речь возникла позже устной и на ее основе.

По сравнению с устной речью, письменная речь имеет ряд специфических психологических особенностей. Прежде всего, она осуществляется без непосредственного контакта с собеседником, а потому исключает из своего содержания интонацию, мимику и жесты, восприятие реакции читателя, его реплики, которые имеют важное значение для устного языка.

В письменной речи и содержание, и свое отношение к нему нужно выразить на бумаге. Поэтому текст более развернут, чем устная монологическая речь. В создаваемом тексте нужно принимать во внимание будущего читателя, заботиться о том, чтобы письменные знаки были понятны предполагаемому читателю.

Поэтому структурная сложность письменной речи по сравнению с устной увеличивается: она выдвигает большие требования к пишущему, нуждается в более развернутом, расчлененном, последовательном, полном изложении мыслей, более строгого соблюдения правил грамматики, подбора слов и выражений.

Если в устной речи пропуск отдельных слов можно заполнить определенными выразительными способами, то такие пропуски делают письменную речь непонятной.

Письменная речь — это наиболее произвольная разновидность речи.

Для успешного использование письменной речи нужно овладеть способами создания текста. В процессе индивидуального развития человек учится письму и чтению значительно позже, чем устной речи. Но между устной и письменной речью существует тесная взаимосвязь. Так, овладение письмом, чтением художественной литературы способствуют дальнейшему развитию устной речи человека, обогащению его активного словаря и осознанию грамматического строения.

Письменная речь опирается на устную, не только дополняет, но и приводит ее к определенной перестройке. Для большинства людей, в зависимости от их образования и содержания деятельности, письменное изложение мыслей более сложно, чем устное. Поэтому обучение организованной культурной речи должно включать обучение письменной речи.

Внутренняя речь.

Устная и письменная речь могут выражаться в диалогической и монологической форме и поэтому являются формами внешней речи.

Еще одна разновидность речи — внутренняя речь. Как говорит само название, внутренняя речь не направлена на общение с другими людьми. Человек пользуется внутренней речью, когда обдумывает что-то, планирует свои действия, не выражая их вслух и не записывая на бумаге, не входит в контакт с людьми.

Главным показателем внутренней речи является ее беззвучность, хотя она нередко проявляется в форме шепота, а иногда и начинает звучать, переходя в разговор с самим собой. Это случается в случаях большого напряжения мысли, которое сопровождается выразительными эмоциями.

Внутренняя речь отличается по своей структуре от внешней речи тем, что она сильно сокращена, отрывочна, в ней опускается большинство второстепенных членов предложения. Вследствие этого она создает впечатления несвязности и непонятности. Нередко в предложении остается только подлежащее или сказуемое, являющиеся центром мысли, вокруг которой объединяются образы.

Возможность сокращения операций с мыслями, образами и словами во внутренней речи связанно с тем, что думающему человеку хорошо известно, о чем речь идет. Поэтому отпадает необходимость разворачивания мыслей для самого себя. Навык думать таким "сокращенным" способом имеет и свои минусы.

Нередко, мысль полностью понятна во внутренней речи, в ее упрощенной форме и синтаксической структуре, но оказывается далеко не такой понятной, когда необходимо "переводить" ее содержание другим людям: отдельные моменты мысли неясны, мысль не аргументирована, логически непоследовательна.

Известны случаи, когда хорошо понятую мысль передать в связной речи устно или письменно невозможно.

Внутренняя речь возникла в процессе речевого общения людей в связи с усложнением заданий и содержания деятельности. Она порождена потребностью выразить что-то устно или письменно, спланировать, очертить главные контуры, построить выражение, схему действий, перед тем, как реализовать их практически.

Внешняя или внутренняя речь человека находятся в тесной взаимосвязи и в постоянных взаимных переходах. Легкость и скорость таких переходов зависят от разных условий, а именно содержания, сложности и новизны мыслительной деятельности, языкового опыта и индивидуальных особенностей человека.


Речь у разных людей имеет индивидуальные особенности, проявляющиеся в темпе, ритме, эмоциональности, выразительности, точности, плавности, громкости, логической последовательности, образности высказывания мыслей.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект урока русского языка (5 класс)

Разновидности речевого общения: устная и письменная, монологическая и диалогическая речь

Цель: дать учащимся понятие о монологическая и диалогическая речь, познакомить с основными правилами общения, формировать умение составлять и разыгрывать диалоги в соответствии с предложенных ситуаций с соблюдением правил общения, умение поддерживать диалог на определенную тему, правильно интонировать реплики диалога; воспитывать вежливость, толерантисть, уважительное отношение к собеседникам; развивать мышление и речь, в частности диалогическое; уточнять и обогащать словарный запас учащихся, совершенствовать грамматический строй их речи.

И. Организационный момент

III. Актуализация опорных знаний учащихся

Виды речевого общения вы помните ?

- Что называется диалогом ?

-Что называется монологом ?

IV. Изучение нового материала

* Работа с учебником ст. 28

Упражнение 29 (устно )

Речь бывает устная и письменная. Когда мы слушаем или говорим, то прибегаем к устной форме речи, когда пишем или читаем – к письменной.

Необходимо объяснить пятиклассникам, что речь существует в форме диалога или монолога.

Диалог-разговор двух или нескольких человек. Монолог-высказывание одного лица.

Диалог осуществляется при условии непосредственного контакта лиц, которые общаются, каждый из собеседников то говорит, то слушает. Поэтому диалогическая речь состоит из чередования высказываний обоих (или нескольких) собеседников. Высказывания участников диалога называются репликами. Диалогическая речь существует в устной форме. В письменной форме диалог используется большей частью в художественных произведениях .

Следует объяснить учащимся, что реплику, которая начинает общение, называют репликой-стимулом, она побуждает собеседника к ответу или действию. Реплику, звучащую в ответ, называют репликой-реакцией.

Нужно объяснить, что, вступая в общение, собеседник имеет конкретную цель – что-то сообщить, получить информацию, побудить, убедить.

Достижению цели общения способствует установление между собеседниками взаимопонимания и дружелюбного отношения друг к другу. Именно для установления контакта используются формулы речевого этикета (слова вежливости).

V. выполнение упражнений на закрепление.

* Упражнение 30 устно, 31 письменно ( ст. 31 ОПР. )

* Упражнение 32 устно, 34 письменно, или

* Разбившись на пары, составить и разыграть диалоги, возможные по очерченным ниже ситуациям. Особое внимание обратить на употребление этикетных формул (слов вежливости).

* Делог между пятиклассником и его первой учительницей. Цель ученика-говорящего – поздравить учительницу с праздником Первого сентября, поблагодарить за науку, выразить готовность оказать в случае необходимости любую помощь.

Конспект урока в 9 классе РР. Устная и письменная речь. Монолог и диалог.

Тип урока: Повторение пройденного.

Знать: сходство и различие устной и письменной речи; признаки устной и письменной речи. Монологическая и диалогическая формы речи.

Уметь: знаки препинания при диалоге.

1.Для чего нужна человеку речь

Делиться мыслями ,чувствами

Договориться о чём- нибудь

Согласовать свои действия.

Похвалить, развеселить, рассмешить

УСТНАЯ РЕЧЬ И ЕЁ РАЗНОВИДНОСТИ: диалог,монолог,полилог.

1.Те,кто говорят, видят и слышат друг друга.

2.Говорят, на ходу исправляя лишь те ошибки , которые заметят.

3.Говорящий видит реакцию собеседника

3. ХАРАКТЕРИСТИКИ устной речи

2.ГРОМКОСТЬ (сила звучания)

3.ТЕМБР (окраска голоса)

5. Невербальные ( несловесные )средства общения очень часто используются в разговоре , дополняя и разъясняя
сказанное

Жест – движение , что-то выражающее или сопровождающее речь.

Мимика – движение лица, выражающее внутреннее душевное состояние.

Реакция собеседника –проявление отношения к чему-то или к кому-то

6. Пожалуйста , потише…

-В музее , кинотеатре и трамвае

О том, о сём друг другу говорим,

Но часто одного не замечаем,

Что ,как в лесу дремучем, мы кричим.

О том, что мы вчера ходили в гости,

Что папа подарил велосипед,

У дедушки к дождю разнылись кости,

А, между прочим, дождика всё нет.

В какое бы общественное место

Судьба сегодня вас не привела,-

Учтите , никому не интересно

Всё знать про ваши личные дела.

1.Прочитайте, продумывая силу голоса и интонацию,

Подготовьтесь к чтению отдельных реплик полилога.

Полило́г (греч., букв. ’речь многих’) — разговор многих участников. При этом предполагается, что роль говорящего переходит от одного лица к другому, в противном случае разговор превращается в монолог.

7. КАК ВЕСТИ СЕБЯ ВО ВРЕМЯ РАЗГОВОРА

Не размахивайте руками.

Следите за тем, какие слова вы подбираете.

Умейте слушать другого.

Говорите отчётливо, не спешите.

Изменяйте интонацию, чтобы ваша речь не была монотонной.

Не разговаривайте слишком долго.

Никогда не позволяйте себе грубо разговаривать с людьми

8.ПИСЬМЕННАЯ РЕЧЬ
Разновидности: письмо, личный дневник, изложение, сочинение.

1.Тот, кто пишет, не видит и не слышит того, к кому обращается.

2.Пишут, при проверке исправляя все ошибки .

3.Пишущий реакцию собеседника не видит, может только предугадать

Выбор стиля зависит от речевой ситуации: ГДЕ ГОВОРИМ? С КЕМ? С КАКОЙ ЦЕЛЬЮ?

Вспомнит правила пунктуационного оформления диалога.

-О чём узнали на уроке.

-Какие правила нужно соблюдать для успешного общения?

V. Домашнее задание. Упр. 12 (написать памятку, как писать письма),выполнить разборы.

Урок на тему: Речь. Речевое общение 8 класс спецкурс .

Цель урока: углубление знаний о взаимосвязи речи и языка.

Задачи: предметные: получение представлений о речевом общении (речевой коммуникации), речевой ситуации, речевой задаче; расширение знаний об основных особенностях устной и письменной речи; повторить основные виды речевой деятельности; метапредметные : формировать коммуникативную и лингвистическую компетенции обучающихся; развивать аналитические способности учащихся (умение сравнивать, выделять, обобщать); вырабатывать умение практического применения полученных знаний на практике; личностные : создание положительного настроя и позитивной установки на изучение русского языка; прививать учащимся любовь к русскому языку, поощрять интерес к новым знаниям. Тип урока: комбинированный. Оборудование: учебник.

Проверка д/з Проверка наличия высказываний о русском языке. Выскажите своё отношения к языку.Показывают работы, высказываются

Мотивация УУД

Есть только одна подлинная ценность-это связь человека с человеком. Антуан де Сент-Экзюпери

Как вы понимаете высказывание А. Сент-Экзюпери?

Анализируют, делают выводы, высказываются

Актуализация опорных знаний

Человек, будучи по своей природе существом социальным, не может жить вне связи с другими людьми: он должен советоваться, делиться мыслями, чувствами, сопереживать, искать понимания и т.д. Каналом связи с другими людьми является общение .

Основной способ удовлетворения личных потребностей человека в общении - речь . Именно поэтому его называют речевым общением (в отличие от общения с помощью других знаковых систем: мимического языка глухонемых, телеграфной азбуки Морзе, флажкового семафора на флоте и т.п.)

Настраиваются на работу

Объявление темы. Постановка цели, задач. Объяснение плана урока

Объявить тему урока. Записать в журнал.Оформление тетради. Запись эпиграфа

Работа над темой

Язык - это основное средство общения людей.

По статистике: [pic]

70 % бодрствования человек проводит в речевом общении: из них

16% - чтение,

30% - говорение,

45% - слушание.

Таким образом, больше всего мы тратим времени на устную речь и слушание, это основные формы речевой деятельности.

Пассивная речевая деятельность (чтение, слушание)

Активная (говорение, письмо)

Запись в тетрадь

Чтобы возникло общение, нужно, чтобы были два его участника : говорящий и слушающий . Могут общаться пишущий и читающий , когда мы читаем произведения писателей, когда мы переписываемся.

А как было написано первое письмо?

Давным-давно, когда ещё не существовало письменности, жила-была девочка Таффи. Однажды она отправилась со своим отцом к реке, чтобы наловить к обеду карпов, но им не повезло: у отца сломалось копьё. Таффи решила написать маме письмо и послать его с Незнакомцем. В письме она просила маму прислать с Незнакомцем другое копьё. Она нарисовала в письме такие рисунки: папу со сломанным копьём, другое копьё, которое надо принести, незнакомца с копьём в руке, а также бобров, которые встретятся ему по дороге, чтобы не сбиться с пути. На последнем рисунке была изображена мама с копьём в руке. Таффи думала, что так будет всё понятно.

Написать письмо – это полдела, надо его ещё прочитать. Письменная речь – это речь без собеседника, он отсутствует в данный момент – как мама находилась далеко от Таффи, поэтому письменная речь должна быть развёрнутой, максимально понятной для того, кто читает.

Итак, чтение , говорение , слушание и письмо – важные виды речевой деятельности.

Общение - это процесс взаимодействия людей, в результате которого:

а) общающиеся обмениваются определённой информацией и таким образом познают окружающий мир ( информативно-коммуникативная функция );

б) планируют и организуют деятельность , управляя при этом своим поведением и поведением партнёров ( коммуникативно-регулятивная функция );

в) воздействуют на чувственно-эмоциональную сферу общающихся ( аффективно-коммуникативная функция ).

Коммуникация –

Руки кверху подними,

А потом их опусти,

А теперь их разверни,

И к себе скорей прижми,

А потом быстрей, быстрей

Хлопай, хлопай веселей.

Вновь за парту ты садись,

С увлечением учись!

Коллективная разминка под чтение учителем стихотворения

Закрепление

Работа с учебником (§2)

Существует множество видов речевой деятельности. Речь может быть:

1) Внешней или внутренней . Во внешней речи человек сталкивается с различным пониманием значений слов разными людьми, поэтому часто возникают недоразумения и непонимание. Внутренняя речь (разговор с самим собой) абсолютно понятна человеку. Общаться с другими тяжелее, чем с собой.

2) Устной или письменной . Письмо — это зафиксированная речь.

3) Пассивной (чтение, слушание) или активной (говорение, письмо).

4) Монологической или диалогической .

Упражнение 1. Дайте характеристику речи Также речь может быть быстрой или медленной , короткой или длинной , понятной , отчетливой или сумбурной , эмоционально выразительной или монотонной , естественной или манерной , тихой или громкой , яркой или невыразительной , интеллигентной или вульгарной , грамотной или неграмотной и т. д.

Иногда, даже не зная смысла слов, мы можем понять, о чем идет речь, из контекста или ориентируясь на грамматику.

Проверим наше знание языка и понимание его внутренних структурных связей, умение логически мыслить.

Упражнение 2. 30 слов, поочередно записать слово и антоним к нему. Слова и правильные ответы к ним:

1) Злость (доброта)

2) Господин (слуга, раб)

3) Нерасторопность (проворство, ловкость, прыть)

4) Позор (почет, слава, честь)

5) Соперник (партнер, коллега, единомышленник)

7) Прыгать (стоять)

8) Красивый (уродливый, безобразный, некрасивый)

9) Целина (пашня, пахотная земля, обработанная земля)

10) Гуманность (жестокость, мизантропия)

12) Атака (оборона, защита)

13) Буря (тишь, покой)

14) Скука (веселье)

15) Беда (радость)

16) Вершина (основание, подошва)

17) Тусклый (яркий)

18) Любить (ненавидеть)

19) Суша (море, вода)

20) Культура (невежество)

21) Женщина (мужчина)

22) Ребенок (старик)

23) Находка (потеря)

24) Надежда (отчаяние)

25) Мороз (жара, зной)

26) Работа (отдых, безделье)

27) Гладкий (шершавый)

28) Взять (отдать)

29) Похвала (брань, ругань, критика)

30) Адажио (аллегро, престо, скерцо).

Упражнение 3.

Чтобы научиться формулировать тезисы, необходимо научиться мыслить ясно, выделять существенное в рассматриваемом объекте. Попробуйте проделать следующее упражнение.

1. Вспомните фильм, который смотрели недавно (или книгу, которую недавно прочли).

2. Изложите содержание фильма (книги) в четырёх предложениях (предложения могут быть и короткими, и длинными - на ваше усмотрение). Лучше проделывать это в уме, но и на бумаге тоже сойдёт.

3. Изложите то же самое, но уже в трёх предложениях (объедините предложения, уберите что-то менее важное).

4. Изложите то же самое в двух предложениях.

5. Изложите в одном предложении.

6. Произнесите это предложение вслух несколько раз. Если оно кажется вам каким-то "неловким", то подкорректируйте его, чтобы оно звучало лучше.

Работа в группах

Рефлексия, выставление оценок

Что на уроке было главным? Что было интересным? Что нового сегодня узнали? Чему научились?

Анализируют, обобщают, делают выводы, отвечают

Д/з., оценивание Подобрать 5 пословиц о языке и речи

Запись в дневник

Приложение: Пословицы о языке и речи

Кто говорит – тот сеет, кто слушает – собирает (пожинает).

Язык до Киева доведёт.

Язык языку весть подаёт.

Красна речь слушаньем, а беседа смиреньем, петь хорошо вместе, а говорить порознь.

Написано пером - не вырубить и топором.

Ласковым словом и камень растопишь

Слово не воробей: вылетит – не поймаешь.

То же слово, да не так бы молвить.

Выстрелив, пули не схватишь, а слово, сказав, не поймаешь.

Короткую речь слушать хорошо, под долгую речь думать хорошо.

Язык голубит, язык и губит.


Полный текст материала Конспект урока русского языка "Устная и письменная речь. Монолог и диалог"; 9 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока в 9 классе РР. Устная и письменная речь. Монолог и диалог.

Тип урока: Повторение пройденного.

Знать: сходство и различие устной и письменной речи; признаки устной и письменной речи. Монологическая и диалогическая формы речи.

Уметь: знаки препинания при диалоге.

1.Для чего нужна человеку речь

Делиться мыслями ,чувствами

Договориться о чём- нибудь

Согласовать свои действия.

Похвалить, развеселить, рассмешить

УСТНАЯ РЕЧЬ И ЕЁ РАЗНОВИДНОСТИ: диалог,монолог,полилог.

1.Те,кто говорят, видят и слышат друг друга.

2.Говорят, на ходу исправляя лишь те ошибки , которые заметят.

3.Говорящий видит реакцию собеседника

3. ХАРАКТЕРИСТИКИ устной речи

2.ГРОМКОСТЬ (сила звучания)

3.ТЕМБР (окраска голоса)

5. Невербальные ( несловесные )средства общения очень часто используются в разговоре , дополняя и разъясняя
сказанное

Жест – движение , что-то выражающее или сопровождающее речь.

Мимика – движение лица, выражающее внутреннее душевное состояние.

Реакция собеседника –проявление отношения к чему-то или к кому-то

6. Пожалуйста , потише…

-В музее , кинотеатре и трамвае

О том, о сём друг другу говорим,

Но часто одного не замечаем,

Что ,как в лесу дремучем, мы кричим.

О том, что мы вчера ходили в гости,

Что папа подарил велосипед,

У дедушки к дождю разнылись кости,

А, между прочим, дождика всё нет.

В какое бы общественное место

Судьба сегодня вас не привела,-

Учтите , никому не интересно

Всё знать про ваши личные дела.

1.Прочитайте, продумывая силу голоса и интонацию,

Подготовьтесь к чтению отдельных реплик полилога.

Полило́г (греч., букв. ’речь многих’) — разговор многих участников. При этом предполагается, что роль говорящего переходит от одного лица к другому, в противном случае разговор превращается в монолог.

7. КАК ВЕСТИ СЕБЯ ВО ВРЕМЯ РАЗГОВОРА

Не размахивайте руками.

Следите за тем, какие слова вы подбираете.

Умейте слушать другого.

Говорите отчётливо, не спешите.

Изменяйте интонацию, чтобы ваша речь не была монотонной.

Не разговаривайте слишком долго.

Никогда не позволяйте себе грубо разговаривать с людьми

8.ПИСЬМЕННАЯ РЕЧЬ
Разновидности: письмо, личный дневник, изложение, сочинение.

1.Тот, кто пишет, не видит и не слышит того, к кому обращается.

2.Пишут, при проверке исправляя все ошибки .

3.Пишущий реакцию собеседника не видит, может только предугадать

Выбор стиля зависит от речевой ситуации: ГДЕ ГОВОРИМ? С КЕМ? С КАКОЙ ЦЕЛЬЮ?

Вспомнит правила пунктуационного оформления диалога.

-О чём узнали на уроке.

-Какие правила нужно соблюдать для успешного общения?

V. Домашнее задание. Упр. 12 (написать памятку, как писать письма),выполнить разборы.

Урок на тему: Речь. Речевое общение 8 класс спецкурс.

Цель урока: углубление знаний о взаимосвязи речи и языка.

Задачи: предметные: получение представлений о речевом общении (речевой коммуникации), речевой ситуации, речевой задаче; расширение знаний об основных особенностях устной и письменной речи; повторить основные виды речевой деятельности; метапредметные: формировать коммуникативную и лингвистическую компетенции обучающихся; развивать аналитические способности учащихся (умение сравнивать, выделять, обобщать); вырабатывать умение практического применения полученных знаний на практике; личностные: создание положительного настроя и позитивной установки на изучение русского языка; прививать учащимся любовь к русскому языку, поощрять интерес к новым знаниям.Тип урока: комбинированный.Оборудование: учебник.

Проверка д/зПроверка наличия высказываний о русском языке. Выскажите своё отношения к языку.Показывают работы, высказываются

Мотивация УУД

Есть только одна подлинная ценность-это связь человека с человеком.Антуан де Сент-Экзюпери

Как вы понимаете высказывание А. Сент-Экзюпери?

Анализируют, делают выводы, высказываются

Актуализация опорных знаний

Человек, будучи по своей природе существом социальным, не может жить вне связи с другими людьми: он должен советоваться, делиться мыслями, чувствами, сопереживать, искать понимания и т.д. Каналом связи с другими людьми являетсяобщение.

Основной способ удовлетворения личных потребностей человека в общении - речь. Именно поэтому его называют речевым общением (в отличие от общения с помощью других знаковых систем: мимического языка глухонемых, телеграфной азбуки Морзе, флажкового семафора на флоте и т.п.)

Настраиваются на работу

Объявление темы. Постановка цели, задач. Объяснение плана урока

Объявить тему урока. Записать в журнал.Оформление тетради. Запись эпиграфа

Работа над темой

Язык - это основное средство общения людей.

По статистике: [pic]

70 % бодрствования человек проводит в речевом общении: из них

16% - чтение,

30% - говорение,

45% - слушание.

Таким образом, больше всего мы тратим времени на устную речь и слушание, это основные формы речевой деятельности.

Пассивная речевая деятельность (чтение, слушание)

Активная (говорение, письмо)

Запись в тетрадь

Чтобы возникло общение, нужно, чтобы были два его участника: говорящий ислушающий. Могут общаться пишущий и читающий, когда мы читаем произведения писателей, когда мы переписываемся.

А как было написано первое письмо?

Давным-давно, когда ещё не существовало письменности, жила-была девочка Таффи. Однажды она отправилась со своим отцом к реке, чтобы наловить к обеду карпов, но им не повезло: у отца сломалось копьё. Таффи решила написать маме письмо и послать его с Незнакомцем. В письме она просила маму прислать с Незнакомцем другое копьё. Она нарисовала в письме такие рисунки: папу со сломанным копьём, другое копьё, которое надо принести, незнакомца с копьём в руке, а также бобров, которые встретятся ему по дороге, чтобы не сбиться с пути. На последнем рисунке была изображена мама с копьём в руке. Таффи думала, что так будет всё понятно.

Написать письмо – это полдела, надо его ещё прочитать. Письменная речь – это речь без собеседника, он отсутствует в данный момент – как мама находилась далеко от Таффи, поэтому письменная речь должна быть развёрнутой, максимально понятной для того, кто читает.

Итак, чтение, говорение, слушание и письмо – важные виды речевой деятельности.

Общение - это процесс взаимодействия людей, в результате которого:

а) общающиеся обмениваются определённой информацией и таким образом познают окружающий мир (информативно-коммуникативная функция);

б) планируют и организуют деятельность, управляя при этом своим поведением и поведением партнёров (коммуникативно-регулятивная функция);

в) воздействуют на чувственно-эмоциональную сферу общающихся(аффективно-коммуникативная функция).

Коммуникация –

Руки кверху подними,

А потом их опусти,

А теперь их разверни,

И к себе скорей прижми,

А потом быстрей, быстрей

Хлопай, хлопай веселей.

Вновь за парту ты садись,

С увлечением учись!

Коллективная разминка под чтение учителем стихотворения

Закрепление

Работа с учебником (§2)

Существует множество видов речевой деятельности. Речь может быть:

1) Внешней или внутренней. Во внешней речи человек сталкивается с различным пониманием значений слов разными людьми, поэтому часто возникают недоразумения и непонимание. Внутренняя речь (разговор с самим собой) абсолютно понятна человеку. Общаться с другими тяжелее, чем с собой.

2) Устной или письменной. Письмо — это зафиксированная речь.

3) Пассивной (чтение, слушание) или активной (говорение, письмо).

4) Монологической или диалогической.

Упражнение 1. Дайте характеристику речи Также речь может быть быстрой или медленной, короткой или длинной, понятной,отчетливой или сумбурной, эмоционально выразительной или монотонной,естественной или манерной, тихой или громкой, яркой или невыразительной,интеллигентной или вульгарной, грамотной или неграмотной и т. д.

Иногда, даже не зная смысла слов, мы можем понять, о чем идет речь, из контекста или ориентируясь на грамматику.

Проверим наше знание языка и понимание его внутренних структурных связей, умение логически мыслить.

Упражнение 2. 30 слов, поочередно записать слово и антоним к нему. Слова и правильные ответы к ним:

1) Злость (доброта)

2) Господин (слуга, раб)

3) Нерасторопность (проворство, ловкость, прыть)

4) Позор (почет, слава, честь)

5) Соперник (партнер, коллега, единомышленник)

7) Прыгать (стоять)

8) Красивый (уродливый, безобразный, некрасивый)

9) Целина (пашня, пахотная земля, обработанная земля)

10) Гуманность (жестокость, мизантропия)

12) Атака (оборона, защита)

13) Буря (тишь, покой)

14) Скука (веселье)

15) Беда (радость)

16) Вершина (основание, подошва)

17) Тусклый (яркий)

18) Любить (ненавидеть)

19) Суша (море, вода)

20) Культура (невежество)

21) Женщина (мужчина)

22) Ребенок (старик)

23) Находка (потеря)

24) Надежда (отчаяние)

25) Мороз (жара, зной)

26) Работа (отдых, безделье)

27) Гладкий (шершавый)

28) Взять (отдать)

29) Похвала (брань, ругань, критика)

30) Адажио (аллегро, престо, скерцо).

Упражнение 3.

Чтобы научиться формулировать тезисы, необходимо научиться мыслить ясно, выделять существенное в рассматриваемом объекте. Попробуйте проделать следующее упражнение.

1. Вспомните фильм, который смотрели недавно (или книгу, которую недавно прочли).

2. Изложите содержание фильма (книги) в четырёх предложениях (предложения могут быть и короткими, и длинными - на ваше усмотрение). Лучше проделывать это в уме, но и на бумаге тоже сойдёт.

3. Изложите то же самое, но уже в трёх предложениях (объедините предложения, уберите что-то менее важное).

4. Изложите то же самое в двух предложениях.

5. Изложите в одном предложении.

6. Произнесите это предложение вслух несколько раз. Если оно кажется вам каким-то "неловким", то подкорректируйте его, чтобы оно звучало лучше.

Работа в группах

Рефлексия, выставление оценок

Что на уроке было главным? Что было интересным? Что нового сегодня узнали? Чему научились?

Анализируют, обобщают, делают выводы, отвечают

Д/з., оцениваниеПодобрать 5 пословиц о языке и речи

Запись в дневник

Приложение: Пословицы о языке и речи

Кто говорит – тот сеет, кто слушает – собирает (пожинает).

Язык до Киева доведёт.

Язык языку весть подаёт.

Красна речь слушаньем, а беседа смиреньем, петь хорошо вместе, а говорить порознь.

Читайте также: