План конспект открытого занятия

Обновлено: 06.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

МИНИСТЕРСТВО СЕМЬИ, ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ

ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ СТАЦИОНАРНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ СЕРАФИМОВСКИЙ ДЕТСКИЙ ДОМ - ИНТЕРНАТ ДЛЯ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ДЕТЕЙ

Конспект занятия

по адаптированной дополнительной общеразвивающей программе

с. Серафимовский, 14.05.2019 г.

Дата проведения занятия: 14.05.2019 г.

Цель: Научить новому приему оформления изображения: путем наклеивания шерстяных ниток на шаблон.

Коррекционно –образовательные :

Уточнить и расширить представление о весне и типичных весенних явлениях в природе;

Познакомить детей с весенним растением одуванчик ;

Активизировать словарь по теме, учить отвечать на вопросы.

Коррекционно-развивающие:

Развитие зрительного и слухового внимания;

Развитие мелкой моторики и глазомера;

Воспитательные:

Формировать навыки выслушивания и дальнейшего соблюдения инструкций педагога;

Формирование адекватной оценки собственной деятельности;

Вызвать у детей положительный эмоциональный настрой к окружающему, к встрече гостей;

Здоровьесберегающие:

Создавать благоприятный психологический климат;

Учитывать индивидуальные особенности учащегося;

Вырабатывать правильную осанку;

Выполнять комплекс физических упражнений (физкультминутка) и пальчиковую гимнастику.

Оборудование

а) демонстрационный материал:

Картинка с изображением одуванчика.

б) раздаточный материал:

шаблон с изображение одуванчика;

шерстяные нити (зеленый, жёлтый цвет);

подставка для кисточек;

в) технические средства:

музыка для выполнения работы.

Предварительная работа:

1. Беседа о весне, и о явлениях природы в весенний период.

2. Рассматривание иллюстраций с изображением одуванчика и самого цветка.

3. Прогулка за наблюдением одуванчика и других цветов.

Ход занятия (25 мин)

Организационный момент.

Воспитатель:

- Здравствуйте! Ребята, давайте поприветствуем друг друга.

Порадуемся солнцу и птицам,

А так же порадуемся улыбчивым лицам.

И всем, кто живет на этой планете,

Совместное про г оваривание с детьми.

Дети приветствуют гостей пришедших к ним в гости.

Воспитатель:

- Садимся удобно, спинки прямые, руки кладем на парту.

- Ребята, какое сейчас время года? (Весна)

- Верно, а какой месяц? (Май)

- А что вы можете сказать об этом месяце? (Это последний месяц весны, на улице становится теплее, солнышко светит ярче, начинают цвести цветочки, н а земле быстро прорастает трава, из почек на ветвях деревьев прорываются молодые листики, в мае начинают сажать урожай (картошку, морковь, зелень).

Сюрпризный момент.

В дверь стучатся.

- Ребята, к нам кто – то стучится, давайте откроем и посмотрим кто же это мог быть.

Воспитатель открывает дверь.

- Здравствуйте, я почтальон вам посылка. Отдает посылку и уходит.

- Интересно что же в посылке? Открывает ее, достает записку и начинает читать.

А вот и пчёлки которые вам пишут. Достать из коробки пчёлок.

Воспитатель: Ребята, а как же мы можем помочь пчёлкам?

Дети: может нарисуем им цветочки

Воспитатель: Я с вами со гласна давайте нарисуем для пчёлок цветочки.

А какой именно вы должны отгадать, послушайте загадку.

Я держу в ладошке.

На него любуюсь,

Жаль, недолго солнышко

И я расстанусь с ним.

Воспитатель: о каком же цветочке загадка?

Дети: одуванчик

Воспитатель: правильно, прежде чем мы начнем выполнять, аппликацию мы немного отдохнем. Проведем физкультминутку.

hello_html_4cad43fe.jpg

Садимся. Руки положите на парту, ноги ровно стоят на полу, спинки прямые.

Воспитатель: У вас на столах лежит шаблон цветка, кисточка и подставка для кисточки, клей, нарезанные шерстяные нитки, салфетки.

Давайте перед тем как начать выполнять работу мы вместе с вами вспомним из чего состоит одуванчик и посмотрим на картинку (цветок, стебель, листочки).

Воспитатель: А какого цвета цветок у одуванчик?

Дети: жёлто го

Воспитатель: А стебель и листочки, како го цвета?

Дети: зелёного

Совместное проговаривание.

Воспитатель: Молодцы, теперь внимательно смотрите, как мы будем выполнять работу.

Для начала мы берем кисточку, (показать, как правильно держим кисточку) набираем, клей на кисточку намазываем клеем цветочек. Затем мы берем рукой шерстяные нитки и накладываем на клей. Прижимаем нитки пальчиками, чтобы они приклеились. Дальше выполняем те же самые действия со стеблем цветочка, и листочками. И у вас получится вот такой цветочек (показ образца).

Ребята только не забывайте, технику безопасности при работе с клеем:

1. С клеем обращайтесь осторожно. Клей ядовит!

2. Наносите клей на поверхность изделия только кистью.

3. Нельзя, чтобы клей попадал на пальцы рук, лицо, особенно

4. При попадании клея в глаза надо немедленно промыть их

в большом количестве воды.

5. По окончании работы обязательно вымыть руки и кисть.

6. При работе с клеем пользуйтесь салфеткой.

Правила безопасной работы с кисточкой.

При работе с кисточкой и карандашом строго запрещается: брать их в рот, размахивать ими, ломать.

Всем понятно ход нашей работы?

Тогда начнем, но сначала наши пальчики подготовим к работе.

Пальчиковая гимнастика.

hello_html_m69bac930.jpg

Дети работают самостоятельно. По мере необходимости воспитатель помогает детям.

При выполнении работы звучит музыка.

Воспитатель: Наше занятие подошло к концу. Давайте покажем гостям, какие одуванчики у нас получились.

Повесить рисунки на доску.

На столе лежат смайлики грустный и веселый, если вам понравилось занятие вы вешаете веселый смайлик, если не понравилось г рустный смайлик.

- Ребята, а вам понравилось наше занятие? (да, нет)

- О чем мы сегодня говорили? (о одуванчика, о пчёлках, о весне)

- Что больше всего запомнилось? (физкультминутка, пальчиковая гимнастика, фото одуванчика, цветок – одуванчик, почтальон)

- Может быть что - то не получилось?

- Довольны ли вы своей работой?

Молодцы, все постарались и у каждому удалось помочь пчёлкам.

На этом наше занятие окончено. Всем большое спасибо!

САМОАНАЛИЗ ЗАНЯТИЯ

Цель: Научить новому приему оформления изображения: путем наклеивания шерстяных ниток на шаблон.

В данной группе я поставила следующие задачи:

Коррекционно –образовательные :

Уточнить и расширить представление о весне и типичных весенних явлениях в природе;

Познакомить детей с весенним растением одуванчик ;

Активизировать словарь по теме, учить отвечать на вопросы.

Коррекционно-развивающие:

Развитие зрительного и слухового внимания;

Развитие мелкой моторики и глазомера;

Воспитательные:

Формировать навыки выслушивания и дальнейшего соблюдения инструкций педагога;

Формирование адекватной оценки собственной деятельности;

Вызвать у детей положительный эмоциональный настрой к окружающему, к встрече гостей;

Здоровьесберегающие:

Создавать благоприятный психологический климат;

Учитывать индивидуальные особенности учащегося;

Вырабатывать правильную осанку;

Выполнять комплекс физических упражнений (физкультминутка) и пальчиковую гимнастику.

В результате проведенного занятия я предполагала получить следующие результаты: дети научаться изображать цветок - одуванчик нетрадиционной техникой рисования, научаться выполнять новую для них физкультминутку и пальчиковую гимнастику.

Занятие состояло из четырех частей:

1. Вводная часть.

Занятие осуществлялось в соответствии с конспектом. Конспект составлен самостоятельно, в соответствии с задачами по адаптированной дополнительной общеразвивающей программе соответствующими данному возрасту детей.

Способствовала созданию психологической комфортности. Настроила детей на активную работу, позитивный контакт друг с другом, дали психоэмоциональную разрядку, создала заинтересованность предстоящей деятельностью.

2. Основная часть.

Направлена на создание положительного эмоционального настроя и на развертывание самой образовательной ситуации.

Подготовка к самостоятельной продуктивной деятельности детей предполагала знакомство с нетрадиционными техниками рисования, показ приёмов и этапов работы, объяснение способов изображения, формирование умения сочетать в одном рисунке для передачи выразительного образа нескольких техник рисования и подготовку мелкой моторики рук.

На занятии использовалась музыка, которая усиливала эмоциональное восприятие.

Также использованы здоровьесберегающие технологии физкультминутка, которая позволила снять статическое напряжение, снизить утомление, повысить умственную работоспособность и перейти к выполнению следующего задания.

3. Самостоятельная продуктивная деятельность.

Специфика работы с детьми на занятии отражалась в личностно-ориентированном подходе. Робких детей подбадривала, хвалила, чтобы закрепить у них ситуацию успеха. Во время занятия старалась общаться с детьми на одном уровне, старалась поддерживать у детей интерес к занятию на протяжении всего времени.

4. Заключительная часть.

Подводя итог занятия, привлекла к этому детей, попросила высказаться вспомнить какие задания мы выполняли. Работы детей были вывешены на доску. Длительность занятия соответствовала гигиеническим нормам для детей данного возраста – 20 минут (с учетом разного возраста детей).

При проведении занятия я использовала современные образовательные технологии опираясь на требования ФГОС О УО(ИН):

1. Здоровьесберегающую технологию (физкультминутка, пальчиковая гимнастика), использовала в основной части занятия.

На занятие мною использовались следующие средства обучения: наглядный материал, технические средства, раздаточный материал.

Темп занятия – спокойный, исходя из возможностей группы.

Распределение времени было – рациональное. Мне удалось уложиться, по времени.

Материал оказался интересным для учащихся.

В ходе занятия была организована индивидуальная, групповая работа учащихся.

Мне было легко вести занятие.

Воспитанники включались в работу активно.

Результаты занятия совпадают с целью занятия.

Я полагаю, что все научились новому приему оформления изображения: путем наклеивания шерстяных ниток на шаблон.

В целом занятие можно считать успешным.

Выводы: Заявленная тема, полностью соответствовала содержанию занятия. Дети были активны, у них сохранился интерес, и внимание на протяжении всего занятия. По опросу детей после занятия было выявлено, что занятие детям понравилось, и они хотели бы иметь продолжение. Считаю, что цель непосредственно-образовательной деятельности достигнута, поставленные задачи решены.

Выполнила: Саая С.С.

Весна. Признаки весны.

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательная, музыкально-художественная.

Цели: учить замечать изменения в природе, сравнивать погоду весной и зимой, передавать в рисунке характерные изменения в природе; воспитывать интерес и бережное отношение к природе. Развивать речь через художественное слово.

Материалы и оборудование: картинки с изображением ранней весны, сосулек, подснежников, голубое небо, ярко-желтого солнца.

Словарная работа: Зима, весна, проталины, подснежники, сосулька.

Содержание организованной деятельности детей

«Собрались все дети круг

Я твой друг, и ты мой друг

В месте за руки возьмемся

2.Сюрпризный момент. Стук в дверь. В группу приходит посылка. В посылке два пакета. (воспитатель вместе с детьми открывают пакет, в нем белые снежинки).

- Ребята, что это? (белые снежинки)

- Кто же нам прислал такое письмо? (зима)

- Посмотрите, в конверте картинки художников, которые рисовали зиму.

- Какое здесь время года изображено? (зима)

-Какие краски любит зима? (белую, голубую, синюю, фиолетовую, серую)

- Ребята, зима любит вас и поэтому прислала вам этот подарок, чтобы вы ее не забывали.

- А что же в другом пакете? (Дети вместе с воспитателем открывают. Там подснежники и картинки о весне).

- Что это? (цветы – подснежники)

- Кто же нам прислал подснежники? (весна)

(Рассматривают весенние пейзажи, голубое небо, яркое солнце, ручейки текут, снег тает, сосульки на крышах домов)

- Какие краски любит весна? (зеленый, желтый, голубой)

- Молодцы, дети. Весна всегда наступает после зимы. Зима дарит нам красивый снег, а весна – голубое небо, яркое солнце и голубые, белые подснежники.

3.Сравнение весенних и зимних признаков.

Воспитатель предлагает детям закончить предложения.

1.Зимой небо пасмурное, а весной -… (ясное).

2.Зимой солнце стоит низко, а весной -… (высоко).

3.Зимой воздух холодный, а весной -… (теплый)

4.Зимой дни короткие, а весной -… (длинные)

4. А сейчас, ребята, послушайте, я прочитаю вам стихотворение о весне.

«К нам весна шагает

Верно очень теплые

- О чем это стихотворение, дети? (о весне)

- кто к нам шагает быстрыми шагами? (весна шагает)

-Какие ноги у весны, ребята? (теплые)

«На лужайке поутру

Мы затеяли игру.

Соберитесь в наш венок.

Воспитатель показывает иллюстрации с изображением ранней весны, дети отмечают весенние признаки: проталины, ясное небо, яркое солнце.

Воспитатель предлагает детям изобразить весну и украсить рисунками группу, показывает приемы изображение людей в весенней одежде, деревьев, птиц.

(Работа детей. Индивидуальный подход каждому ребенку)

-Чем мы сегодня занимались?

- Что вам понравилось больше всего?

-Какое время года к нам пришло, и рисовали мы его?

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Непосредственная образовательная деятельность в средней группе по теме:

Выполнила: Саая С.С.

Задачи: Уточнять и расширять представления детей о домашних животных и их детенышах (внешний вид, пища, польза, приносимая людям); о том, как заботится человек о домашних животных. Развивать слуховое и зрительное восприятие, память, внимание, воображение, сообразительность. Активизировать речь детей. Воспитывать заботливое отношение к домашним животным.

Ребята, сегодня к нам пришли гости, давайте поздороваемся.

Собрались все дети в круг

Я твой друг, и ты мой друг

Вместе за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Воспитатель: - Ребята, посмотрите, кто к нам пришёл?

Воспитатель: - Рассмотрите её, какая она?

Дети: - Кошка белая, пушистая, красивая.

Воспитатель: - Молодцы. Ребята, у кошки сегодня день рождения и она решила пригласить к себе в гости своих друзей - домашних животных. Отгадайте, кто пришёл поздравить кошку?

Дети: - Это корова.

Дети: - Корова мычит.

Воспитатель: - Отгадайте следующую гостью.

- Кто поздравил кошку?

Дети: - Это лошадь.

Дети: - Лошадь ржёт.

Воспитатель: А это кто пришёл?

Дети: - Это свинья.

Дети: - Свинья хрюкает.

Воспитатель: - А кого ещё пригласила кошка?

Дети: - Она пригласила козу.

Дети: - Коза мекает.

Дети: - Это собака.

Дети: - Собака лает.

Воспитатель: - Молодцы, ребята, всех гостей угадали.

Дииспеек чунуп ор (оттунер)

Дагаажык ку-ка-ре-ку (эдип оттунер)

Эникчигеш ээрип халып ор (халыыр)

Бызаажыгаш дешкилеп тур (шураар)

Воспитатель: - Кошка, корова, лошадь, свинья, коза, собака - как их можно назвать?

Дети: - Домашние животные.

Воспитатель: - Почему это домашние животные?

Дети: - Они живут рядом с человеком.

Воспитатель: - Верно, они живут рядом с человеком в сарае. А как человек ухаживает за домашними животными?

Дети: - Человек кормит их.

Воспитатель: - Правильно. Человек и кормит, и поит, и убирает у животных в сарае, а животные приносят человеку пользу. Например, что даёт корова человеку?

Дети: - Корова даёт молоко и мясо.

Воспитатель: - А кто ещё даёт молоко?

Воспитатель: - А какую пользу приносит лошадь?

Дети: - Возит хозяина.

Воспитатель: - Верно. Ещё лошадь перевозит для хозяина дрова, сено и другой груз.

Воспитатель: - А какая польза от кошки?

Дети: - Кошка ловит мышей.

Воспитатель: - А от собаки, какая польза?

Дети: - Собака сторожит дом.

Воспитатель: - А что даёт свинья?

Дети: - Свинья даёт мясо.

Воспитатель: - Ребята, посмотрите, мамы расстроились - они потеряли своих детёнышей. Давайте поможем найти их!

У кошки - котёнок, у коровы - телёнок, у лошади - жеребёнок, у свиньи - поросёнок, у козы - козлёнок, у собаки - щенок.

Воспитатель: - Молодцы, ребята, помогли мамам найти своих детёнышей!

Воспитатель: — Ребята, сейчас я вам буду называть животное, а вы будете называть его во множественном числе:
корова – коровы
лошадь – лошади
собака – собаки
кошка – кошки
коза – козы
овца – овцы

Для собаки - кость; кошки - рыба и молоко; коровы, козы - трава, сено; лошади - овёс; свиньи - очистки от картофеля, отходы.

Воспитатель: - Ребята, о каких животных мы с вами сегодня говорили?

Дети: - О домашних животных.

Воспитатель: - Молодцы. Кошке очень понравились ваши ответы, и она хочет угостить вас конфетами.

Предварительный просмотр:

Муниципальное Бюджетное Дошкольное Учреждение

Непосредственная организованная деятельность.

Конструирование домика с окошком (по образцу).

Провела: Саая С.С.

Непосредственная организованная деятельность.

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательная, исследовательская, восприятие, художественной литературы.

Цели: Продолжать закреплять навыки конструирования из строительных материалов, закреплять умение выполнять постройку в нужной последовательности, закреплять представления об основных строительных деталях: кирпичики, кубики, призма. Учить отражать в постройке свои представления о знакомых предметах, передавая в постройке основные детали (стена, крыша, окно, дверь). Развивать сюжет игры, способствовать игровому общению.

Планируемые результаты: с интересом участвует в игре, в конструировании домика из строительных материалов, активно и доброжелательно взаимодействует с педагогом и сверстниками в решении игровых и познавательных задач умеет обыгрывать свою постройку.

Материалы: мелкий деревянный строительный материал: кубики, кирпичики, призмы, мелкие игрушки для обыгрывания (матрешки), плоскостные геометрические фигуры , , .

-Дети, посмотрите, что я принесла? Что это?

-Что на картине нарисовано?

-Дети что делают?

-Они играют кубиками, кирпичиками, строят что-то.

-Как вы думаете, что дети построили, или хотят строит?

-А из чего строят?

-Из кубиков, кирпичиков и призмы.

Словарная работа; Кубики, кирпичики, призмы, строят, строители.

Мажаалайнын кежээзин кор,

Бажын тудуп кирипти

-А кто это вышел из-за елки?

-Матрешка. Ей тоже нравится домик.

-Давайте матрешке построим домик. Один кирпичик поставим так, а другой чуть дальше. Это стены. Теперь надо поставить крышу (кладет сверху на кирпичики призму). Но матрешка хочет посмотреть в окошко, приставим еще один кирпичик на длинную узкую сторону – это окошко, а спереди будет дверь – кирпичик поставим на узкую короткую сторону. Вот и у тебя, матрешка, теперь есть домик (ведет матрешку к домику, приговаривая):

Это чей, это чей

Новый дом из кирпичей!

Это дети строят дом,

Чтобы куклы жили в нем!

-Сейчас вы будете строить такие же домики для сестричек матрешки. Когда постройки будут готовы, можете с ними поиграть.

Нажмите, чтобы узнать подробности

развивать имеющиеся задатки, способности, увлечь декоративным искусством.

Методические приемы: наглядный, словесный, практический.

Тип занятия: комбинированный.

Форма работы: упражнение, учебное групповое занятие.

Оснащение для педагога и обучающихся:

листы (или альбом) с образцом, кисти (круглые белка № 2,6,8) салфетка тканевая, банка с водой, палитра, тарелка плоская, белая, краски гуашь белая и синий ультрамарин.

Работа по показу педагога;

Отработка навыка гжельского мазка (самостоятельно);

Просмотр работ друг у друга;

Уборка рабочего места.

Педагог: Мы с вами уже занимались по этой теме, выполняли упражнения в альбоме на формирования навыка гжельского мазка.

В производстве (на фабриках) в росписи используют черную краску и воду, при обжигании фарфоровых изделий цвет меняется, становится сине-голубым (получается до 40 оттенков). Мы будем работать с использованием 2-х цветов- белой гуаши и ультрамарина.

Для начала набираем краску на палитру. Вспоминаем как?

Ответы детей: Большое белое пятно справа и маленькое синее слева между ними промежуток=1 см. Краску набирали стекой , а не кистью.


Образовательные: изучить пищевые отравления, их классификацию (микробного и немикробного происхождения), возбудителей, симптомы пищевых заболеваний (отравлений), и меры по профилактике и предупреждению пищевых отравлений.

Тип учебного занятия: комбинированный

Методы обучения:

Применяемая технология:информационно-коммуникационная

Принципы обучения:

Дидактические принципы обучения: доступности, систематичности, логичности, последовательности, научности.

Материально-техническое обеспечение учебного занятия:

технические средства

наглядные пособия:

дидактический материал:

Межпредметные связи:

Оформление кабинета: раздаточный материал, интерактивная доска, мультимедийная установка, слайд-шоу.

Место проведения: учебный кабинет.

Структура учебного занятия:

Организационный момент-3 мин

2. Изучение нового материала и выполнение соответствующих работ-Попеременно 5 мин; 3-5/7-10 мин 5=60мин.

-Мотивация учебной деятельности:

-Основная часть учебного занятия:

- Классификация пищевых отравлений

- Пищевые отравления микробного происхождения

а) пищевые токсикоинфекции;

б)пищевые интоксикации;

- Пищевые, отравления немикробного происхождения

- Меры профилактики пищевых отравлений

- Закрепление-5 мин

Подведение итогов учебного занятия-5 мин

Обозначение домашнего занятия- 2 мин

Подведение итогов: учебного занятия: результаты, выводы, предложения.

Обозначение домашнего задания -2 мин.

Пищевыми отравлениями называют острые заболевания, возни­кающие от употребления пищи, содержащей ядовитые для организ­ма вещества микробной и немикробной природы. В отличие от ки­шечных инфекций пищевые отравления длятся несколько дней, но в отдельных случаях они принимают очень тяжелый характер и могут закончиться смертельными исходами. Особенно чувствитель­ны к пищевым отравлениям дети, пожилые люди и лица, страдаю­щие желудочно-кишечными заболеваниями.

Большинство отравлений имеет сходные симптомы болезни: бо­ли в животе, тошнота, рвота, повышенная температура, понос, голо­вокружение. Таким больным необходимо срочно вызвать врача и оказать первую медицинскую помощь в освобождении организма от ядов. Больному следует промыть желудок 3—5 стаканами чис­той воды или слабым раствором марганцовокислого калия, или раствором соды и вызвать искусственную рвоту.

Пищевые отравления в зависимости от причины заболевания бывают микробного и немикробного происхождения (рис. 6).


Рис. 6. Схема пищевых отравлений

Пищевые отравления микробного происхождения

Пищевые отравления микробного происхождения возникают от употребления пищи, содержащей живых микробов или их яды. На долю бактериальных отравлений приходится до 90% случаев всех пищевых отравлений. В основном они возникают летом, так как теплое время года способствует быстрому размножению микро­бов в пище.

Отравления, вызванные живыми бактериями, попавшими в орга­низм с пищей, называют пищевыми токсикоинфекциями. К этой группе отравлений относят сальмонеллез и отравление условно-патогенными микробами. Особенностью этих заболеваний является то, что образование яда (токсина) происходит в организме чело­века, куда микробы попадают вместе с пищей. Отравления, вызван­ные ядами, накопившимися в пище в процессе жизнедеятельности бактерий, называют пищевыми интоксикациями. К ним относят бо­тулизм и стафилококковое отравление.

Сальмонеллез — это заболевание, вызванное микробами— сальмонеллами, возникает через 3—5 ч после приема пищи, обсе­мененной бактериями. В кишечнике сальмонеллы вызывают воспа­лительный процесс его слизистой оболочки. При гибели бактерий выделяется токсин, который вместе с живыми микробами всасыва­ется в кровь. У больного наблюдается тошнота, рвота, боли в живо­те, понос, головная боль, головокружение, высокая температура (38—39°С). Заболевание длится 2—7 дней. Смертность при сальмонеллезе .составляет 1%. После выздоровления наблюдаются слу­чаи бактерионосительства.

Сальмонеллы — короткие подвижные палочки, не образующие спор, условные анаэробы, получившие название по имени ученого Сальмона, открывшего их. Оптимум развития их 37°С, они хорошо развиваются при комнатной температуре, приостанавливают, разви­тие при 4°С, погибают при 70—75 0 С в течение 30 мин, во внешней среде стойки.

Источником распространения сальмонелл являются живот­ные: крупный и мелкий рогатый скот, свиньи, лошади, птица, особенно водоплавающая, собаки, грызуны. С испражнениями этих животных сальмонеллы попадают в почву и воду.

Причины загрязнения пищевых продуктов сальмонеллами раз­ные. На предприятия общественного питания могут поступать про­дукты, обсемененные сальмонеллами (первичное обсеменение). К таким продуктам относят мясо, птицу, яйца, молоко, рыбу. Чаще всего вызывают сальмонеллез мясо и мясопродукты. Заражение мяса может происходить при жизни животного (при истощении, утомлении). При вынужденном убое таких животных мясо всегда оказывается зараженным сальмонеллами. Заражение мяса возмож­но и во время убоя ц при разделке туш путем загрязнения его со­держимым кишечника.

Птица, особенно водоплавающая (гуси, утки), заражается та­ким же путем, что и мясо. Яйца птицы, особенно гусиные и утиные, инфицируются во время формирования и снесения, молоко во вре­мя, дойки и обработки. Рыба заражается через водоемы, в ее мы­шечную ткань сальмонеллы проникают из кишечника.

Сальмонеллез может возникнуть от вторичного, обсеменения пи­щи в случае нарушения санитарных правил приготовления и хра­нения ее.Наиболее возможно вторичное обсеменение блюд, приготавливаемых после тепловой обработки: студня, заливных, мясных фаршей для блинчиков и пирожков, паштетов, салатов, вине­гретов. Способствуют возникновению сальмонеллеза также нару­шение правил личной гигиены, мухи, грязная столовая посуда и кухонный инвентарь, особенно разделочные доски.

Для предупреждения сальмонеллеза необходимо:

Проводить обследование поваров на бактерионосительство не реже одного раза в год.

Строго соблюдать правила личной гигиены повара, обращая особое внимание на чистоту рук.

Тщательно мыть столовую посуду, кухонный инвентарь, со­блюдать маркировку разделочных досок.

Быстро вести процесс приготовления рубленых полуфабрика­тов, в том числе и из котлетной массы, не допуская тем самым раз­множения сальмонелл.

Тщательно проваривать и прожаривать мясные и рыбные блюда, особенно изделия из котлетной массы.

Проводить вторичную тепловую обработку скоропортящихся мясных блюд (студня, заливных, фаршей для блинчиков, паштетов, отварного мяса и птицы после нарезки) в процессе их приготовле­ния.

Первичную обработку свежей рыбы проводить по операциям, не допуская обсеменений ее содержимым кишечника.

Яйца водоплавающей птицы применять только в хлебопекар­ной промышленности, куриные яйца перед использованием мыть, яичный меланж класть только в тесто.

Молоко кипятить, простоквашу-самоквас использовать толь­ко в тесто, а непастеризованный творог — для приготовления блюд, подвергаемых тепловой обработке.

Предохранять салаты, винегреты и другие холодные блюда от загрязнения руками в процессе их приготовления, хранить эти блюда в заправленном виде не более 1 ч.

Хранить всю готовую пищу не более установленных сроков при температуре 4—8°С или в горячем виде не ниже 65°С; прово­дить повторную тепловую обработку долго хранящейся пищи.

Отравления условно-патогенными микробами возникают от попадания в организм человека с пищей большого количества кишечной палочки или микроба — протея. Отравление протекает по типу сальмонеллезных токсикоинфекций, но менее тяжело. Кишечная палочка и протей обитают в желудочно-кишечном тракте человека и животных, широко распространены в при­роде. Пищевые отравления возникают только при сильном загряз­нении продуктов этими микробами. При незначительном обсемене­нии пищи отравление не происходит, поэтому эти микробы названы условно-патогенными.

Кишечная палочка, попадает в пищевые продукты при наруше­нии правил личной гигиены, особенно с грязных рук повара, при нарушении санитарных правил приготовления и хранения пищи, при антисанитарном содержании рабочих мест, цеха, кухонного инвентаря.

Количество кишечной палочки, обнаруженной при санитарном исследовании оборудования, посуды, инвентаря, рук повара и пи­щи, является показателем санитарного состояния предприятия об­щественного питания.

Меры предупреждения токсикоинфекций, вызванных кишечной палочкой и протеем, сводятся к следующему:

Устранение причин, вызывающих загрязнение продуктов микробами.

Предупреждение размножения микробов.

Тщательная тепловая обработка пищевых продуктов.

Правильное хранение пищи.

Ботулизм — это отравление, вызываемое пищей, содержащей сильнодействующий яд микроба — ботулинуса. Отравление возникает в течение суток после приема заражешюй пищи.

Основными признаками заболевания являются двоение в гла­зах, ослабление ясности зрения (ощущение тумана, сетки перед глазами), головная боль, неустойчивая походка. Затем может на­ступить потеря голоса, паралич век, непроизвольное движение глазных яблок, напряжение жевательных мышц, паралич мягкого неба, нарушение глотания. Без своевременно начатого лечения мо­жет наступить смерть от расстройства дыхания. При отсутствии лечения специальной сывороткой смертельные исходы заболевания достигают 70%.

Ботулинус — спороносная, длинная палочка (бацилла), под­вижная, анаэроб, не стойкая к нагреванию, погибает при 80°С в течение 15 мин. В неблагоприятных условиях ботулинус образует очень стойкие споры, которые выдерживают нагревание до 100°С в течение 5 ч, задерживают свое развитие в кислой среде, погиба­ют при 120°С в течение 20 мин (стерилизации). Попадая в пище­вые продукты, споры в благоприятных условиях прорастают в ве­гетативную клетку (палочку ботулинуса), которая в течение суток при температуре от 15 до 37°С и отсутствии воздуха выделяет ток­син — сильный яд. Смертельной дозой его для человека считается 0,035 мг. Развитие ботулинуса сопровождается образованием угле­кислого газа и водорода, о чем могут свидетельствовать вздутые крышки консервных банок (бомбаж). Токсин образуется в глубо­ких слоях продукта, в основном не изменяя его качества, отмечает­ся лишь легкий запах прогорклого масла. Разрушается токсин по всей глубине продукта при нагревании до 100°С в течение 1 ч. Ботулинус в природе встречается в почве, в морском иле, воде, об­наруживается в кишечнике рыб и животных.

При нарушении санитарных правил приготовления и хранения пища может обсеменяться ботулинусом. В основном ботулизм вы­зывается различными баночными консервами, особенно домашнего приготовления, из-за недостаточной стерилизации их, окороком, ветчиной, колбасами вследствие неправильного хранения, рыбой, особенно осетровых пород, в результате нарушений правил улова, разделки и хранения ее.

Для предупреждения ботулизма на предприятиях общественно­го питания необходимо:

Проверять все баночные консервы на бомбаж и хранить их в холодильном шкафу; в домашних условиях не допускать приготов­ления баночных консервов из грибов, так как они обсеменены спо­рами ботулинуса.

Принимать свежую осетровую рыбу только в мороженом виде; ускоренно вести процесс ее обработки.

Хранить ветчину, окорока, колбасы при температуре 4—8°С, строго соблюдать сроки реализации.

Соблюдать правила санитарного режима и тщательной теп­ловой обработки в процессе приготовления пищи. i

Соблюдать условия, сроки хранения и реализации готовой пищи.

Стафилококковое отравление представляет собой острое заболевание, возникающее в результате употребления пи­щи, содержащей токсин стафилококка. Заболевание возникает спустя 2—4 ч после приема зараженной ядом пищи, сопровождает­ся режущими болями в животе, многократной обильной рвотой, общей слабостью, головной болью, головокружением при нормаль­ной температуре тела. Длится отравление 1—3 дня. Смертельных случаев не бывает. Возбудитель отравления — золотистый стафи­лококк, образующий колонии в виде гроздей винограда золотисто­го цвета, неподвижен, погибает при 70°С в течение 30 мин. Попадая на различные пищевые продукты, особенно с высокой влажностью и содержащие крахмал и сахар, стафилококк при температуре от 15. до 37°С как в присутствии воздуха, так и без него, размножает­ся и выделяет яд. При этом качество продукта не изменяется. Яд обезвреживается кипячением при 100°С в течение 30 мин. Золоти­стый стафилококк широко распространен в природе. Особенно много его на загноившихся ранах человека и животных.

Основные продукты и причины, вызывающие это отравление, следующие: молоко и молочные продукты (творог, простокваша, кефир, сырки и т. д.), зараженные микробами через гнойники на вымени коров или руках доярок; кремовые кондитерские изделия и любая готовая пища, обсемененные стафилококком больными (гнойничковыми заболеваниями кожи или ангиной) кондитерами или поварами; рыбные консервы в масле, загрязненные микробами в процессе приготовления.

Для предупреждения стафилококкового отравления необ­ходимо:

Систематически проверять поваров и кондитеров на наличие гнойничковых заболеваний кожи, ангины и воспаления верхних дыхательных путей.

Строго соблюдать температурный режим тепловой обработкивсех блюд и изделий.

Хранить готовую пищу не более установленного срока при температуре 4—8°С или в горячем виде не ниже 65°С.

Обязательно кипятить молоко, использовать непастеризован­ный творог для блюд, подвергаемых тепловой обработке, а про­стоквашу-самоквас — только в тесто; кисломолочные продукты (кефир, ряженка, простокваша, ацидофилин) наливать в стаканы из бутылок, не переливая в котлы.

Хранить кондитерские изделия с кремом при температу­ре 4°С, соблюдать сроки их реализации — не более 36 ч с масля­ным кремом и не более 6 ч с заварным кремом (в летнее время не готовить).

Хранить рыбные консервы в масле при температуре не выше 4°С.

Микотоксикозы

Микотоксикозы — отравления, возникающие в результате по­падания в организм человека пищи, пораженной ядами микроско­пических грибов. Возникают микотоксикозы в основном от употре­бления зараженных продуктов из зерна и зернобобовых культур. К отравлениям этой группы относят эрготизм, фузариоз, афлотоксикоз.

Эрготизм — хроническое пищевое отравление, вызываемое спорыньей. Этот гриб паразитирует на колосьях ржи и пшеницы в виде темно-фиолетовых рожков. Попадая в организм с хлебом, блюдами из круп, яд спорыньи поражает нервную систему и вызы­вает Нарушение кровообращения. Для предупреждения эрготизма необходимо тщательно очищать продовольственное зерно от спо­рыньи. Согласно ГОСТу содержание ее в муке допускается не бо­лее 0,05%. На предприятиях общественного питания муку необхо­димо просеивать, а крупы перебирать.

Афлотоксикоз — отравление, вызванное ядами микроско­пических грибов при употреблении арахиса и продуктов из пшени­цы, ржи, ячменя, риса, увлажнившихся и заплесневевших в про­цессе хранения. Для предупреждения этого отравления необходи­мо соблюдать условия хранения муки, крупы, арахиса.

Пищевые, отравления немикробного происхождения

Отравления этой группы составляют около 10% от общего ко­личества отравлений. Согласно классификации отравления немикробного происхождения делят на:

1) отравления продуктами, ядо­витыми по своей природе, — грибами, ядрами косточковых плодов, сырой фасолью, некоторыми видами рыб;

2) отравления продукта­ми временно ядовитыми — картофелем, рыбой в период нереста;

3) отравления ядовитыми примесями — цинком, свинцом, медью, мышьяком.

Отравление грибамив основном носит сезонный характер, потому что чаще наблюдается весной и в конце лета при их массовом сборе и употреблении. Ядовиты строчки, бледная поган­ка, мухоморы, ложные опята и целый ряд других грибов. Отравле­ния грибами очень опасны. Так, употребление бледной поганки вы­зывает смертельные исходы в 90% случаях. Меры предупреждения этих отравлений сводятся к тому, чтобы на предприятия общест­венного питания сушеные, соленые и маринованные грибы поступали отсортированными по видам.

Отравления ядрами косточковых плодов воз­никают из-за присутствия в них гликозида амигдалина, который при гидролизе в организме человека образует синильную кислоту. На предприятиях общественного питания запрещают использовать ядра слив, персиков, абрикосов, вишен и горького миндаля в про­изводстве кондитерских изделий.

Отравление сырой фасолью объясняется наличием в ней яда физина, который разрушается, при тепловой обработке. Отравления чаще возникают от употребления фасолевой муки и концентратов. В процессе приготовления пищи из этих продуктов следует особое внимание уделять тепловой обработке.

Отравления некоторыми видами рыб возника­ют, так как икра, молоки рыбы маринки, усача, иглобрюха ядови­ты. На предприятия общественного питания эти виды рыб должны поступать выпотрошенными.

Отравление проросшим картофелем вызвано присутствием в нем гликозида соланина, содержащегося в глазках ц кожице клубней. Особенно много соланина в недозревшем, про­росшем и позеленевшем картофеле. С целью профилактики этого отравления необходимо хорошо очищать и дочищать глазки кар­тофеля. Весной сильно проросшие клубни следует варить только очищенными, их отвары использовать нельзя.

Отравление цинком возникает при использовании оцин­кованной посуды для приготовления и хранения пищи. Согласно санитарным правилам, на предприятиях общественного питания эту посуду применяют только для хранения сыпучих продуктов и воды.

Отравление свинцом возможно при использовании для приготовления пищи ложечкой и керамической глазурованной посуды. Согласно санитарным нормам, содержание свинца не должно превышать в полуде 1%, а в глазури гончарных изделий 12%.

Отравление медью возникает при пользовании нелу­женой медной посудой, которая на предприятиях общественного питания запрещена.

Отравление мышьяком наблюдается в случае попа­дания его в пищевые продукты при небрежном хранении мышьяко­вистых препаратов или при употреблении овощей, плодов, обрабо­танных ядохимикатами, содержащими мышьяк. Мерами профи­лактики этого отравления являются тщательная мойка овощей, плодов и контроль за хранением ядохимикатов.

Вопросы для повторения:

1. Каковы причины обсеменения пищевых продук­тов сальмонеллами? 2. В каких случаях кишечная палочка вызывает пищевые отравления? 3. Каковы меры предупреждения ботулизма? 4. При каких услови­ях стафилококк размножается на пищевых продуктах и выделяет яд? 5. Како­вы санитарные правила обработки проросшего картофеля? 6. В каких случаях возникает отравление цинком и медью? 7. Какие санитарные требования предъ­являются к соленым грибам, поступающим на предприятия общественного пи­ния?


-80%

Читайте также: