Род и родословие конспект занятия в подготовительной группе

Обновлено: 07.07.2024

Цель: воспитание любви и уважения к родным и близким, знание своей фамилии, имени и отчества родителей, своего рода и родословной.

- активизировать словарь детей на основе углубления знаний о своей семье;

- совершенствовать диалогическую и монологическую речь;

- продолжать формировать умение вести координированный диалог между воспитателем и ребёнком;

- закреплять умение согласовывать имена прилагательные с именами существительными в роде и числе;

- закреплять знания о родственных связях слов;

- развивать понимание логико-грамматических конструкций;

- учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами;

- вызывать желание рассказывать о взаимоотношениях между детьми и взрослыми в семье, желание поделиться своими мыслями, чувствами о своей семье;

- воспитывать у детей любовь и уважение к членам своей семьи, желание высказывать свои чувства близким людям.

- формировать представление о семье, как о людях, которые живут вместе;

воспитывать желание заботиться о близких , развивать чувство гордости за свою семью.

Материал: плоскостные изображения деревьев, листочки с фотографиями членов семьи каждого ребёнка; набор картинок по теме "Семья"; семейные гербы, нарисованные на листе бумаги.

Предварительная работа: рассматривание семейных альбомов с фотографиями; беседа по фотографиям; рассказы детей о членах своей семьи; разучивание индивидуальных стихов; подготовка плоскостных изображений деревьев и фотографий членов семей; совместная работа с родителями по составлению семейного древа; чтение художественной литературы.

"Собрались все дети в круг.
Я - твой друг и ты - мой друг.
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся ."

- Сегодня мы собрались все вместе, как одна большая дружная семья.

Что такое семья?
Папа, мама и я,
И сестренка моя-
Вот и вся у нас семья:
- Ну а как же бабушка?
- Ну а как же дедушка?
Что такое семья?
Папа, мама и я,
Баба Зоя, баба Зина, дедушка Егор, Василий
И сестренка моя
Вот и вся у нас семья.

- Как назвать одним словом этих людей: папа, мама, сын, дочь, бабушка, дедушка? ( Ответы детей).

- А что написано о семье в словаре Ожегова? ( Чтение определения семьи в словаре).

- Сегодня мы поговорим о семье и о том, как нужно относиться к своим самым близким людям.

Никто не знает, как возникла первая семья. Раскопки в древних пещерах показывают, что мужчины, женщины и дети жили вместе небольшими группами. Эти первобытные "семьи" не были похожи на современные. Вместе люди хранили огонь и защищались от диких зверей.

Потом образ жизни людей стал меняться. Так появились семьи, похожие на те, что мы видим сейчас. В них отец приносил пищу, а мать заботилась о доме, муже и детях. Вдвоём было легче оберегать и воспитывать потомство, вести хозяйство. Подрастая, дети начинали помогать родителям. Примерно так распределяются обязанности в семье и сейчас.

Семья нужна человеку, пожалуй, больше чем другим живым существам. И это потому, что новорождённый малыш - одно из самых беспомощных созданий. Он должен быть накормлен и защищён. А семье сделать это намного легче.

Развитие лексико-грамматических категорий.

- А знаете ли вы, кем члены семьи приходятся друг другу? Давайте проверим.

Мальчик для папы и мамы кто?

Мальчик для дедушки и бабушки?

Девочка для папы и мамы?

Девочка для дедушки и бабушки?

Папа для дедушки и бабушки?

Мама для дедушки и бабушки?

Мальчик для девочки в семье кто?

Девочка для мальчика в семье кто? (Ответы детей).

- У каждого в семье есть родные и дорогие люди.

Дидактическая игра "Подбери признаки"

- А какие же они, родные и дорогие нам люди?

Подберите как можно больше слов, которые расскажут о маме, папе, дедушке, бабушке и т. д.

Мама (какая?) - добрая, красивая, терпеливая, ласковая, нежная, умная, требовательная:

Папа - строгий, умный, сильный:

Бабушка - старенькая, добрая, отзывчивая, ласковая, доброжелательная, седая:

Дедушка - старый, мудрый, седой:

Сестра - весёлая, задорная, непоседливая, старшая, младшая, маленькая, большая:

Брат - сильный, слабый, маленький, большой, старший, младший, подвижный:

Составление генеалогического древа.

- Дети, посмотрите, на доске дерево. Рассмотрите его. Какой величины листочки вверху, а какие внизу? Вверху - маленькие. А внизу - большие.

Ребята, ваша семья как это дерево и каждый член семьи - листочек. Мы вырастим сейчас дерево семьи каждого из вас. Это дерево без листочков, листочками будут бабушка, дедушка, мама, папа.

Справа папа, слева мама
В серединке я как раз
Сколько будет вместе нас? (Трое. Семья )

- Я покажу вам дерево моей семьи. (Рассказ воспитателя о членах своей семьи)

- А теперь вы будете выращивать своё семейное дерево. (Дети выкладывают листочки с фотографиями членов своей семьи)

- Посмотрите, какие красивые деревья у вас получились, а теперь вы будете рассказывать о своей семье.

Физминутка "Семейная зарядка".

Осенью, весною
Летом и зимою
Мы во двор выходим
Дружною семьёй.
Встанем в круг и по порядку
Каждый делает зарядку.
Мама руки поднимает,
Папа бодро приседает
Повороты вправо - влево
Делает мой братик Сева.
Я сама бегу трусцой
И качаю головой.

Рассказы детей о членах семьи.

Мама.

Много мам на белом свете, всей душой их любят дети.
Только мама есть одна,
Всех дороже мне она,
Кто она?
Отвечу я: это мамочка моя.
(В. Руссу)

(Рассказ 2-3 детей о своей маме, показывая ее портрет)

Папа.

Мой папа красивый
И сильный, как слон.
Любимый, внимательный, ласковый он.
Я жду с нетерпением папу с работы.
Всегда мне в портфеле приносит он что-то.
Мой папа находчивый, умный и смелый
Ему по плечу даже сложное дело.
Его обниму я и тихо шепну:
- Мой папочка, я тебя крепко люблю!
Ты самый заботливый, самый родной,
Ты добрый, ты лучший
И ты только мой!

(Рассказ 2-3 детей о папе, показывая его портрет).

Бабушка.

Мы с моею бабушкой старые друзья.
До чего хорошая бабушка моя!
Сказок знает столько, что не перечесть,
И всегда в запасе новенькое есть.
А вот руки бабушки - это просто клад!
Быть без дела бабушке руки не велят.
Золотые, ловкие. Как люблю я их!
Нет, других, наверное, не найти таких!
(Л. Квитко)

(Рассказ 1-2 детей о своей бабушке, показывая ее портрет).

Дедушка.

Мой дедуля дорогой,
Мы гордимся все тобой!
И скажу я по секрету:
Лучше нет на свете деда!
Буду я всегда стараться
На тебя во всём равняться!
(А. Чурбанова)

(Рассказ 1-2 детей о своем дедушке, показывая его портрет).

Младший брат.

Есть у меня братишка
Смешной такой мальчишка!
Мне во всём он подражает
И ни в чём не уступает.
Если мы играем в мячик,
Я скачу, он тоже скачет,
Я сижу - и брат сидит,
Я бегу - и брат бежит.
Такой смешной мальчишка
Младший мой братишка.
(И. Лопухина)

(Рассказ ребенка о своем младшем брате, показывая его фотографию).

Игровое упражнение "Кто пришёл?"

Кто пришёл?
Мы - мы - мы,
Папа, папа, это ты?
Да - да - да,
Мама, мама, это ты?
Да - да - да,
Братец, братец, это ты?
Да -да - да,
Ах, сестрица, это ты?
Да - да - да,
Все мы вместе?
Да - да - да.

Вы дома, вместе со своими родителями придумали и изобразили герб своей семьи. Давайте на них посмотрим. (Рассматривание семейных гербов и рассказы детей о них).

"Детский сад - моя вторая семья".

- Ребята, вы рассказали про свою семью. У вас получилось замечательно.

- А какие чувства вы испытываете, когда смотрите на членов своей семьи? (Добро, радость, веселье, хорошее настроение, любовь).

- А как вы думаете, почему у вас возникают такие чувства? (Потому, что вы любите своих родителей, мама и папа любят вас ).

- А вы знаете, что у вас есть ещё одна семья, где вас тоже любят, всегда рады встрече с вами, вкусно готовят, играют с вами, проводят интересные занятия, читают, помогают стать сильными и здоровыми. Что же это за вторая семья? (Детский сад).

- А теперь давайте расположим листочки с вашими фотографиями на дереве нашей второй семьи, вырастим дерево нашей группы. Как вы думаете, у нас дружная семья? ( Ответы детей).

- Как хорошо, что у вас у всех есть семья! Вы - самые счастливые дети на свете, потому что в ваших семьях любят друг друга, весело и дружно живут все вместе. Семьи бывают большие и маленькие. Главное, чтобы в семье всегда были мир, дружба, уважение, любовь друг к другу.

Танича); шабло н генеалогическ ого древа для каждого ребё нка, клей,

фотографии родителей, прадеду шек, прабабу шек, дедушек и ба бушек ,

Воспитатель: - Ре бята, скажите, ко го называют родственниками ?

Дети: - Прадеду шек, праба бушек, деду шек, бабушек, папу, маму , братьев и

Воспитатель: - Пра вильно, ребята. Ро дственниками называю т близких по

большая семья. Сам ым уважаемым с читается старш ий по во зрасту член

семьи – это пра дедушки, праба бушки или же де душка с баб ушкой. Как вы

Дети: К ним можн о обратить ся за советом, так как о ни дольше в сех

Воспитатель: Прав ильно ребята, и мы уважаем и л юбим их за то, чт о они

- А теперь, кто х очет рассказать о св оей семье? Из кого она состоит? Как о

вас заботятся в сем ье? Какие чу вства, вы испытывает е к своим родным ?

- Представьте се бе, что вы смо рщенное семечк о ( дети садятся и сжимаются

С весенним тепло м солнышко начи нает пригревать, и семечко начи нает

У него раскрываютс я листочки ( убираю т руки с головы и т янут вверх ).

Появляются вет очки с бутонам и ( руки в стороны, паль цы сжаты ).

Наступает радост ный момент – бу тоны лопаются ( резко разжимаются

Воспитатель: - Ре бята, у меня на столе лежат коле чки. Как вы ду маете,

почему? (размышл яют, в ысказывают свои пред положения). Любой род

можно представить в виде этих к олец. Первое коль цо – это прадеду шка и

прабабу шка. Второе кольцо – это деду шка и бабу шка. Третье коль цо ваши

папы и мамы. Эт о кольцо – дети, т.е. вы. А вот следу ющее – это ваши

Дети: На самом б ольшом кольце – прад едушке и прабабу шке.

Воспитатель: По п ирамидке можно ра ссказать о род ословной любой семь и.

Предлагаю дет ям подойти к доске и ра ссмотреть н арисованное дерев о

Во спитатель: - Пос мотрите на это дерево. У мн огих из вас есть сёстры и

братья, у ваших пап и мам они т оже есть, поэтому большу ю семью всегда

У вас на столе л ежат такие же сх емы и фот ографии, которые вы п ринесли из

дома. Давайте с оставим генеалог ическое древ о своего ро да. Я бу ду работать

со своими ф отографиям и на доске, а вы со своими фотог рафиями за столом.

- Самые старые и пожелтевшие от времени фот ографии – прадеду шек и

прабабу шек – я расположу там, где на схеме обозначены к орни дерева.

- Вот и полу чилось у каждог о из нас своё ге неалогическ ое древо. Кто х очет ,

Занятие о семье для детского сада. Подготовительная группа

Цель: воспитание любви и уважения к членам своей семьи, родным, родственникам, предкам.

Задачи:

— стимулировать проявление познавательного интереса к истории и культуре своей семьи;

— формировать умение моделировать схему родственных отношений.

Ход занятия

Дети. Можно подобрать для выставки книги, альбомы с картинками о семьях, наши игры о семье, родословной, кроссворд о том, кто кем кому приходится в семье.

Воспитатель. Молодцы, как вы все хорошо придумали! Давайте еще раз повторим, какие семейные обычаи были в старину? Как обращались друг к другу в семье? Как ласково, уважительно называли маму, отца, других членов семьи?

Дети. Матушка, батюшка, сестрица, братец, тетушка, дядюшка.

Воспитатель. Какие хорошие, замечательные обычаи! Мы тоже постараемся им следовать, будем поддерживать традиции. В старину люди очень хорошо знали своих родных, родственников, предков. Чтобы вспомнить о том, кто такие предки, послушайте стихотворение.

Кто такие предки?

Рассказать хочу вам, детки,

Кто такие наши предки,

Те, кто были перед нами.

Кто возился в детстве с вами?

Это — мама, это — папа,

Это бабушка и дед,

Это прадед. Он родился

Перед вами за сто лет.

Все, что видим мы сейчас,

Предки сделали до нас:

Лампы, туфли, телефон,

Поезд, стулья, этот дом;

Даже мяч, футбол, штаны

Предки нам изобрели.

Много-много лет назад

Предки начали писать.

От предков мы узнали,

В книгах предки рассказали,

Как возник наш род людской,

И кто был до нас с тобой.

Так кто же такие предки?

Дети. Наши родные, те, кто родился и жил до нас.

Воспитатель. Все верно, предки — это наши родные, которые жили до нас, перед нами. Мы их потомки. Почему нас так называют?

Дети. Мы живем потом, после них.

Воспитатель. Дедушки и бабушки рассказывали внукам о своих родителях, дедушках и бабушках, о предках. Этой традиции тоже нужно следовать, постараться как можно больше узнать о своих предках, сохранять о них память. А что нужно знать, чтобы рассказать другим людям о членах своей семьи, своих родных, родственниках, предках?

Дети. Нужно знать их имена, отчества, фамилии.

Воспитатель. Действительно, прежде всего нужно хорошо знать имена, отчества, фамилии своих родных. Но этого тоже недостаточно. Хорошо, если со временем вы узнаете, где они родились, жили, работали, каких успехов достигли.

Как вы думаете, у людей, изображенных на рисунке, есть имена?

Мы не знаем, как их звали, но мы можем придумать каждому из членов этой семьи имена, красивые, старинные, как в сказках.

Дети предлагают имена, обсуждают свой выбор и с учетом мнений большинства дают имена героям.

Надо помнить: не имя красит человека, а человек имя. От того, какой человек, зависит отношение к нему окружающих. Давным-давно у людей не было фамилий, а были только имена. Но одинаковые имена встречаются довольно часто. Что люди использовали, чтобы было понятно, о ком идет речь?

Дети. Отчества, прозвища.

Воспитатель. Правильно. Например, Иван Петрович Кузнецов: сын Петра — Петров (сын), внук кузнеца — Кузнецов (внук).

Воспитатель показывает рисунок, изображающий кузнеца за работой.

Предком этой семьи был искусный кузнец. Он передал своим потомкам не только секреты кузнечного мастерства, но от его ремесла, его профессии произошла и фамилия — Кузнецовы. Так появился род Кузнецовых. Так кого же объединяет род?

Дети. Родственников с одинаковой фамилией.

Дети. С дедушек и бабушек.

Воспитатель. Почему нужно начать с дедушек и бабушек? Дети. Потому что они самые старшие в семье.

Дети прикрепляют листочки с именами членов семьи Кузнецовых на родословное дерево, расположенное на доске или мольберте в следующем порядке (в направлении снизу вверх): первый горизонтальный ряд: дедушка, бабушка; второй горизонтальный ряд: отец, мать, брат отца; третий горизонтальный ряд: сыновья, дочь, племянница. В результате получается схема родственных отношений.

Воспитатель. Как вы думаете, с чем можно сравнить семью Кузнецовых?

Дети. С деревом.

Воспитатель. Да, эту семью можно сравнить с ветвистым крепким деревом, у которого есть корни — люди, стоящие в начале рода; есть ствол — ближние и дальние родственники; есть ветки — родители; есть маленькие молодые веточки — дети. Посмотрите, имена выстроились тремя рядами. Каждый из этих рядов указывает на поколение: поколение бабушек и дедушек, поколение родителей, поколение детей. Поколение объединяет людей примерно одного возраста. Сколько поколений семьи Кузнецовых получилось на схеме?

Дети. Три поколения.

Воспитатель. Ребята, как вы думаете, можно ли назвать эту семью дружной?

Дети. Да.

Воспитатель. Почему вы так думаете?

Дети. Потому что они друг другу помогают, относятся друг к другу вежливо, внимательно, заботливо, они любят друг друга.

Дети. В семье все помогают друг другу делать трудную работу.

Воспитатель. Да, так говорили в старину о тяжелой работе, которую может выполнить только дружная группа людей. В то время работы по хозяйству выполняли все члены семьи от мала до велика. Предлагаю поиграть в игру, в которой рассказывается о такой помощи друг другу.

Дети поочередно разгибают пальцы обеих рук, собранные в кулак.

Мама, папа, внук и дед

Собрались варить обед.

Тебе — мясо тушить,

Тебе — капусту рубить,

Тебе — борщ варить,

Тебе — тесто месить,

А тебе — печку топить!

Воспитатель. Ребята, как вы думаете, трудную работу легче и быстрее выполнить, когда работает один палец или когда все пальчики одновременно?

Дети. Когда работают все пальчики.

Воспитатель. Вот так и в жизни бывает: любую работу в семье, даже самую тяжелую, можно выполнить легко и быстро, если делать ее вместе. Какие вы знаете стихотворения, в которых рассказывается о таких дружных семьях?

Ребенок

Мы затеяли ремонт:

Папа белит потолок,

Клеит брат обои,

Чистим каждый уголок

Мы с сестренкой Олей.

Мусор бабушка метет,

Дедушка ведро несет

Ловко красит рамы.

Помогает даже пес:

Тряпку с кухни он принес!

Воспитатель. Ребята, а как вы помогаете дома своим родителям?

Дети. Убираем посуду после еды, моем ее, подметаем пол, помогаем вынести мусор, подержать инструмент.

Воспитатель. Почему нужно помогать маме и папе по дому?

Дети. Чтобы они успели отдохнуть, успели поиграть с нами, посмотреть телевизор, почитать интересную книгу.

Воспитатель. Правильно, ребята, если все в доме делается вместе, папа и мама успевают поиграть с детьми, погулять во дворе, посмотреть телевизор, почитать книгу. В дружной семье все счастливы, радуются при встрече, скучают в разлуке, проявляют внимание и заботу по отношению друг к другу Вспомните, пожалуйста, пословицы и поговорки о таких дружных семьях.

Воспитатель. Молодцы, ребята, много пословиц вспомнили о дружных семьях. Чем дружнее семья, тем крепче дерево жизни человека. А теперь послушаем стихотворение о дружной семье.

Ребенок

Очень люблю, когда все собираются,

Белою скатертью стол накрывается.

Дедушка с папою, бабушка с мамою, братик и я,

Мы называемся вместе — семья!

Дети. В семье с уважением относятся к своим родителям, предкам, все заботятся друг о друге, поздравляют с праздниками, берегут семейные реликвии, родственники всегда помогают друг к другу.

Воспитатель.Все верно, если в семье помнят о своих корнях, берегут семейные реликвии, если не забывают о ближних и дальних родственниках, поздравляют их с праздниками, пишут письма, если заботятся о своих родителях — такой семье не страшны бури и невзгоды, неприятности и печали, потому что она крепкая, как дерево, в ней корни, ствол и веточки поддерживают друг друга. Ребята, чем мы с вами сегодня занимались?

Дети. Составляли родословную семьи Кузнецовых.

Воспитатель. А что такое родословная?

Дети. Родословная — это рассказ о семье.

Воспитатель. Сегодня мы познакомились с замечательной старинной традицией — ведением родословной. На следующих занятиях вы составите родословные своих семей. Ребята, как же мы можем помочь Людмиле Николаевне интересно оформить в библиотеке выставку для детей о ведении родословной?

Воспитатель. Молодцы, я думаю, что все это поможет Людмиле Николаевне подготовить интересную выставку для детей. Сегодняшнее занятие мне хочется закончить замечательной песней о дружной семье.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Этот конспект посвящен очень важной теме для каждого ребенка его семья и родословная !

Конспект занятия в подготовительной группе

Цель: расширение представлений детей об истории семьи в контексте истории родной страны.

Закреплять представления о родственных отношениях и взаимосвязях.

Уметь составлять генеалогическое древо

Воспитывать любовь и уважение к членам своей семьи.

Предварительная работа

1. Ознакомление с окружающим

б) Сделать презентацию своего семейного древа.

Методическое обеспечение

- фотографии членов семьи

- рисунок дерева (на каждого ребёнка)

- кружки красного и зелёного цвета

- панно с изображением дерева.

Методика проведения:

Послушайте загадку: большая, дружная семья, огород, осенний овощ.

Сегодня мы поговорим о семье. Как вы понимаете, что такое семья? (ответы детей)

Возьмите кружки и, разложите их на столе по количеству ваших родственников. Красные кружки родственники женского пола, зелёные кружки родственники мужского пола.

Саша, ты положил три кружка. У вас такая маленькая семья, перечисли, пожалуйста.

Скажите, а семья- это только родственники, которые живут с вами вместе?

Подвожу детей к понятию, что все родственники: родители, сёстры, братья, бабушки, дедушки, прабабушки, прадедушки – это все одна семья.

Шесть лет тому назад вы появились на свет, затем сделали первый шаг, сказали первое слово, пошли в детский сад – это ваша, хоть и маленькая, но история.

У каждого из ваших родственников тоже есть своя история: где они родились, где учились, кем работали/работают, какие у них увлечения, традиции.

Вместе это уже семейная история. Семейная история, по-другому, родословная.

Родословная – слово о роде.

Род – это все ваши родственники.

Разложите фотографии членов семьи от самого младшего до самого старшего, используя кружки разного цвета.

- Кто самый старший в вашей семье?

- Кто самый младший?

- Кто ты для дедушки?

- Для мамы ты кто?

- А ты кто для сестры?

- А твоя сестра кто для твоей бабушки? (ответы детей)

А теперь послушаем ваши рассказы о родственников.

(обратить внимание, знают ли дети своих предков дальше бабушки и дедушка).

Самый старший у Семёна прадедушка. Но когда-то прадедушка сам был ребёнком, и у него тоже были родители. А Семён о них ничего не знает.

Семён, тебе интересно было бы узнать, кто у твоего прадедушки были родители, чем они занимались? Расспроси прадедушку об этом.

А кто ещё хотел бы узнать о родственниках, которых нет рядом с вами?

Расспросите своих родителей, дедушку, бабушку, им будет очень приятно.

Мы должны знать всех своих родственников.

Генеалогия – наука о родословной человека.

У вас есть родители, у ваших родителей тоже есть родители и так бесконечно.

Как вы думаете, для чего люди составляют родословные?

Легко ли составить родословную своей семьи?

Я постараюсь ответить на такие сложные вопросы.

(Показ панно с деревом)

Как растёт дерево? Где у него корни? Где ветки больше, где меньше?

Показ сопровождаю рассказом о членах своей семьи, называя имя, отчество, фамилию, профессию каждого из них.

Вот я вырастила древо своей семьи.

Мы с вами ещё не обо всех своих родственниках знаем.

Вам интересно узнать? Мне тоже.

Послушайте, что расскажет о своей семье Влада (читает стихотворение)

У нас дружная семья -

Папа, мама, брат и я.

Вместе мы идём в кино

Нам понравилось оно.

Вместе мы идём гулять

Свежим воздухом дышать. Папа, мама, брат и я –

Очень дружная семья.

Вы рассказали много интересного о своей семье. Каждый член семьи заботится друг о друге, помогает друг другу.

Читайте также: